Кадр из фильма
С первых кадров становится очевидно, что бюджета у создателей фильма не было вообще от слова совсем. Сам по себе этот фактор не делает кино плохим по умолчанию — «Ийон Тихий», «Damnatus» или «Колобаха» прекрасны и без бюджета. Но все три примера — это фантастический треш. Вообще, именно треш лучше всего снимается без копейки в кармане, но, к огромному сожалению, его сложно сочетать с историческим пафосом.
Из-за нехватки денег фильм превращается в своеобразную прогулку по музеям — дому-музею Королева, музею РКК «Энергия», музею Дмитровского филиала МГТУ им. Баумана в Орево и памятнику ракете Р-9 у Центрального музея Вооруженных сил. А роль «семерки» на стартовом столе играет РН «Союз» с грузовым кораблем «Прогресс» на реальном Байконуре. Временами это рождает забавные гэги, когда за спинами будущих космонавтов на инструктаже можно разглядеть спускаемый аппарат «Востока-1».
На таком фоне очень резко воспринимаются ошибки, которые нельзя назвать иначе, чем халтурой. В сцене знакомства Королева с будущей второй женой на стене висит фотография Марса с орбитального аппарата «Викинг-1», до которой еще 30 лет, и чертеж ракеты РТ-2, которая начала испытываться спустя 20 лет. При этом пять минут гугления позволили бы найти плакат, который вполне мог бы там висеть.
Некоторые анахронизмы, вроде беседы под еще не созданной Р-9, вынужденны из-за ограничений бюджета, но местами досадной ошибки можно было бы не совершить просто проверив источники.
Также неприятна внезапная и ничем не оправданная отсебятина. То, что говорил Гагарин перед стартом, задокументировано, начиная практически сразу после того, как он занял место в корабле, в фильме же непонятно зачем придумывают сцену, в которой у Гагарина сначала подскакивает до неприемлемого значения пульс, а потом его при непосредственном участии Королева нормализуют. Совершенно непонятно, что этой сценой хотели сказать, а диалоги в стиле «пульс нормализован, можно стартовать» выглядят странными. Причем эти диалоги ведутся уже после команды «ключ на старт», которая в реальности активирует автоматическую систему, запускающую ракету через несколько секунд.
Ради попытки раскрыть характер Королева выдумали практически всегда работающую связь, чтобы Главный конструктор давал ценные указания даже в те моменты, когда в реальности космонавты действовали автономно. Командная работа, увы, и тут показана так себе — Королев везде и всюду командует, не позволяет сотрудникам выпить стакан воды и дает ценные указания. Даже пробку на дороге разруливает он, а соратники мелькают только в эпизодах. Разве что дружба и конфликт с Глушко показываются чуть более подробно.
Вообще, где-то в середине картины я задумался, а о ком вообще фильм? Для биографии Королева он начинается крайне странно — в 1947 году, все, что было раньше — детство, юность, ГИРД вообще не показано. Последние месяцы и смерть тоже отсутствуют. Получается, что фильм снят скорее о функции Главного конструктора, созданной Сталиным после войны и переселившейся в музеи после полета «Восхода-2».
С художественной точки зрения фильм, увы, не блистает. Диалоги местами неестественны, игре актеров при всем желании не поставишь выше «четыре с минусом», а музыка совершенно напрасно пытается копировать «Укрощение огня».
Совершенно не к месту смотрится эпизод с участием министра путей сообщения — возникает ощущение, что РЖД в обмен на спонсорство захотела заказать позитивное упоминание о себе.
Сцена отбора кандидатов в космонавты несправедлива тем, что показаны только полетевшие в итоге космонавты. Ситуация ухудшается, когда потом показывается гибель непонятно откуда взявшегося (для не знакомых с историей) Бондаренко.
Хрущев показан карикатурно, и, вопреки реальности, он почему-то постоянно не хочет поддерживать космонавтику. Ради этого конфликта исказили реальные обстоятельства запуска первого спутника — ракета была, но вскрылась ошибка в теплозащите боеголовки, не дававшая проводить испытания дальше, а в фильме Королев буквально выбивает ракету под спутник у Хрущева.
Сейчас совершенным абсурдом выглядит сцена играющего зорю горниста перед запуском первого спутника, но это, по крайней мере, упоминается у писателя Владимира Губарева как имеющая место быть легенда.
В то же время у картины есть и несомненные достоинства.
Прежде всего, сценарные фантазии остаются в рамках допустимого. Космонавты и инженеры не дерутся, не крушат мебель, не бьются в истериках и не нарушают все возможные правила подряд. Также замечательно, что отсутствует «кровавая гебня», мечтающая кого-нибудь убить или отмочить какую-нибудь злобную глупость. После странной любовной линии в «Укрощении огня» приятно смотреть на исторически верные подробности биографии и хорошее в целом отображение семейных отношений. Подбор актеров также неплох, персонажи вполне узнаваемы.
В итоге разнообразие отечественных фильмов о космосе порождает совершенно гоголевскую ситуацию — вот если бы к эпичности «Укрощения огня» добавить следование фактам фильма «Гагарин: Первый в космосе», дух «Главного» и красоту отображения техники «Времени первых», то получился бы идеальный фильм. Ругать «Главного» рука не поднимается, а хвалить слишком мало причин, так что фильм повисает в неловкости. Лично у меня после просмотра улучшилось отношение к «Укрощению огня» — хорошая история с неудачной любовной линией лучше так себе истории с хорошей. А «Гагарин: Первый в космосе» упрочил свою позицию лучшего отечественного фильма о космосе.
Впрочем, один раз посмотреть фильм стоит хотя бы для общего развития.
Комментарии (40)
Garbus
24.11.2017 08:39Да, ощущение что у снимающих в моде фильмы про «ярких личностей», даже если они не были такими в истории. И полное нежелание знакомиться с историей вопроса, хотя бы в пределах действий упоминающихся в фильмах.
lozga Автор
24.11.2017 08:49Королев был очень яркой личностью, и в «Главном» это честно пытаются показать.
Garbus
24.11.2017 09:32+2Немного смутно написал, но специально писал «ярких» в кавычках. Крики, истерики, натужные переживания, вот что показывают. И это там, где должны действовать (и действовали) по отработанным до автоматизма инструкциям.
P.S. не конкретно в этом фильме, скорее общие ощущения.
sinc_func
24.11.2017 11:07Я видел в реальности космических «вождей», например это Главные Конструктора ОКБ Факел, НИИФИ, «космические варяги»-руководство в ТРАНСМАШ-Холдинге (около 2005-6 г такое там было). При близком рассмотрении они далеко не впечатляют… Стиль в котором они пытались вести работу в целом соответствует описанию фильма…
В том же ТРАНСМАШ-Холдинге года через полтора от них постарались избавиться.
tangro
24.11.2017 13:15Также замечательно, что отсутствует «кровавая гебня», мечтающая кого-нибудь убить или отмочить какую-нибудь злобную глупость
При том, что в реальности кровавая гебня присутствовала от и до — начиная со ссылки Королёва в лагеря и до генералов, расстрелянных за срыв сроков сроительства пусковой площадки.lozga Автор
24.11.2017 13:26По мемуарам ее как раз не заметно. А что за история с генералами?
tangro
25.11.2017 01:50И расстрельная статья (заменённая на 10 лет лагерей) и упоминания о пытках (с указанием фамилий) есть даже в Вики.
Истории с генералом в мемуарах нет, поскольку она выставляет Королёва не в лучшем свете: в пылу космической гонки, когда нужно было всё запустить раньше американцев, на Королёва сильно давили — а ему хотелось сделать работу качественно. Поэтому на какой-то очередной планёрке с высоким начальством на вопрос «ну, когда уже ракета?» он сказал, что нечего на него пенять, ведь даже стартовая площадка ещё не готова. Это было правдой частично — она и вправду не была готова, однако была бы готова значительно раньше ракеты. Но никто разбираться не стал — генерала, заведовавшего этой частью работ отстранили и расстреляли. Площадку доделывали другие люди. Историю мне рассказывал устно в музее космонавтики (или в доме-музее Королёва, не помню уже), поэтому где искать на неё письменные ссылки — я не знаю.Valerij56
25.11.2017 14:53Отстранили, отправили в отставку, даже отдали под суд — возможно. Расстреляли — очень вряд ли, время было уже другое.
vassabi
25.11.2017 17:45Но никто разбираться не стал
ну вот, а вы делаете виноватым за это Королева, который в то время был даже беспартийным. Не он же "не разбирясь" отстранил и расстрелял.
Во-вторых, это может быть и байка (сказко — ложь, да в ней намек), чтобы помнили — кто тут главный (не генералы).
vassabi
25.11.2017 19:39PS:
И расстрельная статья (заменённая на 10 лет лагерей) и упоминания о пытках (с указанием фамилий) есть даже в Вики.
Да — в назидание потомкам. Чтобы наивные дурачки, которые думают, что в прошлом было все замечательно, увидели, что не все так было шоколадно, что не только плохих людей пытали (и не только рассекреченного только посмертно будущего конструктора ракет) и расстреливали. И чтобы те, которые сейчас ходят в школу и читают википедию, а в будущем возможно им прикажут пытать и расстреливать — тоже не думали, что о них не узнают. Узнают — и потом их внукам пусть будет стыдно за дедулю.
lozga Автор
26.11.2017 15:23+1Не надо валить в кучу реальную историю с Королевым в 30-х и не имеющий подтверждения в источниках рассказ, который якобы происходил в 50-х. Стартовые сооружения строились под руководством Бармина, и его не расстреливали. И экскурсоводы бывают, увы, разные, стоит проверять, что они рассказывают.
Alesh
24.11.2017 14:42А расстреливал генералов надо полагать, из зенитного орудия лично Хрущев? Нет?! Лично… ОМГ, какой кошмар? :)
tangro
25.11.2017 01:54Этот приём риторики называется "доведение до абсурда" и в приличной дискуссии его не применяют. Конечно же, из зенитного орудия Хрущев лично никого не расстреливал.
Alesh
25.11.2017 19:26Вы когда так обильно вбрасываете, во избежания применения разных риторических приемов пишите ниже пруфы. И вам только спасибо скажут, если такое имело место быть, но все забыли.
unwrecker
24.11.2017 13:16Тут будет к месту вспомнить и апогей космической псевдодокументалистики: «Первые на Луне», www.imdb.com/title/tt0459929
lessnik
24.11.2017 13:21«Все в них взято из ничего», — после такого, всякое желание смотреть подобную дуристику отпадает.
ru_vlad
24.11.2017 17:32Хорошо помню этот фильм когда он по тв шел, впечатление очень и очень грустное.
По уровню он даже со сказкой "Укрощения огня" рядом не будет.
Мало того что режиссер не знает темы но и консультанты похоже тоже.
Хоть бы прочитали книгу Королевой "Отец"
Tyusha
24.11.2017 17:34Бывает низкобюджетный фильм, а бывает халтура. «Главный» я бы отнесла ко второй категории. Многие ляпы насколько вопиющи, что это мешает смотреть — отвлекаешься от сюжета и хватаешься за голову.
Запомнился кадр, когда какие-то рабочие ползают по ракете в цеху (на самом деле в музее), собирают типа её. А одна в одной из стенок бака так аккуратненько вырезано окошко и сечение красным покрашено (для изучения экскурсантами внутренностей). :)lozga Автор
24.11.2017 18:16Это музей в Орево, да, я это тоже заметил и улыбнулся. Но именно это не считаю халтурой и готов простить. Халтура — это фото Марса или в другой сцене фото «Сатурна-5», тоже из будущего.
ababich
24.11.2017 18:04Да любому нормальному человеку такое тяжело смотреть :
1)технические ляпы постоянно будут бросаться в глаза
2)от излишней пафосности будет тошнить
3)большое количество отсебятины должно раздражать
RezanovPC
24.11.2017 18:51+1Мне кажется, что в России не умеют снимать фильмы про космос, в основном на такие деньги выделяются малые деньги, и практически во всех есть небольшая доля пропаганды, да можно вспомнить, такие фильмы, как «Время первых и „Салют-7“ на которые было выделено достаточно большое количество денег, но лично я не считаю их чем-то выдающихся, особенно с точки зрения отношения фильмов к реальным событиям и фактам.
vassabi
Описание в стиле «какой же фильм лучше? Который не за что ругать или который не за что хвалить ?»
Похоже, надо в фильмах про космос вводить байкометрию — рейтинг по количеству баек (абсолютную и удельную величины) про космос, которые сценаристы ввели (а режиссер/цензура оставили) в фильм :)
lozga Автор
Тогда уж считать соотношение выдуманных баек к реальным.
vvzvlad
Абсолютное и относительное количество баек, ага.
zloddey
Комплексная метрика получается: real+imaginary!