Этот самый мой коллега пояснил мне, что командная работа поощряется намного больше, чем индивидуальная, особенно внутри ИТ отдела. Поэтому необходимо постоянно общаться о прогрессе работы, принимаемых решения, проблема и вопросах, которые возникают в ходе работы внутри команды. Так как попросту «одна голова хорошо, а две лучше». При этом надо учесть, что мы работали по методологии Скрам, и коммуникации проходили ежедневно, но этого было не достаточно.
Итак, первый вывод.
Нельзя взять на себя большой кусок работы, предположить, что ты один ответственен за него, и предоставить результаты только по завершению. Наивно предполагая, что тебя за это похвалят и продвинут. В Австрии необходимо постоянно рассказывать о том, что ты делаешь и приукрашивать, несколько продавать свою работу постоянно, чтобы поднять ее значимость.
К слову сказать, точно такой же случай произошел в соседнем ИТ отделе, где работала моя коллега с Украины, уровня консультанта I или II. Она взяла на себя достаточно большой объем работы, который не был успешно завершен коллегой из Франции Сениор уровня до этого. Она решила, что сможет «проявить» себя и завершить этот кусок самостоятельно, без сторонней помощи. Такой подход практически запрещен в Австрии.
По результатам этих событий, наши австрийские коллеги порешили, что это такой «русский стиль» работы, «взвалить на себя работу и действовать самостоятельно». И тут я полностью согласна с ними, в российских консалтинговых компаниях, университета и школах очень сильно поощряется индивидуальная работа. Мы всегда оцениваем за индивидуальную работу. В Австрии групповая работа составляет значительную часть занятий в университете. Для меня по началу это даже была проблема, мне сложно мыслить коллективно. Не понятно, кто же ответственен за результат? А в команде ответственность расплывается.
И мы переходим ко второй особенности австрийского рабочего менталитета – «расшаренная ответственность». Это такая ответственность, которая постоянно плавно снимается и исполнители стараются максимально уклониться ответственности.
Поэтому «team work» как раз соответствует такому подходу. Никто никогда не поднимите вопрос — кто это натворил, если в работающей системе произошел сбой. Просто начнут быстро все восстанавливать. Тот кто виноват и сам знает, поэтому он либо сам первым вызовет ремонтировать систему, либо укажет на причину. Чаще всего о проблеме просто говорят, что вот она возникла. Но никакого намека на то, кто бы это мог сделать. Это происходит со всеми, за исключением моей коллеги и «братской» нам славянской страны, которая по привычке спрашивает, кто этот негодник, что натворил столько проблем.
Итак, второй вывод.
Никогда не тыкайте в виноватого, и не ищите его. Просто спрашивайте совета, как исправить ситуацию. Первый ответивший и есть автор этой ошибки.
Довольно важный момент австрийского делового общения -это фраза «все люди встречаются дважды». Это значит, что в принципе надо при работе в австрийской команде или фирме стараться помочь каждому, конечно если у вас есть время и ресурсы на это. Если нет, то указать когда вы сможете заняться проблемой коллеги, посмотреть код вместе или подумать над ошибкой. Принцип в том, что помогать в принципе принято в рабочем коллективе и в нем нет «своих» и «чужих» задач. А самое важно то, что в следующий раз возможно именно Вам придется обратиться за помощью к коллеге, и как говориться «встретиться с ним второй раз» и тогда он не сможет вам отказать :). Этот принцип работает и в любой приватной части вашей жизни.
И напоследок. Кто первый пожаловался, тот прав.
В Австрии, начиная со школы, поощряют «стукачество» и запрещают личные выяснения отношений между учащимися. Таким образом, если Ваш ребенок подрался с соседним мальчиком, например, из Турции. Тогда ваш сын, должен первый бежать к учительнице и говорить, что его обидели (не важно кто первый поднял кулаки или сказал что-то лишнее). Закон один – кто первый, тот и прав.
Этот закон распространяется и на профессиональные отношения. Не думайте, что вы сможете лично поговорить с коллегой и решить какие-либо разногласия. Он обязательно после разговора пойдет и нажалуется начальнику. Будьте на чеку и идите первым, если что-то произошло. Тоже самое касается и отношений между супругами, закон всегда будет на вашей стороне, если вы первая(ну или первый;) подадите в суд или в специальные органы помощи супругам.
Этот закон порождает то, что все ведут довольно мило с Вами, и хорошее поведение уже давно в крови. Так как вы имеете право в любой момент за каждое неверное слово пожаловаться.
Кроме того, в крупных компаниях раз в году бывают так называемые Performance Interview, на которых Вам расскажут, что о Вас думают Ваши коллеги. Да именно так, ваши коллеги будут опрошены относительно того, как вы работаете и как складываются у вас с ними отношения. Поэтому помните, что любая неверная фраза может сработать против Вас. На основание этого опроса Ваш бос, особенно если между ним и вами есть еще кто-то в иерархической ступеньки, составит себе мнение о Вас. Поэтому будьте предельно любезны и говорите постоянно в сослагательном наклонение с коллегами, прямы и четко понятные фразы. И ничего лишнего.
На этой интересной ноте, я стремлюсь закончить эту статью. В целом не все так печально, и бывает в 10% случаев, поэтому хорошо просто иметь общее представление о том, что Вас может ожидать. В 90% случае все действительно хорошо, и вы и ваши дети находите много интересных друзей среди коллег и подчиненных! Потому что иногда люди действительно искренне Вам улыбаются!
Комментарии (8)
ServPonomarev
28.03.2016 13:46Надо быть ориентированными не на результат, а на коммуникации. тогда и проблема менталитетов рассосётся сама собой.
impetus
02.04.2016 21:45Тогда вместо результата будет одна сплошная коммуникация. Проходили уже. Момент как они при этом всё же добиваются/получают результаты автором упущен.
innhrtyrol
02.04.2016 21:47Тут полностью согласна, это основная мысль, которую стремилась донести этой статьей.
olku
28.03.2016 14:02+1Сталкиваюсь с таким феноменом почти ежедневно. Этот "русский стиль", а именно внесение личного отношения в рабочее, неформальщина и самовольное принятие управленческих решений, характерен и для других национальностей б.СССР. Все три активности являются нарушением как минимум субординации. В легкой форме вызывают крайнее удивление у "западного" работодателя и без смягчения и разъяснительной работы с обоими — основанием для увольнения. Меньше эмоций, коллеги. Это просто работа.
Cront
29.03.2016 10:10Скорее всего автор статьи совсем недавно работает на Западе и еще не уловил всех тонкостей. Во-первых, тут как и везде ценится умение делать вещи, которые не умеют делать другие, при этом никакого значения не имеет командный ты игрок или нет — главное, что то, что ты делаешь приносит деньги.
Во-вторых все перетрубации с "взваливанием на себя" работы вызваны не каким-то славянским рвением, а простым непониманием ситуации. Например, я хочу нанять консультанта перекладывать бумажки и таки нанимаю его в соотвествии с его резюме и желаниями. Вместо того, что бы перекладывать бумажки он лезет в работу другого консультанта, которые режет из бумажек кубики, при том что резальщик кубиков только что срезался на задаче. С какого перепугу я должен думать, что перекладыватель бумажек должен резать кубики лучше резальщика кубиков?
Собственно тут ожидают, что ты будешь делать то, для чего тебя наняли — на надо городить огород из-за такой простой вещи. Не надо вести себя как директор, если тебя наняли мыть посуду.ledascho
29.03.2016 12:49Скорее всего автор статьи совсем недавно работает на Западе и еще не уловил всех тонкостей
Я бы сказал, что особенно это заметно по использованию "в Австрии" и "австрийский" вместо "в той австрийской фирме, где я в настоящий момент работаю"..
innhrtyrol
02.04.2016 21:47В этой фирме уже более 3-х лет, в Австрии больше. Упоминаемая мной коллега из Украины уже 4 года работает в другой фирме (она у нас внешний консультант), в Австрии она тоже уже дольше…
AlexZaharow
"Одна голова хорошо, а две лучше" — это при условии, что эти две головы могут договориться. Нужны прозрачные правила или хороший арбитр для этого.