Города растут ввысь и вширь, поэтому их инфраструктура должна гарантировать людям комфортное перемещение по вертикали и по поверхности города
Города по всему миру сталкиваются с проблемами и возможностями «людского объёма» – вертикального накопления и перемещения людей и вещей в рамках растущих центральных бизнес-районов. Особенно это заметно в районах транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
С ростом городов они становятся более вертикальными. Они расширяются под землю благодаря железнодорожным туннелям и над землёй в виде высоких зданий, формирующих силуэт города. Города становятся не только шире, но и глубже.
Городской географ Стивен Грэхем описывает вертикальный рост городов и как «укладывание в штабеля», и как «беспорядочную застройку» – и эти системы сшиты вместе вертикальными и горизонтальными системами транспорта.
Вопросы людского потока в больших городах относятся не только к тому, как люди передвигаются горизонтально по железным и автомобильным дорогам, добираясь до центра и обратно. Сюда также входит и вертикальное перемещение. Это лифты, эскалаторы, движущиеся тротуары (траволаторы), которые люди, добирающиеся на работу и домой, используют ежедневно для того, чтобы попасть из-под земли на поверхность.
В больших ТПУ пересекается множество вертикальных и горизонтальных транспортных систем. Именно там людской поток оказывается наиболее плотным. Но многие крупные города сталкиваются с одинаковыми проблемами стареющей инфраструктуры и увеличением объёма людей, перемещающихся через ТПУ. Проблемы заторов, переполнения, задержек и периодического отказа транспорта становятся всё более распространёнными. Правительства всё чаще ищут способы впихнуть большую пропускную способность в существующие инфраструктурные сети.
Можем ли мы увеличить пропускную способность, изменив своё поведение?
В последние три года Transport for London (TfL), [подразделение администрации Лондона, управляющее его транспортной системой / прим. перев.], проводило опыты по использованию эскалаторов, запрещая ходить по ним, и разрешая только стоять на месте. Это делалось для того, чтобы увидеть, может ли изменение поведения едущих на работу и с работы людей увеличить пропускную способность и уменьшить задержки.
Подземка Лондона – одна из самых глубоких в мире. Это значит, что лондонское метро, которое местные жители называют «the Tube» – «Труба» – сильно полагается на системы вертикальной транспортировки, эскалаторы. Но давно действующее соглашение подразумевает, что люди стоят с правой стороны эскалаторов и позволяют другим пройти слева.
В качестве эксперимента, на станции Холборн, одной из самых глубоких, расположенной на глубине 23 метра, людей попросили стоять на обеих сторонах эскалаторов во время утреннего часа пик. Результаты испытаний показали, что изменение поведения людей может увеличить пропускную способность на целых 30% в пиковые моменты. Но это работает только на станциях Трубы с очень высокими эскалаторами. На станциях с эскалаторами высотой менее 18 метров, например, Канэри-Уорф, испытания дали противоположный эффект – стояние на эскалаторе увеличивало задержки всей сети.
Разница объясняется поведением людей. Люди просто меньше склонны ходить по высоким эскалаторам. Это значит, что введённое по всей сети правило, запрещающее ходить по эскалаторам, не улучшит равномерность людского потока, и может даже ухудшить ситуацию с заторами.
Предлагают ли решения данные по передвижению людей?
С введением транспортных карточек [электронную транспортную карту Oyster card в Лондоне ввели в 2003 году / прим. перев.] стало возможным собирать больше данных по перемещению людей по загруженным ТПУ. Отслеживание перемещений людей внутри станций, осуществляемое через устройства с поддержкой WiFi (смартфоны), также может помочь получить точную картину о движении между платформами, о заторах и задержках. TfL уже провели первое испытание отслеживания по WiFi в подземке.
Со сбором данных с мобильных устройств связаны проблемы приватности. Однако в использовании этих данных для решения проблем переполненности транспорта и информирования пассажиров о задержках и заторах на пути, спрятан огромный потенциал.
Правительства также всё чаще обращаются к консалтинговым компаниям, специализирующимся на симуляциях и моделировании людских потоков. Сюда входит всё, от очередей на регистрацию и к терминалам до отслеживания маршрутов и людского потока на эскалаторах.
Используя аналитические инструменты, специалисты по перемещению людей определяют схемы перемещения, подсчитывают посещаемость и анализируют поведение пассажиров. Они ищут способы увеличить эффективность существующей инфраструктуры, изменяя график и пути перемещения, и оценивая направление движения пассажиров. Строительные и инженерные компании также начинают нанимать специалистов по перемещению людей на этап разработки крупных инфраструктурных проектов.
Аэропорт в Пекине, Дасин, после завершения строительства в 2020 году, станет крупнейшим ТПУ Китая. Это также первый большой инфраструктурный проект, использующий симуляцию движения толпы и программы для анализа транспортных потоков в процессе разработки, что помогает проверить, хватит ли пропускной способности узла для обслуживания предполагаемого объёма пассажиров.
Советы специалистов по перемещению людей могут серьёзно повлиять на физическую инфраструктуру. Сюда входят такие аспекты, как ширина платформ, количество и расположение входов, схема и расположение вертикального транспорта, например, эскалаторов.
Анализ передвижения растёт как бизнес
Анализ передвижения людей растёт и становится крупным бизнесом, особенно с увеличением стоимости общественных активов. Это означает, что инфраструктуру разрабатывают посредством сложных схем сотрудничества частных и государственных организаций. В результате ТПУ превращаются в коммерческие площади для розничной торговли, развлечений и бизнеса.
Пассажиры, передвигаясь по этим площадкам, уже не просто находятся в пути. Они становятся потенциальными потребителями, перемещаясь по вестибюлям, в которых идёт розничная торговля. В эру «цифрового вмешательства» в привычные схемы торговли, информация о передвижениях пассажиров имеет коммерческую ценность. Применение анализа данных к людским потокам и его использование в индустрии перемещения людей требует тщательного изучения, чтобы гарантировать извлечение из него пользы, выходящей за пределы коммерческой выгоды. В то же время, данные по мобильности могут помочь нашим городам, становящимся всё вертикальнее, продолжать расти вверх, вниз и вширь.
Комментарии (28)
alt9773
03.07.2018 11:19В качестве эксперимента, на станции Холборн, одной из самых глубоких, расположенной на глубине 23 метра, людей попросили стоять на обеих сторонах эскалаторов во время утреннего часа пик. Результаты испытаний показали, что изменение поведения людей может увеличить пропускную способность на целых 30% в пиковые моменты
Конкретные цифры это хорошо, но в Метрополитене и так в час-пик «занимают обе стороны» после соответствующей команды вахтёрши.
striver
03.07.2018 13:16Статья какая-то не законченная. Просто как какое-то уведомление-напоминание, что что-то делается. Проблемы потоков людей вообще, в рамках городов и его транспортной инфраструктуры изучается десятилетиями. Один знакомый рассказывал, как его одноклассник уехал в Тайланд и занимался компьютерным моделированием перекрестков… в начале девяностых у нас, почти никто и не слышал этого слова «моделирование». В универе был целый предмет, моделировали, пропускную способность узла считали, выбирали оптимум.
Применение анализа данных к людским потокам и его использование в индустрии перемещения людей требует тщательного изучения, чтобы гарантировать извлечение из него пользы, выходящей за пределы коммерческой выгоды.
А есть конкретные примеры, ибо изучать можно долго, как звезды на небе в бинокль, а вот толку мало. В наших краях — это маловероятно, да институты могут заниматься, но решения, а то и реализация от них не зависит. Ибо делается так, как сказали выше, ибо так будет, а то что этот перекресток в таком виде — это очень небезопасно и не эффективно — мало кого волнует. Главное что есть нужный выезд со двора для нужного человека.
В целом и в общем транспортная инфраструктура развивается в 2д, а здания в 3д. Есть дорога, а еще может быть подземка. То есть 2 уровня, но в любом случае — идет пересечение. Макс не придумал ничего нового, когда сказал, что нужно расти и транспорту в более чем в 2 этажа. Полеты по воздуху — это круто, но в городе, честно говоря — это маловероятно. Поэтому туннели, которые быстро роются — ближайшее решение. А еще решение — отказ от индивидуального автомобиля. Но даже если все пересядут на велосипеды, то вход в здание — это самое узкое место, должно быть 2 и более на разных уровнях.
Подземка Лондона – одна из самых глубоких в мире.
, одной из самых глубоких, расположенной на глубине 23 метра,
немного порадовали самые самые… 23 метра и это самая глубокая станция…людей попросили стоять на обеих сторонах эскалаторов во время утреннего часа пик.
В наших краях это не работает. На станциях пересадках, где есть знаки указывающие на то, что проход закрыт, но товарищи идут, и 1 человек тормозит весь поток, но ему по барабану, он личность, ему нужно, как итог теряют скорость всех… такое в теории можно моделировать, но малоэффективно.
В то же время, данные по мобильности могут помочь нашим городам, становящимся всё вертикальнее, продолжать расти вверх, вниз и вширь.
Я не знаю, каким образом такие данные помогут нашим городам. Наши, это СНГ или в мире? Если это о нас — то не поможет. Города со спальными районами — тому плохой пример. Квартальная застройка домами муравейниками привод город в упадок. Это уже проверенно и отработано у «них», но тем не менее, мы строим так как хотим, ибо стоимость земельного участка одинаковый, хоть 2 этажа, хоть 102. Поэтому не работает математика, где зарабатываются деньги, а что будет с районом через 20 лет — никого не волнует.
Да, для торговли основой основ есть место. И данные по потокам и их количеству данные помогут, но никак по другому на развитие городов это не повлияет у нас.
swood
03.07.2018 13:37Холборн, кстати, не самая загруженная станция. Например, oxford или piccadilly circus куда загруженнее. При этом именно на oxford всегда очередь на вход.
Vampireos
03.07.2018 21:07Ещё один из вариантов разгрузки, строить мосты между высокими офисными зданиями и торговыми центрами и тп
Fandir
03.07.2018 21:45По поводу эскалатора нужно не запрещать по ним ходить а штрафовать тех кто блокирует проход слева… По принципу сквозных экспресс Лейн на дорогах америки
arheops
03.07.2018 23:18В том то и ислледование(еще года два назад было), что если люди по эскалаторам ИДУТ, то общая пропускная способность — ниже на 30-40%.
selenite
04.07.2018 00:08А еще наиболее эффективно будет — если в вагон будут утрамбовывать людей, и еще вместо дверей засыпать людей сверху через крышу, а для загрузки вытрясать весь вагон. Для выбора станции вытрясания — выбирать или конкретный вагон, или поезд.
Речь идет о наличии выбора возможности двигаться в плюс-минус интересующем темпе, но нет — этожвамнепарк понаехалитут ходюттутвсякие.
А, можно еще на декорациях станций сэкономить, понаставили всяких стен там, статуи какие-то, неудобно — впрочем, новые станции как-раз и не имеют несущих колонн…
И еще можно освещение по пути между станциями выключать — зачем оно.arheops
04.07.2018 00:11Речь о станциях с очередями.
Либо все едут на 30% быстрее, либо некоторые чуть быстрее поднимаются( и не факт, что подойдут к эскалатору быстрее вообщето).
Я понимаю, что на просторах СНГ так не принято, но в Лондоне вроде как слушают и выполняют.
striver
03.07.2018 21:50По поводу эскалатора нужно не запрещать по ним ходить а штрафовать тех кто блокирует проход слева…
То есть, когда толпа народу, нужно выстраиваться в один ряд, чтоб была возможность ходить отдельным личностям чуть быстрее потока?Fandir
03.07.2018 21:57Да для тех кто хочет подниматься, при трёх эскалаторах и 6 потоках… Один поток можно оставить экспресс…
striver
03.07.2018 22:31А если меньше 6-ти?
Fandir
03.07.2018 22:51Если меньше 6 нужно считать…
arheops
03.07.2018 23:20Считали для 2х(четыре человека в ряд) и для 3х(6в ряд). Невыгодно оставлять ряд для движения.
Fandir
03.07.2018 23:58На чем считали? Есть какая-нибудь статья на эту тему было бы действительно интересно, чисто визуально для 6 потоков должно работать…
arheops
04.07.2018 00:01Выше же есть ссылка www.gizmodo.co.uk/2017/03/the-results-are-in-the-holborn-escalator-trial-proves-that-it-is-better-to-stand-on-the-escalator-well-sometimes
Fandir
04.07.2018 08:37Вы гифку смотрели? Тем кто идёт мешают люди которые прошли слева а потом решили что им нужно справа постоять… Это ровно та же проблема что и с обоченниками… Если левый ряд будет идти постоянно то для любого очевидно что поток будет проходить быстрее… Остаётся вопрос с числом желающих пройтись по эскалатору… Но тут в случае 6 потоков все норм будет… Даже на Курской обычно один эскалатора идёт на подъем а там совсем не 20 м
zenkz
03.07.2018 22:42Может тогда уже пора придумать безопасный способ выхода с эскалатора и увеличить скорость их движения, попутно запретив ходить по ним… Ещё один вариант — уменьшить ширину эскалаторов таким образом, чтобы помещался только один человек, при этом увеличив их количество (притом 2 эскалатора могут физически использовать один двигатель для упрощения конструкции)
arheops
03.07.2018 23:22Запрет выгоден до 3х(6 в ряд). Экскалатор на 1го человека не выгоден по причине увеличения задержек на посадке и уплотнения потока. Внизу люди делают 1-2 шага и становятся на ступеньки. А с узким будет сложнее уплотнение + больше места перила занимают.
qpwoei
04.07.2018 17:42максимальное увеличение пропускной способность — расположение объекта как можно ближе к месту к которому он должен добраться.
Лучше всего задачу решает адекватная стоимость и качество арендного жилья рядом с местом работы, особенно если холостой и все вещи пакуются в один рюкзак.
muon
Комфорт людей в городе определяется только тем, сколько люди готовы терпеть. Если понастроить поездов и траволаторов, то перемещаться по городу не станет удобнее, просто понаедет больше людей.
vassabi
то есть, в пределе (если бы была телепортация) — в города бы понаехали вообще все люди (интересно, это был бы один город или несколько), и только то и делали, что постоянно перемещались по городу туда-сюда?
gerahmurov
Если бы была телепортация, то теоретически весь мир можно рассматривать как один город, потому что нет разницы, кафе в Москве или кафе в Шанхае. Т.е. зона города будет ограничена зоной телепортации.
arheops
Не совсем так. Ограничивается стоимостью и очередью к телепораторам и их количеством.
Ведь если вот прям сейчас в Москве появятся телепортаторы со всех станций кольца ровно в центр в которые билет стоит 50 баксов или надо ждать час в очереди — врятли ими активно начнут пользоватся БОЛЬШИНСТВО людей.
gerahmurov
Ну да, давайте придумаем технологию предельного случая, а потом будем накладывать на неё конкретные ограничения =)
arheops
Стоимость врятли будет доступная. Ну как минимум изза экономических причин и отбивания R&D
muon
При наличии бесконечного источника транспортного блага хватило бы всем, в этом комфорт повысился бы. Правда, застройка ещё больше уплотнилась бы за счёт дорог и парковок, а это шум, теснота, грязь на земле и и воздухе, и подобные известные последствия, снижающие комфорт. Сумма изменений будет положительной, но не такой уж большой.
saboteur_kiev
Комфорт определяется размером населения, исторически сложившимся техническим долгом в виде старых улиц, домов, наземной и подземной инфраструктурой, ну и достопримечательностями тоже. А также насколько власти города озабочены вкладывать в это ресурсы.
Например, если город изначально построен шахматкой с кучей парралельных улиц, то не проблема при ежегодном ремонте перекрыывать улицы по очереди для работ. В то время как если у тебя только одна улица, и объезда нет в принципе — это катастрофа.
muon
Рост по вертикали происходит не от хорошей жизни.