Когда я читал книгу «Паттерны разработки игр», написанную замечательным человеком по имени Bob Nystrom (я не пишу его имя по-русски, поскольку не имею ни малейшего понятия, как это произносится), в одной из глав мне на глаза попалась небольшая ода языку Smalltalk как праотцу всех современных объектно-ориентированных языков, намного опередившему своё время. Поскольку я по жизни испытываю необоримую приязнь ко всяким винтажным языкам, естественно, я полез про него гуглить. И разумеется, вместо того, чтобы вынести из этого опыта что-то полезное, я научился плохому.



Особенность языка Smalltalk, за которую зацепился мой взгляд — это отсутствие специально обученных управляющих конструкций. Вместо них control flow реализуется с помощью отправки сообщений объектам. Например, если отправить объекту типа Boolean сообщение ifTrue с блоком кода в качестве дополнительного аргумента, этот код будет исполнен тогда и только тогда, когда значение булевского объекта будет истинным.

result := a > b
    ifTrue:[ 'greater' ]
    ifFalse:[ 'less or equal' ]

Словосочетание «булевский объект» звучит несколько странно, если не знать, что в Smalltalk нет простых значений: каждое значение является объектом. «Постойте-ка! — воскликнул я, — что-то мне это напоминает!» И всё заверте…

Дисклеймер
Если вы сделаете что-то похожее в продакшн-коде, вы попадёте в ад. И там никто не станет с вами дружить. Даже Гитлер. У Гитлера, по крайней мере, была какая-то цель.

В JavaScript не всякое значение является объектом. Однако там есть ещё более забавная вещь: автоматическое приведение типов. Каждый раз, когда мы пытаемся использовать простое значение как объект (скажем, получить доступ к его свойству), оно «оборачивается» в соответствующую объектную обёртку. Именно благодаря этому мы можем написать что-нибудь вроде true.toString(). Значение true не имеет метода toString, его имеет объект new Boolean(true). Если задуматься, это иронично: даже когда мы пытаемся сделать явное приведение типов, мы неявно (простите за тавтологию) используем неявное.

К этой объектной обёртке, точнее, к её прототипу, мы можем «прицепить» свои собственные методы. Это не очень хорошая идея: если все станут так делать, рано или поздно возникнет коллизия. Какая-нибудь маленькая библиотека для работы с буфером обмена переопределит метод String.prototype.foo, который до этого определил какой-нибудь виджет для валидации пользовательского ввода. Могу вас уверить, виджету это не понравится. Но поскольку сегодня пятница, и мы не собираемся (не собираемся ведь?) использовать это в коде, с которым потом будут работать невинные люди, можно позволить себе немного Тёмных Искусств.

Начнём с некоего аналога смолтоковского ifTrue.

Boolean.prototype.ifThenElse = function(trueCallback, falseCallback){
    return this.valueOf() ? trueCallback() : falseCallback();
}

После этого, если мы не боимся огорчать маму, мы можем делать вещи типа:

(2 * 2 == 5).ifThenElse(
    //надеюсь, в 2017 году стрелочные функции уже никого не смущают
    () => alert("Freedom is Slavery"),
    () => alert("O brave new world!")
)

Есть несколько нюансов. Во-первых, интерпретатор будет ругаться на нас ошибками, если мы передадим в качестве аргумента не функцию, а что-то другое (например, ничего). Во-вторых, в JS существует традиция (пришедшая ещё из C, где не было булевского типа) использовать в конструкции if не только логические значения, а вообще какие попало. В нормальном случае автоматическое приведение типов сделает всю грязную работу, превратив «falsy» значения в false, а остальные в true, но в нашем случае этого не произойдёт:

(2 * 2).ifThenElse(
    () => alert("Freedom is Slavery"),
    () => alert("O brave new world!")
) // расскажет нам поучительную историю о том, что undefined is not a function

Значит, нужно лезть выше. Вместо того, чтобы добавлять метод в прототип Boolean, добавим его в прототип Object. Звучит как отличный план, не так ли?

function call(arg){
    return typeof arg == "function" ? arg() : arg;
}
Object.prototype.ifThenElse = function(trueCallback, falseCallback){
    if(this.valueOf()){
         return call(trueCallback);
    }else{
         return call(falseCallback);
    }
}

Почти хорошо. Теперь наш метод есть у чисел, строк, объектов… но не у undefined и не у null. К счастью или к сожалению, у них объектная обёртка отсутствует. К сожалению, это очень распространённые ложные значения. Впрочем, эту проблему легко решить:

const nil = {
    valueOf: () => false
}
//всегда используйте nil вместо null
//уже слишком толсто, да?

Давайте определим ещё пару полезных методов.

Number.prototype.for = function(callback){
    for(let i = 0; i < this.valueOf(); i++){
        callback(i);
    }
}

function countdown(n){
    console.log(10 - n);
}

10..for(countdown); //две точки нужны, поскольку десятку с одной точкой js воспринимает как литерал числа с плавающей точкой

Конечно, это лишь бледная тень настоящего цикла for, который (если не боишься испортить карму и в следующей жизни родиться опоссумом) можно писать вообще с пустым телом, вынеся всю логику в условие и финальное выражение. С другой стороны, именно самый простой сценарий использования цикла for встречается чаще всего.

Object.prototype.forIn = function(callback){
    for(let key in this){
        callback(key, this[key], this);
    }
}

Object.prototype.forOwn = function(callback){
    for(let key in this){
        if(this.hasOwnProperty(key)){
            callback(key, this[key], this);
        }
    }
}

var obj = {foo: "bar"};
obj.forIn(key => console.log(key)); // "forIn", "forOf", "foo" 
//а также "ifThenElse", если вы исполняли предыдущий код в том же контексте
obj.forOwn(key => console.log(key)); // "foo"

Это уже даже похоже на нечто полезное. Не дайте этой похожести себя обмануть.

Function.prototype.while = function(callback){
    while(this()){
        callback();
    }
}

var power = 5;
var result = 2;

(() => --power).while(
    () => result *= 2
)

Если вам нужно возвести двойку в пятую степень, но ничего умнее, чем код выше, вы не придумали — лучше ворвитесь в ближайший магазин с предметом, похожим на пистолет, возьмите в заложники кассиршу и всех покупателей и требуйте, чтобы кто-нибудь посчитал это за вас. Тоже идея так себе, но из двух зол нужно выбирать меньшее.

И наконец:

String.prototype.switch = function(callbackObject){
    var f = callbackObject[this.valueOf()];
    return typeof f == "function" ? f() : f;
};

("1" + 2).switch({
    "12": () => console.log("Это JS"),
    "3": () => console.log("Это не JS")
})

По сравнению со стандартным JS'овским switch у этого метода есть несколько недостатков. Во-первых, он работает только для строк. При желании можно расширить его на произвольные значения, используя вместо объекта Map, но моё желание делать аморальные вещи на сегодня иссякло, и я предоставляю это любознательному читателю. Во-вторых, нет default. В-третьих, отсутствует возможность делать такие штуки:

switch(value){
    case 1:
    case 2:
        console.log("Это единица или двойка");
        break;
    case 3:
        console.log("Точно тройка");
    case 4:
        console.log("Тройка или четвёрка");
}

Впрочем, многие скажут, что это скорее достоинство.

Что ж, надеюсь, вам было так же весело, как и мне. А мне пора возвращаться к работе — ну, к настоящей работе. Где так не пишут. Ну, вы меня поняли.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (39)


  1. lsknwns
    03.02.2017 11:12

    К числу всех прочих недостатков Вы как-то ловко забыли приписать не хилый такой оверхед.


    1. Sirion
      03.02.2017 11:14
      +11

      Если в коде, производительность которого хоть кому-то интересна, происходит такое, оверхед — меньшая из проблем.


      1. poxu
        03.02.2017 12:24

        Собственно какие проблемы то, кроме того, что нельзя перегружать методы базовых классов? Если оборачивать их обёртками, то и проблем, получается, нет?


        1. Sirion
          03.02.2017 12:44

          Если оборачивать, то да, на первый план выходят тысячи оверхеда. Или не тысячи. Тут уж смотря как обернуть.


          1. poxu
            03.02.2017 14:40

            Тогда выходит, что тема статьи — не надо шутить с методами встроенных объектов. И не смоллтолком вымощена дорога в ад, и даже не конструкцией из смоллтолка, а желанием реализовать её точь в точь, как там.


            Связывать смоллтолк с преисподней в таком контексте это примерно как писать, что генной инжеренией вымощена дорога в ад потому, что генном модифицированными продуктами кормят скотину, а ещё её кормят антибиотиками и потом антибиотики вместе с отходами выбрасывают в окружающую среду, отчего бактерии приобретают к ним невосприимчивость. И, если бы не генная инжерения — вырастить столько скотины не получилось бы, а значит из-за ГМО бактерии, невосприимчивые к антибиотикам нас всех убьют.


            1. Sirion
              03.02.2017 14:50
              +1

              Я полностью согласен с тем, что вы написали, и нигде не утверждал обратного)


              1. poxu
                03.02.2017 16:10
                -1

                Да, я заметил, но у вас название статьи плохо бьётся с её содержимым.


  1. oxidmod
    03.02.2017 11:23
    +4

    Ваши вкусі мне определнно нравятся))


    1. Sirion
      03.02.2017 13:29
      +1

      Я что-то посмотрел и так вышло, что это единственный коммент, на который я не ответил. Нехорошо получилось. Так что спасибо =)


  1. barkadron
    03.02.2017 12:39
    +4

    Вы так классно пишете, прочитал с огромным удовольствием :)
    Спасибо!


    1. Sirion
      03.02.2017 12:46
      +1

      На здоровье)


  1. ThisMan
    03.02.2017 12:39
    +3

    Жаль в js нет перезагрузки операторов, вот так бы началось веселье!!!


    1. Sirion
      03.02.2017 12:43
      +2

      Неистово плюсую ваши слова. К счастью или к сожалению, W3C не спешит исправлять этот фатальный недостаток. Впрочем, пока можно использовать это.


    1. Large
      04.02.2017 14:16
      +1

      Она понемногу появляется, можно например перезагружать оператор for-of через переопределения Symbol.iterator, можно перезагружать оператор точка (получение свойства) через прокси и т.д. Все к этому движется в основном благодаря символам, арифметические операции выполняются по другим правилам (если встречается объект он приводится с помощью Symbol.toPrimitive к примитиву) но возможно они введут новый символ который будет создавать контекст для операции (что-то по типу того как делается в фейковой перегрузке операторов, только не глобальный контекст, а именно локальный для операции).


      1. Zenitchik
        04.02.2017 22:53
        +1

        Прикольно было бы как в Lua. Если у операнда есть метод, соответствующий перекрываемому оператору, то вместо стандартной операции вызывается он. В Lua не совсем так, но для JS — самое то. По символу на каждый оператор.


        1. Large
          05.02.2017 03:33
          +1

          Да, я тоже мечтаю именно о такой реализации, но пока основная загвоздка в механизме работы арифметических операций, пока операнды приводятся к примитивам независимо друг от друга ничего об операции не зная и до выполнения операции, это хорошо работает для примитивов, но плохо сочетается с перезагрузкой, поэтому нужна новая схема применения операторов. Мне кажется через контекст операции это реализуется проще всего. Сначала каждый из операндов регистрирует себя в контексте операции (сейчас с помощью Symbol.toPrimitive можно регистрироваться в глобальном контексте), а затем во время вычисления операции нужно проверять — если контекст не пустой, то уже зная операцию вызывать нужный переопределенный метод для операндов из контекста (сейчас этого шага нет и операция просто проходит с примитивами, а в случае с фейковой перезагрузкой нужно иметь какой-то оберточный метод который будет проводить данную операцию для возвращения результата из контекста). Это кажется наименее затратной схемой которая минимально меняет правила применения операндов и видимо не особо повлияет на производительность для операций с примитивами (добавится простая проверка пустоты контекста).


          1. Zenitchik
            05.02.2017 20:19

            Не понял, что за зверь «контекст операции». Допустим, на вход операции поступило два операнда. Базовая функция операции проверяет наличие нужного метода у первого операнда, если нет — у второго, если нет у обоих — приводит оба к примитивам и ищет правила уже для примитивов.


            1. Large
              05.02.2017 21:35

              Сейчас контекста операции нет и работает это не так, просто независимо друг от друга операнды без знания операции приводятся к примитивам, а затем происходит операция. Если проверять как говорите вы — прийдется сильно менять существующую схему работы. Как оно будет реализовано в итоге и будет ли пока загадка, я просто предположил как это может быть сделано дешево, с минимальными изменениями и добавлением дополнительного контекста.


  1. Quilin
    03.02.2017 12:48
    +3

    А почему вы times назвали for? Ну типа я не рубист, но 10..times(countdown) более человекочитаемо чем 10..for(countdown).


    1. Sirion
      03.02.2017 12:50

      Ну, тематика псто — замена стандартных управляющих конструкций своими велосипедами. Конструкции times в js нет, потому назвал for. Абсолютно согласен, что ваш вариант читаемее.


  1. Source
    03.02.2017 13:55
    +2

    Есть ведь уже Amber:


    a > b
      ifTrue: [ 'greater' ]
      ifFalse: [ 'less or equal' ].

    Наслаждайтесь ;-)


    1. Sirion
      03.02.2017 14:03

      Какая прелесть ^^


  1. YuryZakharov
    03.02.2017 14:51
    +2

    Только не бросай не надо смотреть в сторону Forth.
    Там тоже плохому научат…

    Жду с нетерпением


    1. Source
      03.02.2017 14:59

      Сейчас чего только нет поверх JS, уверен, что и Forth найдётся...


      1. defaultvoice
        03.02.2017 15:12

        Сходу нашлось: jsforth


        1. Beholder
          03.02.2017 19:36

          Совершенно неправильный «Форт». Вместо определения словаря для слов, там большущая цепочка вида else if (token == "drop")


  1. olekl
    03.02.2017 15:16
    +4

    Да, улыбнуло классно! Главное, чтоб действительно никто такое не стал всерьез использовать :) А то ведь даже enum BOOLEAN {TRUE, FALSE, FILE_NOT_FOUND} способен найти своих поклонников…


  1. Cromathaar
    03.02.2017 16:49
    -1

    Аплодирую стоя :)


  1. degs
    03.02.2017 20:16
    +2

    Будто в цирк сходил. Спасибо


  1. ilinandrii
    04.02.2017 11:52

    Seems like Scala.
    Примитивы — объекты.
    Option, Either, Try, что как бы еще и ситуацию с null разрешает и всякими exceptions.
    Scala js я полагаю обладает всеми теми же плюшками, что и сама Scala.


  1. Large
    04.02.2017 13:54

    Однако там есть ещё более забавная вещь: автоматическое приведение типов. Каждый раз, когда мы пытаемся использовать простое значение как объект (скажем, получить доступ к его свойству), оно «оборачивается» в соответствующую объектную обёртку.
    Это не приведение типов, это боксинг/анбоксинг, приведение типов это когда мы хотим объек со строкой или строку с числом сложить.

    (2 * 2 == 5).ifThenElse(
        //надеюсь, в 2017 году стрелочные функции уже никого не смущают
        () => alert("Freedom is Slavery"),
        () => alert("O brave new world!")
    )
    
    А зачем это так реализовывать если есть достаточно много красивых функциональных библиотек для js? Разница будет только в том, что вы монаду объявите явно
    If(2 * 2 === 5).fold(
        () => alert("O brave new world!"),
        () => alert("Freedom is Slavery")
    );
    


    1. Sirion
      04.02.2017 16:57

      Это не приведение типов, это боксинг/анбоксинг, приведение типов это когда мы хотим объек со строкой или строку с числом сложить.
      У Флэнагана это называлось приведением типов. Судя по результатам беглого гугления, правы скорее вы, чем он. Но, перефразируя Ньютона, «если я соврамши, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

      А зачем это так реализовывать
      Потому что могу)


      1. Large
        05.02.2017 03:43

        Потому что могу)

        Так наверняка можете и что-то более производительное и рабочее сделать тут главное не превращать все в монады, а оборачивать. Если решите поиграться — смотрите на спецификацию FantasyLand.


        1. Sirion
          05.02.2017 13:05

          Пока что я придерживаюсь мнения, что экосистеме JS будет лучше без ещё одной либы)


          1. Large
            05.02.2017 15:32
            +1

            Просто никому ее не показывайте и вред будет минимальным =)


  1. chaetal
    04.02.2017 14:26
    +1

    «Ага!!!» — укоризненно сказали суровые сибирские лесорубы и ушли рубить лес топорами…


  1. si1v3r
    05.02.2017 00:10

    Sirion, а вы не перепутали профессию? Литературный талант заметен невооруженным глазом.


    1. Sirion
      05.02.2017 01:03

      Ну, цитируя Олега нашего Дивова, «писатель – это прежде всего крепкая задница, железная сила воли и умение концентрироваться». А я натура увлекающаяся и отвлекающаяся.


  1. correy
    05.02.2017 00:36

    офигенно :)