Статья рассчитана на тех, кто хочет осознать приведение типов в С++.
Итак, пусть у нас есть такая иерархия наследования:
#include <iostream>
struct A{
A():a(0), b(0){}
int a;
int b;
};
struct B : A{
B():g(0){}
int g;
};
struct D{
D():f(0){}
float f;
};
struct C : A, D{
C():d(0){}
double d;
};
На картинке изображена иерархия наследования и расположение членов-данных наследников в памяти
Небольшое отступление: почему так важно преобразование типов? Говоря по рабоче-крестьянски, при присваивании объекту типа X объект типа Y, мы должны определить, какое значение будет иметь после присваивания объект типа X.
Начнем с использования static_cast:
int main(){
C* pC = new C;
A* pA = pC;
D* pD = static_cast<D*> (pC);
std::cout << pС << " " << pD << " " << pA << std::endl;
return 0;
}
Почему таков эффект при выводе значений указателей (значение указателя это адрес, по которому лежит переменная)? Дело в том, что static_cast производит сдвиг указателя.
Рассмотрим на примере:
D* pD = static_cast<D*> (pC);
1. Происходит преобразование типа из C* в D*. Результатом этого есть указатель типа D* (назовем его tempD), который указывает (внимание!) на ту часть в объекте класса C, которая унаследована от класса D. Значение самого pC не меняется!
2. Теперь присваиваем указателю pD значение указателя tempD (всё хорошо, типы одинаковы)
Разумный вопрос: а зачем собственно нужно сдвигать указатель? Говоря по простому, указатель класса D* руководствуется определением класса D. Если бы не произошло смещения, то меняя значения переменных через указатель D, мы бы меняли переменные объекта класса С, которые не относятся к переменным, унаследованным от класса D (если бы указатель pD имел то же значение, что и pC, то при обращении pD->f в действительности мы бы работали с переменной
а).
Промежуточный итог: static_cast при работе с иерархией классов определяет значения указателей так, чтобы обращение к переменным класса через указатель было корректным.
Поговорим о недостатках static_cast. Вернемся к той же иерархии наследования.
Рассмотрим такой код:
int main(){
C* pC = new C;
A* pA = static_cast<A*>(pC);
D* pD = static_cast<D*> (pC);
B* pB = static_cast<B*> (pA);
std::cout << &(pB->g) << " " << pD << " " << pA << std::endl;
pB->g = 100;
std::cout << pC->a << " " << pC->b << " " << pC->f << std::endl;
return 0;
}
Почему pC->f имеет значение отличное от 0? Рассмотрим код по строчкам:
- В куче выделяется память под указатель типа С.
- Происходит повышающее преобразование. Указатель pA имеет такое же значение как и pC.
- Происходит повышающее преобразование. Указатель pD имеет значение, которое есть АДРЕС переменной f, в объекте класса C, на который указывает указатель pC.
- Происходит понижающее преобразование. Указатель pB имеет то же значение, что и указатель pA.
Где опасность? Дело в том, что в таком варианте исполнения, указатель pB действительно уверовал в то, что объект, на который указывал pA, был объектом типа B. При преобразовании static_cast проверяет, что такая иерархия действительно имеет место быть (т.е. что класс B является наследником класса A), но он не проверяет, что объект, на который указывает указатель pA, действительно является объектом типа B.
Сама опасность:
Теперь если мы хотим сделать запись в переменную g через указатель pB (ведь pB полностью уверен что указывает на объект типа B), мы на самом деле запишем данные в переменную f, унаследованную от класса D. Причем указатель pD будет интерпретировать информацию, записанную в переменную f, как float, что мы и видим при выводе через cout.
Как решить такую проблему?
Для этого следует использовать dynamic_cast, который проверяет не только валидность иерархии классов, но и тот факт, что указатель действительно указывает на объект того типа, к которому мы хотим привести.
Для того, чтобы такая проверка была возможна, следует добавить к классам виртуальность (dynamic_cast использует таблицы виртуальных функций, чтобы делать проверку).
Демонстрация решения проблемы, при той же иерархии классов:
int main(){
C* pC = new C;
A* pA = pC;
if(D* pD = dynamic_cast<D*> (pC))
std::cout << " OK " << std::endl;
else
std::cout << " not OK " << std::endl;
if(B* pB = dynamic_cast<B*> (pA))
std::cout << " OK " << std::endl;
else
std::cout << " not OK " << std::endl;
return 0;
}
Предлагаю запустить код и убедиться, что операция
B* pB = dynamic_cast<B*> (pA)
не получится (потому что pA указывает на объект типа С, что и проверил dynamic_cast и вынес свой вердикт).
Ссылок никаких не привожу, источник — личный опыт.
Всем спасибо!
Комментарии (13)
oleg-m1973
29.01.2018 17:37Думаю, не стоит без крайней необходимости и абсолютной уверенности использовать приведение от предка к наследнику. Ни static, ни dynamic.
Да, dynamic_cast в большинстве случаев отработает более корректно, но, в любом случае, это будет ошибка проектирования, которая переносится из compile-time в runtime.DarkEld3r
29.01.2018 19:35+1dynamic_cast в большинстве случаев отработает более корректно
Можно пример случая когда отработает некорректно?
Gorthauer87
30.01.2018 00:58Говорят в темные времена были проблемы с версиями компиляторов и библиотек, но я их не застал. Думаю костыли типа qobject_cast из тех же времен.
Hokum
30.01.2018 01:19Он не требует RTTI, но работает только с наследниками QObject и в класе должен был использован макрос Q_OBJECT. Подозреваю, что они его сделали для своих каких-то целей. Qt, на мой взгляд, не просто фреймворк/библиотека, а почти отдельный язык базирующийся на C++.
DarkEld3r
30.01.2018 01:21Насколько я знаю,
qobject_cast
скорее для скорости.Gorthauer87
30.01.2018 09:42Такое же советуют и доке Qt. Но вроде бы исходно он возник из за кривости очень старых плюсов. Как и всякая хрень типа qMax
foxin
29.01.2018 17:44+2struct A{ A():a(0), b(0){} int a; int b; }; struct B : A{
ну вы чё, а?
здорово, что вы, как автор, в контексте, и понимаете что a и b лежат в A, а B лежит g…
но читать же нереально — это противоречит логике.
пусть в A лежат a1 и a2, в B — b или b1. Сразу понятно кто к кому относится.
offtopicя сюда деградировать захожу, а не транслировать переменные в голове
ivanius
29.01.2018 23:05Вы описали мою первыю мысль, 4 часа назад прочитал статью про именование переменных и осмысленные названия всего, а тут на тебе мы вернулись в 8й класс и обзываем все однобуквенно и пусть лежат в А a,b; Но блин как понять читая код что В зависит от А и остальное наследование, это очень важно, отсюда и такие ошибки, для этого не обязательно использовать dynamic_cast для этого можно использовать меньше указателей и адекватные названия.
aamonster
30.01.2018 00:02Вообще если понадобился dynamic_cast — время взять листок бумаги и заняться проектированием, что-то пошло не так. Обычно решается добавлением по иерархии ещё одной виртуальной функции, но где-то удобен visitor. А может — надо просто почистить и упростить код.
avbochagov
30.01.2018 13:41Хм… А у меня у одного последний пример не компилится?
error C2683: 'dynamic_cast': 'A' is not a polymorphic type
Hokum
Хорошо бы добавить результат работы каждого из приведенных блоков, чтобы не отвлекаться от чтения.
Еще можно поиграться, с виртуальным наследование. Посмотреть, что и как располагается в памяти.