![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/bb2/ca2/8b2/bb2ca28b26984f1c37cfdb66440d5aab.jpg)
Авторы исследования, в первую очередь, изучали статистику переходов по ссылкам. Эти данные позволили понять, какие пользователи и как путешествуют по виртуальным просторам «Википедии». Само исследование проводилось с использованием данных поведенческих паттернов пользователей английской, русской, немецкой, испанской и японской версий энциклопедии.
Стоит признать, что многие пользователи не раз путешествовали по «Вики» самым странным образом. Можно начать с изучения сюжета понравившегося фильма и закончить статьей о форме одежды центурионов армии Древнего Рима. Но почему так происходит? Дело в том, что большинство пользователей посещают «Википедию» для того, чтобы изучить тематику, упоминание которой проскакивало в медиа-ресурсах, прочитанных или просмотренных пользователем. Ну а затем, получив интересующую информацию, пользователь отправляется путешествовать в те места «Википедии», в которые ведет его любопытство.
И в этом нет ничего необычного — ведь доступная информация, которой на «Википедии» просто огромное количество, может привлечь внимание кого угодно. Так уж получилось, что структура онлайн-энциклопедии оптимально подходит для безмятежного многочасового чтения. Возможно, более удобную структуру можно придумать, но сделать это не так просто.
Стоит отметить, что большая часть трафика «Википедии» — это поисковые сервисы. Сотни миллионов пользователей ищут что-то в сети и попадают на статьи «Википедии». Это — начало пути большинства пользователей по виртуальному миру знаний. И многие пользователи действительно начинают это путешествие.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/a45/06b/9d5/a4506b9d5fbaff504c433e5189eac66c.jpg)
Наверное, путешествие пользователя по «Википедии» можно представить себе как-то так
В 2015 году энциклопедия впервые показала поведенческие паттерны своих читателей, проанализировав более 7 млн запросов. Объяснение полученных данных можно найти здесь.
Стоит отметить, что с момента попадания в широкий доступ информация о поведении пользователей «Википедии» стала базой для большого количества научных исследований. Так, например, ученые изучили, как «Википедия» влияет на предпочтения пользователей в 2015 году. Также было изучено тематическое распределение интересов пользователей в ходе одного сеанса, плюс получены данные о том, что еще можно улучшить, чтобы у читателя вообще не было проблем с любимым занятием — изучением новых материалов.
Статистическое исследование, проведенное «Вики», базируется на анализе 26 миллионов ссылок, распределенных в примерно 4,4 млн статей с общим числом в 6,7 млрд кликов. Представители энциклопедии построили граф, который показывает, как примерно распределяются интересы пользователей после прочтения статей определенной тематики.
![](https://habrastorage.org/getpro/geektimes/post_images/4ac/076/55d/4ac07655da956fb8962cdc4fb83e623f.png)
Что касается исследования, то его результаты примерно таковы:
- 60% ссылок (а это 15,6 млн) являются внутренними и насчитывают 1,2 миллиарда кликов (18%);
- 37% линков посещают пользователи, приходящие извне, например, со страницы поисковой выдачи Google;
- 3% ссылок (773к) сложно классифицировать, поскольку они не ведут пользователя туда, куда обещают (строго говоря, эти ссылки ведут якобы на внутренние ресурсы, но при попытке посетить сайт пользователь видит ошибку").
В целом, можно сказать, что интерес пользователя к другим ссылкам вызван, прежде всего, удачной структурой энциклопедии, которая как бы побуждает пользователей читать еще и еще. В большинстве случаев читатель, изучив одну статью, переходит по новой ссылке, затем — еще одну, уже последнюю.