image
Рост продуктивности, ожидавшийся в связи с появлением электрических динамо-машин, запоздал с появлением

Для инвесторов, вложившихся в Boo.com, WebVan и eToys, конец дотком-пузыря стал огромным шоком. Подобные компании собрали ощутимые инвестиции под обещание того, что всемирная паутина полностью изменит всё. А затем весной 2000 года обрушились фондовые рынки.

Некоторые экономисты с самого начала скептически относились к раздутым обещаниям, связанным с компьютерами. В 1987 году у нас не было всемирной паутины, но базы данных и электронные таблицы появлялись на всех рабочих местах – и это практически ни на что не повлияло.

image
boo.com знаменит своим коллапсом в мае 2000 года, случившимся после того, как не смог получить дополнительного финансирования

Лидирующий аналитик экономического роста, Роберт Солоу, выдал фразу, ставшую впоследствии известной: «Компьютерный век наступил везде кроме статистики по производительности».

Довольно сложно подсчитать влияние инновации на экономику. Лучший из способов измерения, нам доступных — общая факторная производительность. Её рост означает, что экономика каким-то образом добивается увеличения выхода при тех же вложениях – таких, как механизмы, человеческий труд и образование.

Парадокс производительности


В 1980-е года, когда Роберт Солоу писал свою аналитику, производительность росла рекордно медленно за много десятилетий – даже медленнее, чем во время Великой депрессии. Технологии расцветали, а производительность стагнировала. Экономисты назвали это парадоксом производительности.

Чтобы понять, что тогда происходило, нужно отмотать время на сто лет назад. Тогда другая замечательная технология разочаровывала производителей: электричество.

Некоторые корпорации вкладывались в динамо-машины и моторы, устанавливали их на рабочих местах. Но ожидавшийся всплеск производительности не наступал.

Но потенциал электричества был ясно виден. Томас Эдисон и Джозеф Суон [и Александр Николаевич Лодыгин – прим. перев.] независимо друг от друга изобрели пригодную для использования лампу накаливания в 1860-1870-х. В 1881 Эдисон построил электростанции на Пёрл Стрит на Манхэттене и на улице Холборн в Лондоне.


Станция Пёрл Стрит стала первой центральной коммерческой электростанцией в мире

Не прошло и года, как он уже продавал электричество как товар. Ещё через год первые электромоторы питали машины на производстве. И всё-таки к 1900-му году менее 5% энергии на фабриках Америки приходило от электромоторов. Продолжалась эпоха пара.

Паровая фабрика должна была быть очень впечатляющей. Механическая энергия поступала от единой огромной паровой машины, поворачивавшей центральный стальной вал, идущий по всей длине фабрики. Иногда он выходил наружу и продолжался в следующем здании.


Паровая хлопковая фабрика 1830-го года основывалась на сложной конструкции из шестерней и ремней

Вспомогательные валы, соединённые посредством шестерней и ремней, управляли молотами, пробойниками, прессами и ткацкими станками. Ремни могли даже передавать энергию по вертикали через отверстие в крыше на второй или даже третий этажи.

Их закрывали сложные «ременные башни», защищавшие от распространения огня через отверстия. Всю конструкцию постоянно смазывали сотни смазчиков.

Паровые двигатели редко останавливались. Если на фабрике нужно было работать хотя бы одной машине, необходимо было сжигать в топке уголь.



Шумели зубцы, крутились валы, ремни перемешивали жир и пыль, и всегда существовал риск того, что у работника зажуёт рукав или шнурок, и его затащит в без устали работающую всеобъемлющую машину. Но некоторые владельцы фабрик заменяли паровые двигатели на электромоторы, получая чистую и современную энергию с ближайшей электростанции.

Революционное влияние


Но из-за необходимости ощутимых инвестиций в модернизацию часто они оставались недовольными полученной экономией. Примерно до 1910 года многие предприниматели, ознакомившись с системой электрических двигателей, выбирали старый добрый пар.

Почему? Чтобы получить все преимущества электричества, владельцам фабрик приходилось менять образ мышления. Они, конечно, могли использовать электромотор так же, как использовались паровые машины. Тогда они вписались бы в старую систему.

Но электромоторы были способны на большее. Электричество позволяло доставлять энергию точно тогда и туда, когда и где она была нужна.

Небольшие паровые двигатели были ужасно неэффективными, но небольшие электромоторы работали прекрасно. Поэтому на фабрике можно было размещать несколько небольших моторов, каждый со своим небольшим валом.


Электричество позволяло организовывать фабрики и работников по логике производственной линии

С развитием технологии каждый верстак мог обзавестись своей машиной со своим небольшим электромотором. Энергия уже не передавалась через единственный массивный вращающийся вал, она шла по проводам. Фабрика, работающая на пару, должна была быть достаточно прочной, чтобы выдерживать огромные стальные валы. Электрическая фабрика могла быть лёгкой и воздушной. Паровые фабрики необходимо было выстраивать по логике ведущего вала. Электричество позволяло организовывать фабрики и работников по логике производственной линии.

Повышение эффективности


Старые фабрики были тесными и тёмными, всё ютилось вокруг валов. Новые фабрики могли рассредоточиться, их крылья и окна могли пропускать свет и воздух. На старых фабриках паровые двигатели задавали общий ритм. На новых это могли делать работники.


Ювелир 1909 года пользуется плодами электрического освещения и станков

Фабрики могли стать чище, безопаснее, эффективнее, поскольку машинам необходимо было работать только во время использования. Но таких результатов не получалось добиться, просто вырвав паровой двигатель и заменив его на электромотор. Вам нужно было менять всё: архитектуру и производственный процесс. И, поскольку у работников появлялось больше автономности и гибкости, вам необходимо было менять и их процедуры найма, обучения и оплаты.

Владельцы фабрик сомневались, по понятным причинам. Им, конечно, не хотелось сорить деньгами. Кроме того, им не хотелось продумывать все последствия мира, который пришлось бы адаптировать к новой технологии. Но в результате изменения произошли, они были неизбежны.

Электричество стало дешевле и надёжнее. Американские рабочие стали обходиться дороже из-за законов, ограничивавших эмиграцию из Европы, раздираемой войной.

Прыжок вперёд


Заработная плата взлетела и найм работников перешёл от количества к качеству. Обученные работники могли использовать автономию, предоставляемую электричеством. И чем больше владельцев фабрик осознавали, как использовать все преимущества электромоторов, тем больше производственных идей распространялось между ними.

К 1920-м производительность американской промышленности взлетела так, как этого не случалось ни до, ни после этого.


Знаменитая автоматизация производства автомобилей от Генри Форда

Вы могли бы решить, что такой прыжок вперёд объясняется новой технологией. Но нет. Историк экономики Пол Дэйвид большую часть успеха относит на счёт того, что производители, наконец, придумали, как использовать технологию, которой к тому времени было уже 50 лет. Что представляет саркастическое замечания Роберта Солоу в новом свете.

К 2000-му году – примерно через 50 лет после появления первой компьютерной программы – продуктивность начала немного расти. Два экономиста, Эрик Брайнджолфсон и Лорин Хитт, опубликовали исследование, показывающее, что многие компании вложились в компьютеры, не получив практически никаких преимуществ, в то время как другие добились ощутимой выгоды.

Время и воображение


Разницу объясняло то, готовы ли компании были реорганизоваться с целью воспользоваться преимуществами того, что могли предложить компьютеры. А это часто означало децентрализацию, передача независимому подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса, выбор оптимальной организации цепочки поставок и предоставление большего выбора клиентам. Нельзя было просто взять старые системы и добавить улучшенные компьютеры. Приходилось начинать делать всё по-другому.


Онлайн-гигант Amazon продолжает эксплуатировать новую технологию, используя роботов на складах и беспилотники для доставок

А всемирная паутина ещё моложе. К моменту, когда лопнул пузырь доткомов, ей было от силы лет десять. Когда динамо-машины были так же молоды, как сейчас веб, владельцы фабрик всё ещё отдавали предпочтение пару. Реальные изменения только начинали появляться на горизонте.

Особенность революционной технологии в том, что она меняет всё – поэтому мы и называем её революционной. А чтобы поменять всё, требуется время и воображение, а также смелость. А иногда – много тяжёлой работы.

Комментарии (22)


  1. Ruslikk
    06.09.2017 23:17
    +1

    Интересно, что в то время электричество не считали революцией в производстве и жизни вообще.
    Скажем, в первом фильме про техническую революцию и жизнь в далеком будущем, Metropolis (1927), есть и паровые, и электрические машины. Хотя, казалось бы, к 1927 году должно было уже быть понятно, что электричество вытеснит пар, но вот нет.


    1. BlackMokona
      06.09.2017 23:21
      +1

      Паровые машины и сейчас есть.


      1. killik
        07.09.2017 04:13
        +13

        Ага, причем применяют их в основном для производства электричества ;)


        1. x67
          07.09.2017 17:24

          я до сих пор помню глаза, размером с чашки, моего друга, который узнал как работают АЭС)
          А между тем с начала электрической эра произошла не одна электрореволюция, а отказываться от тепловых машин человечество как не собиралось, так и не собирается)


        1. zerg59
          10.09.2017 13:30

          В статье правильно указано, что паровые машины чем больше тем эффективнее. А значит надо ставить одну мощную на несколько цехов. И в какой-то момент простой механический способ распределения энергии стал мешать развитию. Электричество позволило строить гигантские тепловые машины и гораздо более гибко и дешево организовывать доставку энергии.


    1. Foveator
      07.09.2017 11:27
      +4

      Пар из промышленности, сельского и жилищно — коммунального хозяйства вытеснил хрущевский циркуляр об обязательности получения лицензий на паровые машины в Котлонадзоре.
      Если в вашей машине, котле масса пара превышает 1-2 кг — будьте любезны идти в регулирующую централизованную организацию.
      Росчерком пера были ликвидированы все локомобили.
      Особенно дико было наблюдать ликвидацию локомобилей в леспромхозах и в селениях расположенных в лесистой местности.


      1. Wolframium13
        07.09.2017 15:16

        Котёл — это объект повышенной опасности, а они всегда были на контроле, в чём проблема?


        1. x67
          07.09.2017 17:26
          +2

          сейчас уже ни в чем. А на тот момент об экологии особо не думали и, например, для привода техники экономичней было бы использовать дрова и воду


          1. impetus
            08.09.2017 11:20
            +1

            речь не об экологии и не об экономи, а о том, что котлы имеют свойство взрываться, и число таких взрывов было достаточным, что бы при переходе страны с военной жизни к нормальной мирной — и бытовой/производственный травматизм приводить к мирным, а не военным меркам.
            image
            «У нас взорвалась головка цилиндра.
            — Господи помилуй! Кто-нибудь пострадал?
            — Нет, мэм. Убило негра.
            — Ну, это вам повезло; а то бывает, что и ранит кого-нибудь»


      1. zerg59
        10.09.2017 13:19

        Куча народу проходит техосмотр, без которого не получить страховку без которой по дорогам общего пользования ездить нельзя. Автомобили это не ликвидировало.


    1. a_brehm
      08.09.2017 21:15

      Сначала произошла революция в источниках света, затем появилась идея, что механический момент можно конвертировать и передавать по электрическим проводам на большие расстояния. Потом пришла Великая депрессия.
      «Пар» никуда не вытеснялся, например, «кентавр из паровой машины Уатта и атомной бомбы» вполне благополучно существует.


  1. SBKarr
    06.09.2017 23:20

    Подгонка решения под ответ на основе послезнания. Самый видный пример:

    К 1920-м производительность американской промышленности взлетела так, как этого не случалось ни до, ни после этого.
    А сразу после... Не напоминает ситуацию с доткомами? 2008 год? Я уверен, здесь есть люди, которые сразу найдут обоснование различиям. Но почему этого оригинальный автор не сделал? Это как смотреть фильм, додумывая мотивы героям самостоятельно.

    А всё потому, что ни электричество, ни компьютеризация не являются революционными в масштабах экономики. Это сказки для наивных работников, чтобы поддерживать мотивацию. Реальной революцией был переход к коллективному производству от мануфактур, это вызвало рост производительности на порядок и мгновенно лишило работы кучу мануфактурщиков. Рост, который даёт научно-техническая «революция», очевидно, эволюционный. Просто темп роста со временем усиливается. Однако, мгновенная потеря работы, почему-то, никому не грозит. По объективным экономическим показателям, а не из прихоти или добросердечия государственников и капиталистов.


    1. googol
      07.09.2017 07:53
      +3

      > к коллективному производству от мануфактур

      Переход от мануфактур к фабрикам (механизированному производству) произошло во время первой промышленной революции еще в 18 веке.

      Начало 20 века это кульминация второй промышленной революции. Кроме технологий были достигнуты колоссальные успехи и в менеджменте/управлении. Масштабирование производства достигло своего естественного предела когда товара могли произвести столько, сколько общество может потребить. Такое масштабирование привело у уменьшению себестоимости. Но доход от всех этих улучшений распределялся неравномерно — основной профит получали крупные капиталисты. Это вело к увеличению разрыва между слоями населения (похожую тенденцию мы видим и в современном мире). В какой-то момент массы просто не могли покупать всю произведенную продукцию и возник кризис перепроизводства с массовыми увольнениями (Великая депрессия). Рузвельт решил ее путем эмиссии денег (то есть инфляционный налог на владельцев капитала) и перераспределения в пользу малоимущих слоев.


      1. SLY_G Автор
        07.09.2017 18:26

        Доходчиво, спасибо. Где об этом можно почитать подробно и доходчиво?


  1. denkle
    07.09.2017 12:03

    Владельцы фабрик сомневались, по понятным причинам. Им, конечно, не хотелось сорить деньгами. Кроме того, им не хотелось продумывать все последствия мира, который пришлось бы адаптировать к новой технологии. Но в результате изменения произошли, они были неизбежны.

    Да а смысл менять то что работает и приносит прибыль? Люди не боятся инвестировать в новые технологии, естественно человек купит более эффективный станок и проведет модернизацию. Но выбрасывать старые станки у него нет смысла, если он все еще прибыльны и производят конкурентный продукт. Высосали проблему тут и придумали какую-то боязнь.


  1. Andrey_Epifantsev
    07.09.2017 12:10
    +1

    Ювелир 1909 года пользуется плодами электрического освещения и станков

    От станка идёт длинный ремень наверх — видимо к общему валу проходящему поверху.


  1. impetus
    07.09.2017 12:17

    Да, с ТБ на фотках… ювелирша с длинными волосами, пусть и прибранными точит на диске без кожуха, да ещё ремень тут же рядом (воздух, электростатика), и без очков, девочка стоит спиной (косичка платье) к вращающемуся ремню.
    «что люди? — расходник»


    1. Wolframium13
      07.09.2017 15:17
      +2

      К ТБ очень долго шли.


      1. chieftain_yu
        08.09.2017 09:42

        И началось, наверное, с «радиевых девушек».


  1. igormich88
    07.09.2017 15:18

    Забавно, буквально на днях смотрел фильм в котором критиковали уральских промышленников не желающих менять водяные колёса на паровые машины.


  1. SpiridonovAA
    08.09.2017 02:01
    +1

    «Почему появление электричества не сразу изменило промышленность?»
    потому что когда появилось электричество, вообще не было никакой промышленности. Да, и людей еще не было. Да, что там людей — нашей планеты еще не было


  1. AcidBurn247
    08.09.2017 21:15

    Возможно, все упирается в человека. Только когда вырастает поколение, с детства знакомое с новой технологией и умеющее использовать ее на максимум, происходит качественный скачок. До этого, текущему поколению, в большинстве своём слишком тяжело перестроить мышление под новые возможности и процессы.