Почему-то тему детей и бизнеса разделяют и считают ее узкой, как будто среди предпринимателей и топ-менеджеров нет родителей и никому это не интересно. Попробуем изменить это представления и приведем слова экспертов, которые представляют сами бизнес-структуры и сами заинтересованы в грамотном воспитании и образовании детей с начальной школы.
Впервые приехав в Петербург, форум собрал около 1000 гостей, а также авторитетных спикеров и ведущих экспертов в области обучения детей и родительского воспитания.
Тутта Ларсен, теле- и радиоведущая, создатель канала для родителей TUTTA.TV и мама троих детей
Наконец люди начали приходить к тому, что нужно начинать с желания ребенка, а не ребенка для школы. Мой ребенок пойдет в эту школу, потому что она элитная или, потому что она в нашем дворе. Но, возможно, ребенку эта школа не подходит. Главный критерий – это смотреть чем ребенок интересуется, какой у него характер, какие способности. Исходя из этого, можно выбрать подходящую школу. Также детей не стоит перегружать различными секциями и кружками, что может негативно повлиять на биологическое развитие. А если мы добавим к этому гаджеты, соцсети и прочее, то у ребенка «предохранители вылетают». Мне важно, чтобы мои дети выросли психологически здоровыми людьми.
В школе до 9 класса главное – это отношение между взрослыми и детьми, оно важнее, чем сам образовательный процесс. Должно быть не ребенок для школы, а школа для ребенка. Любой ребенок с самых малых лет жаждет знаний и познает мир, но ко второму классу школа начинает не нравится и может отбить любое желание учиться. Почему естественная тяга человека к познанию спотыкается о школу? По идеи школа должна это поощрять и создавать мотивацию для учеников, чтобы это не превращалось в рутину.
Павел Лукша, профессор практики МШУ Сколково
Прежние признаки успеха в виде золотой медали и красного диплома уже не гарантируют светлого будущего и даже настоящего. То, что работает сегодня, перестанет работать завтра. Что же надо уметь тем, кто хочет быть успешным в новом будущем:
• Нужно уметь быть творческими, так как именно творческие подходы отличают человека от машины. Места, где происходит автоматизация, – это в основном рутинная работа. Однако подразумевается не банальное творчество, а именно способность придумывать новое.
• Умение сотрудничать и, работая в команде, достигать успеха. Один в этом новом поле, увы, не воин. Поэтому важно развивать эмоциональный интеллект.
• Самый главный скилл в мире сверхнасыщенности – умение управлять своим вниманием и сосредотачиваться.
Юлия Сахарова, глава HeadHunter по Северо-Западу:
Стоит ориентироваться не на конкретные профессии, а думать о направлениях, которые будут востребованы:
• Все, что связано с человеком, его развитием и старением. То есть биотехнологии, медицина, фармацевтика, генетика.
• Инжиниринг: все большее количество устройств находится на границе живого с техническим.
• Информационные технологии, которые уже сейчас пронизывают все сферы жизни человека.
• Все науки, находящиеся на стыке дисциплин: нейропсихология, нейромаркетинг нейроэкономика, нейробиология и т.д.
• Умение критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение, уметь работать в команде.
• Базовое образование в идеале должно включать математику, биологию, шахматы, решение нестандартных задач. Чем больше математики, тем легче освоить практически любую профессию, считает эксперт.
Дмитрий Судаков, Руководитель проекта «Атлас новых профессий», рассказал, что будет с гуманитариями в будущем:
Я предложил бы вообще отказаться от деления на технарей и гуманитариев, это наследие эпохи индустриального образования, и оно уже неактуально. С точки зрения компетенций «гуманитарные» навыки будут не менее востребованы, чем технические, и больше всего выиграют те, кто будет сочетать знания и навыки из разных сфер.
Умение системно мыслить и работать с искусственным интеллектом пригодится в самых разных областях, так же, как и понимание исторического контекста и человеческих эмоций.
Вообще, понятие «профессия», я считаю, устарело — оно подразумевает какой-то фиксированный набор навыков и компетенций, а в мире будущего люди будут собирать и пересобирать его как конструктор, все время, осваивая что-то новое. И в скором времени умение это делать будет цениться гораздо больше, чем престижный диплом.
Юлия Селюкова, директор НП «Лифт в будущее» (АФК «Система»)
У школьников разделены знания о самом предмете и о том, как эти знания можно воплощать в жизнь. Учащиеся должны как можно раньше начать состыковывать практику со своими представлениями о предмете. Сейчас я вижу, что в школе этого не хватает и эту брешь занимает дополнительное образование: кружки, детские технопарки, олимпиады НТИ (национальная технологическая инициатива). Необходимо давать ребенку попробовать поделать что-то, а не читать лекции о том, как хорошо быть журналистом или программистом. Я говорю студентам, что чем раньше человек пойдет на практику, стажировку, попробует как-либо поработать по-настоящему, тем лучше.
Также хочу отметить, что хочешь – не хочешь, а цифровая грамотность у человека должна быть. Мы наблюдали это в сменах на наших проектных школах, когда приезжали девочки-биологи, и им на месте приходилось учиться программировать, а кому-то и паять. Например, одна девочка успокоилась и перестала плакать, когда у нее получилось паять и ей это даже понравилось.
Нина Яныкина, глава Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО
Мы хотим быть активными участниками процесса формирования правильной культуры и среды для развития человека с малых лет в нашей стране. Мы хотим знать и понимать, какими вырастут те дети, которые через несколько лет придут учиться в университет, будут делать новые научные открытия, создавать свои бизнесы, становиться преподавателями. И мы хотим, чтобы они были успешны и счастливы, чтобы создавали лучший мир для жизни сегодня и завтра. Наша задача — помочь и им и их родителям определиться в выборе жизненного пути, принципов, по которым они будут жить. В ближайшем будущем образование уже наверняка будет не таким, каким выглядит сейчас. Технологии идут вперед, мы наблюдаем взрывной рост EdTech стартапов, создаются новые формы и инструменты обучения. Но самое важное, на мой взгляд, что в ходе образовательного процесса закладываются ценности человека, и здесь нам нужно работать вместе – родителям и образовательным организациям.
Комментарии (22)
Hellsy22
10.05.2017 23:02Почему естественная тяга человека к познанию спотыкается о школу?
Потому что познание требует умственных усилий и концентрации внимания и вдребезги проигрывает в интересности как играм, так и банальному телевизору.MTyrz
11.05.2017 02:40Ребенок на познание заточен физиологически. Другое дело, что и школа, и в большинстве случаев семья тягу к познанию стараются уничтожить всеми возможными способами. Для них это неудобно, утомительно, и в некоторых случаях просто опасно. И очень удобно сваливать собственную лень и неумение на ужасные игры, ужасный интернет и ужасный телевизор. Еще дурную компанию, ога.
maxpsyhos
11.05.2017 03:15Вы понимаете, «жажда знания» — это не «жажда физики», полезность не является неотъемлемым атрибутом знания. Сюжет кино, столкновение мнений в телешоу, нюансы механики сетевой игры — это всё тоже знания. Только они, в отличие от условной «физики», специально заточены на то, чтобы приковывать интерес.
MTyrz
12.05.2017 03:45Да, «жажда знания» — это не «жажда физики». Это жажда знания вообще. Почему ветер дует, почему деревья качаются. Да, и как зарейдить босса — тоже.
Но как зарейдить босса — ответы есть, их даст комьюнити. Уже дало.
А вот почему деревья качаются — «потому, что кончается на У, отстань уже». Чувствуете разницу?
Hellsy22
11.05.2017 04:39Ребенок не заточен на познание вещей, требующих усидчивости, аккуратности и высокой концентрации внимания — не было такой потребности ни в дикой природе, ни на заре человеческой цивилизации. Кстати, в многопользовательских играх, даже в шутерах, дети тоже довольно плохи, в силу ровно тех же самых причин.
И очень удобно сваливать собственную лень
А еще удобнее строить гипотезы о мировом заговоре. Знаете, к школе может быть много вопросов, например — о составе программы, переполненности классов, низкой интерактивности, отсутствии справочной информации, плохой организации учебного дня, несоблюдении санитарных норм, непрофессионализме преподавателей, отсутствии учебных пособий и т.д., но все это не отменяет того факта, что практически все дети между учебой и развлечениями выбирают развлечения.kx13
11.05.2017 08:39все дети между учебой и развлечениями выбирают развлечения.
Да не только дети у взрослых то же самое.
Деградировать всегда проще и легче, чем развиваться.
Просто человек из сиюминутной выгоды выбирает то, что легче.
Но дети еще всегда могут осозновать к каким печальным последствиям приводит недостаток образования и вообще праздное развлечение вместо какой-то полезной работы, пусть и не очень интересной.
Hellsy22
11.05.2017 16:25Взрослым намного проще — с одной стороны тривиальные развлечения уже поднадоели, а с другой — концентрация внимания не представляет проблемы. Взрослый может для развлечения «залипнуть» в википедии или прочитать массу литературы по своему хобби, чтобы делать это лучше. Например, рисование. Дети любят рисовать, но читать про основы анатомии для художников, перспективу и светотень не станут, как и «набивать руку», предпочитая просто клепать перекошенных уродцев-мутантов.
saboteur_kiev
11.05.2017 17:49«Взрослым намного проще»
«концентрация внимания не представляет проблемы»
Ох, как вы заблуждаетесь…
Попробуйте не-айтишнику показать как вы пишете какой-нить мелкий скрипт и заставить его вникать в это хотя бы полчаса-час.
У детей есть возможность научиться концентрации. Взрослых зачастую уже невозможно ни научить ни заставить ни объяснить важность умения концентрироваться.Hellsy22
11.05.2017 18:34и заставить его вникать в это хотя бы полчаса-час
Разумеется, у всего есть пределы. Но ребенок потеряет внимание и начнет отвлекаться уже через полторы минуты.saboteur_kiev
12.05.2017 19:43Ну не знаю, возьмите десяток ваших взрослых знакомых не-айтишников, и попробуйте их привлечь, не сообщая суть эксперимента. Есть высокая вероятность, что вы в большинстве случаев даже начать не сможете, ибо у взрослых уже развито «я лучше знаю что мне надо»
kx13
12.05.2017 09:39Взрослый может для развлечения «залипнуть» в википедии или прочитать массу литературы по своему хобби, чтобы делать это лучше. Например, рисование.
Если человек (взрослый или нет, это не важно) читает что-то полезное (например то, что вы привели в примере), то это все развивает человека.
А под развлечением я понимаю такие действия, которые никак не развивают человека, например многие компьютерные игры, просмотр совершенно тупых передач, праздное безделье.
MTyrz
12.05.2017 04:13усидчивости, аккуратности и высокой концентрации внимания — не было такой потребности ни в дикой природе, ни на заре человеческой цивилизации.
Да-а?
На минуточку, на заре человеческой цивилизации, при присваивающем хозяйстве, источником пищи были охота и собирательство. Попробуйте добыть хотя бы ворону. Узнаете много нового о высокой концентрации внимания, усидчивости и аккуратности. Поищите грибы: усидчивость пропускаем, остальное по прежнему актуально.гипотезы о мировом заговоре
В очень большой части мира сидят на стульях и едят с тарелок. Это не заговор производителей мебели и посуды, а простое удобство пользователей.
Так вот, существующее положение тоже просто удобно. Родителям, от которых ребенок наконец отстал. Учителям, у которых на рыло по тридцать человек, и отвечать каждому заколебешься. Не надо придумывать мировые заговоры, это лишняя сущность.практически все дети между учебой и развлечениями выбирают развлечения.
Обычно к такой фразе добавляют, что вот автора фразы в детстве драли, как сидорову козу, потому он человеком и вырос. Надеюсь, вас сия чаша все же миновала.
Я прямо сейчас вынужден (живу у родственников, подготовка трактора) наблюдать такое дите, которое «выбирает развлечения». Выбор получается из одного. Дом заточен под еду, сон и уборку, там даже отвертки в заводе нету, зато есть порядок, все чисто и на своих местах. Во двор нельзя, район типа не тот. Да после 13 лет домоседства во двор уже и самому неохота. Читать научили только в школе — то есть интереса к чтению нет и не предвидится. Удивительное дело, и почему ребенок в танчиках сидит?..
Да потому и сидит, что больше заняться нечем. И всю жизнь нечем было.
Так понятнее?Hellsy22
12.05.2017 04:32Узнаете много нового о высокой концентрации
Грибы собирал еще в дошкольном возрасте, это занятие практически не требует концентрации мышления. Свою первую птицу поймал где-то лет в 8. И поверьте, ничто из вышеперечисленного даже близко не сравнится с зубрежкой таблицы умножения или правописанием, как в сложности, так и в вознаграждении — не вызывает успех в зубрежке восторга и чувства победы.
потому он человеком и вырос
Нет, просто развлечений было мало. Я вот программировать всерьез начал, когда переиграл на своей «Микроше» во все игры и захотел себе еще. Открыл таблицу машинных кодов и понеслось…
почему ребенок в танчиках сидит
Ага, почему? Почему не в википедии? Не на образовательных каналах в Ютубе? Да хотя бы в онлайн-библиотеке в конце-концов! Где же его великая жажда познания мира, ведь перед ним просто океан возможностей? А нет ее.MTyrz
12.05.2017 05:11Ага, почему? Почему не в википедии?
Потому, что:Читать научили только в школе
Читать надо учить до школы, и задолго до школы. Это принципиально. Тогда, в числе прочего, с правописанием проблем тоже не будет.
Каждый первый организм, выбирающий только развлечения (что как составная часть, развлечения необходимы, я надеюсь, вы спорить не будете) — это родительский продолб в диапазоне от года до пяти лет. Дальше уже поздно, полимеры тю-тю.
В этом возрасте идет крайне активное накопление информации, в том числе социально приемлемых и желательных способов поведения. В первую очередь с родителей, потому как а еще с кого? Причем не осознанным запоминанием, а импринтингом. И если ребенок импринтирует папашу с пивасиком за телевизором, да орущую мамашу — привет горячий накоплению знаний.
В описанном случае не было орущей мамаши, оба родителя приползали с работы ближе к ночи, вопрос про уроки, посмотреть футбол полчасика — и на боковую до следующего рабочего дня. Ну и результат соответствует.это занятие практически не требует концентрации мышления.
Выше вы писали про концентрацию внимания, и отвечал я вам про внимание. Это очень разные вещи.Я даже программировать-то всерьез начал, когда переиграл на своей «Микроше» во все игры и захотел себе еще.
Во-от. Это совершенно нормальный механизм перехода от игры к труду.
Я так химией увлекся в школе: увидел у друга (уже увлекающегося) домашнюю лабораторию с колбами, ретортами и кучей реактивов. Прикольно же! В результате первые места на районных олимпиадах… только уже в другой школе. Тоже прикольно, правда? Больше тридцати лет прошло, а завуча той школы ненавижу, как будто все вчера было.
И еще один пример из школьной жизни. Самыми дурацкими, скучными, неинтересными и бестолковыми предметами я считал ботанику и географию. И учебники дурацкие, и учителя, если честно, не лучше.
… В лучшие годы моей жизни я занимался флористической географией. Но школа тут не виновата: она честно сделала все, чтобы от этих предметов меня тошнило.
Такие дела.Hellsy22
12.05.2017 06:23то родительский продолб в диапазоне от года до пяти лет. Дальше уже поздно
Вот это все неплохо бы доказать. Поскольку или 99.9% родителей совершают эту ошибку и только вы все знаете точно, или же дело вовсе не в родителях, а в прошитых в инстинктах механизмах вознаграждения.
Кстати, читать (и даже писать)абсолютное большинство современных детей учится еще в детском саде. Но кому интересна книга, когда можно круглый день смотреть мультики и приколы или играть во что-нибудь?MTyrz
12.05.2017 06:4899.9% родителей совершают эту ошибку
Вы так уверены в числе?
По моим наблюдениям, процентов двадцать родителей этой ошибки не совершают.
дело… в прошитых в инстинктах механизмах вознаграждения.
Механизмы вознаграждения прошиты не в инстинктах, а в мозгу. Инстинкты тут довольно сбоку.читать (и даже писать)абсолютное большинство современных детей учится еще в детском саде
Мотивация, кэп. Мотивация. Ребенка надо мотивировать, причем не кнутом, а пряником, и под каждого подбирать индивидуальный вариант. Это очень плохо формализуется, но странным образом работает.
А научить из-под палки по слогам читать про маму, которая мыла раму, это плохой вариант. Нерабочий.
(Справедливости ради нужно добавить, что я вообще-то плохо представляю себе, чему сейчас учат в детских садах, ибо повода нет. Но в любом случае результаты этого обучения всплывут лет через пятнадцать, не раньше)Вот это все неплохо бы доказать
Наличие самостоятельно обучающихся людей не принимается? В вашей модели их быть не должно вообще, биохимия бессердечна.
Или вы полагаете, что все самообучение происходит только из-под палки и прочей угрозы голодной смерти?Hellsy22
12.05.2017 08:16Механизмы вознаграждения прошиты не в инстинктах, а в мозгу
Первичные награды прошиты жестко. Вторичные награды связаны с первичными, но привязки к возрасту в 1-5 лет не имеют. Именно поэтому наши вкусы меняются со временем. Таким образом, ребенка, конечно же, можно научить получать удовольствие от чего угодно, но лишь если держать его в изоляции. Как только он откроет для себя мир игр — плакали все ваши старания.
Наличие самостоятельно обучающихся людей не принимается
Конечно принимается. Я говорю совершенно о другом — о том, что слабенький детский мозг не может получать удовольствие, когда в него впихивают чудовищно сложную для него школьную программу. А посамообучаться ковырянию в носу или бегу с воплями за другим таким же ребенком — такому детский мозг всегда рад. Лишь к подростковому возрасту начинаются какие-то проблески интереса к хоть к чему-то немного сложному.
Поэтому в некоторых других странах младшие классы представляют собой продвинутую версию детского сада — с детьми много играют, программа чуть ли не вдвое слабее советской, домашние задания минимальные и щадящие. Школа занимает 12 лет вместо 10, как было в СССР. Зато ребенок, в целом, доволен. По мне, так два года — не такая уж большая цена за подобное.MTyrz
12.05.2017 15:13Лишь к подростковому возрасту начинаются какие-то проблески интереса к хоть к чему-то немного сложному.
Я понимаю, что личный пример не показателен, но…
Понимаете, к первому классу (тогда это происходило в семь лет) я неплохо знал местную фауну жесткокрылых и основные таксономические группы насекомых (нет, энтомологом я не стал). Первой моей книжкой был «Винни-Пух» — а второй «Жизнь насекомых» Фабра. Была своя маленькая коллекция, экземпляров на сто, наверное. И определители. И всякая мелкая шняга: две расправилки, энтомологические булавки, морилка… спасибо отчиму, в свое время спершему это со своей тогдашней работы (лесопатологом). Это достаточно сложно, с вашей точки зрения?
Да, мне было интересно. Нет, играть с друзьями мне это не мешало, обратное тоже верно. Я полагаю, ровно потому, что у меня не было вот этого родительского продолба, и мама мною занималась очень много. И читать меня выучили в три года. И главное — мой интерес поддерживали, а не отмахивались и не запрещали «тащить в дом всякую гадость». Кстати, комментарии друзей я тоже помню: «да если бы я такое в дом принес, меня бы выпороли».
То, что вы описываете для некоторых других стран — видимо, хороший способ скорректировать этот изначальный продолб. Тогда да, другого варианта уже не остается, и два года вообще не цена.
kx13
11.05.2017 08:45Образование как часть бизнес процесса приводит к очень сильному расслоению образования. Что очень хорошо видно в капиталистических странах.
У кого есть деньги могу ребенку обеспечить достойное побразования.
У кого денег нет, те выбирают из того, что доступно.
Это при том, что личные качества ребенка (ум, трудоспособность, характер) но богатства родителей не зависят. И получаются, что многие достойные люди не могут себя полностью реализовать. Или для этого им требуются гораздо большие усилия.
saege5b
11.05.2017 09:11Одна говорильня.
Блин, сделал бы кто-то на андроиде/бб ютуб по 'белому списку' — т.е. что бы там можно было смотреть только то, что в подписках(плейлистах). А то у меня мелкая даже в 'детском ютубе' умудряется жути раскопать.
Молчу про единый образовательный портал.
В идеале неплохо было бы вообще выложить 'базу знаний' в виде записей всех лекций вузов.
Опять же, мелкая с удовольствием слушала лекции Светлова по истории древней Греции. По медицине что-то зашло.
Сейчас курсов много, но доступ к материалам жёстко ограничен как по времени, так и и местом откуда смотреть/слушать.
ProtoFaust
18.05.2017 14:16Ларсен молодец! Грамотный подход. Большинство родителей просто хотят сделать либо себе подобных, либо напихать деньгами, чтобы отстал. А чаще просто забивают. А личность в человеке таким образом не воспитаешь.
saboteur_kiev
«Мой ребенок пойдет в эту школу, потому что она элитная или, потому что она в нашем дворе. Но, возможно, ребенку эта школа не подходит. Главный критерий – это смотреть чем ребенок интересуется, какой у него характер, какие способности.»
Это потому, что с самого рождения интересоваться ребенком и развивать его.
А не за месяц до шести(семи)-летия внезапно поинтересоваться какой у него характер, чем он интересуется и запихнуть в «илитную» школу или очередной кружок.
А еще, очень порадовала Тутта Ларрсен ;)