Тем не менее, мне очень часто приходится сталкиваться с тем, что не только новички, но и матёрые тимлиды не совсем понимают, как правильно пользоваться этим инструментом в разработке.
Моё мнение таково — корень всех зол кроется в мнении о том, что async/await и Task Asynchronous Pattern нужно использовать для написания многопоточной логики.
Начитавшись большого количества информации с различных ресурсов про async/await у разработчиков формируется миф: ожидание происходит в отдельном потоке, или код выполняется в отдельном потоке, или что-то ещё происходит с отдельным потоком. Нет, нет и ещё раз нет. Изначально TAP задумывался не для этого — для многопоточности существует Task Parallel Library (MSDN). Путаница возникает не в последнюю очередь из-за того, что и в TAP, и в TPL используется Task.
Тем не менее, в коде дожлно быть четкое разделение между многопоточными операциями (CPU-bound) и асинхронными операциями.
В моей среде обитания (ASP.NET) многие по долгу службы работают с Javascript. В этом замечательном языке существует простой паттерн для асинхронных операций — callbacks, функции обратного вызова. В объяснение отличий TAP и TPL люблю приводить следующий пример на Javascript с использованием jQuery:
$.get('/api/blabla', function(data) {
console.log("Got some data.");
});
console.log("Hello world!")
В большинстве случаев при выполнении правильного ajax-запроса в консоли увидим следующее:
Hello world!
Got some data.
Что, в общем-то, и ожидалось. Это — очень яркий пример асинхронного программирования. Здесь нет никакой многопоточности — Javascript строго однопоточен и никаких наворотов вроде WebWorkers этот код не использует.
Новомодные javascript-библиотеки любят для таких задач оперировать новой фичей ES6 (или ES2015?) — Promise API. Например, похожий код с использованием $http из AngularJS выглядел бы так:
$http.get('/api/blabla').success(function(data) {
console.log("Got some data.");
});
console.log("Hello world!")
Здесь вызов $http.get(...) возвращает Promise, к которому можно прикрепить коллбэк вызовом success(...). Код, естественно, всё так же остаётся однопоточным.
А теперь рассмотрим похожий по назначению код на C#:
var client = new WebClient();
client
.DownloadStringTaskAsync("/api/blabla")
.ContinueWith(result => {
Console.WriteLine("Got some data.");
});
Console.WriteLine("Hello world!");
Здесь client.DownloadStringTaskAsync возвращает Task, ContinueWith прикрепляет к ему коллбэк. То есть, по сути, Task и Promise — сущности с одной и той же задумкой в .NET и Javascript соответственно.
Этот же код можно записать с использованием await:
var client = new WebClient();
var task = client.DownloadStringTaskAsync("/api/blabla");
Console.WriteLine("Hello world!");
var result = await task;
Console.WriteLine("Got some data");
То есть, await — простой синтаксический сахар над ContinueWith, который, помимо всего прочего, умеет удобно обрабатывать исключения.
(UPD: конечно же, нельзя забывать про SynchronizationContext: ContinueWith вызывает колбэк в потоке из пула потоков, а весь код после await неявно выполняется на контексте; чтобы этого избежать, нужно использовать .ConfigureAwait(false) у Task. Спасибо за замечание kekekeks)
Почему этот код хороший и правильный? Потому что DownloadStringTaskAsync возвращает Task, который инкапсулирует операцию ввода-вывода — то есть I/O bound операцию. И практически весь ввод-вывод является асинхронным — то есть, для его осуществления, нигде, начиная с самого верхнего уровня вызова метода DownloadStringTaskAsync и заканчивая драйвером сетевой карты, абсолютно нигде не нужен дополнительный поток, который будет «ждать» или «обрабатывать» эту операцию.
Предположим на секунду, что у нас нету удобного API, который возвращает Task, и мы не можем использовать await для осуществления этой асинхронной операции. Как ни странно, разработчики .NET Framework с ранних версий создавали API таким образом, чтобы можно было работать с асинхронным вводом-выводом, и в том же классе WebClient остался ныне устаревший метод для осуществления всё того же DownloadString с использованием Event Asynchronous Pattern (EAP): можно подписаться на событие DownloadStringCompleted и вызвать метод DownloadStringAsync.
Тем не менее, я очень часто сталкиваюсь с тем, что, даже если какой-то legacy-код предоставляет EAP API, при необходимости обернуть его в TAP матёрые программисты поступают просто и в лоб:
private Task<string> DownloadStringWithWebClientAsync(WebClient client, string url)
{
return Task.Run(() => client.DownloadString(url));
}
В чём проблема? А проблема, собственно, в том, что Task.Run запускает переданную в него лямбду () => client.DownloadString(url) в новом CPU-bound потоке из пула потоков. При том что, в данном случае, никакой необходимости в отдельном потоке нет.
Как «сделать правильно»? Использовать TaskCompletionSource. Продолжая аналогию с Promise API, TaskCompletionSource выполняет те же функции, что и Deferred. Таким образом, можно создать Task, который не будет создавать дополнительных потоков. Это очень удобно, когда нужно обернуть в Task ожидание срабатывания какого-либо события, такой сценарий неплохо описан в примере на MSDN.
Так что же получается, Task Asynchronous Pattern нельзя использовать для многопоточности? Можно. Но, как ни раз упоминалось в статьях, на которые я ссылался в начале, необходимо:
а) Четкое разделение CPU-bound и I/O-bound операций, скрывающихся за Task.
б) При необходимости выолнить какую-то операцию параллельно, в отдельном потоке, лучше позволить разрулить эту ситуацию вызывающему коду. Например, определиться, что все методы, возвращающие Task, являются I/O-bound, а для вызова CPU-bound методов параллельно можно использовать Task.Run.
Спасибо за внимание.
Комментарии (16)
mpavlov
02.07.2015 14:53После сравнения с jquery вроде бы и понятно стало. Но все равно в примере с await асинхронности выполнения не видно. В данном случае строка
Console.WriteLine("Hello world!");
всегда будет выполнена быстрее, чем
Console.WriteLine("Got some data");
независимо от скорости отрабатывания таска.
Что скажете?lawliet29 Автор
02.07.2015 15:09+1Да, всё именно так. Собственно, цель паттерна async/await — позволить писать асинхронный код в привычном, последовательном стиле: весь код после await неявно становится одним большим колбэком. Плюс подхода в том, что вызывающий поток работает до первого await, а после этого возвращается в пул потоков и может быть использован повторно (на самом деле всё несколько сложнее, тут ещё много магии с SynchronizationContext, но в принципе как-то так). Но при этом никто не запрещает завести столько Task'ов, сколько нужно, и собрать их в одном месте при помощи Task.WhenAll или Task.WhenAny.
andreycha
02.07.2015 22:47Плюс подхода в том, что вызывающий поток работает до первого await, а после этого возвращается в пул потоков
Не совсем точно. До первого await и «обратно» по колстэку до точки «входа», потому что ж таски-то нужно еще повозвращать.
lair
02.07.2015 15:34+1(Похоже, нужно сделать шаблончик для комментария к постам про
async/await
)
Must read: Concurrency in C# Cookbook
xGromMx
02.07.2015 15:55Вот тут классно про async/await да еще и в глубинах покопался, но лучше посмотреть весь курс www.youtube.com/watch?v=fi_N_ghu4Ug&list=PLvItDmb0sZw-sOL6sOsEnSJ8etu7Kbgko&index=15
DrReiz
02.07.2015 16:21private Task<string> DownloadStringWithWebClientAsync(System.Net.WebClient client, Uri url) { var tcs = new TaskCompletionSource<string>(); client.DownloadStringCompleted += (_s, _e) => { if (_e.Cancelled) tcs.TrySetCanceled(); else if (_e.Error != null) tcs.TrySetException(_e.Error); else tcs.TrySetResult(_e.Result); }; client.DownloadStringAsync(url); return tcs.Task; }
Вот такой код будет корректным для DownloadStringAsync? (Подразумевается, что в реальном коде добавится отписка от события и проверка, что скачался «свой» url.)
Viacheslav01
02.07.2015 22:14Да многие не понимают вообще как работает async/await, и равняют декларацию метода async как гарантию фоновой работы :)
sferrka
02.07.2015 23:14-1Вот бы такой режим, чтобы по умолчанию все async использовались как await в месте вызова, ну и придется ввести ключевое слово «nowait». А то иногда 80% async-функций вызываются с await и писать его везде опять же утомляет. Ну и инкапсуляция была бы чище — можно не меняя сигнатуры вызова, изменить саму функцию.
lair
02.07.2015 23:52+1Нет такой вещи, как async-функция.
А то, что вы просите — это изменение, которое сломает существующий код, и MS — совершенно верно — на него не пойдет.
lawliet29 Автор
03.07.2015 00:10По поводу полностью асинхронных методов:
Мое мнение — особо смысла в этом нет. Visual Studio справедливо подмечает, что async метод, не использующий await, будет выполняться последовательно (синхронно). А таких методов большинство.
По сути вся соль не в async методах, а в том, что они возвращают Task. Хочешь — жди результат сразу, хочешь — запусти еще один метод параллельно и дождись, пока отработает и то и то.
А вызвать любой метод асинхронно, в принципе, не так и сложно — нужно вызов просто пережать в Task.Run.
kekekeks
Ещё забыли написать, что до EAP был паттерн с IAsyncResult.
Так же следует добавить, что можно await-ить всякий хлам, который вообще целиком и полностью живёт в UI-потоке и сигнализирует о своём завершении через TaskCompletionSource. Очень удобно для анимаций, диалогов и во время инициализации приложения, когда не ясно, что в каком порядке отработает.
Ну и must-read документ по TAP от MS.
mpavlov
(ошибся веткой)