Эффект полного погружения в игру достигается благодаря нескольким взаимозависимым элементам: сюжету, изображению, анимации и звуку. Связующим звеном между ними является фантазия игрока — непосредственного участника событий. Только в гармонии друг с другом все составляющие этой сложной системы обеспечивают целостное восприятие вселенной, сотворенной командой разработчиков.

Сегодня мы расскажем о том, как студия Plarium в городе Краснодаре создавала звуковое сопровождение проекта Vikings: War of Clans и музыку для официального синематик-трейлера игры.



Звуковое оформление Vikings: War of Clans


Ничем не нарушаемая тишина в игровом пространстве — свидетельство его неполноценности. Необходимо отдавать себе отчет в том, что музыкальные декорации в виде треков и звуков являются неотъемлемым реквизитом представления. В Vikings: War of Clans используются два сменяющих друг друга трека, предназначенных для карты города и карты мира. Кроме того, игра насчитывает около 150 звуков, сопровождающих получение наград, тренировку воинов, изучение знаний и многие другие процессы.

Работа над озвучкой, как правило, начинается еще на этапе пре-продакшна, когда разработчики создают прототип интерфейса, выбирают жанр игры, формируют визуальный стиль и общую атмосферу проекта. На этой стадии саунд-продюсер оценивает примерное количество необходимых звуков и саундтреков, определяет их концепцию.

При написании музыки для проекта Vikings: War of Clans была проделана колоссальная работа по поиску аутентичных мелодий, характерных для периода раннего средневековья и эпохи завоеваний викингов. Вместе с тем мы провели анализ уже выпущенных игр, фильмов, видеороликов и музыкальных произведений этой тематики, чтобы узнать, при помощи каких методов и подходов воплощали свои задумки другие специалисты и как это отразилось на качестве продукта. После столь тщательного исследования и погружения в культуру древних скандинавов было принято решение использовать их фольклорное наследие, а именно традиционную боевую песнь викингов. Мы сделали свою аранжировку этой мелодии: добавили новые инструменты, сохранив при этом характерный этнический звук.


Произведение Viking’s Soul не вошло в финальную версию игры. Визуальный стиль проекта не полностью отражает реалии выбранной эпохи и имеет оттенок фэнтези, а композиция, созданная по мотивам скандинавской баллады, не подчеркивала эти особенности и выбивалась из общей атмосферы сеттинга.

Одним из важных условий для музыкального оформления проекта является ненавязчивый характер треков, так как они повторяются на протяжении всей сессии и могут утомить игрока. Учитывая это, для карты города были написаны треки с легким налетом сказочности, которого мы добились с помощью волынки и щипковых инструментов. Выход на карту мира сопровождается более грозной музыкой с элементами марша и боевых барабанов — она настраивает игрока на будущие сражения и завоевания.

Полные версии треков вы можете послушать в официальной группе Vikings: War of Clans в VK или на канале YouTube.

Музыка для города:



Музыка для карты мира:



При выборе игровых звуков важно учитывать несколько факторов. Прежде всего, необходимо определить, какие действия будут акцентироваться с их помощью. Также звуки должны соответствовать ситуациям, предметам и процессам, которые они сопровождают. В Vikings: War of Clans звуки для зданий подбирались исходя из их функционала и внешнего вида. Порой на окончательный выбор тех или иных инструментов и эффектов мог повлиять даже цвет сооружения, ведь интуитивно мы ждем от него определенного звучания. Фиолетовый, например, требует загадочной и таинственной мелодии, а желтый ассоциируется с легкими и яркими мотивами.

Иногда технические нюансы накладывают некоторые ограничения на качество музыки. В нашем случае сложности возникли в связи с размером игры в магазинах приложений: мы не могли позволить себе излишества, а музыкальные файлы, как известно, занимают большой объем памяти. По этой причине они прошли оптимизацию и в самой игре используются в максимальном допустимом качестве с минимальными потерями.

Как могут убедиться игроки Vikings: War of Clans, музыка и звуки гармонично вписываются в сеттинг проекта и передают суть происходящего, будь то мирное строительство в стенах города или военные походы.

Звуковое сопровождение для синематик-трейлера


Создатели синематик-трейлера стремились сделать его очень эффектным и запоминающимся, так как он с первого просмотра должен произвести впечатление на зрителя. Как известно, звук значительно влияет на восприятие видеоряда, усиливая его воздействие на аудиторию, поэтому, в отличие от музыкального оформления игры, где использовались повторяющиеся мягкие и благородные мотивы, в ролике предпочтение было отдано ярким и сочным звукам.

Процесс создания музыки для официального трейлера Vikings: War of Clans состоял из тех же этапов, что и наполнение звуковым контентом самой игры. Работа началась уже на стадии пре-продакшна, когда стала известна тема и сценарий видеоролика. Параллельно с этим обсуждалась стилистика и характер музыки с режиссером трейлера. Затем, при появлении монтажного концепта и первых раскадровок, позволяющих отследить хронометраж и последовательность смены кадров, были определены основные акценты в видеоряде и подобран темпоритм. Результат этой работы мы совместили с видеоматериалом, чтобы выверить монтажные точки в соответствии с музыкой, после чего полученный звуковой скелет начал обрастать различными эффектами.

Стоит отметить, что на этом этапе принимается еще одно важное решение: какую функцию в ролике выполняет звук. Он может передавать атмосферу, переносить слушателя в определенную эпоху и местность или играть роль бэкграунда, подчеркивая происходящее в кадре. Также довольно часто в видео добавляют записанный голос диктора или актера, что усложняет восприятие ролика. В этом случае необходимо привести все эти элементы к гармонии, найти баланс и не перегрузить зрителя чрезмерным количеством информации.

Возвращаясь к нашему треку, можем сказать, что его первая версия была аутентичной и отсылала слушателей к народным мотивам древних скандинавов. Однако после финального монтажа синематик-трейлера стало ясно, что музыка получилась довольно монотонной, лишенной драйва. Тогда мы сделали весьма рискованный шаг: добавили в композицию энергичные гитарные риффы вместе с дабовыми барабанами. И это сработало. Совмещение этнической музыки с роковым и электронным звучанием привнесло в трек ту самую жесткость, которой славятся северные воины. Так была создана эклектичная симфония современных викингов.

Поскольку видеоряд трейлера построен по классическим законам драматургии, саундтрек должен следовать тем же канонам. Завязка сопровождается звучанием одного щипкового инструмента, на который по мере развития повествования наслаиваются новые — барабан, духовые инструменты и скрипка. Свист пущенной стрелы являет собой кульминацию сюжета и переносит нас из мира средневекового в мир современный — с мощным гитарным звуком и дабовыми битами. Финал остается открытым: эта недосказанность символизирует то, что приключения только начинаются, и приглашает зрителя присоединиться ко вселенной Vikings: War of Clans.


Изначально трек Battle Cry создавался исключительно для видеоролика, однако позже у нас появилась идея сделать его полную версию, которую можно послушать в VK или на YouTube. Композиция пришлась по нраву игрокам, и они оставили много положительных отзывов о ней на нашем канале.

Полный трек Battle Cry:


На создание треков в зависимости от их сложности уходило от четырех дней до двух недель. Одним из важных моментов в работе над музыкой как для игры, так и для видеоролика является ее окончательная шлифовка — процесс сведения. В это время выравнивается баланс частот и громкости, добавляются последние детали, чтобы каждому звуку нашлось место в музыкальной “мантии” и ни один из них не затерялся, не выбился из общей картины произведения.

Советы новичкам в сфере саунд-дизайна


Напоследок хочется сказать, что написание музыки и подбор звуков для проекта — творческая работа и не всегда можно уместить ее в рамки производственного процесса. Порой лучшие идеи приходят в самый неожиданный момент и действительно преображают произведение. Здесь важно прислушиваться к своей интуиции: если она подсказывает вам, что в композиции чего-то не хватает, скорее всего, так и есть. В этом случае разумно вернуться на несколько шагов назад и взглянуть на проблему с другой стороны. Чтобы трудности в работе не стали для вас непреодолимым препятствием, прислушайтесь к советам наших специалистов: они будут полезны тем, кто только начинает свое путешествие в незримый мир звука.

  • Получите знания о физике звука и элементарной теории музыки. Они позволят проводить собственные эксперименты и исследования, а также расширить понимание звука. Музыкальное образование дает значительные преимущества, но его отсутствие не должно вас останавливать: самообразование порой приносит большие плоды.

  • Изучайте программы и возможности “железа”, которым вы пользуетесь. Работа специалиста по звуку тесно связана со стремительно развивающимися технологиями: то, что было актуально несколько лет назад, сегодня может стать безнадежно устаревшим. Помните слова Льюиса Кэрролла о том, что необходимо “бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место, нужно бежать вдвое быстрее”.

  • Слушайте музыку различных жанров и направлений, анализируйте звуковое сопровождение качественных видеороликов, игр и фильмов, отмечайте удачные, на ваш взгляд, моменты.

  • Оттачивайте свои умения на практике: сочиняйте, переозвучивайте, записывайте, экспериментируйте. В этой сфере нельзя прочитать несколько пособий и сразу выдать хороший результат: только практика, подкрепленная теоретической базой, позволит вам создавать качественный звук.

  • При работе над проектом, независимо от того, выполняете ли вы частный заказ или состоите в штате компании, старайтесь создавать сразу несколько вариантов. Если по какой-то причине один из них не подойдет, у вас будут уже готовые наработки, с помощью которых вы получите нужный результат в короткие сроки. Однако, если изначально дано мало времени, сосредоточьтесь на одной или двух демозаписях.

Звуковое оформление, возможно, не является основополагающим фактором успешности проекта, но представляет собой ту самую деталь, которая способна связать все воедино и усилить эмоции от игрового процесса или просмотра видеоролика. Сложно вывести точную формулу для достижения хорошего результата, но одно можно сказать с уверенностью: если ваша музыка вызвала отклик в сердцах слушателей, вы все сделали правильно!
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (3)


  1. VaalKIA
    23.02.2017 14:20

    Видимо вы хотели субьективную оценку, о которой не спорят. Впечатление от саундтреков: плавные, но очень натянуто, когбуд-то там лишние звуки которые не складываются в мелодию никак, как гудки автомобиля через сквозь надетые наушники, я бы сказал — противоположность саундтрекам третьих героев.


  1. Prome_T
    23.02.2017 16:54

    Про звуки, в конечно итоге, в принципе ни слова. Саунд-дизайн и аранжировка саундтрека — абсолютно разные явление.
    Советы саунд-дизайнерам, кроме, разве что, пункта про несколько вариантов что-то из серии — «делайте красиво».


  1. Wild_ButcheR
    27.02.2017 13:56

    Villemann og Magnhild (Viking’s Soul) очень крута, хорошо передает дух викингов, лично я бы включил ее в игру. Местами звуковое сопровождение напоминает саундтреки из каких-то старых-добрых рпгшек, прям понастольгировал. В целом, все композиции отлично звучат. Хорошая работа!