В июне 2016 года компания Yeastar – известный производитель VoIP оборудования для бизнеса – представила новую линейку гибридных телефонных станций. Новый модельный ряд, получивший название «S-серия», состоит из четырех устройств – S20, S50, S100 и S300. Это далеко не первый опыт компании в производстве АТС, работающих по протоколу SIP: с 2012 года выпускаются и пользуются большой популярностью в России и мире телефонные станции Yeastar MyPBX- и U-серий. Именно их и призваны заменить новые модели, с которыми нам предстоит познакомиться поближе. Начнем же наше знакомство с самой младшей модели новой S-серии – IP-АТС Yeastar S20.
Если проводить аналогию с предыдущим модельным рядом, то явным предшественником S20 является IP-АТС Yeastar MyPBX SOHO. Эта телефонная станция, предназначенная для самых небольших компаний, пользовалась наибольшей популярностью среди всех телефонных станций Yeastar. Новая модель Yeastar S20 унаследовала все полезные функции и возможности от своего предшественника, а также обзавелась рядом новых. Именно о них мы расскажем в первую очередь, не забывая упоминать и ключевые особенности, характерные обеим АТС.
Переход к новому модельному ряду прямо или косвенно подтолкнула смена поставщика центрального процессора – вместо использовавшегося ранее Texas Instruments AM3352 ARM A8 600 MHz теперь применяется Freescale ARM Cortex-A9 1GHz. Объем оперативной памяти был увеличен с 256 до 512 Мб, и теперь это DDR3, а не DDR2. Также увеличился объем flash-памяти с 512 Мб до 4 Гб. Внешне телефонная станция никак не изменилась – модели S20 и SOHO выполнены в практически идентичных корпусах.
Переход на новое железо никак не сказался и на заявленной производительности станции – так же, как и MyPBX SOHO модель S20 поддерживает до 20 внутренних SIP-абонентов и до 10 одновременных разговоров. Это вполне ожидаемо, так как эти ограничения носят искусственный характер и предназначены для более четкого позиционирования каждой модели в своей собственный сегмент. В любом случае, переход на новое, более производительное железо – это плюс.
Подавляющее большинство всех IP-АТС, когда либо выпускаемых Yeastar, имели модульную архитектуру. Не была исключением MyPBX SOHO, ни стала исключением и S20. Тем покупателям, которые планируют использовать АТС только в режиме VoIP, покупать ничего не надо – станция по умолчанию поддерживает подключение IP-телефонов и создание транков для работы с VoIP-операторами связи. Помимо протокола SIP, модель S20 также поддерживает IAX.
А вот для реализации гибридной составляющей уже потребуются соответствующие модули, которые продаются отдельно. И SOHO, и S20 позволяют устанавливать до двух дополнительных модулей. Это могут быть модули с поддержкой двух FXO портов (для подключения городских линий), модули с поддержкой двух FXS портов (для подключения аналоговых телефонов и факсов), комбинированные модули (1xFXO + 1xFXS) или модули на две линии BRI.
Важное отличие новой S20 от старой SOHO заключается в том, что один из двух слотов расширения также может быть занят GSM-модулем. С одной стороны, это очень позитивное улучшение, так как, по нашему опыту, поддержка GSM-каналов является очень востребованной функцией в среде малого бизнеса. С другой стороны, поддерживается всего один GSM канал, что может быть недостаточным для многих компаний. Тем не менее, стоит отметить, что в Yeastar услышали своих покупателей и партнеров, и реализовали столь востребованную функцию.
Изменилась не только аппаратная, но и программная составляющая IP-АТС. Главное функциональное изменение заключается в том, что S20 теперь работает под управлением Asterisk версии 13. Однако о новых функциях мы поговорим чуть позже. Сейчас остановимся на главном визуальном изменении – существенно переработанном Web-интерфейсе. Теперь он выполнен в виде рабочего стола, что в последнее время стало очень популярным.
Можно работать сразу с несколькими разделами настроек, так как каждый из них открывается в отдельной папке. Из панели управления можно выносить на рабочий стол ярлыки наиболее часто используемых разделов. Все стало не только удобно, но и красиво – видно, что над иконками, окнами и их расположением хорошо поработали. Это особенно заметно в сравнении с интерфейсом MyPBX SOHO, который выглядит уже немного устаревшим.
Если поддержка GSM линий было вторым по популярности пожеланием пользователей к предыдущей АТС Yeastar MyPBX SOHO, то первое место уверенно занимает функция записи разговоров. Нет, запись разговоров у SOHO есть, но только в режиме «по требованию». Это значит, что для начала записи разговора, внутренний абонент должен был набрать на своем телефоне определенный код, после которого конкретный разговор начинал записываться с момента нажатия. Ни записи всех разговоров определенных абонентов, ни записи всех входящих и/или исходящих вызовов в SOHO не было. Не способствовал этому и объем встроенной памяти – на 512 мегабайт много не запишешь.
В новой Yeastar S20, как уже было сказано, объем flash-памяти был увеличен до 4 Гб, появился слот для microSD карт, а также осталась возможность создавать внешние хранилища на сетевых дисках. Все это позволило, наконец, реализовать полноценную запись разговоров, за что инженерам Yeastar стоит сказать большое спасибо. Включить запись разговоров можно с привязкой как к определенному абоненту (записывать все разговоры сотрудника), так и с привязкой к определенному транку (записывать все входящие и исходящие вызовы). При этом никуда не делась и функция записи по требованию.
Еще одной прекрасная, но уже не такая очевидная, как запись разговоров, функция – это умная маршрутизация входящих звонков AutoCLIP. Думаю, каждый сталкивался с такой ситуацией, когда видишь на своем телефоне пропущенный вызов с городского номера, но при попытке перезвонить на него, попадаешь на автоматическое голосовое меню или секретаря. Так вот, AutoCLIP помогает избежать таких неприятных ситуаций с помощью простейшего алгоритма. При любом исходящем вызове, система запоминает пару внутренний номер – внешний номер на определенный период времени, заданный администратором (от 8 часов до 4 недель). Если в течение этого интервала времени с сохраненного внешнего номера поступит вызов на АТС, она отправит его напрямую внутреннему абоненту, в обход стандартной маршрутизации вызовов.
Возможно, этой функции еще потребуется тонкая настройка в будущих прошивках – например, уменьшение минимального интервала времени с восьми часов до одного часа или отслеживание только неотвеченных вызовов. Но в любом случае, эта функция выглядит очень удобной и полезной.
Традиционно на один SIP-аккаунт можно было зарегистрировать всего одно абонентское устройство – будь это IP-телефон, SIP-адаптер или приложение-софтфон. Попытки зарегистрировать под той же учетной записью второе устройство приводили к тому, что два устройства работали по очереди – в зависимости от того, кто последний обновил свою регистрацию. С появлением функции SIP Forking стало возможным использовать несколько телефонов под одной учетной записью. К примеру, любой сотрудник может установить себе на смартфон приложение SIP-клиент и зарегистрировать его под тем же внутренним номером, что и рабочий телефон. Входящий вызов будет одновременно поступать на оба телефона и сотрудник сможет ответить на звонок, даже если его нет на рабочем месте. Это намного удобнее, чем настраивать правила переадресации или создавать группы обзвона.
Для тех, у кого нет смартфонов, Yeastar предлагает альтернативный вариант реализации подобной функции: каждому пользователю помимо внутреннего номера можно указать его мобильный номер. Теперь, если включена соответствующая опция, все входящие вызовы будут одновременно поступать как на внутренний, так и на мобильный номера.
Еще одно новшество S-серии в целом и модели S20 в частности состоит в том, что теперь программное обеспечение станций имеет модульную структуру. То есть, имеется базовая прошивка (единая для всех моделей S-серии), на которую устанавливаются дополнительные модули из центра приложений App Center – по аналогии с Google Play или AppStore. В настоящий момент для модели S20 доступно три модуля и все они установлены по умолчанию – это модуль непосредственно телефонии PBXCenter, модуль синхронизации с LDAP-каталогом, а также модуль автонастройки. В будущем разработчики обещают добавлять новые модули, которые позволят существенно расширить функционал телефонных станций.
Помимо добавления новых модулей разработчикам не стоит забывать и об улучшении существующих. К примеру, модуль автонастройки абонентских точек в настоящий момент поддерживает работу только с VoIP-шлюзами Yeastar и IP-телефонами Yealink. В тоже время, предыдущие АТС Yeastar серий MyPBX- и U- поддерживали куда большее количество устройств различных производителей – Yealink, Snom, Polycom, Cisco, Aastra, Grandstream, Fanvil, Panasonic. Скорее всего, поддержка этих и других устройств будет постепенно добавляться и в модуль автонастройки для S-серии.
В IP-АТС Yeastar S20 появилось две графических панели — мониторинга ресурсов и управления телефонией. Назначение первой из них – вывод информации об использовании процессора, оперативной и встроенной памяти, нагрузки на сеть. С учетом того, что Yeastar применяет искусственные ограничения на количество абонентов и одновременных разговоров, пользоваться этой панелью администраторы будут нечасто, так как в рамках указанных ограничений все и так должно хорошо работать.
А вот панель управления телефонией некоторые компании используют довольно активно. Пока эта панель выполняет лишь базовые функции – выводит статус внутренних абонентов и транков, а также график количества одновременных разговоров в режиме реального времени. В будущем хотелось бы от этого приложения получить чуть больше функционала. В первую очередь – это информация о текущих вызовах с возможностью их принудительного завершения, инициирование вызовов непосредственно из панели управления, управление конференц-комнатами (вывод списка участников, приглашение и удаление участников из конференции, управление микрофонами участников).
Обеспечение безопасности IP-АТС – вопрос крайне важный, цена ошибки тут легко может измеряться сотнями тысяч рублей. Вместе с тем, основная работа в этом направлении должна вестись с помощью сетевых инструментов, путем исключения доступа злоумышленников к телефонной станции. Тем не менее, наличие дополнительных средств защиты на самой АТС может осложнить жизнь злоумышленникам. А в некоторых случаях именно этот, последний, рубеж защиты может стать решающим фактором, позволяющим избежать взлома системы. Что может предложить нам S20 в этом направлении?
Во-первых, это жесткие требования к сложности паролей для учетных записей: SIP-аккаунт с паролем 123456 создать не получится. Во-вторых, это возможность ограничивать подсети, из которых разрешена регистрация абонентов. Если к АТС подключаются только локальные пользователи, то имеет смысл ограничить возможность регистрации локальной подсетью. В-третьих, это какой-никакой встроенный файрвол, позволяющий создавать правила как на основе IP-адреса, так и MAC-адреса источника. Наконец, имеется защита от перебора паролей.
Если говорить не о защите от внешних угроз, а о разграничении прав внутренних пользователей, то стоит отметить, что в Yeastar S20 оно реализовано достаточно гибко. У каждого пользователя есть свой собственный личный кабинет, доступный через Web-интерфейс. По умолчанию, в нем доступно прослушивание сообщений голосовой почты, записанных по требованию разговоров, управления переадресацией вызовов, создания черных и белых списков, и т.д. Однако на усмотрение администратора, каждому пользователю можно назначить дополнительные права для управления другими учетными записями и АТС в целом, из более чем 30 категорий.
Набор стандартных функций в Yeastar S20 не изменился по сравнению с предыдущей моделью Yeastar SOHO. Это, конечно, и поддержка интерактивных голосовых меню, и маршрутизация вызовов в зависимости от источника, назначения и времени звонка. Это группы вызовов, очереди, конференц-комнаты, пейджинг и интерком, черные и белые списки. Для пользователей также доступна переадресация вызовов, голосовая почта, перехват и парковка вызова, быстрый набор. Про запись разговоров (постоянную и по требованию) уже было сказано, а для обучения сотрудников доступна функция прослушивания разговора в режиме реального времени. В целом, набор стандартных функций в Yeastar S20 мало отличается от большинства других IP АТС и его более чем достаточно для решения большинства офисных задач.
Новая IP-АТС Yeastar S20 – это эволюция модели SOHO: разработчики добавили две очень востребованные пользователями функции (поддержка GSM и запись разговоров), существенно переработали как аппаратную, так и программную часть, добавили несколько интересных «фишек». Кроме того, новая модульная программная архитектура и более производительное железо позволяют и дальше улучшать телефонную станцию, постепенно добавляя ей новый функционал. И что самое приятное – все эти улучшения никак не повлияли на конечную цену устройства. Yeastar S20 стоит ровно столько же, сколько и SOHO – $276, а значит, за те же деньги, пользователи теперь получают больший функционал.
Если проводить аналогию с предыдущим модельным рядом, то явным предшественником S20 является IP-АТС Yeastar MyPBX SOHO. Эта телефонная станция, предназначенная для самых небольших компаний, пользовалась наибольшей популярностью среди всех телефонных станций Yeastar. Новая модель Yeastar S20 унаследовала все полезные функции и возможности от своего предшественника, а также обзавелась рядом новых. Именно о них мы расскажем в первую очередь, не забывая упоминать и ключевые особенности, характерные обеим АТС.
Новое железо и производительность
Переход к новому модельному ряду прямо или косвенно подтолкнула смена поставщика центрального процессора – вместо использовавшегося ранее Texas Instruments AM3352 ARM A8 600 MHz теперь применяется Freescale ARM Cortex-A9 1GHz. Объем оперативной памяти был увеличен с 256 до 512 Мб, и теперь это DDR3, а не DDR2. Также увеличился объем flash-памяти с 512 Мб до 4 Гб. Внешне телефонная станция никак не изменилась – модели S20 и SOHO выполнены в практически идентичных корпусах.
Переход на новое железо никак не сказался и на заявленной производительности станции – так же, как и MyPBX SOHO модель S20 поддерживает до 20 внутренних SIP-абонентов и до 10 одновременных разговоров. Это вполне ожидаемо, так как эти ограничения носят искусственный характер и предназначены для более четкого позиционирования каждой модели в своей собственный сегмент. В любом случае, переход на новое, более производительное железо – это плюс.
Поддержка GSM
Подавляющее большинство всех IP-АТС, когда либо выпускаемых Yeastar, имели модульную архитектуру. Не была исключением MyPBX SOHO, ни стала исключением и S20. Тем покупателям, которые планируют использовать АТС только в режиме VoIP, покупать ничего не надо – станция по умолчанию поддерживает подключение IP-телефонов и создание транков для работы с VoIP-операторами связи. Помимо протокола SIP, модель S20 также поддерживает IAX.
А вот для реализации гибридной составляющей уже потребуются соответствующие модули, которые продаются отдельно. И SOHO, и S20 позволяют устанавливать до двух дополнительных модулей. Это могут быть модули с поддержкой двух FXO портов (для подключения городских линий), модули с поддержкой двух FXS портов (для подключения аналоговых телефонов и факсов), комбинированные модули (1xFXO + 1xFXS) или модули на две линии BRI.
Важное отличие новой S20 от старой SOHO заключается в том, что один из двух слотов расширения также может быть занят GSM-модулем. С одной стороны, это очень позитивное улучшение, так как, по нашему опыту, поддержка GSM-каналов является очень востребованной функцией в среде малого бизнеса. С другой стороны, поддерживается всего один GSM канал, что может быть недостаточным для многих компаний. Тем не менее, стоит отметить, что в Yeastar услышали своих покупателей и партнеров, и реализовали столь востребованную функцию.
Интерфейс
Изменилась не только аппаратная, но и программная составляющая IP-АТС. Главное функциональное изменение заключается в том, что S20 теперь работает под управлением Asterisk версии 13. Однако о новых функциях мы поговорим чуть позже. Сейчас остановимся на главном визуальном изменении – существенно переработанном Web-интерфейсе. Теперь он выполнен в виде рабочего стола, что в последнее время стало очень популярным.
Можно работать сразу с несколькими разделами настроек, так как каждый из них открывается в отдельной папке. Из панели управления можно выносить на рабочий стол ярлыки наиболее часто используемых разделов. Все стало не только удобно, но и красиво – видно, что над иконками, окнами и их расположением хорошо поработали. Это особенно заметно в сравнении с интерфейсом MyPBX SOHO, который выглядит уже немного устаревшим.
Запись разговоров
Если поддержка GSM линий было вторым по популярности пожеланием пользователей к предыдущей АТС Yeastar MyPBX SOHO, то первое место уверенно занимает функция записи разговоров. Нет, запись разговоров у SOHO есть, но только в режиме «по требованию». Это значит, что для начала записи разговора, внутренний абонент должен был набрать на своем телефоне определенный код, после которого конкретный разговор начинал записываться с момента нажатия. Ни записи всех разговоров определенных абонентов, ни записи всех входящих и/или исходящих вызовов в SOHO не было. Не способствовал этому и объем встроенной памяти – на 512 мегабайт много не запишешь.
В новой Yeastar S20, как уже было сказано, объем flash-памяти был увеличен до 4 Гб, появился слот для microSD карт, а также осталась возможность создавать внешние хранилища на сетевых дисках. Все это позволило, наконец, реализовать полноценную запись разговоров, за что инженерам Yeastar стоит сказать большое спасибо. Включить запись разговоров можно с привязкой как к определенному абоненту (записывать все разговоры сотрудника), так и с привязкой к определенному транку (записывать все входящие и исходящие вызовы). При этом никуда не делась и функция записи по требованию.
Умная маршрутизация AutoCLIP
Еще одной прекрасная, но уже не такая очевидная, как запись разговоров, функция – это умная маршрутизация входящих звонков AutoCLIP. Думаю, каждый сталкивался с такой ситуацией, когда видишь на своем телефоне пропущенный вызов с городского номера, но при попытке перезвонить на него, попадаешь на автоматическое голосовое меню или секретаря. Так вот, AutoCLIP помогает избежать таких неприятных ситуаций с помощью простейшего алгоритма. При любом исходящем вызове, система запоминает пару внутренний номер – внешний номер на определенный период времени, заданный администратором (от 8 часов до 4 недель). Если в течение этого интервала времени с сохраненного внешнего номера поступит вызов на АТС, она отправит его напрямую внутреннему абоненту, в обход стандартной маршрутизации вызовов.
Возможно, этой функции еще потребуется тонкая настройка в будущих прошивках – например, уменьшение минимального интервала времени с восьми часов до одного часа или отслеживание только неотвеченных вызовов. Но в любом случае, эта функция выглядит очень удобной и полезной.
Ветвление вызова (SIP Forking)
Традиционно на один SIP-аккаунт можно было зарегистрировать всего одно абонентское устройство – будь это IP-телефон, SIP-адаптер или приложение-софтфон. Попытки зарегистрировать под той же учетной записью второе устройство приводили к тому, что два устройства работали по очереди – в зависимости от того, кто последний обновил свою регистрацию. С появлением функции SIP Forking стало возможным использовать несколько телефонов под одной учетной записью. К примеру, любой сотрудник может установить себе на смартфон приложение SIP-клиент и зарегистрировать его под тем же внутренним номером, что и рабочий телефон. Входящий вызов будет одновременно поступать на оба телефона и сотрудник сможет ответить на звонок, даже если его нет на рабочем месте. Это намного удобнее, чем настраивать правила переадресации или создавать группы обзвона.
Для тех, у кого нет смартфонов, Yeastar предлагает альтернативный вариант реализации подобной функции: каждому пользователю помимо внутреннего номера можно указать его мобильный номер. Теперь, если включена соответствующая опция, все входящие вызовы будут одновременно поступать как на внутренний, так и на мобильный номера.
Модульная программная структура
Еще одно новшество S-серии в целом и модели S20 в частности состоит в том, что теперь программное обеспечение станций имеет модульную структуру. То есть, имеется базовая прошивка (единая для всех моделей S-серии), на которую устанавливаются дополнительные модули из центра приложений App Center – по аналогии с Google Play или AppStore. В настоящий момент для модели S20 доступно три модуля и все они установлены по умолчанию – это модуль непосредственно телефонии PBXCenter, модуль синхронизации с LDAP-каталогом, а также модуль автонастройки. В будущем разработчики обещают добавлять новые модули, которые позволят существенно расширить функционал телефонных станций.
Помимо добавления новых модулей разработчикам не стоит забывать и об улучшении существующих. К примеру, модуль автонастройки абонентских точек в настоящий момент поддерживает работу только с VoIP-шлюзами Yeastar и IP-телефонами Yealink. В тоже время, предыдущие АТС Yeastar серий MyPBX- и U- поддерживали куда большее количество устройств различных производителей – Yealink, Snom, Polycom, Cisco, Aastra, Grandstream, Fanvil, Panasonic. Скорее всего, поддержка этих и других устройств будет постепенно добавляться и в модуль автонастройки для S-серии.
Панели мониторинга ресурсов и телефонии
В IP-АТС Yeastar S20 появилось две графических панели — мониторинга ресурсов и управления телефонией. Назначение первой из них – вывод информации об использовании процессора, оперативной и встроенной памяти, нагрузки на сеть. С учетом того, что Yeastar применяет искусственные ограничения на количество абонентов и одновременных разговоров, пользоваться этой панелью администраторы будут нечасто, так как в рамках указанных ограничений все и так должно хорошо работать.
А вот панель управления телефонией некоторые компании используют довольно активно. Пока эта панель выполняет лишь базовые функции – выводит статус внутренних абонентов и транков, а также график количества одновременных разговоров в режиме реального времени. В будущем хотелось бы от этого приложения получить чуть больше функционала. В первую очередь – это информация о текущих вызовах с возможностью их принудительного завершения, инициирование вызовов непосредственно из панели управления, управление конференц-комнатами (вывод списка участников, приглашение и удаление участников из конференции, управление микрофонами участников).
Безопасность
Обеспечение безопасности IP-АТС – вопрос крайне важный, цена ошибки тут легко может измеряться сотнями тысяч рублей. Вместе с тем, основная работа в этом направлении должна вестись с помощью сетевых инструментов, путем исключения доступа злоумышленников к телефонной станции. Тем не менее, наличие дополнительных средств защиты на самой АТС может осложнить жизнь злоумышленникам. А в некоторых случаях именно этот, последний, рубеж защиты может стать решающим фактором, позволяющим избежать взлома системы. Что может предложить нам S20 в этом направлении?
Во-первых, это жесткие требования к сложности паролей для учетных записей: SIP-аккаунт с паролем 123456 создать не получится. Во-вторых, это возможность ограничивать подсети, из которых разрешена регистрация абонентов. Если к АТС подключаются только локальные пользователи, то имеет смысл ограничить возможность регистрации локальной подсетью. В-третьих, это какой-никакой встроенный файрвол, позволяющий создавать правила как на основе IP-адреса, так и MAC-адреса источника. Наконец, имеется защита от перебора паролей.
Если говорить не о защите от внешних угроз, а о разграничении прав внутренних пользователей, то стоит отметить, что в Yeastar S20 оно реализовано достаточно гибко. У каждого пользователя есть свой собственный личный кабинет, доступный через Web-интерфейс. По умолчанию, в нем доступно прослушивание сообщений голосовой почты, записанных по требованию разговоров, управления переадресацией вызовов, создания черных и белых списков, и т.д. Однако на усмотрение администратора, каждому пользователю можно назначить дополнительные права для управления другими учетными записями и АТС в целом, из более чем 30 категорий.
Стандартные функции АТС
Набор стандартных функций в Yeastar S20 не изменился по сравнению с предыдущей моделью Yeastar SOHO. Это, конечно, и поддержка интерактивных голосовых меню, и маршрутизация вызовов в зависимости от источника, назначения и времени звонка. Это группы вызовов, очереди, конференц-комнаты, пейджинг и интерком, черные и белые списки. Для пользователей также доступна переадресация вызовов, голосовая почта, перехват и парковка вызова, быстрый набор. Про запись разговоров (постоянную и по требованию) уже было сказано, а для обучения сотрудников доступна функция прослушивания разговора в режиме реального времени. В целом, набор стандартных функций в Yeastar S20 мало отличается от большинства других IP АТС и его более чем достаточно для решения большинства офисных задач.
Краткое заключение
Новая IP-АТС Yeastar S20 – это эволюция модели SOHO: разработчики добавили две очень востребованные пользователями функции (поддержка GSM и запись разговоров), существенно переработали как аппаратную, так и программную часть, добавили несколько интересных «фишек». Кроме того, новая модульная программная архитектура и более производительное железо позволяют и дальше улучшать телефонную станцию, постепенно добавляя ей новый функционал. И что самое приятное – все эти улучшения никак не повлияли на конечную цену устройства. Yeastar S20 стоит ровно столько же, сколько и SOHO – $276, а значит, за те же деньги, пользователи теперь получают больший функционал.
Поделиться с друзьями