Vectrex — уникальная игровая система, выпущенная в 1982 году компанией General Consumer Electric (GCE). Её особенность заключается в том, что вся графика в ней векторная и выводится на трубку не построчно, а векторами, как на осциллографе.



Описание принципа построения изображения неожиданно обнаружилось на Хабре :)

История появления консоли достойно описана в википедии и пересказывать её тут большого смысла нет.

Консоль представляет собой моноблок с 9" черно-белым монитором.



На боковой поверхности расположился слот под картридж.



Сзади выведена ручка управления яркостью.



Джойстик прячется в нижней части корпуса.



Кнопки и сам джой сделаны очень надежно, как на аркадных автоматах.



Схема джойстика традиционна для систем того времени, две аналоговых оси на резисторах переменного сопротивления и 4 кнопки.



Пора заглянуть внутрь.

Нижняя плата.



И её структурная схема:



Vectrex построен на 8-битном процессоре Motorola 6809, хотя в моем экземпляре стоит версия от Hitachi — HD68A09P. Звук выводится с помощью AY-3-8912. Еще одна большая микросхема — MOS 6522. Это расширитель портов с двумя параллельными интерфейсами, таймером и сдвиговым регистром. Оперативной памяти в консоли всего 1 кБ. В ПЗУ платы хранится одна игра Minestorm и несколько тестовых утилит.

Без верхней крышки консоль выглядит так. Монитор — Samsung 240RB4:



На силовой плате видна дата разработки, 1982 год:



Для Vectrex официально было выпущено 28 игр. Каждая игра поставлялась на картридже. Внутри картриджа установлена обычная ПЗУ на 32 или 64 кБ, сторонние разработчики также предлагают чистые платы и флеш-картриджи.



Но кроме собственно картриджа в комплексе с игрой был еще так называемый оверлей — это кусок цветного пластика, который вставлялся в специальные пазы перед монитором и делал игру визуально намного привлекательнее, чем на черно-белом мониторе. Демонстрация показана в видео в конце статьи.



Это не инновационный подход, впервые оверлеи появились за 10 лет до выхода Vectrex в консоли Magnavox Odyssey.

Ja ja, die deutsche Werbe :)



К Vectrex выпускалась некоторая дополнительная периферия — это световое перо и 3D-очки!



Если со световым пером все более менее понятно, то идея 3D очков была гениально простой. В очках стоял моторчик и простая схема синхронизации. На моторчик надевался цветной диск, который просто вращался в такт смене кадров на мониторе и закрывал то один глаз, то другой.



К сожалению, таких комплектов выпустили немного, поэтому, не смотря на всю простоту устройства, стоит оно совсем негуманных денег:



Демонстрация работы:



Благодарю за внимание

Комментарии (42)


  1. dmitry_ch
    12.08.2017 13:02

    А симпатичная идея. И игры отличные, с учетом ограниченности ресурсов.

    В видео есть The fortress of Harzob (если правильно прочел) — простая идея, почти 3D (что было прорывом), и я даже не видел такого сегодня.

    Как программировать такое было — отдельный вопрос.


    1. BubaVV
      12.08.2017 13:03
      +1

      https://habrahabr.ru/post/313218/
      Вот так программировать


  1. AxianLTD
    12.08.2017 13:04
    -11

    Угу, точно векторно… на ЭЛТ трубку… как в осцилографе… Инженер говоришь? А за обзор спасибо.


    1. alk0v Автор
      12.08.2017 13:05
      +3

      А что не так то? В схеме нет кадровой и строчной развертки, судя по схеме.


    1. I-denis
      12.08.2017 14:22
      +2

      Википедия с автором согласна https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Vectrex.
      в режиме Х-У осциллограф вполне себе становится векторным дисплеем. пример рисования векторной графики на осциллографе https://m.habrahabr.ru/post/161767/


      1. AxianLTD
        12.08.2017 15:22
        -10

        Википедия это последнее что стоит читать инженеру. Смотрим на схему и видим Y-Rate offset, X-Rate offset, X-axis coil, Y-Axis coil — все признаки развертки. Видно, что картинка предварительно формировалась в памяти и затем выводится через DAC, еще мы видим линию обратного хода COMPARE.


        1. Anarions
          13.08.2017 01:08
          +2

          А что не так с вики? Она, помимо всего прочего, отличный источник ссылок на оригинальные статьи\исследования. Не понимаю нелюбви к вики отдельно взятых людей…


          1. serg_p
            13.08.2017 11:34

            Внутренний бунтарь — вика ни разу не авторитет, + войны правок.


          1. tormozedison
            13.08.2017 11:47
            +1

            Хотя незамеченные и неисправленные ошибки в вики-проектах и не редкость, в данном случае всё правильно. Способ отображения у консоли действительно векторный. Просто мы привыкли к тому, что векторный дисплей равно электростатическое отклонение, но это не догма. Там, где достаточно частот до нескольких десятков килогерц, возможно применение в векторном дисплее и электромагнитного отклонения. Так сделано в советском "Графите" (АС-7060), так же сделано и в "Вектрексе".


      1. AxianLTD
        12.08.2017 15:30
        +7

        Виноват. Действительно векторный дисплей. Беру свои слова обратно.


      1. I-denis
        12.08.2017 18:42

        меня заинтриговала надпись z axis drive


        1. tormozedison
          13.08.2017 11:15
          +1

          Это яркость.


        1. Useroff
          13.08.2017 16:30

          Яркость же.


  1. dolb0eb
    12.08.2017 14:15
    +2

    Если эта "приставка" представляет собой моноблок, то к чему она приставляется?


    1. alk0v Автор
      12.08.2017 15:23
      +5

      к дивану :)


      1. tormozedison
        13.08.2017 11:57
        +2

        К юзверю. Приклеивается. Да так, что не оторвёшь.


  1. ZaitsXL
    12.08.2017 16:00

    Был недавно на конференции в Амстрдаме, там на прощальную вечеринку привезли всякие ретро-консоли, в том числе и эту. Довелось лично поиграть в MineStorm, правда без оверлеев. Не знал что там сменные картриджи, думал только одна игра


  1. Crevice
    12.08.2017 18:03

    Схема джойстика традиционна для систем того времени, две аналоговых оси на резисторах переменного сопротивления и 4 кнопки.

    В то время на домашних компьютерах и игровых приставках джойстики с аналоговыми осями были совсем не традиционными.


    1. alk0v Автор
      13.08.2017 16:35

      Аналоговый джой был в Atari 5200, в 2600-й были Paddle Controller, тоже с переменным резистором
      image


  1. Marble13
    12.08.2017 18:52

    Вот это действительно ретро. Я, правда, таких консолей и не встречала никогда. Но поразглядывать было интересно. Спасибо автору.
    А сама я часто ностальгирую по SEGA. После школы с братом разворачивалась не шуточная борьба за «кто первый»=))


  1. GeMir
    12.08.2017 20:53

    «Ja ja, die deutsche Werbe :)» — артикль не к месту: «deutsche Werbung».


  1. Ravebinovich
    12.08.2017 20:53

    Вот со световым пером как раз не особо понятна реализация и как применялось.


    1. Error1024
      13.08.2017 07:27

      Под вертекс существовал векторный редактор (!)


      1. tormozedison
        13.08.2017 11:20

        Два редактора. Один — графики, другой — музыки


  1. tmin10
    12.08.2017 22:43

    Помню, в 90х в магазине продавали какую-то игровую консоль, по дизайну сильно напоминающую эту, но помню, там был один большой джойстик в середине, с красной кнопкой… Интересно, реально что-то такое было у нас или это просто странный и неверный отрывок воспоминаний…


    1. maxgorbunov
      13.08.2017 02:37

      Atari 2600?


      1. tormozedison
        13.08.2017 11:31

        Читайте внимательно описание. Консоль, "сильно напоминающая эту" — значит, со встроенным экраном — Atari 2600 и её клоны отпадают. И ещё со встроенным джойстиком посередине. Да это кто-то продавал аркадный автомат в корпусе countertop.


      1. tmin10
        13.08.2017 11:35

        Джойстик похож на вот такой, а вот что за сам девайс был, уже не помню(

        Джойстик от компьютера Байт
        image


        1. mistergrim
          13.08.2017 17:09

          Этот джойстик с вашего фото был фактическим стандартом для всех советских клонов спектрума (только раз в жизни удалось иной увидеть).


  1. maxgorbunov
    13.08.2017 02:43

    Вот тут примерно с 1:30 показывают, как на Vectrex выглядела игра по Star Trek:
    https://youtu.be/1CNddEz9dak


  1. tnt23
    13.08.2017 14:55
    +1

    Vectrex, вполне рабочий, есть у группы питерских ретрокомпьютерных энтузиастов. Возможно, будет демонстрироваться на Chaos Constructions в рамках выставки старинных компьютеров.

    Существует также современная реплика 3D-очков (скорее даже не очков, а маски), у нас она тоже есть. Эффект непередаваемый :)


    1. alk0v Автор
      13.08.2017 16:18

      Да, интересно было бы попробовать. А еще для Vectrex есть DOOM
      https://www.youtube.com/watch?v=VuVnoqFF3II

      Надо заказать платы и наделать картриджей к нему. Оверлеи, кстати, в типографии заказать тоже не проблема. Попадались где-то сканы всех оверлеев.


    1. alk0v Автор
      13.08.2017 16:43

      и да, «у нас» — это, простите, у кого? :)


  1. tronix286
    14.08.2017 09:08

    6809 — я бы не сказал, что он 8 битный. Скорее все-таки 16-битный, потому как есть 16-битные регистры и математика под них (включая умножение). Примерно как 8088 — есть и 8-битные регистры (AL,AH), но можно и сгруппировать в 16-битный (AX).


    1. alk0v Автор
      14.08.2017 10:37

      Да, в 6809 есть несколько 16-битных регистров, но похожие регистры есть и в Z80 (16-битный аккумулятор HL, индексные регистры, указатель стека, да и регистры B,C и D,E тоже можно объединить в 16-битные), в этом плане Z80 намного более 16-битный, чем 6809, но никому не приходит в голову называть Z80 16-битным процессором :)

      Да и сам даташит однозначен в этом вопросе: