Три месяца назад я проектировал корпоративный сайт. Имея хороший опыт, я подошел к задаче серьезно: провел аудит отрасли, определил цели бизнеса, описал задачи пользователей и на основе всего этого создал приятный и удобный интерфейс. Но, несмотря на все старания, мой дизайн был отвергнут. Я получил длинный список правок, расстроился и, чтобы не написать чего лишнего, закрыл ноутбук и отправился на улицу.
Свежий столичный воздух подействовал, и я начал понимать, в чем дело. Дизайн был хорош, да и заказчик вполне адекватен. Проблема, с которой, как оказалось сталкиваются тысячи дизайнеров по всему миру, была в другом.
Ошибка дизайнера
На старте карьеры, получая список правок, я сразу же приступал к редактированию макетов, после чего отправлял их обратно. Итогом подобной коммуникации становились недоработанные интерфейсы и диалоги следующего содержания:
— Это полная херня!
— Но я же все сделал, как вы сказали!
— Ты дизайнер. Не я должен тебе говорить, что делать и как.
— :(
Прошло немало времени, прежде чем я понял, что подобные конфликты никак не связаны с качеством макетов и личностью клиента, ведь год за годом уровень моих работ повышался, появлялись новые заказчики, но подобные диалоги все еще возникали. Поняв, что дело в другом, я посмотрел на эту ситуацию со стороны и увидел то, что многие упускают при работе с клиентом.
Эффективные коммуникации
Примерно в тоже время я дочитывал отличную книгу «Сожги свое портфолио», автор которой утверждал, что нетворкинг и коммуникации влияют на успех не меньше, чем качество работ. Эти слова вместе с личным опытом заставили меня посмотреть на процесс работы с клиентом по-новому.
Поставив себя на место клиента, я кое-что понял. Он же ничего не понимает в дизайне, а лишь ждет wow-эффекта от нашей работы, но когда получает статические макеты, большая часть которых состоит из белого пространства, замирает в недоумении.
Чтобы избежать этого, я с самого начала объясняю заказчику, что суть работы дизайнера не в создании спецэффектов, а в решении проблем бизнеса. Второе, о чем важно упомянуть?—?каждое визуальное решение основано не на вкусовом предпочтении дизайнера, а на понимании целевой аудитории сервиса. Зафиксировав это вначале, клиент будет понимать, что дизайнеры?—?это не потомки великих художников, а, как минимум, люди, использующие факты и логику. Осознав это, заказчик будет оценивать вашу работу через призму проблем бизнеса, а не визуальных ожиданий.
После этого я перестал отправлять макеты по почте. Идеальный вариант?—?личная встреча или хотя бы звонок. У клиента обязательно возникнут вопросы, на которые вы должны аргументированно ответить, показав свою подготовленность. А если вас не будет рядом, то вместо аргументированных ответов, клиент сделает ошибочные выводы, которые уведут ваше общение в сторону мелких деталей, обсуждение которых может затянуться и отдалить вас от главной цели.
Не рекомендую отправлять ссылку на прототип в InVision, поскольку возможность оставлять комментарии в один клик принесет вам огромный список порой неадекватных вопросов и опять же уведет от главной задачи.
Отличный вариант?—?видео. Продемонстрируйте основной путь пользователя от захода на сервис до целевого результата. Клиент получит ожидаемый wow-эффект и сразу увидит, как ваше решение упрощает использование продукта.
Как отправить макеты по почте и не облажаться
Бывают случаи, когда все-таки приходится отправлять макеты по почте. В этом случае я могу посоветовать несколько вещей:
— Обязательно описывайте процесс вашей работы. Почему вы сделали так, а не по-другому. Почему эта кнопка должна находиться именно здесь, почему она красного цвета и так далее. Это покажет, что каждое ваше решение обосновано.
— Отправьте видео. Очень просто создать анимацию в Principle, посложнее во Framer и After Effects. Было время, я создавал презентацию проекта в Apple Keynote (проект приняли).
— Перед отправкой макетов ответьте на простые вопросы, которые помогут избежать банальных ошибок. Ясна ли главная цель пользователя на каждой странице? Останавливается ли взгляд на нужных элементах и в нужной последовательности? Соблюдена ли визуальная иерархия? Соответствует ли визуальный вес элементов их роли в интерфейсе? Нет ли орфографических или пунктуационных ошибок?
— Ну и, напоследок, перечитайте задание и сверьте его с решением.
Когда я начал использовать эти методы, мои работы стали чаще принимать без правок, вследствие чего возросла уверенность и удовлетворенность работой, что для дизайнера и есть счастье.
Еще одна вещь
Вспомните начало статьи. Клиент не доволен работой, а дизайнер считает упреки необоснованными. Почему такое происходит? Почему два профессионала своего дела конфликтуют? Быть может, потому что они попросту не понимают друг друга? Вполне может быть.
Клиент не понимает суть работы дизайнера, в то время, как дизайнер, получая странные вопросы, считает клиента неадекватным. В итоге два вроде бы разумных человека конфликтуют.
А ведь такие случаи происходят регулярно. Вспомните истории, когда многолетняя дружба рушится, расходятся пары, судятся партнеры по бизнесу, начинаются войны. Вспомните об этом, когда у вас не ладится разговор. Не важно с кем. Быть может вы, как заказчик с дизайнером, просто не понимаете друг друга. Просто не слышите. А ведь это так отделяет нас от того к чему мы так стремимся?—?счастью.
Отличной недели!
Илья
Комментарии (15)
zxweed
10.06.2017 12:36+3а еще надо понимать, что со стороны заказчика обычно стоит менеджер, которому наплевать как на прибыль, так и на дизайн, ему просто нравится высказывать недовольство, радуясь, что хоть кем-то можно помыкать…
xtala
10.06.2017 12:59+2Мне интересно когда была пройдена та точка невозврата после которой Хабрахабр превратился в филиал унылейшего и давно сгнившего ЖЖ? Завели бы уже тогда тег ЖЖ и возможность заблокировать его, чтобы радостные словесные менструации хомяков не попадали в ленту к серьезным людям.
— Ну и, напоследок, перечитайте задание и сверьте его с решением.
Совет выше всех похвал. На конкурсе лучшая навигация года от капитана Очевидность он займет первое место.
К чему эта вода, автор? Графоманите?slutsker
10.06.2017 20:06+1соглашусь только в том, что без конкретных наглядных примеров — что и как стоит отправлять и чего не стоит — выглядит водянисто.
не думаю, что точка невозврата пройдена, но думаю, что было бы лучше, если бы серьезные люди больше писали статей, чем комментариев)
kirillsunday
11.06.2017 08:11Вы слишком жестоки)) Статья рассчитана, как я думаю, на аудиторию далекую от дизайна или для новичков, для меня например. Но я вас понимаю
Extremum
10.06.2017 19:28Почему эта кнопка должна находиться именно здесь, почему она красного цвета и так далее. Это покажет, что каждое ваше решение обосновано.
А вы представляете сколько времени займет настолько подробное описание каждого элемента в дизайне? Кто заплатит за это время дизайнеру? А кто будет читать такой объем информации?idzenski
11.06.2017 13:53Никто же не говорит доходить до фанатизма и описывать всё. Но вот ПОЧЕМУ она красная, а не черная, как хотел клиент, обьяснить стоит (и до того как сделать её красной).
Shortki
10.06.2017 20:13Если для представления дизайна нужно личное участие дизайнера, то в топку такой дизайн — с каждым посетителем сайта дизайнер тоже будет разговаривать и пояснять что к чему? Хороший дизайн говорит сам за себя, а халтуру без «лапши» не «впарить».
Конфликты это нормально, они возникают когда результат ещё сырой, дизайнер хочет «спихнуть», заказчик упирается и придирается к мелочам, хотя не подходит ему всё в комплексе, а он не может понять почему. Здесь нужно не присылать ворох вариаций на тему, а подумать и найти новый подход.idzenski
11.06.2017 13:54Я думаю речь идет о том, что статичный макет гораздо хуже чем личное присутствие диза, который может показать что где открывается, как работает или даже обьяснить на пальцах. Чем высылать клиенту статику и ничего не обьяснять.
vanyamba-electronics
11.06.2017 08:11Ваша проблема как дизайнера в том, что Вы пытаетесь убедить клиента в том, что если ложь обернуть в красивую обёртку, то получив такую конфету, клиент Вашего клиентане станет разворачивать фантик и смотреть, что же он купил такое. Понятно, что это не работает, и в бизнесе никто не покупает рекламу, а покупают услугу или товар.
gluck59
11.06.2017 10:01Отличного дизайнера встретил намедни…
Сдали нашей компании макет нового сайта, я начал натягивать его на CMS (я прогером тут тружусь) и вдруг директор обнаружила, что на какой-то странице какая-то графика не грузится. Глянул — файлы перенеслись на сервак корректно, незакрытых тегов нет, css классы вроде как соответствуют html, в общем с виду все ок.
И тут в шкайп звонит директор и добавляет меня в общий разговор с этим дезигнером. Описываю проблему, говорю что с первого раза найти косяк не удалось и прошу исправить.
И тут мне этот дизайнер прямо в присутствии нашего директора заявляет:
— Ну ты там по форумам поспрашивай, может помогут найти в чем причина. И исправь как найдешь.
Директор согласна и завершает разговор.
Вот это ж как нужно уметь себя преподнести, чтобы продать откровенную лажу и потом заставить заказчика ее чинить? Учитесь!inickua
11.06.2017 17:38Так это же проблема не с дизайном уже, а с версткой сделанной по макету, тогда вопросы к верстальщику если он там криво сделал. Ну а если дизайнер макет рисовал и сверстал косячно, то тогда — да, это может быть и его проблема. Если программист специализируется чисто в back-end, то тогда с этим должен разбираться тот человек который делал front-end или более компетентный специалист, который специализируется на front-end.
idzenski
11.06.2017 13:52На самом деле, всё даже проще.
Клиент заказывает строительство дома. Двухэтажный кирпичный дом, а окна должны выходить на лужайку. И в ВАШЕЙ ответственности как строителя донести до заказчика информацию, почему желательно брать именно такой кирпич, вход сделать здесь, окна чтобы смотрели на эту сторону и т.д.
Клиент платит деньги за профессионала, который скажет КАК лучше сделать и исправит клиента в случае чего, а не будет слепо исполнять его прихоти. Этого и не хватает — клиент должен чувствовать что его проблему решает человек более компетентный в этом вопросе, нежели чем он сам. Даже удивительно, как много людей упускают это из виду.
stokker
Главная ошибка состоит в том, что заказчику надо отправлять не пустые макеты, а картинку полностью оформленного сайта. Заполнить квадратики нужными изображениями не так уж и трудно.