Привет, Хабр! Мы периодически испытываем разные автомобильные АКБ и приборы для их обслуживания, представленные на российском рынке.

Исходя из параметров, измеренных в ходе нескольких контрольно-тренировочных циклов, можно предсказать поведение аккумулятора под капотом, в том числе его надёжность и долговечность.

Для принятия решения о выборе аккумуляторной батареи немаловажна и динамика качества производства на протяжении нескольких лет. Поэтому мы повторяем тестирование отечественной АКБ АКОМ Reactor 6СТ-62VL.

▍ Предыстория


Летом 2021 года один экземпляр данной модели принимал участие в большом испытании шести аккумуляторов в корпусе L2 из премиум-линеек от российских производителей.


Ниже приведены ссылки на подробные отчёты по трёхэтапному тестированию.


За три с половиной года внешний вид аккумулятора нисколько не изменился. Всё тот же пластиковый корпус характерного серого цвета с привычным дизайном этикетки. Заявленные параметры также остались прежними, включая 36-месячный гарантийный срок.



Маркировка 6СТ-62VL, согласно ГОСТ Р 53165-2020 (МЭК 60095-1:2018), означает 12-вольтовую стартерную аккумуляторную батарею, предназначенную для автомобильного транспорта, с номинальной ёмкостью 20-часового разряда 62 А*ч и очень малым расходом воды.



Паспортный ток холодной прокрутки (ТХП) составляет 660 ампер по стандарту EN50342.1A1, принятому к использованию на территории Евразийского экономического союза.

На несъёмной верхней крышке расположены отворачивающиеся пробки для доступа к электролиту. Третья от плюса банка аккумулятора дополнительно снабжена глазком-ареометром для визуального контроля состояния заряженности и уровня электролита.



Многие совершенно ошибочно полагают, будто зелёный цвет этого глазка означает стопроцентную заряженность аккумулятора.

На самом деле, он зеленеет при плотности электролита не ниже 1.23 грамма на кубический сантиметр и гарантирует только то, что батарея (а точнее, банка, где расположен глазок) выдержит мороз до -41 градуса Цельсия.



Состоянию полной заряженности свинцово-кислотной аккумуляторной батареи соответствует плотность электролита от 1.28 до 1.31, что означает диапазон температур замерзания от -64 до -74.

▍ Плотность электролита и его расслоение


Электролит в свинцово-кислотном аккумуляторе представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Плотность электролита определяется концентрацией кислоты.

Сульфат-ион кислоты тяжелее, чем гидроксид-ион воды. Поэтому в банке аккумулятора кислота стремится вниз, а более лёгкую воду она вытесняет вверх. Этим обуславливается расслоение электролита.

Разряженные активные массы (АМ) представляют собой сульфат свинца. Полностью заряженные отрицательные АМ (ОАМ) состоят из губчатого металлического свинца, а положительные (ПАМ) — из оксида свинца.

При разряде заряженные активные массы «забирают сульфат-ион» у серной кислоты, тем самым превращая его в воду. Иными словами, кислота расходуется из электролита, и на её место вырабатывается вода.

Без серной кислоты обратимая токообразующая реакция Гладстона-Трайба в направлении разряда идти не может. То есть, при расслоении электролита заряженные АМ в верхней части банок не будут отдавать полезную ёмкость и вырабатывать пусковой ток в полном объёме.

При заряде разряженные АМ, наоборот, «отдают сульфат-ион воде». Таким образом, расходуется вода и вырабатывается серная кислота, не спешащая всплывать вверх. А без воды активные массы свинцового аккумулятора заряжаться не могут.

▍ Заводская плотность электролита


На заводе в готовые аккумуляторные батареи со сформованными и заряженными пластинами заливается электролит определённой плотности. Далее вследствие саморазряда при хранении и недозаряда при эксплуатации плотность электролита снижается.

Это значит, что часть серной кислоты связана в сульфатах активных масс. То есть, аккумулятор не заряжен на сто процентов.

Чтобы узнать заводскую плотность для неизношенной АКБ, необходимо полностью зарядить аккумулятор и удостовериться в адекватном уровне электролита в каждой из шести банок.

Если аккумулятор был в употреблении или долго хранился в недозаряженном состоянии, то часть его активных масс могла осыпаться, то есть потерять электрический контакт с пластинами. Соответственно, зарядить все АМ, вернуть всю кислоту в электролит и достичь его заводской плотности не получится.

▍ Горе-аккумуляторщики


Периодически встречается порочная практика корректировки плотности электролита путём доливки концентрированного (с плотностью 1.40) раствора серной кислоты.

Таким способом действительно получается привести в норму не только плотность сверху банок, но и термодинамическую ЭДС электрохимической ячейки, определяющую НРЦ — напряжение разомкнутой цепи на клеммах аккумулятора без нагрузки.

Однако такие манипуляции не только не делают активные массы заряженными, но и усугубляют сульфатацию, особенно если добавление кислоты сопровождается откачкой воды из банок аккумулятора.

Ведь как мы помним, для заряда необходима вода, а нужная для разряда кислота вырабатывается из сульфатов разряженных активных масс при заряде. За исключением случаев потери кислоты, когда из аккумулятора проливался электролит, доливать в банки можно только дистиллированную воду.

Капсулы-дозаторы с разбавленным электролитом, прилагаемые к некоторым стационарным аккумуляторам, — это второе исключение. Они дают возможность вернуть изношенную АКБ в строй без десульфатации, однако последняя способна восстановить ёмкость, токоотдачу, надёжность и долговечность батареи в гораздо более полной мере.

С другой стороны, производить десульфатацию свинцовых аккумуляторов, с сопутствующим выделением водорода, кислорода, сероводорода и других неприятных и небезопасных газов в помещениях, например, дата-центра или медицинского учреждения может быть неуместно. Либо нет смысла нанимать соответствующего специалиста.

Поэтому прилагать к стационарной АКБ запасной электролит с инструкцией, где указано, как и при каких условиях его применять, — хорошая опция. Как бы то ни было, сегодня речь идёт об автомобильном стартерном аккумуляторе, и настало время познакомиться с ним поближе.

▍ Состояние из магазина


Судя по маркировке на верхней крышке АКБ, она изготовлена в октябре 2024 года. Тестирование производилось в январе 2025, что составляет третий месяц от даты производства.



Перед тем как поставить аккумулятор на зарядку, измерим его параметры прибором Konnwei KW650.



Внутреннее сопротивление составило 3.62 миллиома, ток холодной прокрутки 763 ампера, напряжение разомкнутой цепи 12.65 В. Состояние здоровья (англ. state of health, SoH) 100%, АКБ исправна.

Теперь можно произвести сравнение с показателями предыдущего экземпляра, измеренными после его приобретения в магазине три с половиной года назад.



Как видим, внутреннее сопротивление сегодняшней батареи ниже, а пусковой ток выше, несмотря на то, что она хранилась с момента производства около трёх месяцев, тогда как АКБ 2021 года — менее месяца.

▍ Вопреки, или всё же благодаря?


Однако следует вспомнить график зависимости удельного сопротивления водного раствора серной кислоты от её процентного содержания.


НРЦ сегодняшней АКБ на 30 милливольт ниже, что означает меньшую степень заряженности. Этим и объясняется падение внутреннего сопротивления на 180 микроом и соответствующий прирост тока холодной прокрутки на 37 ампер.

Именно поэтому аккумуляторный тестер Konnwei KW650 показывает на экране не только параметры токоотдачи, но и НРЦ, по которому можно судить о заряженности испытуемой АКБ.



Также необходимо учитывать температуру аккумулятора. Однако сейчас температура в лаборатории ниже, чем при тестировании шести отечественных АКБ в 2021 году. Соответственно, ниже и термодинамическая ЭДС электрохимической ячейки.



Масса АКБ составляет 15 килограммов 288 граммов. Это на 100 граммов меньше, чем у экземпляра 2021 года, что находится в пределах погрешности старых напольных весов, использовавшихся в предыдущих тестах.



Теперь следует отвернуть пробки и проконтролировать плотность и уровень электролита. Измерение плотности производится с помощью рефрактометра и пипетки.



Плотность по банкам находится в пределах от 1.26 до 1.27 килограмма на кубический дециметр, как и три с половиной года назад.



Налицо разбалансировка и недозаряд, которые следует устранить с помощью полного стационарного заряда. Это не заводской брак, а нормальное состояние нового аккумулятора.

▍ Заряжаем аккумулятор


Для надёжной эффективной работы в течение длительного срока службы свинцово-кислотной аккумуляторной батарее необходим правильный ввод в эксплуатацию.



Если аккумулятор предоставляет доступ к пробкам, то перед стационарным зарядом желательно (хотя и необязательно) вворачивать их не полностью. Это обеспечивает свободный выход выделяющихся газов.

▍ ГОСТ и «кипячение»


ГОСТ Р 53165-2020 (МЭК 60095-1) предписывает заряжать аккумуляторы для легковых автомобилей (ГОСТ Р МЭК 60095-2) постоянным напряжением 16 вольт при ограничении тока на уровне пятикратного тока 20-часового разряда в течение 24 часов. Это время можно сократить до 16 часов после проверки характеристик ТХП и перед первой проверкой ёмкости.



Для АКБ 6СТ-62 это означает сутки при токе 15.5 (а не 6.2) ампера и напряжении 16 вольт. Разумеется, в ходе основного заряда сначала будет расти напряжение, а затем, по достижении шестнадцати вольт, снижаться ток. Это уже будет дозаряд.

Для грузовых аккумуляторов (ГОСТ Р МЭК 60095-4) дополнительно предписывается четырёхчасовой финальный дозаряд током 20-часового разряда без ограничения напряжения.

Предыдущая ревизия ГОСТ Р 53165-2008 не предусматривала различий между легковыми и грузовыми АКБ при заряде, зато дифференцировала зарядные напряжения в зависимости от класса расхода воды — нормального (без буквы), малого (L) и очень малого (VL).



Также ГОСТ 2008 года предусматривал впоследствии исключённый пункт 8.2.1, описывавший альтернативный способ одноступенчатого заряда без ограничения времени током 10% паспортной ёмкости.

Заряд производился до стабилизации напряжения, если в результате трёх последовательных измерений с интервалом 15 мин напряжение или плотность электролита, в зависимости от температуры батареи, остаются неизменными.

Очевидно, что данный способ заряда является более медленным, и поэтому менее предпочтительным в контексте экспертных испытаний аккумуляторов. Отсюда неудивительно, что он исключён из ГОСТ.

Как бы то ни было, государственный стандарт составлен на основании опыта профессионалов, и ему следует доверять больше, чем гаражным байкам, утверждающим, что аккумуляторам противопоказаны напряжения выше 15 вольт и токи более 10% ёмкости.

▍ Приступаем к заряду


Стандарты описывают заряд непрерывным током от стабилизированного источника питания. В случае прерывистого и реверсивного (асимметричного) заряда с автоматическим контролем параметров возможны и более высокие значения токов и напряжений, подаваемых на батарею в течение ограниченного времени с последующими паузами и периодической деполяризацией небольшим разрядным током, повышающей эффективность следующего зарядного импульса.

Мы будем использовать отечественное зарядное устройство Бережок-V1, имеющее два режима: ручной непрерывный CC/CV со стабилизацией тока и напряжения, а также адаптивный асимметричный с автоматическим выбором параметров в реальном времени.



Устанавливаем максимальное значение напряжения на уровне 17 вольт, подключаем крокодилы и нажимаем кнопку запуска заряда. При первой подаче ЗУ постепенно повышало ток, достигший 10.1 А при напряжении 12.9 В. Это гораздо более щадящий режим, чем ГОСТовские 15.5 ампер.



Прошло пятнадцать с половиной часов заряда. Аккумулятору отдано 12.8 ампер*часов.



За это время плотность электролита в банках поднялась до 1.28-1.29 килограммов на кубический дециметр.



В 2021 году заводская плотность электролита в АКБ АКОМ Reactor 6СТ-62VL составила 1.30. На её полный заряд до такого состояния ушло 54 часа.



Сила зарядного тока доходит до двух ампер при напряжении 16.2 В, но он не подаётся постоянно, а чередуется с перерывами, разрядными импульсами, а также с подачами меньшего тока при меньшем напряжении на клеммах.



По прошествии следующих суток заряда напряжение поднялось до 16.5 В при токе 2 А.



Всего за 49.5 часов аккумулятору сообщено 31.6 А*ч. Это на целых 22.9 А*ч меньше, чем в 2021 году, что может свидетельствовать о более полной сформованности активных масс.



После 14 часов отстоя напряжение на клеммах АКБ составило 12.84 вольта, что говорит об отсутствии расслоения электролита.



Существует формула для приблизительного расчёта плотности электролита, соответствующей измеренному НРЦ. От НРЦ одной банки следует отнять константу 0.84.

12.84/6 - 0.84 = 2.14 - 0.84 = 1.30.

Плотность во всех банках составила 1.30 или чуть ниже. Последующие контрольно-тренировочные циклы должны завершить балансировку аккумулятора.



Повторим тестирование прибором KW650.



Внутреннее сопротивление упало до 3.55 мОм, ток холодной прокрутки возрос до 776 А, а НРЦ — до 12.84 В. Для сравнения, показатели 2021 года при 26.4 градусах Цельсия составили, соответственно, 3.74 мОм, 739 А и 12.79 В.



Произведём тестирование 200-амперной нагрузочной вилкой Автоэлектрика Н-2001.



Напряжение просело до 10.70 В. Результат 2021 года равнялся 10.63 вольтам.



▍ 20-часовой разряд


Для контрольно-тренировочного разряда воспользуемся модульной электронной нагрузкой Atorch DL24M.



Согласно ГОСТ, установим разрядный ток 3.1 А и условие завершения по касанию 10.5 вольт под нагрузкой.



Разряд продолжался более двадцати двух с половиной часов. За это время АКБ отдала 70.21 ампер*часа, что составляет 113% паспортной ёмкости и почти 106% от результата 2021 года.



Теперь протестируем разряженный аккумулятор прибором Konnwei KW650.



Внутреннее сопротивление составило 15.02 мОм, ТХП 185 А и НРЦ 11.33 В. Три с половиной года назад мы имели гораздо более высокие показатели — соответственно, 7.9 мОм, 350А и 11.68 В.



▍ Холодный запуск разряженным аккумулятором


Прежде чем приступить к заряду, произведём ещё одно измерение. АКБ простояла ночь вне помещения. Наутро её температура составила -2.9 градуса Цельсия.



При такой околонулевой температуре имеем, как это ни странно, более высокие показания тестера: 14.31 мОм, 193 А, 11.41 В. По всей видимости, дело в том, что аккумулятор отстоялся и избавился от поляризации разрядным током.



В 2023 году другой аккумулятор АКОМ 6СТ65, из более дешёвой линейки ASIA, смог запустить двигатель автомобиля, будучи в полностью разряженном состоянии.



Правда, тогда температура АКБ равнялась 27 градусам Цельсия, а показания экспресс-тестера составили 8.47 мОм, 354 А по японскому индустриальному стандарту JIS и 11.77 В. А ёмкость, отданная при разряде АКОМ ASIA 6СТ65, составила всего 101.3% от номинальной против 113% в сегодняшнем случае.



Такой же опыт проводился и в 2021 году, когда АКОМ Reactor 6СТ-62VL оказался единственным из шести аккумуляторов, который смог завести двигатель, будучи в разряженном состоянии.



Генератор в данном эксперименте был выключен, однако двигатель продолжал успешно работать от АКБ.

▍ Заряжаем холодный аккумулятор


Предзаряд глубоко разряженной АКБ при низкой температуре адаптивный алгоритм ЗУ начинает с небольших токов.



Напряжение растёт, а токи снижаются.



После полного заряда и более суток отстоя НРЦ составляет 12.86 В, а плотность электролита в банках — 1.30 или чуть выше. Всё сходится.



Теперь посмотрим на показания аккумуляторного тестера после первого контрольно-тренировочного цикла: 3.58 мОм, 769 А и 12.86 В.



Пусковой ток упал и внутреннее сопротивление возросло, но менее, чем на один процент. Это укладывается в пределы погрешности измерений. Зато НРЦ поднялось на 20 милливольт вместе с плотностью электролита.

▍ Проверка резервной ёмкости


Далее разряжаем аккумулятор стабилизированным током 25 ампер до напряжения 10.5 вольт под нагрузкой.



Резервная ёмкость измеряется в минутах и означает время, которое автомобиль сможет проехать, расходуя энергию полностью заряженного аккумулятора при неисправности генератора или его выпрямителя.



Сегодняшний результат — 132,5 минут, что почти на шесть с половиной процента лучше, чем в 2021 году.



Ставим АКБ на заряд и ждём окончания.



▍ Делаем выводы


После 30 часов с момента отключения от зарядного устройства НРЦ поднялось ещё на десять милливольт по сравнению с предыдущим измерением и составило 12.87 В.



Показания тестера KW650 — 3.67 мОм и 751 А — упали по сравнению с предыдущим КТЦ почти на два с половиной процента. Однако ТХП всё-таки превышает паспортный на неполные 14%.

Три с половиной года назад динамика пускового тока после второго КТЦ была лучше. Наблюдался прирост на полпроцента, но это находится в пределах погрешности измерений, особенно с учётом температуры.



Исходя из проведённых экспериментов, мы можем с уверенностью считать, что качество аккумуляторных батарей АКОМ Реактор не упало за прошедшие годы, и их можно смело рекомендовать к приобретению.

Опытные данные предоставлены Аккумуляторщиком Виктором Vector.


© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (0)