Учёные обнаружили брешь в безопасности смартфонов. Сопоставляя информацию с акселерометра и гироскопа с открытыми данными — картами и отчётами о погоде, они смогли определить местоположение человека, его маршрут и вид транспорта.
Разработанное исследователями приложение PinMe показывает, как с помощью методов машинного обучения и информации от безобидных датчиков позволяют получить важные сведения о жизни человека, отмечает доцент кафедры электротехники Принстонского университета Пратик Миттал (Prateek Mittal), соавтор исследования. В отличие от спутниковой навигации, информация с датчиков не требует разрешения на доступ.
«Хакеры могут убедить корабль или беспилотный автомобиль, что те находятся в месте, отличающемся от их реального местоположения, что может стать проблемой для американских морских судов, осуществляющих навигацию по международным водам, например, или для безопасности пассажиров автономных автомобилей», — говорит Нирей Джха, профессор Принстонского университета и соавтор исследования. По его словам, команда PinMe уже общается с технологическими компаниями о лицензировании приложения в качестве навигационного инструмента.
Для эксперимента учёные собирали данные со смартфонов Galaxy S4 i9500, iPhone 6 и iPhone 6S, которые использовали три человека в течение суток после установки приложения PinMe. Подопытные ходили пешком, ездили на автомобиле, поезде, летали в самолёте по Филадельфии, Далласу, Принстону и другим городам.
Для начала PinMe считывал информацию о последнем IP-адресе смартфона и статусе сети, чтобы определить последнее подключение к Wi-Fi — так приложение получало отправную точку для дальнейшей работы. Затем приложение использовало алгоритм, которому его «натренировали» с помощью машинного обучения, чтобы распознать разницу между ходьбой, вождением, полётом и другими способами передвижения. Для этого использовались данные с сенсоров — направление и скорость движения, периодичность остановок, а также высота над уровнем моря.
После определения способа передвижения PinMe включало новый алгоритм и начинало составлять маршрут пользователя. Сервис OpenStreetMaps использовался для получения актуальных навигационных данных. Google Maps помогала определять местоположение благодаря сопоставлению с картой высот над уровнем моря. Чтобы уточнить маршрут, приложение использовало метеосервис Weather Channel: точная информация о температуре и давлении воздуха помогает нивелировать влияние погодных условий на собранную датчиками информацию. Данные о маршрутах сопоставлялись с расписанием авиакомпаний или железнодорожных линий.
При путешествии из Филадельфии в Даллас на самолёте приложение сначала определяет вид транспорта по изменениям высоты над уровнем моря и разгону, а затем — по часовому поясу, погоде и расписанию находит место взлёта и посадки.
На иллюстрации ниже зелёным и жёлтым цветом отмечен маршрут, отслеженный с помощью PinMe — движение на автомобиле и пешком, чёрным — построенный по данным GPS маршрут.
Эти исследователи не стали первыми, кто использовал акселерометры для слежки за людьми. В 2010 году японская телекоммуникационная корпорация KDDI, оператор мобильной связи au, разработала приложение для отслеживания перемещений сотрудников в компании. Целью разработчиков был тотальный контроль над сотрудниками с целью повышения эффективности их работы. Данные с акселерометра позволяли определить движение по ровной поверхности и по лестнице, скорость движения, походы в туалет. Более того, смартфон на талии уборщицы мог определить разницу между мытьём полов, подметанием и вытряхиванием мусорного бака.
В 2015 специалисты из Нанкинского университета в Китае использовали данные с акселерометра, чтобы следить за передвижением людей в метро: «Поезда в метро двигаются по рельсам, поэтому их шаблоны движения отличаются от автомобилей и автобусов, передвигающихся по дорогам, И поскольку не существует двух абсолютно одинаковых участков, соединяющих соседние станции метро, шаблоны движения поездов на различных временных интервалах также можно различить между собой». Для работы необходимо составить карту метро, чтобы затем определять маршруты с точностью от 70% до 92%.
Научная работа опубликована 5 февраля 2018 года на сайте Библиотеки Корнелльского университета. DOI: 10.1109/TMSCS.2017.2751462.
Комментарии (87)
tot418
13.02.2018 17:15Что то жутко захотелось телефон с хардварным отключением устройств
cicatrix
13.02.2018 17:34+1А зачем? Вас всё равно по базовым станциям отследят, хотите исчезнуть — оставьте телефон дома.
tot418
13.02.2018 18:58GSM так же не плохо было б отключать хардварно (многовато правда переключателей наберётся), правда я не уверен есть ли способы проследить наличие внутренних дорожек на плате в обход выключателя.
Turbojihad
13.02.2018 19:16Для таких параноиков существуют чехлы с клеткой Фарадея.
NeuroHunter
14.02.2018 09:20Все гораздо проще — для таких параноиков придумано решение «не покупать/не брать телефон»
quqdron
14.02.2018 12:29Найден способ извлечения данных с физически изолированных устройств, защищенных щитом Фарадея.
:(
Alexeyslav
14.02.2018 14:04Спасибо поржал. Там предлагаю ВНОСИТЬ внутрь в эту клетку специальный датчик, который будет регистрировать излучение. Либо использовать для этого мобильный телефон с магнитным датчиком, который улавливает излучение компьютера НА КОТОРОМ уже находится троян. На работу самой клетки и регистрацию излучения снаружи клетки никто и близко не покушался, там пишут про то как незаметно слить данные изнутри защищенного помещения взяв с собой лишь смартфон и/или спец.датчик. Только в таких заведениях прежде чем попасть в защищенное помещения вас попросят сдать ВСЮ электронику. И это не смотря на то что компьютер должен быть заранее затроянен.
tUUtiKKi13
13.02.2018 17:16Шок! Учёные изобрели инерционную систему навигации!
Nemridis
13.02.2018 17:41+1Технически это гибридная система навигации, включающая в себя в числе прочих инерциальную.
tUUtiKKi13
13.02.2018 18:36Только вот для определения позиции устройства без знания отправной точки, но с использованием инерционной системы навигации, нужна полная топология местности.
Прямо сейчас тот же Яндекс.навигатор умеет определять местоположение по видимым wi-fi точкам.humanelement
14.02.2018 20:34Это не яндекс.навигатор. Учёт wi-fi точек — это часть самой функции геолокации, которая внутри телефона.
Я раньше любил так развлекаться. Отключал GPS, но подключал wi-fi. И смотрел, как точно он позиционирует моё местоположение.
К сожалению в последних моделях айфонов уже нельзя эти вещи разделить.
Alexeyslav
14.02.2018 08:44Это совсем не инерционная система навигации. Скорей навигация по косвенным признакам. Вроде перепадов высот, характерных звуков вокруг — кафешка рядом с конкретной музыкой, звук фонтана, толпы людей, строительные работы, а вот и характерный звук подземного перехода… Пошло ускорение и тряска — метро/электричка, по расписанию движения определяется на какой станции вышел и т.д.
Turbojihad
13.02.2018 17:54+1Большинство таких систем навигации используют датчик компаса в качестве референса, т.к. при использовании только гироскопа и акселерометра быстро накапливаются ошибки измерений.
Достаточно держать небольшой магнит рядом со смартфоном для того чтобы вся эта навигация пошла по одному месту.lonelymyp
13.02.2018 18:17В чехол смартфона вклеил неодимовый магнит, чтобы телефон прилипал к холодильнику, встроенному компасу практически пофиг на этот магнит, разве что стал слегка подвирать, градусов на 10.
Javian
13.02.2018 18:59У меня компас перестал работать после покупки чехла с магнитным замком. После смены чехла ситуация не изменилась — залип в одном направлении.
SegreyBorovkov
14.02.2018 12:58калибовка не помогает? У меня такие чехлы, калибровка помогает, но постепенно «плывет» и требуется раз в неделю-месяц перекалибровать.
Javian
14.02.2018 16:30Калибровка не помогает. Возможно в неофициальной прошивке может быть ошибка из-за которой не работает калибровка.
Turbojihad
13.02.2018 19:23+1Т.е. неодимовый магнит, позволяющий повесить телефон вертикально, и находящийся в нескольких сантиметрах от датчика, ваш смартфон не замечает на фоне магнитного поля Земли? Интереесно…
5oclock
14.02.2018 09:23Я тоже когда устанавливал магнитный держатель для планшета в автомобиль, опасался, что компас планшета от наклеенного на него неодимового магнита окривеет. Потому сначала решил поэкспериментировать: приложил магнит к планшету и посмотрел как ведёт себя компас.
Я бы сказал, что он стал немного инерционнее и чуть подвирать начал. Может действительно градусов на 10, как уже писали.
Но в целом, работоспособность компаса не нарушилась.
Как это объяснить физически — не знаю.
Alexeyslav
14.02.2018 09:54В телефоне и так возле датчика висит неодимовый магнит — разговорный динамик. Эти постоянные магнитные поля в процессе эксплуатации компенсируются софтово путём процесса калибровки по максимальным показаниям в трёх осях. Поэтому датчик иногда может «подвисать» в одой плоскости или направлении.
YegorVin
14.02.2018 14:24Он скорее всего экранирован.
Alexeyslav
15.02.2018 00:44Не экранирован, иначе не работал бы «металоискатель». Он работает на искажении поля от разговорного динамика металлическими предметами, что улавливает магнитометр.
zerg59
13.02.2018 23:09Там референс и по карте и по общественному транспорту (типа того же яндекс транспорта) и самое главное — по конкретному человеку и его привычкам. Прибить это можно не давая каким попало приложениям лезть в интернет. Без актуальной информации о погоде/трафике/картах оно будет работать плохо ибо гироскопы и акселерометры в смартфоне все таки не настолько круты, чтобы тянуть ориентацию в одиночку как икв на самолётах.
sumanai
13.02.2018 18:08Для начала PinMe считывал информацию о последнем IP-адресе смартфона и статусе сети, чтобы определить последнее подключение к Wi-Fi — так приложение получало отправную точку для дальнейшей работы.
То есть нужно отключить ещё и WiFi с сотовой сетью. Всего-то.KovVlad
13.02.2018 18:38Тогда зачем вам смартфон?
sumanai
13.02.2018 20:30Читать офлайновые книги, смотреть офлайновые карты, офлайновые фильмы и слушать музыку. Offline.
bschepan
13.02.2018 23:24Для таких целей хорошо подходит старый-добрый КПК на winmobile. Hp214, к примеру. Поддержка CF и SD карт дает прорву места для музыки, фильмов и книг. Батарея долго держит (даже спустя много лет), не тормозит ничего. Да и игр хороших хватает, при желании.
quwy
14.02.2018 06:06128 MB памяти и одноядерный процессор на 624 МГц? Еще до того, как у меня его сперли в 2013, читать на нем PDF-ки было занятием только для любителей медитации, перелистывание страницы обычного осканированного документа иногда длилось минутами. А сегодняшние PDF стали еще тяжелее.
Не, машинка для своего времени шикарная, но сегодня это уже скорее экспонат музея.bschepan
14.02.2018 06:16Да не, вполне еще бодро бегает :) FullHD-4K фильмы, конечно, не посмотришь, но на 4" экране оно и не надо.
PDF и на современном смартфоне читать — то еще удовольствие (главным образом, из-за малых размеров экрана).
Я конспекты оставлял прямо в картинках, было удобно. По возможности, перегонял в iSilo (там нормальные ссылки можно было делать). Еще было удобно всегда иметь в кармане PocketDOS с турбо паскалем и мат пакетом derive.ClearAirTurbulence
14.02.2018 20:20FullHD-4K фильмы, конечно, не посмотришь, но на 4" экране оно и не надо.
С тех пор как пересел на хороший смартфон, жизнь существенно упростилась. Теперь мне не нужно выбирать, легкую или тяжелую версию скачивать, в зависимости от предполагаемого устройства воспроизведения. Хочу — смотрю на телефоне, хочу — на 4k мониторе\телевизоре, качество хорошее в любом случае (да, на телефоне оно избыточно, зато пропала головная боль с планированием).sumanai
14.02.2018 22:54Вот тут я проклинаю тех, кто сделал 10 битное видео и забыл внедрить поддержку. Мой старый телефон семилетней выдержки тянет практически всё видео, кроме ремуксов и этих 10 бит.
sumanai
14.02.2018 08:14Возможно. Но зачем, когда у меня уже есть SGS2, который делает всё это и даже лучше? Меньше физические размеры, толщина так вообще в два раза, больше и качественней экран, на порядок лучший сенсор и ОС, которая лучше приспособлена для сенсорного экрана? А уж сколько софтовых настроек я сделал за многие годы использования…
u010602
14.02.2018 03:20Чтоб не ржали в стиле «у тебя бабушкофон». Сам ношу айфон без симки, с выкл вайфаем, почти везде где нужно — есть вайфай, на телефоне накачано чтиво и музыка. Не понимаю зачем нужен онлайн вне стационарных точек, типа дома и работы. Вот уговорили сменить Нокиу е72 на что-то «не бабушкофонское», купил Блекбери КиОне. Отрубил все беспроводное, включил все пункты энергосбережения, пометил вайфай как лимитированное подключение, запретил полностью обмен данными в офлайне — в режиме телефона держит 8 дней. А также буст мод для зарядки — не шлет трафик когда на зарядке. Режим экономии трафика ВКЛ. Режим экономии батареи ВКЛ. Получился вполне себе нормальный кнопочный телефон, который держит больше недели, не стыдно достать. Теперь вопрос зачем мне вообще эти акселерометры, компасы и гироскопы. Что они вообще делают? Ну кроме игр и «мега крутых фишек» типа поворота экрана (который глючит когда ты лежишь или машешь рукой) и не блокирования телефона пока ты его несешь (я так один раз стер весь список покупок только зайдя в магазин). С радостью отключил бы их.
OldFisher
13.02.2018 19:18Идентификация сетей Wi-Fi, если не ошибаюсь, может производиться и при «обесточенном» модуле связи. Думаю, вопрос с оффлайновой доступностью базы идентификаторов решается несложно.
GiperBober
13.02.2018 18:39Насколько я понимаю, приложение бесполезно без интернета. Сомневаюсь, что простая программка способна сама сопоставить погоду, карту высот (которую она откуда-то берёт, как
и погоду) и прочее. Таким образом, это получается шпионское ПО пост-фактум, когда телефон снова выйдет в интернет, программка передаст все данные, а уже на удалённом сервере данные переведут в маршрут. Значит, в таком режиме программа сможет формировать маршрут (а точнее, лог показаний всех включенных датчиков) даже при выключенном GPS, интернет и сотовой связи.
Странно, что в статье нет акцента именно на этом, в чём отличие этого метода от обычного отслеживания A-GPS.
Главная же опасность этого метода слежки в том, что если логи будут достаточно компактны, то при периодическом включении телефона в сеть и периодического подключения к интернету можно будет записывать в скрытые разделы памяти телефона запись ВСЕХ перемещений владельца телефона за достаточно долгий период.
Turbojihad
13.02.2018 19:03Для этого использовались данные с сенсоров — направление и скорость движения, периодичность остановок, а также высота над уровнем моря.
Каким датчиком они измеряли высоту над уровнем моря без GPS?Javian
13.02.2018 19:52Galaxy S4 i9500 имеет датчик атмосферного давления (барометр)
Turbojihad
13.02.2018 20:06-1У меня висит на стене барометр, и его показания постоянно меняются. Значит ли это что моя квартира вертикально перемещается?
Javian
13.02.2018 20:45Урок в 6-м классе по теме: «Атмосферное давление»
Задача: У подножия горы на высоте 200 м над уровнем океана давление воздуха равно 756 мм, а на вершине горы в то же самое время 720 мм. Определите относительную и абсолютную высоту горы?
756 мм – 720 мм = 36мм x 10,5 м = 478 м (относительная высота)
478 м + 200 м = 678 м (абсолютная высота)
polyform
14.02.2018 20:34"756 мм – 720 мм = 36мм x 10,5 м = 478 м"
Уже в шестом классе детей обманывают). 378 м на самом деле.
Konachan700
13.02.2018 20:57+1[flat_earth_mode] Да. Слоны и черепаха, на которых лежит земной диск, дышат. Вот и изменения вниз-вверх. Когда чихают — землятрясение. [/flat_earth_mode]
humanelement
15.02.2018 21:29Например, в айфонах есть барометр.
Из стандартных приложений он используется только в «здоровье», но, чтобы мерять (!) количество пройденных лестничных пролётов.
Делайте выводы о его точности.Alexeyslav
16.02.2018 09:21Разрешение по высоте у такого барометра — ~30 сантиметров(по крайней мере в Galaxy Nexus). А сама точность измерения давления и линейность шкалы под вопросом, и проверить негде.
Acarina
14.02.2018 20:34Я конечно могу ошибаться, но по моему даже в США давление в салоне самолета не соответствует забортному.
sumanai
14.02.2018 22:56Конечно точную высоту не измеришь, но давление в самолёте всё равно ниже, чем над уровнем моря, и ниже на предсказуемую величину, так что определить нахождение в самолёте в полёте только по барометру не составляет труда.
pereyaslavskiy
13.02.2018 21:04Давно пора для акселерометра запрашивать доступ. Реально немногим приложениям он нужен для работы.
ZimM
14.02.2018 20:39Ну да. Вы реально хотите запрос доступа для акселерометра, чтобы приложение могло поворачиваться в ландшафтный режим? Т.е. почти для всех приложений
chersanya
14.02.2018 20:46Конечно, почему бы нет? И иметь также опции — разрешить/запретить для всех приложений. Если запретить — то будет выдавать всегда фиксированное положение.
А да, чуть не забыл — такое нужно для всех разумных функций аппарата.sumanai
14.02.2018 22:58С рутом можно всё. Я вот отключил поворот для будильника, а то неудобно отключать звонок, постоянно поворачивался, пока я брал в руки.
Krapiv
14.02.2018 08:01Непонятное изобретение велосипеда. Если сеть на телефоне включена (а иначе как передаются данные с датчиков), то что мешает определять положение методом триангуляции по ближайшим БС сотовых операторов. А определять со строны оператора — никаких датчиков не требуется, достаточно включенного gsm-модуля. Что давно и применяется.
geher
14.02.2018 09:50- Сбор данных с датчиков можно выполнять при полном отсутствии какой-либо сети, а передавать при любом подключении. Это не позволяет гарантированно контролировать текущее положение пациента, но позволяет с высокой точностью определять пройденный ранее маршрут.
- Триангуляция по данным сотовых БС недостаточно точна из-за различных помех на местности. А при недостаточно плотном покрытии может быть вообще невозможна (1 БС дает только примерное расстояние до объекта, направление неизвестно).
Alexeyslav
14.02.2018 11:01+1Оно конечно применяется, но требует доступа к оператору. А тут любой троянец может без проблем собирать данные с датчиков и проводить отслеживание пользователей да ещё и массово и без запроса подозрительных прав. Какое-нибудь приложение вроде «металлоискатель» или «компас» может в фоне отслеживать перемещение пользователя, и даже не заподозришь неладное.
stanislavkulikov
14.02.2018 12:52У меня вопрос ко всем параноикам, который я действительно не понимаю: а чего, собственно, вы боитесь? Ну вот узнает хакер о вашем маршруте и что? Какой профит с этого можно получить?
Т.е. для меня важная информация — это пароли к аккаунтам, моя почта и подобные вещи, зная которые можно украсть у меня деньги. А мои координаты я и так шарю половине моих друзей в айфоновском «Найти друзей»GermanRLI
14.02.2018 13:10Можно узнать когда квартира без присмотра осталась. Или в квартире одна бабушка, которой, например, можно впарить чудо-стельки за 100500 рублей. Тоже важная информация для всяких асоциальных личностей.
stanislavkulikov
14.02.2018 14:12Ну вы же понимаете, что люди, которые воруют данные с телефонов и люди, которые грабят квартиры — это настолько разные категории людей, что они даже в теории не могут пересечься.
kudryavy
14.02.2018 16:17+1Я думаю они отлично найдут друг друга в интернете на каком-нибудь дарк-форуме. И поладят. Примерно как те, кто собирает базу электронных адресов, и те, кто потом рассылки делает по этим базам.
prs123
14.02.2018 20:35Тут есть несколько неувязочек. Во-первых, телефон можно потрясти (есть приложения, которые используют данный принцип), это явно собьёт систему с толку. Во-вторых, для использования метео-данных нужно сопоставить данные на сервере и на телефоне, но что-то я не видел ни одного телефона, измеряющего давление, да и температура несколько отличается от окружающей. В-третьих, все эти датчики имеют огромную погрешность, в частности акселерометр. И да, во многих устройствах используется что-то одно. В-четвёртых, для отсчёта необходимо выбрать начальную точку, а её точно надо измерить
khacsam
14.02.2018 20:35В наш век от ББ уже никуда не скрыться, о мы быстрыми темпами идём к рабству, причём, сами давая на это согласие IT-гигантам.
sumanai
14.02.2018 22:58Я не даю, но кто же меня спрашивает (
khacsam
15.02.2018 08:51Кнопку «Согласен» нажимаете?
sumanai
15.02.2018 10:45Так выбора всё равно нет. Хотя иногда через девтулзы правлю всякие «Спасибо, не нужно» на «Идите нафиг со своим хламом», жаль, не везде идёт отправка на сервер.
dgrees
16.02.2018 10:59Недавно купил новый смартфон, первое включение — предлагает согласиться с портянкой или типа не пользуйтесь телефоном. Какой смысл читать, если ничего поменять не можешь… И не возвращать же полностью исправный смарт со словами «не согласен с ЛС». Взгрустнул и нажал «Agree».
NeuroHunter
16.02.2018 12:48Это технически сложное устройство, его можно вернуть просто потому, что не гармонирует с карманом, т.е. вообще по любому поводу. Правда только первые 15 (вроде бы) дней.
Не согласны с ЛС — вернули, купили кнопочную звонилку.dgrees
16.02.2018 17:42Не совсем так. Если хочется EDC устройство с хорошей камерой, автозагрузкой фоток, мессенджерами, муз. плеером то просто нету выбора, ЛС то везде.
NeuroHunter
16.02.2018 18:05Ну чем-то приходится жертвовать. Либо условной приватностью, либо удобством
ToshiruWang
А если человек едет стоя в автобусе и в какой-то момент повернётся, то определит ли нейросеть этот поворот или автобус поедет не по той улице? в идеальных условиях — это одно, а в реале — совсем другое.
«Данные по погоде» вообще интересно — оно же в смартфоне берётся по определению положения (с WiFi-точек, например), а если они брали температуру с датчика смарта. то это температура кармана выходила.
technomancer
Движение человека, поворачивающегося на месте, немного отличается от движения автобуса по радиусу поворота.
Wan-Derer
Если подопытный повернётся во время остановки, прога решит что он поехал в обратную сторону. На какое-то время. Потом чухнет что ошиблась, сверившись с картой :)
Tufed
Акселорометр + гироскоп всё равно сдадут вас в какую сторону вы движетесь и с какой скоростью, + часы покажут как долго вы это делаете. Просто потому что инерция, и никуда от неё не денешься. А компас увеличит точность ориентации при разворотах.
Nemridis
Думаю угловая скорость в этих случаях сильно отличается. Тут и нейросеть не нужна- не может автобус развернуться слишком быстро, так чтоб это не сопровождалось мощным сигналом с микрофона…
Вероятно брали не температуру а атмосферное давление.
NelegalSS
С нашими водителями-шумахерами маршруток — фокус с ускорениями и прочими датчиками даст дикую погрешность
zipo
Температуру они брали не с датчика смартфона, а с сервиса Weather Channel. И использовали для более точной интерпретации показателей датчиков смартфона. Видимо при разной температуре и давлении датчики дают несколько отличающиеся показатели.
Но в этом случае как раз имеет смысл брать температуру с датчика смартфона, т.к. это температура самого смартфона и всех его датчиков.
Поэтому, что-то тут какая-то неувязочка выходит, возможно это в случаях если нет чисто датчика температуры окружающей среды смартфона. В большинстве случаев датчик температуры меряет батарею смартфона или какого-то другого конкретного компанента, что не очень актуально.
Mist8
Но можно ещё отслеживать загрузку процессора и потребление батареи, и с помощью этой информации в простое приблизительно вычислить диапазон внешних температур. Плюс акселерометр и датчик освещения (хотя в статье про него не писали) — определить в кармане/сумке смартфон или лежит на столе.
Marsikus
Похоже что брали температуру и с датчика и с Weather Channel для поправки. Не зря они взяли для опыта именно S4, так как у него еще был свой термометр и гигрометр, а в следующих моделях таких датчиков уже не было.
Alexeyslav
Приложение строит карту высот, потом по этой карте высот находится наиболее вероятный маршрут движения. Если есть барометр так это в два счета. По акселерометру запомнит где автобус ехал по брусчатке, где по гравию и сопоставит с дорожным покрытием и решит возможные неоднозначности в маршруте
Marsikus
Теоретически различить можно. Вот едет автобус, лежит в кармане у пассажира телефон спокойно, регистрируются характерные ускорения и торможения автобуса по оси Х, а по Y покачивается в бока, и по Z на кочках прыгает. Пассажир повернулся, пусть на 90 градусов, картина качественно не меняется, просто ускорения и торможения автобуса теперь вдоль оси Y, покачивание вдоль X, а кочки все также по Z :) Конечно в реальности и пассажир вертится, и автобус, и телефон в руках не лежит неподвижно, но ведь в телефоне еще и датчики угловых ускорений есть :)
Кстати думал недавно, можно ли практически реализовать картографирование подземных ходов за счет интегрирования показаний акселерометров телефона. Тогда мне не приходила мысль о том, что и датчик давления в этом деле может быть полезен.