Классика маркетинга — девушка и товар. Первоисточник неизвестен — магазины копируют это фото друг у друга.
Необходимый дисклеймер
Я не связан ни с каким производителем или продавцом моноколес, не рекламирую никакие из упоминающихся ниже моделей, фирм-производителей или фирм-продавцов и излагаю исключительно свое мнение, базирующееся на собственном опыте и информации с профильных форумов и сайтов. Являясь энтузиастом моноколес как вида транспорта, я хочу, чтобы количество их владельцев увеличивалось, а опыт эксплуатации был как можно более позитивным.
Максимальная скорость
Один из самых очевидных и важных параметров — максимальная скорость — содержит в себе сразу несколько подводных камней для неопытного покупателя. Прежде всего, максимальных скоростей у одного моноколеса как минимум три. Первая — максимальная безопасная скорость. При ее превышении колесо начинает издавать звуковые сигналы и наклонять горизонт педалей так, что носок оказывается выше пятки (в устоявшейся терминологии «поднимать педали»). Звуковые и тактильные сигналы говорят пользователю, что дальше разгоняться опасно. Но из-за физики поддержания равновесия колесо не может тормозить принудительно, потому что тогда оно сразу сбросит ездока. Поэтому колесо можно переупрямить и разгоняться дальше, не обращая внимания на предупреждения. Затем, в какой-то внезапный и неприятный момент наступит скорость потери равновесия. На ней колесу не хватит мощности, чтобы постоянно подъезжать под ездока, и оно его сбросит. Точный момент потери равновесия заранее предсказать нельзя — его вызывают случайные кочки, ускорения или другие нагрузки. Ну и, наконец, если поднять моноколесо в воздух и наклонить, оно начнет разгоняться без нагрузки. В какой-то момент система управления прекратит разгон, выдаст звуковой сигнал и остановит колесо. Эта скорость называется скоростью отсечки.
На практике, максимальная безопасная скорость находится в диапазоне от 12 км/ч для очень слабых колес до 35-40 км/ч. Эта скорость также зависит от заряда батареи. Когда батарея разряжена, она не может выдать полную мощность, и система управления снижает максимальную безопасную скорость, например, в два раза. Кроме этого, иногда эту скорость программно ограничивают на первых километрах пробега колеса, или ее максимально возможное значение нужно отдельно разблокировать. Ну и, наконец, ее, как правило, можно вручную ограничить в приложении для смартфона, которое соединяется с колесом.
Скорость потери равновесия на практике проверяют отдельные сорви-головы, разгоняясь до тех пор, пока колесо их не сбросит. Для колес с мощными моторами и большими батареями были достигнуты скорости в районе 50 км/ч, но дело это весьма нездоровое, неточное, и в реальности эту скорость в характеристиках колеса не указывают.
Ну и, наконец, скорость отсечки, которая достигла окрестностей 60 км/ч, иногда указывают производители. Но она не имеет практического смысла.
Вывод: Большинство продавцов адекватны и в характеристиках колес указывают максимальную безопасную скорость. Обычно эти цифры правдивы. Только очень старые или слабые колеса (как правило, ноунейм) не смогут разогнаться до заявленной скорости. Но если вы видите максимальную скорость в районе 60 км/ч, то вас пытаются дезинформировать, показывая оторванную от реальной езды характеристику.
Запас хода
Еще один очень важный параметр — сколько можно проехать на одном заряде батареи. И здесь часть информации формально правильна, но только для специфических условий, а некоторые особенности прямо не упоминаются. В характеристиках магазинов и производителей запас хода часто указывается большим, чем емкость батарей в ватт*часах, деленная на 10. Т.е. для колеса с батареей 170 Вт*ч могут написать запас хода в 20 или даже 25 км. Такой пробег физически возможен, но только для легкого ездока до 60 кг веса и медленной езды по ровной хорошей дороге в теплую погоду. Тяжелый райдер, быстрая езда в городском цикле с частыми остановками и разгонами, подъемами и спусками, прохладная погода — все эти факторы будут снижать максимальный пробег. В реальности правильнее использовать коэффициент в районе 0,07, т.е. на колесе с батареей 680 Вт*ч можно будет проехать примерно 48 км. Также система управления моноколеса снижает максимальную безопасную скорость, когда батарея разряжается до примерно трети (в разных моделях по-разному). Это — логичная и правильная забота о нашей безопасности, потому что разряженная батарея не сможет выдать полную мощность, но комфорт езды на последних километрах теряется. Ну и, наконец, со временем аккумуляторы будут терять емкость, и запас хода будет снижаться еще больше. Лично я, не имея практического опыта и не доверяя «китайским ваттам», делил емкость батареи вообще на 20. Это очень консервативная оценка, но даже в холодную погоду у меня оставалась как раз треть батареи 680 Вт*ч после дороги на работу и обратно в ~30 км.
Вывод: Цифры запаса хода в магазинах везде указаны для легких китайцев, которые будут кататься по тропическому острову Хайнань. При выборе подходящей вам батареи лучше используйте коэффициент 0,07*емкость батареи в Вт*ч и округляйте в меньшую сторону. Если вы хотите получить максимальную точность, можете воспользоваться онлайн-калькулятором. Там же можно оценить влияние разных факторов на запас хода.
Мощность
На что влияет мощность двигателя моноколеса? Главным образом, на безопасность и удобство езды. Мощное колесо не сбросит ездока на случайной кочке, может резко ускоряться и тормозить, без проблем заедет на крутой подъем или даже по пандусу подземного перехода. Кроме этого, мощное колесо может разогнаться до большей скорости, но здесь надо знать меру, чтобы не уменьшить безопасность езды — падать с вдвое большей скорости в четыре раза больнее, потому что кинетическая энергия пропорциональна квадрату скорости. В вопросе мощности моноколес до недавнего времени можно было свободно заниматься спекуляциями: на корпусе мотора производитель мог написать любую мощность, а хороших методик измерения мощности колеса не было. Без специальных стендов и приборов можно было оценить мощность колеса на глаз, пытаясь его «продавить» — наклонить стоящее колесо, чтобы мотор пытался его разогнать. Плохие колеса от такого теста сгорали, слабые — наклонялись и отключались. Но современные колеса достигли такой мощности, что их часто уже нельзя было продавить. Ситуацию дополнительно запутывал тот факт, что мощности в данном случае как минимум два вида — максимальная (установившийся режим) и пиковая (очень кратковременные нагрузки). Был нужен более серьезный тест. И из всех придуманных вариантов на сегодня лучший методологический подход оказался у российской компании — продавца моноколес EcoDrift — они стали арендовать динамометрический стенд для мотоциклов. У такого решения нашлись недостатки, главным из которых оказался слишком тяжелый барабан-нагрузка. На испытуемых колесах начали гореть предохранители. Но, по крайней мере, множество разных моноколес оказались в одинаковых испытательных условиях с возможностью регистрации численных параметров. Полная версия доступна по ссылке, здесь — сокращенный пересказ.
Процесс тестирования моноколеса на диностенде. Колесо наклоняют, чтобы оно раскручивало барабан. Свисающие провода — дополнительный логгер. Фото: EcoDrift
В сегменте дешевых колес ситуация была печальной, но, увы, достаточно ожидаемой. Самое дешевое из всех найденных колес, купленное на Avito, сгорело на скорости всего 2 км/ч. Моноколесо неизвестной никому фирмы EYU с батареей 174 Вт*ч смогло выдать только 500 Вт мощности, что может создать проблемы даже при катании на нем ребенка. А самая дешевая модель известной и уважаемой фирмы Kingsong, KS-14B с батареей 174 Вт*ч, показала 1,1 кВт мощности. Похоже, что эта модель — минимально адекватная для взрослого человека, все, что дешевле, уже вряд ли обрадует покупателя.
Источник: EcoDrift
В следующую группу свели моноколеса диаметром 14 дюймов с батареями ~340 Вт*ч. Этот сегмент очень популярен, потому что ~24 км пробега (с коэффициентом 0,07 выше) на один заряд батареи хватит очень многим, да и цена здесь еще невысока. На графике нет Kingsong KS-14C 340 Вт*ч, результат аналогичен Gotway MCM4. За исключением IPS Zero колеса показали похожие характеристики, мощность не будет решающим фактором при выборе.
Источник: EcoDrift
У модели KS-14C есть еще вариант с батареей 680 Вт*ч, дополнительная емкость батареи позволила показать несколько большую мощность в 1,9 кВт.
Еще одна группа — моноколеса диаметром 16 дюймов. Если отбросить ноунеймы и устаревшие модели, то останутся Kingsong KS-16 с батареями разной емкости (на графике варианты с 340 Вт*ч и 840 Вт*ч), новинка осени-2016 Inmotion V8 и Gotway ACM. Графики на стенде оказались удивительно похожими, и ни одна модель по мощности не имеет критичного преимущества.
Источник: EcoDrift
Ну и последний сегмент — моноколеса диаметром 18 дюймов. Достойных кандидатов всего два — это Kingsong KS-18 и Gotway MSuper V3. По мощности однозначным победителем является модификация MSuper V3+ с огромной батареей 1600 Вт*ч и увеличенным до 84 вольт рабочим напряжением. Но ничего не бывает даром — эта модель одна из самых дорогих и тяжелых.
Источник: EcoDrift
Любопытно, что заводские модели моноколес не реализуют полностью свой потенциал, потому что производители ставят не самые мощные (зато более дешевые) батареи. На литий-железо-фосфатных аккумуляторах мощность такого же моноколеса (оба — Gotway ACM) заметно выросла.
Источник: EcoDrift
Ну и, наконец, тестовый стенд развеял мифы, которые нагнетались вокруг колес Solowheel. Именно с них началась история современных моноколес в 2011 году, но сейчас, шесть лет спустя, китайские производители их обогнали. На форумах долгое время не утихали споры по поводу якобы огромной мощности 18-дюймовой модели Extreme, но стендовые испытания поставили на этих разговорах жирную точку — с батареей меньше 200 Вт*ч чуда не случилось, и Solowheel Extreme показал всего лишь 1,3 кВт мощности. Еще одна модель, Kingsong KS-14D, вышла после публикации графика 14 дюймовых колес, и ее результаты добавили сюда.
Источник: EcoDrift
Вывод: Самые дешевые модели мощными быть не могут, а среди лидеров рынка мощность, как правило, не является самым важным фактором выбора.
Небольшой ликбез по производителям
На моноколесный рынок действуют два фактора. С одной стороны, концепт идеального моноколеса еще не устоялся, появляются новые идеи и технические решения. С другой стороны, бизнес пока что является не особо прибыльным, фирмы могут переходить на другие устройства или банкротиться. В результате модели 2015 года и старше уже морально устарели, а недобросовестные продавцы могут сбывать неликвидные запасы, подавая их как современные модели. На весну 2017 года лидерами моноколесного рынка являются три фирмы — (по алфавиту) Gotway, Inmotion, Kingsong. Другие производители заметно отстают от «большой тройки». Airwheel застрял в дизайне копий Solowheel (с чего начинали практически все китайские производители). Российские дистрибьюторы весной 2016 года расщедрились на рекламу у Варламова, но уже тогда было много моделей с заметно лучшими характеристиками. У Firewheel еще в конце 2015 стало резко падать качество, и сейчас производитель фактически забыт. IPS, как оказалось, завышал мощность своих моторов, и уже давно не выпускает новых моделей. Говорят, что-то новое готовится, но пока нет более конкретной информации.
Ninebot сделал законодателя мод и самое красивое моноколесо 2015 года, но потом переключился на сегвеи и мини-сегвеи. Получилась забавная цепочка — создателя оригинального сегвея, фирму Segway купил Ninebot, а крупным инвестором Ninebot в свою очередь является Xiaomi. Дела у Ninebot вроде бы идут неплохо, но моноколеса ей, похоже, больше не интересны. Rockwheel когда-то делала интересные модели, но сейчас находится на грани банкротства. В начале 2017 они выпустили новое колесо, но к нему есть большое количество претензий по дизайну, конструкции, безопасности и надежности, и я однозначно не буду рекомендовать его новичкам.
У лидеров рынка актуальны следующие модели:
Gotway
Слева направо: Luffy, MCM4, ACM, MSuper V3, Monster
На сегодняшний день фирма отличается самым большим выбором диаметров моноколес. 10'' Luffy, появившийся совсем недавно, проверяет востребованность сегмента очень компактных моноколес. 14'' MCM4 смотрится морально устаревшим без встроенной выдвижной ручки и фары, но ездить на нем можно. 16'' ACM отличается угловатым дизайном и, опять же, отсутствием встроенной выдвижной ручки (не подумайте, что я придираюсь, такие ручки очень удобны, а привинченные вручную портят вид). 18'' MSuper V3 появился осенью 2016 и является, наверное, лучшим моноколесом диаметром 18 дюймов. Но за скорость, мощность и запас хода приходится расплачиваться размерами, весом и ценой. Ну и, наконец, 22'' Monster опытно проверяет, насколько большим может быть моноколесо, не потеряв при этом практичность.
Inmotion
Слева направо: V5, V8
Inmotion, наоборот, делает моноколеса всего в двух диаметрах, но, благодаря очень симпатичному дизайну и хорошим характеристикам, они пользуются популярностью. Особенностью этой фирмы являются кнопки выключения колеса под ручкой, чтобы оно не раскручивалось на весу. У 14'' V5 с модификациями (V5+, V5F, V5F+), наверное, самый главный недостаток — отсутствие версий с большими батареями. А 16'' V8, появившийся осенью, получился очень легким, симпатичным, но сменная батарея, на мой взгляд, не особо полезная идея, и версий с большими батареями, опять же, нет.
Kingsong
Слева направо: KS-14C, KS-16A, KS-14D, KS-18
Kingsong отличается достаточно самобытным дизайном и обязательным наличием колонок в моноколесе. Не сказать, что это очень важная функция, но здесь не надо приобретать отдельную Bluetooth-колонку, а кататься по тихому парку под атмосферную музыку может быть очень приятно. 14'' KS-14B и C являются, наверное, самыми бюджетными колесами, есть версия с большой батареей 680 Вт*ч, разве что выдвижную ручку придется «колхозить» самостоятельно. В 16'' модели KS-16A был реализован, на мой взгляд, самый эргономичный дизайн — одна диагональная выдвижная ручка проходит через центр тяжести, и за нее можно как поднимать, так и катить колесо (у MSuper V3 и V8 ручек две). Это же решение повторено в свежей модели KS-14D, появившейся в России в начале 2017. Ну и, наконец, 18'' KS-18 высокое настолько, что в комплекте идет сиденье, и можно при желании ехать не только стоя, но и сидя.
Выбор моноколеса
Самый рациональный способ определиться с выбором моноколеса — выписать свои пожелания и ограничения, и уже на их основании искать подходящие варианты. Сколько денег вы готовы максимально потратить? Какой пробег будет у вас между зарядками (обычно на один день, если вы не готовы заряжать колесо, например, на работе)? Есть ли какой-то особенно нравящийся, нужный или нежелательный функционал (кто-то может ненавидеть светодиодные ленты по бокам или обожать музыку)? Выбор достаточно широкий, можно найти то, что вам больше всего понравится. Также полезно поискать моноколесников в вашем городе (а в крупных городах они уже наверняка есть) — они могут поделиться опытом, оценить ход ваших рассуждений, показать свои колеса и сильно ускорить обучение езде. Ну а если в реале встретиться не получится, то в Рунете самое большое сообщество энтузиастов моноколес обитает на форуме электротранспорта.
Заключение
Моноколесо — очень компактный вид транспорта, который поместится в любой автобус, может ехать в среднем быстрее велосипеда, не нуждается в велопарковках (поэтому его оттуда не украдут), требует минимум технического обслуживания, на один километр тратит электроэнергии на три копейки и управляется положением тела так, что возникает ощущение, будто ты паришь над землей силой мысли. Сочетание таких характеристик, на мой взгляд — однозначная заявка на то, чтобы моноколесо стало транспортом будущего.
Комментарии (101)
zorbi
17.03.2017 09:58а собаки как на них реагируют?
как на велосипедистов или поспокоинее?lozga
17.03.2017 10:04По-разному. Обычно равнодушно, но иногда бросаются. Мне пока попадались на поводках, еще больше снижал скорость и объезжал.
impetus
17.03.2017 13:11УЗ-отпугивалку надо прям в колесо вставлять — копеечная в общем будет добавка. (таскаю такой девайс в кармане — у меня давняя проблема с собаками — им моя «буратинистая» походка сильно не нравится. Вот как завёл себе что-то карманное «все вдруг стали очень вежливы со мной» — доволен как слон: собаку как выключают — она, ещё секунду назад летевшая к мне с лаем — как забывает вмиг, что её от меня надо, типа «а чего это я тут делаю? А! — травку нюхаю» Особо эффектно было раз как стая — в обход пошла мимо, вот просто как круг невидимым мелом им прочертили. (хотя с тех пор задуался о надёжнаоти и самой тпугивалки и её батарейки, но это было пару лет назад один раз за городом)
BigBeaver
17.03.2017 13:16+1А ссылками не поделитесь?
impetus
17.03.2017 14:55Хм... брал наугад. Очень сложно добиться от продавцов объяснения как она действует, в смысле как выглядит действие. Потому что никак не выглядит — собака бежала к вам — и вот она «просто мимо пробегает» по своим собачьим делам, ближе ~пяти метров не приближаясь, без каких-либо внешних проявлений.
vconst
17.03.2017 15:01+1А что там объяснять? Уши собак чувствительны к ультразвуку, а человека — нет. С точки зрения человека — это сложно определяемые высокочастотные колебания воздуха, а с точки зрения собаки — как паровозная сирена. Естественно им это неприятно, вы бы тоже отошли подальше, если бы мимо вас шел человек с сиреной в кармане.
qwertyqwerty
17.03.2017 21:41Мы в школе развлекались над одноклассниками, такой штукой:
Заголовок спойлераBigBeaver
17.03.2017 15:24Гуглить я умею, спасибо) Просто, очень впечатлило ваше описание.
Bigdoc
17.03.2017 15:59+2Да, хотелось бы ссылку на конкретную модель. А то моделей много, отзывов еще больше. Многие судя по всему вообще не работают.
Celtis
17.03.2017 16:23+1Тема заинтересовала.
На ютюбе нашел множество роликов, показывающих работу устройств в полевых условиях.
Для себя сделал такие выводы:
- Нельзя надеяться на это устройство как на стопроцентную защиту — одно и то же устройство срабатывает далеко не всегда. Т.е. переть в наглую на свору не стоит(в этом случае может сработать именно ваша уверенность в себе, а не устройство).
- Лучше всего действует на агрессивных / с неустойчивой психикой. Если за вами увяжется свора брехливой мелочи, норовящей вцепиться в пятку, с высокой вероятностью удастся отпугнуть.
- Крупные, спокойные, сонные и старые собаки(равно как и остальная живность) не реагируют вовсе.
impetus
18.03.2017 18:23+1ответил ниже, прошу прощения, думал спрашивают про «вообще».
Мелкий-мелкий истеричный карманный пёсик как-то — как на стену натыкался, на дыбы вставал а преодолеть не мог. А с метра — как пинком его снизу били — кульбитом назад отскакивал. (Заодно и с хозяином на бегу нейтрально разошлись без взаимных претензий).
(Я их не продаю и никак с фирмой не связан, если кому-то покажется рекламой — это вам показалось)
impetus
18.03.2017 18:10ок, прошу прощения, просто я действительно брал наугад и срочно.
Вот этот: http://www.tayfyn.ru/ultrazvukovoj-otpugivatel-sobak-tajfun-ls-300/
только у меня этикетка синий фон а не красный.
(ну и сайт там… мда)
trapwalker
17.03.2017 10:22+5Смотря какая мощность и емкость аккумулятора. При некоторых параметрах люто-бешено завидуют.
Isfandiar
17.03.2017 10:09Такой вопрос, а «внедорожные» моноколёса бывают? Ну или хотя бы с возможностью передвижения по хорошей сухой грунтовке и/или угробленному тротуару.
lozga
17.03.2017 10:20+1По хорошей сухой грунтовке проедут все колеса от 14 дюймов. Посмотрите, как на KS-14D едут по плохой грунтовке.
Isfandiar
17.03.2017 10:29А как-то зацепить к такому колесу сумку с колёсиками можно? Таскать по маркету корзинку-то можно, а вот по выходу же надо куда-то перегрузиться. Тогда вообще идеальный транспорт для «большого шопинга».
lozga
17.03.2017 11:08В супермаркете колесо едет рядом или лежит в тележке. А снаружи все купленное — в рюкзак.
SexySvin
17.03.2017 10:25У нас в городе сплошние подъемы-спуски. Я так понимаю про такой девайс можно забыть.
lozga
17.03.2017 10:33На холмах моноколесо ведет себя прекрасно. Если вы имели в виду бордюры, то да, они мешают. Но на 14'' можно научиться запрыгивать на них, а большие диаметры могут заехать на не очень высокие накатом.
AlexBakker
17.03.2017 10:28А почему не получится просто попробовать? Есть же в парках прокаты. Или на учебу потребуется очень много времени?
lozga
17.03.2017 10:30Учиться надо от нескольких минут до нескольких часов. Я, например, учился сам и неправильно, у меня ушла неделя по часу-полтора. И в прокатах моноколеса пока редкость. Но если есть возможность, желание и терпение, это отличный вариант.
kolemik
17.03.2017 14:13вот да, с учёбой тяжко. но вот странно, если никакого спортивного опыта не было, то люди учатся быстрей. А вот даже просто ведущие активный образ жизни, потипу меня — сразу сложности, недоверие бездушному механизму, который сам что-то там контролирует.
Zenitchik
17.03.2017 17:53Т.е. недоверие программисту, который разрабатывал его прошивку?
kolemik
17.03.2017 18:15ну вот взять любой спортивный снаряд — лыжи, велосипед, каяк. ни один никаких самостоятельных действий не предпринимает. лыжи едут, вел катится, каяк плывёт. то есть всё управление на пользователе. а тут, понимашь, оно само чегой-то там подлаживает и подстраивает. организм тяжело уговорить просто расслабиться и получать удовольствие — постоянно хотелось зажать колесо покрепче, учебный ремень этот натянуть посильней, ну и всё такое. как только расслабился — всё поехало.
impetus
18.03.2017 18:29Ну напр. яхта класса «470» — ещё как едет «сама» и собственным поведением обладает — ого-го, как-то пустую убежавшую (в почти штиль) по водохранилищу пыталсь на большой яхте догнать — так она сама в лавировку шла круче опытного экипажа. (правда научиться на ней ходить — как серф + горные лыжи + велик наверное)
lavmax
17.03.2017 10:28+2Определенно лучший обзор чего бы то ни было, что я читал за последнее время!
выдать только 500 Вт мощности, что может создать проблемы даже при катании на нем ребенка
Не пойму. 500 Вт велосипед — отлично. 250 Вт двухколесный гироскутер — великолепно. Но 500 Вт моноколесо — проблемы. Почему, можете пояснить?
lozga
17.03.2017 10:38Спасибо.
Эти 500 Вт на стенде, номинальная для мотора 350 Вт скорее всего (они стандартные для очень дешевых колес). А не хватает, потому что тут надо держать равновесие. По встроенному логгеру у меня при въезде на бордюр мощность подпрыгивала где-то до 2 кВт (Эти данные тоже с ошибкой, напрямую сравнивать нельзя, привожу просто для примера). Подъем в горку на 20-25 км/ч — примерно 1,6-1,8 кВт.
Isfandiar
17.03.2017 10:38Гироскутер — это почти исключительно парковая игрушка и для больших забегов не предназначена (да, исключения есть, но там и мощности куда выше 250 Вт)
Велосипед — обладает педалями, плюс есть ограничения в ПДД. К тому же мотор-колесо у велосипеда обычно выполняет просто функцию дополнения педалей.
Моноколесо же — это плюс-минус уже каждодневный транспорт по маршруту дом-работа, а тут уже немного иные требования.
PS ГИБДД признаёт гироскутеры, моноколёса и электросамокаты ПЕШЕХОДАМИ.
StjarnornasFred
17.03.2017 11:19+5Потому что велосипед не нуждается в продольной стабилизации. В случае велосипеда (а также мотоцикла, автомобиля и т. д. — без разницы) мощность двигателя влияет на максимальную скорость, резвость разгона и грузоподъёмность: маломощный велосипед просто будет медленнее ехать, и всё. В случае с моноколесом — двигатель обеспечивает его устойчивость. Грубо говоря: вы наклоняетесь вперёд, пытаясь упасть с колеса, а оно не даёт и подъезжает под вас, вот именно так оно и работает. Если мощности не хватит — вы с него ё (предварительно разогнавшись до 20-30-40 километров). Если на пути возникает кочка — колесо резко поднимает мощность и «вытягивает», но если этой самой мощности уже впритык и запаса нет — оно вытянуть не сможет и вы с него ё. Поэтому на поднятых педалях гонять нежелательно.
Wizard_of_light
17.03.2017 20:53+4Простая физика же. Представьте — я вешу 75 кг, колесо 15 кг, я качусь с ветерком со скоростью 5 м/с по гладкому асфальту, и тут мне попадается под колесо двухсантиметровый камешек. Велосипед слегка подпрыгнет и немного притормозит, но колесо тормозить не может, оно должно пройти препятствие не снижая скорости, иначе мне придётся тормозить собственным носом. Если колесо у меня 14 дюймов~35 см, колесо пройдёт примерно 8 см до вершины этого камешка, то есть за 0,08/5 секунды оно должно поднять 90 кг суммарного веса на 2 см и затратить на это 10*0,02*90 = 18 джоулей. Так что мотору колеса нужно внезапно выдать 18*5/0,08 = 1125 Вт полезной мощности, а если у него столько нет, то асфальт внезапно перестаёт быть нашим другом.
Markscheider
17.03.2017 11:04+1Много годных умных слов, спасибо! :)
А про гироскутеры вам можно вопрос задать? Планируется покупать детский (6 лет), исключительно как недорогую игрушку (т.е. длинных пробегов не будет). Но при этом не хочется совсем уж скатиться в китайщину. По брендам, заслуживающим доверия, сориентируете?lozga
17.03.2017 11:12В гироскутерах я не разбираюсь, увы. Единственное, что могу посоветовать — профильный подфорум на Электротранспорте.
WaveCut
24.03.2017 13:46больше всего меня пугает в гироскутерах два независимых набора привод-гироскоп и опасности связанные с этим, например, одним колесом наехать на поребрик, как следствие излишнее давление на носок, ускорение этого колеса, разворот девайса, падение боком или затылком. Страшно.
Smbdy_kiev
17.03.2017 11:05+1Меня в этих всех девайсах больше всего интересует здоровье. Сигвей, моноколесо….Проблема в том, что человек на этих устройствах стоит. Интуитивно догадываюсь, что это не слишком полезно, т.к. я стоя устаю намного быстрее, чем в процессе ходьбы. Единственное, на мой интуитивный взгляд, оправдание в данном случае — необходима работа мышц для поддержания равновесия. У кого какой опыт?
spax555
17.03.2017 11:56Некоторые в метро часами стоят и ничего.
Smbdy_kiev
17.03.2017 12:26+4Не стоят, а переминаются с ноги на ногу, переходят по пересадочным станциям. И всё равно позвоночник к концу часа уже устаёт (ноет). Может, это только у меня — я не знаю. Но то, что стоять тяжеле, чем идти, это уже наверняка. Я не сторонник надевания фольговой шапочки вблизи микроволновки, но всё же интересен именно этот аспект в пользовании подобных девайсов.
LynXzp
19.03.2017 23:14-2Утверждать не могу, но раз нет другого ответа мое предположение.На моноколесе когда начинают ехать одна нога в воздухе находится (которая только от земли оторвалась), а второй вполне управляется. Так же можно найти видео где на них ездят стоя на одной ноге, при этом поворачивая и т.п. Исходя из этого могу предположить что переминаться с ноги на ногу можно будет.
sergku1213
17.03.2017 12:29Да, нехорошо, особенно при ряде условий. Возраст, вес, сидячая работа. Не зря многие из великих программистов работают на ходу: к компьютеру приторочена беговая дорожка. При стоянии — ухудшается циркуляция жидкости в ногах — начинают отекать, в результате начинают портиться клапаны в сосудах, снижающие нагрузку, потом — варикоз. Но там вообще-то не настолько спокойное стояние — все равно есть маленько движения
lozga
18.03.2017 08:26Насколько я помню, стоять вредно часами без отдыха. А здесь будет скорее легкая нагрузка, более полезная, чем сидеть всю дорогу. Meklon?
Meklon
18.03.2017 19:47Я не ездил на таких ни разу. Мне трудно оценить тип нагрузки. Если после поездки ничего не ноет, нет желания размяться от вынужденной позы, то, вероятно, все нормально.
WaveCut
23.03.2017 14:32Точно так же переминаешься с ноги на ногу. Ну и никто не заставляет вас три часа подряд ехать на нем.
Иногда полезно слезть и перейти переход пешком, чтобы размять.
Ну и встроенные и прицепные ручки этому способствуют, включенное колесо само катится вперед при минимальном наклоне ручки, и даже заезжает на поребрики и в горку вместе с пешеходом — прелести самобалансирования.
Shaco
17.03.2017 12:03Давно поглядываю, но интересует вопрос с травмоопасностью этого вида транспорта. Интуитивно кажется, что падать с него приходится регулярно, в отличие от велосипеда. Или нет?
lozga
17.03.2017 12:22+1Зависит от человека, у меня за прошлый сезон 3 падения на 1000 км, ну и несколько еще зимой, но это можно считать экстремальными условиями. Роллерная защита окупилась, сохранив одежду от повреждений, я ее обязательно советую.
sergku1213
17.03.2017 12:30+2Да, кости заживут сами как-нибудь, а одежда в огороде не растет 8)), покупать надо.
WaveCut
24.03.2017 13:43+1Обратная позиция. Одежду можно купить, а вот травмированный сустав это артрит в старости… ЗАщита нужна :)
Zinkalla
17.03.2017 12:22+2Kingsong отличается достаточно самобытным дизайном и обязательным наличием колонок в моноколесе. Не сказать, что это очень важная функция, но здесь не надо приобретать отдельную Bluetooth-колонку, а кататься по тихому парку под атмосферную музыку может быть очень приятно.
Ага, побольше таких людей в «тихом» парке.
vconst
17.03.2017 12:24+1А как на счет — купить хорошее колесо с небольшой батареей, а потом самому наколхозить из недорогих банок на али?
lozga
17.03.2017 12:44А куда вы их поставите? В колесе места нет, либо обвешивать сверху, либо рюкзак с проводом. Оба решения так себе. Плюс, требуются прямые руки сварить батарею, поставить BMS.
vconst
17.03.2017 12:48А хоть бы и в рюкзак, я бы предпочел легкое колесо и 2-3 кг батарей в велорюкзаке. Спину не оттягивает, а кататься можно дольше.
lozga
17.03.2017 13:09На мой взгляд неудобства перевешивают. Ну будет у вас колесо весить 17 кг а не 15, это не страшно.
vconst
17.03.2017 13:10+1А сколько там аккумуляторы весят? Вы везде упираете на то, что колесо весит всего 10-12 кг, а тут, внезапно, 17. Колесо весом 17 кг я бы точно не купил, у меня велик меньше весит.
lozga
17.03.2017 14:21Если очень грубо, 340 Вт*ч — 1 кг. А самое тяжелое в колесе — мотор. 14'' весят 11-16 кг, 16'' — 14-17 кг, 18'' — 19-22 кг где-то. У меня 17 кг модель, живу на 4 этаже без лифта, спортом не увлекаюсь, таскать проблем нет.
vconst
17.03.2017 14:40Так сколько весят конкретно аккумуляторы из этих 17? Это не ясно.
Простой велик весит килограмм 12, и этот вес приходится носить занимаясь с его помощью физической активностью, это логично и нормально. Таскать почти 20 кило самоходного средства, которое никакой физической активности не подразумевает — для меня дико. Непривычно это осознавать…lozga
18.03.2017 08:31+1Примерно 1-3 кг и весят. И вы его таскаете разве что по лестницам, потому что все остальное время либо едете либо ведете за ручку.
ivanovlev
20.03.2017 13:07Первые редукторные модели роквила (12" и 16") весили 8.9 и 10кг сооотвественно
Aquilo
17.03.2017 12:42Насколько реально ездить на работу и обратно на 17км (пешеходный маршрут яндекс карт). Сильно устанешь?
amarao
17.03.2017 14:55+2Не указаны две важные потребительские характеристики:
1) Как мыть (включая вопрос водо-электрической безопасности)
2) Как заряжать без участия пожарных (включая модели после небольших аварий/столкновений)
До кучи: как оно ломается и как его чинить.ZetaTetra
17.03.2017 18:153 года катаюсь на Ninebot One C+
1) Как мыть (включая вопрос водо-электрической безопасности)
Раза 4 мыл в ванной под душем да и по лужам хорошо катается.
До кучи, пластик выдерживает чистку уайтспиритом.
2) Как заряжать без участия пожарных (включая модели после небольших аварий/столкновений)
Проблем с зарядкой после падений не возникало, несмотря на то, что батарея всё-ж чуток в корпусе болтается.
До кучи: как оно ломается и как его чинить.
Увы, тут я бессилен. Только камеру менял в начале 2016.
А по поводу влагобезопасности — согласен, для меня этот показатель в приоритете, ибо не на экваторе живём…
Zenitchik
17.03.2017 18:38Как заряжать без участия пожарных
Так же, как любой другой электротранспорт или, скажем, страйкбольный аккумулятор.amarao
17.03.2017 18:47У меня нет «другого электротраспорта», а страйкбольный эквип выдают на полигоне (и он с баллонами газа). Даже если у меня будет электротранспорт, то он не будет вноситься в квартиру, а будет стоять на парковке.
Так что вопрос вполне себе свежий и новый. Что делать, если загорелся литий-ионный аккумулятор на 900Вт*ч?Zenitchik
17.03.2017 20:45+2страйкбольный эквип выдают на полигоне
Чего? Вы про какой-то другой страйкбол говорите. В том, в который я играю — у всех всё своё.
(и он с баллонами газа).
Что такое ВВД — я знаю, и с ЭПО не путаю.
Что делать, если загорелся литий-ионный аккумулятор
Расписаться в собственной безрукости и безголовости. Не надо зарядником для свинцовых его заряжать.
Чтобы этого не происходило, надо заряжать его зарядным устройством, предназначенным для заряжания соответствующего типа аккумулятора.
lozga
18.03.2017 09:43+11. Главное — не ронять в лужу набок. Мотор пока нельзя сделать гидроизолированным. Дождь обычно держат, и мелкие лужи. Я на всякий случай возил пакет, чтобы накрыть сверху в случае сильного дождя, пока не пригодился. Моют колесо в ванной, наклоняя, чтобы колесо крутилось, и поливая покрышку из душа. Но, если дороги не обрабатывают едкой гадостью, то необходимость в мытье падает. Я пока еще ни разу не мыл.
2. Пока не было случая серьезного повреждения батарей, даже если раскалывался корпус. Случай пожара на зарядке пока один, и там человек разобрал батарею, и, не собрав нормально, съездил в магазин, в общем, вопиющее нарушение условий эксплуатации.
3. Ломается по-разному. Сгоревший предохранитель или проколотую камеру можно менять самому, сгоревший контроллер или сломавшуюся педаль — менять на новые самому или в сервисе. Двигатель и батареи ломаются редко.
unwrecker
17.03.2017 15:33+4А мне вот купить перехотелось, когда узнал что нормальный вариант будет стоит не меньше 40 т.р.
Contriver
18.03.2017 09:38-1Правильно не нужно оно, а то писать понятно от руки работающие с компьютером уже разучились, остаётся потерять навык ходить и приобрести лишний вес.
Хотя с нашими дорогами нам это ещё долго не грозит, особенно за МКАД.
ivansmith
18.03.2017 19:08Пользуясь случаем, хочу уточнить, так как никогда не ездил.
Все таки по поводу внедорожных свойств, на сколько реально ездить по гравике или по дорогам без покрытия?
Есть ли «злая» резина на них и нужна ли она? И какой размер колеса подойдет лучше? (наверно это тот случай, когда чкм больше, тем лучше)
Есть ли в комплекте с колесом автомобильная зарядка? Если да, то засколько полностью зарядит?
Думаю использовать в поездках по Монголии, разведка направлений, радиальные маршруты… Километров 10 в одну сторону было бы идеально…lozga
18.03.2017 21:34Если покрытие твердое, ехать можно. В мягкий песок или снег будет закапываться, буксовать и сбрасывать. С гравийной дорогой сложно сказать, скорее всего ехать будет можно, но медленно и не очень комфортно, если ее не утрамбовали. В принципе, чем больше диаметр, тем лучше поведение на бездорожье. В комплекте идут слики/полуслики, но можно найти, купить и поставить со злым протектором и шипами.
Автомобильной в комплекте нет. Может быть есть в продаже отдельно, но я не видел.ivansmith
19.03.2017 07:47Спасибо.
Хотелось бы еще узнать, про поведение на льду если можно.
Такой сценарий, температура -10, замерзшее озеро, на льду достаточна плотная подушка снега сантиметра 2.
Ходить в общем-то не скользко. Как ведет себя стандартная резина в таких условиях? На поворотах будет ли выскальзывать?.. Есть ли в свободной продаже шипованная резина? и на сколько она актуальна?
И вообще он будет работать в -10?lozga
19.03.2017 07:58Про моноколесо зимой у меня была публикация, там все достаточно подробно.
Для вашего сценария главная проблема — повороты, там может выскальзывать. Если ехать будет неудобно, можно будет зашиповать резину. Резина есть, не в каждом магазине, но найти можно.ivansmith
19.03.2017 08:10Спасибо за ответы.
Сейчас почитаю про моноколесо зимой.
Если куплю, то зимой обязательно по льду буду пробовать. Сравню с коньками )))catharsis
20.03.2017 16:13на велосипеде пробовали ездить по льду?
ivansmith
21.03.2017 09:04Нет, никогда не ездил на велосипеде по льду. Как-то так получилось я вообще не езжу на велосипеде…
ctep916ehb
23.03.2017 15:19У «зимних» мотоциклистов и велосипедистов существует практика шиповки злой резины саморезами с пресс-шайбой (т.н. SS-саморезы). Саморезы всверливаются шуруповертом изнутри сквозь шашечки колеса, далее прокладывается защитный слой из старого пожарного шланга либо старой же камеры (чтобы шляпки не повредили основную камеру), и наконец вкладывается и надувается обычная камера. Технологию найти несложно. На льду и неглубоком снегу — держит прочнее чем на асфальте, в том числе в поворотах. Сам так ездил и на велосипеде и на мотоцикле, и множество друзей практикуют. Существует опасность — саморезы торчат очень острые, не дай бог попадет по ноге, может оставить серьезные раны. Однако, мне кажется, это отличный рабочий вариант.
WaveCut
23.03.2017 15:45Есть большое отличие в центре тяжести. Где велосипед — корова на льду, по сравнению с колесом, которое скорее — человек на льду.
Lerg
18.03.2017 19:20Очень удивлён, что не встретил упоминания Onewheel — моноколесо, похожее на скейтборд. Как вам их модели? Катались на них вообще?
WaveCut
24.03.2017 13:42Не удобно, перед и зад норовят чиркануть на горках, спрыгивать с бордюров не получится, как и запрыгивать. Только прогулочный вариант в парке каком нибудь. Но безусловно красивая цацка :D
25080205
Такая классная статья… Захотелось купить! :-)
Только, все же, для начала, надо попробовать, как оно… А с этим в нашей дыре, вероятно, проблема…
lozga
На то и расчет :)
Просто попробовать не получится — представьте, что вы не умеете кататься на велосипеде и хотите купить себе первый. Можно учиться кататься на чужих, или покупать себе и осваивать.
Areso
Может, тогда уж проще складной электросамокат?
lozga
Тоже классная штука. Но чуть медленнее, хуже проходимость из-за маленьких колес, не смотрится так стильно, нет кайфа управления весом.
Areso
Написал потому, что самокатом не надо учиться пользоваться) Встал — поехал)
vp7
Мнение владельца обычного самоката: но есть огромный плюс — две точки опоры, намного сложнее упасть.
Насколько эта соотвествует действительности?
lozga
У меня нет сравнительной статистики падений. И там вряд ли все однозначно, например, из-за меньшего диаметра колес у самоката незамеченное препятствие может проехать колесо и не проехать самокат.