Относительно темпов и проблем развития Интернета вещей (в целом и по отдельным его сегментам) можно обнаружить различные экспертные мнения. Некоторые разработчики и специалисты говорят о технической и технологической стандартизации взаимодействия вещей и необходимости ускоренного введения единых протоколов общения. Другие делают акцент на безусловной безопасности осуществления транзакций для пользователей и устройств. Высказывается мнение о нерешенных проблемах самих устройств в части обеспечения источниками постоянного электропитания, устойчивого функционирования и удобства использования. Отдельные скептики склоняются к тому, что пользователи психологически и социально в принципе не готовы к всеобъемлющей цифровой среде.



Но давайте подумаем о таком сдерживающем факторе роста сегментов Интернета вещей, как непонимание владельцами и менеджментом компаний способов ведения бизнеса в условиях новой глобальной информационной экономики, всё более ориентирующейся на многоуровневое «мгновенное» цифровое взаимодействие потребителей, вещей и алгоритмов. Может быть этот фактор и становится главным «тормозом» для IoT?



А. Что нового в «оцифрованной» экономике?


1. Глобальная информационная сеть проникла почти вездеэто означает, что доступ к любой информации осуществляется мгновенно из любой точки.

2. Устройства стали мобильными и умнымиэто означает, что множество вещей научились самостоятельно реализовывать достаточно сложный параметрический зависимый функционал и обмениваться структурированными данными.

3. Пользователи стали массовыми и требовательнымиэто означает, что пользователи вещей теперь достаточно разнообразны по профессиональному и психологическому уровню, способны предъявлять сложные требования к вещам и функционалу и ожидают персонифицированного подхода к своим потребностям.

4. Информация превратилась в главный и дорогой ресурсэто означает, что многие качественные сведения стали дороже любого материального ресурса, а монополию на информацию стало слишком дорого отстаивать. С другой стороны, без значительной информационной поддержки развивать новые проекты и бизнесы теперь невозможно.

5. Профессионалы почувствовали независимостьэто означает, что специалисты свободно меняют области и направления работы, а знания, которыми они обладает перетекают от проекта к проекту. Высококлассный специалист в дефиците и дорого стоит бизнесу, а контроль его результативности и эффективности усложнился на порядок.

6. Риски значительно выросли это означает, что необходимо защищаться от всё более сложных рисков предпринимая различные усилия по страхованию, резервированию, мониторингу, диверсификации перебрасывая на эти цели ценные финансовые ресурсы из основных компетенций бизнеса.

7. Зависимость от партнеров и конкурентов вырослаэто означает, что бизнес всё больше оглядывается на действия партнеров и конкурентов, внимательно следит за происходящем на рынке и сильно чувствителен к изменениям.

8. Маркетинг превратился в агрессивный и сложныйэто означает, что необходимо грамотно и эффективно проводить рыночную (потребительскую) стратегию бизнеса, не поддаваясь на внешние маркетинговые уловки. Разбираться в сути предлагаемых продуктов стало на порядок сложнее, а последствия от принятия неверных рыночных решений просчитывают всё менее точно.

9. Инструменты управления во многом устарелиэто означает, что менеджмент компаний использует инструменты (методики, технологии, приспособления), которые разрабатывались для предыдущей «до-цифровой» экономики и во многом ограничивают возможности для принятия своевременных качественных решений.

B. Что не понимает сегодняшний бизнес в новой экономике?


1. Какие физические вещи и логические объекты следует подключать к Интернету и что это даст бизнесу? Это важный вопрос эффективного расхода дефицитных ресурсов. Можно задействовать значительное количество вещей и сотрудников в информационном обмене, но какую пользу можно из этого извлечь и как это использовать в стратегическом или оперативном управлении. Пока бизнес вынужден как-то разбираться с информационными внутренними потоками, ему уже стали доступны огромные массивы данных от потенциальных и текущих клиентов, например, с носимых устройств или из соцсетей.

2. Как управлять вещами, а не людьми? Менеджмент традиционно ориентирован на управление персоналом. Но теперь появились вещи, которыми тоже можно управлять. В первом приближении это кажется замечательным и удобным выдавать задания роботам или алгоритмам, четко и беспрекословно исполняющим разнообразные поручения. Но через некоторое время управленец понимает, что те же самые роботы и алгоритмы – это всего лишь реализованные в установленных границах другими людьми интерфейсы и функции склонные к ошибкам (часто содержащие их) и не способные исправлять или как-то компенсировать их. Вещи (роботы, алгоритмы) достаточно прямолинейны в своих действиях и решениях и не умеют самостоятельно корректировать (адаптировать) заданные бизнес-процессы (функции), реагируя на динамично разворачивающуюся обстановку вокруг.

3. Как найти клиента и угодить ему? Совершенно не праздный и актуальный вопрос в условиях постоянной динамики рынка, переменчивости настроений и сильной информационной зависимости. Всё большая детализация требуется и доступна в отношении сегментов рынка, но всё больше нарастает конкуренция. Сроки вывода новинок сокращаются и одновременно мнение потребителей о таких «сырых» продуктах формирует общее негативное отношение к компаниям и отдельным проектам. Казалось бы, успешная разработка терпит неудачу и не пользуется спросом из-за мелких проблем, дефектов, неудобного интерфейса, сбоев, временных задержек исполнения. Да ещё вдобавок, негативная реакция моментально распространяется в сети радуя конкурентов своей «убийственной» эмоциональностью.

4. Что делать с таким ресурсом как информация и как им управлять? Если раньше бизнес искал ценную информацию, то сегодня она явно в избытке. Вот только вопрос о её качестве и стоимости стоит достаточно остро. Всё было относительно просто с закупкой материалов и сырья, с их складированием, выдачей в производство и получением готовой продукции. Информация совершенно запутывает менеджмент, а сложнейшие математико-статистические методы фактически заставляют принимать решения «в слепую» доверяя «туманным» математическим моделям, которые созданы, бесспорно талантливыми профессионалами, но зачастую мало разбирающими в предмете, экономике и маркетинге бизнеса.

5. Как создать команду «мечты» из удаленных рабочих мест, фрилансеров, независимых экспертов и бета-тестеров? Формы привлечения специалистов в бизнес теперь доступны разные: постоянные и временные, удобные и эффективные, удаленные и не очень. Собрать действительно результативную команду становится несколько сложнее и затратнее, а контроль за её деятельностью приходится выстраивать по новым принципам. Само понятие «управление» претерпевает существенные изменения, ведь профессионалы лучше и больше понимают о том, что и как им делать, как организовать собственную работу и даже способны привлекать сторонних соисполнителей. Эффективное управление теперь больше зависит от умения менеджмента правильно находить и обрабатывать информационные ресурсы от дифференцированных источников, следить за рынком и регуляторами, вовремя координировать задачи и функции разных направлений бизнеса и, конечно же, разрабатывать и следить за устойчивым исполнением стратегии.

6. Как защищаться от новых рисков? К техногенным, природным, экономическим рискам прибавились не менее сложные и опасные – информационные и коммуникационные. Они же многократно усложнили для риск-менеджмента традиционные риски с которыми более или менее был «налажен контакт». Недостаточно пытаться всячески умело избегать неблагоприятных событий, желательно контролировать их течение, а после окончания, восстанавливать бизнес или проект до устойчивого состояния.

7. Как взаимодействовать с партнерами и конкурентами в условиях постоянной и глубокой зависимости друг от друга? Ситуация на рынке всё более динамична и всё менее предсказуема. Вчерашние конкуренты становятся сегодня партнерами, а нынешние партнеры могут завтра оказаться непримиримыми конкурентами. Более того – по одним проектам бизнесы находятся в жесткой оппозиции, в то время как по другим вынуждены тесно сотрудничать как в экономическом, так и в техническом плане. Это осложняет работу менеджмента и подталкивает проводить избыточно гибкую маркетинговую политику. В отдельных случаях границы интересов бизнеса размываются настолько, что сложно сказать где должна кончаться зона его активности. Клиенты становятся требовательней и компаниям приходится брать на себя дополнительную ответственность (гарантии).

8. Как персонифицировать маркетинг? В условиях, когда рынки требуют качественные и недорогие продукты, а производства способны гибко ориентироваться под любые конструкторские и художественные решения, становится действительно сложным подстраиваться и общаться с каждым конкретным клиентом (текущим или потенциальным). Множество информационных каналов переполнены активностями, событиями, лояльностями и прочим шумом. Достучаться до «вашего» целевого клиента слишком дорого, а понять, кто является «вашим» клиентом – сложно. В экономике потребления, когда множество товаров, работ и услуг настолько тесно связаны между собой, бизнесу уже не хватает информации о простых «плоских» сегментах рынка, он хочет знать, как можно больше о сложных рыночных сегментах, хочет детализировать потребителей в рамках многоуровневой классификации, хочет как-то управлять не только отношением с клиентами, но и отношениями клиентов между собой.

9. Какими должны быть новые инструменты менеджмента и автоматизированные системы? Тотальная автоматизация управления бизнесом, выстроенная на регламентированном функционале и «заморозившая» бизнес-процессы всё чаще требует доработки и переосмысления базовых принципов. С энтузиазмом была воспринята «мобильность» доступа к учетным системам и возможность менеджера «на лету» подключаться к процессу принятия решений. Но как оказалось, это не совсем то, что нужно. Вернее, это то, что очевидно требуется в активном информационном пространстве, но не определяет ключевое конкурентное преимущество. А что же тогда его определяет в части информационных технологий? Может быть нужны сопрягаемые на единой платформе множественные информационные инструменты управления? Или нужна комплексная платформа с адаптивной расширяющейся конфигурацией? Кстати, кроме процессных IT-систем, бизнес вынужден принимать решения в отношении систем хранения контента, облачного доступа к данным и функциям, аналитических вычислительных инструментов и т.п.

C. Что тормозит развитие Интернета вещей?


1. Экономические субъекты не понимают и не умеют получать дополнительную результативность или эффективность от использования расширяемой сети взаимодействия вещей. Инвестиции в инфраструктуру IoT для бизнеса достаточно высоки, а результат не столь очевиден. В отличии от лоскутной автоматизации, крайне сомнительным кажется использование для внутренних целей бизнеса частичного перехода к индустриальному или управленческому Интернету вещей.

2. Переоснащение бизнес-процессов и замена «простых» вещей на «подключаемые» — это только половина большого дела по переходу к IoT. Не менее важным является реорганизация самих бизнес-процессов под новый класс устройств и логических (программных) объектов. Требуется изменение принципов взаимодействия специалистов с сетью «умных» вещей, с «продвинутыми» роботами и информационными потоками. По сути, необходимо принципиально переосмыслить модель бизнеса, включая способы формирования конкурентных преимуществ и извлечения доходов от деятельности. Если автоматизация оставляла некие шансы на сохранение хотя бы части традиционных бизнес-процессов, что Интернет вещей слишком требователен в этом отношении – приходится рассматривать проблемы комплексно и широко. А искусственное сужение проблематики и сферы применения IoT приводит к очевидному неэффективному инвестированию.

3. Потребитель никогда не будет платить дополнительную цену за непонятные и сырые, но технологически сложные продукты. Интернет вещей действительно предлагает инновационные товары и услуги за цену выше традиционной, но клиенту необходимо показать не прототип, а готовый действительно удобный и комплексный способ решения его проблем. IoT-продукт исходя из самой своей сути вынужден удовлетворять не одну или две связанные потребности, а широкий их набор. Это существенно осложняет разработку новых продуктов и вещей, осложняет вывод первых версий на рынки, осложняет маркетинговую стратегию.

4. Информация принципиально изменяет экономическое поведение отдельных субъектов и отраслей в целом. Казалось бы, оперативность её получения и обработки способны действительно ускорить многие научные, технические и инвестиционные процессы. Но наученные своим собственным «рыночным» опытом потребители и инвесторы создают некий эффект «отложенного принятия решения». К чему торопиться с покупкой новомодного устройства или вложением значительных финансовых средств в многообещающую идею – стоит подождать «дополнительной информации» от рынка, от конкурентов, от экспертов, от инсайдеров. Потребитель и инвестор терпеливо ждут, а бизнес, который в свою очередь ждет решения от них, также постепенно переходит в режим «отложенного принятия решения» со своими идеями, прототипами, наработками.

5. Сформировать эффективную команду профессионалов стало по-настоящему важно для успеха, но главными инициаторами для создания таких «команд мечты» в сфере IoT-проектов являются технические и технологические инноваторы. К сожалению, они не всегда могут это делать адекватно и эффективно. В стремительном темпе стартапы принимают в бизнес и допускают до ключевого экономического, управленческого и маркетингового функционала специалистов с недостаточной подготовкой, что на некоторых этапах серьезно «притормаживает» развивающийся проект, а в некоторых случаях может привести его к полной остановке. Привлечение классных профессионалов также проблемно для инновационных компаний и проектов в сфере IoT с точки зрения достойной оплаты нанимаемых сотрудников. В добавок сами бизнесы на первых стадиях становления и в рисковом рынке Интернета вещей не устойчивы и малоперспективны с точки зрения карьерного роста.

6. Неопределенность и осторожная оценка возникновения «дорогих» и «трудноустранимых» неблагоприятных событий из-за перехода к технологиям Интернета вещей заставляет аккуратно относится к его внедрению. По крайней мере, никто из лидеров не торопится в этом вопросе, а пытается действовать последовательно и методично. Это в определенном смысле сдерживает сферу IoT – все понимают об опасности и рискованности Интернета вещей, но мало кто понимает, как снизить риски и какими способами защитить бизнес и его клиентов.

7. Подавляющее количество технологий IoT требуют массового пользователя и развитой сети партнеров, сервисов, коммуникационных узлов. Интернет вещей – это уникальные технологии, которые позволяют взглянуть особым образом на взаимодействие человека и мира вещей. IoT в определенном смысле позволяет исключить границу между виртуальным информационным пространством и реальными физическими объектами (машинами, сооружениями, приборами, инструментами, конструкционными деталями). Но по-настоящему IoT-сегмент начинает мощно работать только в рамках объединенного сообщества, в котором создана благоприятная атмосфера для наращивания технических, технологических, информационных, потребительских, экономических, творческих, деловых возможностей. Если крупные игроки сегмента закроют его (монополизируют), то весьма вероятны проблемы с дальнейшим полноценным развитием. Достаточно быстро из «закрытого» сегмента начнется отток потребителей из-за снижения динамичности и качества сервисов, из-за ограничения функциональной и стоимостной конкуренции. Ресурсы для развития IoT нужны не малые и только постоянное экстенсивное и интенсивное расширение его границ позволяет поддерживать к нему интерес и формировать потребительскую активность.

8. Продукты (товары и услуги) различных IoT-сегментов для потребителя действительно сложны и принципиально отличаются в способах потребления от традиционных товаров (услуг). Маркетинг привык исследовать, изучать рынок и отвечать ему подходящими продуктами. Маркетинговые коммуникации достаточно просты и линейны, а CRM-системы не отвечают динамике глобального Интернет-взаимодействия. Отдельные бизнесы успешно внедряют новые маркетинговые информационные технологии, но в большей части компании, особенно традиционные, просто не умеют выстраивать «особое общение» в условиях полной открытости и доступности информации. Продукты Интернета вещей слишком долго доходят до «сердца» потребителя – дают ему ощущение полной удовлетворённости, поэтому необходимо не только их разумно предлагать, но и погружать клиента в «цифровой мир», активно и ненавязчиво обучать его жить в этом мире связанных вещей, убеждать его в удобстве и эффективности глобально-взаимодействующих устройств, держать клиента в курсе последних разработок и увлекая его самостоятельными поисками оптимального сочетания устройств для реализации собственных потребностей.

9. При ведении бизнеса в сфере Интернета вещей, объем обрабатываемой информации резко повышается, а уровень принятия решений становиться исключительно высоким. Это обусловлено постоянно расширяющимся потоком информации и непрерывным инновационным развитием данного технологического сектора. Альтернативных вариантов экономически обоснованных решений действительно множество, но и понимание бизнесом этого множества вариантов, одни из которых кажутся весьма успешными, а другие менее рискованными, не позволяет предпринимать стратегические (а иногда и тактические) действия без всесторонней подготовки. Предприниматели и руководители четко осознают, что можно реально улучшить и оптимизировать процесс принятия решений для получения более убедительного результата. Однако множество альтернативных вариантов существенно усложняют выбор наилучшей стратегии и тактики.

Многим процессам, явлениям и событиям новой «цифровой» экономики никто не учил действующий и порождаемый ею же бизнес. Приходится действовать методом проб и ошибок. Но ведь одна «серьезная» ошибка может стоить дорого не только конкретной компании, но и отрасли в целом. Одно «катастрофическое» событие может надолго закрыть целый сегмент Интернета вещей сформировав определённые страхи у бизнеса и потребителей.

С другой стороны, барьеры на входе в высоко профессиональный современный бизнес достаточно высоки. Требуется реализовывать в той или иной степени такой функционал как:
— аналитика данных,
— управление знаниями и успешными практиками,
— поддержание высокого уровня компетенций,
— проектирование базовых и специализированных бизнес-процессов и моделей,
— изучение и использование комплексных маркетинговых и финансовых схем,
— разработка платформ и стандартов, протоколов и регламентов,
— повышение эффективности общения с потенциальными и текущими клиентами,
— непрерывное совершенствование производственных, технологических и управленческих процессов,
— внедрение элементов риск-менеджмента и т.д.

Для всего этого требуются значительные ресурсы, и не только финансовые. Актуально и остро стоит вопрос привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов.

Важной задачей бизнес-сообщества для поддержания устойчивого развития технологий Интернета вещей является интенсивное создание информационного и экономического пространства, поддерживающего IoT-проекты по широкому спектру проблем и вопросов, как в части технической и информационно-технологической, так и в части финансово-экономической, маркетинговой и управленческой.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (23)


  1. acmnu
    03.06.2016 12:45
    +2

    Основная проблема в том, что в этой области очень мало дела, но очень много маркетинга.

    Там где нужно, умное оборудование появилось уже давно: котел отопления на даче, умеющий общаться с хозяином по sms, или умный шлагбаум там же, позволяющий пропустить машину строителей или гостей по одноразовому коду, без необходимости звонить охране. Все это давно и успешно освоено и работает, но чудо маркетологи хотят нас убедить купить нечто, что они ещё не сделали, не продумали и даже не назвали толком.

    Ничего кроме отторжения это не вызвает.


    1. bizobj
      04.06.2016 08:51

      Маркетинга в этой области не больше чем в других, но вот с делом, которое отвечает усилиям и обещаниям рекламы действительно не всё так просто.
      «Умные вещи» сегодня прекрасно существуют и вместе и по отдельности. Но IoT — это речь о важном «синергетическом» эффекте для решения потребностей клиентов на основе расширяемой сети взаимодействующих физических устройств, пользователей и «интеллектуальных» алгоритмов. Это попытка получить другой уровень общения вещей и людей. Как любая интересная идея, она активно эксплуатируется разными бизнесами с разными способностям и уровнями ответственности. Но стоящих продуктов пока мало.


  1. gandjustas
    03.06.2016 20:36
    +2

    Развитию бизнеса интернета вещей, как и сотен других бизнесов, мешает отсутствие потребности. Вы написали хренову тучу пунктов, я их даже прочитал, но так и не понял кому и зачем это нужно.


    IoT сравнительно новый термин. Датчики, носимая электроника, АСУТП существуют уже много лет и решают свои задачи, но единого термина дня них не было. Странно думать, что появление нового термина для старых технологий приведет к развитию бизнеса.


    Примерно та же фигня произошла с BigData. Был всплеск интереса на 3-4 года, а потом пошло на угасание. С IoT будет так же.


  1. bizobj
    04.06.2016 11:28

    Потребности в IoT-проектах есть и весьма серьезные. Но их изучением и формализацией тоже надо заниматься. А поскольку это весьма сложная сфера на стыке различных технологий и практик, то и конкретная реализация продуктов и сервисов Интернета вещей всегда будет преследовать решение комплекса целей удовлетворяя связанные потребности.

    Бизнесам (корпоративным проектам и стартапам) необходимо понимать в чем причина возможных неудач и на что следует обратить внимание, что не забыть в своих проектах. IoT — крайне наукоемкая штука, а само появление термина — это скорее информационно-экономический акцент на проблеме взаимодействия вещей и пользователей. Однако в основном, обсуждение его ведется в технической плоскости — а это действительно не даст ожидаемого «разрекламированного» развития бизнеса. Смотреть проблему расширения IoT-сегментов надо шире, отсюда и структура из 9 пунктов.

    Совершенно верно было отмечено, что тренд «большие данные» не взлетел так высоко и быстро как расписывали маркетологи. Но bigdata, как и IoT — это объективное для бизнеса направление повышения эффективности, создания конкурентных преимуществ и т.п., которое для компаний-потребителей не совсем понятно (и примерно по тем же причинам, которые отмечены в публикации).


    1. Spiritschaser
      04.06.2016 20:13

      > Потребности в IoT-проектах есть и весьма серьезные. Но их изучением и формализацией тоже надо заниматься. А поскольку это весьма сложная сфера на стыке различных технологий и практик
      Конверторы MOXA, RS-232, RS-485, CAN, и веб-морды ко всему этому — всё это со всеми популярными контроллерами — это уже, простите, не новые технологии, а лютый мэйнстрим, с совершенно окученной поляной и использующийся даже не корпорациями, а половиной DIY. Если вы хотите делать бизнес не вмести со всеми, а зачем-то хотите отстроиться (позиционирование у вас вот такое почему-то) — флаг в руки, но не задавайте риторических вопросов.


      1. bizobj
        04.06.2016 20:38

        Речь идет не о технической стороне IoT. Совершенно не вызывают опасения возможности «умных» вещей. Но некоторые проекты увлекаясь технической и технологической проблематикой Интернета вещей забывают о конечном клиенте, о его целях, потребностях, ценностях, комфорте. Рынку предлагаются неинтересные и малопривлекательные, но модно-дорогие «штуки», на которые он отвечал и будет отвечать довольно однозначно и просто — отсутствием спроса, формируя у проектов и потребителей негативное отношение к IoT в целом. Отсюда убеждения о том, что "в этой области очень мало дела, но очень много маркетинга" или "до сих пор не понимаю зачем мне «умные» розетки, сколько бы мне не объясняли".


    1. gandjustas
      05.06.2016 18:40

      Потребности в IoT-проектах есть и весьма серьезные
      Ну так назовите их… Не можете? Значит потребностей нет.


      1. bizobj
        05.06.2016 18:56

        Вот здесь подробней об IoT-сегментах. И каждый из сегментов (см. примерный перечень в списке для голосования в конце публикации) — это отдельная «куча» связанных и не очень потребностей. Можете даже пофантазировать сами, если есть время и желание.


        1. gandjustas
          06.06.2016 14:57

          Вы так и не назвали потребности. Видимо нет их или вы не знаете...


          Самое интересное, что даже если бы вы тупо придумали что-то правдоподобное, даже не спросил ни одного человека из ЦА и написали тут, то вам бы поверили. Возможно некоторые даже сами ощутили бы надуманную потребность.


          Но сейчас это переливание из пустого в порожнее.


  1. mrigi
    04.06.2016 14:24

    Просто невидимая бритва Оккама обрезает все ненужные сущности автоматически. Вот и не развивается. Я, например, до сих пор не понимаю зачем мне «умные» розетки, сколько бы мне не объясняли.


    1. bizobj
      04.06.2016 14:35

      То, что конечный потребитель не понимает зачем ему «умная вещь», а бизнес не понимает зачем он предлагает клиенту «умную вещь» — это одна из проблем Интернета вещей, которая указана в публикации — см. пункт 8.

      Конкретно про «умную» розетку. Одна даже самая умная розетка ничего не дает потребителю. Потребителю нужны: энергоэффективность и бесперебойное питание, защита от перегрузок и аварий, временной контроль и безопасный доступ. Это дает не умная розетка, а специальный продукт из сегмента Интернета вещей под условным названием «умный дом в умном городе». Возможно, что решение вообще лежит вне такого устройства как «розетка». Но это действительно сложный, комплексный, технологичный со всех точек зрения продукт для разработки, воплощения, продажи и использования. В IoT таких пока мало.


      1. mrigi
        04.06.2016 19:49

        Вообще-то защиты, энергоэффективность, бесперебойное питание — это не то, что вкладывают в понятие «умный дом». Для этих сущностей совершенно не обязательна связь с интернетом. Скорее вы описали обычный дом, построенный с умом.


        1. bizobj
          04.06.2016 20:12

          Пока ещё ничего не описывал :) а только обозначил некие потребности, о которых стоит думать бизнесу, если он собирается развивать такое направление.
          Комплексная защита доступа и потребления энергии, оптимизация и контроль энергоэффективности, сеть бесперебойного питания и т.п. обязательно требуют взаимодействия физических устройств наделенных расширенным управляемым функционалом. Такое взаимодействие удобно в рамках уже действующей глобальной сети. Кроме того, добавляет результативности и эффективности общение отдельных вещей (или обособленных групп из таких вещей) через Интернет с разнообразными дистанционными сервисными центрами, с техническими контролерами, регуляторами и с другими «умными» системами.


          1. mrigi
            04.06.2016 20:47

            Вы не маркетолог случайно? Что такое комплексная защита потребления энергии? Зачем «это» защищать и от кого? Почему эта защита должна быть именно комплексной?
            Как вы представляете себе контроль энергоэффективности и её оптимизацию из интернета? Добавлять слои теплоизоляции на дом «на лету» нажав кнопку? :) Энергоэффективность дома как бы закладывается при его строительстве. Максимум регулировать систему вентиляции, отопления, кондиционирования. Ну ок, ещё отключение питания по дому. Но это всё такой примитив же. Логичнее банальную автоматику поставить один раз и забыть. Зачем этим голову себе забивать?
            С какого перепугу простые устройства вроде системы бесперебойного питания должны ОБЯЗАТЕЛЬНО с кем-то взаимодействовать? Почему устройство не может просто делать свою работу и всё? Я совершенно не думаю что тут какое-либо взаимодействие обязательно. Особенно комплексное.


            1. bizobj
              04.06.2016 21:01

              Такое количество вопросов требует отдельной публикации (она уже стоит в плане).
              А устройства могут по разному делать свою работу как автономно, так и в активном взаимодействии. И конечно же, взаимодействие не является здесь обязательным. Равно как не являлось обязательным когда-то создание того же мобильного телефона — ведь было бы достаточно широко раскинуть сеть стационарных аппаратов (ну это так, лирическое отступление).
              Просто при использовании технологий взаимодействия умных вещей (IoT) мы получаем больше возможностей для создания продуктов и сервисов для решения наших насущных и не очень потребностей в условиях ограниченного объема ресурсов и капиталов. Вот как-то так…


            1. sav1812
              05.06.2016 12:03

              «Вы не маркетолог случайно?»

              Как говаривают в интернетах, «Ты знал!». :)

              Тоже как-то «призадумало» меня это вот всё: слов много, а пытаешься понять — и каша получается…

              Но! :)
              Прежде чем засыпать товарища вопросами, наверное, стоит дождаться «отдельной публикации»? ;)
              Наверняка же она многое прояснит… наверное…


          1. sav1812
            05.06.2016 11:43

            «Комплексная защита доступа и потребления энергии»

            Эээммм???..

            Защита кого (чего) от кого (чего)?
            Доступа кого и куда?
            И что такое, в Вашей интерпретации, «защита потребления энергии»?

            Никакой иронии — я просто понять этот Ваш шедевр пытаюсь… :)


            1. bizobj
              05.06.2016 12:02

              Никаких «шедевров». Обсуждение в комментариях пришло к потенциальным возможностям «умного дома в умном городе». В моем понимании — это один из глобальных сегментов Интернета вещей, который требует серьезного осмысления и прежде всего с точки зрения удобного, безопасного, эффективного решения для конечного потребителя, которое и пытается предлагать разный бизнес на соответствующем рынке (результаты пока скромные).
              Что касается «комплексной защиты доступа и потребления энергии» — это предварительная формулировка для определенного функционала необходимого пользователю в рамках «умного дома». Интерпретацию в комментарии в краткой форме давать считаю преждевременным, потому что она требует отдельной публикации (в плане) и на самом деле несколько не соответствует текущей теме.


              1. sav1812
                05.06.2016 12:07

                Хых… А я наивно ожидал ответа, существенно более детального, чем «это предварительная формулировка для определенного функционала необходимого пользователю в рамках «умного дома»»… :(

                Ладно, подождём «отдельной публикации»…

                P.S. «Всё страньше и страньше...»


              1. Spiritschaser
                05.06.2016 13:14

                Тогда давайте разделим IoT на слои:
                1. Слой взаимодействия с человеком-потребителем
                2. Слой взаимодействия с «умным домом»-потребителем
                3. Слой взаимодействия с «умными энергосетями»
                4. Технический слой реализации.

                В итоге окажется, что слои 2-4 — хорошо разработанный, существующий рынок, с минимальным количеством стандартов, с недорогими решениями совмещения этих стандартов (из перечисленного самое сложное — синхронизация фаз переменного тока возвращаемой в умную сеть от умного дома энергии!), а слой 1 — это ещё лучше разработанный рынок SCADA, который требует минимальной адаптации под тач интерфейсы.

                Маркетолог не являющийся аналитиком и продуктологом — это нелепо. Больше product management, больше!


                1. bizobj
                  05.06.2016 15:20

                  Перечисленные слои лежат в одной плоскости — технологии взаимодействия сложных вещей. Речь идет о других «плоскостях» IoT, которые не заслужено и опрометчиво игнорируются — об экономической, информационной, инвестиционно-финансовой, социальной, потребительской и др.


  1. AlexShu
    05.06.2016 11:03

    Думаю, главная ошибка в том, что в концепции IoT — человек не воспринимается полноправной вещью. Вот это даже обидно :)
    Если серьезно, может начать создавать сеть IoT за счет постепенного и естественного объединения пользователей (конечного пользователя, продавца, производителя, пр.) умными вещами? А во время этого процесса — анализировать, создавать способы и возможности взаимодействия вещей и предлагать их пользователям.


    1. bizobj
      05.06.2016 11:12

      Согласен. Технологии IoT должны шире рассматривать взаимодействие умных вещей с человеком, в том числе потенциал, проблемы и риски такого общения. И не должны забывать логические объекты относительно отделенные от устройств, такие как: умные алгоритмы, автоматические сервисы, программные и информационные инструменты, всевозможные боты, прототипы искусственного интеллекта и т.п. (см. Интернет вещей для бизнес-объектов, часть 6)