Поначалу, когда я рассказываю о том, что интересуюсь банкоматами, глаза собеседника стекленеют. Но затем, когда я объясняю, почему я считаю их роль важной, многие начинают вспоминать свои истории, связанные с ними. Случайная встреча в очереди, или страх быть ограбленным в незнакомом месте, или чувство, возникающее при виде строчки «недостаточно средств».
Большинство горожан встречалось с вездесущими банкоматами. Пол Волкер из ФРС назвал их «единственной полезной инновацией в банковском деле». Их часто упоминают по телевизору и в новостях, потому что именно они связывают людей с обычно эфемерным миром финансовых услуг.
Несмотря на их культурную значимость, банкоматы теряются в череде ежедневных событий. Мало кто задумывается, как они стали основой современных розничных платежей.
Машина для выдачи наличных появилась почти 50 лет назад, в 1967 году. Её появление ознаменовало зарю цифрового банковского дела. Славу изобретателя приписывают себе сразу несколько человек. Джон Шеперд-Баррон и Джеймс Гудфелло из Великобритании, Дон Ветцел и Лютер Симиян из США, инженерные компании вроде De La Rue, Speytec-Burroughs, Asea-Metior и Omron Tateisi. Но банкомат – технология сборная. Не было одного такого момента озарения, который бы стал моментом его появления.
В 50- и 60-х годах начала расти популярность автозаправок самообслуживания, супермаркетов, автоматов по продаже билетов и конфет. Судя по всему, первый банкомат появился в Японии в середине 1960-х, но о нём почти ничего не известно. Самый успешный старт был в Европе, где банкиры в ответ на усиление профсоюзов и рост зарплат наказали инженерам решить проблему выдачи наличных в нерабочие часы. В 1967 году было сделано сразу три таких попытки: Bankomat в Швеции, Barclaycash и Chubb MD2 в Великобритании.
Они появились на свет благодаря длинной цепочке инноваций. Начиная от более общих изобретений типа стали, видеоэкранов, пластика, магнитной ленты и (не так давно) ОС Windows. И заканчивая специальными вещами – механизм выдачи денег и алгоритм, связывающий PIN со счётом пользователя. Эти компоненты были изобретены в процессе взаимодействия групп банкиров и инженеров, которые пытались решать различные задачи в сложной проблеме создания банкомата.
Это была хорошая проверка для автоматизации и электроники. В них могло застрять что-либо, в них могли закончиться купюры. Или они могли выдать несколько купюр вместо одной, и банк не узнал бы об этом. Активировался конкретный банкомат пластиковыми или бумажными жетонами, которые выдавались только одним банком, а иногда – даже только конкретным отделением. Некоторые банкоматы не отдавали жетон – их потом возвращали клиентам по почте. В результате, ранние банкоматы были вещью в себе, неуклюжими, недружественными и не гибкими. Они могли лишь выдавать наличку в обмен на жетоны.
Поэтому выход из стадии экспериментальных проверок занял у банков более 10 лет. Тогда мало кто верил, что банкоматы изменят банковский мир. Конечно, они появились ещё до популяризации кредитных и дебетовых карт, когда большинство людей работали с наличными. За исключением США и Франции, чековыми книжками пользовались лишь богачи.
В наше время легко обновить запись на центральном сервере после каждой транзакции, у нас есть мобильные банки и электронная коммерция. А тогда банкоматы стали одним из первых устройств, использующих сетевые технологии реального времени. Тогда создание системы для общения с центральным компьютером было очень сложной задачей. Шведские банки совместно с IBM запустили такую систему в 1968 году. Затем IBM сотрудничали с Lloyd's Bank, и сетевые устройства появились в Соединённом Королевстве в 1973. В 70-х годах инженеры IBM разрабатывали стандарты платёжной экосистемы, на которых будут основываться будущие системы.
Банкомат освободил потребителей от длинных очередей в банках, которые работали только в определённое время дня. По мере распространения устройств они поменяли шаблоны потребления, сделали возможным покупки по выходным и внезапные походы в ресторан. И позволяли банкам растить клиентскую базу за счёт клиентов, которые ранее не могли использовать кредитный счёт или карту. Работники банков стали меньше заниматься выдачей наличных и больше – продажами. Высокодоходные бизнесы типа автострахования, кредитных карт, инвестиционных фондов и ипотеки процветают благодаря тому, что часть банковских услуг перешла к банкоматам.
Банковские регуляторы постоянно контролировали работу банкоматов и указывали, кому можно ими владеть, отслеживали стоимость снятия наличных и места их расположения. Обычные люди тоже влияли на этот рынок – как они выглядят, как работают, и на их роль в качестве платформы для множества современных операций – запросов, депозитов, переводов и оплаты услуг.
В 1971 году, вскоре после появления первых машин в Англии и Швеции, производители работали в Британии, США и Японии. Вместе они разрабатывали машины в своих странах и по все Европе, в Канаде, Израиле, на Кипре и в Латинской америке. В начале 80-х пионеры типа Chubb, De La Rue, Docutel и Asea-Metior ушли из индустрии, не справившись с развитием компьютеров и электроники. Другие, как Burroughs, не достигли намеченных целей. Citibank не смог коммерциализировать свои устройства CAT-1 и CAT-2, а вместо этого продолжал использовать их в своей всемирной проприетарной сети до 90-х годов.
Но IBM, с их маркетинговыми возможностями, опытными инженерами и связями, могли доминировать на рынке. Компания, судя по всему, собиралась задавить всех конкурентов, пока они не решили развивать новую модель, IBM 4732, которая не была обратно совместимой с предыдущими, включая очень успешную IBM 3624. Многие банки отказались покупать новую модель, потому что она отменяла все вложения в предыдущие модели. В результате IBM сподвигнула банки обращаться к другим производителям банкоматов. Впоследствии IBM вообще отказалась от работ в этой отрасли.
Примерно в это время две компании из Огайо, NCR и Diebold, работали над технологией, которая позволит им доминировать на рынке поставок банкоматов в следующие два десятилетия. Из-за провала IBM 4732, NCR сделала ставку на софт, эмулировавший популярную IBM 3624. Тем временем, IBM и Diebold сформировали совместное предприятие в 1984 году под названием InterBold. Планировалось объединить технологию самообслуживания от Diebold с всемирной сетью дистрибуции от IBM. Через 7 лет, несмотря на рост продаж, предприятие прекратило работу. Diebold не достигла желаемых целей, а доходы IBM оказались невелики – частично из-за роста архитектур для местной обработки запросов, которые похоронили стремление IBM подсоединить банкоматы к своим дорогим мейнфреймам.
NCR и Diebold превратили первых динозавров, выдающих наличные, в современные элегантные и многофункциональные банкоматы. Среди их инноваций были дружественный видеодисплей, программируемые кнопки рядом с экраном, выдача наличных в горизонтальном положении, переводы денег и запросы баланса.
Рост популярности банкоматов привёл к росту количества их производителей: Honeywell в U.S.; Phillips, Olivetti и Siemens-Nixdorf (сейчас — Wincor) в Европе; Fujitsu, GRG, Hyosung и Hitachi в Азии. Крупные евробанки разработали проприетарные сети из сотен банкоматов, а американские предпочитали пользоваться общими сетями.
Несмотря на все инновации, банкомат оставался затратным устройством. Использование выделенных телефонных линий ограничивало их использование отделениями банков или очень популярными местами городов – вокзалами, аэропортами. С продвижением цифровой телефонии и операционки Windows эти ограничения стали уходить в прошлое. Эти два, вроде бы простых, изменения привели к крупным изменениям, и дали возможность удалённой диагностики автоматов и интеграцию с сетями по обработке кредитных карт. Также появились независимые установщики банкоматов – производители, не связанные с банками.
И всё равно, в этой индустрии пока не всё шоколадно. Например, в ходе уменьшения расходов в 2014 году чилийские банки уменьшили количество своих банкоматов (и частоту пополнения запасов денег), и стали пропагандировать использование государственных сетей получения наличных. Это привело к возмущению общественности и медийным кампаниям против банков. Развитие мобильного банкинга в Африке поставило под вопрос необходимость развёртывания там сети банкоматов. Мобильный банкинг уменьшает необходимость в наличных и развёртывании банковских отделений в сельских местностях.
Начав со скромного старта 50 лет назад, банкоматы проникли практически везде. Но их успех стал понятен не раньше 80-х годов. Сегодня нас спрашивают PIN-коды в библиотеках, в интернете и в каждом розничном магазине, где дебетовые карты стали платёжным средством по умолчанию. Практически полная всемирная интеграция сетей банкоматов означает, что почти в любой точке мира вы можете путешествовать с кусочком пластика в кармане, и иметь доступ к наличным в самых удалённых уголках планеты. Некоторые машины работают как интернет-киоски, другие демонстрируют реклами или позволяют пополнять баланс мобильного счёта. Но среди множества новых функций банкоматов самой главной остаётся быстрое получение наличных.
atpshnik
Спасибо, очень интересно, но очень мало. Хочется больше подробностей и деталей.