В ходе процесса развития компьютерных технологий машины научились выполнять широкий круг задач, ранее доступный только человеку. Это и работа на производстве, и анализ данных, и вождение автомобиля. Дошло до того, что люди начинают опасаться потери работы — ведь роботы не устают и не бастуют, а функционируют круглосуточно. Но в большинстве случаев, когда идет речь о замещении роботами человека, подразумевается все же производство. И мало кто опасается нашествия роботов-писателей.

А компьютеры уже пишут романы, и справляются с этим очень даже неплохо. Одна из программ, созданная японскими разработчиками, написала короткий роман, который вышел в финал литературного конкурса имени Хоси Синъити. Программа при написании своего произведения получила набор входных данных: примерная сюжетная линия, пол персонажей, ряд фраз и предложений, которые нужно использовать в ходе работы. После этого система начала творческую работу. Готовый роман получил название «День, когда компьютер напишет роман» (The Day A Computer Writes A Novel).

Жюри, оценивающее работы, знало, что этот роман написан компьютером. Да и вообще доступ к участию в конкурсе имени Хоси Синъити открыт для ИИ в течение нескольких лет. Сейчас из 1450 работ 11 были написаны компьютерами. Но только один роман, который не был создан человеком, добрался до финала конкурса. «Я был удивлен работой, поскольку это был хорошо структурированный роман. Но здесь есть некоторые проблемы, которые нужно решить для получения премии, например, прорисовка персонажей», — сообщил один из судей конкурса.

По мнению многих экспертов, в будущем ИИ сможет не только решать задачи, у которых есть ответ (например, играть в шахматы и го), но и работать в качестве писателей, проявлять активность в сферах, где требуется креативность, интуиция, способность действовать алогично. Как бы там ни было, уже ясно, что молодой и неокрепший ИИ требует защиты от внешнего влияния — например, чат-бот — подросток, запущенный в Twitter для общения с людьми, быстро стал расистом.

Комментарии (40)


  1. Vjatcheslav3345
    27.03.2016 00:16

    Тема машинного творчества очень интересна с точки зрения авторского права (и отчислений): вот представьте, — недалёкое будущее, в нём существуют адаптивные сериалы для домохозяек. В этом будущем человек сам управляет сюжетом и виртуальной реальностью, генерируемым по его заказу компьютером (личная "Матрица") получая таким образом уникальный, не совпадающий, и в принципе не способный совпасть, ни с одним первоначальным экземпляром продукта, купленным у автора или правообладателя такого сериала. С общей точки зрения — он — соавтор этого продукта, занимающийся творчеством, да ещё и изменяющий по своему усмотрению материал, который обычно без разрешения правообладателя менять нельзя. Здесь ситуация с авторскими правами и отчислениями непонятна — кто тут автор, нарушитель, и кто кому должен платить.
    А с экономической точки зрения машинная генерация творческих произведений и виртуальной реальности а ля "Матрица" может снять остроту проблемы охраны авторских прав — правообладателям проще будет заниматься генерацией все новой и новой порции творческого контента, чем гоняться за пиратами "экспроприирующими" стремительно устаревающий материал, который, в случае, например, с виртуальной реальностью может устаревать за минуты — например, в ней разыгрываются выборы президента но эволюция виртуальной реальности не останавливается ни на секунду и вскоре даже самые яркие эмоциональные эпизоды становятся всего лишь частью её истории, как это происходит в реальной жизни.


    1. Zenitchik
      27.03.2016 01:11

      Адаптивный сериал будет лицензироваться по тому же принципу, по которому компьютерные игры. Продукт — это одно, геймплей, автором которого является сам юзер — другое, а моды на скриптовом языке — третье.


  1. rhynn
    28.03.2016 12:19

    «Путешествие первое А, или Электрибальд Трурля» (С.Лем, «Кибериада»)
    Прошло немного времени, и слух об электрическом барде достиг ушей настоящих, я хочу сказать обыкновенных, поэтов. Возмущенные до глубины души, они решили не замечать машины, однако нашлось среди них несколько любопытных, отважившихся тайком посетить Электрибальда. Он принял их учтиво, в зале, заваленном исписанной бумагой, так как сочинял днем и ночью без роздыху. Поэты были авангардистами, а Электрибальд творил в классическом стиле, ибо Трурль, не очень-то разбиравшийся в поэзии, основывал «вдохновляющие» программы на произведениях классиков. Посетители высмеяли Электрибальда, да так, что у него от злости чуть не полопались катодные трубки, и ушли, торжествуя. Машина, однако, умела самопрограммироваться, и был у нее специальный контур усиления самоуверенности с предохранителем в шесть килоампер, и в самый короткий срок все изменилось самым решительным образом.


  1. WASPHOB
    28.03.2016 18:07

    Жюри были в курсе, что роман написан машиной. А если учитывать любовь японцев к технологиям, то выход в финал более-менее читабельного романа не удивляет. Даже если этот ход был просто данью уважения к ИИ. Совсем ведь другой менталитет, стоит помнить об этом.


  1. Astartan
    28.03.2016 18:17

    Потом этот ИИ немного пофиксят, и отправят работать в Министерство Правды.


  1. robprane
    28.03.2016 18:17

    Не знаю, как должен выглядеть сам роман, но история напомнила рассказ «Сила воображения» Клиффорда Саймака. Кто знает, может, Саймак нехотя предсказал будущее о том, что писателям останется всего-то вносить изначальные данные в свои машины.


  1. Vjatcheslav3345
    28.03.2016 19:58

    Возможно в недалёком будущем мы увидим вместо соревнований по го между машиной и человекой (тьфу, то есть человеком!) — поэтическое состязание или конкурс (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0).
    А вообще машинное творчество открывает новые возможности — например, сейчас есть такая примитивная штука как чат боты, а в будущем, можно будет любого героя книги "вызвать на ковер", заставив объяснить свои действия и поступки, мысли. Дальше — больше, моделируем, например, литературных персонажей, и школьник на уроках литературы не портит глаза читая многотомья а общается с героями классики (Печорин, Каренина, Татьяна, Джульетта) так же легко, как с дядей васей с лавки у подъезда, узнаёт их историю из их уст и, в конечном счете, научиться лучше понимать, любить и уважать людей, лучше понимать человеческую жизнь.
    Ведь какая разница — генерирует программа текст или звуки речи и внешность и поведение моделируемой личности.


    1. bobermai
      28.03.2016 23:09

      Хм… Что-то вспоминается байка про девочку из богемной семьи, которая, получив задание написать сочинение на тему "О чем думал писатель, когда писал то-то", спросила об этом самого писателя, бывшего у них в гостях. За сочинение получила двойку с формулировкой "он не об этом думал".
      Прелесть хороших книг как раз в том, что они оставляют после себя вопросы. Не надо сводить их к набору утвержденных ответов.