![](http://habrastorage.org/files/126/72b/716/12672b7164144e81b42ad610f6084a84.jpg)
Летом прошлого года был принят ряд поправок в закон о концессиях, которые по замыслу создателей должны упростить финансирование государством частных инициатив, прежде всего в регионах и для средних и мелких инвесторов. Пока все мы отдыхали, время неотвратимо двигалось вперёд, и 1 мая вступил в силу новый порядок заключения концессионных соглашений: теперь сами инвесторы могут выступить с инициативой государственно-частного проекта (ГЧП) и запустить проект без конкурса. Немного подробнее о механизме действия, проблемах, зарубежном опыте и даже о первой ласточке – крупном IT-проекте, уже воспользовавшимся данным законом, под катом.
Сначала о механизме
Механизм финансирования работает следующим образом: инвестор подготавливает предложение по специальной форме и посылает заявку на проект концессионного соглашения. Чиновникам дается 30 дней на рассмотрение проекта и принятие решения. За это время они должны определить, нужен ли этот проект государству и есть ли у того желание и ресурсы для поддержки. Несмотря на то, что конкурс не обязателен, у других инвесторов всё-таки имеется возможность посоревноваться за реализацию проекта.
Механизм, который должен обеспечить конкуренцию, работает следующим образом:
- В случае, если проект одобряется на сайте torgi.gov.ru должно быть размещена информация о содержании проекта и условиях его выполнения.
- Если за 45 дней других желающих посоревноваться не найдется, соглашение будет заключено с инициатором проекта.
- Если за это время нарисуются потенциальные конкуренты, то будет проведен двухэтапный конкурс в соответствии с требованиями закона о концессиях. Правда, конкуренты должны иметь не только желание, но и как минимум гарантийное письмо от банка, подтверждающее возможность финансирования минимум пяти процентов капитальных затрат по проекту.
Подводные камни
По замыслу Минэкономразвития, новый механизм частной инициативы позволит запускать больше концессий – прежде всего средних и малых проектов на региональном уровне.
Однако подготовка проекта для рассмотрения потребует огромного количества бумажной работы с привлечением весьма узкопрофильных и дорогостоящих специалистов. Средним, а тем более малым компаниям эту работу будет выполнить непросто и недёшево. С другой стороны, качественно проанализировать, например, сложный IT-проект за 30 дней нашим чиновникам будет практически нереально.
Зарубежный опыт
Во многих зарубежных странах уже существуют механизмы поощрения частной инициативы, их можно разделить на следующие:
- Швейцарская система. Швейцарцы люди строгие, поэтому конкурс обязателен и никто не имеет на нём никаких преференций, в том числе и сам инициатор.
- Бонусная система. Конкурс обязателен, однако инициатор имеет преимущество. Конкурент побеждает только в том случае, если сможет понизить цену больше некого порогового значения. Часто за него принимают 5%.
- Гибридная система. Конкурс обязателен. Если предложение инициатора дороже лучшего меньше 5 процентов, то он побеждает. Если на 5-20, то проводится повторный конкурс. Если более чем на 20, то побеждает конкурент.
- Ручной режим. Уполномоченный орган сам решает следует ли проводить конкурс, причём для каждого случая отдельно.
Первой ласточкой стал прорывной во всех смыслах IT проект!
![image](http://habrastorage.org/files/12e/6d5/607/12e6d560702241c3983151e3ff772e7d.png)
Трудно сказать заработает ли инициатива для стимулирования частной активности в регионах, но вот инвесторы интересующиеся крупными проектами на федеральном уровне уже оценили возможности, которые она предоставляет, по достоинству. Более того, но не успели пройти праздники, а первый проект в рамках данного закона уже ожидает инвестиций. Удивительная оперативность по претворению в жизнь экономического блока законов от нашей думы!
Особо отрадно, что проект в области самой что ни на есть IT-сфере и электронного оборудования
Речь идёт о взимании платы за проезд по федеральным трассам с помощью структуры под названием РТИТС. Для начала только с большегрузного транспорта. Уверен, что у проекта большие перспективы и только грузовиками его создатели явно не ограничатся. Ведь в дальнейшем его решено использовать не просто для сбора оплаты, но и для контроля над перемещением автотранспорта по федеральным трассам. Личный автотранспорт пожалуй единственное, что может до сих пор перемещаться по нашей стране почти бесконтрольно. Билеты на самолёты, поезда и даже дальние автобусные маршруты давно продаются по паспортам. Не сомневаюсь, что наши бизнесмены не упустят возможности в рамках развития проекта
Идея и лоббирование в самых высоких кругах данного проекта принадлежит господину Чемезову, президенту «Ростеха». Изначально и сама РТИТС принадлежала госкорпорации — «Ростех» (50,01%) и «РТ-инвесту», 25,01% которого владеет тот же «Ростех». Изначально правительство планировало выбрать оператора на конкурсе, в котором должны были участвовать консорциумы инвесторов с опытом участия в аналогичных проектах за границей, но авторитет Чемезова заставил правительство отступить. На пути реализации проекта оставалась только одна мелкая проблема — закон требовал конкурса.
![image](http://habrastorage.org/files/6bc/de8/1b0/6bcde81b0af44edf9e1744dd5e644e68.png)
Для того чтобы вывести данный проект из-под конкурса наши уважаемые инициаторы решили стать пионерами применения нового закона о Частной Инициативе и дождаться мая. Ну а чтобы инициатива стала действительно частной,
msvn
А как это работает в рамках закона о концессионных соглашениях? Там же чёрным по белому написано об объекте соглашения — недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением. При чём здесь ИТ?