![](https://habrastorage.org/files/97f/6d3/08a/97f6d308ad8a4cd9a26c7b05b961b04c.jpg)
Представьте, что боту — для удобства назовем ее Энни — нужно ответить на вопрос клиента. Но информации из ее собственных систем серверов недостаточно. Тогда Энни использует свой искусственный интеллект и спонтанно решает обратиться к другому боту для того, чтобы найти нужные ответы. Она получает информацию и передает клиенту.
Смерть API?
На сегодня, когда две системы программного обеспечения могут говорить друг с другом, разработчикам ПО необходимо осуществить интеграцию с использованием API (интерфейсы программирования приложений). Этот процесс отнимает много времени. Вот почему за последние несколько лет стали популярны такие услуги, как Zapier, Scribe и FTT. Они обеспечивают исключительные интерфейсы для сотен приложений, позволяя Вам присоединить, например, Вашу систему CRM к инструментами рассылки или платформой аналитики.
Однако, в эпоху bot-to-bot программные приложения могут говорить с системами друг друга, независимо от того имеют ли они существующую интеграцию API. Конечно, общение bot-to-bot не будет использовать обмен большим количеством данных, но оно создаст специальную связь между, например, пользовательским банковским программным обеспечением и интернет-магазином. Банковское ПО может поговорить с ботом интернет-магазина и попросить потерянный счет: «Моему клиенту нужен счет для заказа 45678, можете ли Вы предоставить его?».
Большой финал: bot-to-bot-to-consume
Красотой общения bot-to-bot является то, что оно будет происходить на простом английском языке; это будет разговор, который сможет понять каждый человек. При условии, что все разговоры между моим ботом Энни и другими ботами попадают в архив, я смогу вернуться и посмотреть, как они пришли к определенному выводу. В моем банковском примере, когда счет остается потерянным, я могу нажать на кнопку «подробнее» и открыть разговор Энни с интернет-магазином.
Но дальше все еще интереснее. Если мой бот зашел в тупик в разговоре с другим ботом, она может позвать меня на помощь: «Привет, это Энни, твой финансовый бот. Я разговариваю с поставщиком, но у меня возникают некоторые трудности в понимании того, что он мне говорит». Я могу присоединиться — конечно, если у меня есть несколько свободных часов (поскольку терпение ботов неограниченно) и перефразировать вопрос Энни, чтобы получить ответ от другого бота. Далее Энни может продолжать разговор и управлять моими делами.
Семантическая паутина
Разве мы не говорили 10 лет назад о присоединении одного онлайн сервиса к другому? Как оно называлось? Правильно, семантическая паутина. Каждый веб-сайт собирался быть аннотированным с использованием стандартных форматов данных, позволяя другим сервисам сканировать эти данные и использовать их в своей бизнес-логике. Я считаю, что боты будут выполнять подобное в ближайшие 3-5 лет и это означает, что все данные будут равномерно отформатированы. Вместо них боты продемонстрируют онлайн сервисы и данные на простом английском языке, позволяя людям и другим ботам взаимодействовать, даже если они ранее никогда не общались.
Созыв всех разработчиков программного обеспечения
Итак, разработчики программного обеспечения, когда Вы разрабатываете Вашу платформу для электронной коммерции, онлайн маркетинга, финансов, системы ERP (планирование ресурсов предприятия) или любого другого программного решения, пожалуйста, подумайте о реализации смарт-бот, кроме вашего традиционного API интерфейса.
Ссылка на оригинал статья
Комментарии (18)
taulatin_one
29.06.2016 19:57+7Есть мнение, что всю эту шумиху с ботами специально подогревают…
Но эта статья, по моему мнению, верх идиотизма. Вы вообще о чем? Какое, к чертовой бабушке, взаимодействие ботов? Для чего?
AlreXZ
29.06.2016 21:29Вроде, также как для разрешения имени abc.def.ghi.jkl.mno.pqr.stu.vwxyz.com, DNS-сервера рекурсивно/нерекурсивно друг друга опрашивают, что бы вернуть клиенту ответ ;)
VolCh
30.06.2016 06:47Распределённые системы существуют давно. В статье речь о новом интерфейсе взаимодействия между ними.
alex4321
30.06.2016 08:40Для этого достаточно как-раз таки API (более того — это более простой в разработке путь — для обоих сторон).
michael_vostrikov
29.06.2016 21:01+5Я разговариваю с поставщиком, но у меня возникают некоторые трудности в понимании того, что он мне говорит
Напомнило: http://bash.im/quote/397276 :)
Jamdaze
29.06.2016 21:20+6Спонтанно это если Энни никто не о чем не просил, а в нашем случае она это делает вполне обоснованно.
zenkz
29.06.2016 21:30+5Не вижу практического смысла в этом.
Реализация бота требует много времени, а толку от этого мало.
Тогда уже лучше сделать репозиторий различных API с возможностью поиска нужного по ключевым словам и пусть туда любой желающий сможет добавить свой, а ботов научить пользоваться этим репозиторием.
А бот2бот общение это как разговор 2х носителей языка через переводчика — бессмысленно и трудоёмко.
springimport
29.06.2016 21:30Как раз создаю и работаю с API. Было бы неплохо использовать что-то другое, где не пришлось бы описывать интерфейсы.
Последнее время пытаются как-то автоматизировать API, например, через Swagger, но все равно это не то.
Razoomnick
29.06.2016 23:11+7GET https://market.api/invoices/45678
— Моему клиенту нужен счет для заказа 45678, можете ли Вы предоставить его?
— Здравствуйте, Вам помочь?
— Моему клиенту нужен счет для заказа 45678, можете ли Вы предоставить его?
— Спрашивайте, консультация бесплатна.
— Моему клиенту нужен счет для заказа 45678, можете ли Вы предоставить его?
— Давайте я проконсультирую Вас по телефону, это будет намного быстрее.
— Моему клиенту нужен счет для заказа 45678, можете ли Вы предоставить его?
— Сейчас всплывет форма, оставьте в ней свои контактные данные.
VolCh
30.06.2016 06:50+3Красотой общения bot-to-bot является то, что оно будет происходить на простом английском языке
Это, скорее, недостаток. Люди далеко не всегда друг друга понимают. Прелесть API состоит в том, что они однозначны.
alex4321
30.06.2016 07:18+1И в итоге мы получаем ботов вместо API, причём, если уж речь о изначально рассчитанных на работу с людьми ботах (читай — ещё и надо обработать какое-то подобие естественного языка. На обоих сторонах. Ну не переносить же командную строку на web). — то ещё и более сложных ботов.
В чём плюс перед стандартизованным API (хотя бы и через адаптеры)? Да и вообще перед API?alex4321
30.06.2016 07:21+1И да — человекочитаемость может быть плюсом, но — ИМХО, в случае, если речь о более-менее типовой структуре запросов — опять же, это скорее минус (см. коммент выше — https://habrahabr.ru/company/ua-hosting/blog/262539/#comment_9681158)
Tiendil
30.06.2016 09:54+1>Красотой общения bot-to-bot является то, что оно будет происходить на простом английском языке; это будет разговор, который сможет понять каждый человек.
Ага, щаз, пальцами щёлкнут и начнут.
Shamov
30.06.2016 10:38+2А в конечном итоге боты начнут общаться друг с другом не для того, чтобы запросить какие-то данные для пользователя, а просто так. Будут пересылать друг другу смешные картинки, добавлять в друзья в соцсетях и комментить видео на ютубе. И люди им вообще будут не нужны. Точнее, нужны-то будут, но они не будут их ценить и уважать. Вот как сейчас офисный планктон, который занимается всем перечисленным весь рабочий день, не обращает особого внимания на сантехников, дворников и кассиров в супермаркетах. Это, типа, низшая каста, призванная обеспечивать их комфортное существование. Так же и боты будут пренебрежительно относится к людям, которые обеспечивают инфраструктуру для их существования — прокладывают сети, обслуживают электростанции и т.д.
Nostros
04.07.2016 12:20Я думаю, что bot-to-bot не заменит, а дополнит API. Есть немало примеров, когда API недоступно (ограничение разработчика), а интеграция нужна. В этом случае bot2bot очень даже полезен. Я думал об этом ещё 3-4 года назад, когда работал над проектом SCM (supply chain management) для международного портала внешней торговли. Задача была связать документооборот между разными CRM, которые популярны в разных странах (например, SalesForce, Pipedrive, Infusionsoft, TeamSupport, Marketo, Freshdesk, Prophet CRM, Netsuite, Spiceworks, PlanPlus, Nutshell, Prosperworks, amoCRM, TeamGate, SupportCenter Plus, Zoho CRM, OnePage CRM, Apptivo, inStream, RepairShopr, SalesJunktion, SalesBox, KarmaCRM, PayNet, FieldForce, Snapforce, Commence, SAP, Act!, Microsoft Dynamics CRM, Hubspot, Maximizer, Oracle, Sugar CRM, Sage, Salesboom, Base, BPM online, Nimble, Goldmine, Commence, Really Simple System, Update, Битрикс24, Terrasoft, Контур CRM, 1C CRM ПРОФ, Megaplan, FreshOffice, БИТ:CRM, ASoft CRM, LPTracker, Vtiger CRM и др. + самописные всякие.
Я намеренно привёл (неполный) список наиболее популярных CRM, чтобы можно было оценить масштаб задачи интеграции. При этом общий репозиторий вряд ли согласятся использовать, поскольку там всё-таки документы, содержащие коммерческую тайну. Поэтому, когда подобные bot2bot схемы интеграции станут набирать популярность, это станет мощным импульсом для ускорения прогресса в создании таких облачных международных проектов для бизнеса.
-> Международный бизнес-портал для участников внешней торговли на 10 языках wt24.org (бизнес-модель, разработка интерфейса, написание скриптов модулей, запущен в 2014) 1drv.ms/1P3t8PR | Sceme of components 1drv.ms/b/s!Aogslmlba_Fo-EtrCKMR0c89yIVD
spmbt