Harley-Davidson LiveWire
Я немного увлекаюсь мотоциклами. То есть, своего мотоцикла у меня пока нет, но я, по крайней мере, ориентируюсь в этом разнообразном и весьма увлекательном мире. И знаю, что для каждого человека слово «мотоцикл» означает нечто своё.
Для кого-то мотоцикл вот такой:
У кого-то он такой:
Кто-то воспринимает его только так:
А кто-то — даже вот так:
Иные сразу вспоминают парочку вот этих беспечных ездоков:
Когда речь заходит о Harley-Davidson, то я представляю себе что-то такое:
HD Fat Boy 2006
Хотя, у HD была очень богатая и разнообразная история, которая начиналась с такого:
HD 1905 model №1
и проходила даже через такое:
HD 1964 AH Topper scooter
А современные модели выглядят примерно так:
2015 Harley Davidson Breakout
Но прогресс не остановить, и всё быстрее личный транспорт переходит на электромоторы. Они не загрязняют окружающую атмосферу во время движения, для них не нужны сложные системы зажигания, питания и вывода отработавших газов, коробки передач. Они не издают шума — хотя, классическое potato-potato у харлеев настолько сильно связано с брендом, что компания в 1994 году даже запатентовала классический звук своих V-twin моторов.
Единственная проблема, с которой пока сталкиваются производители средств передвижения — это объём и вес аккумуляторов, которые, несмотря на все достижения последних лет, в пересчёте на хранимую энергию серьёзно не уменьшаются.
Благодаря сравнительной простоте конструкции, многие энтузиасты уже обзавелись электрическими велосипедами. Но вообще-то история двухколёсных электрических средств передвижения такая же древняя, как и у четырёхколёсных.
Первый патент на электровелосипед был подан ещё в 1895 году.
Патент на электрический велосипед Г.В. Либби, США
В 1911 году журнал «Популярная механика» описал и электрический мотоцикл. В качестве максимальной дистанции на одной зарядке указывался промежуток от 120 до 160 км. А в 1919 году британская компания, изготовитель сельскохозяйственной продукции, сделала прототип электромотоцикла, батареи которого размещались под сиденьем боковой коляски. Но всё это были лишь идеи.
В середине 20-го века некоторым коммерческим успехом пользовалась продукция компании Socovel, которая выпускала электромотоциклы с 1938 по 1948 год — они пользовались ограниченной популярностью из-за военных ограничений на продажу топлива.
Во второй половине 20-го века несколько разных компаний предлагало свои решения для электромотоциклов. В них использовались свинцовые, никель-металл-гидридные и никель-кадмиевые аккумуляторы, а в некоторых даже гидразиновые топливные ячейки.
Первый серийный электрический скутер появился уже в конце 20-го века:
Peugeot Scoot'Elec
В 21-м веке технологии позволили разрабатывать уже достаточно неплохие по мощности и возможной дальности аппараты, поэтому было организовано даже несколько периодических гоночных мероприятий. А именно благодаря соревнованиям производители тестируют новые технологии и оттачивают их применение.
Гоночный Brammo Empulse RR
Современные средства передвижения используют литий-ионные аккумуляторы. Honda и Yamaha сделали концепты гибридных скутеров, использующих параллельно электрический двигатель и ДВС на манер гибридных автомобилей. Suzuki экспериментирует с водородными топливными ячейками.
Brammo Empulse R, современный электрический мотоцикл
А что же Harley-Davidson? Эта компания нечасто пыталась угнаться за техническими новинками, рассчитывая на классические решения и преданную армию поклонников. Но и они решили, что новые времена всё-таки настают.
После нескольких лет разработки, в 2014 году компания представила концепт своего нового, электрического мотоцикла, получившего название Harley-Davidson LiveWire
Harley-Davidson LiveWire
Двигатель установлен в раме продольно, и для передачи силового момента используются конические шестерни, которые затем крутят заднее колесо при помощи ремня. Негромкое жужжание этой системы напоминает звук работы реактивной турбины.
С прошлого года HD гастролирует со своим прототипом по США, и собирает отзывы от любителей мотоциклов. Исполнительный директор HD Мэтт Леватич пояснил, что пока у мотоцикла нет точной даты выхода на рынок. Известно лишь, что это займёт не менее двух лет, но и не более 5.
Пока прототипам нечем похвастать перед конкурентами. На одной зарядке они проезжают всего около 80 км, а себестоимость их составляет около $20000. При этом, скажем, конкуренты Zero Motorcycles в 2014 году выпустили модель Zero SR, которая продаётся за $15995 и проезжает на одной зарядке более 180 км.
Zero SR
Их приоритет — удовлетворить запросы их клиентов. Главные лица компании понимают, что для электрических мотоциклов рынок США пока ещё очень мелок, и пройдёт ещё очень много времени, прежде чем такой транспорт отнимет у привычных моделей заметный процент рынка. Как и приверженцы больших тяжёлых круизёров, инженеры HD никуда не торопятся. Главное — это удовольствие от процесса.
Внеклассное чтение об электрических мотоциклах.
Комментарии (42)
Hunt666
04.06.2015 19:16Интересно как это воспримут фанаты марки, насколько мне известно они очень сильно возмущались когда внедрили систему впрыска вместо карбюратора, и до сих пор имеют популярность наборы по установке карбюраторов вместо инжекторов.
Sketch_Turner
04.06.2015 20:41Вспомните еще, как они 10 лет назад возмущались, когда поставили водяное охлаждение. Тоже начались крики о смерти марки.
Kamikaze
04.06.2015 19:20Для спортов я ещё могу понять, там во главу угла ставятся динамические характеристики. Но что-то подобное упомянутому 2015 Harley Davidson Breakout, без классического звука потеряет половину своего существа. И если в машине в условно неплохо звукоизолированной кабине можно выводить на динамики звук «симулирующий» звук мотора, то на мотоцикле мне кажется сложновато будет.
Valdei
04.06.2015 19:53+2Подозреваю, классическая линейка никуда не денется.
А электромотоциклы привлекут новых клиентов, так как это сразу и гик-девайс, и модно, и «экологично», и много других слов из другого мира, небайкерского.
immaculate
04.06.2015 19:53Есть еще вот такой электрический Royal Enfield: www.technologytell.com/in-car-tech/12641/video-electric-royal-enfield-motorcycle-is-a-real-thing
Mist8
04.06.2015 20:07+1Не особо вникал в тему мотоциклов, но интересно.
Как мне кажется, мотоцикл это такой упрощенный автомобиль. Меньше масса, меньше узлов, меньше механики. Поэтому, в среднем, мотоциклы — существенно дешевле автомобилей.
По идее, тогда и электро-мотоцикл сделать должно быть гораздо проще? Больше выигрыш от уменьшения габарита двигателя, меньше требования к пиковой мощности мотора/батарей. Больший запас хода (по сравнению двс-байк/электро-байк и двс-авто/электро-авто), быстрее зарядка аккумулятора.
Собственно, на хабре уже были статьи пользователей электро-велосипедов. Собранных зачастую полу-кустарным способом, и не смотря на это демонстрирующие впечатляющие характеристики (оставим за скобкой каково разгонятся до 40-50 км/ч на велосипедной раме по шоссе))).
Вопрос по-моему лежит не в инженерной, а в идеологической плоскости. Сделать эффективный электробайк куда проще, чем электро-автомобиль. Жаль Маск не продвигает/разрабатывает электробайки.idiv
04.06.2015 20:17>Как мне кажется, мотоцикл это такой упрощенный автомобиль.
Чего уж там, а автомобиль — усложненная карета. На самом деле там общее только идеи, реализация же сильно отличается. Разные весовые ограничения, разные нагрузки. Такое сравнение неуместно, как и вертолета с самолетом.
MyFearGear
04.06.2015 20:3940-50 — это несеръезно, так можно и без электромотора ехать. Вот 100кмч на электровеле — это да!
А проблема электромотоциклов — это невозможность нацепить много батарей, ибо тогда байк будет просто неприлично много весить. Это имхо, может я и неправ.miha2
05.06.2015 02:58Там если придумать какой-то умный мотор вместо заднего колеса, — и освободится практически всё остальное пространство под в раме для аккумуляторов. И тут уже сразу всплывает вопрос в безопасности. Мотоциклы ведь могут и падать и удары там более специфичные, что может сильно сказываться на самих аккумуляторах. Другими словами защита для аккумуляторов и охлаждение должно быть одновременно на уровне.
Ещё лет 10-20 похоже будем ждать эффективные аккумуляторы.
immaculate
04.06.2015 20:56+2Мотоциклы, к сожалению, стоят не дешевле автомобилей, напротив, многие даже дороже. Стоимость мотоциклов BMW, например, начинается где-то от 800,000 руб. Правда мотоциклы живут дольше — народ вполне себе ездит на мотоциклах 1980-го года выпуска, например.
Мне в мотоциклах нравится свобода… Сел, и поехал, не обращая внимания на пробки. Где захотел — остановился. С электробайком я бы ощущал себя на коротком поводке. Постоянно беспокоиться, сколько я могу проехать и оставлять запас для возвращения обратно — это полностью убьет ощущение свободы…BupycNet
05.06.2015 08:12Технически если аккум будет на 200 км, то какая разница будет? Высокой мощностью можно будет зарядить за пол часа где нить около кафе.
По идее с электричество должно быть даже проще, если везде будут зарядки высокой мощности у придорожных кафе и т.д. то вы сможете заправляться даже проще чем бензином. Остановился сходить в туалет, покушать и т.д. подзярядился.
А так получается что надо сначала заправиться в одном месте.поехать в другое сделать остальные дела.
denticulus
04.06.2015 20:56+3Сделав один большой двигатель и оставив трансмиссию — не сильно упростили конструкцию. ИМХО, двигатели должны быть в колёсах. Возможно, придётся немного пересмотреть компоновку, пропорции и отойти от использования готовых узлов бензиновых байков.
ironsnake
04.06.2015 23:15ИМХО, проблема с моторколесами в мотоцикле в том, что очень сильно возрастает неподрессоренная масса. Соответственно, поездка будет менее комфортной и более опасной. Для машины это не так критично в силу того, что она сама по себе заметно тяжелее, но, обратите внимание, что в Tesla мотор тоже в корпусе, а не колесах.
Rascko
05.06.2015 02:03А что мешает при этом оставить всю ту часть, которая связана с подвеской, но вместо одного большого двигателя делать индивидуальный привод каждого колеса? Вроде бы и неподрессоренная масса не сильно возрасла, и трансмиссия несколько упростилась.
Другой вопрос, что для мотоцикла это менее актуально, т.к. приводное колесо все равно одно.ironsnake
05.06.2015 02:10Что-то мне подсказывает, что при сравнимой мощности неподрессоренная масса возрастет раза эдак в полтора как минимум. Но это все диванный анализ, так как предметом владею мягко говоря не очень.
BupycNet
05.06.2015 08:14Даже учитывая диванный анализ — электродвигатель куда легче чем бензиновый, по сравнению с весом батарей — вес двигателя будет незначителен. Поэтому можно двигатель на колесо, а батареи на раму и все будет стабильно по весу.
MaxAlekseev
05.06.2015 11:28Речь про колесо которое является неподрессоренной массой. Просто колесо и колесо с электромотором — это, как говориться, две большие разницы.
ironsnake
05.06.2015 15:57Именно так. И двигатели такой мощности весят очень даже некисло, особенно учитывая, что делают их из меди и железа, которые таки заметно тяжелее, чем дюраль, из которого сделано само колесо.
gluck59
05.06.2015 11:42+1Езжу на мотоциклах более 20 лет и прекрасно разбираюсь в их устройстве.
Современный мотоцикл — этакая квинтэссенция достижений автопрома: многие узлы мотоцикла имеют те же характеристики, при меньших размерах и весе деталей, многие — превосходят «автомобильные». Некоторые превосходят настолько, что в серийных автомобилях они просто немыслимы: либо слишком дорого, либо у производителя просто не хватает мозгов для достижения подобного.
Самый простой пример — резина. Там, где автомобильное колесо уже сорвалось и может удержать автомобиль на дороге, мотоциклетная еще имеет солидный запас. Наверное поэтому одна шина на мою машину стоит 3-4 тысячи рублей, а на мой мотоцикл — 9-12.
И подобное встречается почти в каждом узле.
Torna
04.06.2015 22:17+1Катался на Suzuki Intruder 750 хватало 12 литров примерно на 200 км. Электробайк можно и в квартире держать, запаха сильного от него нет, наверное. На этом преимущества электробайка на мой взгляд заканчиваются.
miha2
05.06.2015 03:05Так и заряжать дома тогда можно, если использовать в городском цикле. В той же Калифорнии на нём можно ездить круглогодично. А если частный дом — вообще шикарно. И парковать байк проще и за топливо не нужно оплачивать. А заряжаться может от тех же солнечных панелей. Чем по сути практически не «вечный двигатель»?
MaxAlekseev
05.06.2015 00:53Разгон до сотни у современного литрового спортбайка 2.8 сек, до 200км/ч — 7.2 сек. Момент электромотора выше чем у бензинового ДВС и тянет с самых низов… внимание вопрос, какова будет динамика электроспорта?
Давненько был владельцем Suzuki GSXR-1000, ласково его называя телепортатором, т.к. от светофора до светофора именно что телепортировался. Пульнуть в городе 200 км/ч была не проблема (каюсь, был молоди глуп), благо чтоостался живвовремя завязал.
В общемне надо электробайковнадо жестко ограничивать динамику, причем без возможности перепрошивки. Т.к. наши умельцы снимали ограничение в 300 км/ч с вышеописанной модели и выжимали 320.Crazybot
05.06.2015 08:10Думаете для этих умельцев что-то изменилось от лишних 6% скорости в экстренной ситуации? :)
MaxAlekseev
05.06.2015 12:27Вы знаете увидеть на спидометре 320, в то время как соседи только 300 — в этом что то есть!
Valdei
05.06.2015 12:11А что, ограничение динамики для всего транспорта уже есть? Если да, то электромотоциклы под него так же подпадают.
Если нет, то вводить это ограничение только для электромотоциклов как минимум не очень логично.MaxAlekseev
05.06.2015 12:25У GSXR-1000 аппаратное ограничение на 300 км/ч прошитое производителем в мозги мотоцикла, динамика не ограничена никак, но тех 2.8 сек до сотни хватает, что требуется серьезная подготовка, неподготовленный пилот — считай самоубийца. Динамика у него запредельная на уровне топовых спорткаров автомобилей. У электробайка в виду более качественных характеристик электромотора по сравнению с ДВС динамика разгона будет еще хлеще.
Valdei
05.06.2015 12:32Однако ж для GSXR-1000 никаких ограничений по динамике введено не было?
Да и ограничение скорости — решение производителя, а не глобальное правило для всего транспорта?
Я к тому, что не стоит бежать впереди паровоза. Или это будет когда-нибудь обязательной практикой, или этого не будет вовсе. Не потому, что все вокруг слепые и не понимают опасности, а потому, что это никому в глобальном смысле не нужно.
К тому же введение ограничителей исключительно для электроТС нанесёт крайне жестокий удар по продвижению этого вида транспорта. Просто не будут покупать.
Psionic
05.06.2015 13:17Для гипербайков (c объемом более литра) точно есть, там максималка не более 299-300 км/час. А вообще я бы начинал шествие не с топовых машин, а уличных среднячков — эл. аналог Хонды СБ400 или Сузуки Гладиус это то что привлечет практичных людей не особо рьяно следующих за вечной модой на оборотистый визг.
Valdei
05.06.2015 13:26К сожалению, я опять не понимаю логику.
Как искусственное ограничение привлечёт покупателей? Урезанные модели просто перестанут покупать. Потому что они урезаны, и за почти ту же цену можно взять полную версию или уйти к другому производителю.
Такую штуку можно пропихнуть только «в интересах безопасности участников дорожного движения», разом, для всех. Но для большинства участников это вообще не аргумент (и их тоже можно понять), то есть идти придётся против мнения мотоциклистов и автомобилистов.
Без действительно серьёзного экономического обоснования затея провальная.
А обоснование (например, сильно сниженная цена на «безопасные» модели) просто никому не выгодноMaxAlekseev
05.06.2015 14:10Все 400 кубовые модели с внутреннего рынка Японии идут уже «обрезанные» по японским законам: 53 лошади и 180 км/ч максимум. Что не мешает им быть байком начального уровня в России. Сам с такого начинал в свое время.
Такую штуку можно пропихнуть только «в интересах безопасности участников дорожного движения», разом, для всех.
Про неё родимую и идет речь.
Psionic
07.06.2015 23:42Да их же только по скорости и урезают — но по динамике разгона, общей тяговооуроженности. Это машина перфекциониста одним словом.
Stepanow
05.06.2015 09:26При таком расположении элекромотора просится карданный привод заднего колеса
gluck59
05.06.2015 11:47Кардан практически не обслуживается, а это значит, что производитель получит меньше денег за периодические ТО.
Лидер по стоимости обслуживания — ремень, поэтому сегодня он прочно занял место даже на чопперах-круизерах. «Дядям просто сильно нужны денежки».Hunt666
05.06.2015 12:05Я не в теме, но на мотоканалах в ютубе говорили что даже многие японоводы ставят на свои мотоциклы ремни от харлея, ввиду их неубиваемости.
gluck59
05.06.2015 12:25Вокруг хорлеев ходит слишком много легенд, к сожалению не имеющих с действительностью ничего общего.
У меня был Suzuki Savage 1989 года. На ремне. С неустановленным пробегом: по косвенным признакам сильно похоже что одометр пошел по второму кругу, то есть больше 100к.
Тот, у которого я купил этот моц, не менял ремень.
Я тоже не менял его.
Тот, кто купил моц у меня, до сих пор не менял ремень. Так и ездит…
Pinsky
05.06.2015 11:56+1Харлей, который не будет звенеть как ведро с гайками?!
P.S. Мне нравится звук харлеев.
sashabeep
05.06.2015 12:02+1Электробайки — это благо. От стольких деталей можно избавиться.
Но с батарейками пока все плохо, как всегда. Быстрый своп очень поможет. Но пока что все это еще в зачаточном состоянии.
Mithgol
06.06.2015 19:36-1Получается, что по соотношению цены и расстояния моноколесо Airwheel Q3 выигрывает у харлея более чем на порядок:
Кроме того, к недостаткам мотоцикла (по сравнению с моноколесом) можно отнести бoльший вес и габариты и поэтому необходимость парковки (в руках не унесёшь и в прихожей не поставишь), а к достоинствам — бoльшую скорость и возможность ездить по проезжей части вместо тротуара.Электрический «Харлей-Дэвидсон» после подзарядки едет 80 км, а стoит $20000: http://t.co/9FEwykWi7T #Моноколесо Airwheel Q3 — 65 км, $1000.
— Mithgol (@FidonetRunes) 6 июня 2015
Valdei
После таких постов уже почти позабытая мотоцикло-хотелка снова просыпается.