Почти 100% разработчиков, трудящихся по найму, в конце концов подписывают в какой-то форме «соглашение о праве собственности на изобретения», но почти все они неправильно понимают его суть. Большинство думают, что сделанное на работе принадлежит работодателю, а сделанное дома или в свободное от работы время принадлежит им. Это достаточно опасное заблуждение.
Рассмотрим такой вопрос: если вы программист, который работает на компанию-разработчика программного обеспечения, то принадлежит ли компании то, что вы пишете в свободное время?
Сразу оговорюсь: будьте осторожны, слушая юридические советы из интернета. Я вижу достаточно много неправильной информации, которая может принести вам проблемы. Читатели за пределами США также должны понимать, что законы и юридическая практика в их стране могут кардинально отличаться.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть три ключевых фактора.
1. В каком штате (стране) вы работаете?
Некоторые законы отличаются от штата к штату, и могут даже перевешивать специфические контракты.
2. Что сказано в вашем контракте с работодателем?
Обычно в США суды снисходительно относятся к тому, что люди подписывают любые виды контрактов, какие хотят, но иногда законы штата явно говорят, что «если вы подписываете такой и такой контракт, то закон имеет бoльшую силу».
3. Вы подрядчик или сотрудник? В США вас могут нанять двумя способами, и закон разный в каждом случае.
Но прежде чем я могу хотя бы начать объяснять эти проблемы, нужно сделать отступление.
Представьте, что вы открыли софтверную компанию. Вам нужен разработчик. Так что вы нанимаете Сару с соседней улицы и заключаете соглашение, по которому платите ей $20 в час, а она пишет код для вашего программного продукта, и всё хорошо. Правильно?
Ну… может быть. В США, если вы наняли Сару в качестве подрядчика, то она сохранит копирайт на свою работу. Это немного странно, потому что вы можете сказать: «Я же заплатил ей за это». Звучит странно, но таким образом по умолчанию работает законодательство об авторском и смежных правах. На самом деле, если вы пригласите фотографа на свою свадьбу, то вам будут принадлежать полученные копии фотографий, но фотограф по-прежнему сохранит копирайт и юридическую монополию на изготовление дополнительных копий на эти снимки. Сюрприз! То же самое относится к программному коду.
Каждая софтверная компания хочет получить копирайт на код, который её сотрудники пишут для неё, так что ни одна компания не примет способ работы закона «по умолчанию». Вот почему все софтверные компании под хорошим управлением требуют как минимум от всех разработчиков подписания соглашения, которое как минимум говорит, что:
- в обмен на получения зарплаты,
- разработчик соглашается «назначить» (передать) копирайт компании.
Это условие может значиться в контракте или в отдельном «Соглашении о праве собственности на изобретения» (Proprietary Invention Assignment). Оно часто выражается с использованием юридической фразы «авторское право на служебные произведения» (work for hire), что означает «мы решили, что копирайт будет принадлежать компании, а не сотруднику».
Мы пока ничего не говорили о работе в свободное время. Теперь предположим, что у вас маленькая игровая компания. Вместо разработки программного обеспечения вы каждый месяц выдаёте три или четыре хитроумные игры. Вы не можете сами изобрести все игры. Поэтому вы идёте и нанимаете геймдизайнера для этого. Вы собираетесь платить ему $6000 за изобретение новых игр. Эти игры будут хитроумными и инновационными. Их можно запатентовать. Для вас как компании важно обладать патентами на эти игры.
Ваш геймдизайнер работает один год и изобретает 7 игр. В конце года он подаёт на вас в суд и заявляет, что ему принадлежат права на 4 из них, потому что эти конкретные игры были изобретены между 17:00 и 19:00 часами, когда он был не на работе.
Упс. Это не то, что вы имели в виду. Вы хотели заплатить её за все игры, которые он изобретёт, и вы понимаете, что реальный процесс изобретения, за который вы платите, может происходить в любое время… в рабочие дни, выходные, в офисе, дома, в душе, во время восхождения на гору в отпуске.
Так что перед тем, как нанять этого разработчика, вы говорите: «Слушай, я знаю, что изобретения игр происходят непрерывно, и невозможно доказать, что ты изобрёл что-то именно сидя в кресле в офисе, который предоставила фирма. Я хочу купить не только твои изобретения с 9:00 до 17:00, но и все остальные, и предлагаю тебе привлекательную зарплату, чтобы получить их все». И он соглашается на это, так что теперь вы хотите подписать некое соглашение, которое говорит, что все его изобретения во время работы на фирме принадлежат компании.
Так происходит по умолчанию. Это стандартный рабочий контракт для разработчиков, изобретателей и исследователей.
Даже если компания решит «О господи, да не нужны нам изобретения с 17:00 до 9:00», у неё вскоре возникнут неприятности. Потому что она может попробовать получить инвестиции, а инвестор скажет: «Докажите, что вас не засудит какой-нибудь недовольный бывший сотрудник, который заявит о том, что он изобрёл то, что вы продаёте». Компания хочет иметь возможность достать список всех нынешних и бывших сотрудников — и показать контракт от каждого из них, где тот передаёт изобретения компании. Это предполагается как часть юридической экспертизы абсолютно во всех сделках по финансированию, слиянию или приобретению в секторе высоких технологий. Так что если софтверная компания беззаботно относится к передаче копирайта, то у неё возникнут проблемы при получении финансирования или при слиянии, или при поглощении, и тот ОДИН ПАРЕНЬ, который не подписал соглашение в 1998 году, будет настоящим идиотом, если подпишет его сегодня, потому что он прекрасно знает, что в его руках сделка на $350 000 000, и он может требовать большие деньги за свою подпись.
Так что… любая софтверная компания пытается получить права на всё, что делают сотрудники. (Она не обязательно настаивает на этом в случае сторонних любительских проектов, но на бумаге, вероятно, может).
Разработчики программного обеспечения, как вы можете понять из обсуждений, недовольны таким положением вещей. Они всегда воображали, что могут сидеть ночью в своей комнате за собственным компьютером и писать собственный код для собственных целей — и владеть всеми правами и патентами. Так же думают законодатели в некоторых штатах (вроде Калифорнии), но не в других (не в Нью-Йорке, например). В этих штатах обычно действует законодательство, в котором сказано что-то вроде такого:
Всё, что вы делаете в собственное время на собственном оборудовании, что не имеет отношения к направлению работы вашего работодателя, принадлежит вам, даже если в контракте указаны иные условия.
Поскольку это закон Калифорнии, то этот конкретный пункт является частью стандартного контракта Nolo и почти всех стандартных контрактов, которые юридические фирмы Калифорнии готовят для своих клиентов из числа софтверных компаний, так что у программистов по всей стране могут быть такие же контракты, даже если в законодательстве их штата нет такой нормы.
Посмотрим на формулировку более внимательно.
В собственное время. Легко определить, я полагаю.
На собственном оборудовании. Тривиально определяется.
Не имеет отношения к направлению работы вашего работодателя. Хм, погодите. Что имеется в виду под «имеет отношение»? Если мой работодатель Google, они делают всё. Они делали чёртовы ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ с интернет-маршрутизаторами внутри. Воздушные шары имеют отношение? Очевидно, что поисковые системы, почта, веб-приложения и реклама имеют отношение к направлению работы Google. Хм-м-м.
Ладно, пусть мой работодатель — маленькая компания, которая разрабатывает программное обеспечение для юридической отрасли. Будет ли бухгалтерский софт «иметь отношение»?
Я не знаю. Это довольно большая неоднозначность, и с ней вы когда-нибудь можете столкнуться. Вероятно, всё будет зависеть от судьи или жюри присяжных.
Судья (или жюри) вероятно будут благосклонны к бедному сотруднику, которому противостоит Большой Плохой Google, но вам не стоит зависеть от их личного мнения.
Такая неоднозначность достаточно охлаждает сотрудника, который работает в свободное время. Этот тот эффект, который полностью соответствует целям и задачам работодателя: сотрудник больше не думает о сторонних проектах, которые когда-нибудь могут превратиться в бизнес, а работодатель получает хорошего, свежего сотрудника, который приходит утром на работу, потратив весь предыдущий вечер на просмотр ТВ.
Так что… отвечая на вопрос. Вряд ли есть существенная разница между законодательством и контрактами, которые вы подписываете в различных компаниях США как разработчик. Всем компаниям нужно купить ваш копирайт и патенты без необходимости доказывать, что они созданы «в рабочее время», так что все они постараются сделать это, если только нерадивая компания не забыла подготовить соответствующие контракты. Если такого контракта нет, то компания, вероятно, очень плохо управляется, и это ещё одна причина не работать в ней.
Единственная разница в позиции менеджмента — то, как они захотят воспользоваться своими правами в рамках контракта. Это может принимать разные формы, например:
- Мы любим сторонние проекты. Получайте удовольствие!
- Мы не очень любим сторонние проекты. Вам следует думать о своей работе.
- Мы любим сторонние проекты. Мы любим их настолько сильно, что хотим владеть ими и продавать их!
- Нам как-то всё равно. Если ты кинешь нас, мы найдём способы тебя достать. Если ты уволишься и станешь конкурентом или даже наполовину конкурентом, мы используем этот контракт, чтобы поставить тебя на колени. НО, если ты нас не кинешь и будешь преданно работать на нас, мы отвернёмся и не заметим, что твоё приложение для iPhone начало приносить $40 000 в месяц.
Всё может зависеть от того, с кем вы говорите, кто у власти в данный конкретный момент, спите вы с боссом или нет. В основном, вы сами по себе: единственный способ получить независимость — это стать независимым. Быть сотрудником в высокотехнологической компании, которая выпускает интеллектуальный продукт, означает, что вы решили продавать свою интеллектуальную выдачу. Может это нормально, может нет, но это свободный выбор.
Комментарии (19)
nochkin
11.04.2017 08:01+3В этом законодательстве настолько сильный человеческий фактор и трактовка законов (часто одни и те же законы можно трактовать по-разному), что многие адвокаты начинают уходить от точного ответа фразами типа «нууу… это зависит...».
Например, я работаю программистом. Моя компания очень хочет знать чем я занимаюсь в свободное время, что бы понять если я вдруг создаю конкуренцию.
Я говорю, что я учу детей программированию (как одно из увлечений). Программирование на работе и тоже самое вне работы — конкуренция вроде по их критериям, но мне говорят, что это ерунда и с такими мелочами вообще не надо приставать.
С кодом вообще можно получить вывих мозга на ровном месте. Например, у меня есть много «чернового» кода, который я часто использую в разных проектах. Были моменты, когда я какие-то части использовал в проекте на работе.
А потом мне достаточно чётко объясняют, что если код совпадает, то компания им владеет. Без вариантов. А если я использовал код из какого-то открытого проекта с MIT лицензией? Ведь теперь этот чужой проект не принадлежит моему работодателю. Получаю ответ типа «иди отсюда, мальчик. в суде решим если надо».
А мне ведь надо до суда.printercu
11.04.2017 08:56+4Так зарелизьте его на гитхабе под MIT до использования в проекте. Потом просто используете как внешнюю либу, которая случайно оказалось вашей. Даты все сохраняются же — проект написан позже либы, значит все норм. Единственное, если такие отношения с работодателем, то лучше не комитить в либу в рабочее время. На нее права они не поимеют, но смогут доказать, что вы в рабочее время не работали.
vedenin1980
11.04.2017 10:31+3Потом просто используете как внешнюю либу, которая случайно оказалось вашей
Далеко не всегда разработчик может подключать внешние либы по собственному желанию. А если это будет согласовываться с тим лидом, он может сильно "удивиться" от либы с вашим авторством, решающей текущую задачу. Вплоть до вашего увольнения.
Даты все сохраняются же — проект написан позже либы, значит все норм.
Тут все сложно, вам выдали ТЗ, вы написали либу и использовали в её проекте. В принципе работодатель может попытаться доказать, что в реальности вы написали этот код для него, но использовали open-source для "кражи" кода, так как ТЗ было раньше чем код. А учитывая что ТЗ может быть вообще устным доказать что выдача ТЗ была позже того как написали код — сложно. Нет, если либа менялась последний раз пару лет до проекта (и вообще работы на этого работодателя) — то проблемы вряд ли будут, а вот если код либы менялся во время работы на текущего работодателя — все сложно.
В целом, лучше использовать правило "все что делается для себя не использовать на работе и наоборот", идеи можно использовать, но не копировать и не использовать сам код. Получается двойная работа, но это лучше чем проблемы с лицензиями.
am-amotion-city
11.04.2017 19:51тимлид [...] может сильно «удивиться» от либы с вашим авторством, решающей текущую задачу
Щито? С каких это пор вынос отчуждаемых задач в библиотеки удивляет тимлидов? Нормальный тимлид вам премию выпишет.
А если вдруг тимлид — тупое животное, то не очень ясно, зачем там работать.
vedenin1980
11.04.2017 23:32+7Щито? С каких это пор вынос отчуждаемых задач в библиотеки удивляет тимлидов? Нормальный тимлид вам премию выпишет
Речь шла не выносе задач в библиотеку, а о том что библиотека бег согласования оказывается в Open source. Приведу пример чтобы было понятно вы замутили стартап по поиску и бронированию авиабилетов аля авиоселз и т.п. и дали разработчику задание модуля интеграции с разными авиакомпаниями, а он выложил этот модуль на гитхаб под мит лицензией, а в вашем приложение сделал только вызов этой библиотеки, которую теперь сможет использовать любой ваш конкурент. У вас не возникнет вопроса какого х… лешего я должен это оплачивать?
prostofilya
11.04.2017 10:48Необязательно палить что она ваша, коммитить под левым юзернеймом, мол не знаю кто такой, взял у него, тогда и во время работы можно коммитить.
vedenin1980
11.04.2017 13:05+7Это можно, но… не знаю, мне это не очень нравится (ИМХО): ни в портфолио работу не запишешь, ни удовольствие от вклада в опенсорс от своего имени, да и вообще такое заметание следов заставляет чувствовать себя настоящим преступником. Опять-таки если в суде докажут что это все-таки ваша разработка, это будет изрядным доводом не в вашу пользу.
ИМХО все-таки на мой взгляд лучше разделять мух и котлеты (в смысле свои личные и рабочие проекты).
HellMaster_HaiL
11.04.2017 10:46+3А как дела будут обстоять, если сотрудник официально трудится на двух работах?
Многие контракты либо не запрещают совсем, либо, как у меня, вводят ограничения только после определённой планки заработка.
fireSparrow
11.04.2017 11:04+3Такая неоднозначность оказывает достаточный успокаивающий эффект на сотрудника, который работает в свободное время. Этот тот эффект, который полностью соответствует целям и задачам работодателя: сотрудник больше не думает о сторонних проектах
Имхо, перевод «успокаивающий эффект» не соответствует тому, что подразумевал автор. В оригинале было chilling effect. То есть смысл не в том, что неодназначность успокаивает сотрудника, а в том, что она «охлаждает» его желание работать над сторонними проектами. «Chill» вообще может употребляться в значении «приводить в состояние уныния/апатии».
Bonart
11.04.2017 13:51+1Ну ни фига же себе "свободный выбор" получается.
Продающий труд продает и волю, а свобода это рабство.
snuk182
11.04.2017 17:26+1Такая неоднозначность достаточно охлаждает сотрудника.
С точностью до наоборот — стимулирует обходить этот гадюшник десятой дорогой, или покинуть при первой же возможности, если другого выбора сейчас нет.
sbnur
11.04.2017 22:17Проблема авторского права в случае обычного приложения весьма размыта — можно переписать код, и он будет делать то же, но выглядеть по другому.
Напрмер, использовать два разных языка, или два разных фреймворка, или два разных дизайна
Это имеет смысл. если разрабатывется некий алгоритм обработки, который и является целью разработки вплоть до патентования как технологии.
В таких случаях я обычно заключал NDA-соглашение
sbase
16.04.2017 16:53Есть «авторское право» которое неотторжимо в силу закона, и есть имущественные права. Всякие «право на распространение» и т.д. Передать можно только имущественные права.
В трудовом договоре обычно прописано о переходе имущественных прав созданное произведение, с указанием при каких условиях оно создано.: «всё что создается по поручению работодателя и при выполнении должностных обязанностей». В контракте на заказную разработку явно указывается о передаче имущественных прав.
Таким образом все регламентируется и вполне прозрачно.
TyVik
Как-то всё очень запутанно, интересно как у нас… А нельзя просто на работе выполнять поручения начальства за зарплату, а дома пилить какую-нибудь свою игрушку, изучая новые библиотеки и технологии? При всём этом не беспокоясь, что у тебя её отберут.
fuCtor
Могу ошибаться, но в РФ авторское право остается за сотрудником и не отчуждается, но он на основании получения задания на выполнение работ и получении авторского вознаграждения (ЗП), передает исключительные права на использование заказчику.
ukt
ЗП не является авторским вознаграждением.
ЗП — это вознаграждение за выполнение твоих служебных обязанностей.
Авторское вознаграждение — отдельный документ, за пользование интеллектуальной собственности автора(программа для ЭВМ, литературные произведения и т.п.).
Человек может и не работать на кого-то после написания служебного произведения, уволиться, и, как ни странно, получать авторское вознаграждение, а зп — нет.
Если интересно, можете взглянуть комментарий(мой) по ссылке, в нем чуть подробнее про это дело.
fuCtor
Вот кстати был не плохой разбор https://geektimes.ru/post/173265/
3al
Я не юрист, но если я правильно понимаю ТК, то в РФ работодатель не может ограничивать, чем работники занимаются в свободное время (с несколькими исключениями, но они не об IT). То есть в нерабочее время и не на рабочем оборудовании (вроде ноутбуков) можно делать вообще что угодно, не нарушая, конечно, коммерческой тайны и прочих вещей. Например, работать на прямого конкурента своего работодателя.