В предыдущей статье мы рассмотрели крупные американские проекты, которые выбрали виртуальную инфраструктуру для своей работы. Теперь пришла очередь российский проектов.

В 2016 году облачная индустрия в России выросла на внушительные 20% (больше, чем прогнозировалось годом ранее). Рынок уступает американскому с точки зрения объемов, но ему предрекают дальнейших рост.

В России так и не появились свои «единороги», — стартапы с оценкой более чем в $1 млрд. — но на рынке работает достаточно много технологических компаний. Они подогревают развитие облачных технологий и, в частности, IaaS.

Эта услуга на отечественном рынке более востребована, чем во многих других странах.

Основываясь на своем опыте, расскажем о пяти российских компаниях, которые выстраивают свою работу на виртуальной инфраструктуре.


/ фото MaxPixel CC

BelkaCar и IaaS


В предыдущей статье мы вспоминали Uber и его сложную облачную архитектуру. Проект BelkaCar также связывает пользователей и автомобили с помощью мобильного приложения. Требования к инфраструктуре в этой нише высоки, а в случае с BelkaCar тем более: сервис построен на базе нескольких логических модулей для каждой конкретной задачи — обслуживания пользовательского приложения, аренды, телематики, биллинга и так далее.

Проект изначально выбрал IaaS, готовясь к росту числа пользователей системы каршеринга. Основатели стартапа понимали, что приложение ждут непрогнозируемые нагрузки.

Во-первых, компания работает сразу на двух рынках — B2B и B2C, — которые могут использовать платформу по-разному. Во-вторых, взаимодействие с клиентом обслуживает существенный набор функций, помимо бронирования: открытие и закрытие автомобиля, завершение аренды, мониторинг манеры езды водителей.

И последний фактор — компания ожидала роста рынка. Он действительно произошел — количество поездок по модели каршеринга в Москве, где работает BelkaCar, растет, соответственно, увеличиваются и нагрузки на систему.

Кто еще


В 2016 году российская компания «КарОператор» занялась созданием национальной базы автомобилей с пробегом. Этот проект призван помочь покупателям получать достоверную информацию об истории и состоянии автомобилей.

Ряд его компонентов размещен на арендованной инфраструктуре. IaaS, в частности, обслуживает сервер базы данных и его зеркало, сервер для хранения файлов и сервер приложений. Как и в случае с BelkaCar, нагрузка инфраструктуру может значительно вырасти в перспективе — к аналогичному московскому проекту пользователи обратились более 3,5 млн раз за 2 года.

Компания КУБИТ решает для своих клиентов задачи в области ИТ — помощь в миграции на облачную площадку, в дата-центры, проектирование и обслуживание инфраструктуры. С помощью IaaS компания смогла расширить перечень своих услуг и предоставлять клиентам дополнительные возможности — например, организацию площадки для аварийного восстановления. Компания несет финансовую ответственность за доступность инфраструктуры клиента, и IaaS стала одной из дополнительных мер повышения надежности услуг.

Еще один пример использования виртуальной инфраструктуры для обслуживания клиентов — выход на облачную площадку аутсорсинговой компании City-call. Сервис работает как внешний колл-центр с интеграцией с CRM-системами и сайтами заказчика. В облаке компания производит резервное копирование, оперативное восстановление виртуальных машин и быстрое развертывание новых инфраструктур. По данным недавнего опроса, больше половины контакт-центров выбирают облако в качестве основы своей платформы. При этом модель IaaS предоставляет большую маневренность — центрам обработки вызовов не нужно беспокоиться о восстановлении, хранении, хостинге, резервировании и балансировке нагрузки.

Архитектура «Биржи вагонов» RailCommerce тоже базируется в облаке. С площадкой работают участники отрасли железнодорожных грузоперевозок — она помогает связать владельцев вагонов с заказчиками и владельцами инфраструктуры. За короткий промежуток времени с момента перехода «Биржи вагонов» на IaaS количество компаний-пользователей возросло — с 10% всех участников рынка грузоперевозок до 12%. Владельцы площадки рассматривают возможности ее дальнейшего расширения, в том числе и за счет новых способов транспортировки, поэтому виртуальная инфраструктура платформы должна быть готова к соответствующим нагрузкам.

Что дает IaaS


1. Масштабируемость

Как показывет пример западных коллег, этот фактор является приоритетным и в США, и в России. Илья Френклах, IT-директор BelkaCar, рассказывает, что ставку на виртуальную инфраструктуру каршеринг сделал именно по причине ее гибкости. Компания на самом раннем этапе понимала, что пиковые нагрузки в процессе работы с пользователями и телематическим оборудованием могут стать вызовом для собственных мощностей проекта.
«Облако позволяет быстро адаптироваться под меняющуюся нагрузку, а значит, экономить на поддержке и собственных нервах», — замечает Илья.
Операторы RailCommerce также с самого начала думали о том, как площадка поведет себя с ростом объема данных и функционала приложений.
«Именно облачная инфраструктура позволяет достичь подобную гибкость в проектировании и разработке. Любые другие варианты выглядят скорее компромиссом», — считает Сергей Горский, член совета директоров компании, управляющей «Биржей вагонов».
Те же мысли высказывают сотрудники «Лаборатории Касперского» и «Национальной платформы открытого образования». Объем требуемых ресурсов, как правило, не предсказать на этапе планирования, а IaaS позволяет добавлять дополнительные мощности при возникновении необходимости в силу, например, такого фактора как сезонность. Именно так облако помогает сервису бронирования отелей Hotels.ru справляться с предпраздничным трафиком.

2. Надежность

Как уже говорилось, технически BelkaCar — это сложная, многокомпонентная структура. Облако помогает каршерингу не только выдерживать большой поток запросов, но и тестировать новые технологии без потери производительности. Такой же подход использует компания Zed Russia. В облаке она разворачивает новые услуги по доставке мобильного контента.

«КарОператор» для своей базы предъявлял к будущему партнеру-провайдеру высокие требования, понимая, насколько важна постоянная доступность для сервиса такого типа. Компании было необходимо, чтобы провайдер обеспечивал выполнение полного бэкапа БД не реже одного раза в сутки и инкрементального бэкапа— не реже одного раза в час.

City-call комбинирует арендованную виртуальную инфраструктуру с собственными и арендованными серверами, рассказывает Дмитрий Манторов, технический директор компании. В этой связке облако также помогает достичь высокого уровня надежности.

3. Экономия

На первых этапах разработки базы автомобилей с пробегом «КарОператор» работал на своих серверах. По словам Алексея Васильева, технического руководителя проекта, быстро стало ясно, что развитие базы повлечет за собой и рост стоимости обслуживания инфраструктуры. Модель IaaS позволила экономить ресурсы, фактически пользуясь только тем пространством и мощностями, что требуются в конкретный момент.

Выбор КУБИТа также был продиктован экономией. В этом случае — экономией средств заказчиков с ограниченным бюджетом и потребностью в надежном сервисе аварийного восстановления.

RailCommerce видит достоинство IaaS в решении всех инфраструктурных задач. Компания экономит ресурсы на развитие своей платформы. Масштабированием, балансировкой нагрузки, вопросами отказоустойчивости занимается партнер.

Илья Егоров, руководитель IT-отдела Kokoc Group, рассказывает, что вместе с экономией IaaS предоставляет поле для экспериментов. Когда компании понадобилось развернуть 2000 серверов на короткое время, ей не пришлось тратиться на покупку оборудования — достаточно было обратиться к своему партнеру и добиться нужного эффекта на арендованной инфраструктуре.

4. Соблюдение законодательства

Кроме КУБИТа, эта задача также находилась в приоритете у RailCommerce. Особенность «Биржи вагонов» — работа с компаниями из нескольких государств. Из-за этого площадке было важно удовлетворять законодательные требования к обращению с персональными данными. IaaS-провайдер взял на себя задачу по приведению в соответствие с законом всех изменений в инфраструктуре RailCommerce.

Похожая ситуация произошла в истории сервиса доставки еды Delivery Club. С выходом новых требований для работы с персональными данными компания решила «переехать» из Нидерландов в Россию. IaaS-провайдер помог компании осуществить переход на российскую инфраструктуру в течение нескольких часов.

Как показывает практика, у отечественных компаний в глобальном смысле те же мотивы в переходе на виртуальную инфраструктуру, что и у западных коллег: гибкость, надежность и желание «развязать себе руки» для работы над внутренними процессами.

Но есть и специфические аспекты, например, соблюдение законодательства. Большинство кейсов были продиктованы основным стремлением повысить эффективность бизнеса, устранив главных врагов на пути стартапов — непредвиденные нагрузки, риски и затраты.



P.S. Материалы по теме из Первого блога о корпоративном IaaS:



Комментарии (10)


  1. vladimir_dolzhenko
    28.12.2017 13:26

    Offtopic: для КДПВ стоило бы выбрать параплан российской фирмы Paraavis, а не немецкой Nova — дабы больше соответствовало тематике «Российского облака»


    1. it_man Автор
      28.12.2017 13:38
      -1

      Владимир, мы все-таки про «облако». Его могут использовать (и используют) самые разные «парапланы» — и зарубежные клиенты в том числе.


      1. vladimir_dolzhenko
        28.12.2017 13:44

        Вот это более интересно — чем таким можно мотивировать зарубежных клиентов, у которых есть больше более надёжных площадок (AWS, Google, и много маленьких местных) в менее агрессивных территориях (EU, US)?


        1. it_man Автор
          28.12.2017 14:13

          Все зависит от задач клиентов и их потребностей в обеспечении того или иного уровня доступности, требований по работе с ПД и так далее.


        1. FyvaOldj
          28.12.2017 15:45

           в менее агрессивных территориях (EU, US)?

          Вы видимо не знакомы с европейскими законами о персональных данных?


          Есть и другие соображения: мы, к примеру, переезжаем в Россию за ради скорости, так как российских клиентов довольно много.


          И и.п. и т.д.


          1. vladimir_dolzhenko
            28.12.2017 16:07

            Почему российские клиенты выбирают российские облака — это более чем понятно — вопрос был зачем европейским клиентам идти в российское облако — понял бы, что если есть российское отделение. Но вопрос так и остался не без ответа.


  1. FyvaOldj
    28.12.2017 15:40

    В 2016 году российская компания «КарОператор» занялась созданием национальной базы автомобилей с пробегом. Этот проект призван помочь покупателям получать достоверную информацию об истории и состоянии автомобилей

    Ну и зачем им облако?


    В подобном проекте раскрутка и разработка съедает львинную долю материальных ресурсов. Но ни в коем разе не сервера (при грамотной архитектуре, вестимо).


    Для сравнения:
    В 2016 году проект с нагрузкой мирового уровня — Stack Overflow — использовал единственный сервер для SQL и два сервера реплик. Причем те же сервера реплик исользовались и еще для одного проекта помимо самого Stack Overflow.


    Но нет, сейчас же модно небольшие проекты сразу на Hadoop заводить...


    1. romxx
      28.12.2017 23:50

      Скорость выхода на рынок сегодня определяющий параметр. Можно потратить пять лет и «переписать все на ассемблере». Но есть риск, что через пять лет на рынке уже будет несколько конкурентов. Сейчас важнее сделать «вчера», чем «на одном сервере».


  1. Vinchi
    29.12.2017 00:29
    -1

    Насчет единорогов — ложь. Вот coinmarketcap.com/currencies/waves — проект блокчейн платформы, капитализация больше лярда.


  1. bondsman
    29.12.2017 13:03

    Господа изобрели AWS, теперь не знают как его продать.