По Делимобилю уже славно потоптались все кому не лень. Особо наивные граждане даже восхитились тем, что компания предложила ограничить ответственность фиксированной суммой. Пока историй с разборками по новым правилам не было, что там будет получаться в итоге — не вполне понятно. Но надо понимать, что договор-то никуда не делся. А значит смотреть и читать его стоит внимательно, что, собственно, все вокруг и говорят. Мол, читайте договор и потом не удивляйтесь. ОК. Давайте читать. Инструкция по чтению такая: я буду писать по-русски, но в скобках давать более точные формулировки. Если вам жалко мозг — скобки не читайте :-)
Начнем с того, что договор аренды ТС, который сервис «Делимобиль» разработал для своих клиентов, является договором присоединения, что не только прямо указано в самом тексте договора, но и следует из того, как он устроен (фактического порядка его заключения).
Запомним это важное словосочетание «Договор Присоединения». Это довольно сильный козырь.
Специфика договора присоединения заключается в том, что клиент (присоединившаяся к договору сторона) вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения содержит явно хреновые (обременительные) для присоединившихся условия, которые они, исходя из здравого смысла (своих разумно понимаемых интересов), не приняла бы, если бы им дали шанс (при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора). Читаем пункт 2 статьи 428 ГК РФ, и нам есть немного счастья в перспективе, потому как суд вполне может изменить или расторгнуть явно невыгодный договор по требованию лузера (слабого контрагента).
Более того, как указано в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах»: «… поскольку согласно пункту 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 ГК РФ или о ничтожности таких условий по статье 169 ГК РФ». То бишь клиент сервиса, в случае несогласия с беспределом (примененными в отношении него договорными санкциями), может послать ко всем чертям (обосновать ничтожность этих условий договора со ссылкой на вышеуказанную судебную позицию). Не буду утверждать, что шансы великолепны, но они есть.
Перейдем к оценке правомерности беспредела (спорных положений договора).
Начнем с положений о «тройной ответственности», вокруг которых идет основной вой: само по себе трясти с лузера (возложение на должника) неустойки плюс убытки не противоречит закону. Увы. Ст. 394 ГК позволяет кредитору (компании) взыскать неустойку поверх всех убытков, если это прямо предусмотрено в договоре. Так что закон тут не нарушается.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен остаться при своих (быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом). Поэтому в убытки включают как реальный ущерб, так и упущенную выгоду (ст.15 ГК).
НО! Однако за некоторые штрафы можно и нужно побороться, если что. Даже если суд признает неустойки законными, это не лишает вас (заинтересованную сторону) требовать ее уменьшения, ссылаясь на правила ст. 333 ГК РФ. Эта статья вообще очень полезна для осмысления всем, кто видит в своих договорах драконовские санкции, потому как она о соразмерности реального ущерба и санкций.
В этой части суду нужно будет учесть разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 24.03.2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», в частности, о признаках очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, и, в частности, что неустойка, как вид ответственности, должна быть связана с нарушением.
Ну и тут начинаем бороться, потому как, например, денежная компенсация за администрирование ответственности (п.5.28 договора) — явная несоразмерность. Как минимум спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая что деньги списываются с карты автоматически (безакцептно). Спорно также само пропорциональное возрастание компенсации в зависимости от размера списания, так как объем администрирования не должен сильно зависеть от размера штрафов. Клиенты же не платят компенсацию за заключение договора, хотя действия менеджеров компании по заключению тоже можно назвать «администрированием».
Вот сейчас главное, чтобы это не оказалось советом...
Отдельной песней выглядят условия о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем. Что он там насчитает, мы все понимаем. Ровно про это же, положения п. 2.8.8 договора о том, что оценка попадания (правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба) определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Эти положения кроме как адом (дискриминационными) назвать нельзя. Водитель-пользователь авто не может быть лишен прав и возможностей, предоставленных ему законом: права на обжалование (оспаривание) административных штрафов, участие в доказывании суммы ущерба. Свобода договора, на которую ссылается компания, не должна приводить к ущемлению правоспособности другой стороны. Еще более по-русски — если положения договора противоречат закону, то они пофиг. А по закону вы имеете право участвовать во всем, что определяет ваши будущие финансовые потери.
Дальше у нас идет п.5.7 договора, который посвящен всяким другим моментам, за которые вам придется отвечать в случае чего (основаниям ответственности клиента). В нормальной жизни (по общим правилам возмещения вреда), страдалец (причинитель) освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Вина и невиновность — важные понятия.
Невиновность означает, что он нормально обращается с машиной (при нормальной степени заботливости и осмотрительности, пользователь авто принял все меры для сохранения арендованной машины). Однако п.5.7 договора сказано, что вы попадаете на бабки, даже если вы не особо “при чем” (ответственность клиента за повреждения и другой вред авто даже «при случайности”, даже когда действия клиента во время “сессии аренды” не явились причиной наступления негативных последствий). Например, получается, что если автомобиль случайно угонят, когда вы вышли в магазин, то вы будете возмещать его стоимость. Но ведь невиновная ответственность за вред предусмотрена законом (ч.2 ст.1064), а не договором. Это еще один аргумент против “случайной” ответственности клиента.
Обобщаем.
Дисклеймер. В целом, на что клиент сервиса «Делимобиль» может рассчитывать в случае судебного спора с компанией — это вопрос не из легких. Дело в том, что абсолютно точно предсказать перспективу любого судебного спора нельзя никак. Но все же аргументация у нас есть:
1. Явно несоразмерные, “драконовские” санкции, которые по договору были “наложены” на потребителя, он может оспорить со ссылкой на специфику договора присоединения. Если следовать правилам Гражданского кодекса и позиции Верховного суда РФ о договоре присоединения, получается, что потребитель, как слабая сторона договора, вправе в свою защиту от несправедливых условий договора (например, нескольких видов штрафов за одно нарушение, явного несоответствия размера штрафа и суммы ущерба, причиненного компании и т.п.) говорить о недопустимости злоупотребления правом (ст.10 ГК РФ) или о ничтожности подобных договорных условий (ст.169 ГК РФ). Если суд признает доводы потребителя обоснованными, то откажет компании в части применения к арендатору авто этих положений договора.
2. Если даже суд согласится с законностью неустоек, это не лишает заинтересованную сторону права требовать ее уменьшения (по правилам ст. 333 ГК РФ). Например, есть в договоре так называемая денежная компенсации за администрирование ответственности (п.5.28 договора). Обоснование в пользу уменьшения этого штрафа (если не полное исключение) может быть таким: спорно выглядят потери компании при получении штрафа с клиента, учитывая безакцептное списание денег с его карты. Компания не оказывает положительную или удобную услугу для провинившегося клиента, списывая штраф. В результате можно попытаться добиться снижения или полного отказа во взыскании с клиента сервиса подобных штрафов.
3. Как утверждают клиенты сервиса, в случае ДТП документы об оценке ущерба, проведенной по инициативе «Делимобиля», на руки им не выдают. Здесь компания очевидно опирается на п.2.8.8 договора о привлечении к оценке ущерба только эксперта, названного арендодателем, о том, что оценка правомерности наложенных административных штрафов за нарушение ПДД и величина ущерба определяется исключительно по усмотрению компании-арендодателя. Здесь опять-таки клиент сервиса может выдвинуть против компании свои права как присоединившейся стороны и сослаться на недопустимость злоупотребления правом.
4. Если оспорить п.5.7 договора в части “объективного вменения“, т.е. возложения на клиента всех рисков угона и повреждения арендованного авто, то суд вполне возможно встанет на сторону пользователя и откажет компании во взыскании с арендатора этого ущерба и соответствующих штрафов.
(С) Алина Тухватуллина. Кирилл Готовцев
Комментарии (19)
mixailflash
09.06.2016 10:44Я не совсем компетентен в этом вопросе, но я не понимаю для чего необходимо заключать столь «драконовский» контракт?
TimsTims
09.06.2016 11:04Дело в том, что:
1) Сервис довольно распиарен, и поддерживается мэрией, т.е. воспринимается почти как «госуслуга». А значит наверняка, там подлянок нет.
2) «Я договор не читал, но сотрудники мне на словах всё рассказали как это работает, поэтому мне нечего бояться, они хорошие люди».
3) Каждый уверен, что с ним такого не случится. Он первоклассный водитель, и в аварию не попадет.
Ну а сам сервис на самом деле очень удобный, машин по городу много. Когда своей машины нет — очень выручает.
Terranz
09.06.2016 12:01нет ну опять же, никто под дулом пистолета не тащит у них машину арендовать? не нравиться — не бери же, ну?
я последние полтора года пользуюсь посуточным прокатом в Самаре и вполне доволен и договором и условиямиeugzol
13.06.2016 06:47Вырожденный аргумент. Также можно сказать — ну не нравится (что граждане прикидывают план защиты своих прав) — не комментируй же, ну?
slowcountry2
09.06.2016 11:28Всё-таки достаточно жесткий договор. Никто не в курсе, как подобная практика за границей организуется?
ProRunner
09.06.2016 13:15В цивилизованных странах арендуемые автомобили страхуются (либо страхуется водитель) и больше суммы франшизы ты не платишь в любом случае.
rub_ak
09.06.2016 14:50Вот не надо сказок, полное каско это отдельная услуга, хочешь бери хочешь не бери
Unknown007
11.06.2016 16:33Не совсем так. Все крупные сети проката (Hertz, Avis, Budget, Europcar, Sixt и т.п.) обычно везде имеют страховое покрытие типа нашего Каско но с франшизой 2000-6000 EUR. Это означает, что в случае повреждения авто по вине арендатора, последний должен выплатить стоимость франшизы в случае если ремонт её превышает (ну либо стоимость всего ремонта, если ремонт меньше полной стоимости франшизы). А вот за то, чтобы это франшизы не было (полное покрытие, Without excess), можно доплатить во время проката и стоимость доплаты получается примерно равна арендной стоимости.
Но я не совсем понимаю, к чему эта тема, если Делимобиль недавно изменил свою политику: Максимальные выплаты в случае дтп по вине арендатора теперь равны 150 000 рублей, т.е. это можно считать франшизой, по размеру она соответствует таковой у международных прокатчиков (2300 EUR), и также можно пользоваться сервисом с минимальной ответственностью (они называют это полным покрытием), стоимость аренды тогда будет 10 рублей в минуту вместо 7. «Франшиза» в таком случае составит 10 тысяч рублей.
zxweed
13.06.2016 12:22полное — может быть, но даже в абсолютно минимальных тарифах максимум ответственности ограничен 3-4 тысячами долл.
Jumanji
11.06.2016 09:09За границей есть три варианта.
1. Дедакшен, который входит в договор по умолчанию, т.е. оплачиваешь ремонт, но не более определенной суммы, порядка $1000
2. Покупаешь доп.страховку, где этот дедакшен уменьшен до $0, стоит такая страховка в районе $100 в год.
3. Оплачиваешь аренду кредиткой где эта страховка уже включена, как правило это все золотые карты, у остальных надо смотреть условия.
Rondo
09.06.2016 15:37п.5.28. Спорно также само пропорциональное возрастание компенсации в зависимости от размера списания
это они комиссию за безналичные рассчеты перекладывают на пользователя, все просто
TimsTims
> Если даже суд согласится с законностью неустоек, это не лишает заинтересованную сторону права требовать ее уменьшения
Вспомнил, как юрист из банка рассказывала, что в городе, в 2010х открылось очень много контор, которые помогут отмазаться в суде от просрочки банка и выиграют суд в пользу физ.лица. Причем с этого самого физ.лица они не берут денег, если суд проиграют.
Когда дело доходит до суда, то эти самые «юристы» говорят, что банк насчитал слишком много процентов (что-то типа посчитал недополученную прибыль с неуплаченных процентов как проценты, которые выдал в кредит, т.е. начитал проценты на проценты), и клиент должен заплатить неустойки не на 435 000р, а 405 000р. Судья в целом соглашается, и говорит: сумму уменьшить, дело в пользу ответчика. Итог — суд выиграл физ.лицо, и теперь человек должен вернуть банку 405 000р, а этим юристам за победу в суде 50 000р. И теперь он должен денег на 455 000, вместо прежних 435 000…
maximw
Поэтому оплата юристам должна быть в виде % от суммы уменьшения.
Юристы могут оценить насколько можно сбить сумму и с какой вероятностью, ну и уже браться или не браться за это дело.
begemot_sun
Что делать если никто за % не хочет работать?
Here_and_Now
Значит сумма недостаточна в текущих экономических условиях, чтобы тратить время высококвалифицированного специалиста. Т.е. несущественный маленький процесс.
Dolios
Это запрещено нашим законодательством.
maximw
Не знал. Однако, знаю случаи когда подобным образом была отсужена у страховой выплата по КАСКО: ты получаешь то, на что рассчитываешь, все что сверху удается выбить — юристов. Дополнительных платежей нет.
Dolios
И это, вроде как, запрещено нашим законодательством. Запрещено определять размер вознаграждения в зависимости от исхода дела.
про гонорар успеха
Но я не юрист, а запрет этот мутный с кучей нюансов.