Приветствую уважаемых коллег! В этой статье поделюсь опытом создания простого термопресса для изготовления печатных плат на основе дешёвой электровафельницы. Думаю, многим любителям электроники, а также тем, кому может понадобиться надёжный перенос тонера на небольшую плоскую поверхность, например, в оформительских целях, это устройство принесёт немалую пользу и радость. Не требуется утюгов, плит и кастрюль, муфельных и прочих печей, газет, книг и валиков, не нужно кипятить воду, просто закладываем заготовку платы в цивильный, чистый и безопасный настольный прибор, включаем его и отдыхаем или занимаемся своими делами, а через полчаса, включая остывание, можем продолжать работу над платой. Вся бытовая и кухонная утварь на месте, сама кухня свободна, нет посторонних запахов. Счастливы радиолюбитель и вся его семья.

Лирическое вступление, можно поностальгировать
В начале самостоятельного увлечения электроникой, несколькими годами спустя неудачной попытки сборки с папой радиоконструктора «Мальчиш», мои первые платы представляли собой картонки с проколотыми шилом отверстиями под выводы деталей, выпаянных из разных обломков и старья, которое тогда, в начале 90-х, выбрасывали прямо во дворах по нескольку раз в неделю, не удосуживаясь даже донести до мусорных контейнеров. Рабочими лошадками моих схем служили германиевые p-n-p транзисторы МП39-42, электролиты были зачастую высохшими, резисторы изменившими цвет от перегрева на их прежних местах работы, монтажный провод брался из щедро выкидывавшихся телефонистами жил кабелей, там он был как у витой пары, тогда мне неизвестной, и в нём очень нравилась лёгкость зачистки, лужения и пайки таких проводков, а также то, что они были разного цвета. Монтажная схема, зачастую простодушно перерисованная принципиальная, наносилась на картонку шариковой ручкой. Всё это, после многих стараний и ожогов, чаще всего как-то работало, служило радиоприёмниками на даче, фантастическими игрушками и полем экспериментов, радовало и даже приносило призовые места в мероприятиях научного общества учащихся и программы «Шаг в будущее», что в конечном итоге дало возможность поступить без экзаменов в университет.

Потом было увлечение ламповой техникой, которая собиралась навесным монтажом на фанере и жести, несколько электрогитар, самодельных и покупных б/у, овердрайв из усилителя воспроизведения магнитофона Маяк, в котором для требуемого коэффициента усиления каналы были бесхитростно последовательно соединены, и драйв был тёплым, похожим на звук виолончели, как раз таким, как хотелось. Был УМЗЧ на TDA1557Q, где однажды пробило один из мусорных конденсаторов в ужасной батарее фильтра, что сопровождалось чудовищным звуковым ударом, но 35АС-109 с честью выдержала. Любимый ламповый телевизор Весна, в котором ПТК заменён на два полупроводниковых селектора, переключение диапазонов осуществлялось двумя тумблерами, а настройка десятиоборотным потенциометром от аналоговой ЭВМ, и такое колхозное чудо позволило смотреть все каналы. Начиналась самостоятельная сборка с нуля параллельно двух телевизоров — лампового стационарного с длинным круглоэкранным кинескопом и переносного транзисторного с осциллографической трубкой, но в те годы телевидение переставало быть для меня волшебством детства, и проекты были заброшены на полпути.

Самодельный тусклый, из-за недостаточного анодного напряжения, осциллограф, вместе с парой карманных ламповых радиоприёмников, приёмником 0-V-1 на тиратроне (да, это оказалось возможно, только очень неэкономично и нестабильно), и некоторые другие курьёзные поделки сгинули при переездах. Жаль, кое-что можно было теперь довести до ума и даже применять, да ладно. В последующие годы мои интересы и профессиональные занятия стали скорее компьютерными, нежели электронными, но несколько лет назад сердце всё-таки потянулось к первой любви — разработке и прототипированию электронных устройств.

Опыт детских забав оказался весьма полезным. Благодаря ему, заполнение пробелов в знаниях и освоение микроконтроллеров, операционных усилителей, стандартной логики, ШИМ, управления шаговыми двигателями и прочих актуальных вещей не отняло много времени и стало не затруднением, а счастливой волшебной игрой, полной радости. Детство вернулось. Более того, мне стало ясно, что то детство, что до 17-20 лет, — это лишь демо-версия чудесного детства, которое может и должно длиться всю жизнь, когда возможностей всё прибавляется, благодаря и самостоятельному хозяйствованию зрелого человека, и развитию технологической базы вкупе с культурой её применения.

На несколько лет матричные макетные платы стали моей радостью и воплощением мечты, тем, чего так не хватало в детстве раннем. Порадовали новые кремниевые транзисторы, нарядные малогабаритные радиодетали, красивые удобные разъёмы и ручки переменных резисторов, термоусадка, паяльная станция с «вечным жалом» и «третья рука» с лупой, цифровые мультиметры и недавно приобретённый в компанию ко второму самодельному, уже не тусклому, игрушечный цифровой конструктор-осциллограф, сборка которого стала большим праздником, а параметры вполне достаточны для моих текущих задач. Надо будет сообразить ему корпус, но пока не приходит концепция дизайна, так что пусть подождёт. Дремель с роскошным набором насадок, включая алмазные диски, лёгкая дрель-шуруповёрт и ещё более лёгкая электроотвёртка также сыграли немаловажную роль в комплектации удобной домашней мастерской. То, что раньше приходилось делать с мучениями и неудачами, теперь воплощается качественно, быстро и легко.

Но останавливаться на макетках не следует. Пайка устройств на них всё же ощутимо отнимает время и силы, замена деталей и изменение схемы затруднены, эстетика и наглядность оставляют желать лучшего, да и тиражировать мелкой серией некоторые разработки уже пора, — и для себя, когда нужно несколько одинаковых модулей, и для хлебушка с канифолью, дабы питались и тело, и дух, и зарабатывать более любимым занятием, нежели побочными. Наконец, поверхностный монтаж, с его выигрышем в надёжности при вибрациях, компактности и цене деталей, отсутствием необходимости сверления под каждый вывод, на матричной макетке иногда возможен, проверено на практике, но это не дело, и даже не хобби, а экстремальный спорт. Пора травить платы. Потому был произведён поиск сведений на эту тему.

Фоторезист. Прекрасное качество, но дороговизна, ограниченный срок годности материалов, риск приобретения негодных, больше технологических операций и реактивов, в том числе агрессивных, необходимость печати фотошаблона. Мне в настоящее время не подходит. Заказ на заводе. Идеально, когда нужно некоторое количество, но уже после отработки прототипов, и при уверенности, что потребуется вся партия. ЛУТ — лазерно-утюжная технология. Симпатично, но надо овладевать искусством работы с утюгом, чересчур много шаманских тонкостей, высока вероятность неудач, особенно на первых порах. Не люблю переводить время и материалы на тренировки, это болезненная тема ещё из детства. Ламинатор? Его у меня нет, да и с ним, пишут, не всё так просто. Варить в кипятке сэндвич из платы, бумаги с тонерным отпечатком, силиконовых прокладок и стянутых болтами пластин… Это уже интересно! Но водяная баня здесь, очевидно, выступает всего-навсего термостатом. А зачем тогда такой термостат, если мы электронщики, и можем соорудить не один вариант электронных, или даже просто механический, с биметаллической пластиной?! Итак, термопресс.

Когда мне что-то надо для новой задумки, я роюсь в своём хламе. Который стараюсь содержать чистым и отсортированным, иначе поиски необходимых и желательных компонентов для дела и хобби станут не радостью, а пыткой для меня и домочадцев, и в конечном итоге времени и сил на этап проекта не хватит, придётся отвлечься на что-то другое, а там и проект заброшен, забыт. Кому это не знакомо? Подходящих пластин для стягивания текстолита с бумагой в закромах не нашлось, зато нашлась электровафельница, когда-то купленная за копейки в уголке уценённых товаров Ашана. Печь вафли в ней пару раз пробовали, не получилось, с тех пор лежит. А ведь вафельница — готовый термопресс, только для применения в электронной мастерской его необходимо несколько модифицировать.

Процесс изготовления прибора
Во-первых, электровафельница открывается на шарнире и схватывается с противоположной стороны защёлкой. Вечный перекос. Для переноса тонера неприемлемо, нужен параллельный прижим, например, четырьмя гайками на шпильках. Вафельницу разбираем, берём болты М6, сверлим отверстия, в нижней плите под болт, в верхней под гайку. ТЭН, провода и элементы крепления проделать эту операцию не мешают, алюминиевый сплав сверлится легко, задумано — сделано. Отпиливаем мешающие части шарнира.



Чтобы нижние гайки не отворачивались при эксплуатации пресса, и под головку болта, и под гайку кладём гроверные шайбы. Но перед тем, как установить и затянуть гайки, производим вторую необходимую модификацию.



Рабочая поверхность вафельницы рифлёная, с клетчатыми выступами. Сошлифовать их, имея терпение, конечно, можно, но тогда плита будет разрушена, ведь китайские производители постарались с экономией металла на славу. Потому берём обычную ровную жесть, вырезаем из неё два круга, сверлим отверстия. Один из кругов ставим под гайки с гроверами, теперь можно затягивать, контролируя усилие, дабы не скрутить неудавшуюся кухонную утварь в бараний рог.



В верхней крышке корпуса также сверлим, несколько большего диаметра, отверстия под наши болты. Затягивать гайки с шайбами при эксплуатации будем поверх этой крышки. Что интересно, как выяснилось при сверлении, сделана она, как и нижняя подставка, из бакелита. Значит, беречь от ударов, и при затягивании корпус может треснуть. Избежать этого можно, надев на болты втулки, которые будут передавать усилие гаек верхней плите, минуя крышку. Со временем обязательно сделаем, но для начала попробуем без втулок.

Электросхему вафельницы пока можно оставить без изменений, ведь она имеет биметаллический терморегулятор, точности и стабильности которого для задания режима термопереноса вполне может хватить. Если не хватит, соберём электронный термостат, это мы умеем ещё со школьной скамьи. Немало термостатов пришлось соорудить, первый был даже с ртутным контактным термометром и реле, потом пошли тиристорные, а уж сейчас можно с плавной регулировкой мощности и программируемым таймером, если будет желание.

Но теперь крышка не соединена с основанием шарниром, а стала съёмной. Потому необходимо удлинить трёхпроводной шнур, соединяющий половины электровафельницы, и, по желанию, снабдить его разъёмом. Хотя греть аппарат мы будем не выше 160 градусов Цельсия, позаботимся о термостойкости всех проводов и деталей, могущих соприкоснуться с нагретыми поверхностями. И не стоит выкидывать заземляющий провод: благополучие нас с Вами, наших мастерских и домов гораздо дороже нескольких сантиметров медной жилы и пары минут для её подсоединения. В продолжение разговора о безопасности, напоминаю, что плиты, болты и гайки нашей поделки в процессе работы и некоторое время после неё будут горячими, так что побережём от соприкосновения с ними себя, наших детей и домашних животных. В оригинальной конструкции вафельницы горячее было в глубине, обжечься трудно, но после модификации на поверхности появляются болты и гайки, имеющие тепловое и электрическое соединения с корпусами ТЭНов. И не вздумаем включать один ТЭН вафельницы напрямую в электросеть! Он на 110 вольт, в сеть 220 включаются два последовательно, не параллельно, как было бы в версии для стран со 110-вольтовой проводкой.

Наш термотрансферный пресс готов. Вырезаем два круга из силиконовых форм для выпечки, приобретённых в магазине фиксированных цен. Они практически идеально подходят по диаметру, и будут многоразовыми термостойкими прокладками между жестяными кругами и бутербродом из текстолита и бумажного отпечатка. Кладём между прокладками термопару, собираем без затягивания наш пресс, и пытаемся проградуировать его термостат.


Настройка терморегулятора
Измерения подтверждают давнюю гипотезу о причине неспособности данной вафельницы приемлемо исполнять своё исконное назначение. Два ТЭНа по 375 ватт нагреваются очень быстро, а теплопроводность тонких плит недостаточна для распределения такой тепловой мощности. В итоге имеем значительную неравномерность нагрева по площади, непропекание и подгорание. К тому же, механический регулятор вкупе с конструкцией его крепления слишком инертен, и температура такого горе-термостата колеблется за минуты на десятки градусов Цельсия.



Но не спешим удалять биметаллический выключатель. Термотрансфер — не вафли, здесь не надо выпаривать воду и производить физико-химические изменения теста, 750 Вт чересчур много, нам хватит и 375. Ограничим мощность нагрева простейшим способом — включив последовательно с электроцепью кремниевый выпрямительный диод 400В 3А. Он уютно расположился в клеммной колодке снизу корпуса, где перегрев не грозит. Повторяем измерения. Аппарат стал действовать более мягко, термостат теперь успевает за ТЭНами, амплитуда колебаний температуры в рабочей зоне не превышает 20 градусов. Это уже приемлемо, так что необходимости в замене терморегулятора не вижу. Пора опробовать самоделку в действии.

Лазерно-вафельничная технология изготовления печатных плат
Отрезаем кусочек фольгированного текстолита, зачищаем мокрой кашицей из воды и чистящего средства на основе порошкообразного мела, причём, по моему разумению, использованный порошок не должен содержать отбеливателей, антисептиков и прочих химически активных веществ, потенциально способных окислить медь. Дополнительно пройдёмся ластиком для шариковой ручки, создав таким образом микроцарапины для лучшего прилипания тонера. Обезжириваем ацетоном или изопропанолом и не трогаем фольгированную поверхность. Текстолит готов для переноса тонера, займёмся бумагой.

Мной взята недорогая глянцевая фотобумага для струйных принтеров Revcol плотностью 230. Подготавливаем зеркальное изображение правильного размера и посылаем на лазерный принтер, в моём случае старый добрый HP LJ 1200. В настройках печати отключаем экономию тонера, выставляем настройки для самой плотной бумаги. Если позволяет конструкция принтера, делаем так, чтобы бумага, проходя через него, испытывала как можно меньше изгибов. В моём LaserJet для этого открывается задняя крышечка. Глянцевую поверхность бумаги, как и текстолита, не трогаем и бережём от загрязнений. Вырезаем участок фотобумаги по размеру платы, прикладываем отпечатком к фольгированной стороне, кладём полученный бутерброд на нижнюю силиконовую прокладку фотобумагой вниз. Далее кладём верхнюю прокладку, жестяной круг и крышку вафельницы, надеваем шайбы, накручиваем гайки, и, наконец, равномерно затягиваем их, понемногу, в несколько приёмов, крест-накрест. Смотрим, чтобы не было перекосов, и не переусердствуем с затяжкой. Лично я контролирую момент затяжки такой нежной резьбы, как М6, поворачивая гаечный ключ пальцем, а не зажимая его в кулаке.



Включаем наш термопресс с положением регулятора, соответствующим диапазону температур 120-140 градусов Цельсия на двадцать минут. После этого выключаем, даём остыть градусов до 60-70, и постепенно ослабляем гайки, опять же в несколько приёмов, дабы не вызвать перекоса и деформации нашего нового инструмента, помощника и друга. Снимаем гайки и шайбы, крышку и прокладки, аккуратно берём текстолит с бумагой и заливаем в подходящей ёмкости горячей водой, можно кипятком.



По мере размокания и отставания бумаги помогаем ей без спешки и грубости, скатываем бумажную кашицу пальцами слой за слоем, можно осторожно помогать зубной щёткой умеренной жёсткости. Тонер пристал очень прочно, имеется разрыв дорожки всего в двух местах, виной моя неопытность, пресс тут не виноват.



Логотип Хабра выбран для первого в жизни травления фольгированного текстолита не только из уважения к любимому ресурсу, обогатившему мою жизнь многими умными чудесами, и потому, что он очень симпатичный и вдохновляющий, но и по причине его сложности, позволяющей объективно оценить возможности самоделки. Некоторые окружённые медью белые точки и уголки рисунка оказались настолько малы, что ни щетина зубной щётки, ни подушечки пальцев не справились с удалением из них остатков бумаги. Потому для очистки этих мест было использовано остриё тонкой иглы. Осторожно протираем плату безворсовой тряпочкой с изопропиловым спиртом, и приступаем к травлению. Мной применялся раствор хлорного железа при температуре 40-50 градусов Цельсия.

Итоги


Удаляем тонер тряпочкой с ацетоном и любуемся результатами. Подтрав нет. Считаю сегодняшний первый опыт весьма достойным. Теперь смогу в любое время без затруднений изготавливать нужные платы в моей домашней мастерской. Итак, качество переноса тонера на медную фольгу самодельным прессом порадовало с первого раза. Получился хороший инструмент, а затраты на него минимальны: электровафельница, 2 формы для выпечки по 51 рублю, 4 болта с гайками и гроверами, жесть, немного провода, припоя, термоусадки, диод и необязательный разъём. Спасибо за внимание, надеюсь, эта идея и опыт её воплощения Вам пригодятся!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (57)


  1. KonstantinSoloviov
    20.02.2017 14:15
    +3

    У вас ус отклеился… ) H — завиток вверху справа, ножка R — в середине слова
    Логотип хабра не очень подходит для оценки качества технологии — не видно утрат.
    Нужны тестовые линии разной толщины + у классического ЛУТ проблемные места по краям платы как тут — непонятно.

    Вдоволь наигравшись с ЛУ(тюг)Т остановился пока на ЛЛ(аминатор)Т.


    1. TinyElectronicFriends
      20.02.2017 19:03

      Скоро опробую самоделку и по прямому назначению. На опытной плате может найтись место и для лишних линий разной толщины в разных местах.


  1. melchermax
    20.02.2017 14:19
    +1

    Интересный проект и отличная публикация. Но лично мне ЛУТ и его дериваты кажутся уж слишком ненадёжными в плане предсказуемости результата, готовые наборы для фотолитографии мне как-то ближе и понятнее.


    1. e_butcher
      23.02.2017 13:27
      +1

      melchermax А можно поподробнее? Что за наборы и где про них можно почитать?


      1. melchermax
        23.02.2017 13:41

        Тут реклама запрещена :) Ищите по слову octamex.


  1. PKav
    20.02.2017 14:29
    +2

    Я для таких целей использую ламинатор. Делаю 10 прокатов туда-сюда, и результат почти всегда идеален даже при дорожках 0,2/0,2 (контроллер STM32F051RBT6 на 64 ноги).


    1. Barma2012
      20.02.2017 17:14
      +3

      Аналогично, коллега! )))
      Юзаю ламинатор FGK-220 безо всяких переделок (лишь чуть подправил номинал резистора, ограничивающего максимальную температуру). «Бутерброд» до 2 мм пролезает без проблем.


  1. RusakovMxL
    20.02.2017 14:33
    +3

    на алиэкспресс есть специальная бумага за копейки. По словам «тепло, тонер, перенос, бумага» находится однозначно. Стоит рублей 110 за 10 листов. Перенос идеальный. image


    1. hoary
      20.02.2017 15:23
      +3

      toner transfer paper — для тех, кого огорчает машинный перевод


    1. A1essandro
      20.02.2017 15:23

      Вы заказывали? Приходят в каком состоянии?


      1. RusakovMxL
        21.02.2017 07:59
        +2

        Да, я заказывал. Приходят скрученные в трубочку и упакованные в пупырку. Да, приплющенные, но это картины существенной не меняет, недельку под стопкой книг и все остальное — решает лазерный принтер. После прокатки через барабан, лист существенно разглаживается. Но поверьте мне на слово — это лучший вариант! Чего я только не пробовал — и лощеные листы от журналов с зубной щеткой, и ламинатную пленку с отодранным клеем и подложку 333 от самоклейки и т.д и т.п. После этой бумаги перенос лучше. Не зависит от передержки, перегрева, равномерности прогрева. Тупо — утюг и всё. У подложки 333 плотность существенная, придется принтер подковыривать, а у этого листа — плотность близка к обычной бумаге А4 (сколько там? 80 или около того). Еще один момент — не всякая подложка годится, ибо есть не только 333! К примеру, oracal 641 — уже не катит. В свое время искал 333. Есть не везде.


        1. A1essandro
          21.02.2017 10:42

          Спасибо, а то я натыкался на инфу, что приходит в ужасном состоянии. У меня личного принтера нет, поэтому не могу эксперементировать особо с разными бумагами)


    1. IronHead
      20.02.2017 16:10
      +3

      подложка «333» от самоклейки лучше
      image
      1) ждать не надо — есть в любом хоз маге
      2) доступна в любом городе и селе
      3) стоит копейки (~50руб за квадратный метр)
      4) работу выполняет на все 100%


      1. TinyElectronicFriends
        20.02.2017 19:07

        Буду пробовать разную бумагу и подложку. В закромах лежит древняя глянцевая бумага, использовалась для чертежей. Глянцевая макулатура, когда будет попадаться, теперь тоже пойдёт не на растопку, а на пробу.


        1. migelle74
          20.02.2017 19:26
          +3

          Не, надо никакой макулатуры и бумаг/фотобумаг. Подложка от самоклейки, как сказано выше,- идеальный вариант. С нее сходит весь тонер без остатка, не надо ничего отмачивать и стирать. Просто дать остыть и снять с платы.
          Единственно, при печати лучше использовать прямую протяжку бумаги, если позволяет принтер.


          1. TinyElectronicFriends
            20.02.2017 19:38
            +1

            Устранить отмачивание из списка технологических операций — это значимо, буду двигаться в этом направлении, благодарю! Для меня важно, чтобы процесс актуализации и воплощения творческого замысла был праздничным, а не порождал череду затруднений, загрязнений и замедлений. Потому и эта вафельница модифицирована в термопресс.

            Тем не менее, поэкспериментировать с разными бумагами хочется из интереса. Люблю повторно или атипично использовать разные ресурсы, давать вторую жизнь бросовым предметам и материалам. Иногда оно уводит в сторону от ключевых целей, но иногда приносит вдохновение для чего-то большего. Потому стараюсь придерживаться в этом баланса.


            1. IronHead
              21.02.2017 11:56
              +1

              Советую сначала все же попробовать подложку от самоклейки.
              После нее — все остальное будет просто ужасом.
              А чтобы проще было напечатать рисунок на подложке (чтобы ее не зажевал принтер) советую наложить ее на лист А4, обернуть вокруг торца листа один край подложки и именно этим загибом пихать в принтер.


            1. ToSHiC
              22.02.2017 11:45
              +1

              На хлорное железо тоже забейте, грязно же. Перекись водорода + лимонная кислота дают хороший результат, и при этом всё чисто и опрятно.


              1. nafikovr
                23.02.2017 11:18

                однако хлорное железо намного экономичнее и меньше боковых подтрав. смесь перекиси и водорода кстати выглядит чисто, но эти самые чистые капельки очень легко обесцвечивают практически все


            1. dlinyj
              22.02.2017 16:22

              До того, как я открыл для себя подложку от самоклейки, с успехом использовал глянцевую бумагу от журналов. Например, каталоги ИКЕА идеальны!

              Но там тоже с промачиванием, и катышками…


            1. pust0ta
              22.02.2017 22:43
              +1

              Могу Вам для минимизации затруднений, рисков и загрязнений порекомендовать травить медь с применением много более безопасного раствора 30г. лимонной кислоты на 100мл. 3%-й перекиси водорода с 5г. поваренной соли. Из плюсов — быстро, недорого, безопасно. Рецепт я этот узнал на Радиокоте в статье под названием «Безопасный общедоступный состав для травления меди в домашних условиях».


              1. dlinyj
                24.02.2017 20:10

                На тему безопасности состава я бы сильно-сильно поспорил. Работая не под вытяжкой, а, например, на кухне — верный путь получить астму, вдыхая пары перекиси водорода. Лично я купил себе 70% перекись водорода, и разводил до заданных пропорций кипятком (опытным путём они были у меня несколько иными, цифры постараюсь найти). Травится не более 2-3 минут, под ВЫТЯЖКОЙ!!!

                Ну и цена, если купить 70% перекись, килограмм лимонной кислоты и поваренную соль становится вообще копеечной. Но всё же я рекомендую смотреть в сторону других рецептов.


                1. pust0ta
                  24.02.2017 20:27

                  Благодарю за важное замечание по поводу паров. Про концентрацию тоже интересно, но мне скорее для общего развития, т.к. дома хранить 70% перекись я бы не стал.
                  Я же принял во внимание, что 3% р-р перекиси водорода применяют даже внутрь (!) в качестве антидота (совместно с 3% р-ром уксусной кислоты) при отравлении марганцовкой http://www.rlsnet.ru/mnn_index_id_1091.htm#osobye-ukazaniya и решил, что не такая уж она и опасная, как хлорное железо, например.


                  1. dlinyj
                    24.02.2017 20:33

                    При взаимодействии с марганцовкой — перекись распадается. Так ни в коем случае делать так не стоит. Особенно опасно для зрения эти пары!!!

                    70% храню на балконе в полуоткрытой таре. В общем-то не самое безопасное вещество, это правда.

                    Самое чистое и безопасное травление — это персульфат аммония. Всяко рекомендую его. И почитать как травить.


      1. dlinyj
        22.02.2017 16:21
        +1

        Плюсую бешенно!


    1. plm
      21.02.2017 18:15
      +1

      Еще есть способ печатания рисунка не на бумаге, а на фольге. Обычной алюминиевой пищевой, матовым слоем вверх. Передний (по ее ходу в принтере) край фольги приклеивается полосками самоклеящихся наклеек для лазерника на лист плотной бумаги. Недостаток только в том, что сначала надо макнуть плату в хлорное железо, чтоб оно съело фольгу, и тогда будет видно что надо ретушировать.


      1. TinyElectronicFriends
        21.02.2017 20:05

        Думаю, с прессом фольга не нужна, хватит и подложки, фотобумаги или глянцевой страницы. Вариант с фольгой тоже интересный, но больше операций, и перерасход травящего раствора. Более интересная вещь — создание трафаретов для, например, тампонной печати, или шильдиков путём травления тонколистового алюминия (из банки от напитка), на который нанесён тонер. Вот это думаю исследовать на практике.


        1. plm
          22.02.2017 13:21

          В вами вот описанном случае изготовления «платы» проблема была только одна — «слезли» две линии, как раз на этапе отковыривания бумаги. И вы говорите «фольга не нужна»? :)


      1. dlinyj
        22.02.2017 16:23
        +1

        Не рассказывайте как убить принтер. Я так загубил себе два картриджа!


  1. afiskon
    20.02.2017 15:05
    +1

    Интересный способ, спасибо :) Сам в последнее время предпочитаю пленочный фоторезист (конкретнее Ordyl Alpha 350). Ламинатор ему не требуется, превосходно прилипает при надавливании пальцами.


    1. j_wayne
      22.02.2017 11:54

      Аналогично. С ламинатором не срослось, а ФР работает. Нравится, что применяются не очень едкие реактивы из ближайшего хозмага.

      Пробовал заказывать платы с нанесенным ФР. Качество текстолита идеально, но уж больно ядерная химия нужна по сравнению с ордилом. Дома дети есть. И светить надо очень долго — 30-40 мин.


  1. scg
    20.02.2017 15:11
    +2

    По мере размокания и отставания бумаги помогаем ей без спешки и грубости, скатываем бумажную кашицу пальцами слой за слоем

    На моей памяти вы первый, кто описал процедуру избавления от бумажной основы.


    1. KonstantinSoloviov
      20.02.2017 15:39
      +2

      Я как-то по ошибке купил не глянцевый, а матовый LOMOND и оказалось не напрасно — бумага просто снимается после размачивания,

      вообще ничего не приходится скатывать, между дорожками ничего не залипает.
      платка


      1. TinyElectronicFriends
        20.02.2017 18:48

        Спасибо за информацию, надо будет попробовать!


        1. KonstantinSoloviov
          20.02.2017 21:32

          Вот мой текущий рецепт:

          бумага


      1. Dioxin
        21.02.2017 08:19

        ШИкарно!


    1. dlinyj
      22.02.2017 16:20

      Используйте подложку от самоклеек. Она снимается просто на холодной плате.


  1. roboter
    20.02.2017 15:55

    Хочу собрать свой ламинатор из… лазерного принтера, печка есть, мотор есть, надо только контроллер сделать. Разобрал пару принтеров, пока лежат.


    1. Vanellope
      20.02.2017 18:04

      А теплоемкости хватит, чтобы плату прогреть? Утюг то, как и вафельница, тяжелый и теплоемкий, а печка только для бумаги годится, кмк.


      1. roboter
        20.02.2017 20:20

        не очень понял для чего нужна теплоёмкость, лазерный принтер это по сути ламинатор.


        1. Barma2012
          20.02.2017 23:45
          +1

          Теплоемкость нужна, чтобы хорошо прогреть плату — а слой меди отводит тепло довольно эффективно. У печки принтера нет необходимости создавать столько тепла, потому что бумага — плохой его проводник.
          Вообщем, будет недогрев ))) И увеличение температуры здесь не поможет, к сожалению.


      1. roboter
        20.02.2017 20:30

        нашёл такое https://www.youtube.com/watch?v=ZrLo9bzQH48


        1. Barma2012
          20.02.2017 23:51

          Да-да, именно из такого принтера я тоже пытался сделать, в своё время… Получалось либо плохая адгезия тонера к меди (недогрев), либо тонер расплывался от перегрева.
          В итоге выкинул это всё, и купил FGK-220 за три штуки — теперь горя не знаю, он работает без нареканий прямо из коробки ))).


  1. delvin-fil
    20.02.2017 16:14
    +2

    Сверху барашки удобней, чем гайки.


    1. TinyElectronicFriends
      20.02.2017 18:59

      Однозначно! Со временем обязательно поставлю барашки и упорные втулки. В идеале вообще были бы быстросъёмные барашки с подпружиненными разъёмными гайками.


      1. smarteq
        21.02.2017 06:09
        +1

        Можно я сюда вставлю свои 5 копеек?
        ИМХО конечно… Я бы вообще не стал заморачиваться с барашками, а подпружинил верхнюю часть вместо шпилек-барашков и оставил шарнир. Есть мнение что пружины компенсируют возможный перекос шарнира и прижмут нормально.


        1. TinyElectronicFriends
          21.02.2017 20:30

          Идея интересная. Пресс, в котором открытие и закрытие крышки производится в одно действие, а прокладки закреплены на пластинах, — вещь идеальная. Допустим, диапазон толщин пакетов невелик, и высоту шарнира и защёлки можно не регулировать. Хотя, кроме плат, перспективно травить трафареты под тампон для нанесения маски и обозначений, а баночный алюминий тоньше текстолита. В любом случае, подпружинить верх сложнее, чем установить 4 болта. Половины шарнира у моей вафельницы были отлиты одним целым с нагревательными плитами, а защёлка была очень хлипкой. Вот если сделать продвинутый механизм прижима и поднятия подпружиненной плиты, например, рычажный, с фиксацией, получится очень красивый, удобный и надёжный прибор. Если понадобится подстройка высоты, её можно реализовать эксцентриком, указать его положения для разных толщин бутерброда, тогда и регулировка термопресса станет быстрой и лёгкой. Хорошая задача на будущее!


  1. sleeply4cat
    20.02.2017 17:06

    У меня вчера появилась не слишком умная, но всё же идея.
    Как думаете, получится ли приклеить на текстолит пищевую фольгу с тонером, гальванически нанести медь на свободные от тонера места, удалить тонер, залудить медь сплавом розе и вытравить оставшийся незащищённым алюминий?


    1. jar_ohty
      20.02.2017 18:13
      +2

      Медь на алюминии нормально держаться не будет — раз. Приклеить фольгу сравнимо с заводским стеклотекстолитом дома — утопично, это два. Три — при гальванике поверх тонера медь будет на тонер наползать. В общем, не взлетит.


  1. teafighter
    21.02.2017 12:34

    Добрый день. Какой максимальный размер возможен у изготовляемых плат?


    1. TinyElectronicFriends
      21.02.2017 12:40

      Добрый! 55x160, или 90x140, или 110x130 мм.


      1. teafighter
        21.02.2017 22:43
        +1

        Да, что-то я сразу вопрос правильно не сформулировал. Каков диаметр рабочей области нагревателя?


        1. NetBUG
          23.02.2017 12:03

          Судя по всему, чуть менее 180мм. Минус болты.


  1. dlinyj
    22.02.2017 16:19
    +1

    Чтобы не заниматься извращениями с размачиванием бумаги, возьмите подложку от самоклеящихся обоев. Мне её хватило лет на 8.


    1. releyshic
      23.02.2017 20:47

      а что именно там брать? снять обои и на подложку печатать? с какой стороны?


      1. TinyElectronicFriends
        23.02.2017 20:48

        Печатать на глянцевой стороне подложки.


  1. Ded_Yuz
    24.02.2017 16:13

    Есть способ более эффективный для переноса тонера.
    Изготовление печатных плат методом ЛУТ минус утюг
    Может для кого эта статья окажется полезной.
    После того как я сделал подобный пресс как в указанной статье, перенос рисунка на текстолит перестал быть проблемой.
    Как вариант, одним из форумчан была реализована идея с использованием силиконового нагревателя от 3D принтера.