В своих поисках ответа, как принимать лучшие стратегические решения (а заодно доказать, что думать полезно) я набрел на две ключевые идеи, которые мне не дают покоя, потому что переворачивают все классические представления о том как происходит принятие решений:

  • Субъектом мышления является не индивид, а группа. ( Курс командного коучинга Девида Клаттербака 2-й уровень)
  • 3 уровня мышления из Integrated Thinking Framework (Richard King):
    Личный, командный, организационный.

В этом контексте очень захотелось использовать коллективный разум, для того чтобы прояснить что такое “Мышление” и зачем оно нужно.

В рамках первичного обсуждения, сформировалось понимание что в контексте группового мышления лучше всего подходит перспектива, в которой мышление это процесс определяющий эффективность принятия Решений. Немного доработанная схема приведена на рисунке.

image

Итак в нашем узком кругу мы договорились понимать под мышлением процесс, от которого в итоге зависят последствия предпринятых действий. Что примечательно, также как с индивидом у группы есть осознанный процесс принятия решений и бессознательный выбор.

При переходе к характеристикам мышления и тому как его развивать, я рассказал о трех архетипах мышления поддержанных на генетическом уровне и связанных с эволюцией индивидуального мышления:

  • “Собирателя” — Подкрепление через результат,
  • “Охотника” — Подкрепление через процесс,
  • “Великий строитель” — Подкрепление когда складывается многоходовая комбинация.

Как это услышал Максим Цепков можно прочитать здесь.

(Моя память мне подсказывает что суть я ухватил в одной из Стэнфордских лекций по нейробиологии или дизайн мышлению, но точная ссылка не сохранилась. Если кто-то узнает первоисточник буду благодарен).

Кроме того благодаря вдумчивым и интересным комментариям группы, мы подобрали еще несколько терминов для того чтобы можно было охарактеризовать мышление:

  1. Широта мышления. Количество аспектов/факторов, которые учитываются при анализе.
    Шахматный пример: Аспект №1 — Я съем эту пешку ( Выигрыш фигуры)
    Аспект №2 — Возможности развития ( Сдвоенная пешка )
    Аспект №3 — Альтернативы ( Съесть Ферзя ?)
  2. Порядок логики / Глубина расчета. На сколько ходов/цепочка последствий осуществляется анализ.

    Шахматный пример: Логика 1-ого порядка — Я съем эту пешку
    Логика 2-го порядка — Он съест моего коня
    Логика 3-го порядка — Я съем его ладью и т.д.
  3. Масштаб. Объект для которого мы оцениваем последствия.
    Например: Личный, Для команды, для отдела … Страны, Мира…
    Шахматный пример тут не подойдет, потому что в шахматах Масштаб может быть представлен как один просто пример кол-ва анализируемых факторов.

P.S.: Почему нужна осознанность? Хотя бы потому что в мире очень много ситуаций и решений являются “Контринтуитивными”. Это как всегда есть аккуратно подставленную противником пешку.

Ссылки:

  1. What Makes Teams Smart (or Dumb) by Cass R. Sunstein
  2. http://www.thinkinginorganisations.com.au/ Richard King

Комментарии (14)


  1. VolCh
    23.07.2018 21:49

    Как от мышления зависят последствия предпринятых действий? Съем я пешку, просто чтобы разыграть знакомый дебют, просчитав игру на 200 ходов вперёд, просто от жадности или потому, что правила шахмат с правилами шашек слились — последствия будут одни и те же.


    1. cless75 Автор
      24.07.2018 17:37

      От решения съесть или не съесть пешку часто зависит исход партии, и соответсвенно разница между жадным решением и продуманным будет существенной


      1. VolCh
        24.07.2018 19:53

        Последствия съедания или несъедания пешки будут одни и те же: одно и то же подмножество возможных до хода «веток» развития партии станет невозможным после него. Хоть жадничай, хоть рассчитывай 200 ходов вперёд, если ты пешку съел, то ситуация на доске будет одна и та же, независимо от того почему ты решил её съесть. После хода противника надо заново решать какой ход делать в конкретной ситуации, независимо от того что к ней привело.


        1. cless75 Автор
          26.07.2018 19:37

          Мне тоже нравится перспектива в которой у нас меняется пространство выбора.
          «Неправильный» выбор хода приводит к тому что прострастнство ходов в котором мы можем выиграть все время сужается…


  1. EdwardG
    23.07.2018 23:24

    я набрел на две ключевые идеи, которые мне не дают покоя, потому что переворачивают все классические представления о том как происходит принятие решений


    А почему дальше идут три пункта. И в чем их особость? В том, что мышление субъект группы? И только группы? Мне кажется, это слишком смелое утверждение. Или ты предполагаешь, что индивидуум, даже если он один, все равно ведет себя как группа, общаясь, так сказать, с внутренним собеседником?


    1. dartNNN
      24.07.2018 10:18

      В этом контексте мне вспомнилась книга Ю.М. Лотмана «Внутри мыслящих миров». Там как раз тоже постулируется, что творческий процесс может быть только результатом диалога, внутреннего или внешнего.


      1. EdwardG
        24.07.2018 10:32

        Все мы в той или иной степени шизофреники :)


      1. cless75 Автор
        24.07.2018 17:42

        Стоит читать?


        1. dartNNN
          24.07.2018 17:51

          Книжка в общем-то гуманитарная, большей частью про семиотику. Мне зашло как минимум с точки зрения анализа текст/система знаков/смысл сообщения. В любом случае зря потраченным временем не назову.

          Ю?рий Миха?йлович Ло?тман (28 февраля 1922, Петроград — 28 октября 1993, Тарту) — советский и российский литературовед, культуролог и семиотик. Академик АН Эстонской ССР (1990).

          Семио?тика, или семиоло?гия (греч. ?????????? < др.-греч. ??????? «знак; признак») — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.


          1. cless75 Автор
            24.07.2018 17:52

            Спасибо большое )))


    1. cless75 Автор
      24.07.2018 17:42

      Три пункта это ошибка верстки.
      «индивидуум, даже если он один, все равно ведет себя как группа»
      Это не я предполагаю такое предположение рассматривается в «Western World»
      У меня здесь другая заморочка. Помнишь японского математика который доказал какую то известную теорему но никто не смог проверить его доказательство?
      Сдвиг парадиuvs в том, что новое появляется только в группе, не в том смысле что человек его не может породить, а в том что без группы не важно появилось это знание или нет…


  1. Vlad_fox
    24.07.2018 10:26

    Это первая статья на тему мышления, где не вколочен как гвоздь в гроб термин МОЗГ.
    Обычно в статьях на эту тему данный термин заканчивает всякое мышление и как будто все самообьясняет. Спасибо автору, что удержался от такого соблазна.

    тема

    прояснить что такое “Мышление”
    осталась не то что не раскрыта, но даже не затронута…


    1. EdwardG
      24.07.2018 10:33

      В сети можно нагуглить немало статей на тему «Что такое мышление»


    1. cless75 Автор
      24.07.2018 17:45

      Это была часовая сессия, и в статье было основное желание зафикировать результаты и получить обратную связь от участников и как это слышаться со стороны.

      Это первая и надеюсь не последняя итерация на эту тему.