Давным-давно, еще до появления компьютеров, человечество все равно нуждалось в решении сложных вычислительных задач. И не было другого варианта, кроме как собрать людей, организовать их в команду и дать им считать эту задачу вручную. Такие люди назывались расчетчиками, они вычисляли навигационные задачи, тригонометрические таблицы и таблицы логарифмов, сопромат и многое другое. Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана. И сейчас, в канун Международного женского дня, я бы хотел напомнить об одном любопытном фильме, показывающем забытые страницы истории вычислительной техники и космонавтики.




Основано на реальных событиях



Актеры и прототипы

Сюжет фильма основан на реальных биографиях трех афроамериканок, работавших в NASA.

Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Родилась 26 августа 1918 в Уайт-Салфер-Спрингс, штат Западная Вирджиния. С детства проявила себя блестящим математиком. Вошла в тройку (и была единственной женщиной из них) первых афроамериканцев, принятых в лучший университет штата, но, выйдя замуж, ушла с первого курса. Родила троих детей. Начала работать расчетчицей в научно-исследовательском центре Лэнгли в 1953 году. В 1956 году муж умер от рака, вышла замуж второй раз в 1959 году. В 1957 выполняла расчеты для работы «Заметки о космических технологиях», основанной на лекциях инженеров групп изучения полета и беспилотных аппаратов. Эти инженеры стали костяком Космической рабочей группы, и Кэтрин тоже вошла в ее состав. В 1960 стала первой женщиной-соавтором документа, описывающего расчеты орбиты небесного тела с учетом точки посадки (он сейчас доступен на сайте NASA). Производила вычисления для первых пилотируемых миссий США, полетов «Аполлонов» и Спейс Шаттлов. Уволилась из NASA в 1986 году. В 2015 году получила Президентскую Медаль Свободы, высшую гражданскую награду США.

Мэри Джексон (Mary Jackson). Родилась 9 апреля 1921 года. После получения степени бакалавра работала учительницей математики, но, сменив несколько профессий, в 1951 году оказалась в группе расчетчиц Западного района NACA. В 1953 году перешла в подразделение, работающее со сверхзвуковой аэродинамической трубой. В 1958 стала первой афроамериканкой-инженером в NASA. Сделала блестящую инженерную карьеру, но, упершись в стеклянный потолок, не могла подняться выше, на уровень менеджера, поэтому в 1979 году перешла с понижением в Федеральную женскую программу центра Лэнгли, где занималась наймом и продвижением следующего поколения женщин-инженеров в NASA. Уволилась в 1985. Была замужем, родила двоих детей. Скончалась 11 февраля 2005 года.

Дороти Вон (Dorothy Vaughan). Родилась 20 сентября 1910 года в Канзас сити, штат Миссури. В 1932 году вышла замуж, родила шестерых детей. Работала учительницей математики. В 1943, спустя два года после приказа 8802 президента Рузвельта, запретившего расовую, этническую и религиозную дискриминацию в оборонной сфере, устроилась, как ей казалось, на временную работу в Лэнгли расчетчицей, обрабатывать данные по аэродинамике. Работала в специально созданной сегрегированной группе расчетчиц Западного района, куда входили только цветные сотрудницы. В 1949 году стала начальницей группы, первой афроамериканкой и одной из немногих женщин в этой должности. Когда в 1958 году NACA преобразовали в NASA, сегрегация групп расчетчиц была отменена, новое Подразделение Анализа и Расчетов формировалось без деления по цвету кожи. Когда в NASA появились компьютеры, стала программисткой на FORTRAN, участвовала в программе ракеты Scout. Уволилась из NASA в 1971 году, умерла 10 ноября 2008.

Матчасть и физика


Несмотря на то, что в создании фильма участвовало NASA, увы, техническая сторона показана так себе, с довольно серьезными ляпами. Можно простить неправильное отображение направления полета, циклограммы отделения и работы третьей ступени советской ракеты-носителя «Восток», но обидные ошибки видны и при показе американской техники. Самая большая — выдуманное отделение хвостового отсека у ракеты-носителя Redstone.


Кадр из фильма

Создатели фильма явно запутались в конструкции ракет, потому что хвостовой отсек с двумя двигателями отделяется не у Redstone, а у РН «Атлас». Ее полет тоже есть в фильме, но там почему-то показывают документальные кадры отделения второй ступени ракеты-носителя «Титан-2», которая выводила корабли следующего поколения, «Джемини».

Также излишне преувеличена важность максимально точного определения района посадки «Меркурия». В реальности службы спасения были развернуты на довольно большом пространстве на случай неприятных неожиданностей, и промах астронавта Карпентера на четыре сотни километров от расчетной точки не помешал найти его спустя всего примерно час.

В то же время, история с расчетами для полета Джона Гленна реальна. Нередко зависающим и ломающимся первым компьютерам не очень доверяли, и лично Гленн попросил Кэтрин Джонсон вручную провести расчеты по тем же формулам и данным. «Если она скажет, что все в порядке, я готов лететь» — сказал Гленн. Результаты расчетов компьютера и человека совпали.

В сцене, подписанной как «Беспилотные испытания Redstone», взрываются другие ракеты. Также полет Гленна не сокращали, он отлетал плановые три витка. Фраза «you have a go at least 7 orbits», действительно произнесенная в реальности, означает не разрешение летать семь витков, а то, что орбита после отделения от ракеты достаточно высока, и нет необходимости экстренно садиться на первом или втором витке, чтобы не зарыться в атмосферу в случайном месте. Ну и, наконец, американский ЦУП физически не мог в реальном времени отслеживать первые минуты полета Гагарина, получая телеметрию с ракеты, а схема миссии там показана для «Меркурия», но не «Востока».

Немного лубка


Некоторые события в фильме были сжаты и передраматизированы для создания единой и цельной картины. На самом деле, какие-то эпизоды происходили в другое время или отсутствовали в реальности.

Действие фильма происходит в 1961-1962 годах. Сегрегированных подразделений расчетчиц в реальности не было уже с 1958 года, когда NACA преобразовали в NASA. Подразделение Анализа и Расчетов, где работали героини, было расово-интегрировано.

В целом время в фильме было сжато, а организационная структура NASA — упрощена. Выдуманный Эл Харрисон совместил в себе начальника Космической рабочей группы Роберта Гилрута и руководителя полетов Криса Крафта.

История с необходимостью бежать далеко, чтобы воспользоваться сегрегированным туалетом, искажена и преувеличена. В реальности с подобной проблемой столкнулась не Кэтрин, а Мэри. Кэтрин же использовала никак не обозначенные туалеты годами, пока на это кто-то не обратил внимание. Да и после того, как нашелся недовольный, она проигнорировала жалобу и продолжила пользоваться той же туалетной комнатой. В интервью реальная Кэтрин говорила, что не чувствовала сегрегацию в NASA. «Все были заняты исследованиями. У тебя была задача, и ты делал свою работу. Ну и еще играл в бридж в обеденный перерыв. Я знала, что сегрегация была, но не чувствовала ее» — сказала Кэтрин.



А сюжетный ход с демонтажом таблички «только для белых» подручными средствами не только не происходил в реальности, но даже стал поводом для осуждения фильма — некоторые критики увидели в нем шаблон «белого спасителя», нечто совершенно противоположное духу картины.

Мэри Джексон не было необходимости идти в суд для получения высшего образования. В реальности она обратилась в мэрию за специальным разрешением и получила его.

Полеты «Меркуриев» управлялись ЦУПом не в Лэнгли, а на мысе Канаверал. ЦУП Хьюстона начал работу только на миссиях «Джемини».

Актеры


Лично у меня почти нет претензий к актерской игре за единственным исключением. Персонаж Джима Парсонса выглядит как перенесенный во времени Шелдон, и это несколько портит общее впечатление. Хочется надеяться, что в будущих фильмах ему удастся выйти из этого образа.

Актеры подобраны хорошо, разве что Гленн, на мой взгляд, смотрится неудачно, но это уже мелочи.

По другую сторону океана


В советских мемуарах можно найти упоминания наших женщин-расчетчиц, которые выполняли такую же работу. Любопытно, что Борис Христофоров в мемуарах «Воспоминания инженера-физика» пишет, что расчетчицы получили более высокие награды, чем участники атомных испытаний. Георгий Михайлович Гречко, будущий космонавт, руководил расчетчицами и вспоминает, как, рассчитывая траекторию ракеты для запуска первого спутника, пришлось перейти от таблиц Брадиса (вы могли еще застать их в школе) к более точным таблицам Хренова. Электромеханические счетные машины не умели считать тригонометрические функции, а четвертый знак влиял на результат — ракета начинала колебаться, то задирая нос, то опуская его ниже горизонта. Вынужденные делать больше вычислений расчетчицы подняли бунт, и вопрос решался на профсоюзном собрании, на котором их удалось убедить, что расчеты по таблицам Брадиса, пригодные для военных ракет, здесь уже не годились. Расчетчики и расчетчицы также упоминаются в книге «Космос начинается на Земле» Б.А. Покровского.

Заключение


Несмотря на некоторую лубочность и неточности, которых можно было бы избежать, фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.

Комментарии (32)


  1. Javian
    07.03.2018 09:19
    +2

    Есть нюанс, о котором не говорят, но понятен из контекста — работа для женщин и, особенно, для «цветных» — это очень низкооплачиваемая работа.
    Попадалась американская карикатура 1940-х как раз о тяжелом труде офиса расчетчиков в интересах министерства обороны.
    По быстрому найти не удалось — смысл карикатуры, что вся тяжелая работа у работников, а вся прибыль у владельца такого предприятия.


    1. saboteur_kiev
      07.03.2018 20:29

      По быстрому найти не удалось — смысл карикатуры, что вся тяжелая работа у работников, а вся прибыль у владельца такого предприятия.


      У «такого предприятия»? А разве есть какая-то отрасль, где это не так?


  1. voyager-1
    07.03.2018 09:25
    +1

    Расчетчики, а точнее расчетчицы, потому что в 20 веке большинство их составляли женщины, обеспечивали атомные, ракетные и космические программы по обе стороны океана.
    В астрономии была такая же ситуация с расчётами, и сейчас доля женщин там также очень маленькая получается. И если в некоторых сферах ситуация понемногу исправляется — то в остальных сферах всё также плохо: в Google доля только 30%, в Microsoft — 27%, в IBM — 25%, а в SpaceX — вообще только 14% (не смотря на то что второй человек в SpaceX — Гвинн Шотвелл).


  1. Meklon
    07.03.2018 09:40
    +3

    Отличный фильм. Жаль на русский язык не переведёшь игру слов в названии.


    1. spax555
      07.03.2018 14:59

      Какую?


      1. Meklon
        07.03.2018 15:06

        Hidden figures — скрытые личности, неизвестные люди и неизвестные числа/данные/численные показатели.


        1. SelenIT3
          07.03.2018 15:41

          Может, как-нибудь вроде «Неизвестные в этой задаче»?


    1. Wizard_of_light
      07.03.2018 21:21

      «Неизвестные».


      1. Meklon
        07.03.2018 21:55

        Черт. Круто. Что-то отличается, но смысл передан, хоть и не с таким акцентом на числа. Спасибо.


  1. humanelement
    07.03.2018 09:44

    Да и что героического, демонстративно отбить кувалдой табличку?
    Но при этом же неделями не ведать, как твои подчиненные не выполняют работу из-за ежедневного путешествия в туалет.
    Абсурд.


  1. dead_undead
    07.03.2018 10:25
    +1

    Блин а как это работает? Пишешь разностную схему и сам подставляешь туда циферки?
    Ох, я бы повесился. Любое монотонное повторяющееся действие начинает меня натурально бесить, и я предпочитаю потратить время на какой нибудь делающий то же самое скрипт. Жаль нельзя написать скрипт, когда на гитаре в сотый раз играешь один и тот же такт =)


    1. Alter2
      07.03.2018 15:01

      Поэтому расчёты и проводились преимущественно женщинами — у них с усидчивостью намного лучше.
      То же самое касалось и бухгалтерской работы в эпоху перекидывания костяшек на счетах.


    1. Daddy_Cool
      07.03.2018 23:55

      В игре на гитаре как раз важно, что каждый раз чуть-чуть по разному получается. Это суть живого исполнения. А если хочется именно писать музыку, а не заниматься исполнительством — то есть нотные редакторы, секвенсоры, и т.п…
      (Только что отложил гитару и перестал терроризировать соседей ре-минорной прелюдией Баха ))))


  1. Oleg_Dolbik
    07.03.2018 12:10
    +1

    То есть — в фильме нет ничего совпадающего с реальностью, кроме факта наличия группы расчетов, и при этом «фильм рекомендуется к просмотру и ценен рассказом об интересных эпизодах из истории космонавтики, вычислительной техники и жизни американского общества.»
    Может, все же немного поменьше рекламировать политкорректное вранье, и о истории «жизни американского общества» мы будем иметь более корректное представление…


    1. Kazancev
      07.03.2018 14:51

      На мой взгляд, снято прилично. Неплохой художественный фильм, актёрская игра и работа съёмочной группы. Ну и потом, сама история в фильме рассказывает о женщинах с отменными мозгами, что на фоне шлакосериальных сопливых героинь выглядит необычно.


      1. Oleg_Dolbik
        07.03.2018 14:59

        Фильм рассказывает о том, что чернокожие женщины боролись с сегрегацией по расовым и гендерным признакам. В реале чернокожие и белые, итальянцы, немцы и прочие прочие мужчины и женщины боролись с техническими, научными и административными проблемами, и победили они не потому, что были чернокожими женщинами, а потому, что смогли сделать все что можно и даже немножко того, что считалось невозможным, все… вместе…


        1. Kazancev
          07.03.2018 15:08

          потому, что смогли сделать все

          Иначе говоря, были достаточно сообразительны и умны, чтобы найти способ решить "научные проблемы" и сломать "административные барьеры". Так я же пишу, сие есть история про мозги =)


        1. humanelement
          07.03.2018 22:42

          >Фильм рассказывает о том, что чернокожие женщины боролись с сегрегацией по расовым и гендерным признакам.

          Боролись?
          Главная героиня тратила на путешествие в туалет по 40 минут в день. И при этом много недель стеснялась (!) сказать об этом начальнику. При том, что дело было даже в неудобстве, а в том, что падали её рабочие показатели.


    1. Kazancev
      07.03.2018 14:55

      В продолжение мысли. А в каких интересно фильмах есть действительно яркие умные, образованные (что не обязательно), интеллигентные (не обязательно) женщины? Из прошлого вспоминается "Москва слезам не верит". И всё?


      1. Javian
        07.03.2018 15:14

        «Весна» 1947 года ).
        Наверное фильмов больше, но это к вопрос к истории кино. В советском кино встречаются женщины-ученые.

        «Яркие и образованные» не означает, что фильмы стали популярными и не были забыты после проката. Как много людей фильм «Весна» смотрело из ныне живущих?


        1. Kazancev
          07.03.2018 15:22

          Оказывается, я смотрел. Может быть это такая российская привычка считать женщину в науке и умную женщина за одно и то же? Умная женщина способна реализовать себя во многих сферах, не исключая научную. Вот был такой фильмец с Шэрон Стоун, если кто помнит, "Основной инстинкт". В нём что, главная героиня глупая? Нет. Адекватна, умна, мила и сообразительна.


          1. Kazancev
            07.03.2018 15:29

            Кстати, если кто из милых дам будет читать комменты поста — с наступающим международным 8-м марта вас =)


          1. Skigh
            07.03.2018 16:41

            Вот был такой фильмец с Шэрон Стоун, если кто помнит, «Основной инстинкт». В нём что, главная героиня глупая? Нет. Адекватна, умна, мила и сообразительна.
            Вот буквально на днях слушал интервью Шерон Стоун (WTF podcast). Она того персонажа назвала «больной социопаткой» :)


          1. Javian
            07.03.2018 18:47

            Надо точнее уточнять критерии или категории в которых считать умной.

            Для умной женщины мужчины не проблема; для умной женщины мужчины — решение. (Сари Габор)


      1. u440
        07.03.2018 21:07

        «9 дней одного года»


        1. Kazancev
          08.03.2018 08:33
          +2

          О, да. А ещё я вспомнил роль второго плана — журналистку в "Небесном тихоходе": "- Вам бы ещё пушечку такую, которую вы мне тут отливаете".


    1. lozga Автор
      07.03.2018 21:07

      Неверно. Фильм, как фотография после постобработки, показывает в основном реально бывшие события, но поданные ярче и концентрированней, чем было.


  1. Am0ralist
    07.03.2018 12:56

    Вспомнился отзыв по поводу еще только трейлеров…

    “Собаку Лайку отправили в космос, заранее зная, что она погибнет. После этого в ООН пришло письмо от группы женщин из штата Миссисипи. Они потребовали осудить бесчеловечное отношение к собакам в СССР и выдвинули предложение: если для развития науки необходимо посылать в космос живых существ, в нашем городе для этого есть сколько угодно негритят.”

    Но кино, конечно, не про это.

    Первая женщина астронавт полетела в космос через 20 лет после первой женщины космонавта.

    Но кино, конечно, не про это.

    Первым “африканцем” в космосе был кубинец Арнальдо Тамайо Мендес, 1980. Угадайте чья ракета. Первый “афроамериканец” полетел только через три года.

    Но кино, конечно, не про это.


    1. voyager-1
      07.03.2018 16:13

      После этого в ООН пришло письмо от группы женщин из штата Миссисипи.
      Почему-то гугл на эту тему находит только советский буклет на сайте NYT, да вопрос на Stack Exchange, где прямо пишут что это был какой-то анекдот из книги 1964 года. Если бы кто-то правда присылал в ООН письмо с таким содержанием — ссылок было бы явно больше. Так что похоже что СССР выдал американский анекдот (и весьма грязный уже на то время) за правду, в целях пропаганды.
      Первая женщина астронавт полетела в космос через 20 лет после первой женщины космонавта.
      За то после того как Королёв узнал сколько Терешкова за этот полёт успела нарушить правил — он пришёл в бешенство, и женщинам в СССР надолго запретили летать. В итоге ничего кроме этого рекорда у нас не осталось: в СССР+России было всего 4 женщины-космонавта, против 46 женщин-астронавтов в США.
      Первым “африканцем” в космосе был кубинец Арнальдо Тамайо Мендес, 1980. Угадайте чья ракета. Первый “афроамериканец” полетел только через три года.
      У нас как вы видите — и не на такое шли в целях пропаганды. Хотя кораблями СССР слетали космонавты действительно в два раза большего числа стран, чем Шаттлами США.


      1. humanelement
        07.03.2018 22:50

        Зачем тогда вы сами на серьёзном сайте множите байки уровня одноклассников?

        Вот же ваш собственный комментарий ранее:
        >Предложение посылать негритят от жительниц Миссисипи наверное могло быть реальностью

        geektimes.ru/post/295663/#comment_10462771

        И при этом в прошлый раз в качестве подтверждения вы, как я понимаю, зачем-то дали ссылку на первый найденный сайт в гугле.


        1. voyager-1
          08.03.2018 17:12

          Да, надо было сразу источники перепроверять. Но сразу мне эта история странной не показалась. К сожалению старые комментарии редактировать уже нельзя.


      1. Am0ralist
        08.03.2018 23:18

        но отзыв то был не про это…

        Кавычки и так хорошо показывали, как автор к этому анекдоту относится. Хотя интересно, что это все таки их анекдот, а не наш.
        А ради пропаганды не то что женщину, но и негра в космос пошлешь… [ /sarcazm ]