Робот Алексий (Alexi) уверенно преодолевает препятствия на соревнованиях по скоростному спуску Ski Robot Challenge в Хвенсоне. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters

Оказывается, в На Зимних Олимпийских играх в Южной Корее сейчас соревнуются не только лучшие спортсмены со всего мира, но и… роботы! Организаторы Олимпийских игр в Южной Корее пригласили разработчиков робототехники для участия в соревновании Ski Robot Challenge по скоростному спуску. Побороться за главный приз в размере $10 000 выразили желание восемь команд из университетов, институтов и частных компаний, пишет Korea JoongAng Daily. В то время как живые спортсмены страдают из-за переноса соревнований по причине плохих погодных условий, сильный ветер и мороз не помеха роботам. Буквально в тот же день, когда в Пхёнчхане отложили соревнования по горнолыжному спорту, в соседнем Хвенсоне гонки роботов прошли без проблем. Это первые в мире соревнования подобного рода.

Пока что эти ребята не такие ловкие и координированные, как белковые атлеты. Роботы постоянно двигаются в скользящем упоре (носки сближены, задники разведены), но будем к ним снисходительны. Металлические машины делают свои первые шаги на лыжах. К тому же конкурсы прошлых лет и модели Boston Dynamics показали, что гуманоидный двуногий формат — не самый удачный для роботов. Они гораздо увереннее передвигаются на четырёх конечностях. В таком формате они дадут фору человека и по скорости бега, и по высоте прыжков, и по многим другим физическим упражнениям. Разве что трудно будет конкурировать в той единственной дисциплине, где человек превосходит всех животных.

Гонки роботов состоялись на горнолыжном курорте Welli Hilli Park Ski Resort в Хвенсоне, в часе езды на запад от Пхенчхана, где проходят основные олимпийские состязания. На открытие роботехнического конкурса приехал даже президент Международного олимпийского комитета, который пожал руку одному из роботов (фото).

На видео показано, как робот Алексий (Alexi) достаточно уверенно преодолевает препятствия на склоне. Правда, после финиша пришлось останавливать Алексия жёстким стыком, потому что сам он не умеет тормозить стандартным поворотом лыж на 90 градусов.


По условиям соревнований, в скоростном спуске могли принять участие роботы, соответствующие следующим требованиям:

  • рост не менее 50 см (в реальности все конкурсанты имели рост от 75 до 160 см);
  • способность стоять на двух ногах;
  • независимая система энергопитания;
  • использование для движения только лыж и палок;
  • наличие суставов для сгибания рук в локтях и ног в коленях.


Тренировочный прокат робота TiBo перед соревнованиями. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters

Как и в настоящем скоростном слаломе, по всей длине трассы были расставлены флажки, которые нужно огибать во время спуска, двигаясь по наиболее оптимальной тректории. Победителя определяли по очкам за количество успешно обойдённых флажков и по самому быстрому времени. Впрочем, не все роботы добрались до финиша.


Фото: Kim Hong-Ji/Reuters

В технологически продвинутой Южной Корее роботов можно было встретить не только на соревнованиях, но и в обычной жизни. Например, в основном пресс-центре Пхёнчхана был замечен вот такой робот-чистильщик ковров. Как видим, рядом с роботом находится уборщик-человек с обычным пылесосом. Вероятно, он выполняет более лёгкую работу и пылесосит остальную территорию и труднодоступные углы.


Фото: Phil Noble/Reuters

На банкете для прессы работал ещё один робот, который развозил гостям бесплатные напитки по залу. По официальным данным организаторов, в Олимпийской деревне работает 85 роботов 11 типов, в том числе 20 роботов-рыб, плавающих в аквариуме (для эстетических целей), роботы-переводчики в аэропорту, роботы-проекторы, робот-талисман Олимпийских игр, который играет музыку и охотно со всеми фотографируется. Есть ещё робот-маляр, который может покрасить практически любую поверхность на высоте до 20 метров любым оттенком из палитры в 10 миллионов цветов.

Наверняка на следующей летней Олимпиаде 2020 года в Токио японцы постараются превзойти достижения соседей в робототехнике, здесь уже дело чести.

Кстати, в корейской промышленности, по статистике за 2015 год, используется 531 робот на 10 000 работников. По этому показателю Южная Корея превосходит Сингапур (398 роботов на 10 000 человек), Японию (305), Германию (301) и Россию (1).

Комментарии (50)


  1. fapsi
    14.02.2018 21:11

    1.Технических подробностей по роботам не хватает.
    2. Приз в 10.000$ — отбить дорогу да проживание только.


    1. vassabi
      14.02.2018 21:47

      зато вас покажут по телевизору, в инстаграмме и т.д.


    1. x86d0cent
      15.02.2018 13:00

      Как я понял, все команды были из Кореи (в основном от разных университетов), так что на дорогу им сильно тратиться не пришлось. От Сеула это вообще в пределах пары часов на машине: посадил робота на заднее сиденье и поехал :)


      1. Voenniy
        15.02.2018 13:38
        +1

        Робота за руль )


  1. MedicusAmicus
    14.02.2018 22:21

    Повышение частоты процессора == допинг?


    1. vesper-bot
      15.02.2018 09:04
      +1

      Пока никто не ограничивает — нет, не допинг.


  1. darkfrei
    15.02.2018 01:34

    Слава роботам!
    Через десять лет их уже будет трудно победить на обычных олимпийских играх. Биатлон для роботов? Почему бы и нет.


    1. byria
      15.02.2018 03:02

      Родченков их не допустит за электродопинг!


    1. hdfan2
      15.02.2018 06:39

      А люди в качестве мишени? Bender approves.


    1. martin_wanderer
      15.02.2018 12:09

      А начиналось все с шахмат шашек…


  1. San_tit
    15.02.2018 07:40

    На мой взгляд, полностью роботизированный спорт (особенно авто) будет огромным толчком для развития отрасли.
    Да и по зрелищности он должен превосходить традиционный вариант с пилотом (за исключением видов спорта, где зрелищность как раз за счёт ошибок пилотов(nascar, например))


    1. vsapronov
      15.02.2018 08:30

      Roborace — уже гонка поддержки чемпионата Formula E


      1. dmitryredkin
        15.02.2018 15:37

        Рановато пока. Кроме тестового заезда по одной машине на трассе в прошлом году мы ничего от них так и не увидели.


    1. DrZlodberg
      15.02.2018 08:37

      Эмм… Вот сейчас пытался найти виды спорта для машины, которые были бы достаточно зрелищными, но что-то особо ничего не придумалось. По силе и скорости механика и сейчас человека сделает. Когда допилят ещё и точность — будут просто 2хчасовые матчи, победителем которых будет тот, у кого батарейки больше. А зрителям смотреть на замедленной в 10 раз видеозаписи, поскольку иначе фиг что увидишь.
      Хотя какой-то переходный период, пока «зрелищность за счёт ошибок» конечно будет.

      А наскар… Так там imho (как и на всех бубликах) вся зрелищность в основном за счёт того, что если кто совершает ошибку — то загребает с собой половину участников. Бессмысленно и беспощадно. Вообще после просмотров видео с подобных гонок сложилось впечатление, что там как раз вся ставка и была сделана на массовые аварии.


      1. Real3L0
        15.02.2018 11:45

        Про «замедление в 10 раз».
        Физику для роботов никто не отменял. Если он разгонится на болиде по обычной F1-трассе, то на повороте либо вылетит, либо ему надо будет проходить его как-то в дрифте. Но ни о каких «10 разах» и речи быть не может.
        И вот если из-за этого роботы не будут рисковать, то только поэтому заезды будут скучны.
        Но, кстати, этому можно повысить «интересность»: ввести ограничения в правилах, как для обычной F1. Например, должна быть обязательная попытка обгона каждые 3 круга, если перед тобой кто-то есть. Вот тогда многие перестанут смотреть скучную текущую человеческую F1. :)


        1. DrZlodberg
          15.02.2018 12:09

          При чём тут формула? Автогонки не являются олимпийским видом спорта.
          Машины — это всё-таки совсем другая тема. Там уже изначально идёт соревнование машин, а пилот — по сути лишь их интеллект.
          По поводу формулы тоже есть сомнения. Будут просто стерильно ехать с разницей в 1 тысячную на 10 кругов. Какая в таких условиях попытка обгона? Тем более если пилот передней не совершает ошибок — обогнать его очень не просто даже сейчас. Разве что с современными (давно не в теме, может уже отменили) требованиями пропускать того, кто в повороте успел хоть немного просунуть нос. Но по мне — это скука.
          Вот кузовное кольцо уже интереснее. Не так стерильно, контакт — обычное дело. В поворотах тоже можно много чего себе позволить (например поворот на 2х колёсах — обычное дело). Вот тут будет где разойтись оптимизации. Ну а ралли — это вообще другой мир. Когда условия меняются непредсказуемо, а легенда иногда лишь приблизительно описывает реальность. Ну и всякая рандомная живность на дороге добавляют веселья. Вот это я бы посмотрел.


          1. Real3L0
            15.02.2018 12:33

            >> При чём тут формула? Автогонки не являются олимпийским видом спорта.

            При том, что про автогонки написано в сообщении, на которое я отвечал.

            >> Будут просто стерильно ехать

            Во-первых, стерильность подразумевает отсутствие риска. Т.е. это уже даёт нам два способа проезда поворота: стерильно, но точно проедем, или рискованно, но быстрее.
            Во-вторых, как я уже писал, можно применять правила-ограничения, как например, использование рекуперации в текущей F1.


            1. DrZlodberg
              15.02.2018 13:10

              Какой риск в стерильных условиях и со скоростью реакции на несколько порядков превышающей человеческую? Машина может анализировать ситуацию гораздо быстрее, чем физика позволяет что-то менять. Это будет примерно как человеку играть в квейк со скоростью времени в 0.1 от номинала.

              Чем помогут ограничения, если они распространяются на всех одинаково?


              1. Real3L0
                15.02.2018 13:48

                >> Какой риск в стерильных условиях и со скоростью реакции на несколько порядков превышающей человеческую?

                Стерильное вождение — возможно. Стерильные гонки в реальности — нет. Каждую секунду может возникнуть потеря сцепления с дорогой и потребуется некоторое время, чтобы его вернуть. А это уже преимущество для других.
                Более того, робот, обладающий тактикой, не будет рисковать и проходить повороты в дрифте (даже если он такой способный, что никогда не вылетит), потому что дрифт — это большее изнашивание шин, а это более частая их замена, а каждая замена — это преимущество для других.

                >> Чем помогут ограничения, если они распространяются на всех одинаково?

                Моментом использования этих ограничений.


                1. DrZlodberg
                  15.02.2018 15:03
                  -1

                  Потеря сцепления тот самый дрифт и вызывает, который даёт +к скорости. Компенсирует ли этот бонус износ шин — это уже другой вопрос. Ничего не мешает на последнем круге перед заменой валить на всё. Плюс машина может точнее контролировать износ, в итоге используя шины на полную. Т.е. ехать так, чтобы только доехать гонку с минимальным запасом.

                  И не стоит путать потерю сцепления для человека и потерю сцепления для машины. Системы контроля тяги/торможения не просто так на гонках запрещены ;) А тут эта система как раз за рулём сидит.

                  Момент имеет значение для человека. Разным людям удобно разное время, т.к. и едут все по разному. Для машины разница если и будет, то мало заметной imho.


                  1. Real3L0
                    15.02.2018 15:33
                    +1

                    Не убедительно.


                  1. vsapronov
                    16.02.2018 03:26

                    Смотрите Формулу чаще…


                    1. DrZlodberg
                      16.02.2018 08:18

                      Смотрел и много. Не сейчас, однако не думаю, что с тех пор что-то принципиально поменялось.


                      1. vsapronov
                        16.02.2018 08:35

                        Вот что точно никогда не менялось: дрифт не даёт +k к скорости, дрифт — это всегда потери, идеальный поворот — это на грани дрифта, но без него.


                        1. DrZlodberg
                          16.02.2018 09:10

                          Так думают поклонники формулы ;)
                          На самом деле всё несколько сложнее. Нет резкого перехода дрифт/не дрифт. По факту после начала срыва колёс некоторое время скорость всё ещё продолжает расти без потери контроля. (Тут хотел воткнуть ссылку на исследование, но не нашел. Но в принципе это можно и так сообразить.) Таким образом максимальная скорость достигается как раз уже в дрифте, хоть и минимальном. Проблема тут в том, что это довольно узкий диапазон и его сложно придерживаться (тем более продолжительное время). Ну и для среднемоторных (тех же формул) с их развесовкой это вообще для человека почти нереально.
                          Это для заднего привода. С полным всё ещё сложнее (достаточно посмотреть любое ралли).


                1. dmitryredkin
                  15.02.2018 15:48
                  +1

                  Какое стерильное вождение? Если бы машина была одна на трассе, тогда да. А вот когда ты стремишься обхитрить алгоритм соперника — тут как раз где программистам разгуляться!
                  Трудность задачи повышается сразу на много порядков.


                  1. Real3L0
                    15.02.2018 16:04

                    Перечитай хотя бы первые два моих предложения.


                  1. DrZlodberg
                    16.02.2018 08:27

                    Есть подозрение, что всё станет как в каноничных боевиках про японских самураев. Когда стоят двое, смотрят друг на друга и этим выясняют, кто из них победит. Ну, или как у того робота, который играл в камень-ножницы-бумага с человеком.

                    Ещё раз повторюсь. У машины скорость реакции сильно выше, чем возможности по физическому перемещению. Достаточно только начать поворачивать колёса, чтобы система поняла, что другой собирается перестраиваться. Кстати опытные гонщики тоже этим пользуются, чтобы не пропускать оппонента. Однако через узкие зеркала это несколько сложнее.
                    Можно использовать групповую работы (что тоже случается и с человеками. только тут проблема в том, что кто-то всегда в обиде. но машины не обижаются)

                    Да много чего можно придумать. Интересно будет ровно до тех пор, пока не отработают алгоритмы.


          1. dmitryredkin
            15.02.2018 15:43
            +1

            Сейчас в Ф1 обгонов не так много, да. Даже пришлось DRS изобретать. Но:
            1. Толкотни мало просто потому, что можно оставить на трассе колесо и никуда не уехать. Посмотрите на Индикер или Формулу Е — там колеса защищены обвесами, и толкотни на-а-амного больше!
            2. Все изменения в регламенте направлены только на одно: безопасность пилотов. В робогонках этим можно пренебречь


            1. DrZlodberg
              15.02.2018 16:15

              1. Толкотни мало потому, что ввели требование пропускать в повороте того, кто просунул хоть немного нос. И ввели его именно потому, что иначе были постоянные свалки со взаимными вылетами и последующими разборками (эх, весёлые были времена… :)). Да и в других сериях с открытыми колёсами это никого особо не останавливает. Даже при том, что потеря колеса — не самое неприятное.

              2. Просто вместо безопасности пилотов станут больше думать о безопасности зрителей. То же самое оторванное колесо легко может улететь метров на 100 и пришибить кого-нибудь далеко за пределами автодрома. Были прецеденты. Да и сами машины на больших скоростях, внезапно, очень неплохо летают. Настолько неплохо, что могут без проблем перелететь всё (вместе с сетчатым верхом!) ограждение. Тоже случалось…

              Так что не всё тут так просто.


            1. Stirliz85
              16.02.2018 04:24

              Стрелковое вооружение разрешат?


    1. prs123
      15.02.2018 08:42

      А то роботы не ошибаются


      1. robotrobot
        15.02.2018 09:15

        ага… думаю вполне смотрибельно будет, но через 10-15 поколений ))


      1. tSmoker
        15.02.2018 09:37

        Ну ошибается наверное программист, а не робот которого он программировал.


        1. ToshiruWang
          16.02.2018 14:45

          Проскальзывние механики в приводе — и вот уже ошибка робота.


  1. Tachyon
    15.02.2018 08:59

    Приятно видеть зарождение новой команды ''Олимпийских Атлетов из Металла''


  1. valis
    15.02.2018 10:15
    +1

    Учитывая тенденции:
    1. Олимпиада давно пропахла политикой
    2. Современный профессиональный спорт это добровольное уничтожение своего организма (у кого-то он вообще со здоровым образом жизни ассоциируется?)
    3. Имхо, соревнования уже не такие зрелищные (все спортсмены используют почти одинаковые техники, все решаю доли секунд)
    Да, Я БУДУ СМОТРЕТЬ БАТЛЫ РОБОТОВ!


    1. gred
      15.02.2018 19:05

      2. тут надо уточнять за какие виды спорта мы говорим. если за легкую атлетику, и т.д. — то согласен.
      если же за игровые виды спорта или единоборства (а это имено и есть собственно спорт) — то не соглашусь.


  1. mSnus
    15.02.2018 12:23

    Интереснее всего будет с комбинацией людей и машин, то есть киборгов!


    1. darkfrei
      15.02.2018 19:42

      Фарма-олимпиада, где разрешён любой задекларированный допинг. За двадцать лет дойдём до километровых заплывов на одном вдохе.


  1. holy_desman
    15.02.2018 12:31
    -2

    Вот про Россию (1) сейчас обидно было…


    1. darkfrei
      15.02.2018 19:44

      В статье написана неправда, Россия на первом месте по роботам и слонам.


    1. holy_desman
      16.02.2018 12:32

      Эге… Кто-нибудь может внятно словами объяснить чем моя грусть по поводу того что у нас роботов на десять тысяч человек одна штука так задела людей что даже в карму наплевали? Или эти люди просто не знают мема «вот сейчас обидно было...»? Который выражает мысль «да, я инвалид, но зачем же об этом вслух».


  1. Vaskrol
    15.02.2018 13:31
    +2

    По этому показателю Южная Корея превосходит Сингапур (398 роботов на 10 000 человек), Японию (305), Германию (301) и Россию (1).

    Концовка лучшая)


    1. Snakey
      15.02.2018 15:44
      +1

      И большинство этих роботов живет в Китае.
      Ну, кроме нашего. Наш в Роснано напитки разносит.


  1. Pave1
    15.02.2018 15:44
    -1

    Забавно) Все роботы едут плугом.
    Из разработчиков похоже никто не катается на современных лыжах или сноуборде.
    Или технологии так убоги, что не способны карвовое ведение реализовать?


    1. vsapronov
      16.02.2018 03:38

      Вы тоже не катаетесь :) Роботы + баланс на канте на непредсказуемой поверхности + с использованием скорости + маневрирование = ещё лет 30 разработок конторы типа Boston Dynamics


      1. Pave1
        16.02.2018 18:14

        При такой широкой постановке ног, как у робота — никакого баланса не надо.
        Надо просто взять сильно мягкие лыжи и закантовать их.
        И это будет управляемее и предсказуемее плуга.


  1. Deaddy
    15.02.2018 16:23
    +1

    Такой вопрос — это роботы автономные, настоящие, или «роботы» — радиоуправляемые игрушки?


    1. vesper-bot
      16.02.2018 11:01

      Автономные.


      https://www.inverse.com/article/41218-watch-robot-skiers-compete-for-olympic-glory


      The rules of the competition were simple: build an autonomous, humanoid robot that can slalom down an easy slope. Points were awarded for maneuvering around gates and finishing in a timely manner.