(с) Мультфильм "Остров сокровищ"


Игровые разработчики прекрасно понимают: если игра выходит на компьютерах, то её рано или поздно взломают. Никакой защиты не хватит, чтобы победить тягу некоторых игроков к халявным развлечениям. Поэтому разработчики пошли другим путём. Они от души троллят пользователей пираток.



Свежий пример — экшен Quantum Break. Если игра решит, что её взломали, то на глазу у героя тут же появится чёрная пиратская повязка. К слову, точно такая же шутка была и в прошлой игре Remedy — триллере Alan Wake.


image


Но пиратская повязка — это всего лишь безобидный финский троллинг. Другие разработчики были не настолько добры к пиратам. В торрент-версиях GTA 4 Нико Беллик прибывал в Америку смертельно пьяным и не выходил из этого состояния уже никогда. Даже за рулём и во время сюжетных роликов. Управлять игрой было, как вы понимаете, почти невозможно.



Герои сериала Far Cry, как известно, предпочитают алкоголю наркотики. Поэтому и шутки у авторов игры тоже были специфические. Те, кто скачал четвёртую часть с торрентов, с самого начала чувствовали себя на месте Снуп Догга. Изображение предательски искажалось, а любая поездка превращалась в полет к звёздам. Свергать власть восточного диктатора в таком состоянии было слегка неудобно.


image


Ещё неудобнее было игрокам, которые скачали с торрентов The Sims 4. Пиксели, прикрывающие персонажей во время интимных процессов, теперь сопровождали человечков всегда. А со временем — заполняли весь экран, превращая игру в произведение пиксель-арта.


Другие разработчики были ещё менее терпимы к любителям халявы. Поэтому сделали так, чтобы пираты вообще не могли пройти игру. Типичный пример — паркур-симулятор Mirror’s Edge. В лицензионной версии главная героиня Фейт могла с легкостью перемахивать с одного небоскрёба на другой. А вот Фейт пирата перед трамплинами заметно притормаживала, будто пугаясь ступить в пустоту.



То же самое происходило с Бэтменом в пиратской версии Batman: Arkham Asylum. Тёмный рыцарь больше не умел плавно парить в воздухе, а камнем падал на головы врагам. В самом начале с этим ещё можно было смириться, но потом пираты просто застревали в игре. После чего шли писать жалобы на форумах.


Впрочем, авторы шутеров порой троллили пиратов ещё более жестоко. В нелегальной версии ArmA 2 резко снижалась меткость игрока. Пули летели куда угодно, но только не в цель. А вот разработчики Crysis Warhead и вовсе заменили все пули… курицами. Играть было смешно, но вот убить хоть кого-то — просто нереально.



Но когда игрок не мог убивать врагов — это ещё полбеды. Иногда в пиратских играх убивали его самого. Если кто-то начинал играть в первый Dark Souls до релиза, то на его поимку отправляли Чёрных Фантомов, которые не оставляли пирату ни единого шанса.


Хотя это не идёт ни в какое сравнение с тем, что придумали авторы старенькой ролевой игры EarthBound. Игроку-пирату там приходилось сражаться с куда большим количеством врагов. Но некоторых такой вызов только раззадорил. Однако прямо перед боем с финальным боссом игра намертво зависала. А после перезагрузки консоли выяснялось, что все ваши сохранения бесследно исчезли. И теперь игру придётся проходить заново. Это было одним из самых жестоких примеров морального унижения, которому подвергались любители халявы.


image


Другой памятный способ принадлежит Lucas Arts. В её квестах и так было всё в порядке с юмором, но игра Zak McKracken and the Alien Mindbenders переплюнула всех. Каждый раз, когда герой вылетал за пределы США, игра просила ввести серийный номер. Его, разумеется, можно было найти только в официальном коробочном издании. А если игрок пытался подобрать код методом тыка, то героя игры отправляли в тюрьму. Там его заставляли выслушивать долгую и занудную речь о том, как плохо быть пиратом. Само собой, пропустить её было нельзя.


Но настоящий жизненный урок всегда лучше занудной лекции. Он-то как раз и поджидал тех, кто спиратил стратегию Game Dev Tycoon. Она, как нетрудно догадаться, была посвящена разработке видеоигр. Вот только студия, созданная владельцем бесплатной версии, всегда заканчивала свой век банкротством. А виноватыми в этом оказывались пираты, скачавшие копии вашей игры из интернета.


image


Конечно, мораль этой шутки была слишком проста и очевидна. На самом деле разработчики и издатели едва ли помрут с голоду от того, что вы не заплатите им своих денег. Но вот выпускать продолжения коммерчески провальной игры они едва ли станут. Даже если в неё бесплатно поиграли миллионы людей.

Комментарии (70)


  1. Brenwen
    07.03.2018 14:55

    Вот только все эти антипиратские костыли в итоге все равно рано или поздно, но взламываются.


    1. JustDont
      07.03.2018 14:59

      Да и ничего особо страшного в этом нет. Финансовые потери от пиратства софта — штука очень спорная и размытая, если перестать считать её в виде «каждая скачанная копия равна потеряной продаже».


    1. Foror
      08.03.2018 06:32

      Только взлом на порядки сложнее.


    1. aPiks
      09.03.2018 14:32

      Задача анти-пиратской защиты, в основном, не дать возможности играть в игру на халяву первые три — четыре недели. Это время основных продаж. А то, что потом взломали — это уже не так важно. Все равно те, кто хотел купить игру — уже купили, а те, кто спиратили — скорее всего и не купили бы.


  1. JustDont
    07.03.2018 14:57
    +1

    Ирония ситуации с Game Dev Tycoon была божественной, поскольку нашлись люди, писавшие на форумах стима сообщения в духе «я всегда раззоряюсь из-за пиратов — разработчики, почему вы не добавили в игру мер для противодействия пиратам?»


    1. Brenwen
      07.03.2018 15:37

      Особая ирония в том, что разработчики тогда сами загрузили модифицированную версию игры в торренты под видом пиратской.


    1. AlexxFFC
      08.03.2018 18:20

      Только на форумах Стима видно же, есть ли у пишущего на аккаунте копия игры.


      1. JustDont
        08.03.2018 18:52

        Отсутствие у человека игры в аккаунте стима не означает, что он игру спиратил. Равно как и не означает, что не спиратил.


        1. Popadanec
          08.03.2018 20:11

          Есть игры нормально работающие на определенных версиях(причем не последних), и откатится на нужную нельзя, потому что её нет.
          Есть игры очень требовательные к памяти(и с её утечкой), и приходится вырубать все по максимуму, чтобы можно было играть по дольше без вылетов.
          В результате приходилось качать пиратскую копию при наличии купленной.


  1. omcadmin
    07.03.2018 15:16

    Вспомнилась Croteam с их красным неубиваемым скорпионом в Serious Sam 3.

    Выглядит так:


    1. altervision
      08.03.2018 09:02

      А ещё в пиратских версиях Serious Sam HD, да и в третьей тоже, был куда более противный трюк с камерой. Если игра обнаруживала себя вне папки Steam, в определенный момент Камера игрока задиралась вверх и начинала бешено вращаться.


  1. JC_IIB
    07.03.2018 15:16

    В этой статье не хватает раздела про неубиваемых боссов из пиратских игр на Dendy. Вот уж где был хардкор.


    1. Arty_Fact
      07.03.2018 15:39

      ЕМНИП, в Черепашках-ниндзя был неубиваемый Шреддер. Конами весело защищали свои игры.


      1. Alozar
        07.03.2018 16:01

        А он был вообще неубиваемый и очень-очень трудно убиваемый? Ходит же шутка, что русские дети не знали, что игры пиратские, Шредер непроходимый и спокойно убивали его.


        1. Barnaby
          07.03.2018 16:14

          Мы долго пытались пока не достали другой картридж. Шреддер начинал мигать а потом переставал как бы его не били, видимо все хп ресал.


          1. untilx
            07.03.2018 16:40

            Третья часть на NES сама по себе не простая (хоть и немного проще второй). Мне попадался картридж с хаком на 99 жизней в котором всё работало нормально. И наоборот, оригинал, но в эмуляторе, в котором ничего не получалось.


            1. DrVooDoo
              08.03.2018 18:20

              А сложной она была как раз из-за нелегальности, лицензионная копия была в разы проще пиратской.


        1. losse_narmo
          07.03.2018 16:15

          Вообще. У меня был такой картридж.


        1. da-nie
          07.03.2018 18:26
          +1

          В «Проклятие серого слонёнка» этот неубиваемый Шредер показан. :)


        1. Lord_Ahriman
          08.03.2018 11:00

          Вообще, совсем-совсем, абсолютли :) Там в коде возвращение переменной, отвечающей за энергию босса, начального значения при последнем ударе, если защита обнаружила, что логотипы разработчиков стерли.


      1. tema_sun
        08.03.2018 23:51

        Так вот почему я ее не прошел!


      1. expromt
        09.03.2018 10:06

        Тот самый момент, когда спустя 20 лет узнаешь почему ты так и не смог пойти Черепашек-ниндзя как ни старался.


    1. Lord_Ahriman
      08.03.2018 10:58

      Неубиваемый босс был только один — Шреддер в TMNT3. Другая известная защита от Konami — включение в версиях Bucky O'Hare и TMNT3 с затертыми копирайтами хард-режима, в Черепашках враги имели больше здоровья, в Баки — персонажи умирали от одного удара.

      В играх на Mega Drive игры Konami входили в бесконечный цикл при несовпадении региона приставки с регионом картриджа.

      Что касается неубиваемого босса в пиратской Shatterhand (aka китайский Робокоп 3) — там просто кривые руки тех, кто добавлял чит-режим.


  1. perfect_genius
    07.03.2018 15:22

    Никакой защиты не хватит, чтобы победить тягу некоторых игроков к халявным развлечениям.
    Кто взламывает защиты — они, обычно, не играют в игры. А чтобы взломать игру надо её купить, так что это совсем не «халявное развлечение».


    1. sumanai
      07.03.2018 16:52

      Кто взламывает защиты — они, обычно, не играют в игры.

      Из-за этого кстати эффективны методы, делающие проверку в середине игры. «Сталкер: Зов Припяти» вылетал как раз при заходе в эту саму Припять, а до туда взломщики не доходили, это многие часы игры.


      1. JC_IIB
        07.03.2018 17:04

        У «Паркан: Хроника Империи» была похожая система. Спрашивали конкретное слово из инструкции (страница, абзац, слово) ближе к концу игры, в чертовски ключевой момент.


      1. jenyfer10
        07.03.2018 17:34

        "«Сталкер: Зов Припяти»" — один мааааленький момент это был баг, а на задумка разрабов, на этом входе вылетали абсолютно все игроки, включая купивших лицензию(я в их числе), кроме того там стояла StarForce, которая преспокойно обманывалась простым образом оригинального диска. Так что в «Лицензию» играли все


    1. Sadler
      07.03.2018 19:14

      чтобы взломать игру надо её купить
      Невзломанные образы дисков обычно появлялись в день релиза.


    1. bro-dev
      08.03.2018 04:13

      Кто интересно вообще занимается взломом игры, это же наверно не так просто если над игрой работали год куча высокооплачиваемых спецов, потом непонятно кто за бесплатно через 5 часов после релиза заливает на торрент.


      1. SandroSmith
        08.03.2018 04:39

        Идейные, в основном. Как тот ID_Daemon из статьи про Бэтмена. Ради чего он потратил пару дней жизни, ковыряясь в ассемблере? Так и с кряками. Ради признания (в начале карьеры), ради донатов, ради добавления троянов и торговли результатами их работы.


      1. perfect_genius
        08.03.2018 07:50

        Те, кто просто ищет для себя вызов. Непросто только с новыми системами защиты в первый раз, это потом уже «через 5 часов». Раз всё на виду и надо «только» восстановить логику всего этого по их связям, то в мире софта в принципе нет ничего невзломаемого. Поэтому цель «высокооплачиваемых спецов» — запутывать изучающего как можно подольше, пока игра продаётся первые дни. Лишними командами, нелогичной структурой, недокументированными особенностями ОС.
        И хакер взламывал бы в своё удовольствие после пика продаж, чтобы не вредить им, да вот у него дополнительный вызов/удовольствие — опередить конкурентов.


      1. Sadler
        09.03.2018 12:28

        это же наверно не так просто
        Это по-разному: от замены одного байта и(или) лоадера, до эмуляторов usb-ключей, кейгенов и написания кода под внутреннюю виртуальную машину.


  1. Fllash
    07.03.2018 15:28

    Чойта ересь какая-то. Играл во всё перечисленное, кроме двух последних — никакого подобного троллинга не видел. В том числе и Quantum Break.
    Видимо не те пиратки они качают)


    1. Dragobrath
      07.03.2018 16:19

      Нет, просто игры не всегда эффективно взламывались с первого раза.
      Сам сталкивался с таким и в GTA4, и в Mirror's Edge. Кряки, которые выходили в день релиза, давали запустить игру, но видимо еще не побороли более глубокую защиту, которая не всегда очевидна.
      Та же защита с замедляющейся Faith проявлялась не абы где, а в конкретном месте в игре примерно через полчаса после начала.
      Позже уже выходили более новые версии кряков, которые убирали подобные «закладки».


      1. Fllash
        08.03.2018 17:56

        игры не всегда эффективно взламывались с первого раза.

        Позже уже выходили более новые версии кряков, которые убирали подобные «закладки».

        Ну так я это и имел ввиду, собственно, написав про «не те пиратки»)
        После прочтения статьи создалось ощущение, что, мол, даже если игра взломана, этот «троллинг» всё равно остаётся. И является неубираемым. На практике же — всё в порядке)


  1. N3661
    07.03.2018 15:47

    А в космических рейнджерах на нелицензионке в какой-то момент игры количество астероидов увеличивалось до непомерных масштабов, так что игрок не мог спокойно летать вообще


    1. key_a1tos
      07.03.2018 16:20

      А в последней части насколько помню звезды жарили на огромном расстоянии.


  1. REPISOT
    07.03.2018 15:57

    Если игра решит, что её взломали

    Вот интересно. А если она так решит легальная копия?


    1. T-362
      07.03.2018 16:09

      del — не туда


    1. Alozar
      07.03.2018 16:15

      Такая фигня уже была во времена старфорса


    1. burzooom
      07.03.2018 18:23

      «лес рубят — щепки летят»


  1. Kuklin_M
    07.03.2018 16:03

    Для кого помеха, а для кого новый уровень сложности.


  1. T-362
    07.03.2018 16:15

    С бетменом это не защита от пиратов, а альтернативные места произрастания рук разработчиков — на хабре есть статья.


    1. SandroSmith
      08.03.2018 02:53

      За ссылку спасибо, тут упоминают другой баг. В ролике (из которого и перепечатана вся статья) это заметно


  1. Hidon
    07.03.2018 16:39
    -2

    тоже мне троллинг. это всё(ну кроме полиграфии с серийниками и прочей ерундой) обходилось очень быстро и никому толком не помешало. для той же gta4 патч вышел очень оперативно и пьяная камера ушла в прошлое.
    зато после официальной смерти games for windows live, лицензионная игра перестала запускаться. причём никаких ошибок не выдавалось, игра проверяет диск и дальше ничего не происходит. оказалось, что проблема была в самом gfwl — нужно было [сначала догадаться, а потом найти и] поставить свежую версию, но автоматическое обновление не работало, а обновлённый инсталятор m$ запихнули поглубже в дебри своего сайта.

    вобщем троллят сейчас не пиратов, а честно купивших. вот интересно будет посмотреть на разницу в производительности final fantasy 15, в которой честным лохампользователям прикрутили денуву, в то время как на трекерах игра появилась за несколько дней до оф. релиза безо всякой защиты.


    1. Popadanec
      07.03.2018 21:48

      Помимо этого были и игры которые будучи легально купленными работали заметно хуже пираток. К примеру если не ошибаюсь одна из частей Far Cry, постоянная синхронизация с серверами и постоянное притормаживание, как в онлайн играх с высоким пингом 200мс++.


      1. Hidon
        07.03.2018 22:06

        насчёт far cry не знаю, а вот в честно купленной watch dogs были фризы(может и сейчас есть, но проверять откровенно влом), хотя пиратка работала прекрасно.


        1. JC_IIB
          07.03.2018 22:12

          На PS4 проходил я Watch Dogs. Фризов не заметил.


          1. Hidon
            08.03.2018 09:58

            причём тут ps4? или туда тоже пиратство завезли?


            1. foxdzr
              08.03.2018 10:21

              уже давно


              1. JC_IIB
                08.03.2018 10:55

                Ну если взлом древней прошивки вы называете «завезли пиратство», то у меня для вас плохие новости.

                Hidon, нет, не завезли. Нашли какую-то дыру в очень старой фирмваре и гордо ею потрясают, «смотрите все — мы взломали пс4». Учитывая, что приставка обновляется автоматически, это даже не взлом, а так — смех один. Даже мажорная версия уже сменилась.
                А ответил я потому, что вы писали «в честно купленной Watch Dogs». Я тоже честно купил и фризов не заметил — вот это я к чему.


      1. Lord_Ahriman
        08.03.2018 11:04

        Neverwinter Nights 2 и NWN2: Mask ot the Betrayer от Акеллы — как раз такой случай. Я сто раз проклял то, что купил диски, а не скачал с торрентов, ибо аддон тупо ломал оригинальную игру, которая в свою очередь не была совместима с официальными патчами. На Лурке в статье об Акелле описано подробнее.
        Второй такой случай — лицензионный DVD первого Ведьмака ни в какую не заработал у меня (игра все время ругалась, что диска лицензии не видит), пришлось пиратку ломаную качать.


        1. Popadanec
          08.03.2018 13:53

          Во времена дисков это была постоянная головная боль. Вечно защита криво работала. Гребанный StarForse и другие.
          В то время в магазине при покупке очередного диска не редко предлагали к нему NoCD/DVD и другие патчи/кряки.


  1. wormy
    07.03.2018 21:51

    Тут, кстати, в нашем небольшом симмерском комьюнити разгорелся крупный скандал.
    Один из разработчиков аддонов для FSX и Prepar3d встроил в лицензионный установщик малварь, который сливал из хрома пароли пользователей на сервер разработчика в случае если был использован не лицензионный ключик.
    Кому интересно, почитайте в гугле по запросу: flightsimlabs a320 malware. Мне еще нельзя ссылки прикреплять)


    1. PlayTime
      07.03.2018 22:40

      Даа, эти парни делают хорошие и ДОРОГИЕ самолеты. И помешаны на защите. Даже купив самолет для игры за 80 баксов потом еще мучаешься с активацией которая может слететь а ключ больше не активируется и нужно писать в сапорт…


    1. 0xd34df00d
      09.03.2018 06:15

      Просто надо переходить на сторону DCS. У нас есть печеньки и требование хотя бы 16 гигов памяти в последней версии.


      1. CaptainFlint
        09.03.2018 15:45

        Совершенно разные типы симуляторов. DCS нацелен на военную технику и боевые действия, а X-Plane/P3D в первую очередь — гражданская авиация, лайнеры.


  1. askv
    07.03.2018 23:39

    Читал, что в Индиане Джонсе пиратская версия выдавала что-то вроде «похоже, вы только выдаёте себя за Индиану Джонса». Да и ещё для игры буклет нужен был…


  1. Dubus
    08.03.2018 02:39

    Этому рейтингу, сделанному на коленке за полчаса, не место на гиктаймс. Я видел подобный обзор с полгода назад. Притом такой же список игр.


    1. BuriK666
      08.03.2018 08:45

      Видео опубликовано: 11 апр. 2016 г.


  1. Alex-AVK
    08.03.2018 10:00
    +2

    как уже давно было кем-то отмечено: "?… борьба с пиратством — это когда со злыми дядями, которые бесплатно качают игры и фильмы, борются добрые дяди, которые бесплатно качают нефть и газ...",


  1. bafys
    08.03.2018 10:26

    В Prince of Persia: The Sands of Time на пиратке устроили очень не приятный сюрприз. Перед финальным боссом была дверь, которая на пиратке не открывалась, и ты никак не мог к нему пройти. Ты вроде и игру всю прошел, а вроде и нет, т.к. босса не убил и финальный ролик не увидел. Вот так в 2004 году, когда пришлось проходить игру на лицензии еще раз, я понял что игры лучше покупать


  1. IIIKochevnikIII
    08.03.2018 11:09
    +1

    Давно уже не играю в игры, но раньше… Я качал много пираток с торрентов, играл минут 30-40 и удалял. Т.к. большинство игр никак не торкало. Очень редко покупал то, что реально зацепило. Это же касается и кучи софта. Зачастую большинство игр и софта не соответствуют ожиданиям. Демо-версии нынче не очень модно выпускать. Поэтому как правило именно пиратские версии позволяют оценить продукт и, чаще всего, решить что он тебе не нужен даже бесплатно.


  1. CyboMan
    08.03.2018 13:30
    +2

    Operation Flashpoint: Cold War Crisis
    2001г.
    Система защиты FADE

    Устроено так: все скриптуемые функции всех классов в игре, а это почти все классы вообще, расположены в таблицах (а-ля vft C++). Таблицы хранятся в виртуальных файлах на диске, внутри больших архивных реальных файлов. Если защита после запуска видит что диск «не родной» (на CD диске в определенных местах должны быть нечитаемые сектора), то она начинает иногда менять/обнулять ссылки на функции в этих таблицах, сохраняя их обратно на диск при выходе из игры.

    Выглядит это как постоянный, но неуклонный, рост кол-ва «глюков» и в игре, в итоге игра становится невозможной. Ну например в один прекрасный момент солдат игрока перестает поворачиваться влево, все остальное работает. Или у БТР вместо выстрелов пушки начинает меняться скорость. Или у джипа на определенное место можно сесть, но нельзя вылезти и т.п.

    Самое неприятное что оно все случайно, поэтому иногда до первых видимых проблем можно было весьма долго играть (несколько часов), а потом внезапно получить невозможность пройти дальше. Переустановка спасает, но на время, и непонятно помогло или нет, до видимого срабатывания.

    Сколько в Буке мы выгребли проблем с этим при тестировании версий локализованных — караул. Толи мы что-то сломали, то ли FADE сработал…


    1. Boba_Fett
      08.03.2018 15:24

      С точки зрения пользователя антипиратская потеря точности началась с Arma, а в OFP пользователь пиратской версии (или лицензионной, если не повезло) внезапно превращался в чайку. Но есть шансы, что память меня подводит.


      1. CyboMan
        08.03.2018 23:31

        Сообщение «Good birds do not fly away from this game, you have only yourself to blame» и превращение в птицу было в ARMA 2, через какое-то кол-во вот этих самых «деградаций». Насколько я помню это как раз был нужно чтобы игрок спиративший игру таки понял что он «попался». А OFP просто по тихому саботировала работу себя самой, чем и вызывала массу ненависти…


  1. ActiveColors
    08.03.2018 14:14

    >>Другие разработчики были ещё менее терпимы к любителям халявы. Поэтому сделали так, чтобы пираты вообще не могли пройти игру. Типичный пример — паркур-симулятор Mirror’s Edge. В лицензионной версии главная героиня Фейт могла с легкостью перемахивать с одного небоскрёба на другой. А вот Фейт пирата перед трамплинами заметно притормаживала, будто пугаясь ступить в пустоту.

    Тем не менее, это не остановило меня пройти игру семь раз.


  1. mickvav
    09.03.2018 00:32

    В старом-добром ADOM я как-то попытался покопаться в памяти и подкрутить себе хитпоинтов. В итоге на карте появились очень толстые ангелы быстренко прибрали героя…


  1. AlexParker
    09.03.2018 13:03

    Вот так внезапно спустя 30 лет узнаешь, почему не смог пройти Зак МакКракен. Боже, где я только не искал этот ключ в самой игре!

    Кстати, вспомнил ещё такую же фишку. Metal Mutant, уже ближе к концу, для прохода дальше просили точное слово из мануала. Если вводил неправильно — забирали ВСЁ оружие. Играй, сынок, только вот убивать больше нечем. Так что идея совсем не новая. И, по сути, вполне верная. Зацепить настолько, что уже просто умереть как хочется пройти дальше, настолько, что и штаны продашь чтоб купить игру.


  1. SantaCluster
    09.03.2018 14:36

    играл в те времена, когда "интернета ещё не было" :) поэтому игры либо копировались у друзей-знакомых либо покупались "лицензионные диски" от акелл и прочих фаргусов (или 100500 игр на 1 КД). Не помню особых проблем с прохождением (бывало, что встроенное лекарство кривое, но помогала копия от другого спИздателя). Когда же стали появляться официально лицензионные диски с играми по специальной для России цене, стал переходить на них. Вернее, попытался… Был сильно разочарован этой лотереей — то старфорс глючил, то приходилось чуть ли не каждые 5 минут выполнять команду "вставьте в дисковод диск #1" и прочие косяки и вылеты. Доставал лекарство или "левую" копию и играл как белый человек, без мозгойопства. А потом как-то времени не осталось на игры. :( Но желание покупать официальные игры тогда было отбито. Кстати, встречал релизы у пиратов с отсканированной инструкцией-буклетом для обхода защиты с запросом слов.