Этой статьей я бы хотел разъяснить некоторые моменты и провести своеобразный ликбез.
Литий-полимерные аккумуляторы
Сразу с главного — в свободном доступе на рынке не существует литий-полимерных аккумуляторов в техническом смысле этого слова. В англоязычном мире с этим уже разобрались, а вот на постсоветском пространстве существуют некоторые издержки в терминологии, которыми пользуются маркетологи. Маленькое отступление — не то, чтобы этим не пользовались в других регионах, но там хотя бы есть возможность проверки этой информации на родном языке.
Немного истории
Любой литий-ионный аккумулятор имеет 4 основных составляющих — два электрода (анод и катод), электролит и сепаратор. Все 4 элемента развивались и развиваются дальше. Для электролита на начало исследований (1970-ые) было предложено два варианта — жидкий или твердый электролит. В то время твердый электролит обещал больше перспектив в эксплуатации — электролит не вытекает при повреждении корпуса, сам элемент более прочный. Главным недостатком было и остается высокое сопротивление твердого электролита, оно сводит на нет физические характеристики.
Фактически снижение количества ресурсов, выделяемых компаниями на разработку твердых электролитов, произошло в начале 1990-х, когда Sony вывела на рынок аккумулятор с жидким электролитом. Сама компания Sony еще в 1988 году была уверена в будущем успехе твердого электролита.
Не смотря на ориентацию на жидкий электролит компании не перестали искать альтернативы. Одним из вариантов стали так называемые гибридные электролиты. Фактически для них используется сепаратор с мелкими отверстиями и тем же жидки электролитом. Хотя он на ощупь кажется сухим, на самом деле количество электролита в нем не отличается от подобного в обычном аккумуляторе. Как в принципе и конструкция:
Схематическая модель литий-ионного аккумулятора с катодом LiCoO2 и графитовым анодом из Википедии на немецком языке.
Подобные аккумуляторы довольно распространены, их коммерческое распространение началось еще в начале 2000-х, но физически и химически это те же самые литий-ионные аккумуляторы с жидким электролитом и их в общем не очень много.
Что же представлено на рынке?
Одним из способов классификации аккумуляторов является его корпус. На сегодня существуют три популярных способа упаковки:
- Цилиндрические ячейки
- Призматические ячейки
- «Мешочек» или pouch-bag ячейки
Первый тип аккумуляторов известен своим использованием в ноутбуках и автомобилях Тесла (там используется его самый распространенный размер 18650).
Второй тип является измененной формой цилиндрических. Алюминиевый корпус, прямоугольник или квадрат в поперечном сечении. Популярен для стационарного применения и в транспорте.
Третий тип имеет мягкий корпус и не всегда оснащается встроенной системой защиты. Фактически удешевленный вариант призматической ячейки. Этот тип аккумуляторов используется, в частности, в мобильных телефонах.
Последние в списке и есть те самые «полимерные». Они так называются по нескольким причинам. Самый наглый способ маркетологов — корпус из полимеров, потому и «полимерные».
Второй вариант — использование полимерного мелкопористого сепаратора. Фактически ничем не отличается от обычного литий-ионного аккумулятора.
Третий вариант, который я не встречал — давать название «полимерный» на основании использования полимерных элементов в качестве основ катодов, анодов и прочих элементов. Как правило попадает в множество аккумуляторов в пластиковом корпусе.
Проблемы терминологии
При разработке концепции идея была такова, что под понятием «жидкий электролит» понимались жидкий или гелеобразный раствор соли лития, в то время как под понятием «твердый электролит» (solid electrolyte) — твердое состояние вещества. Так как возникло желание продать то, что обещалось но чего нет, то сегодня даже в среде исследователей гелевый электролит вносят в перечень «твердых» электролитов, хотя его характеристики все же скорее гибридные. Потому можно встретить описание в научных работах «твердый гелевый электролит», которое некоторыми учеными считается вводящим в заблуждение.
Будущее полимерных электролитов
Разработки ведутся и в перспективе возможно появление аккумуляторов с настоящим полимерным электролитом. Однако по состоянию на 2015 год лабораторные образцы полимерных электролитов на основе органической химии не показывали ощутимого прогресса, потому на дату публикации статьи в обозримом будущем не предвидится массового ухода от жидкого электролита.
Проблемы с наименованием типов аккумуляторов
На рынке представлено несколько различных типов литий-ионных аккумуляторов. Они имеют различные наименования, которые позволяют описывать их характеристики в плане емкости или безопасности. В целом можно встретить следующие типы:
- Литий-кобальтовые с катодом LiCoO2 — самые емкие модели имеют графитовый анод.
- Литий-марганцево-оксидные с катодом LiMn2O4, Li2MnO3 или LMnO, последние могут выступать как просто литий-марганцовые
- Литий-никель-марганец-кобальт-оксидные или NMC с катодом LiNiMnCoO2
- Литий-железо-фосфатные с катодом LiFePO4 (LFP)
- Литий-никель-кобальт-алюминий-оксидные (NCA) с анодом LiNiCoAlO2
- Литий-титанат-оксидные (LTO) с анодом Li4Ti5O12
Сразу можно заметить неравномерность наименований. Некоторые названы в честь катода, некоторые — в честь анода. И если в первом случае еще можно попытаться угадать с высокой степенью вероятности, что анод будет графитовый, то в случае названия по аноду остается только гадать. Также на сегодня ведутся разработки и в принципе можно найти на рынке аккумулятор с катодом LiFePO4 и анодом Li4Ti5O12, т.е. литий-железо-фосфатные литий-титанатовые, которые в этой системе не имеют простого маркетингового наименования По ссылке — научная статья 2013 года с испытаниями такого аккумулятора.
Причина существования такого большого числа катодов и анодов аккумуляторов в различных требованиях к аккумуляторам. Где-то нужна бoльшая безопасность, а где-то емкость или мощность. Получить представление о запасаемой энергии можно исходя из того, что каждый тип катода и анода имеет разный потенциал, как видно из изображений ниже (в качестве потенциала в 0 В выбирается потенциал металлического лития, больше разница напряжений — больше мощность, энергетическая плотность зависит от количества атомов лития):
Общая схема с потенциалами от университета г. Киль. Источник
Материал из статьи 2013 года авторов Jiantie Xu, Shixue Dou и др. Источник
Еще одна картинка от Purdue School of Engineering and Technology. Источник
Общее представление о причинах может давать следующее грубое изображение связи потенциалов элементов и возможности металлизация лития при очень низком разряде или термической нестабильности при перезаряде:
Изображения взято из курса лекций
Самые небезопасные в эксплуатации из представленных на рынке — литий-кобальтовые с графитовый анодом, самые безопасные — с катодом LiFePO4 и анодом Li4Ti5O12. Естественно, наличие BMS (Battery Management System) уменьшает риски, но пренебрегать ими не стоит, тот же слишком сильный разряд эта система предотвратить не сможет, что критично для аккумуляторов с графитовым анодом.
Распространенные ошибки
Общие ошибки
Самая главная и часто встречаемая ошибка — противопоставление «обычному литий-ионному аккумулятору». Как видно выше, такого понятия, как «обычный» просто нет. И разница в напряжениях может быть самой разной для вроде бы одинаковых катодов и одинаковой для разных наборов катодов и анодов.
Вторая ошибка, не столь существенная, связанная с предыдущим пунктом, написание материала катода LiFePO4 следующим образом — LiFePo4. Здесь путаница довольно распространенная и сразу показывает, насколько можно доверять такому источнику.
Еще одна крупная ошибка — противопоставление LiPo-аккумулятора литий-ионному. Здесь несколько вариантов сравнения. Первое — это общее, связанное с заблуждением о существовании на рынке аккумуляторов с полимерным электролитом. Второе, имеющее более узкое применение, которое обычно озвучивается в следующем виде «литий-полимерный аккумулятор [речь о корпусе] лучше/хуже LFP/LTO/NCA (подставить нужное)».
Здесь идет смешение типа корпуса и начинки.
Например, по этой ссылке можно прочитать о LFP аккумуляторе в формате литий-полимерного (призматический корпус в данном случае).
Аккумулятор А долговечнее аккумулятора Б
Это еще одно своеобразное перекручивание фактов для аргументации при продаже. Такой метод применяется для разных типов аккумуляторов, но чаще всего сравнивается LFP вариант аккумулятора и литий-кобальтовый или NMC с графитовым катодом. В статьях в интернете, как рекламных так и просто популярных, можно найти соотношение полных эквивалентных циклов в 2000 к 500 в пользу LFP и как результат — рассказ о значительном превосходстве первого.
Здесь есть несколько неточностей. Во-первых, бoльшее число статей по литий-кобальтовым датировано 2005-2006 годами, в то время как для LFP — с 2012-2013. Данные по циклам основаны на этих статьях. Тем не менее разработки на останавливались и были одинаково активными для всех типов аккумуляторов и разрыв не настолько большой в один и тот же временной интервал. Во-вторых, не уточняется объем энергии, который передаст за свою жизнь аккумулятор, а ведь при равных размерах LFP имеет меньшую емкость.
Что же касается главного преимущества — бoльшего числа циклов, то если брать новые исследования и сравнивать в равных условиях серийные образцы, то разница не такая и драматическая. В общей сложности она составляет 20-30% (800 циклов против 1000 для 40°C, например), что не всегда оправдывает покупку того же LFP, так как будет передано меньше энергии за счет меньшей разницы напряжений за весь срок эксплуатации.
Источников с непосредственным сравнением нет, поскольку сам процесс тестирования длительный и дорогостоящий, осложненный договорами про не раскрывание названий участников, но сравнивая по ряду данных можно сделать вывод об аналогичных характеристиках на сегодня для всех литий-ионных аккумуляторов в плане срока эксплуатации во всех возможных сценариях, в т.ч. и простого хранения. Эти данные приведены, например, в источниках 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Прочие источники
BU-206: Lithium-polymer: Substance or Hype?
Kazuo Murata, Shuichi Izuchi, Youetsu Yoshihisa «An overview of the research and development of solid polymer electrolyte batteries»
A. Manuel Stephan, K.S. Nahm «Review on composite polymer electrolytes for lithium batteries. Polymer»
D. Golodnitskya, E. Straussc, E. Peleda and S. Greenbaum «Review — On Order and Disorder in Polymer Electrolytes»
Моя предыдущая статья про литий-ионные аккумуляторы — Эксплуатация литий-ионных аккумуляторов
Комментарии (49)
VaalKIA
26.09.2016 00:07Картинка плохая, но там читается первая строчка Li-Polymer
http://i.ebayimg.com/00/s/MTYwMFgxMTEy/z/ELIAAOSwZVhWR9hs/$_1.JPG
То есть, Sony меня всегда обманывала и этот аккумулятор не полимерный? Вообще, по сроку службы, он лет 15 мне служил, а когда заменил на новый большей в несколько раз ёмкости, то на этом я с этим телефоном и расстался, потому что новый тянул так же как убитый за 15 лет старый (старый держал больше недели, в конце срока службы меньше дня. от нового я расчитывал месяц..). Сейчас у меня K10000, на полмесяца хватает.
Просто, по качествам того аккумулятора во мне закрепилась мысль, что Li-Polymer это круто и жалко что они не пошли.idiv
26.09.2016 08:11То есть, Sony меня всегда обманывала и этот аккумулятор не полимерный?
Он скорее всего с т.н. «гелевым твердым полимерным электролитом». Чисто технически он скорее гибридный. Но нельзя исключать, что просто более качественный аккумулятор со специальным пластиковым сепаратором.
У меня есть простой призматический для фотоаппарата, на котором возраст не сказывается практически (ему уже больше 10 лет), держит как заявлено в характеристиках, а вот отзывы об аналогичных моделях нового выпуска уже не такие хорошие.BaurzhanD
27.09.2016 08:21Не подскажете модель фотоаппарата и аккумулятора?
idiv
27.09.2016 08:33Это Nikon D50. Аккумулятор EN-EL 3. Куплен в начале 2006 года.
В 2012 хотел купить еще один аккумулятор, нашел отзывы на одном форуме, что официальный аккумулятор хуже, чем оригинал по результатам полугодового использования. Может то был и единичный случай, да и там разница была не сильно большая и вообще я зря отказался от покупки, но я поступил в университет и из-за смены приоритетов отложил поиски.
aydahar
26.09.2016 08:01Ещё стоит упомянуть, что количество циклов сильно (и не линейно) зависит от глубины разряда. При DOD 70% любой литий прослужит ощутимо дольше (и пропустит через себя энергии — больше)
idiv
26.09.2016 08:06+1Я в свое время упоминал это в другой статье — Эксплуатация литий-ионных аккумуляторов. Здесь больше об общем положении вещей в плане соотношений.
ThunderCat
26.09.2016 18:14+2Укажите эту ссылку в статье, я думаю это будет очень полезно для многих. Многие пользователи могли ее пропустить.
lkzcgfvf
26.09.2016 20:06прочел вашу статью и все равно нет ясного понимания связи между DOD и оптимальным режимом зарядки.
Согласно определению DOD — степень разряда батареи, т.е. если осталось 20% заряда значит DOD 80%
Правильно ли я понимаю что
для увеличения жизни Li батареи надо поддерживать на ней уровень заряда 30%-80%
т.е. не допускать DOD более 70% и снимать с зарядки по достижению 80% заряда
idiv
26.09.2016 20:15+1Согласно определению DOD — степень разряда батареи, т.е. если осталось 20% заряда значит DOD 80%
Все верно.
Заряд аккумулятора — SoC, State of Charge.
SoC=100%-DOD
Правильно ли я понимаю что для увеличения жизни Li батареи надо поддерживать на ней уровень заряда 30%-80%
Комментарий одного пользователя к статье выше — «у нетбуков Samsung есть под виндой утилита, увеличивающая срок эксплуатации аккумулятора. Она устанавливает верхний порог зарядки 80%».
Здесь важен следующий момент — есть противоречие в удобстве и в долговечности. Удобнее тот же аккумулятор телефона заряжать 100-0-100-0-…, а вот для долговечности идеально, например, 45-55-45-55-…
В принципе Самсунг использует схему, как и предложенная вами.lkzcgfvf
26.09.2016 20:33да, именно этот комментарий и добавил мне неясности.
shtirlitsus написал «утилита устанавливает верхний порог зарядки 80%.» и Вы ответили «Все верно. Получается 70% DOD что дает примерно в 1,5 больший ресурс по зарядкам-разрядкам»
тут у меня арифметика и не сошлась. Откуда взялось «70% DOD» при верхнем пороге заряда 80%
спасибо по разъяснение, теперь ситуация гораздо понятнее
migelle74
26.09.2016 10:11Естественно, наличие BMS (Battery Management System) уменьшает риски, но пренебрегать ими не стоит, тот же слишком сильный разряд эта система предотвратить не сможет
А почему не сможет? Вроде как одна из основных задач BMS — предотвращение переразряда.
Alexeyslav
26.09.2016 15:03Она предотвращает переразряд при эксплуатации, но она не в силах предотвратить переразряд как таковой — у аккумулятора есть свой ток саморазряда, да и схема защиты хоть и микроамперы потребляет но всё же разряжает аккумулятор. Хоть это и происходит достаточно медленно но процесс неотвратим если ничего не предпринять.
BelerafonL
26.09.2016 10:20+2Ну вот прямо вы этой статьёй мировоззрение всё перевернули! Хочется подробностей и примеров!
С потребительской точки зрения вопрос. В случае аккумуляторов для телефонов всем известно, что есть некие «хорошие оригинальные» аккумуляторы, и дешевые «китайские», которые стоят в пять раз дешевле и при этом имеют примерно раза в три меньшую ёмкость (по ощущениям). Это связано с разным типом аккумуляторов внутри, с культурой производства или с чем? И, самое главное, есть какие-то способы отличить?
И второй вопрос, в «бытовом» обиходе литий-ионные аккумуляторы стоят в телефонах/плеерах, а «литий-полимерные» используют для более нагруженных применений, таких как авиамодели и шуруповерты. Даже на самих аккумуляторах пишут LI-poly. Что это же такое на самом деле по правильной классификации и чем по характеристикам это отличается от того, что стоит в телефонах? Взаимозаменяемы ли они? Можно ли аккумулятор из телефона поставить в вертолет и наоборот?Konachan700
26.09.2016 10:57Можно ли аккумулятор из телефона поставить в вертолет и наоборот?
Из телефона в вертолет — нет, наоборот можно, но экономически смысла не имеет, ибо те, что для вертолета, дороже. Насколько я понимаю, в торговле для Li-ion и Li-Po деление происходит по току отдачи/зарядки, до ~20С/1С — Li-ion, после — Li-Po.Retifff
26.09.2016 11:21Не знаю, все авиамодельные аккумуляторы LiPo, даже если и меньше 20С.
Snowtomcat
26.09.2016 20:15+1Подтверждаю, чаще всего [авиа]модельные батареи продают как Li-Poly, что, в общем-то, укладывается в канву статьи — для экономии веса почти все они на основе ПВХ pouch-bag ячеек (т.е. как бы «полимерные»). Есть еще «Li-HV» батареи (типа, «High Voltage», 4.35V per cell), что еще раз указывает на чисто маркетинговый подход к наименованию батарей.
Статья отличная, спасибо за работу! Особенно понравилось про LiFePo4 — до сих пор как-то не придавал этому значения. Ну а что, полониевые батарейки — будущее рядом.
Bedal
26.09.2016 11:29в подписи к картинке — у аккумулятора два катода. А ведь не всем так везёт!
И, если уж сказано «а», может, про литий-кислородные перспективы расскажете? Как там с ними дела, всё так на лабораторном уровне и останется?idiv
26.09.2016 21:28+1у аккумулятора два катода. А ведь не всем так везёт!
Поправил.
И, если уж сказано «а», может, про литий-кислородные перспективы расскажете? Как там с ними дела, всё так на лабораторном уровне и останется?
Я этой темой не интересовался сильно, материалов у меня нет, а по лекциям нам говорилось, что до коммерчески привлекательного еще далеко, хотя очень и хотелось бы и разработок ведется едва ли не больше, чем на обычные литиевые. Но я в этой теме, увы, плаваю и ничего конкретнее рассказать не смогу.
Odessamarin
26.09.2016 11:51У меня штук 7 аккумуляторов для вертолета… так вот, хоть и новые, но 4 из них заметно растолстели… упругая оболочка стала как мячик. При этом они нормально работают и держат заряд.
Не знаю на сколько это опасно… кто то сталкивался с таким… можно их использовать?Norno
26.09.2016 17:32+1Скорее всего они уже потеряли большУю часть емкости. Использовать их не безопасно.
Equin0x
26.09.2016 21:00Если Lipo относительно новые — скорее всего они раздуваются от неправильной эксплуатации. Вообще, при правильной эксплуатации Lipo практически не дуются. У самого парк RC самолетов. «Толстеют» они изза трех причин:
1. Плохое зарядное устройство, допускающее overcharge.
2. Хранение заряженной батареи (например зарядил, пошел дождь, так и осталась лежать заряженная).
3. Слишком глубокая разрядка во время полета.
Если взять за правило не держать Lipo батареи заряженными больше, чем несколько часов, всегда разряжать/зaряжать их до «напряжения хранения на полке» (3.8-8.82v на cell) после полетов и не допускать слишком глубокого разряда — они не будут дуться до самой старости, лишь постепенно увеличивая внутреннее сопротивление, что влияет на максимальный ток отдачи.
А с дутыми летать опасно, может рвануть прямо в воздухе. Или в багажнике )
Eddy71
26.09.2016 13:56+1Блин… Вот так и ломаются ментальные стереотипы в голове… Как теперь жить? Спорить с продавцами о правильности названий?
idiv
26.09.2016 20:25Спорить не выйдет, это уже укоренилось, тем более что и среди ученых нет единства в плане наименований, что вносит свою лепту в этот почти хаос. Но знать, на что обращать внимание и не верить в слепую надписям или наценке — это важно для безопасной эксплуатации. Ну и просвещать других людей.
arheops
26.09.2016 22:31Никак. Вам же написали, что разница в пределах 30%. Вам не всеравно как их называют?
nehrung
26.09.2016 20:18+1Но ведь «полимер/не полимер» — это не один лишь чистый маркетинг! И не только сами элементы, ещё и зарядники. Взять, например, один из самых распространённых литиевых зарядников IMAX B6 — у него в экранном меню эти пункты идут отдельно, и по ним выставлены разные пороги отключения при зарядке: 4,2 вольта для LiPo и 4,15 для LiIon. Что имели ввиду разработчики, устанавливая эту разницу в порогах?
idiv
26.09.2016 20:22+1Материалы катода и анода. Они определяющие для разницы напряжений. Я давал ссылку в статье на литий-полимерный (речь о формфакторе) с LiFePO4, для которого зарядка в 4,15 будет одинакова с 4,2 — и та и та многовато.
doga
27.09.2016 08:05спасибо за статью!
Вопрос про разные типы: там http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=631581&view=findpost&p=45485916
специалист написал о зарядном напряжении в 4.8 Вольта — интересны Ваши комментарии про такое значение.idiv
27.09.2016 08:21Да нет таких аккумуляторов в продаже, видел только в презентации от НАСА, кажется, один раз, что они ищут специальные электролиты для напряжений выше 4,6 В. Иначе он деградировать начинает. Там же есть пост про проверку и что контроллер сам ограничивает до 4,2 В (комментарий про тесты зарядки). Скорее всего 4,8 нужно для компенсации падения напряжения, и только. Я бы предположил, что качество аккумулятора и контроллера неровное, т.е. какие-то экземпляры показывают зарядку при 4,8 и бoльшую емкость, но это всего лишь статистический разброс, он даже у всяких именитых производителей до 5% доходит.
mehos
27.09.2016 11:47В зарядке IMAX B6 (неоригинал) есть два режима зарядки: Li-io (3.6v) и Li-Po (3.7v). Так в каком режиме правильнее заряжать?
idiv
27.09.2016 12:02Смотря какой анод и катод. Хотя при такой разнице это скорее для галочки, т.к. те, что называются литий-титанатные лучше вообще ни в одном не заряжать, а остальным вроде как все равно. Оно действительно дает напряжение с разницей в 0,1 В?
Boberto
27.09.2016 19:29На пачках номинальное напряжение должно быть написано, 3.6 или 3.8 соответственно.
Судя по типу зарядки — заряжаете модельные аккумуляторы с большим током отдачи. Они все 3.8. Надумаете напрямую заряжать батарейку от телефона или планшета — ставте 3.6 и ток меньше 0.1 С.
nox007
27.09.2016 19:29Что же тогда есть LiHV?
idiv
27.09.2016 19:32В общем-то что угодно, соединенное последовательно.
idiv
27.09.2016 19:41Хотя здесь похоже тоже есть два разных High Voltage. Одни так называют соединенные последовательно блоки для напряжений в 15 В, например, а другие так называют обычные литий-кобальтовые с графитовым катодом (т.е. вообще одни из самых массовых на рынке просто в другой упаковке) с напряжением в 4,35 В.
ferreto
28.09.2016 17:20вообще-то, например, в ЗУ iMax B6 для зарядки и разрядки литиево-ионных и литиево-полимерных аккумуляторов существуют отдельные различающиеся программы, литиево-полимерная заряжает большим напряжением, до 4,2 вольта. Так что сдаётся мне, что дело не в одном только полимерном корпусе…
idiv
28.09.2016 17:234,2 В — стандартное напряжение для литий-кобальтовых с катодом LiCoO2 и графитовым анодом. По этому рисунку, который приведен в статье можно узнать напряжение аккумулятора просто вычитая потенциал катода от потенциала анода. Корпус и тип электролита на это влияет очень мало.
tormozedison
Статья отличная, но её название желательно изменить на более информативное.
idiv
Спасибо за замечание, сменил на «Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы: маркетинговые уловки и распространенные ошибки».
volk0001
Опишите лучше различные типы химии, применяемой в 18650. Я на днях заказал около 70 банок lg mj1 для зимней эксплуатации, немного переплатив по сравнению с sanyo ga, которые мало того что были дешевле, так еще и имеют чуть лучшую ВАХ. Сделал я это токмо потому, что полагал nca более долговечной химией. А затем мне сказали, что nca для зимы не лучший вариант. Яеще раз погуглил — в русскоязычных источниках такой нюанс не упоминается.
madf
Я ещё не встречал 18650 не литий, а как любой литий (голый) боится отрицательных температур (у полимерок ситуация не лучше).
volk0001
Есть лифер в 18650, как минимум а123 (видимо, из старых запасов), я еще встречал некие grade a.
idiv
Они перечислены в статье:
Вы можете в принципе встретить любую из них.
А насчет зима/не зима — как показывают исследования они там отличаются настолько незначительно в плане температуры, при которой эксплуатируются, что разницы нет в плане долговечности. Точнее, значимых различий не зафиксировано по серьезным научным статьям, что я видел.
hardegor
Читайте документ от производителя — разряд на -60 работать будет, но рекомендуется использовать до -20
idiv
Там 6 упоминаний +60°C и минимальная температура -20°C.