![](https://habrastorage.org/webt/d2/bl/rd/d2blrdldi6khjwtmv0hylxi7vvq.png)
В сети есть разные варианты интеграции IP-АТС Asterisk и CRM Битрикс24, но мы, все таки, решили написать свою.
По функционалу все стандартно:
- Кликом на ссылку с номером телефона клиента в Битрикс24, Asterisk соединяет внутренний номер пользователя, от имени которого это клик совершен, с номером телефона клиента. ?В Битрикс24 фиксируется запись о звонке и по окончании вызова подтягивается запись разговора.
- На Asterisk поступает звонок извне — в интерфейсе Битрикс24 показываем карточку клиента тому сотруднику, на номер которого этот звонок прилетел.
Если такого клиента нет, откроем карточку создания нового лида.
Как только звонок завершен, отражаем это в карточке и подтягиваем запись разговора.
Под катом расскажу как все настроить у себя и дам линк на github — да-да, забирайте и пользуйтесь!
Общее описание
Свою интеграцию мы назвали CallMe. CallMe — это небольшое веб-приложение, написанное на PHP.
Используемые технологии и сервисы
- PHP 5.6
- PHP AMI-библиотека
- Composer
- Nginx + php-fpm
- supervisor
- AMI (Asterisk menegement interface)
- Вебхуки Bitrix (упрощенная реализация REST API)
Предварительная настройка
На сервере с Asterisk необходимо установить web-сервер (у нас это nginx+php-fpm), supervisor и git.
Команда для установки (CentOS):
yum install nginx php-fpm supervisor git
Переходим директорию, доступную веб-серверу, тянем из гита приложение и выставляем нужные права на папку:
cd /var/www
git clone https://github.com/ViStepRU/callme.git
chown nginx. -R callme/
Далее настроим nginx, наш конфиг разместился в
/etc/nginx/conf.d/pbx.vistep.ru.conf
server {
server_name www.pbx.vistep.ru pbx.vistep.ru;
listen *:80;
rewrite ^ https://pbx.vistep.ru$request_uri? permanent;
}
server {
# listen *:80;
# server_name pbx.vistep.ru;
access_log /var/log/nginx/pbx.vistep.ru.access.log main;
error_log /var/log/nginx/pbx.vistep.ru.error.log;
listen 443 ssl http2;
server_name pbx.vistep.ru;
resolver 8.8.8.8;
ssl_stapling on;
ssl on;
ssl_certificate /etc/letsencrypt/live/pbx.vistep.ru/fullchain.pem;
ssl_certificate_key /etc/letsencrypt/live/pbx.vistep.ru/privkey.pem;
ssl_dhparam /etc/nginx/certs/dhparam.pem;
ssl_session_timeout 24h;
ssl_session_cache shared:SSL:2m;
ssl_protocols TLSv1 TLSv1.1 TLSv1.2;
ssl_ciphers kEECDH+AES128:kEECDH:kEDH:-3DES:kRSA+AES128:kEDH+3DES:DES-CBC3-SHA:!RC4:!aNULL:!eNULL:!MD5:!EXPORT:!LOW:!SEED:!CAMELLIA:!IDEA:!PSK:!SRP:!SSLv2;
ssl_prefer_server_ciphers on;
add_header Strict-Transport-Security "max-age=31536000;";
add_header Content-Security-Policy-Report-Only "default-src https:; script-src https: 'unsafe-eval' 'unsafe-inline'; style-src https: 'unsafe-inline'; img-src https: data:; font-src https: data:; report-uri /csp-report";
root /var/www/callme;
index index.php;
location ~ /\. {
deny all; # запрет для скрытых файлов
}
location ~* /(?:uploads|files)/.*\.php$ {
deny all; # запрет для загруженных скриптов
}
location ~* ^.+\.(ogg|ogv|svg|svgz|eot|otf|woff|mp4|ttf|rss|atom|jpg|jpeg|gif|png|ico|zip|tgz|gz|rar|bz2|doc|xls|exe|ppt|tar|mid|midi|wav|bmp|rtf)$ {
access_log off;
log_not_found off;
expires max; # кеширование статики
}
location ~ \.php {
root /var/www/callme;
index index.php;
fastcgi_pass unix:/run/php/php5.6-fpm.sock;
# fastcgi_pass 127.0.0.1:9000;
fastcgi_index index.php;
fastcgi_param SCRIPT_FILENAME $document_root/$fastcgi_script_name;
include /etc/nginx/fastcgi_params;
}
}
Разбор конфига, вопросы безопасности, получение сертификата и даже выбор web-сервера я оставлю за рамками статьи — об этом много написано. У приложения нет ограничений, оно работает и по http и по https.
У нас — https, сертификат let's encrypt.
Если вы все сделали правильно, то перейдя по ссылке должны увидеть нечто подобное
![](https://habrastorage.org/webt/_0/ag/ij/_0agijgm_tagwpymgdnehhbpbrg.png)
Настройка Битрикс24
Создадим два вебхука.
Входящий вебхук.
Под учетной записью администратора (с id 1) идем по пути: Приложения -> Вебхуки -> Добавить вебхук -> Входящий вебхук
![](https://habrastorage.org/webt/wr/ge/e-/wrgee-n17vzvnqfixsipxgiwg1w.png)
Заполняем параметры входящего вебхука как на скринах:
![](https://habrastorage.org/webt/mg/kw/hh/mgkwhhqed4oxivgf-ngxwjxnrqi.png)
![](https://habrastorage.org/webt/51/q4/z6/51q4z6zbhgg5tn03fpqmvvumc14.png)
И жмем сохранить.
После сохранения Битрикс24 предоставит URL входящего вебхука, например:
![](https://habrastorage.org/webt/su/ul/vh/suulvhnquhept_hkecbni3zmqzk.png)
Сохраните себе ваш вариант URL без завершающего /profile/ — он будет использоваться в приложении для работы с входящими звонками.
У меня это
https://b24-xsynia.bitrix24.ru/rest/1/7eh61lh8pahw0fwt
Исходящий вебхук.
Приложения -> Вебхуки -> Добавить вебхук -> Исходящий вебхук
Подробности снова на скринах:
![](https://habrastorage.org/webt/50/uc/jb/50ucjbiwvtyqcylie_piamvp1py.png)
![](https://habrastorage.org/webt/ph/63/rv/ph63rv-br9gxrjmk80qk0lpe4rw.png)
Сохраняем и получаем код авторизации
![](https://habrastorage.org/webt/to/ui/wa/touiwa_xq2j4svjcdmndny9fkfw.png)
У меня это
xcrp2ylhzzd2v43cmfjqmkvrgrcbkni6
. Его тоже нужно скопировать себе, он нужен для совершения исходящих звонков.Важно!
На сервере Битрикс24 должен быть настроен ssl-сертификат (можно использовать letsencrypt), иначе api битрикса не будет работать. Если у вас облачная версия, можете не волноваться — там уже есть ssl.
И последним штрихом установим наш CallMeOut в качестве приложения для совершения звонков (чтобы по клику на номер на АТС улетала команда для оригинации звонка).
В меню выбираем: Еще -> Телефония -> Еще -> Настройки, ставим в «Номер для исходящего звонка по-умолчанию» Приложение: CallMeOut и жмем «Сохранить»
![](https://habrastorage.org/webt/wl/ki/r8/wlkir8agmixr4lvmnezvdrqtaoo.png)
Настройка asterisk
Для успешного взаимодействия Asterisk и Bitrix24 нам нужно добавить AMI-пользователя callme в manager.conf:
[callme]
secret = JD3clEB8_f23r-3ry84gJ
deny = 0.0.0.0/0.0.0.0
permit = 127.0.0.1/255.255.255.0
permit= 10.100.111.249/255.255.255.255
permit = 192.168.254.0/255.255.255.0
read = system,call,log,verbose,agent,user,config,dtmf,reporting,cdr,dialplan
write = system,call,agent,log,verbose,user,config,command,reporting,originate
Далее есть несколько хитростей, которые потребуется внедрить посредствам dialplan (у нас это extensions.ael).
Привожу весь файл, а после дам пояснения:
globals {
WAV=/var/www/pbx.vistep.ru/callme/records/wav; //Временный каталог с WAV
MP3=/var/www/pbx.vistep.ru/callme/records/mp3; //Куда выгружать mp3 файлы
URLRECORDS=https://pbx.vistep.ru/callme/records/mp3;
RECORDING=1; // Запись, 1 - включена.
};
macro recording(calling,called) {
if ("${RECORDING}" = "1"){
Set(fname=${UNIQUEID}-${STRFTIME(${EPOCH},,%Y-%m-%d-%H_%M)}-${calling}-${called});
Set(datedir=${STRFTIME(${EPOCH},,%Y/%m/%d)});
System(mkdir -p ${MP3}/${datedir});
System(mkdir -p ${WAV}/${datedir});
Set(monopt=nice -n 19 /usr/bin/lame -b 32 --silent "${WAV}/${datedir}/${fname}.wav" "${MP3}/${datedir}/${fname}.mp3" && rm -f "${WAV}/${fname}.wav" && chmod o+r "${MP3}/${datedir}/${fname}.mp3");
Set(FullFname=${URLRECORDS}/${datedir}/${fname}.mp3);
Set(CDR(filename)=${fname}.mp3);
Set(CDR(recordingfile)=${fname}.wav);
Set(CDR(realdst)=${called});
MixMonitor(${WAV}/${datedir}/${fname}.wav,b,${monopt});
};
};
context incoming {
888999 => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Answer();
ExecIF(${CallMeCallerIDName}?Set(CALLERID(name)=${CallMeCallerIDName}):NoOp()); // выставляем CallerID если узнали его у Битрикс24
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Queue(Q1,tT);
Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)});
Hangup();
}
h => {
Set(CDR_PROP(disable)=true);
Set(CallStop=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Set(CallMeDURATION=${MATH(${CallStop}-${CallStart},int)});
ExecIF(${ISNULL(${CallMeDISPOSITION})}?Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)}):NoOP(=== CallMeDISPOSITION already was set ===));
System(curl -s https://pbx.vistep.ru/CallMeOut.php --data action=sendcall2b24 --data call_id=${CallMeCALL_ID} --data-urlencode FullFname=${FullFname} --data CallIntNum=${CallIntNum} --data CallDuration=${CallMeDURATION} --data-urlencode CallDisposition=${CallMeDISPOSITION});
}
}
context default {
_X. => {
Hangup();
}
};
context dial_out {
_[1237]XX => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Set(__CallIntNum=${CALLERID(num)})
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Dial(SIP/${EXTEN},,tTr);
Hangup();
}
_11XXX => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Set(__CallIntNum=${CALLERID(num)});
Dial(SIP/${EXTEN:2}@toOurAster,,t);
Hangup();
}
_. => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Set(__CallIntNum=${CALLERID(num)})
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Dial(SIP/${EXTEN}@toOurAster,,t);
Hangup();
}
h => {
Set(CDR_PROP(disable)=true);
Set(CallStop=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Set(CallMeDURATION=${MATH(${CallStop}-${CallStart},int)});
if(${ISNULL(${CallMeDISPOSITION})}) {
Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)});
}
System(curl -s http://pbx.vistep.ru/CallMeOut.php --data action=sendcall2b24 --data call_id=${CallMeCALL_ID} --data-urlencode FullFname=${FullFname} --data CallIntNum=${CallIntNum} --data CallDuration=${CallMeDURATION} --data-urlencode CallDisposition=${CallMeDISPOSITION});
}
};
Начнем с самого начала: директива globals.
Переменная URLRECORDS хранит в себе URL к файлам записей разговоров, по которому Bitrix24 будет их подтягивать в карточку контакта.
Далее нам интересен макрос макрос recording.
Здесь, помимо записи разговоров, мы установим переменную FullFname.
Set(FullFname=${URLRECORDS}/${datedir}/${fname}.mp3);
Она хранит полный URL к конкретному файлу (макрос вызывается везде).
Разберем исходящий звонок:
_. => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Set(__CallIntNum=${CALLERID(num)})
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Dial(SIP/${EXTEN}@toOurAster,,t);
Hangup();
}
h => {
Set(CDR_PROP(disable)=true);
Set(CallStop=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Set(CallMeDURATION=${MATH(${CallStop}-${CallStart},int)});
if(${ISNULL(${CallMeDISPOSITION})}) {
Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)});
}
System(curl -s http://pbx.vistep.ru/CallMeOut.php --data action=sendcall2b24 --data call_id=${CallMeCALL_ID} --data-urlencode FullFname=${FullFname} --data CallIntNum=${CallIntNum} --data CallDuration=${CallMeDURATION} --data-urlencode CallDisposition=${CallMeDISPOSITION});
}
Допустим мы звоним на 89991234567, первым делом попадаем сюда:
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
т.е. вызывается макрос записи разговора и проставляются нужные переменные.
Далее
Set(__CallIntNum=${CALLERID(num)})
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)});
записываем кто инициировал звонок и фиксируем время старта звонка.
И по его завершению, в специальном контексте h
h => {
Set(CDR_PROP(disable)=true);
Set(CallStop=${STRFTIME(epoch,,%s)});
Set(CallMeDURATION=${MATH(${CallStop}-${CallStart},int)});
if(${ISNULL(${CallMeDISPOSITION})}) {
Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)});
}
System(curl -s http://pbx.vistep.ru/CallMeOut.php --data action=sendcall2b24 --data call_id=${CallMeCALL_ID} --data-urlencode FullFname=${FullFname} --data CallIntNum=${CallIntNum} --data CallDuration=${CallMeDURATION} --data-urlencode CallDisposition=${CallMeDISPOSITION});
}
отключаем запись в таблицу CDR для этого экстеншена (не нужно оно там), выставляем время завершения звонка, вычисляем продолжительность, если результат звонка не известен — ставим (переменная CallMeDISPOSITION) и, последним шагом, шлем все битриксу через системный curl.
И еще немного магии — входящий звонок:
888999 => {
&recording(${CALLERID(number)},${EXTEN});
Answer();
ExecIF(${CallMeCallerIDName}?Set(CALLERID(name)=${CallMeCallerIDName}):NoOp()); // выставляем CallerID если узнали его у Битрикс24
Set(CallStart=${STRFTIME(epoch,,%s)}); // начинаем отсчет времени звонка
Queue(Q1,tT);
Set(CallMeDISPOSITION=${CDR(disposition)});
Hangup();
}
Здесь нас интересует только одна строка.
ExecIF(${CallMeCallerIDName}?Set(CALLERID(name)=${CallMeCallerIDName}):NoOp());
Она говорит АТС установить CallerID(name) равным переменной CallMeCallerIDName.
Сама переменная CallMeCallerIDName, в свою очередь, устанавливается приложением CallMe (если в Bitrix24 есть ФИО для номера позвонившего — установим в качестве CallerID(name), нет — ничего не будем делать).
Настройка приложения
Файл настроек приложения — /var/www/pbx.vistep.ru/config.php
Описание параметров приложения:
- CallMeDEBUG — если 1, то в лог файл будут писаться все события, обрабатываемые приложением, 0 — ничего не пишем
- tech — SIP/PJSIP/IAX/etc
- authToken — токен авторизации битрикс24, код авторизации исходящего вебхука
- bitrixApiUrl — URL входящего вебхука, без profile/
- extentions — список внешних номеров
- context — контекст для оригинации звонка
- listener_timeout — скорость обработки событий от asterisk
- asterisk — массив с настройками подключения к астериску:
- host — ip или hostname сервера астериск
- scheme — схема подключения (tcp://, tls://)
- port — порт
- username — имя пользователя
- secret — пароль
- connect_timeout — таймаут подключения
- read_timeout — таймаут чтения
пример файла настроек:
<?php
return array(
'CallMeDEBUG' => 1, // дебаг сообщения в логе: 1 - пишем, 0 - не пишем
'tech' => 'SIP',
'authToken' => 'xcrp2ylhzzd2v43cmfjqmkvrgrcbkni6', //токен авторизации битрикса
'bitrixApiUrl' => 'https://b24-xsynia.bitrix24.ru/rest/1/7eh61lh8pahw0fwt', //url к api битрикса (входящий вебхук)
'extentions' => array('888999'), // список внешних номеров, через запятую
'context' => 'dial_out', //исходящий контекст для оригинации звонка
'asterisk' => array( // настройки для подключения к астериску
'host' => '10.100.111.249',
'scheme' => 'tcp://',
'port' => 5038,
'username' => 'callme',
'secret' => 'JD3clEB8_f23r-3ry84gJ',
'connect_timeout' => 10000,
'read_timeout' => 10000
),
'listener_timeout' => 300, //скорость обработки событий от asterisk
);
Настройка supervisor
Supervisor служит для запуска процесса-обработчика событий от Asterisk CallMeIn.php, который отслеживает входящие звонки и взаимодействует с Битрикс24 (показать карточку, скрыть карточку и т.д.).
Файл настроек, который необходимо создать:
/etc/supervisord.d/callme.conf
[program:callme]
command=/usr/bin/php CallMeIn.php
directory=/var/www/pbx.vistep.ru
autostart=true
autorestart=true
startretries=5
stderr_logfile=/var/www/pbx.vistep.ru/logs/daemon.log
stdout_logfile=/var/www/pbx.vistep.ru/logs/daemon.log
Запуск и рестарт приложения:
supervisorctl start callme
supervisorctl restart callme
просмотр статуса работы приложения:
supervisorctl status callme
callme RUNNING pid 11729, uptime 17 days, 16:58:07
Заключение
Получилось достаточно сложно, но уверен — опытный администратор сумеет внедрить у себя и порадовать своих пользователей.
Как обещал, линк на гитхаб.
Вопросы, пожелания — прошу в комменты. Также если интересно как шла разработка этой интеграции, напишите, а в очередной статье я постараюсь раскрыть все более детально.
Комментарии (10)
Diden05
17.02.2018 20:49Я правильно понимаю, звонок прилетает в (*), в Битрикс24 поднимается карточка клиента и все такое? Или просто звонилка с Битрикс24?
FessAectan Автор
17.02.2018 20:52Правильно понимаете, не просто звонилка.
Исходящие:
клик на номер, на * улетает команда позвонить на внутренний номер того, кто кликнул. как только тот кто кликнул поднимает трубку, начинается звонок на номер, на который он кликнул и их соединяет
Входящие:
приходит звонок, какими-то внутренними средствами * адресуется конкретному внутреннему номеру — в битриксе показываем карточку, нет такого клиента — даем создать нового
Если звонок гуляет от одного внутреннего к другому, то будем показывать всем по очереди — звенит на 123 — показываем Васе, переходит на 345 — у Васи убираем и показываем Пете.
yushkevichv
19.02.2018 03:36Astrisk* — наверно имелось ввиду asterisk?
По существу вопрос — почему php не 7.0?FessAectan Автор
19.02.2018 09:06Спасибо, исправил.
Не было уверенности, что github.com/marcelog/PAMI работает с 7.0, а проверять и не стали.
alex-ray
19.02.2018 14:39+1Очень интересно. Не подозревал о существовании вебхуков в Битрикс24 и что с помощью их стандартного функционала можно так просто сделать интеграцию.
Мы реализовали похожий механизм, только использовали вебсокет для рассылки уведомлений о входящих/исходящих звонках и небольшой API на стороне АТС для вызова номера из Битрикса. В этом случае, конечно, нужно еще свой модуль писать, который будет подключаться к вебсокету и слушать уведомления, но не ограничивает интеграцию одним лишь Битриксом.FessAectan Автор
19.02.2018 14:42Уже больше года как они добавили вебхуки.
С ними действительно все достаточно просто.
pikomina
Немного не по теме, но увидев статью про этот «продукт» не смог сдержатся. Конечно компания 1с в наше время это гигант (или динозавр :)). Но работая в Корпоративном Битрикс24 я просто ненавижу Ваш мессенджер (и не только) за невозможность использования буфера обмена для вставки объектов, а чтобы в задачу перекинуть часть диалога с объектами… там вообще легче переписать весь диалог вручную. А с Вами оказывается интеграции еще делают:)
ps Если конечно это возможно (при супер настройке-прошу прощения, но Ваши «настройщики за деньги» — сказали что нельзя. И мы тоже не нашли...)
FessAectan Автор
Уважаемый, а при чем тут мы?
Наша команда с Битриксом никак не связана.
И, кстати, вебхуки — реально классная тема.