Интернет теперь — настолько важная часть жизни человека, что отсутствие доступа к сети в ресторане или гостинице вполне может стать поводом для отказа от услуг соответствующих организаций. Поговорим об особенностях развертывания Wi-Fi-сетей в здании отелей, важных параметрах, а также об аппаратной составляющей.
 


О том, что каждый современный отель должен иметь в активе своих услуг доступ в интернет через Wi-Fi, и говорить не стоит. Однако конфигурация помещений и ряд других требований и особенностей делают эту задачу несколько специфической. Тут важно оценить степень распространения сигнала, правильно подобрать оборудование, ПО и при этом избежать лишних затрат.

Планирование


С точки зрения развертывания беспроводной сети типичная гостиница несколько сложнее офисного open space или кофейни. Да, плотность подключения клиентов здесь не так высока, но на распространение сигнала влияют стены, мебель, элементы интерьера, трубы и прочие инженерные сооружения. При этом для конечного результата (для предоставления качественной услуги постояльцам) крайне важно соотношение уровней сигнала и шума в любом месте гостиничного номера. Поэтому еще на этапе проектирования сети необходимо провести полноценное радиообследование и радиопланирование, позволяющие определить оптимальные точки размещения оборудования.
 
В рамках этого этапа задействуется специализированное оборудование и программное обеспечение. Не менее важна информация о характеристиках объектов, расположенных на пути распространения сигнала (вплоть до используемых материалов). Обычно анализ помех выполняется по чертежам и планам помещений. Расхождение реальной ситуации с планами может привести к критичной погрешности в результатах, поэтому целесообразно дополнять теоретические изыскания практическими измерениями.


Пример карты радиопокрытия этажа с гостевыми номерами одного из отелей, где проводилось радиообследование
 
Еще сложнее обстоит дело с новыми гостиницами. Зачастую заказчик еще на раннем этапе требует результаты радиопланирования, чтобы спроектировать кабельную инфраструктуру. Но на реальное распространение сигнала существенное влияние оказывают отделочные материалы, так что радиообследование бетонной коробки дает практически бессмысленные результаты.
 
В такой ситуации необходимы несколько оборудованных демо-номеров, в которых проводится радиообследование. Их отделывают и обставляют в первую очередь, а затем уже на основе полученных измерений (экстраполируя их на другие номера) проектируется кабельная инфраструктура всего комплекса.

Выбор оборудования


Есть два принципиально разных подхода к формированию инфраструктуры для предоставления услуги доступа к интернет. Первый — доработка существующего решения с целью улучшения его характеристик. Второй — внедрение нового комплексного решения.
 
Большинство гостиниц стремятся оптимизировать технологические затраты, поэтому выбирают первый путь — редизайн с улучшением покрытия и повышением емкости сети, но сохранением (по возможности) уже закупленного оборудования.

Второй путь в большей степени востребован новыми объектами.
 
В любом случае для организации качественного доступа понадобится дополнительное оборудование. Объем закупки рассчитывается, исходя из ожидаемой плотности подключений (в среднем 4-6 номеров на одну точку доступа).

При выборе новых устройств нельзя не учитывать специфику гостиничного «гостевого» доступа — как с технической, так и с эстетической точки зрения.  
 
Хорошая точка доступа для гостиниц должна быть двухдиапазонной. Устройство должно обеспечивать балансировку нагрузки, в том числе за счет функции Band Steering, позволяющей переключать в диапазон 5 ГГц клиентов с поддерживающими его устройствами, освобождая полосу в диапазоне 2,4 ГГц (для устройств, не поддерживающих второй диапазон).
 

 
В новых устройствах для беспроводной связи для помещений (то есть тех мест, где распространение сигнала затруднено перекрытиями, мебелью и т.п.) предусмотрена технология Beamforming, которая изменяет условия передачи сигнала в зависимости от особенностей окружения. Устройство определяет, по какому направлению потери сигнала наибольшие, причем решаться эта задача может как совместно с абонентским устройством, так и точкой доступа самостоятельно, в зависимости от поддерживаемых клиентом стандартов.
 


Стоит отметить и технологию, уже ставшую обязательной в сетях уровня Enterprise: Airtime Fairness, обеспечивающую защиту от «медленного клиента», который теперь не сможет монополизировать ресурсы точки доступа и не ухудшит общую производительность сети.
 
Кроме того, точка должна вписываться в интерьер гостиницы. Конечно, ее можно убрать и за фальшпотолок, но это может сказаться на дальности распространения сигнала, поэтому рекомендуется все же оставлять устройства на виду.
 
Точки доступа, предназначенные для монтажа в номерах, часто выпускаются в виде обычных розеток, чтобы не выделяться. Точки доступа для коридоров и иных помещений выпускаются в различных корпусах, имеют функцию отключения сетевых индикаторов. Дополнительно они защищены от краж, например, с помощью замка кенсингтон.
 
Для минимизации числа проводов, подходящих к точкам доступа, в современных устройствах реализуется питание по стандарту PoE (Power over Ethernet).
 
Такие факторы, как легкость настройки, особенности доступа к устройству через web-интерфейс и прочее, учитываются во вторую очередь, ведь предполагается, что решение нужно настроить один раз, после чего оно будет функционировать без дополнительных вмешательств. Хотя у отелей бывают собственные дополнительные пожелания относительно мониторинга и настройки закупаемого оборудования.
 

Проектирование и затраты


Если речь не идет о разработке индивидуальных решений, задействующих специфическое ранее закупленное оборудование, гостиницы вполне могут использовать типовые проекты от крупных производителей. В качестве примера такого подхода — проект построения беспроводной сети в гостинице на 80 номеров на базе нашего стандартного оборудования.
 


Приблизительные затраты на оборудование для такой сети — около шести тыс. долларов США.
 
Наименование 
Описание 
Количество 
Стоимость за единицу, у.е. 
Общая цена, у.е. 
Шлюз 
 
 
 
TL-ER6020
SafeStream гигабитный VPN-маршрутизатор с 2мя WAN-портами
1
147
147
Коммутаторы 
 
 
 
T2600G-28TS
JetStream 24-портовый гигабитный управляемый коммутатор 2 уровня с 4 SFP-слотами
1
270
270
T1600G-28PS
JetStream 24-портовый гигабитный Smart коммутатор PoE+ с 4 SFP-слотами
2
400
800
Точки доступа
 
 
 
 
CAP1750
AC1750 Wi-Fi двухдиапазонная гигабитная потолочная точка доступа
30
153
4590
AC50
Wi-Fi контроллер точек доступа
1
48
48
Итого
 
 
 
5855

Программные компоненты


Вместе с оборудованием для предоставления беспроводного доступа нередко внедряется и удобная система авторизации, поскольку пароль, печатающийся на чеке или написанный на одной из страниц папки с приветственной информацией в номере, — это такой же пережиток прошлого, как медленное соединение или постоянные обрывы связи.
 
Авторизация при помощи SMS или страницы в социальных сетях дает отелю некоторую информацию о госте, которая при анализе в массе позволяет изменить параметры предложения под целевую аудиторию. Технологии дают не только имиджевые плюсы, но и вполне монетизируемые маркетинговые данные.
 
Дополнительно можно использовать приложения для мобильных телефонов или аналогичные сервисы, которые часто предоставляются совместно с IT-партнерами с целью экономии на разработке.
 
Аналогичным образом в партнерстве с ведущими легальными OTT-сервисами постояльцам можно предложить потоковое видео в качестве альтернативы гостиничному телевидению.

Пример из жизни


Один из последних примеров реализации комплексного проекта по организации беспроводного доступа — Wi-Fi в четырехзвездочном City Seasons Дубай.

Отель относится к сети одного из лидеров гостиничного бизнеса ОАЭ — City Seasons Group. Четырехзвездочные гостиницы группы помимо Дубая расположены в Абу Даби, Аль-Айне и Маскате.
 

 
Ранее в City Seasons Дубай уже была развернута сеть Wi-Fi для предоставления гостевого доступа на базе оборудования другого поставщика. Однако она не решала всех задач гостиницы, в частности, у сотрудников не было возможности централизованно управлять сетью и осуществлять ее мониторинг. Потребность в этих инструментах появилась в ходе развития предложения для гостей — в первую очередь для предоставления дополнительных услуг на базе беспроводной сети. Кроме того, необходимо было расширить покрытие беспроводного сигнала и обеспечить бесшовный роуминг между точками доступа во всех зонах отеля.
 
В рамках разработанного проекта в номерах гостиницы были установлены точки доступа EAP115-Wall, а в остальных зонах — EAP320.
 

EAP115-Wall N300 настенная точка доступа Wi-Fi, поддержка PoE, линейка Auranet
 
По словам нашего партнера, Wi-Fi провайдера и системного интегратора, компании Connectum, специализирующегося на подобных проектах индустрии гостеприимства в России, «EAP115-Wall — это как раз то полезное устройство из практики, вошедшей в новые редакции IT-стандартов отелей ведущих мировых брендов. Речь идет о размещении таких настенных точек доступа непосредственно в номерах, а не в коридоре, как это было принято раньше. Это обеспечивает уверенный и стабильный прием, высокую скорость передачи, распределение нагрузки от постояльцев, которые, возвращаясь в отель, вдруг начинают качать фильмы и пользоваться видеосвязью с планшетов.

В точке доступа предусмотрен и проводной порт RJ-45/Ethernet, который можно использовать для доставки видео контента на телевизор или подключения IP-телефона».




EAP320 AC1200 гигабитная двухдиапазонная потолочная точка доступа Wi-Fi линейки Auranet
поддержка 802.11ac, MIMO, TurboQAM, Airtime Fairness, Beamforming, Band Steering, PoE

 
Дополнительно был внедрен программный EAP-контроллер для управления и мониторинга сети. IT-департамент гостиницы рассматривал и другие предложения (от других вендоров), однако комплект нашего оборудования оказался оптимальным по соотношению цены и качества.
 
По мнению компании Treolink, которая проектирует, инсталлирует и обслуживает вычислительные сети для клиентов сегмента HoReCa, «точки доступа WiFi TP-Link семейства Auranet обеспечивают беспроводной доступ к сети на скоростях до 1300 Мбит/с. На базе программного или аппаратного контроллера они объединяются в бесшовную сеть, в которой гибко разграничиваются права доступа, настраивается резервирование и ограничение полосы пропускания, авторизация клиентов по SMS, профилям социальных сетей, временным ваучерам доступа. При этом в гостевых сетях Wi-Fi клиентские устройства полностью изолированы как друг от друга, так и от ресурсов корпоративной сети, что гарантирует соблюдение политик информационной безопасности предприятия».
 
Кроме того, не стоит забывать про проводную часть сети. Наши партнеры из компании Treolink комментируют: «На базе коммутаторов TP-Link серии JetStream строятся высокопроизводительные проводные сети и обеспечивается питание для устройств, поддерживающих PoE — точек доступа Wi-Fi, камер видеонаблюдения, телефонных аппаратов. Коммутаторы позволяют разделить сети на логические, изолированные друг от друга сегменты, настроить списки контроля доступа, авторизацию. Они очень стабильно работают, поддерживают стекирование и агрегацию портов, что очень часто выручает в сложных сценариях при создании ядра крупных (свыше 1000 хостов) сетей».

Вместо заключения


Беспроводная сеть с хорошим покрытием и стабильным доступом к интернету открывает перед отелем массу возможностей. Например, она позволяет в любой точке использовать мобильные терминалы оплаты услуг, установить банкоматы или иные терминалы самообслуживания. Кроме того, появляется возможность внедрить IT-инструменты автоматизации бизнеса через смартфоны и планшеты для персонала, что позволяет упростить управление отдельными службами — банкетной, горничной, кейтеринговой. А крупные мировые гостиничные сети уже тестируют различные формы мобильных приложений для самих гостей, предлагая инструменты удовлетворения своих потребностей при минимальном контакте с персоналом, которые становятся доступными при подключении к интернету или Wi-Fi сети гостиницы, что особенно удобно для гостей из других городов или стран.


 


Эта тенденция наиболее заметна в сегменте luxury, где для данного явления уже даже появился отдельный термин — low-touch luxury (или «бесконтактная роскошь» или бесконтактный комфорт) — т.е. премиум-сервис, который можно получить при минимальном соприкосновении с персоналом.
 
Есть еще один интересный сервис для зарубежных постояльцев, по словам компании Connectum: «Иностранным гостям полезно предлагать Wi-Fi „с собой“. Получив мобильный LTE-роутер на стойке в лобби, гость остается с гостиничным Wi-Fi в любой точке города, что выводит искусство гостеприимства на новый уровень».
 
У нас они, кстати, тоже есть, например, M7350.
 
Не все из перечисленных сервисов необходимы дешевому пансионату, но потребность в качественном беспроводном доступе практически не зависит от звездности и целевой аудитории отеля. Лучше всего это на текущий момент понимают в Молдове, Украине и Белоруссии — в этих странах, согласно недавнему исследованию HomeToGo, 90 и более процентов объектов «отпускного» размещения имеют Wi-Fi. В десятку стран с максимальной «интернетизацией» временного жилья входит и Россия. В этих условиях обновление инфраструктуры — это уже вопрос не конкуренции с ближайшими соседями по рынку, а выживания среди множества гостиниц, уже расширивших спектр своих цифровых услуг.
Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (59)


  1. Meklon
    21.06.2017 18:28
    +3

    Добро пожаловать на Хабр) надеюсь будет больше публикаций от инженеров и IT-специалистов. Хочется обзора домашних решений для беспроводных сетей. Особенно с несколькими точками доступа.


    1. usachev
      21.06.2017 18:55
      +1

      Спасибо!
      В плане несколько публикаций, это только начало. :)


    1. olya_lya
      21.06.2017 19:08
      +1

      Спасибо, Meklon :) мы постараемся!!!


  1. staker
    21.06.2017 19:14
    +6

    Авторизация при помощи SMS или страницы в социальных сетях
    Нет, спасибо.


    1. usachev
      21.06.2017 19:30

      Что не так?


      1. Bonio
        21.06.2017 21:02
        +8

        Все нет так. Я не обязан иметь страниц в соцсетях для того, чтобы пользоваться интернетом. И номер телефона тоже передавать всем подряд не обязан (чтобы потом на него спам принимать, ага).
        Выдавайте пароли от wifi вместе с ключами от номера, иначе это выглядит, как дискриминация определенной части клиентов (если иных вариантов, кроме sms и соцсетей нет, конечно же).
        В любом случае это должно быть опциональным способом авторизации, а не единственным.


        1. usachev
          21.06.2017 22:00
          +5

          Конечно же можно привязать вас в номеру (не телефонному, а гостиничному) и выдать вместе с ключами при заезде — это не проблема вообще, мы не писали, что смс а соц.сети — единственный способ, просто он сейчас самый популярный и относительно простой.

          Неважно как ваши паспортные данные будут получены — на ресепшене при регистрации в PMS или через смс, закон позволяет любой вариант, но закон обязывает — это факт.


          1. ls1
            26.06.2017 11:37

            А можно ссылку на закон/параграф которыми в данном случае надо руководствоваться?


            1. usachev
              26.06.2017 11:45

              К примеру, тут: https://rg.ru/2014/08/05/svyaz-site-dok.html


    1. SpiritOfVox
      21.06.2017 19:34
      +1

      У вас скоро не будет иных вариантов. Родина желает знать кто пускает пакеты в сеть.


      1. usachev
        21.06.2017 19:38

        Мы соблюдаем закон, вот и все.

        Смс-авторизация делается по желанию, мы лишь даем удобный инструмент для этого.


  1. SpiritOfVox
    21.06.2017 19:36
    +2

    Есть разница в программном и «железном» контроллерах? Какие у них функции помимо централизованной раздачи настроек? Как обеспечивается роуминг между точками? Какие используются протоколы для роуминга?


    1. TP-Link
      22.06.2017 10:45

      Аппаратный контроллер использует протокол CAPWAP для общения с точками доступа, поднимая до них туннель и непрерывно обмениваясь служебной информацией, программный же, периодически опрашивает их состояние. Сейчас ведутся работы по улучшению и добавлению функций в аппаратный контроллер, так например, в ближайшее время для этой линейки оборудования будут реализованы стандарты 802.11k и 802.11v, что позволит контроллеру предлагать клиентам для подключения менее загруженные и с лучшим уровнем сигнала точки доступа. На данный же момент, возможно только отсекать клиентов с низким уровнем сигнала, чтобы они могли переподключиться к ближайшей к ним точке доступа.


      1. SpiritOfVox
        22.06.2017 13:11

        Раз у вас в данный момент реализован только сброс клиентов скорректируйте пожалуйста текст в статье так чтобы было понятно — роуминга на текущий момент нет.

        Кроме того, необходимо было расширить покрытие беспроводного сигнала и обеспечить бесшовный роуминг между точками доступа во всех зонах отеля.


        1. TP-Link
          22.06.2017 15:18

          При использовании точек доступа TP-Link, реализация роуминга подразумевает возможность для клиентов Wi-Fi сети переходить между точками без повторной авторизации. При этом клиенты видят одну сеть (SSID) и могут свободно перемещаться по ее зоне покрытия.


          1. SpiritOfVox
            22.06.2017 15:44

            Покажите тогда как это работает. Например, можно использовать лог программ показывающих как телефон переходит от точки к точке. Хотя может у вас есть специализированное оборудование для диагностики сетей.


            1. TP-Link
              23.06.2017 16:47

              На видео слева данные по подключению к беспроводной сети (уровень сигнала, шума, SNR, SSID, канал точки доступа). Справа онлайн трансляция новостного канала. Роуминг происходит на 0:33; 0:44; 0:55; 1:05, при этом трансляция не прерывается. Мы не утверждаем, что роуминг будет незаметен при передаче голосового трафика, но в зависимости от чувствительности приложения, потеря голоса может составить 3-4 секунды, при этом в большинстве случаев связь не оборвется. Видео немного прерывисто, но это произошло вследствие конвертации формата.


              1. Danger4661
                26.06.2017 17:37
                +3

                Ну сколько можно затирать как безграмотным школьникам, что когда видео не прерывается значит связь хорошая?
                Видео не прерывается потому, что оно буферизуется, если смотреть видео с видео хостинга оно ещё пол минуты будет показывать вообще без сети.
                Недавно был на презентации Хьюлетов где они тоже на видео с ютуба показывали как у них быстро сеть сходится, а то что это на самом деле MSTP которому положено 2 секунды сходиться решили не вспоминать, ведь это же их дорогое оборудование хорошо работает, а не свободный и стандартный протокол.
                И вы точно такие же молодцы: при переходе между точек с одинаковым SSIDом и одним DHCP (естественно им надо быть в одной сети а не в разных) переавторизация происходит моментально, для этого никаких контроллеров и одновендорных решений не надо.
                А вот граница зон покрытия (когда клиент держится за дальнюю точку пока не отпадёт по отсутствию сигнала) может доставить некоторые проблемы.


                1. TP-Link
                  26.06.2017 17:38

                  Видео показывает, что для рядового использования сети как то, серфинг в интернете, просмотр видео, пользователь не будет испытывать неудобств, а за счет функции сброса клиента при достижении определенного значения RSSI, устройство не будет до последнего держаться за дальнюю точку доступа. Опять же упоминаем, что это не касается голосового трафика.


                  1. SpiritOfVox
                    27.06.2017 01:47
                    +1

                    У вас сброс клиента точкой происходит только по RSSI или другая точка должна видеть этого абонента?


                    1. TP-Link
                      28.06.2017 11:58

                      На данный момент сброс клиента можно осуществить по пороговому значению RSSI и максимальному кол-ву клиентов на радио-интерфейсе (оба значения настраиваются). В новых устройствах, будут реализованы протоколы 802.11k и 802.11v, которые уже позволят предлагать клиенту менее загруженную точку доступа с лучшим сигналом.


                      1. SpiritOfVox
                        28.06.2017 13:10

                        Всё же на основании всего сказанного на данный момент вы лукавите в фразе:

                        Кроме того, необходимо было расширить покрытие беспроводного сигнала и обеспечить бесшовный роуминг между точками доступа во всех зонах отеля.

                        Технологии облегчающие роуминг у вас на данный момент не реализованы. Подтверждение в последнем комментарии.


                        1. TP-Link
                          30.06.2017 03:04

                          Бесшовный роуминг подразумевает возможность сохранять подключение клиента при переходе от одной точки доступа к другой, что и было осуществлено в описанном кейсе. Мы ведем работу в том направлении, чтобы при миграции клиента от точки к точке, переход был бы не заметен для клиента вне зависимости от используемого приложения и типа трафика. В озвученном комментарии фигурируют точки доступа EAP220, которые находятся статусе EOL(end of life), в описанном нами примере используются новые точки доступа.


      1. Nikopol25
        22.06.2017 22:48

        Можно настроить точки через контроллер и отключить его или требуется постоянная связь с ним?


        1. TP-Link
          23.06.2017 10:12

          Если связь до контроллера пропадет, то точки доступа продолжат предоставлять сеть, но некоторые функции, которые завязаны на контроллер будут недоступны, как пример если задействован captive portal, то новые клиенты не смогут авторизоваться, хотя уже авторизованные продолжат пользоваться сетью.


  1. SpiritOfVox
    21.06.2017 19:39

    У вас самостоятельное оборудование или это другая коробочка для той же начинки, что и у Edimax?


    1. usachev
      21.06.2017 20:02
      +2

      Всё железо делаем сами на своей собственной фабрике и со своим собственным R&D. Ничего не EOMим.

      Немного приоткрывая карты, мы об этом тоже расскажем на Хабре, как именно делается продукция и какие этапы проходит.


  1. Dmitry_4
    22.06.2017 07:48
    -5

    Точка доступа за 130 долларов?
    Вы с дуба там рухнули?
    Для отеля сойдет самая простая и дешевая, лишь бы не зависала.


    Да, не надо приплетать про 'корпоративные' решения, как ЭТО работает, я вижу в московском метро.


    1. usachev
      22.06.2017 10:48

      Всё же зависит от отеля, ведь правда?

      Мы видим сейчас тренд к модернизации wifi-сетей в гостиницах — своеобразный виток, который заставляет отели более грамотно относиться к услуге wifi, так как технологии развиваются, сейчас почти все устройства уже поддерживают 5Ггц и АС-стандарт, таким образом если сеть отеля до сих пор на 150-N стандарте — это тоже может сказаться на его репутации, особенно если это сетевой отель, а не частный «а ля у моря» :)

      Все больше и больше сервисов позволяет предоставлять гостю интерактивный контент за пределами номера — к примеру, имея вайфай на береговой линии отеля можно смело идти туда с планшетом, чтобы смотреть видео непосредственно на пляже, не привязываясь к номеру, где, возможно был начат просмотр этого видео.

      Это все требует современных технологий и 130 долларов для точки MIMO 3x3 AC-стандарта — это правда очень приятная цена.


    1. cepera_ang
      24.06.2017 11:26
      +1

      Да конечно, блин, самая простая. Интернет в отелях — это почти всегда боль, видимо как раз из-за таких ребят, как вы.


  1. Nikopol25
    22.06.2017 11:14

    Самому нравиться продукция TP-Link, но вопрос какое преимущество у вашего оборудования над ubiquiti?


    1. dklm
      22.06.2017 13:47

      А вы посмотрите чуть подробней на «сервер управления», найдете много общего ;-) я думаю это не спроста.


    1. TP-Link
      22.06.2017 14:00
      +1

      Идеологически и технически решения очень похожи. Из преимуществ — это однозначно цена, сервисные центры в России, русскоязычная поддержка, а также 3 года гарантии на беспроводное оборудования сегмента СМБ.


  1. dec123
    22.06.2017 11:14

    Решение описанное в статье — подходит только для небольших и не сетевых отелей.
    В статье не ничего сказано про работу контроллера сети, Wi-Fi роуминг, отдельные подсети для оутлетов отеля…
    Прошу прощения, а как Ваша сеть взаимодействует с PMS системами, например Fidelio или Opera…


    1. TP-Link
      22.06.2017 14:27

      Решение подходит для разного уровня отелей как сетевых так и не сетевых. Единственное, зачастую у сетевых отелей есть стандарты, по которым можно устанавливать только оборудование конкретных производителей. Вопросами интеграции с PMS системами еще не занимались, но планируется к выпуску специальный гейтвей, после чего вероятно вопрос сдвинется с места. Но и на данный момент можно установить коммутаторы, точки доступа TP-Link и сервер поставщика услуг, который будет взаимодействовать с PMS системами.


      1. dec123
        22.06.2017 14:51

        Сертифицируйте Fidelio interface, это очень не быстрая процедура.
        Гость в отеле не будет ждать когда у Вас заработает биллинг привязанный к PMS, сервис должен быть доступен всегда.
        Ваши точки не совсем подходят для конференц-сервиса в отеле, т.к. при одновременном подключении более 30-50 пользователей на точку качество сервиса будет падать.


        1. TP-Link
          23.06.2017 10:24

          Как было сказано выше, возможно интеграция с PMS системами будет реализована, но точно не раньше выхода специального эксес гейтвея.
          Согласен, что на данный момент точки не могут обеспечить достаточную плотность подключений, но до конца года будет доступна новая двух диапазонная точка доступа, которая поддерживает 150 пользователей на каждый радио-интерфейс.
          Вообще сейчас активно развиваем именно беспроводное оборудование в СМБ сегменте, поэтому планируется к выпуску много новых девайсов.


          1. dec123
            23.06.2017 12:56

            какое ПО для биллинга Вы планируете использовать в будущем?
            Будут ли Ваши точки работать связке с замками? (например компания Milestone внедрила фукционал работы системы CCTV с замками Salto на базе WiFi )
            также очень хочется уйти в отеле от карточек лояльности и переложить этот функционал на Wi-Fi систему…


            1. TP-Link
              23.06.2017 15:59

              Никакой конкретики на данный момент нет, от кол-ва запросов и экономической выгоды будет вынесено решение о целесообразности реализации данного функционала.


  1. Xenos_rus
    22.06.2017 11:15

    Почему редко используется вариант повесить снаружи одну-две точки и «заходить» в номера через окна?
    Очевидно, что в этом случае инфраструктура становится в разы проще.


    1. eagleivg
      22.06.2017 11:22

      Выгода неоднозначна, внешнее исполнение дороже стоит.


      1. severgun
        22.06.2017 16:30

        Обслуживание тоже дороже


    1. SpiritOfVox
      22.06.2017 13:15

      Светить в окна нужно с некоей опоры, если снаружи нет мачт или чужие здания, то чисто технически трудно повесить там точки. Помимо этого сигнал будет ослаблен стенами и, возможно, металлизированными окнами. В общем внешняя подсветка возможный, но не безпроблемный вариант.


    1. TP-Link
      22.06.2017 14:16

      Откровенно говоря, ни разу не встречал такой вариант реализации беспроводной сети в помещении, если где-то сделано именно так, то, скорее всего, объект специфичный, т.к. на распространение сигнала сильно влияют толстые внешние стены (бетон/металл/кирпич), окна (стекло). И как правильно подмечено ранее, подобный монтаж точек доступа довольно сложный.


    1. SpiritOfVox
      22.06.2017 14:23

      И ещё не следует забывать о правилах, внутри здания точки легальны, а вот вешать их на улице можно только получая выделенные частоты.


    1. dec123
      22.06.2017 14:57

      в номер можно заходить и используя IPTV. Например совместив IPTV box c Wi-Fi точкой (такие решения предлагала когда то компания AT-vision)


    1. grumbler66rus
      28.06.2017 06:52

      Наверное потому, что внешние стены — несущие из хорошего железобетона, а внутренние — гипсовые или пеноблочные перегородки. Не каждый любит сидеть с ноутбуком на подоконнике :)


  1. eagleivg
    22.06.2017 11:15

    Вот вопрос: а зачем вообще в отеле с кучей стенок использовать 5ГГц? Он же хуже через стенки пробивает, а устройства с ним дороже стоят? Не выгоднее ли (с точки зрения заказчика, конечно) напихать более дешевых точек 2.4 ГГц-only с хорошими антеннами?


    1. TP-Link
      22.06.2017 14:11

      Производительность диапазона 5ггц выше, кол-во каналов, которые возможно использовать также больше, зачем же отказываться от его использования? Радио-планирование и радио-обследование проводятся как раз для того, чтобы найти оптимальный вариант расстановки оборудования, когда SNR соответствовал бы требованиям заказчика на обоих диапазонах.


  1. Rous-man
    22.06.2017 11:15

    На маршрутизаторах TL-ER6020/6120 не работает банальный доступ по HTTPS, проблема известна уже очень давно, но не исправляется. Вы предлагаете с таким подходом к безопасности строить на вашем оборудовании корпоративные решения?


    1. TP-Link
      23.06.2017 09:30

      Потолочные точки доступа гарантируют безопасность данных. Вне зависимости от того, что используется на роутере, доступ на точки осуществляется через контроллер или SSH (stand alone режим). Гости будут лишены всякой возможности попадать в корпоративный сегмент, если стоит такая задача. Доступ извне на роутер защищён шифрованным туннельным соединением


      1. dec123
        23.06.2017 12:49

        если не затруднит — раскажите пожалуйста как происходит обнаружение помех и смена канала.

        и очень интересный аспект — обнаружение и борьба с фейковыми точками.


        1. TP-Link
          23.06.2017 15:56

          Сейчас смена канала происходит по следующим образом, точка доступа при загрузке проверяет радио-эфир и выбирает наиболее свободный канал. Логика не самая лучшая и в большинстве случаев ее не следует применять, поэтому мы рекомендуем использовать статические каналы.
          Обнаружение вражеских точек есть, функционала, который каким-либо образом на них влиял нет. При использовании контроллера, точки доступа могут обнаруживать другие точки доступа, которые светят тем же SSID, но не находятся под управлением контроллера.


    1. TP-Link
      23.06.2017 15:20

      В новый версии маршрутизатора TL-ER6120 будет реализована поддержка SSL для этих целей.


    1. grumbler66rus
      28.06.2017 06:50

      Тут вы слишком придирчивы. Как раз корпоративные решения предполагают, что есть Management VLAN, в котором нет никого, кто может отснифить пароль.
      Да, я знаю, что «безопасность системы равна безопасности каждого её элемента». Только учитываю, что элемент тут не отдельный интерфейс, а функциональная единица. Интерфейс управления коммутатором изолирован VLAN и файрволом.


  1. ip27
    22.06.2017 15:55

    Довольно интересная статья.


    1. olya_lya
      26.06.2017 21:56

      ip27 спасибо :)


  1. grumbler66rus
    28.06.2017 06:45
    +1

    Я попробовал две EAP220 с программным контроллером. Из-за глюков пришлось отказаться от использования контроллера, сейчас точки работают индивидуально. SSID один, каналы разные, зоны покрытия обоих точек перекрываются.
    Сами точки действительно удобные: настраиваются легко, поддерживают VLAN, балансировка 2.4 <-> 5, программный контроллер обновляет прошивку «одним кликом».
    Глюки:
    1. Клиент, находясь на месте, внезапно терял интернет при том, что wifi работал. Переподключение не помогало, приходилось перезагружать точку. Обновление прошивки не помогло. Переключили точки в stand-alone и глюки прекратились.
    2. «Бесшовный роуминг» в действительности весьма шовный. Я наивно полагал, что у вас есть собственное расширение протокола, ан нет. Точка не передаёт клиента соседней, но только обрыввает соединение при пороговом уровне сигнала.

    Также есть серьёзный недостаток — неполная документация. Это в домашнем сегменте достаточно инструкции «запустите мастер и отвечайте на вопросы», в корпоративном нужно давать информацию обо всех тонкостях настройки и никак не в стиле «этот элемент управления переключает (слово)». Как и у большинства SMB, у меня нет под рукой крутого специалиста по wifi, который все такие слова помнит наизусть.


    1. TP-Link
      30.06.2017 03:06

      Данные точки доступа находятся в статусе EOL(end of life), мы бы рекомендовали Вам использовать новые точки доступа, например, ЕАР225. На данный момент в user guide каждого продукта, что можно найти на нашем сайте, описаны абсолютно все настройки, которые можно осуществить.