Для какого банка мобильная разработка важнее, чем для других? Для того, который отказался от физических отделений, сосредоточив силы на сайте и приложениях: у такого больше клиентов, решающих все вопросы через приложение. Сколько у Tinkoff.ru клиентов, использующих только этот канал? Как выглядит мобильная разработка в компании? Насколько там гонятся за новинками и верят ли в перспективы кроссплатформенной разработки?
Tinkoff.ru поучаствовал в нашей конференции Mobius, и мы задали вопросы двум сотрудникам: руководителю HR-проектов Ольге Шпунтенко и архитектору Александру Шишкину.
Ольга Шпунтенко
— Правильно ли понимаем, глядя со стороны, что для Tinkoff.ru из-за отказа от «классических» каналов связи мобильная разработка особенно важна? Можете ли поделиться статистикой, какая часть ваших клиентов «mobile only»?
— Да, правильно. У нас, конечно, есть «классический» телефонный канал, но в основном мы работаем через мессенджеры, соцсети и, конечно, мобильные приложения. Недавно считали — 55% наших клиентов пользуются только мобильной версией, и доля растёт. То есть они, понимаете, вообще ничего через веб-версию не делают. Конечно, мы должны переосмысливать каждый продукт — можно им пользоваться одной рукой, которая держит телефон? Это не всегда про интерфейс, кстати, это во многом про новые подходы.
— А как эта специфика «банка без отделений» сказывается на труде разработчиков? Приходится ли им работать в чём-либо ощутимо иначе, чем в других банках?
— Мы понятия не имеем, как им работается в других банках, до нас доходят только страшные отголоски про бумажные служебки на доступ к серверам :) Тут, скорее, про отношение к проекту. Вот работаешь ты в большом банке, и зарплату получаешь там же. Деньги платят, а зарплату ты в Тинькофф переводишь. Наши ребята обладают уникальной возможностью: помимо радости пользователям ты в прямом смысле делаешь продукт для себя.
— У вас целый ряд мобильных приложений, хотя можно было бы объединить функциональность нескольких вместе. Это намеренный выбор? Как он сказывается на разработке — позволяет ли что-то, что невозможно при едином приложении?
— Да, мы умышленно не лепили всё в одно приложение, при таком подходе гораздо проще донести до пользователя суть. Для наших разработчиков моноприложения интересны тем, что можно обкатать на них новые подходы не в ущерб основному бизнесу — мобильному банку. Ну, и можно переключаться между проектами, если вдруг приуныл :)
— Недавно вы говорили в интервью «подход test&learn — это очень круто: ты можешь стартовать любой проект, который будет масштабироваться, если выстрелит» — любопытно было бы узнать подробнее. Что требуется разработчику в Tinkoff.ru для «старта любого проекта»?
— Идея, конечно же :) Если ты можешь облегчить жизнь простого российского гражданина, надо тестировать. Если этого никто до тебя не делал — надо пробовать. Это, знаете, как с астронавтом и студентом: если не знаешь про ограничения, их нет.
У нас за столько лет стал довольно хорошо работать этап «test» — мы быстро получаем цифры, понимаем, имеет смысл масштабировать проект или нет. Вообще, при всём нашем агрессивном предпринимательстве, в Tinkoff.ru всё делают на основе цифр, а не ощущений.
— В том же интервью вы говорили о том, что компания активна в мире опенсорса — а куда контрибьютите?
— Например, в экосистему Scala: фиксили баги и допиливали что-то в открытых проектах Scala-стека. Мы ещё в декабре рассказывали про Macro Cache, скоро откроем официально — с красной лентой и шампанским :)
— В декабре банк анонсировал наполеоновские планы по запуску центров разработки в семи российских городах — а в какой стадии всё сейчас, спустя несколько месяцев? В каких городах сейчас в первую очередь ищете мобильных разработчиков?
— Сейчас уже открыты Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, на очереди Иннополис и Екатеринбург; до конца года откроем еще два-три города. Мы нанимаем мобильных разработчиков во всех городах присутствия — собственно, в этом и был смысл открытия центров разработки. Сейчас инфраструктура и широкополосный интернет есть во многих городах, людям уже необязательно покорять Москву или Петербург, чтобы получать актуальные знания, общаться с коллегами по всему миру и т.д. Да, они не хотят переезжать, но они хотят делать интересные проекты и классные задачи.
— У вас есть «Финтех-школа» — а как давно она появилась? Много ли уже было случаев, когда кто-то проходил школу и оставался работать у вас? Активно ли ищете с её помощью мобильных разработчиков?
— В мае будет второй выпуск школы, с осени у нас будут регулярные наборы в сентябре и феврале. Теперь мы читаем Android и iOS курсы, планируем сделать по 3 оффера выпускникам с каждого мобильного потока (на каждый отобрали по 30 человек). С первого набора (июль-август 2016) с нами работают больше 10 выпускников.
— Tinkoff.ru существует около десятилетия, что по банковским меркам очень мало — а сказывается ли как-то относительно юный возраст на процессе разработки? Например, ощущаете ли, что чуть меньше скованы легаси-кодом?
— За 10 лет можно много успеть нафигачить :) Мир ИТ очень быстро меняется — например, за два года Android-код может измениться до неузнаваемости, и всё это нужно поддерживать. В общем, наша религия: код и переписывать, и поддерживать хорошо.
Александр Шишкин
— Над чем вы работаете в Tinkoff.ru?
— Над поддержкой MoneyTalk (клиента для Telegram с возможностью перевода денег), а также принимаю большое участие в библиотечном коде: core-функционал и для мобильного банка, и для моноприложений, чтобы не переписывать одно и то же с нуля каждый раз.
— Компания известна как «место, где в бэкенде пишут на Scala» — а в Android этот язык случайно не используете? :) А Kotlin, о котором на Mobius было слышно отовсюду? Какой вообще технологический стек в мобильной разработке?
— В разработке на Android мы Scala не используем, там Java. Технологический стек обычно даётся на откуп тимлиду — у нас несколько команд. Но вообще да, Kotlin мы используем: он не является для нас корпоративным стандартом, но почему бы не попробовать какие-то вещи.
— Также на Mobius много говорилось о кроссплатформенных решениях вроде React Native, а в Tinkoff.ru, насколько понимаем, мобильная разработка всегда нативная. Как вы оцениваете кроссплатформенный тренд?
— Моё субъективное мнение: я в это не верю. Маленькие приложения на уровне прототипов можно быстро собирать сразу на все платформы. Но нестандартные интерфейсы, например, нельзя сразу на всё раскатать — у разных платформ до сих пор разные паттерны поведения. Универсально и хорошо не получается.
— В MoneyTalk, в отличие от других приложений компании, вы подключаетесь к чужому продукту. Какой оказалась специфика работы с Telegram и ощущения от неё?
— Мы изначально понимали, что людям хочется пользоваться самой последней версией мессенджера. Поэтому наш код организован таким образом, чтобы максимально быстро и просто обновляться, не вызывая у пользователей особенных трудностей.
Мне очень понравился этот проект, потому что создатель Telegram имеет довольно специфический взгляд на разработку приложений, не все программисты с ним согласны.
— В хабраблоге компании публиковался текст о shortcuts в Android, которые появились недавно и пока доступны лишь небольшой части пользователей. Хочется спросить: у вас любят разбираться с новыми вещами ещё до того, как они станут мейнстримом?
— Скажем так: инновации ради инноваций мы не делаем. Если понимаем, что какое-то решение ложится в общую канву, будем использовать. Если говорить про те же shortcuts, которые изначально ввёл у себя Telegram, то мы завязаны на их API, поэтому дождались, когда они запустят их у себя и всё потестят. Мы их, конечно же, переосмыслили: так как мы про денежные переводы, то и shortcut'ы у нас про деньги.
— На GitHub у Tinkoff.ru выложена Android-библиотека Decoro для «правильного» отображения форм при их заполнении — а такую задачу наверняка уже пытались решать в опенсорсе. Часто ли оказывается так, что опенсорсные решения типичных задач вам не подходят, и пишете свои аналоги?
— Как вообще начался Decoro — с ограничений в нашей функциональности. Форматирование обычно порождает много задач от тестировщиков. Пришла идея сделать универсальное решение, которое решило бы сразу все наши проблемы во всех проектах. Понятно, что ни одно опенсорсное решение не могло нас спасти полностью.
Вообще, так как команд много и разработчиков много, у каждого есть свой взгляд. Но мы за взгляд адекватный: иногда стоит что-то написать, когда-то нет смысла тянуть библиотеку ради двух строк кода.
Комментарии (35)
Akuma
05.05.2017 15:42+1Вообще сколько пользуюсь Тиньковым (а это уже несколько лет), кроме основного моб. приложения другие так и не понадобились. Но иногда пользуюсь веб-версией, когда нужно сделать перевод на карту, которую прислали «на комп» и лень перепечатывать.
Какие вообще есть второстепенные, интересные приложения на телефон?
Ах, да. Еще из веба приколько на новый год смотреть расходы за год. Приходит интересная презентация типа «вы потратили столько то, кешбек столько-то и можно было бы купить машину, квартиру и вертолет» (образно).phillennium
05.05.2017 16:00+1На сайте внизу страницы есть список из семи приложений; слово «интересное» из них, по-моему, лучше всего подходит к «Инвестициям» :)
Akuma
05.05.2017 17:02Ух… инвестиции :) Как бы Тинькофф себе этим карму не попортил, а то набегут «умельцы», протеряют все деньги и будут винить в этом Тинькофф.
BiTHacK
05.05.2017 20:30Такое у них уже получилось с кредитками. Финансово неграмотные пользователи будут обжигаться и ругаться на любой финансовый продукт.
Samoglas
07.05.2017 02:30+2Как бы Тинькофф себе этим карму не попортил,...
Не получится напугать ежа голой кхм кормой. Хочет клиент кредит получить в банке Тинькова и ему бах и карту привозят, и только начав разбирать документы он узнает удивительный говодой процент и то, что банк только обслуживает карту, а сам он становитсялохомклиентом микрофинансовой конторы Тинькова http://www.babki.ru/.
Статья на РБК: http://money.rbc.ru/news/56f16cfc9a79471871fc2e63
dmitry_dvm
05.05.2017 16:24+31. Сделайте возможность для каждого платежа по шаблону указывать отдельную цель платежа.
Например я регулярно делаю платеж по шаблону, но цель каждый раз разная. И чтобы указать новую цель надо каждый раз редактировать шаблон и вводить код подтверждения.
2. На днях предложили овердрафт к дебетовой карте, оставил заявку, прислали отказ. Как в рожу плюнули. Если уж рассылаете персонализированные предложения, то хоть проверяйте сначала что и кому предлагаете.Dageron
05.05.2017 16:36+1Забавная ситуация с этими овердрафтами и кредитными картами получается. В то время как одни их стремятся получить и им отказывают, другие (в том числе я) на подлете блочат любые попытки банков «впихнуть» такую карту или услугу.
dmitry_dvm
05.05.2017 16:46У меня очень печальная кредитная история (по юности имел неосторожность) и хочу таким наивным способом попытаться ее поправить.
immaculate
05.05.2017 16:48+2А зачем вам хорошая кредитная история? Просто любопытно.
Я для себя решил, что попытаюсь обойтись без кредитов вообще навсегда. Не хочу даже связываться. Много раз читал статьи о том, что кредиты — это удобно и бывает даже выгодно, но все равно так и не понял, что здесь удобного и выгодного.
Живу по принципу: если не могу что-то купить без кредита, значит надо больше работать либо над заработком, либо над сокращением расходов и накоплениями.
Может быть, это нерациональный подход с точки зрения замудренных экономических теорий, но мне мой собственный подход нравится.
dmitry_dvm
05.05.2017 17:24Полностью согласен с вашей позицией, сам ее придерживаюсь, но хочется, так сказать, соломку подстелить. Это как загранпаспорт, когда за границу не собираешься или водительские права без машины. Вроде бы и не нужны, но пусть будут, мало ли что.
AstorS1
05.05.2017 19:37А зачем вам хорошая кредитная история? Просто любопытно.
Коллега на работе рассказывал года 3 назад, что когда собрался брать ипотеку, при позитивной истории процент по кредиту был меньше. Он прикинул возможности и сроки, оперативно оформил обычный кредит, в короткое время его закрыл и с положительной историей сэкономил существенную сумму на ипотечном кредите.
darkdaskin
06.05.2017 10:39Согласен с вашим принципом. Тем не менее, если тратить по кредитке не больше, чем лежит на дебетовой карте и полностью гасить кредит в беспроцентный период, то единственный риск — забыть вовремя заплатить, а лишние пару сотен в качестве процентов на остаток начислят. По мне так неплохой заработок за несколько кликов раз в месяц.
immaculate
06.05.2017 11:07У меня была кредитка много лет назад, когда их чуть ли не по почте рассылали. Точнее, мне, кажется, именно по почте и прислали.
Я тогда тоже подумал: я такой дисциплинированный, возьму небольшой кредит, по деньгам легко укладываюсь в беспроцентный период.
В итоге, не знаю как, но история растянулась на 1.5 года, процентов набежало. Сначала, сам банк меня обманул, или я невнимательно условия читал, но оказалось, что беспроцентный период намного короче, чем я предполагал. Потом возникли другие срочные расходы и отложил выплату на потом. Затем предложили хорошую работу, уволился со старой, но на новую сразу взять не смогли, пришлось около месяца ждать, затем ждать первую зарплату, и пошло-поехало.
Короче, не мое это.
vmarunin
07.05.2017 00:11Кредитка (кредитная карта) нужна, а для неё хорошо бы иметь хорошую кредитную историю
Во-первых, повышенный кешбэк на кредитках и возможность гасить в беспроцентный период (пока деньги под проценты лежат).
Во-вторых, бывают нужны именно кредитки. При аренде машины за границей уже просят кредитку для залога, дебетовую не хотят. (Даже если на этой дебетовой денег больше чем машина стоит)
В-третьих, редко но бывают случаи когда взять короткий кредит дешевле чем вынимать деньги из долгосрочных накоплений (как-то надо было помочь родственникам, а до конца 2-х летних вкладов оставалось 4 месяца, пошёл за кредитом с намерением погасить его когда вклад кончится)
Жильё без кредита купить не так то просто, а снимать может оказаться дорого. Скажем есть маленькие дети или животные, не все хозяева берут таких в квартиры с хорошим ремонтом.
Как рассказывают товарищи, переехавшие в Долину, там даже снять квартирку без кредитной истории трудно. Пока российские истории никак не влияют на американские, но что будет в будущем?immaculate
07.05.2017 06:58Теоретически все так и есть, на практике, если и буду брать кредит, то для покупки жилья.
Что касается аренды машины, то несколько месяцев назад арендовал в Таиланде авто в AVIS. Вполне взяли себе дебетовую карту. Затем арендовал там же (в Таиланде, но уже не в AVIS, конечно) мото. То же самое.
Кредиткой возможно удобнее, потому что блокируют деньги банка, а не собственные.
Про долину — ну, там вообще многое иначе, чем у нас. И с процентами, и с кредитами, и вообще со всем. Но читая reddit и другие англоязычные коммьюнити, регулярно вижу посты о том, как многие стремятся избавиться от credit card debt.
vmarunin
08.05.2017 06:43Ну вот при покупке жилья вам история может и пригодиться.
Кредит большой, надолго и каждый процент ставки вы прочувствуете. Кредитная история может полпроцентика и сохранить.
Надо запомнить про AVIS. Хотя у них на сайте
Debit cards are not accepted at some Avis locations and are not a recommended form of prepayment.
Credit card debt это один из самых рисковых долгов и один из самых дорогих. Во всех странах и всех локациях (разве что наши «кредит наличными под 1% в день» дороже)
У меня основная кредитка 34% годовых, убиться можно! Нельзя допускать долг под такие проценты, надо гасить в бесплатный период.
Тем более, что если недвижимость растёт в цене, то можно прийти в банк и попросить ещё денег. Если позволяет доход и залог (а домик вырос в цене!) то дадут.
vlivyur
10.05.2017 12:00Ваша дебетовая карта вполне могла оказаться кредитной с нулевым кредитом с точки зрения МПС.
neonox
05.05.2017 17:54Такая же ситуация. Но я решил быть более настойчивым. На следующий день, когда на карточку упала ЗП, сделал повторный запрос. В итоге одобрили 20К овердрафта)))
immaculate
05.05.2017 16:50+3Справедливости ради, Тинькофф — единственный банк из виденных мной, в котором мобильное приложение — это не продукт второго класса, на которое ресурсы выделяются по остаточному принципу. Все можно посмотреть и сделать в телефоне.
У других банков это часто не так. Бывает, что либо нельзя (или сложно) сделать перевод, или даже базовая информация о счетах/депозитах не отображается.
forgetable
05.05.2017 23:31Рокет ещё, у него вообще нет веб-приложения.
Akuma
06.05.2017 00:14На самом деле есть еще несколько таких же банков. Но все он появились лишь как копии Тинькофф. Причем не слишком вызывают доверие.
forgetable
06.05.2017 00:24Не знаю, сам сижу на рокете, очень доволен. По поводу Тинькова тоже очень много нехорошего ходит, с другой стороны, но если устраивает все, то и спорить нечего, полагаю.
23derevo
06.05.2017 14:04Mobile-First в действии. Думаю, позовем кого-нибудь из Тинькова рассказать про это на московском Mobius.
alltiptop
05.05.2017 18:33+1Очень опасный заголовок, там так же сказал что 45% все же используют. Пока все ок, но в целом в вебе тенденция странная когда десктопный сайт делают растянутым мобильным (с меню на всю страницу за кнопкой) или вовсе забивают на клиенты (как некоторые чаты)
Pilat
06.05.2017 04:20После вчерашней попытки получить кредит в тенькофф-банке он для меня перестал существовать как банк.
Причина простая — неаккуратность с процентными ставками. В документе с таблицей ежемесячных выплат указана ставка 17 процентов, в договоре, который подписывается — 27 процентов. Объяснить эту разницу не смог ни представитель банка, ни телефонный консультант. Так что его мобильный клиент что есть, что нет — банк стрёмный с моей точки зрения.
kresh
06.05.2017 12:12Я вот не могу больше пользоваться вашим мобильным приложением. потому что вы решили его более не поддерживать для 6 версии iOS, теперь оно просто не работает.
Palomnik
06.05.2017 17:07+2С учетом того, что данная версия перестала поддерживаться 3 года назад, а следующая, iOS 7 перестала поддерживаться более полугода назад, в том числе и в xCode нет возможности полноценно писать под эти версии, то это довольно логично. Ну а количество таких людей, с iOS 6, на рынке в России, измеряется сотням, что означает практическую нецелесообразность тратить время разработчиков на создание приложения для таких людей
rockin
06.05.2017 12:17+1Можно перефразировать заголовок таким образом «55% наших пользователей не используют все функции нашего интернет-банкинга»
Вы серьёзно через мобилку можете вбить инн-кпп-р/ч-назначение, чтобы кинуть на карту кого-то без комиссии? Ограничение для С2С сейчас вроде 20к в месяц, а дальше с комиссией.
Не используете? Значит, вы не используете эту функцию
Я тоже мобилки оплачиваю через мобильное приложение. И по уже созданным шаблонам плачу через мобильное приложение.
Но как только встаёт задачка «вбей много цифр», тут без десктопа вообще никуда. Р/ч, кто его никогда не видел, состоит из 20 цифр. Причём, посередине присутствует некоторое количество нуликов.
С мобильных дивайсов, с их кривым копи-пастом, это всё в мороку превращается.Vkuvaev
06.05.2017 12:58+1Это дело каждого пользователя, я пользуюсь только мобильным клиентом и на веб клиент заглядываю редко. И шаблоны я тоже с мобильного заводил. Единственная фича не найденная мною в мобильном банке — уведомление о поездке за границу, ей я пользуюсь, после звонка из службы безопасности сразу после попытки оплатить дорогую покупку в магазине находясь за границей. К слову был приятно удивлен и расторопностью и вежливостью.
dmitry_dvm
06.05.2017 15:13Если у вас вин10, то у них есть прекрасное приложение для этой ос. И таки на сайт опять же не придется лезть.
Ryav
10.05.2017 13:28Я писал в поддержку, повторюсь здесь: с телефонов/планшетов под Android нет возможности забронировать гостиницу на travel.tinkoff.ru, очень хотелось бы, чтобы это было поправлено.
Спасибо.
Kastrulya0001
Спасибо за клиент и за остальной сервис. Надеюсь и «Инвестиции» скоро будут не хуже.