К чему стремится каждая компания? Конечно же, к росту и улучшению основных показателей. Активность руководителей и отделов внутри предприятий постоянно изменяются, стараясь (и не стараясь тоже) постоянно соответствовать колебаниям рынка. Я работаю в крупной корпорации и наблюдаю действия множества средних и мелких компаний, которые хотят стать большими. Почему у некоторых это получается, а у других нет? В этой статье я решил поделиться с вами некоторыми наблюдениями, и предлагаю подумать вместе.

Устойчивая тенденция к расширению IT-рынка наблюдается уже больше десятка лет подряд. Однако, почему-то сегодня мы видим заявление в новостях о том, что “Век программистов закончился”. А ведь действительно, изначально темпы количества внедрений передовых технологий были достаточно высокими. Но, после того, как несколько лет назад все большее количество решений начало сталкиваться с проблемой качества, темпы появления новых профессиональных специалистов и релизов ПО немного снизились. Позже, на фоне мирового экономического кризиса упадок многих компаний привел к сокращениям выделяемых бюджетов, что в свою очередь, повлияло на замедление роста индустрии в целом.

Перечисленные выше факторы в течении нескольких последних лет оказывали постоянное влияние на IT-рынок. На конец 2017 года наблюдается более высокий порог на вход в IT для новых специалистов: по знаниям, опыту, выполненным проектам. Также все больше компаний обращает внимание на качество выпускаемых продуктов, т.к. тестирование, устранение багов занимает большое количество ресурсов. При этом иногда разговоры об экономии и оптимизации рабочих процессов внутри передовых предприятий идут дальше. Задайте сейчас себе вопрос: вы знаете IT отдел в какой-нибудь оффлайн-компании, который работает полностью на удаленной основе?

Сегодня завтра будет вчера


Я знаю, что для многих здесь удаленная работа IT отдела будет далеко не новость. Но, если мы вернемся из облаков на землю, то вспомним, что подобная практика сегодня уже заканчивает свое применение в передовых мировых IT-корпорациях, например Apple и IBM. Задачи и результаты приведенных в пример успешных корпораций опережают рынок на несколько лет. А теперь давайте посмотрим на большое количество предприятий, компаний, стартапов, которые только развивают свои IT-отделы и внедряют или запускают новые продукты. Как раз здесь можно увидеть именно те вопросы, которые может решить перевод вида сотрудничества с айтишниками (и не только) на удаленную основу.

Если взять немного глубже, и посмотреть на открытую статистику фриланс-сервисов, то мы можем увидеть, как на фрилансе появляется все больше специалистов с возрастом более 40 лет. Дело не в безработице на старости лет. Среди них много грамотных архитекторов, людей с опытом предпринимательской деятельности, большим стажем работы инженерами в конструкторских бюро. Рынок диктует новые условия и вносит свои корректировки в портрет современного фрилансера. Дизайн и верстка становится более профессиональной, а повышение возраста и накопление опыта у вчерашней молодежи, например программистов, начинает положительно влиять на качество написания кода приложений.

Развитие и появление новых технологий также вносит свои правки в IT направление. Применение новых инструментов и интеграции с разными онлайн-сервисами позволяет более оперативно и эффективно отслеживать рабочие процессы удаленных сотрудников. Облачные решения, к примеру бухгалтерской программы 1С, уже давно предлагают удаленное хранение данных и доступ сотрудникам компаний. Причем не только из офиса, но и из дома. Говорить и напоминать о пользе task-менеджеров для командной работы скорее всего, бессмысленно. Тайм-трекеры, Skype, чеки на протяжении рабочего дня — нужно ли продолжать список инструментов, с помощью которых удаленный сотрудник из дома в рабочий день часто получается ближе, чем похожий сотрудник на другом этаже офиса?

Что внедрять и как планировать?


Собственно это и была основная причина роста большого числа компаний в 2017 году. Ведь как ни крути, а от персонала зависит практически всё. И как оказалось в результате моего небольшого опроса среди знакомых клиентов, которые хорошо пошли вверх в 2017 году, они действительно много работали с персоналом и перевели почти все позиции на удаленную основу. Наблюдая успех крупных корпораций, они искали способы не только найти высококлассных специалистов, но и удержать их. Кроме разных плюшек одним из самых удачных решений оказался, можно так сказать, “фриланс”. Мало того, что получилось экономить деньги на аренде офиса, так еще и на том-же уже настоящем фрилансе у некоторых получилось найти “свежие рабочие мозги”.

Подводя итоги, я думаю можно сказать, что в следующем году для среднего и крупного бизнеса одним из самых лучших решений при оптимизации IT отделов будет именно переход на удаленное сотрудничество. Говоря о нашей корпорации, успешных примерах наших клиентов, это позволяет снизить общие затраты и получить более качественное выполнение задач. Я не буду рекламировать сейчас фрилансеров, но если немного погрузиться в их атмосферу, то также можно вполне согласиться с тем, что для них постоянная удаленная работа с компанией называется “у меня есть хороший крупный заказчик”. Давайте здесь вспомним, что общее требование к повышению качества IT-продуктов приводит к появлению спроса на профессиональные услуги, а этому вполне соответствует повышение количества предложений от опытных специалистов на фрилансе в последние пару лет.

В конце этого небольшого размышления/прогноза я напомню, что интеграции со сторонними сервисами и внедрение современных решений приводят к повышению эффективности работы персонала компаний. Сейчас, анализируя уходящий год мы в нашей компании понимаем, что по сути только одно объявление в начале 2017 года того, что мы все переходим теперь на удаленку и можно больше не ездить в офис, позволило нам завершить все задачи текущего года уже в середине октября. От себя я могу добавить, что стало больше порядка в задачах и документах, а наличие почти 2 свободных месяцев в конце года, по дополнительному плану и прогнозу, даст нам около 10% дополнительного роста в основных показателях. Вот такой нехитрый секрет, следование тенденциям рынка, позволяет нам, крупной корпорации, расти еще быстрее, а нашим клиентам и партнерам становиться из мелких средними, а из средних — большими компаниями.

Комментарии (17)


  1. dimanorma Автор
    24.10.2017 21:40

    Буду весьма благодарен всем, кто не только смог нажать на «минус», но и обнаружил в себе невероятные силы и написал комментарий с пояснением, что не понравилось в статье.

    Как я понимаю, «минусующие» читали статью невнимательно и не спустились с облаков на землю. Ведь наверняка, в их понимании уже давно весь мир работает только онлайн, а машинное обучение для каждого здесь — это как дважды два. Но увы, это не так, вернитесь на землю.


  1. KoMePcAHT
    24.10.2017 23:28

    что ж это за крупная корпорация такая, которая экономит на аренде офиса?


    1. dimanorma Автор
      25.10.2017 09:14

      простите, название не скажу. при этом, как я понимаю, в вашем понимании если крупная корпорация — значит она всем должна зарплату, мягкое кресло просто так, просто потому что это корпорация. вспомните истории успешных людей, (например, Рокфеллера), которые экономили каждую копейку, в результате чего являлись и оставались богатыми.

      в вашем комментарии я вижу мнение, что обязательно должен быть офис, у каждого второго секретарша и каждый в кабинете помельче еще должен сброситься по 100 рублей на уборщицу. именно об этом и идет речь. пока другие продолжают платить аренду офиса ради мнения, что «мыжекорпорация», мы в одном из шагов планов развития отказались от офиса и увеличили прибыль за счет сокращения расходов, плюс увеличили прибыль за счет повышения производительности.


      1. KoMePcAHT
        25.10.2017 21:36

        вы, как работодатель, обязаны обесппечить мне, как сотруднику, комфортные и безопасные условия труда в рабочее время. не все могут работать дома и у каждого на то своя причина (медленный интернет, слабый компьютер, отключение света, громкие соседи и т.д.). если вы своей экономией на аренде офиса перекладываете на своих сотрудников решение этих проблем, то кому нужен такой работодатель?


        1. dimanorma Автор
          26.10.2017 08:16

          давайте узнаем, кому нужен работодатель, который отказывается от офиса и переводит людей на удалённую работу. скажите, вы хотели бы работать в Apple?


          1. dimanorma Автор
            26.10.2017 08:33

            и!
            1. мы не перекладываем решение проблем на сотрудников. где вы это увидели? в том, что всем это понравилось, стала больше з/п и поднялась производительность? это называется «переложили проблемы»? у вас негативный опыт и вы решили перенести его в обсуждение этой статьи?
            2. у нас в компании нет «своя экономия» — у нас «компания из людей, объединенных одной целью». фирма заботится о людях, люди заботятся о фирме. экономят и повышают свою прибыль все и каждый в отдельности.
            3. насчет «комфортных» условий мне кажется, вы погорячились. мы, конечно, только за, чтобы условия были комфортные, но нам не интересны люди, которые ищут комфорт на работе.
            4. вы знаете, у нас никто не возражал против работы удаленно. если у сотрудника постоянно отключают дома свет, при наших зарплатах слабый компьютер и медленный интернет, при этом он еще и не громче своих соседей — это не наш сотрудник изначально. такие люди в нашу компанию просто не попадают.


        1. dimanorma Автор
          26.10.2017 09:03

          appleinsider.ru/apple-v-licax/apple-perevodit-svoix-sotrudnikov-na-frilans.html

          Вы правы, нужно было статью назвать по другому — «Apple перекладывает свои проблемы на сотрудников!» — было бы громче и красивее название. Скандал! Как это без горячего душа на рабочем месте! И после этого запустить еще одну статью — «Все отказываются работать в Apple! Компания на грани разорения! В Apple срочно требуются удаленные сотрудники, но никто не хочет работать в Apple!»

          Мы, конечно, не Apple, но мне кажется (или не кажется), что вы слегка затроллились, с мнением «кому нужен такой работодатель?».


  1. paranoya_prod
    25.10.2017 10:24

    Когда читаю такие статьи, сразу появляются вопросы: как удалённо можно заменить картридж в принтере или удалить отработку? Как удалённо вытащить замятый лист?
    Или ИТ-отдел во вех фирмах состоит исключительно из программистов или статья только для программерских стартапов и фирм?


    1. dimanorma Автор
      25.10.2017 11:56

      Зачем удаленно заменять картридж в принтере? Принтеры есть дома у тех сотрудников, кому они они нужны. Поэтому все происходит на месте. У нас работает электронный документооборот, поэтому печатать приходится редко. Например я работаю с документами каждый день, но когда их печатал — уже даже не скажу, давно.

      IT отделы у всех разные, и как правильно замечено в комментарии ниже, решения принимаются в каждом случае индивидуальные.


      1. paranoya_prod
        25.10.2017 12:34

        Не всё в этом мире возможно перевести на электронный документооборот по независящим причинам. И если на то пошло, то нужно, к примеру, распечатать цветную презентацию, на очередные курсы. А это в любом случае картриджи, отработка, застрявшие листы. Я это говорю к тому, что есть много видов бизнеса, где нужен офис и где нужен ИТ-отдел на месте, даже если он состоит из одного айтишника. Не всё так красиво в жизни, как пишут авторы про удалённую работу.


        1. dimanorma Автор
          25.10.2017 13:09

          Полностью с вами согласен, полностью все перевести на электронное нельзя. Но, если говорить о цветных презентациях, то мы их не печатаем на «офисных» принтерах — получается низкое качество. Такие вещи заказываем в типографиях. Там другие требования к макетам, в итоге получается и другое качество презентаций.

          Я еще раз полностью с вами согласен, что есть разные виды бизнеса, разные рабочие процессы. Я говорю именно о жизненных ситуациях, реальных примерах, которые наблюдал и продолжаю наблюдать. Один из наших клиентов — сеть магазинов. Я много с ними общаюсь и у них (это оффлайн компания) есть сайт, IT отдел и была проблема с вообще формированием штата в IT отдел. Был большой красивый кабинет с новой мебелью, которую никто не использовал. У них обваливались задачи одна за другой, сайт не могли развить, пока не приняли решение набрать удалённых айтишников. Сейчас у них сеть сайтов и сеть магазинов, я вижу, как у них растут обороты.

          Я не претендую на автора про удаленную работу. Это моя первая статья на хабре, так сказать «прорвало», в дальнейшем напишу и на другие темы. Хотелось поделиться, когда увидел результаты и понял, благодаря чему мы их получили. Думаю, возможно, это поможет компаниям расти.


  1. ARadzishevskiy
    25.10.2017 11:48

    Ту наверное необходимо мереть не IT отделами, а предоставляемыми сервисами. Возможно часто сервис совпадет с отделом или несколько сервисов совпадет с отделом. А дальше уже решать может этот сервис работать удаленно или нужен в офисе.


    1. dimanorma Автор
      25.10.2017 11:58

      Совершенно верно, спасибо за ответ и комментарий. Скажу больше — мы некоторые процессы немного меняли, чтобы это могло работать удаленно.


  1. Sovetkali
    25.10.2017 11:58

    Все понравилось, вот только бы ссылку на статистику.
    Например,

    Если взять немного глубже, и посмотреть на открытую статистику фриланс-сервисов, то мы можем увидеть, как на фрилансе появляется все больше специалистов с возрастом более 40 лет


    1. dimanorma Автор
      25.10.2017 12:54

      Цитирую текст статьи со статистикой:
      «Однако основная аудитория исполнителей — зрелая. Участников в возрасте 25-35 лет гораздо больше — 65%. Это люди активного возраста, многие уже семейные, их возрастающие затраты требуют дополнительной занятости. Примечательно, что данная категория относится к работе крайне ответственно из-за высокой мотивации — кому-то нужно кормить семью, кому-то строить дом, а кому-то и выплачивать ипотеку. Также на сервисе успешно начинает работать и более старшее поколение — по сравнению с другими годами, когда их не было практически вообще, теперь их около 5%. »

      ссылка на статью: freelancehunt.com/blog/tiendientsii-v-mirie-frilansa-obzor-rynka-pierspiektivy-konkurientsiia-samyie-vostriebovannyie-i-vysokooplachivaiemyie-profiessii


      1. Sovetkali
        25.10.2017 14:39

        Спасибо. Да еще бы инфографики в статью и было бы замечательно.


        1. dimanorma Автор
          25.10.2017 15:52

          Свою инфографику не готовил, т.к. статья получилась спонтанная, «под впечатлением» от цифр, а вставлять инфографику Freelancehunt.com нельзя, да и наверное неправильно.

          Но спасибо за замечание, в следующей статье постараюсь раскрывать подробнее, сразу наглядно, с графиками, картинками, ссылками.