Однако мы знаем и понимаем, что и в других городах России есть множество разработчиков, которые готовы влиться в сообщество, которые ищут новые технологии и подходы, но им просто нереально добраться до столиц – для таких людей мы делаем онлайн трансляции наших конференций.
Как выглядит идеальная на наш взгляд трансляция? Вот несколько ссылок на свежие трансляции последних конференций:
А если вам интересно, чего нам стоило отточить трансляцию и видеозаписи до такого состояния, а также какие факапы с реал-тайм системой вызывают самый сильный баттхерт, читайте под катом.
Чтобы онлайн всегда онлайн
Наверное, каждый видел не одну трансляцию различных конференций, семинаров, школ и прочего. Обычно всё просто: берётся видеокамера, докладчик стоит в зоне видимости, за спиной — экран со слайдами с проектора. Некоторые организаторы идут дальше и внизу окна вещания прикладывают pdf-файлы презентаций — можно уточнить и проследить то, что не видно с экрана. Более продвинутые снимают слайды с ноутбука докладчика, но при этом картинка размещается в углу и в один момент времени видны либо слайды, либо докладчик (примерно такой эффект можно наблюдать при пошаренном экране Skype). Ни один из этих вариантов нас, организаторов Joker, не устраивал. Мы делаем то, что кажется логичным, удобным и приятным для просмотра. И наблюдаем общую неготовность индустрии делать то, что мы хотим.
Онлайн-трансляция для нас — всегда интересная история. На самом деле, чтобы просто выкладывать картинку в Интернет, можно использовать YouTube — для этого нужно всего три вещи: компьютер, интернет-канал и подключение к камере. А вот наложить картинку с докладчиком на его слайды с ноутбука или показывать в высоком качестве то, как он вживую программирует, совсем не тривиальная задача. Прежде всего, видео нужно монтировать, что называется, на лету. То есть обычно монтаж как делается: собираются звук, видео с пары камер, слайды к докладам и всё это неспешно и аккуратно монтируется при помощи специализированного программного обеспечения. Делается это всё после записи. Нам же необходимо всё создавать в режиме реального времени. Для этого есть специальные программы, которые позволяют не только монтировать видео на лету, но и, что очень важно, транслировать его в разном качестве. Например, если вы смотрите онлайн-трансляцию с планшета с родным разрешением 800 точек, то он не потянет 1920 точек по ширине, а если вы это делаете ещё и в кафе с публичным каналом, то не потянет ещё и интернет. Поэтому качество должно быть одно. Другая история, если вы смотрите трансляцию вдесятером на 60-дюймовой плазме. Именно поэтому смонтированное на лету видео и приходится мгновенно нарезать и отдавать в разном качестве. Мы делаем запись в самом высоком качестве, а затем пережимаем его на лету — обычно задержка составляет не более 5-10 секунд.
Скорость интернета — ещё одна большая боль. Увы, свой интернет с собой не принесёшь, приходится использовать тот, что есть на месте проведения конференции. А площадки бывают разные. Например, был случай, когда на площадке гостевой доступ к сети настроили на тот же канал, где проходило вещание онлайн-трансляции. Народ пришёл на конференцию, все подключились к wi-fi, скорость отдачи трансляции упала. Хуже, что мы не сразу это заметили, так как задержка может быть до 15 секунд и происходит сглаживание вот таких вот заминок. Бывает и так, что конференция проходит в гостиницах где основной зал на 600 человек и малые залы суммарно на 400. При этом гостиница предлагает wi-fi на 300 человек. Тут проблемы с интернетом неизбежны. Считайте сами: FullHD видео съедает 5 Мбит/с на каждый зал, а с учётом технологического запаса — 10-15 Мбит/с, кроме того, некоторые подрядчики пытаются разрезать видео на разное качество на месте, а это уже 15-20 Мбит/с. У гостиниц нет таких каналов. Беспроводные технологии не держат такую скорость, ненадёжны.
Сервер, на котором монтируется видео, располагается прямо на площадке и он не раздаёт саму трансляцию, а заливает видео на удалённый сервер, который это и делает. Соответственно, когда используешь свой сервер, он должен уметь держать высокую нагрузку, которая растёт как раз в момент, когда видео с машины на площадке заливается на удалённую. В случае просадки скорости соединения можно успеть залить предыдущие и следующие секунды выступления. Но если интернет пропадёт совсем, трансляция прервётся.
Кстати, опережая ваши вопросы о YouTube, — мы использовали эту модель вещания. И столкнулись с несколькими критичными ограничениями. Например, была закрыта трансляция в некоторых странах — мы получали жалобы от ребят из Германии (конференция проходила в Москве), спасло использование прокси через Россию. Опять же, вещание через YouTube казалось удобным — не нужен был сервер, но сервис не держит онлайн-трансляцию длительностью более 8 часов, а у нас конференция длилась чуть больше. Приходилось в обед менять ссылки на онлайн, кто-то терялся, не перезагружал страницу, иногда не успевали настроить все залы, возникали задержки.
Правила съемки
Очень тонкий момент — съёмка докладчика. Особенно, если в докладе есть демки и live-coding — у нас есть ровно один шанс, чтобы снять всю информацию. Особенно это важно, если докладчик из другого города или другой страны — у него же не попросишь повторить ещё раз. Система, которая обеспечивает эту съёмку, достаточно хрупкая. Трансляция делается для 20% участников конференции, 80% находятся на самой площадке: нужно обеспечить хорошей картинкой всех. Бывает, что докладчики при пояснении поворачиваются к экрану со слайдом лицом, а к залу — спиной и так продолжают говорить. Для решения этой неприятности предусмотрен суфлёр — экран под ногами докладчика: спикеру достаточно скосить глаза вниз — и видно слайд.
Таким образом, необходимо обеспечить вещание на проектор, трансляцию, а иногда ещё и на экраны для задних рядов и суфлёр докладчика. Эта схема последовательно включает в себя множество приборов, каждый из которых может дать сбой. Тогда возникнут проблемы: пропадут слайды, исчезнет живой код. А это совершенно
Ещё важно обратить внимание на освещение — при видеосъёмке это один из ключевых моментов — тут простых решений тоже нет. Первым делом хочется просто подсветить докладчика прожектором, но тогда пересвечивается экран со слайдами, а если приглушить свет, отлично видно экран, но не видно спикера. Современные технологии телевизионной видеозаписи имеют чересстрочную развёртку и при неудачном освещении за счёт задержки между кадрами докладчик двигается дёрганно, как робот. Самый простой вариант — повесить дополнительное освещение, но светильники могут слепить докладчика и он не сможет смотреть в зал (да и вообще, сложно выступать с техническим докладом, когда тебе в глаза бьет пара проекторов). К тому же, прожектор выхватывает человека на сцене достаточно узким световым пятном, а докладчик может прохаживаться по сцене. Для управления съёмкой человека в движении дополнительно нужен светорежиссёр, который будет управлять направлением освещения: если водить камеру параллельно перемещению докладчика, от просмотра видео болят глаза и кружится голова, если плавно — он убегает из кадра. Здесь выход технически несложный, но волевой — попросить выступающего меньше двигаться по сцене.
Ни слова мимо
Помимо видео нужно писать ещё и звук. Это опять же не так-то просто. Источники звука в зале: докладчик, трековнер (ведущий зала), зрители с вопросами. Все эти голоса нужно свести в один звуковой пульт и вывести на колонки и на трансляцию. Здесь опять может что-либо отказать. И если в случае отказа микрофона в зале можно договорить громким голосом, то трансляция забирает звук с пульта и в случае сбоя ничего не слышно. Бывает так, что зритель задаёт вопрос, не дождавшись микрофона — звукопульт его не пишет. А ведь некоторые вопросы очень ценные и точно дополняют доклад, помогают прояснить тему или детали, которые докладчик опустил по каким-либо причинам. На такой голос мы направляем звуковую пушку (удалённый микрофон) — и этот голос уже попадает на звукопульт, откуда уходит в трансляцию.
Важны даже элементарные батарейки! Вы будете смеяться, но у нас в чек-листе расписано, кто когда их покупает, меняет и проверяет, чтобы с микрофонов гарантированно шёл звук. Ну и для подстраховки у каждого докладчика есть цифровой диктофон, не завязанный на пульт. Благодаря ему в случае тотального отключения микрофона всегда останется аудиодорожка, которая попадёт в итоговый монтаж материалов конференции.
Ещё одна сложность — сжатые сроки конференции. В 2016 году Joker пройдёт в течение двух насыщенных, плотных дней. За это время нам нужно выдать максимум информации, и мы сжимаем всё, что можно сжать: например, промежутки между докладами. Которые, кстати, могут быть захвачены вопросами к очередному эксперту. Бывает так, что перерыв сокращается до трёх минут, а ведь для нас это момент перенастройки оборудования: нужно подключить следующий ноутбук (у всех разные ПК с разными операционными системами: macOS, Windows, Linux, которые по-разному работают с видеовыходом), микрофон. Любая задержка каскадно влечёт за собой задержки и остальных мероприятий, поэтому мы умеем настраивать и за три минуты. Дружбу ноутбуков с оборудованием на площадке мы наладили следующим образом: докладчик видит букет кабелей разного типа (HDMI, VGA, Displayport и еще черт знает, что), подключает тот, что поддерживает его устройство, а затем специальный прибор конвертирует изображение.
Сложность настройки связана и с многозальностью конференции. Один набор оборудования должен уметь фантастически много, работать на зал и на трансляцию. Это очень сложная общая картина. Но наша система отлажена и работает на лету. Если мы ожидаем какой-то косяк или сбой, то непременно стелем соломку. Конечно, если интернет-кабель перерубит экскаватор на улице или во всем районе рубанут электричество, тут уже трудно что-то предпринять. В остальном — мы уже протестировали трансляцию этого года в разных качествах, всё работает.
А дальше что?
Иногда кажется, что идеал уже почти достигнут: вот наша FullHD трансляция почти без задержек и артефактов со звуком льется из сотен мониторов, – велик соблазн по-фаустовски воскликнуть «Остановись, мгновенье». Но это путь в никуда, поэтому в октябре на Joker 2016 мы готовим несколько фич, которые сделают трансляцию более интерактивной:
Чат во всех треках
Ранее для отлова багов и глюков мы использовали Twitter – это позволяло нам исправлять ошибки в срок до 3-5 минут, в этот раз в каждом треке будет свой чат, где участники смогут не только писать об ошибках, но и обсуждать доклады. Пока есть нюанс – задать вопросы спикеру в реальном времени пока не получится, докладчик увидит все комментарии только после своего выступления – впрочем, тут мы подходим к следующей штуке, которая позволит вам получить нужные ответы.
Интервью со спикерами
По результатам доклада и обсуждения в дискуссионной зоне спикер будет давать интервью в перерывах конференции – это значит, что мы почти совсем попрощаемся с заглушками типа «Подождите, сейчас начнем» и у зрителей будет вещание нон-стоп.
По сути, это такой эксклюзив для тех, кто следит за трансляцией, потому что на конференции эти интервью не увидеть. Кроме того, спикер сможет ответить на вопросы, которые вы зададите в чате, а если разжечь холивар и энтузиазм у докладчика, то можно будет увидеть и анонсы Хабропостов.
Интервью с партнерами и спонсорами
Кроме спикеров, в перерывах интервью дадут партнеры и спонсоры конференции. Зачем это надо? Часто спонсоры не просто пиарят свои компании (в конце концов, это не слишком интересно), а готовят разные интерактивные интервью – задачки «на сообразительность», делятся интересными кейсами и лайфхаками, а также рассказывают инсайдерскую информацию о самых интересных проектах, готовящихся в недрах их офисов.
Например, EPAM поощряет науку и исследования в области Computer Science, а Deutsche Bank в прошлом году отправлял сотрудников в Лондон? О таком можно услышать только из первых уст, теперь и в нашей онлайн-трансляции!
Трансляция вечеринки
А «на сладкое»: трансляция вечеринки первого дня, с перерывом в течение которого можно будет успеть
Ну и напоследок. Мы как-то считали, сколько оборудования запускается на нашей конференции: тонны! К месту проведения подъезжают штук пять грузовичков с техникой, которую нужно грамотно разместить и смонтировать. Застраивают залы человек 20. Обычно на это у нас не больше дня, а было время, когда была всего одна ночь. В которую, естественно, мы не спали. Жаль, что нам никогда не дадут Оскар.
Если вы дочитали до этого места, возможно, вы захотите присоединиться к одной из наших конференций. Какой, решать и выбирать вам, все мероприятия вы найдете на нашем сайте по ссылке.
Вместо постскриптума: этот пост родился как итог возгорания в районе кресла после очередного вопроса «А чего у вас трансляция такая дорогая?! Вам что, коннекции жалко, она ж ничего не стоит», – и мне просто захотелось поделиться, какая гора труда лежит за, казалось бы, обычными видеозаписями и трансляциями.
Комментарии (40)
saboteur_kiev
09.09.2016 18:16+3«Вы будете смеяться, но у нас в чек-листе расписано, кто когда их покупает, меняет и проверяет, чтобы с микрофонов гарантированно шёл звук.»
Совершенно даже не смешно, натуральная правда. Тут важно не жадничать, не ждать, пока батарейка до конца исчерпается, а просто купить с запасом и менять через определенное количество часов. Лучше выкинуть от перестраховки несколько почти полных батареек, чем задержать зал с 500-1000+ человек на 3-5 минут и сбить настрой.
А уж если это не докладчик, а актерское выступление, то вообще караул!vorphalack
11.09.2016 09:16+1это да — практически на любой площадке у звукорежа можно забрать «использованных» батареек которые в той же вспышке еще бегать и бегать будут. потому что фотографу пофиг что пыха не 3 а 10 секунд перезаряжается:)
Oxoron
09.09.2016 21:03+1Я помню оператора на dotNext 2013. В зале он постоянно что-то делал, и выглядел вполне себе целеустремленно.
На afterparty же человек просто приходил в себя.
belonesox
09.09.2016 21:26+2- «Попросить меньше двигаться» — хороший лайфхак. (Ставится хорошая прозрачная трибуна и все такое). Но как много насмотревшихся TEDа танцоров, бегающих вдоль сцены ±100 метров… А если докладчиков двое-трое… Тут только несколько камер может помочь.
- «Бывает так, что зритель задаёт вопрос, не дождавшись микрофона — звукопульт его не пишет.» — это из-за долгой схемы передачи одного-двух микрофонов девушками-помощниками. Мне кажется, что решением может быть «Catchbox» (я себе завел, только не удается все попробовать).
- Какие у вас фреймграбберы?
23derevo
09.09.2016 21:46+2Стас, у нас разные подрядчики работают на разных мероприятиях, у них разная техника и разный софт :)
stigory
11.09.2016 08:03+1Первое, что приходит в голову: у каждого посетителя конференции в кармане лежит персональный микрофон.
Чем не вариант — установить приложение на смартфон и при желании задать вопрос нажимаешь кнопку, встаешь в очередь на сервере, а по достижении очереди произносишь свой вопрос в микрофон смарта. PROFIT. И кидать в тебя ничем не будут и бегающих по залу ассистентов будет меньше.Oxoron
11.09.2016 10:05+2Мысль здравая, но на конференциях просят выключать свои девайсы. Кое-кто и сам отключает, чтоб не беспокоили.
СарказмУ меня нет микрофона. Мне не ходить на конференции до покупки оного, не задавать вопросы, или «друг, одолжи смартфон, симка своя»?stigory
11.09.2016 14:55+1Ваш сарказм — далеко не сарказм даже, а вполне вероятный жизненный вариант. На него отвечу — я же написал "ассистентов будет меньше", а не "совсем не нужны". Даже наличие смартфона не избавит от глюков и зависаний. И тогда
Чип и Дейл спешат на помощьвыручает старая, проверенная технология.
stigory
11.09.2016 15:07Я еще немного подумал на эту тему и решил, что и приложение писать необязательно (хоть это и выглядит так молодежно и по-хипстерски). Не каждый удосужится что-там одноразово, ради конфы, качать и ставить на смарт. Проще использовать более распространенные сценарии. Достаточно отшлюзоваться из скайпа, к примеру. Хватит несложного IVR: добавил абонента->позвонил->встал в очередь->в нужный момент получил callback->есть желание задавать вопрос — задавай, передумал — отклони. Не нравится что долго — позвонил снова, тебе ответили номером в очереди.
Получается бездушно (никто микрофонами не кидается в тебя, ассистентки симпатичные тебе не улыбаются), но довольно привычно.
belonesox
11.09.2016 18:43+1Если посетитель настолько сознателен, что установил на смартфон официальное приложение конференции, где программка, оценка докладчика — то там уже должна быть возможность асинхронно задать вопрос докладчику. Текстом, в процессе доклада еще.
shishmakov
10.09.2016 10:00+5«Бывает так, что зритель задаёт вопрос, не дождавшись микрофона ...»
Спасибо всем докладчикам, которые не забывают повторять вопрос в микрофон перед тем как дать ответ.
Landgraph
10.09.2016 19:01Мы в телевидении пользуемся специальным оборудованием для проведения прямых трансляций. Бывает стоечное исполнение, бывает мобильное. Как раз чтобы не задумывать о том, что где-то не будет интернета — он всегда с собой. А на такие короткие мероприятия можно и арендовать, а не покупать.
На входе понимают HD-SDI и HDMI. Я пользовался оборудованием AviWest и отечественным AirHD. Умеют стримить через любой RTMP сервер, YouTube, UStream и прочие.
G-M-A-X
10.09.2016 19:17А можете описать, как происходит отдача видео браузеру? :)
Landgraph
10.09.2016 21:22Предполагаю, что или rtmp (flash) или hls (html5)
G-M-A-X
11.09.2016 00:01Мне интересен сам процесс.
Какой софт для отдачи видео, как происходит масштабирование при нагрузке.
П.С.
Сам использовал hls для ретрансляции, правда, без масштабирования (попытки использовать cdn были, но трафик не особо падал :) )
senator14
10.09.2016 23:03Исходя из своего не то, что бы большого, но и не маленького опыта организации трансляций и концертов: вам нужен нормальный видеомикшер типа Rollanda или Blackmagic, которые из коробки поддерживают трансляции на YouTube, подсоединение компьютеров, наложение компьютерной графики и прочее.
По поводу звука: обычно на подобных мероприятиях уже есть звуковой микшер, просто берете сумму с него в свой видеомикшер или рекордер.
Я так и не понял про «Прежде всего, видео нужно монтировать, что называется, на лету. То есть обычно монтаж как делается: собираются звук, видео с пары камер, слайды к докладам и всё это неспешно и аккуратно монтируется при помощи специализированного программного обеспечения» — это же всё умеет делать средний видеомикшер?
По поводу интернат — можно принести 2-3 4G свистка и ноутбук с чем-нибудь типа Керио и собирать их в один мощный канал чисто для трансляции (делали так на паре концертов).Landgraph
11.09.2016 09:04А ещё можно использовать софтовый видеомикшер vMix с обвязкой из тех же всеядных BlackMagic Intensity Pro. Дёшево и сердито. И может RTMP и множество других плюх.
По поводу свистков, всё зависит от того, где они будут стоять и сколько будет людей. У нас пару раз были проблемы при количестве народа в несколько тысяч в одном месте.23derevo
11.09.2016 14:48+1 по поводу свистков. Пробовали, ложится. Особенно в прайм тайм.
Мы не можем допустить риск даже в 5-10%, что оно ляжет.senator14
11.09.2016 19:36Использовали свистки только для трансляций, проблем не было.
23derevo
12.09.2016 13:06представьте, что вышки, к которым будут коннектиться ваши свистки, тупо перегружены, поскольку час пик. Все провайдеры тут же режут аплоад до мегабита в секунду. А вам нужно на несколько залов в совокупности, скажем, мегабайт 30-40 в секунду, то есть, 250-300 мегабит в секунду. Ваши действия? :)
23derevo
11.09.2016 14:46+1«2-3 4G свистка» на локации в тысячу человек легко могут лечь нафиг из-за повышенной нагрузки — это очень ненадежное решение. Если канал забивается, то зрители, заплатившие немалые деньги за трансляцию, вместо просмотра трансляции начинают думать о том, как бы нас наиболее мучительно убить.
Есть такое понятие — Enterprise. И в случае трансляции — это про нас.
4G-свистки — это не то решение, которое отдает надежностью.senator14
11.09.2016 19:35Нет-нет, вы не поняли, свистки используются только для трансляции. Предоставление гостевого интернета забота администрации места проведения. Мы тоже занимались на уровне Enterprise, но когда выезжаешь за 120 км от столицы, из доступной линии на площадке только ADSL на 4 МБ/сек, то свистки начинают представать в новом свете.
vorphalack
11.09.2016 23:26кстати, мне все вспоминается кадр с какого-то репортажа с Болотки 6го числа (того самого), там был человек с видеокамерой и какой-то штукой на ней, мб просто странным usb-хабом, из которой торчало то-ли 3, то-ли 4 йотовских свистка.
23derevo
11.09.2016 23:32Сотовые операторы не дают никаких гарантий по скорости. Этот аргумент вполне достаточен, чтобы вообще не смотреть в их сторону. Если у организаторов нет никаких обязательств перед купившими трансляцию — тогда ок, можно развлекаться. А у нас обязательства есть, и поэтому мы должны их выполнять.
Кроме того, вы пробовали когда-нибудь замерять скорость аплоада у 4G-свистка? Можете развлечься, особенно в час пик порадуетесь. Операторы режут его нещадно в пользу даунлоада.senator14
12.09.2016 12:52А как быть, если на площадке есть только ADSL интернет со скоростью аплоада 100 КБ/сек? И через него же раздается гостевой интернет на примерно 200 человек. К счастью, мы отвечали только за трансляцию, за предоставление гостевого доступа отвечала площадка.
23derevo
12.09.2016 13:02а что за мероприятие? :)
Мы делаем большие конференции для программистов, понимаем, что им нужен интернет и поэтому сразу выставляем наличие вайвая как требование. Если у площадки нет нормального вайфая и нормального проводного интернета для трансляции — мы с такой площадкой просто не работаем.
Одного коммитмента от площадки недостаточно. Мы интересуемся у площадки всем — кто у них провайдер верхнего уровня, что он им отдает, какое у площадки стоит оборудование, какой диапазон динамических адресов они нам дают и т.п. Это дает возможность прикинуть, справится ли вайфай оборудование площадки с нагрузкой или они просто обещают интернет, а сделать его не могут.
Если мы понимаем, что они не справятся — мы им это подробно объясняем и спрашиваем, какие есть варианты. Иногда можно работать с провайдером верхнего уровня и сторонними организациями, которые с их канала заберут интернет и сделают на площадке нормальный вайфай.
Третий вариант — договориться с крупным оператором сотовой связи, чтобы они пригнали к площадке большую мобильную мачту (грузовик со станцией на борту). Тогда и LTE можно раздать хороший, снизив сильно нагрузку, и по промышленному проводу завести интернет на площадку. Ну а для раздачи на площадке можно пользоваться сторонними подрядчиками. Минус у такого решения — цена: в комплексе такое решение может стоить за два дня миллион рублей и больше.senator14
12.09.2016 13:07Концерт в казино. Казино находится в специальной игровой зоне в удалении от крупного города.
Я описывал свой опыт в целом, понятно, что для вашего мероприятия схема организации будет другой, но у нас было так: звонят и говорят — надо. Если соглашаются с ценой, то работаем с тем, что есть. Опять же, мы отвечали только за трансляцию, поэтому ни о чем другом голова у нас не болела.
Третий вариант, конечно, самый идеальный, но и самый дорогой. С таким вариантом сталкивался только один раз, когда коллеги обеспечивали трансляцию международных соревнований.
sidristij
Ох я нервов потерях на трансляциях. Казалось бы… в 21 веке живем
ARG89
У jetliner после каждой конференции добавляется седая прядь волос.
lookid
У нас тут встречаются люди, которые слушают Шевчука с БГ и живут в 80х, т.к. тогда был еще СССР и можно было не работать. А ты про какой-то 21 век. Давайте собеседования по 4-5 часов F2F, как в гуглах. Вот будет 21 век.
AdmAlexus
Эмм, простите пожалуйста, а как связаны Шевчук, БГ и нежелание работать?