В прошлом году этот кораблик уже заходил к нам в порт, но, к сожалению, на него не водили экскурсии. И вот в этом году, видимо под впечатлением успехов прошлого года, «Ростелеком» пригласил несколько представителей СМИ на борт, дабы показать это чудо техники, которое ведет самую трудную работу в этом проекте.
Первоначально планировалось, что за лето 2015 года будут выполнены все работы по проекту и проложены обе ветки ПВОЛС, в Магадан и на Камчатку.
Но Охотское море оказалось негостеприимным и не приняло весь кабель. Погодные условия и рельеф дна не позволили проложить обе ветки за один сезон. И вот, в конце мая, Сable Innovator прибыл к нам в город, чтобы взять на борт часть команды и специалистов от компаний-заказчиков «Ростелеком» и «Huawei».
Итак, Сable Innovator — крупнейший в мире кабелеукладчик для оптики, построен в 1995 года на верфи Kvaerner Masa в Финляндии. Представляет из себя дизель-электроход (двигатели дизельные, но привод на винты электрический). Оборудован кучей всяких систем стабилизации и подруливающими устройствами для того, чтобы позиционировать корабль в любых условиях с точностью до метра (как мне пожаловались участники работ, из-за того, что на корабле по бортам установлены дополнительные движители для подруливания, с борта запрещают ловить рыбу, чтобы леску не затянуло в механизмы; ох, печаль-печаль огорчение).
На фото вы видите, что он оборудован двумя рубками, носовой и кормовой. В кормовой рубке сидят сотрудники, отвечающие за сам процесс укладки, в носовой все так же как и у всех других кораблей: капитан, штурман.
Имеется 3 трюма для кабеля — танка, их вместимости хватит проложить кабель на пол земного шара.
Схема устройства подобного корабля:
Для прокладки под водой используется 2 устройства — Плуг и Робот. Плуг опускают с кормы и волокут за кораблем. Он пропахивает на дне моря траншею и в нее закладывает кабель. Плуг это основной инструмент. А вот робот используется уже в экстренных случаях, когда на дне моря скалы, когда кабель оборвется и потребуется найти его конец, и для ремонта подводных кабелей.
Я разделю экскурсию на 3 части:
Часть 1 — Рубка, капитанский мостик;
Часть 2 — Кабельная палуба;
Часть 3 — Подводные инструменты Плуг и Робот.
Технология укладки подводного кабеля
На хабре уже писали подобные материалы, и значит вы можете не прочитать ничего нового для себя.
Для того, чтобы вы немного понимали, как вообще укладывают кабель расскажу немного теории.
Работы делятся на несколько этапов:
1. Исследование и проектирование
На этом этапе исследуется дно моря, или берутся уже готовые материалы от предыдущих исследований. В зависимости от рельефа дна, строится маршрут прокладки. Естественно, учитываются и текущие коммуникации на дне. Но благо то, что Охотское море не богато подводными трубопроводами и подводными оптическими магистралями, ну разве что секретные кабеля связи ТОФа к которым прислушиваются вражеские подводные лодки.
2. Изготовление кабеля и погрузка
Кабель изготавливается сразу цельной катушкой, чтобы можно было при идеальных условиях проложить его от начала и до конца, и загружается на корабль. На этапе производства в кабель сразу встраивают эрбиевые усилители EDFA (англ. Erbium Doped Fiber Amplifier) — волоконно-оптический усилитель на оптическом волокне, легированном ионами эрбия.
В связи с тем, что у России нет подобных кораблей гражданского назначения, то изготовление кабеля и его прокладку поручили компании «Huawei».
Кстати, в связи с тем, что работы не выполнили за один сезон, кабель был выгружен в Сингапуре, а Сable Innovator работал на других заказах.
3. Прокладка
Тут все просто. На дно, с корабля, опускают плуг и включают малый вперед. Он роет траншею, в нее закапывается кабель.
Разница с картинкой лишь в том, что под кораблем глубина пару километров.
Для безопасности, в прокладке кабеля с Магадана на Сахалин участвовало еще одно судно-буксир «Нептуния». Оно было на подстраховке и попутно тралом очищало дно от возможного мусора. Вот оно:
В этом году Нептуния не пошла с ними.
Вот еще познавательно видео:
4. Если все прошло хорошо и кабель дотянули от берега до берега, то его подключают к береговой станции. А от станции уже, по старинке, проводами тянут интернет до потребителя.
В Магадане у Ростелкома все сложилось успешно. Кабель протянули, полгода тестировали и сейчас продают быстрый интернет всем желающим.
По последним сведениям с 7 июня 2016 года, кабель был подключен к береговой станции в Усть-Большерецке и прокладка кабеля до Сахалина должна закончиться 22 июля. Значит, шанс, что в следующем году на Камчатке появится нормальный интернет очень высок.
Ладно, это все был лирика, а теперь отправимся на экскурсию по судну.
Судно стояло возле острова Русский, я даже думал, что можно подойти к нему на каяке, но, увы, погода не позволила.
Нас доставил на борт небольшой катер:
Гостеприимный трап распахнул свои объятья перед гостями и членами команды:
Потом начались лабиринты коридоров и лестниц:
Всех пригласили в кают-компанию и Капитан с русским помощником рассказали о том, что мы увидим:
Естественно, беседа на всех кораблях начинается техники безопасности. Куда бежать в случае сирены. Для этих целей всех записали и пересчитали по головам, чтобы в случае чего никого не потерять:
Капитанский мостик
Я ничего не смыслю в капитанских мостиках, поэтому если кто знает лучше, поправьте меня:
Вид на переднюю палубу:
Тоже самое, но с другого борта:
Вид с мостика на мост через пролив Босфор Восточный:
Рации для общения с командой, и так понимаю, телекс:
Собственно мы на экскурсии. Ростелеком и представители СМИ:
Один из пультов управления. Вон те цветные кнопочки включают освещение:
Компас:
Так понимаю, это рабочее место штурмана. За ним виднеется ящик с картами:
Всемирная и российская навигация, и собственно место работы судоводителя. Все эти «полный вперед», «стоп машина»:
Капитан, помощник и Сапунов Алексей, директор дальневосточного региона Ростелекома:
А вот это уже кормовая рубка управления. Тут более чуткие и тонкие инструменты управления судном. С помощью этих джойстиков и системы стабилизации можно двигать корабли буквально по метру вправо-влево:
Сюда же идет трансляция с камер, установленных на подводном аппарате. В данный момент он плавает под водой в проливе Босфор Восточный:
Подводный аппарат на глубине пары метров бороздит просторы Японского моря:
Втихаря сфотографировал секретную карту морского дна Охотского моря со схемой прокладки кабеля. Надеюсь меня за это сильно не побьют:
План безопасности на судне:
На балконе уютно. Диванчик, цветы растут, с другой стороны аналогично:
Рабочие места экипажа:
Вид с мостика на Владивосток и внутренний рейд в проливе Босфор Восточный:
А вот это вид на корму судна. Виден кран, который управляет подачей кабеля и плугом (находится под ним слева). В контейнерах расположено дополнительное оборудование и… «офисы» тех кто управляет всем этим. В одном из контейнеров находится рубка управления подводным роботом. Это сделано для того, чтобы можно было легко менять функционал работы судна, в зависимости от требований заказчика. Не нужно часть оборудования — выгрузил контейнер в порту и все норм:
Вообщем, поблагодарим капитана Кристофера Нива за экскурсию и отправимся дальше:
На носу ничего лишнего:
На верхней палубе запасной винт и якоря:
Еще тут неистово пахло азиатской едой из системы вентиляции и стоял непонятный человек:
С другого борта был его друг, но без обуви:
Мы потом долго спорили, кто эти люди и зачем их так наказали? Наша версия была, чтобы отпугивать морских птиц, чтобы палубу не пачкали. Оказалось, что мы были правы лишь наполовину. Эти господа действительно работают чучелами. Только не от птиц, а от их более смышленых двуногих конкурентов. Оказывается если стоять на рейде в порту, на борт могут залезть непонятные люди с небольшой лодки, а чучела издалека напоминают сотрудников службы охраны.
Кабельная палуба
На этой палубе проводят все работы связанные с обработкой кабеля, подачей его на корму и его ремонтом. Кроме того, на этой палубе находятся хранилища — танки для кабеля и хранилища для оптических усилителей.
А теперь об этом всем по порядку.
Сама палуба напоминает заводской цех в миниатюре: конвейеры, тали, склады с продукцией:
Развлекать нас будет уже не капитан, а начальник кабельной палубы:
Для начала поведаю вам про подводный кабель.
У меня в руках подводный оптический кабель в разрезе. Состоит из нескольких защитных оболочек, из пластика, несущих стальных или алюминиевых проводов и в самой середине находятся оптические волокна:
Думаю так нагляднее:
Если быть кратким и лаконичным то это устроено так: оптические волокна находятся внутри алюминиевой, медной, пластиковой трубки, иногда залиты смазкой. Трубка обернута изолирующим материалом или залита полиэтиленом. Все это оборачивается стальными армирующими нитями, которые обернуты водонепроницаемой оболочкой, например из полиэтилена. Иногда используется несколько слоев несущих тросов. Как на приведенном фото.
Ростелеком прокладывает практически такой же кабель, с единственным отличием: в нем проложено всего 4 нитки оптоволокна. Но этого должно хватить на ближайшие годы, потому как аппаратура уплотнения позволяет передавать по этому кабелю поток до 8Тбит/с. Чего должно хватить на эти регионы с лихвой на ближайшие нцать лет. Естественно там будет ходить гораздо меньше трафика, так как потребителей в этих районах немного и им не требуется подавать максимальный поток.
В сварочной комнате целая выставка кабелей, с которым приходилось работать:
Судя по внешнему виду, крайний левый кабель предназначен для прокладки в самых опасных местах земного шара. Там, где его могут грызть не только акулы и крокодилы, но и топтать слоны и бегемоты:
Итак, мы с вами в сварочном цеху, где проводятся работы по соединению кабеля. Сразу обратите внимание на дверь с табличкой «Не входить! Опасно». Там находится рентген-кабинет. Но к этому мы вернемся попозже.
Сварочный цех необходим для ремонта подводного кабеля в случае порыва, для подключения кабеля с берега к монтируемому подводному кабелю, ну или в случае для наращивания его. В нашем случае, как сказал главный мастер участка: «Мы на Камчатке подключим кабель к береговому концу быстро, у вас же всего 4 нитки требуется сварить».
Это соединительная муфта. В нее укладываются сваренные волокна и подсоединяются концы кабеля. Правда, нас заверили, что этот образец старый, уже есть муфты новой модели, более прочные.
Во так вставляем муфту в разрыв кабеля и прикручиваем:
Тяжелая штуковина:
Следующий этап. Гидроизоляция. Муфту тщательно заливают пластиком:
Чтобы муфта не лопнула в месте соединения с кабелем, ее оконечивают вот такими «резиновыми» штуковинами:
В итоге получается герметичная, тяжелая и прочная «кишка», которую можно спокойно тягать чем угодно. В одного такие на плече не потаскаешь. Понимаю, зачем им тут нужны лебедки и тали:
Герметичность упаковки проверяется на рентгене. Помните тот кабинетик, в который опасно заходить?
А теперь о главном! Самое важное — это хорошо сварить сами оптические волокна. Вот собственно весь набор юного сварщика.
Сначала кабель зачищают и аккуратно скалывают торец, чтобы он был ровный:
Потом два конца вставляют в сварочный аппарат:
Нажимают кнопку и смотрят:
Потом повторяют это для каждой жилы. Как раз, после этих операций, все сваренные нитки кабеля укладывают в муфту и собирают вокруг нее «защитную кишку»:
На этом мы закончим осмотр мастерской и перейдем к кабелехранилищам.
Все 900 км кабеля уложены в один из трех кабельных танков:
Как вы видите, тут в танке всего 3.5 метра кабеля по высоте:
На кабеле, через каждые 80 км установлен оптический усилитель. Вот они лежат в специальном хранилище:
В хранилище поддерживается специальный микроклимат. Видимо из-за особенностей оборудования:
Усилители чаще всего делаются на основе легирования волокна редкоземельным элементом — эрбием.
Как это работает?
Дополнительный лазерный луч накачки большой мощности, но отличный от частоты работы лазера передающего информацию, вводится в волокно и заставляет атомы эрбия в усилителе перейти в возбужденное нестабильное состояние. Когда с этим атомом сталкивается, ослабленный длинной дорогой по оптоволокну, фотон лазерного излучения с полезной информацией, он получает от этого возбужденного атома энергию, и переизлучается с новой силой и летит дальше, точнее он переизлучается в виде 2х квантов и полезных фотонов становится больше.
Для тех, кому написанное выше непонятно, объясняю на пальцах.
В трубу закинуты теннисные мячики, на которых записана информация и они летят по трубе из пункта А в пункт Б. Труба длинная, и испытывая сопротивление воздуха они замедляются и могут не долететь ее конца. Рядом, по параллельной трубе, качают воздух на большой скорости, и он заставляет крутиться быстро лопатки колеса типа как на водяной мельнице, или колесном пароходе, расположенные где-то в середине трубы. Долетев до этого колеса теннисные мячики получают этим колесом по заднице, как теннисной ракеткой и с новыми силами летят дальше… еще 80км.
Кому интересно — почитайте нормальную и полезную статью на эту тему, ну или Википедию.
Вот еще дополнительное оборудование для работы с кабелем. Теннисный стол и велосипеды. Экипаж раскрыл тайну велосипедов.
Мол стояли в ремонте в Сингапуре, а там слишком было далеко ходить по территории порта. Пришлось купить велосипеды. А вот тайну теннисного стола открывать отказались. Таинственные английские агенты:
Самодвижущаяся тележка для перевозки усилителей и готовых муфт соединения:
Конвейер с направляющими, для протяжки кабеля из трюма на корму судна:
А это уже лебедка, чтобы вытаскивать или подавать кабель в море, тяжело руками вытаскивать кабель с глубины пары км, можно надорваться:
Так это выглядит в работе:
Еще одна часть подающего механизма:
А вот это, как я понимаю, как раз запасные соединительные муфты, усилители на случай непредвиденного порыва кабеля. Сами понимаете, лучше все взять заранее. В Охотском море магазинов нет:
. Вообщем поблагодарим вот этого человека за отличную экскурсию и отправимся дальше. На корму, где посмотрим глубоководное оборудование:
Глубоководное оборудование
Все работы по укладке кабеля ведутся с кормовой части судна:
Как вы видите, тут установлены два грузовых крана. Кран для опускания плуга, он откидывается назад как на наших военных килекторных судах , кстати совсем новый. Команде пришлось его недавно заменить на ремонте в Сингапуре. Второй подобный кран находится с левого борта и предназначен для работы с подводным роботом.
Кран для подводного аппарата:
Общий вид палубы. В контейнерах организованы рабочие места для операторов управления этой техникой и склады расходных материалов:
Начальник палубного хозяйства и представители Ростелеком:
Это плуг. Его опускают в воду, на глубину до 2.5 км и на этих лыжах он волочится на канате по дну за кораблем:
На нем есть камеры и несколько подвижных элементов, для регулирования глубины вспахивания:
Вот этим зубом, он вспахивает дно на глубину 1-1.5 метра и в траншею укладывается кабель:
Чувак рассказывал что в Охотском море, при прокладке кабеля к Магадану было сложно. То плуг тонул в огромных отложениях ила, то натыкался на скалы и даже пару раз ломался. Пришлось доставать, варить, чинить. Вообщем натерпелись по полной. Добавьте к этому еще холодную погоду:
Внушительная конструкция. Сравните с человеческим ростом:
Собственно вот через эту дырочку внизу и размещают кабель в траншее:
Так выглядит подобный плуг, отправившийся в глубины океана:
На фото видно кран, конвейер подачи кабеля и трос для плуга в катушках:
Теперь перейдем к роботу.
Подводный управляемый аппарат. Его применяют для тонких работ с кабелем. Для прокладки на каменном дне и поиску порывов кабеля:
Робот оборудован камерами, умеет сам плавать под водой и ездить по дну. На борту имеются гидромониторы, для размывания грунта, или наоборот, чтобы засыпать кабель грунтом:
Палуба для обслуживания робота, на фоне валяются запасные траки:
Согласитесь — красавец. У нас в стране таких точно нет:
Укладка кабеля при помощи робота в разы медленнее и дороже. Вот, например, расходные материалы:
-Хотите посмотреть, как он у нас умеет плавать?
— Конечно хотим!
И тут нас сразу же выгнали с палубы:
А его отправили вниз, покорять глубины Босфора Восточного:
Крановщик:
Найдите робота?
В одном из контейнеров построена рубка управления подводным агрегатом. Роботом управляют 2 водителя-оператора:
На нем установлено несколько камер, как навигационные, так и например камера, которая контролирует состояние подвеса, чтобы не отвалился:
Еще есть гидролокатор, и камеры, которые как раз установлены в месте работы с кабелем, чтобы смотреть за работой манипуляторов и гидромониторов:
На дно не опускали, плавает на глубине 2 метра:
Телеметрия:
Пульт управления:
А вот и второй водитель. Прячется за углом:
На этом мы скажем спасибо этому чудесному мужчине за шикарную экскурсию:
В общем, на этой позитивной ноте я, пожалуй, закончу свой экскурс на борт кабелеукладчика.
Конечно жаль, что в такой большой стране нет судов подобного класса, но собственно у страны и нет задачи по прокладки океанских кабелей. Для форсирования рек и заливов достаточно боле простых технических средств. Подобные работы наверное могут делать военные, но военные выполняют только работы направленные на обеспечение безопасности страны. А тут уже другое.
Спасибо компании Ростелеком, которая пригласила меня на этот прекрасный кораблик.
Комментарии (92)
Alex_fisch
02.08.2016 19:31+5Не представляете, как этот кабель ждут на Камчатке! Трижды летал туда, доступ в Интернет там — испытание для нервной системы. Весь полуостров подключен через спутник, лаги ужасные (зато люди еще не заражены on-line играми), скорость… да никакая, еще и от погоды зависит.
При всем при том, городские сети, по крайней мере в Петропавловске готовы — скорость подключения по городу между клиентами честные 100 Мбит. Как сказал монтажник из Ростелекома, который нам филиал подключал, вес вопрос, если упростить, действительно — дотянуть кабель по морю и припаять его к береговому.
И да, я знаю, кто от этого пострадает — в каждом торговом центре, на каждой остановке в Петропавловске есть ларек, в котором торгуют компакт дисками с играми, музыкой и фильмами. Как лет 10-15 назад в материковой (гусары, молчать — я знаю, что Камчатка — это полуостров!) России.scg
02.08.2016 20:04Как лет 10-15 назад в материковой (гусары, молчать
Все нормально, на Камчатке всегда Большую землю материком называли. Сухопутной дороги все-равно нет.
Из статьи, к сожалению, не яно, есть ли оптика от Большерецка до Петропавловска. Вроде, должна быть.
heyYouNumb
03.08.2016 01:00Онлайн игры жителям Камчатки скорее всего так и не светят. Дело в том, что у Сахалина с материком пинг примерно 100 — 130 мс. Я так понимаю, что и у Камчатки с Сахалином будет соизмеримый пинг. Итого 200 — 250 мс минимум. В итоге поиграть ни у кого не получится.
kalach_89
03.08.2016 02:22как камчадал, не смог не прокомментировать)
в онлайн у нас играют. при чем много. лично бегал в Дьяблу 3 на релизе. лаги от 700 мс на спутнике, до 1,1-1,4 с на мобильном. и нормально. В великом и ужасном ВоВе на офе тоже большие сообщества. Куча народу играет в Танки (даже получают удовольствие). Так что мифические 200-250 мс для нас как манна небесная.ns3230
03.08.2016 10:24В свое время играл WoT через EDGE. Пинг был сначала в районе 700, откатал тыщ 5 боев. Потом стало — около 250-300 мс — раем показалось. А когда 3G CDMA подключил, стало 150 — вообще песня.
SmikeEvgeny
03.08.2016 02:41Южно-Сахалинск — Хабаровск ~20ms, это до Москвы будет ~120-130. В принципе, учитывая как проходят кабельные линий, на Камчатке пинг будет не намного больше, примерно на 10-20ms.
Pedestrian
03.08.2016 04:59Играми у нас люди заражены, но не до такой степени. В некоторые онлайн игры все-таки умудряются играть.
Отдельное упоминание заслуживает сеть СКТВ. Несмотря на пинг в World of Tanks за 500-700, пользователи терпят. Но не дай бог интернету отвалиться (у вышеупомянутого сиё явление — норма) — всё, «катка» слита, срочно достаем огнетушитель =)
Что уж говорить про сайт с забавным названием http://zhdun.kamchatka.ru/Mad__Max
03.08.2016 21:36Сайт по ссылке выше хороший способ быстро на себе ощутить «качество» интернета в этом регионе — загрузки в браузере так и не дождался, пинг отзывается но средняя задержка около 700 мс. На фоне такого 3g в глухой деревне — гоночный болид.
Loreweil
09.08.2016 04:24+1Да уж, кабель на Камчатке действительно очень ждут. У меня даже есть скриншот с места событий (когда был в командировке). Провайдер — СКТВ.
И это не «авария на линии» это вполне себе повседневное «качество».
AB_AG
02.08.2016 19:31Очень много нового узнал. Со стороны кажется что 4 нити так мало.
nomadmoon
03.08.2016 02:14В век развитого DWDM-a в каждое из этих волокон напихают еще восемьдесят 10-гигабитных каналов. До сих пор не понимаю какое физическое явление позволяет делать пачку когерентных лучей с длинами волн различающимися менее чем на нанометр.
Halt
03.08.2016 08:33-1Я так полагаю, что поляризация. 360/80 = 4.5 градуса на канал, не так и мало. Если избирательность оптики в приемнике сможет разделить такие сигналы, конечно. Правда еще симметрию исключить надо. Плюс несколько окон прозрачности в волокне.
Поправьте пожалуйста, если я неправ.nomadmoon
03.08.2016 08:40+1Нет, там именно цвет меняется.
Заголовок спойлераHalt
03.08.2016 08:46Понятно, спасибо. Значит это по сути частотное разделение каналов, только с близкими частотами.
nomadmoon
03.08.2016 08:51Это то понятно но, КАК? Нам же в детстве в голову вбивали что лазор работает на строго определённой частоте, обусловленной разностью энергий возбуждённых и невозбуждённых орбит электронов в излучателе, а тут на тебе без проблем нарезка по 100 ГГц.
Это я уж не говорю о том что существуют транспондеры с настраиваемой длиной волны.Halt
03.08.2016 09:05https://en.wikipedia.org/wiki/Tunable_laser
The range of applications of tunable lasers is extremely wide. When coupled to the right filter, a tunable source can be tuned over a few hundreds of nanometers with a spectral resolution that can go from 4 nm to 0,3 nm, depending on the wavelength range.
Отдельный вопрос конечно в скорости подстройки. Ибо механикой точно не обойдешься.catharsis
03.08.2016 12:11а как выглядят фильтры на приемнике?
black_semargl
03.08.2016 13:44Сильно подозреваю, что просто призмой раскладывают в веер и каждый лучик в свой приёмник
a5b
06.08.2016 07:13Точнее дифракционной решеткой или пленками: Cost and reliability concerns dominate DWDM multiplexer design, 2002 "There are four basic MUX/DeMUX technologies: Thin Film Filters (TTF), Fiber Bragg Gratings (FBG), Arrayed Waveguide Gratings (AWGs) and Free-Space Diffraction Gratings (FSDG)."
AWG (Arrayed Waveguide Grating): http://www.fs.com/blog/brief-introduction-of-arrayed-waveguide-gratings.html http://www.fs.com/arrayed-waveguide-grating-tutorial-aid-394.html
black_semargl
03.08.2016 13:43«Перестройка длины волны излучения такого генератора производится при помощи изменения ориентации или температуры нелинейного кристалла» (ц)
Krivoy
02.08.2016 20:05Спасибо огромное за статью! И да, корабли — это военные суда ;)
fpir
03.08.2016 10:06+1Суда возят уголь, ловят рыбу и тянут кабель, если тянут военный кабель-военные суда. Корабли воюют, в прямом смысле. Назначение кораблей-стрелять из пушек(утрировано). Пушек нет-судно, пушки есть-корабль. От размеров не зависит.
На жаргоне судно -пароход(даже парАход), корабль-коробка.
А ещё, в мою бытность на флоте, только в Мурманске было 2 кабелеукладчика, современных для того времени(просрали все полимеры?). Оба были «овсигавскими»(ОВСГ-отряд вспомогательных судов и гидрографии) т.е. полувоенными, но тогда, кроме рыбаков, почти все были полувоенными.Named
03.08.2016 12:33Это все придирки. Кораблем в обиходе можно называть любое судно.
fpir
03.08.2016 13:06+1Это как-бы да, компьютером можно назвать любой монитор, а процессором -любой системный блок. Но люди слегка в теме при слове «корабль» подразумевают, что он несёт вооружение.
И сразу на комментарий выше-если Вы про подводные лодки, то они, в большинстве, тоже корабли, а если про любые другие-то в российском флоте таких нет -это шлюпки.ns3230
04.08.2016 14:40+1Согласно словарю Ожегова, а также Большому толковому словарю русского языка под редакцией Кузнецова, корабль — это крупное морское судно (без строгой привязки к военным). Употребления термина «корабль», возможно, некорректно с позиции профессиональной терминологии, но верно с позиции норм русского языка. Подтверждение тому — устоявшееся словосочетание «бумажный кораблик»: именно кораблик, а не лодочка (малое судно) или суденышко. То есть, исторически, обиходное употребление слова «корабль» применительно к судну является корректным, даже без привязки к военному флоту. Связано это с тем, что в старину кораблем именовалось любое крупное морское парусное судно, а разделение терминов возникло позже.
Впрочем, это уже тонкости филологии, науки гуманитарной. Глубоко копать в нее — не совсем тема для «технарского» ресурса. Но если даже с проф. позиции — «корабль» и «судно» являются независимыми подмножествами разного порядка из одного множества (всяк корабль — судно, но не всякое судно — корабль). А ваши примеры (монитор, процессор, компьютер) — это немного не то, так как отношения между терминами немного другие. Да и нет исторической традиции именования системного блока — процессором или монитора — компьютером, закрепленной в нормах языка.fpir
05.08.2016 14:12В старину кораблём именовали любое ВООРУЖЁННОЕ судно, как правило, оно было большое. Если это была цитата-то тут словарь врёт. И таки да, без привязки к военным. Когда-то, во времена капитана Моргана, большинство кораблей были частными.
Например старинный термин-«каботажные суда»-суда предназначенные для плавания в видимости берега, т.к. берег обычно свой-то вооружение без надобности-поэтому термин «каботажный корабль» я не встречал. Это как к «пароходу» применить название «парусник». Ну и что, что с парусами, паровая машина есть-пароход.
Да, на флоте иногда льстят судну(кст. льстить или приветствовать судно или корабль-это приветствовать вахтенного, именно поэтому адмирал входя на борт первым отдаёт честь вахтенному матросу), называя его «кораблём», но боже упаси назвать корабль судном, особенно при члене команды
И снова тут-же, про шлюпки, посмотрите типы шлюпок, например «тузик»-разъездная 3-х местная 2-х вёсельная шлюпка, зачастую без руля. И канонерская лодка, лодка, потому, что не судно, не способна к самостоятельному походу, да, в эпоху броненосцев, были лодки, которые могли совершать небольшие самостоятельные переходы, но были слабо бронированы. Не более чем исторический казус. Кст они тоже были кораблями, а вот судами, похоже, небыли). Но, видимо, тут разбираться в классификации — это как разбираться, является утконос млекопитающим или нет.ns3230
05.08.2016 14:57Ссылка на толковые словари
http://slovari.299.ru/word.php?id=13182&sl=oj
http://www.endic.ru/kuzhecov/Korabl-61459.html
«но боже упаси назвать корабль судном, особенно при члене команды»
Это, наверняка, из разряда профессионального лексикона, сформированного традицией. Что-то вроде «крайний» вместо «последний» у десантников, или «играть на воротах» вместо «стоять на воротах» у футболистов…
«И канонерская лодка, лодка, потому, что не судно..»
Опять же, это из профессионального лексикона, а не правил русского языка, потому что под определение судна подпадает как одноместное корыто, так и крейсер, авианосец, контейнеровоз или танкер.
http://www.endic.ru/kuzhecov/Sudno-70429.html
ns3230
04.08.2016 15:40«И сразу на комментарий выше-если Вы про подводные лодки, то они, в большинстве, тоже корабли, а если про любые другие-то в российском флоте таких нет....»
А как же канонерские лодки? Ладно, сейчас нет, но ведь [относительно] недавно еще были, когда уже кораблем в профессиональных кругах стали называть только военное судно с вооружением.
«это шлюпки.»
И рыбацкие цивильные лодки — это тоже шлюпки? Я во флоте не служил, утверждать не берусь, но кажется мне, что как-то нелепо называть двухместное надувное плавсредство «судном» или «шлюпкой».black_semargl
04.08.2016 16:32Шлюпкой традиционно называется неавтономное (несомое на борту другого) плавсредство.
А к судам относятся даже доски для серфинга, вот так.ns3230
04.08.2016 16:41К судам относятся даже специальные емкости для сбора испражнений пациентов, применяемые в учреждениях здравоохранения
…
Хотел добавить тег «петросян», но мне использовать теги низя
ZekaVasch
04.08.2016 03:51да и во владивостоке есть кабелеукладчик. Тока говорят он не умеет больше сам двигаться
lentjy
02.08.2016 23:57Интересные усилители, сколько можно раз усилить так сигнал, что б он не умер?.. Мы по суше DWDM строили, так работало максимум 120 км, при нескольких 10Гбит лямбдах, а для перехода на 100Гбит, надо еще пополам бить
ZekaVasch
03.08.2016 00:08если интересна структура подключения на сайте госзакупок есть тендер где вся схема магистрали есть
nomadmoon
03.08.2016 02:32Cisco Long Haul позволяет 600км без регенерации. А Extended Long Haul — 600 to 2000 km range
Mad__Max
03.08.2016 04:44Зависит от качества (соотношения сигнал/шум) исходного сигнала в начале линии. Каждая такая ступень добавляет 6-7 дБ своего шума при усилении. Соответственно можно повторять до тех пор пока сигнал/шум не падает до критического уровня для аппаратуры-приемника.
simki
03.08.2016 01:30Кому интересна тема есть замечательный фильм про судно кабелеукладчик:
Могучие корабли / Mighty Ships 1 сезон 6 серия из 6
nomadmoon
03.08.2016 02:26Я кстати себе представлял донный плуг как какой то округлый (типа плоского камешка) предмет с рогом снизу. Как раз чтобы цеплялся меньше. А тут такая раскоряка.
realscorp
04.08.2016 14:40Я, кстати, тоже, несколько минут вглядывался в картинки, прежде чем понял, как оно устроено.
Кажется, так:
ZekaVasch
05.08.2016 06:57
Как я понимаю, вот эта вся ржавая штуковина оопускается гидравликой в грунт и она и есть плуг
Выступ верно, он выходной, в самом конце плуга
Varkus
03.08.2016 10:30мне одному кажется, что упитанных сотрудников РТ можно узнать на любых фото?
для меня они как агенты Смит: костюм, спокойствие, уверенность во взгляде и главное они из «системы» :)ZekaVasch
03.08.2016 15:34Им же главное в грязь лицом не упасть.
Тк что все норм. Тем более это местное руководство
catharsis
03.08.2016 12:16Зачем использовать такого монстра для прокладки всего 800 км нитки?
black_semargl
03.08.2016 13:48Потому что отдельного монстрика делать невыгодно.
А этот и через океан кабель класть может.
dovzh
03.08.2016 15:35«Если быть кратким и лаконичным то это устроено так: оптические волокна находятся внутри алюминиевой, медной, пластиковой трубки, иногда залиты смазкой.» — залиты смазкой всегда, это гидрофобный гель называется.
mamont801
04.08.2016 07:51Думается мне, что координаты кабеля — это секрет Полишинеля, т.к. можно отследить путь судна, зная его название по сервисам типа MarineTraffic.
ZekaVasch
04.08.2016 07:54Диванные специалисты могут не знать, что в охотском море нет разных там портов больших и всего такого, кто бы отдавал координаты судов не по спутнику.
А спутниковые координаты на маринетрафике за отдельные деньги. Денег у диванных аналитиков обычно не густо, значит и вычисление позиции судная может быть затруднительно.
mamont801
04.08.2016 08:27+2Прежде чем подкалывать и оскорблять, вспомните что вы на хабре, и собеседник может быть немного инсайдером.
Ваше судно «CABLE INNOVATOR» с MMSI=233933000 IMO=9101132
И вот так оно блуждало по морю:
ПС: извините, промазал с ответом.ZekaVasch
04.08.2016 11:32+1Красивая картинка,
Видно, что ветка на Магадан им давалась трудно. Вон даже прятались за сахалином от штормов
ЗЫ А мне не жалко, даже если меня забанят на хабре.
ns3230
04.08.2016 13:36Статья интересная, мысленно плюсую. Но раз тема пошла про оптику — вопрос к спецам: какой потенциал скорости у одинарного оптоволокна? У нас просто на улице оптику протянули (частный сектор), так на некоторых столбах поставили распределительные боксы (не знаю, как по научному правильно), которые между собой (и с центральным узлом, вроде, тоже) соединены таким же кабелем, как затянут в дома. Тариф дают 100 мбит/с. Я просто думал, что максимальная скорость такой жилы — гигабит (называется ведь GPON). Но если так — то при наличии пары десятков абонентов на кабель скорость должна падать. А абонентов по району точно не один десяток. Выходит, пропускная способность — куда больше гигабита?
black_semargl
04.08.2016 14:59Сейчас рекорд прокачки через оптическую жилу — порядка нескольких сотен терабит.
Данный же кабель — 400 Гбит с возможностью расширения до 8 Тбитns3230
04.08.2016 18:16А волокна и в абонентском кабеле и в магистральном одинаковые?
black_semargl
05.08.2016 00:52Как повезёт :)
Насколько понимаю, в абоненку идёт продукция заводов предыдущих поколений.ns3230
05.08.2016 03:29Не знаю про поколения, но на кабеле маркировка настолько гэ, что я ни символа не смог расшифровать (а хотелось почитать). По описанию примерному на сайте находил — вроде, какая-то дешевка, по 2-3 грн за метр. И я понимаю — тянуть такое к абоненту (витуха для наружки наверное гривен по 5-10 будет, не уточнял). Но боксы таким же кабелем соединять (едва не на верхушку столба лазил, чтобы убедиться) — для меня это было необчно, так как думал, что столь простая оптика больше гигабита не дает. Ну а расстояние до центрального узла — километров 5-10 максимум.
Mad__Max
05.08.2016 02:15Попроще и подешевле, но основные отличия не в максимально достижимой скорости, а в расстоянии на которое можно передать сигнал без критической потери качества и использования усилителей/повторителей.
stalinets
06.08.2016 16:16В общем — да, волокна — 9/125 мкм одномод. В магистрали только иногда закладывают улучшенные версии — со смещённой дисперсией (меньше искажают сигнал на экстремальных расстояниях) или что-то более новое. С одной стороны, в подводных магистралях должно быть самое современное и лучшее. С другой стороны, если через каждые 80 км стоит усилитель, то должно работать и на простых одномодовых волокнах: мы по работе обслуживаем линии по ~150 км, построенные из обычного SM волокна.
Mad__Max
05.08.2016 02:22Не знаю какой конкретно вариант у вас разворачивали, но уже довольно давно есть вариант конкретно этой технологии (пассивных оптических сетей с оптикой до каждого конечного абонента) со скоростью 10/2.5 Гбит/с (вверх/вниз): 10G-PON
Ну и это скорость на волокно — а в кабеле обычно хотя бы 4 волокна(и до десятков), меньше обычно нет смысла использовать кроме как уже на конечной разводке.
stalinets
06.08.2016 16:21+1Спасибо за статью, интересно!
Удивило, что в этих кабелях так мало волокон. Разве намного возрастёт стоимость всего проекта, если заложить кабель, скажем, на 96 волокон, или вообще на ~250? Ведь волокна не бывают лишними, их можно сдать в аренду и получать деньги.
И ещё интересно: какой именно сварочник sumitomo используется? При сварке производится контроль качества сростков рефлектометром, или строителям достаточно картинки на экране сварочнике?
Если кому итересно, я тоже писал на Хабре статьи про сварку оптики.Mad__Max
07.08.2016 00:58Да, я вот этот момент тоже не понял. 96 или пару сотен волокон это все-таки довольно дорого, но где-то до пары десятков волокон стоимость кабеля растет несущественно как и его габариты слабо меняются (основная часть стоимости там это защитные оболочки и силовые элементы и только при очень большом кол-ве волокон они начинают основной вклад в стоимость давать). Не говоря о том, что и сам кабель не самая большая статья затрат при прокладке обычно.
Понятно что сейчас даже 4 волокна хватает с большим запасом, но трафик и требования к пропускной способности растут очень быстро. И закладывать всего 4 волокна выглядит похожим на «640 килобайт хватит всем!» Да и заложить доп. волокна скорее всего было бы даже дешевле чем потом менять оборудование на более скоростное, когда ПС начнет не хватать.stalinets
07.08.2016 03:41+1Единственное объясение, которое мне кажется разумным — для большей волоконности кабеля нужны более дорогие (на большее число волокон) эрбиевые усилители, а это тянет за собой увеличение нагрузки по питанию, возможно — нужны другие конструкции под них в кабле и т.д.
Mad__Max
07.08.2016 21:11Насколько я понимаю работу этих усилителей там вообще нет никакого отдельного питания для них или даже отдельных волокон.
Энергию дает луч лазера идущий по тому же самому волокну по которому передаются данные (только на совсем другой длине волны) — этот луч «накачивает» (приводит в возбужденное состояние) атомы эрбия добавленные в небольшом количестве в материал волокна, и когда через него проходит свет от основных (информационных) пучков происходит вынужденное излучение — энергия которая до этого была поглощена от «питающего» луча переизлучается на длине волны на которой идет передача данных и с точно теми же характеристиками (когерентное излучение).
Т.е. все активное оборудование исключительно на земле на концах трассы находится, весь кабель полностью пассивный и кроме волокон и силовых(защитных) элементов в нем ничего нет. Ну а на земле в начале/конце трассы можно задействовать только нужное количество волокон — включая остальные в работу только по мере надобности.a5b
08.08.2016 01:05+1Тут такой вопрос: если для усиления сигнала потребовался оптический усилитель (без регенерации сигнала, не изменяет SNR), значит на этих 80 км мощность полезного сигнала значительно падает. Почему же гипотетического "луча накачки" в том же волокне должно хватить на питание усилителя, если он передается по тому же (или такому же) волокну, при этом полезный сигнал передается по более прозрачному участку 1,5 мкм, чем 0.98 мкм для накачки)? Как в такой ситуации питаются 2й, 3й, 4й усилитель в кабеле (по одному на 80 км)
Вкачивать более нескольких Ватт в волокно — опасно как для разъемов, так и для волокна: http://lindex.ru/upload/iblock/3e3/3e35c4907dfa6104ffd3616805df2d19.pdf https://www.rp-photonics.com/fiber_fuse.html
Накачка в EDFA все же производится на месте:
https://www.rp-photonics.com/erbium_doped_fiber_amplifiers.html "various other components can be contained in a commercial fiber amplifier. For example, there can be fiber couplers and photodetectors for monitoring optical power levels, pump laser diodes with control electronics and gain-flattening filters.… In-line EDFAs are used between long spans of passive transmission fiber.… without transmitting excessive optical powers at other locations, which would cause detrimental nonlinear effects due to the unavoidable fiber nonlinearities."
https://www.finisar.com/sites/default/files/resources/Introduction%20to%20EDFA%20technology.pdf "In its most basic form the EDFA consist of a length of EDF (typically 10-30m), a pump laser, and a component (often referred to as a WDM) for combining the signal and pump wavelength so that they can propagate simultaneously through the EDF.… This configuration makes the most efficient use of cost effective, reliable and low power consumption 980nm semiconductor pump laser diodes"
http://www.laserfocusworld.com/articles/print/volume-33/issue-8/world-news/optical-amplifiers-speed-data-flow-undersea.html "With optical amplification technology, no electronic processing of the signal at line rate takes place in the repeater.… The pump energy comes from a high-power CW ...semiconductor diode laser. For increased reliability, very often two pump lasers are fitted to one optical amplifier."
(Есть еще Raman amplifier, но им нужны 0,5-1 Вт накачки и в WDM их сложнее применять. rp-photonics пишет — "The only competitors to erbium-doped fiber amplifiers in the 1.5-?m region are Raman amplifiers… Nevertheless, EDFAs remain very dominant.")
В данном проекте заложена подача электропитания с берега в кабель и лазеры накачки непосредственно внутри усилителей: gostorgi.ru/31400963425 (www.zakupki.gov.ru/223/995542) Приложение 7.1 Глава 7 Оборудование береговой станции "7.5. ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ":
Оборудование электропитания (PFE) должно включать оборудование для преобразования источника питания Береговой станции в форму, необходимую для подачи питания на подводную установку. Ток подачи питания на подводные ретрансляторы должен быть равен 0,92 А для обоих участков.
Должны быть предусмотрены средства для подключения кабеля подачи питания, кабелей передачи данных по волоконным световодам (оптическим волокнам), а также подводного кабеля.
"8. ПОДВОДНЫЕ УСИЛИТЕЛИ"
В состав подводных усилителей входит следующее: — Корпус; — Оконечное устройство; — Оптоэлектронные элементы; — Элемент обслуживания и контроля; — Устройство подачи питания (включая средства защиты от импульсного перенапряжения); — Оптические усилители.
8.4. РЕЗЕРВНЫЕ ЛАЗЕРЫ НАКАЧКИ ОПТИЧЕСКИХ УСИЛИТЕЛЕЙ Каждый оптический усилитель должен быть оснащен резервным лазером накачки.
3.6. ТРЕБОВАНИЯ К ПИТАНИЮ Оборудование электропитания (PFE), дополнительные требования к которому приведены в Пункте 7.5, должно обеспечивать питание подводной установки за счет подачи стабилизированного постоянного тока.
2.5. Подводный кабель… Электрическое сопротивление подводных кабелей должно быть менее 1,0 Ом/км.… Сопротивление постоянному току 1.0 Ом/км. Сопротивление изоляции >2x10^11 Ом/км. Максимальное напряжение питания 15 кВ
7 Жила подачи энергии. Кабель должен включать в себя жилу подачи энергии, чтобы обеспечивать подачу питания к подводной системе
PS: 7.1 глава 8
должен продемонстрировать, что в Системе используются методы, предотвращающие непреднамеренную конверсию временных оптических входов подводной установки, представляющей собой очень длинную цепь оптических усилителей, в высокомощные разрушающие оптические импульсы
ZekaVasch
07.08.2016 09:54+2там какие то распечатки были для контроля на одной из фоток есть принтер сони
модель вот
CrazyRoot
Спасибо, шикарная статья!
Halt
Да уж, Сайрус Филд был бы доволен :)