Пока что не все это поняли, но за VR-технологиями будущее. Прав был Цукерберг, когда покупал никому не известные Oculus Rift за $2,3 млрд. Вспомним стремительное развитие рынка мобильных приложений, а до этого – социальных сетей. На пороге такого же лавинообразного развития теперь стоит виртуальная реальность. Некоторые VR-очки уже сейчас стоят дешевле флешки.




При этом, куда ни глянь, все говорят только о VR-играх. Да, конечно, ужастики в VR – новое слово, и кричащие люди, пытающиеся пройти Resident Evil 7, это забавно. Около 200 тысяч фирм-разработчиков делают свои проекты под VR, и кто-то из них без сомнения придумает следующий хит и заработает миллионы. Но технология на-амного шире, чем только игры. Она имеет потенциал войти в каждый аспект нашей жизни, и во многих областях уже успешно это делает.


Мы собрали 5 реальных вариантов использования VR, показывающих перспективы этой технологии.



1. VR-истории от New York Times


Если люди говорят вам, что виртуальная реальность заменит телесериалы или кинофильмы – не верьте. Если режиссер не может ограничить ту область, куда вам надо смотреть, эффект теряется, а сценарий и персонажи становятся тривиальными. Сколько игроков, когда в Half-Life 2 идет очередная разговорная сцена, двигающая сюжет, прыгают в углу и молятся, чтобы следующая дверь побыстрее открылась? Попытки снять VR-кино с треском провалились, а лучший «VR»-фильм – Hardcore Henry (от парня из Москвы и Бекмамбетова, кстати) снят на обычную GoPro и не требует хедсета для просмотра. Именно то, что камера всегда смотрит туда, куда ее направляет режиссер, делает фильм – фильмом.


У VR-кино есть будущее, только в другом формате – «переживания», «ощущения». Как 5D-кинотеатры, которые расползлись по стране в 2010-е. Эффект личного присутствия делает любое переживание в тысячу раз интересней. VR-событие снимается на специальные 360-камеры. Уже сейчас такие съемки можно найти на ютубе – вот прыжок с парашютом, а вот плавание с акулами. Только вместо того, чтобы перемещать камеру стрелочками или мышкой, пользователь в виртуальном шлеме просто крутит головой. Полное ощущение, что ты сидишь вместе с этими парнями готовишься отправиться в полет.




Это не фантастика и не далекое будущее. Любой человек с VR-шлемом уже сейчас может бесплатно смотреть сотни таких «впечатлений» с ютуба. Технология готова, ей остается только набрать лояльных пользователей и стать по-настоящему прибыльной. Лидер в этом плане сейчас New York Times. В 2015-м газета вместе с Googleсоздала команду Virtual Reality, делающую «виртуальные» фильмы для брендов. Идея очень простая. Вы скачиваете приложение на смартфон с iOS или Android. Вставляете смартфон в картонную коробочку GoogleCardboard (или DaydreamView, если есть деньги). И всё! Можно крутиться на месте, двигать головой вверх-вниз, оборачиваться на звук, наклоняться. А вокруг вас будет происходить какое-то крутое событие. Чаще всего – экстремальное, такое, на которое в реальной жизни мы бы вряд ли отважились, а впечатления получить интересно. Ну а чтобы как-то на этом зарабатывать деньги, каждый второй фильм New York Timesвыходит о какой-то фирме или конкретном продукте. Например, о поездке в машине MINI или об экскурсии по фабрике GeneralElectric в США.


Вот как сама NYT пишет о технологии:

Окажитесь в ботинках солдат Ирака, сражающихся против армии ИГИЛ. Расслабьтесь на побережье Калифорнии. Покорите вершину Всемирного торгового центра. Испытайте истории в захватывающем 360-градусном видеоформате, снятом нашими удостоенными наград журналистами.

New York Times заявляет, что за такими VR-историями будущее, и с завидной регулярностью добавляет новые ролики в свое мобильное приложение. «Пришло время сделать 360-видео частью ежедневного цикла новостей, как текст и ТВ-репортажи». Чтобы добиться еще большего охвата фильмов, New York Times бесплатно рассылает своим подписчикам VR-очки. Сначала миллион, а потом еще 300 тысяч – тем, кто долго был подписан на интернет-версию газеты, но еще не получил свою копию. Конечно, картонные очки не так круты, как Oculus Rift и HoloLens, но VR-впечатление все равно обеспечивают.




Другой хороший (правда, одноразовый) пример ролика-впечатления в 2014 году устроило HBO перед началом нового сезона «Игры Престолов». В торговом центре установили 5 кабинок с OculusRift. А в виртуальном фильме показывали, как вы, в роли брата Ночного дозора, на подъемнике взбираетесь на Стену 200 метров высотой. За графику отвечала Framestore, команда, которая получила Оскар за «Гравитацию». Получился хороший PR, пусть и не с миллионным охватом, как у NYT.


2. Виртуальные примерочные


Шоппинг-центры в США и Европе постепенно переходят на виртуальные примерочные – чтобы клиенты могли примерять вещи, не дотрагиваясь до них. Процесс проходит быстрее, плюс для проверки того, как это на тебе выглядит, не обязательно приезжать в магазин. Используется как AR (дополненная реальность), так и VR (со шлемами).


В апреле 2017-го на London Fashion Week публике дали возможность примерить на себе все что хочется с Microsoft HoloLens. Вещи из новой коллекции, которых еще даже нет в продаже! Люди могли посмотреть, как одежда смотрится на них, в «виртуальной примерочной», которая сканировала их тело 64 DSLR-камерами и перемещала их в виртуальную реальность.




Известная сеть магазинов Gap в январе 2017-го выпустила приложение для смартфона DressingRoom, показывающее одежду в освещении вашего дома (AR). Оно довольно примитивное, в нем мало вариантов фигуры, но работает в качестве подтверждения концепта. Сейчас среди крупных американских ритейлеров идет гонка за тем, кто первым сможет сделать полноценную VR-версию. С ней мы сможем, взглянув, понять, что вещи, купленные онлайн, точно нам подойдут Посмотрим на длину рукавов, на штанины, на талию, на то, как в реальности смотрится цвет.


Та же история и с покупкой мебели для дома. Считать каждый сантиметр – скучно-о! А если шкаф или диван вдруг не поместятся, будет кошмар. IKEA в 2016-м запустила на Steam игрушку для HTC Vive, где можно походить по реальной кухне, обставленной мебелью и гаджетами IKEA. Включить плиту, пожарить картошку, пооткрывать ящики, выкинуть мусор в ведро. Почувствовать, комфортно ли вам до всего доставать, хватает ли места. С той же целью сеть товаров для дома Lowe's установила в своих магазинов очки Oculus Rift и запустила проект Holoroom (что за название, друзья, сколько здесь букв «о»?!). Вы сидите в VR-шлеме, смотрите на комнату, и говорите продавцу, что вам надо. А он дает вам в интерьер нужные обои, ламинат, шкафы, полки. «Хочу цвет потемнее! И сделайте её деревянной! Еще две вот туда на стену, пожалуйста!»




В 2013-м у IKEA вышло неплохое AR-приложение для смартфонов – смотреть, как мебель выглядит в интерьере вашего дома, с возможностью моментального заказа. А несколько недель назад, 19 июня, компания анонсировала, что она объединяется с Apple для выпуска новой мощной версии этого приложения для iOS. Программа должна выйти к концу этого года – вероятно, вместе с iPhone 8. Тим Кук, глава Apple, сказал, что во время просмотра он «был настолько шокирован потенциалом ''раздутия'' реальности, что хотел закричать».


3. Покупка недвижимости


Та же история, что и с одеждой/мебелью. Зачем ехать куда-то, чтобы глянуть на дом, если можно походить по нему виртуально, получив тот же экспириенс? На рынке уже есть несколько конкурирующих решений. Пожалуй, самое внушительное из них – оцифровывание Matterport. Модели апартаментов объединяются с их реальными фотографиями и заносятся в систему. Можно смотреть на это пространство с позиции «бога», а можно по нему перемещаться. Получается очень впечатляюще, особенно если смотреть через VR. Прямо хочется заказать себе такую съемку для квартиры.


Результаты работы Matterport можно увидеть, например, на Apartments.com. Больше сорока тысяч домов и квартир, доступных для съема, получили там 3D-модели. По статистике, объявления с ними изучаются пользователями в три раза дольше. Еще бы, кто не хочет за пару секунд переместиться в богатый (или бедный?) дом – посмотреть, как там все обустроено. Покупка недвижимости превращается в своеобразное развлечение.




Процесс, конечно, очень трудоемкий. Даже ресурсы Matterport позволяют обрабатывать в день не больше 1000 виртуальных помещений. И пока она пытается взять количеством, другие, чтобы не тягаться с ней, делают ставку на качество. Очень красивое решение есть, например, у международного риелтора Sotheby's. Фирма предлагает виртуальные туры по шикарным домам. Можно и без хедсета, по старинке, как в Google Street View. Изучать все, что хотите, в элитных апартаментах Дубая, Штатов, Багамских островов… Если вдруг есть пара лишних миллионов долларов – можно и купить. Если нет – можно попускать слюнки, посмотреть на красоту и повысить себе настроение.


4. VR-солдаты


С 2012 года армия США начала подготовку специалистов с помощью технологий виртуальной реальности. Идея кажется очевидной: люди получают максимально приближенный к жизни опыт, учатся реагировать в сложных ситуациях. Закалившись в VR, меньше шансов получить «вьетнамский синдром» после реального боя. В виртуальной реальности тренируется пехота, летчики и военные медики. Опасные ситуации отрабатываются без рисков для жизни персонала.




Во время битвы информационные коммуникации различных частей могут подвергаться атаке или давать помехи. Время на принятие решений сильно ограничено, и солдат должен быстро и грамотно среагировать, оперируя той информацией, которая на виду. Поэтому США также спонсирует разработку технологии BARS (Battlefield Augmented Reality System). Идея в том, что солдаты получат прозрачные виртуальные очки по типу Google Glass. Они покажут, где находится противник, с какой стороны дружественные войска, где недавно был взрыв, отличат дрон от птицы, выведут карту местности. Такую AR-систему создает государственная военная лаборатория BEMR Lab.


В ближайшие 10 лет министерство обороны США планирует стать главным покупателем виртуальных технологий. Стоимость одного военного комплекта VR/AR составит $2 тысячи, а всего на них будет тратиться от $1,5 млрд в год.


5. Парки виртуальной реальности


Цирки и зоопарки уже не очень впечатляют, особенно после видеоигр. Но есть новые крутые VR-парки. В США их можно встретить в каждом большом городе, в других странах они тоже активно появляются. Еще бы: вместо того, чтобы мастерить аттракционы или делать реалистичные фигуры динозавров в полный рост, достаточно купить пару Oculus Rift или Microsoft HoloLens. Весь парк, по сути, представляет собой одну комнату, в которой есть небольшой лабиринт или пара препятствий (бывает, что комната вообще пустая). Остальное «дорисовывает» VR-шлем. Ловушки! Тараканы! Порталы в другие миры. Враги, друзья, Сауроны, Вейдеры, Бэтмен, полет на магическом ковре Алладина… Люди устраивают всё, что душа пожелает.


Самый известный и амбициозный проект виртуального парка развлечений – The Void. Его территория состоит из помещений 20х20 метров, в которых стоят камеры захвата движения. Игроки двигаются по комнате, за их спиной – рюкзак с игровым ноутбуком, на голове – шлем виртуальной реальности и крутые наушники. Для полного погружения в комнате стоят подвижные платформы, вентиляторы, дым-машины, климат-системы, управляющие температурой. На теле – жилеты, обеспечивающие «эффект отдачи», если в вас попала пуля или врезался автомобиль.



В комнаты можно заходить и вдвоем, и втроем: датчики отслеживают, где находятся ваши напарники, и воспроизводят их в вашем шлеме. 30-минутный сеанс игры стоит $25-$35. А вот их последний проект – "Охотники за привидениями". Очень классный еще и потому, что ноутбук с батареей, запитывающий VR, тут выступает в роли рюкзака охотника со всеми его гаджетами. Иллюзия виртуального мира ничем не нарушается.


Это далеко не все варианты использования VR, конечно) И даже не самые распространенные. Но о VR-порно говорить не будем, под это специальных сайтов и так уже десятки) Желающие найдут. Смысл в том, что виртуальная реальность – намного шире, чем развлечения в виде игр или порно. Это большой тренд, в который нужно включаться как можно раньше, а еще лучше – его возглавлять, по примеру Цукерберга.


А что в России?


Не все так плохо, как можно было бы подумать. Своих энтузиастов у нас тоже хватает. Например, есть программы в сфере образования. Школа «Академия реальностей» с 2015 года проводит подготовку AR- и VR-специалистов. А в Санкт-Петербурге провели урок истории в виртуальной реальности, где старшеклассникам показывали историческую реконструкцию событий, происходивших зимой 1941 года на Ладожском озере.




В Москве работает как минимум пять VR-клубов. В них можно ездить за рулем болида Формулы-1, отстреливаться от космических дронов, драться с армией зомби или просто ходить по виртуальным музеям. Артемий Лебедев довольно красочно описывает свои впечатления от одного из таких клубов – о том, как он пытался пройти по доске над пропастью. Спойлер: дошёл он очень недалеко.


Конечно, разработки своих хедсетов у нас почти не ведется (ага, расскажите о Fibrum). Конкуренции нет, и гаджеты в магазинах стоят крайне недешево, что дополнительно отталкивает тех, кто хотел бы попробовать с новую технологию. Но со временем тренд неизбежно придет и сюда – как это случилось со всеми другими технологиями, начиная от Интернета и заканчивая блокчейном. А значит – можно идти на опережение и уже сегодня начинать разрабатывать VR-продукты, которыми скоро начнет пользоваться весь мир.


Где взять VR?


В России VR-хедсеты продаются, но по совершенно сумасшедшей цене. Люди просто не знают, сколько в реальности оно должно стоить, а НДС для магазинов чересчур большой, как мы уже говорили.


Зато запастись всем необходимым можно в Интернет-магазинах США. Это Мекка VR, здесь все разработчики и последние технологии. Электронику в Штатах всегда покупать дешевле, но тут еще особый случай. Давайте просто сравним цены:


Oculus Rift + Touch. Новый комплект, выходящий с 7 августа, на «Амазоне» сейчас идет со скидкой 20% по предзаказу и стоит $399. В России стандартный Oculus Rift без контроллеров Touch продается за $730 (42-44 тысячи рублей).


Google Daydream View – базовый хедсет, в который надо вставлять смартфон. Стоит $79 в Штатах и от $110 в России (6610 рублей)


Microsoft HoloLens. Комплект для разработчиков на «Амазоне» продается за $3734, в России он же стоит $5000 (290-300 тысяч рублей)


HTC Vive$750 в Америке, в России – $1050 (57-69 тысяч рублей)


Sony PlayStation VRот $376 в Америке, от $420 за комплект с камерой, в России – $500 (27-36 тысяч рублей)


Samsung Gear VRот $37 до $40 в США; $116 в России (6400-8500 рублей)




Стоит помнить, что сами по себе устройства не работают. Для PlayStation VR нужна PS4, для Samsung VR и Daydream View требуется современный смартфон, а для Oculus и Vive и – компьютер с хорошим процессором и видеокартой. Только Microsoft HoloLens работает сам по себе, но у него и цена соответствующая.


Для внимательных!


Заказывать напрямую в Америке очень выгодно и очень просто, ничего страшного в этом нет. Чтобы это доказать, у Pochtoy.com для вас есть хорошая акция. Если вы зарегистрируетесь и введете код GEEKTIMES – вы получите $7 на свой счет для доставки любых товаров в Россию из США. Да, придется подождать от 7 дней, зато экономия на каждом гаджете – по несколько сотен долларов.

Поделиться с друзьями
-->

Комментарии (22)


  1. Macilnor
    20.07.2017 12:23

    А что слышно про OSVR? Есть новости или уже заглохло?


    1. Arnak
      20.07.2017 14:10

      Вторая версия недавно появилась на Амазоне, вот ее обзор. Говорят, намного хуже, чем Rift и Vive, пока что большая задержка и не очень точное отслеживание движения головы.


    1. Fagot63
      20.07.2017 14:12

      VRD так точно заглох.


  1. anz
    20.07.2017 15:07
    +2

    В офисе лежит VR-шлем. Ни разу не видел его на ком-то за несколько месяцев. А вот в Guitar Hero рубят постоянно. Кажется о VR говорят больше, чем его используют.


    1. Fagot63
      20.07.2017 15:15

      Замкнутый круг. Под VR нужны отдельно написанные игры(или хотя бы качественно адаптированные), производителям нужна гарантированная аудитория. А шлемы мало берут, т.к. годного контента очень мало. Плюс низкое разрешение(комфортный минимум 4к), проходит вау эффект и шлем ложится на полку.


      1. Loki3000
        20.07.2017 15:45

        Лично я вообще плохо себе представляю какой контент мог бы быть интересен с точки зрения VR. Просто пассивные «смотрелки», где камера перемещается независимо от твоего желания, а ты только головой крутишь — это явно не то, ради чего стоит покупать отдельное устройство. А если перемещаться в виртуальном мире самостоятельно, то нужны дополнительные контроллеры, которые стоят запредельных денег, а то и просто существуют только в виде прототипов. А без них — какое погружение?


        1. Fagot63
          20.07.2017 15:51

          К микро порталам быстро привыкаешь. Я так переиграв в Аризону, некоторое время пытался в реальности с пульта передвигаться. Смешно, но так казалось удобней чем ногами.
          Хотя и контроллеры подтягиваются. Да по началу дорого, но в случае массовости цена упадёт прилично.


        1. abar
          20.07.2017 17:22

          Я пока-что видел единственное интересное применение VR — дрон, транслирующий вид не на экран, а на VR шлем. Мол, почувствую каково это — летать, не поднимаясь со стула. Хотя шлем был с очень низким разрешением, и насколько хорошо такое работало бы в жизни — не понятно.


          1. Loki3000
            20.07.2017 17:35

            Но головой-то при этом вертеть не получится — камера на дроне жестко зафиксирована. Так что это, по сути, не VR получается, а такой «налобный монитор».


            1. Alex_Sa
              21.07.2017 13:39

              Ну почему? Повернул голову — дрон повернулся. А наклонами — вперед/назад дрон двигать.


              1. Loki3000
                21.07.2017 16:25

                Задержка же будет лютая. Все последние системы VR именно ее и пытаются минимизировать. А с таким диким лагом будет достаточно какого-нибудь виртуального шлема двадцатилетней давности.


                1. Fagot63
                  21.07.2017 20:03

                  Разрешение разное. Тут 2к экрана то мало. А с таким рассинхроном блевать потянет очень быстро.


        1. RiseOfDeath
          20.07.2017 17:24

          На вскидку приходят в голову игры, где можно вертеть головой отдельно от тела.
          Например авиасимуляторы (где можно верететь головой пилота), и даже шутеры (я даже в некоторых видел такую фичу, что можно повернуть голову, не трогая остальное тело (тем самым можно смотреть по сторонам не сбивая прицел или не снимая оружие с сошек).


          Причем во всяких "реалистичных" военных и авиа симуляторах возможность вертеть головой отдельно от тела реально очень нужна и очень полезна.


          Т.е. тогда, когда у вас есть дополнительная степень свободы, кроме движения и поворота "всего себя".


          1. 0xd34df00d
            20.07.2017 17:58
            +1

            Да, сейчас симеры для сих целей используют TrackIR, но это не очень удобно.


  1. aleyush
    20.07.2017 19:06

    > Samsung Gear VR – от $37 до $40 в США; $116 в России (6400-8500 рублей)

    По ссылкам в США модель 2016 года, без контроллера.


  1. Arxitektor
    20.07.2017 20:18

    Я пока-что видел единственное интересное применение VR — дрон, транслирующий вид не на экран, а на VR шлем. Мол, почувствую каково это — летать, не поднимаясь со стула

    Но головой-то при этом вертеть не получится — камера на дроне жестко зафиксирована.

    Почти то что надо:
    dji mavic pro + dji goggles
    Разрешение отличное )


  1. corvus
    21.07.2017 05:07

    А кто может внятно рассказать про разницу между Oculus Rift и Vive? Кого брать? Больше не для игр, больше для штук типа Tilt brush & Blocks?


    1. SpaceEngineer
      21.07.2017 18:50
      +2

      Основное отличие — возможность хождения по комнате у Vive. Хотя поле зрения сенсора Oculus тоже позволяет делать это в некоторых пределах, но игры, заточенные под Oculus, рассчитаны на сидячее положение. По железу и качеству графики они очень похожи. По удобству — Vive очень тяжелый и с неудобными наушниками (после получаса разработки в режиме посмотрел — откинул наверх — поправил код — одел обратно, начинает реально болеть шея). По надёжности есть неприятный опыт с вышедшей из строя базовой станции Vive, которую пришлось чинить в другой стране. Это весьма распространенная болезнь у них. Еще раньше один из блоков питания сломался, но его просто можно заменить на аналогичный. Своим Oculus CV1 не располагаю (пользовался чужим), но есть свои DK1 и DK2 — до сих пор работают как часы, хоть и со стола летали пару раз :) По софту — Vive завязан на Steam, Oculus на свой Oculus Home (т.е. чтобы поставить дрова, надо ставить стим или хоум). По документации — у Oculus отличная, с историей версий каждой страницы, с кучей примеров для DX и GL, ещё и подробные комментарии в C++ хидерах. У Vive с этим реально беда, описание функций — буквально пара строчек, внятных примеров нет.


      1. corvus
        24.07.2017 07:21

        А что насчет грядущего апдейта Oculus и т.н. roomscale bundle можете сказать? https://www.amazon.com/gp/product/B0742X33DD?


        1. SpaceEngineer
          25.07.2017 13:54

          Нет, не пробовал. Принципиальных отличий быть не должно, просто добавляется room-scale.


  1. Anton23
    21.07.2017 13:40

    6. В различных сферах «работ». Те же Google Glass 2


  1. Order_of-Dracul
    26.07.2017 09:02

    Хорошая реклама, ребята! Качественно подошли. Кстати, уже как довольно давно американские военные поощряют увлечение шутерами молодежи.