Описание принципа построения изображения неожиданно обнаружилось на Хабре :)
История появления консоли достойно описана в википедии и пересказывать её тут большого смысла нет.
Консоль представляет собой моноблок с 9" черно-белым монитором.
На боковой поверхности расположился слот под картридж.
Сзади выведена ручка управления яркостью.
Джойстик прячется в нижней части корпуса.
Кнопки и сам джой сделаны очень надежно, как на аркадных автоматах.
Схема джойстика традиционна для систем того времени, две аналоговых оси на резисторах переменного сопротивления и 4 кнопки.
Пора заглянуть внутрь.
Нижняя плата.
И её структурная схема:
Vectrex построен на 8-битном процессоре Motorola 6809, хотя в моем экземпляре стоит версия от Hitachi — HD68A09P. Звук выводится с помощью AY-3-8912. Еще одна большая микросхема — MOS 6522. Это расширитель портов с двумя параллельными интерфейсами, таймером и сдвиговым регистром. Оперативной памяти в консоли всего 1 кБ. В ПЗУ платы хранится одна игра Minestorm и несколько тестовых утилит.
Без верхней крышки консоль выглядит так. Монитор — Samsung 240RB4:
На силовой плате видна дата разработки, 1982 год:
Для Vectrex официально было выпущено 28 игр. Каждая игра поставлялась на картридже. Внутри картриджа установлена обычная ПЗУ на 32 или 64 кБ, сторонние разработчики также предлагают чистые платы и флеш-картриджи.
Но кроме собственно картриджа в комплексе с игрой был еще так называемый оверлей — это кусок цветного пластика, который вставлялся в специальные пазы перед монитором и делал игру визуально намного привлекательнее, чем на черно-белом мониторе. Демонстрация показана в видео в конце статьи.
Это не инновационный подход, впервые оверлеи появились за 10 лет до выхода Vectrex в консоли Magnavox Odyssey.
Ja ja, die deutsche Werbe :)
К Vectrex выпускалась некоторая дополнительная периферия — это световое перо и 3D-очки!
Если со световым пером все более менее понятно, то идея 3D очков была гениально простой. В очках стоял моторчик и простая схема синхронизации. На моторчик надевался цветной диск, который просто вращался в такт смене кадров на мониторе и закрывал то один глаз, то другой.
К сожалению, таких комплектов выпустили немного, поэтому, не смотря на всю простоту устройства, стоит оно совсем негуманных денег:
Демонстрация работы:
Благодарю за внимание
Комментарии (42)
AxianLTD
12.08.2017 13:04-11Угу, точно векторно… на ЭЛТ трубку… как в осцилографе… Инженер говоришь? А за обзор спасибо.
alk0v Автор
12.08.2017 13:05+3А что не так то? В схеме нет кадровой и строчной развертки, судя по схеме.
I-denis
12.08.2017 14:22+2Википедия с автором согласна https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Vectrex.
в режиме Х-У осциллограф вполне себе становится векторным дисплеем. пример рисования векторной графики на осциллографе https://m.habrahabr.ru/post/161767/AxianLTD
12.08.2017 15:22-10Википедия это последнее что стоит читать инженеру. Смотрим на схему и видим Y-Rate offset, X-Rate offset, X-axis coil, Y-Axis coil — все признаки развертки. Видно, что картинка предварительно формировалась в памяти и затем выводится через DAC, еще мы видим линию обратного хода COMPARE.
Anarions
13.08.2017 01:08+2А что не так с вики? Она, помимо всего прочего, отличный источник ссылок на оригинальные статьи\исследования. Не понимаю нелюбви к вики отдельно взятых людей…
tormozedison
13.08.2017 11:47+1Хотя незамеченные и неисправленные ошибки в вики-проектах и не редкость, в данном случае всё правильно. Способ отображения у консоли действительно векторный. Просто мы привыкли к тому, что векторный дисплей равно электростатическое отклонение, но это не догма. Там, где достаточно частот до нескольких десятков килогерц, возможно применение в векторном дисплее и электромагнитного отклонения. Так сделано в советском "Графите" (АС-7060), так же сделано и в "Вектрексе".
ZaitsXL
12.08.2017 16:00Был недавно на конференции в Амстрдаме, там на прощальную вечеринку привезли всякие ретро-консоли, в том числе и эту. Довелось лично поиграть в MineStorm, правда без оверлеев. Не знал что там сменные картриджи, думал только одна игра
Crevice
12.08.2017 18:03Схема джойстика традиционна для систем того времени, две аналоговых оси на резисторах переменного сопротивления и 4 кнопки.
В то время на домашних компьютерах и игровых приставках джойстики с аналоговыми осями были совсем не традиционными.alk0v Автор
13.08.2017 16:35Аналоговый джой был в Atari 5200, в 2600-й были Paddle Controller, тоже с переменным резистором
Marble13
12.08.2017 18:52Вот это действительно ретро. Я, правда, таких консолей и не встречала никогда. Но поразглядывать было интересно. Спасибо автору.
А сама я часто ностальгирую по SEGA. После школы с братом разворачивалась не шуточная борьба за «кто первый»=))
Ravebinovich
12.08.2017 20:53Вот со световым пером как раз не особо понятна реализация и как применялось.
tmin10
12.08.2017 22:43Помню, в 90х в магазине продавали какую-то игровую консоль, по дизайну сильно напоминающую эту, но помню, там был один большой джойстик в середине, с красной кнопкой… Интересно, реально что-то такое было у нас или это просто странный и неверный отрывок воспоминаний…
maxgorbunov
13.08.2017 02:37Atari 2600?
tormozedison
13.08.2017 11:31Читайте внимательно описание. Консоль, "сильно напоминающая эту" — значит, со встроенным экраном — Atari 2600 и её клоны отпадают. И ещё со встроенным джойстиком посередине. Да это кто-то продавал аркадный автомат в корпусе countertop.
tmin10
13.08.2017 11:35Джойстик похож на вот такой, а вот что за сам девайс был, уже не помню(
Джойстик от компьютера Байтmistergrim
13.08.2017 17:09Этот джойстик с вашего фото был фактическим стандартом для всех советских клонов спектрума (только раз в жизни удалось иной увидеть).
maxgorbunov
13.08.2017 02:43Вот тут примерно с 1:30 показывают, как на Vectrex выглядела игра по Star Trek:
https://youtu.be/1CNddEz9dak
tnt23
13.08.2017 14:55+1Vectrex, вполне рабочий, есть у группы питерских ретрокомпьютерных энтузиастов. Возможно, будет демонстрироваться на Chaos Constructions в рамках выставки старинных компьютеров.
Существует также современная реплика 3D-очков (скорее даже не очков, а маски), у нас она тоже есть. Эффект непередаваемый :)alk0v Автор
13.08.2017 16:18Да, интересно было бы попробовать. А еще для Vectrex есть DOOM
https://www.youtube.com/watch?v=VuVnoqFF3II
Надо заказать платы и наделать картриджей к нему. Оверлеи, кстати, в типографии заказать тоже не проблема. Попадались где-то сканы всех оверлеев.
tronix286
14.08.2017 09:086809 — я бы не сказал, что он 8 битный. Скорее все-таки 16-битный, потому как есть 16-битные регистры и математика под них (включая умножение). Примерно как 8088 — есть и 8-битные регистры (AL,AH), но можно и сгруппировать в 16-битный (AX).
alk0v Автор
14.08.2017 10:37Да, в 6809 есть несколько 16-битных регистров, но похожие регистры есть и в Z80 (16-битный аккумулятор HL, индексные регистры, указатель стека, да и регистры B,C и D,E тоже можно объединить в 16-битные), в этом плане Z80 намного более 16-битный, чем 6809, но никому не приходит в голову называть Z80 16-битным процессором :)
Да и сам даташит однозначен в этом вопросе:
dmitry_ch
А симпатичная идея. И игры отличные, с учетом ограниченности ресурсов.
В видео есть The fortress of Harzob (если правильно прочел) — простая идея, почти 3D (что было прорывом), и я даже не видел такого сегодня.
Как программировать такое было — отдельный вопрос.
BubaVV
https://habrahabr.ru/post/313218/
Вот так программировать