Как может выглядеть студенческий учебный проект в сфере IoT? Чему реально научить студента за год, если раньше с этой тематикой он не сталкивался?

Первый год программы «IoT Академия Samsung» завершился финалом конкурса, проведенного между выпускниками в пилотных вузах (МФТИ и МИРЭА). Каждый из проектов, вышедших в финал, был интересен по-своему, и ниже я предлагаю познакомиться с ними. Это по сути демонстрация диапазона возможных тем, которые можно затронуть, основываясь на знаниях, полученных в нашей программе.



О конкурсе программы «IoT Академия Samsung»


12 июля впервые состоялось событие, завершающее учебный год IoT Академии Samsung – финал межвузовского конкурса проектов. После первого полугодия, посвященного изучению учебных кейсов, слушатели курса в МИРЭА и МФТИ весь второй семестр делали свои прототипы устройств «Интернета вещей». Идеи проектов студенты определяли по своему усмотрению, консультантами выступили преподаватели.

На финал мы выбрали 10 лучших проектов. У участников было всего 5 минут на выступление. Полную видеозапись того, что получилось, можно посмотреть на YouTube:


Проекты оценивало жюри, состоящее как из специалистов-инженеров, так и из представителей академического сообщества и бизнеса. Председатель жюри – Станислав Полонский, начальник управления перспективных исследований и разработок Исследовательского центра Samsung, физик по образованию, кандидат наук, инженер и учёный: он более 20 лет проработал в США, а его исследовательские интересы невероятно широки – от квантовой химии до медицинской кибернетики. Ваша покорная слуга была секретарем жюри.



Номинации конкурса были следующие:
  • Техническое совершенство
  • Бизнес и общество
  • Абсолютный победитель
  • Выбор пользователей

Победители получили вот такие шайбы и призы от нашей компании.



Вуз-победитель года, который определяется по номинации «Абсолютный победитель», был награжден кубком. Кроме того, победа оказалась на стороне МИРЭА в номинациях «Бизнес и общество» и «Выбор пользователей». Студент из МФТИ победил в номинации «Техническое совершенство».

Обзор проектов


MotoGuard. Дмитрий Файчук, МИРЭА


Этот проект единогласным решением жюри получил приз «Абсолютный победитель». Автор проекта Дмитрий Файчук закончил третий курсе в Институте ИТ МИРЭА.



В нашей стране права младших категорий “А1” и “М” разрешено выдавать, начиная с 16 лет. И многие подростки мечтают о своем мопеде или скутере. Для родителей же это источник переживаний, прежде всего за безопасность ребенка. Дмитрий решил помочь в разрешении таких ситуаций. Задача его устройства – отслеживать местоположение и предоставлять родителю информацию об опасных событиях, таких как резкое торможение, удар, падение, выход за пределы разрешенной зоны. Прототип представляет собой картонную коробочку, внутри которой: плата STM32 Nucleo L152RE (это плата в Arduino-совместимом форм-факторе, но на базе микроконтроллера STM32 L1), модули акселерометра, GPS-трекера, датчика вибрации и GSM-связи.



Стоит отметить, что проект Дмитрия — достаточно сложный по своей архитектуре: здесь и облако, и мобильное приложение, и самостоятельно написанная программа для микроконтроллера под операционную систему RIOT OS.



На конкурсе у жюри возник очевидный вопрос: «Почему не использовать для решения задачи современный смартфон, ведь все необходимые сенсоры (акселерометр, гироскоп, мобильная связь) уже в нем есть?». Однако, автор справедливо заметил, что отдельное устройство имеет ряд преимуществ: его можно закрепить на шлеме или транспортном средстве, сделать его несъёмным, оптимизировать питание от батареи, сделать его всепогодным и так далее.

Администрирование системы умных сейфов. Владислав Молодцов, МФТИ.


Проект был признан лучшим в номинации «Техническое совершенство». Судьи были впечатлены степенью технической реализации прототипа. Особенно поразило то, что Владислав был самым юным участником финального тура конкурса.



Да, Владислав Молодцов — студент 1 курса, но многим старшекурсникам недостает такого упорства и трудолюбия. Он сделал самый красивый демонстрационный прототип. Его сейф выглядит совершенно, как настоящий, если не знать, что он деревянный.

Мы и раньше знали, что студенты Физтеха отличаются основательным подходом и не ищут легких путей! Один простой факт: он даже собрал собственную электромеханическую защелку на сервомашинке для дверцы, просто потому что иначе «было бы не так интересно».


Владислав не смог присутствовать очно, поэтому выступление проходило по видеосвязи

Сейф обладает ЖК-дисплеем, матричной клавиатурой, индикацией на светодиодах, показывающей состояние сейфа (открыт/закрыт), для чего были использованы геркон и магнит. Есть динамик для поднятия тревоги в случае взлома. Всю периферию подключал сам, без использования сторонних библиотек.



Графический интерфейс к программе бесхитростный, но понятный. Он показывает состояние каждого сейфа: открыт, закрыт, заблокирован, идет взлом.



Предполагается, что такая система могла бы быть востребована отелями, спортивными клубами, и просто любыми компаниями, где у сотрудников есть личные шкафчики. У системы не до конца проработаны вопросы безопасности, что, очевидно, должно быть предметом дальнейшего развития проекта.

Система симуляции погодных условий и времени суток в условиях полярной ночи. Полина Рожицкая, МИРЭА


Этот проект получил приз в номинации «Бизнес и общество». Данная номинация, несомненно, сложна для студентов и преподавателей, которые не обладают необходимым опытом работы в бизнесе, а уж тем более на пока только складывающемся рынке Интернета вещей. Обсуждение жюри было бурным, но в итоге мнения членов жюри сошлись на том, что проект Полины обладает реальным бизнес-потенциалом.

Возможно вы слышали такой совет: не пользоваться смартфоном перед сном? Формулировка не совсем корректная, потому что речь идет о вреде холодного «синего» света экрана смартфона. Известно, что такой свет снижает в человеческом организме синтез мелатонина, который еще называют гормоном сна. Вот почему, например, в смартфонах Samsung есть опция включения фильтра синего света по расписанию.



А если взглянуть на проблему шире? Можно ведь перестроить и окружающее нас искусственное освещение так, чтобы оно имитировало естественный ход солнца. Задача особенно актуальна для тех регионов нашей страны, где «белые ночи» потрясающе красивы, но вот уснуть совсем непросто. И не только! Спектр освещения может влиять не только на режим сна, но и на уровень работоспособности.



В проекте Полины предлагается сделать в офисе «комнату релаксации», в которой человек может уединиться и включить себе освещение, оптимальное с точки зрения его биоритмов. А на рабочем месте сотрудника в течение дня менять цветовую температуру динамически, чтобы не нарушать наши естественные биоритмы. Да ещё и с учетом индивидуальных особенностей: жаворонки, совы…



Вообще, этот проект из разряда тех историй, когда неумение презентовать свою работу может привести к неудаче. На отборочном этапе конкурса из представленных материалов было сложно догадаться, что реализована автоматическая регулировка освещения. На видео была форма с «ползунками», и создалось впечатление, что это всего лишь тривиальная «умная лампочка». И только дополнительные комментарии от руководителя проекта позволили оценить объем работы.

Позже на финальном туре были организованы тренинги по мастерству презентаций. Эти совершенно необходимые навыки ребята продемонстрировали на своем выступлении и, верим, будут использовать в будущем.

Мониторинг грузов. Александр Филатов, МИРЭА


Этот проект победил в голосовании зрительских симпатий. С его автором мы знакомы уже давно: ровно год назад он был участником первого мероприятия IoT Академии — Летней школы по Интернету вещей, которая проходила в МФТИ.



Сейчас Александр представил свою систему для «умной логистики», которая позволит решать задачи отслеживания и мониторинга условий транспортировки грузов, сбора данных о нарушениях. Данная система может быть полезной как для страховых компаний, так и для грузоперевозчиков. Реализация проекта простая: дистанционный сбор показателей сенсоров с трекера, прикрепленного к конкретному грузу, анализ этих показателей на сервере и выдача их клиенту в удобной форме. IoT-устройство предлагается оснастить следующими сенсорами: акселерометром, датчиками влажности, вибрации, наклона, температуры, а также GPS-модулем.



Из достоинств проекта можно отметить пользовательский интерфейс, уместное использование API Яндекс-Карт, мобильное приложение, грамотный подсчет энергопотребления и стоимости комплектующих системы.

Проект вызвал дискуссию по нескольким важным вопросам: как гарантировать беспроводную передачу данных, если устройство будет находиться вместе с грузом внутри металлического контейнера? Одним из высказанных предложений от жюри было разработать конструкцию, которая крепится не внутри, а снаружи контейнера. Также обсуждались юридические аспекты: можно ли использовать показания такого устройства в суде, в случае спора об ответственности за повреждение груза?

Надо признаться, что мои симпатии были на стороне этого проекта и я очень рада, что зрители отдали свои голоса именно за него.

Удаленное управление и мониторинг группы промышленных насосов. Вячеслав Старовойтов и Кирилл Комаров, МИРЭА


Проект от студентов кафедры промавтоматики Института информационных технологий МИРЭА. Проблема, которую решали студенты, очень простая: есть несколько деревень, удаленных от районного центра, с непостоянным сотовым сигналом. Для их обеспечения водоснабжением установлены водонапорные башни. Вода в них закачивается с помощью напорных станций. Для управления напорными станциями используются промышленные логические контроллеры (ПЛК). Чтобы контролировать их работу, требуется оператор.

В проекте через беспроводное подключение к ПЛК было реализовано дистанционное управление насосами. Главная сложность такого типа проектов — разобраться со сторонним оборудованием и интерфейсами. Для этого потребовалось серьезно разобраться с программированием на низком уровне, чтобы управлять«железом».

Ребята на конкурсе представили целый демонстрационный стенд в составе:
  • Программируемый логический контроллер (ПЛК) Omron CJ1M
  • Частотный преобразователь Omron VS mini J7
  • Двигатель Siemens 1LA7050-2AA60
  • Микроконтроллерные модули Unwired Devices для удаленного управления насосами, соединяющиеся с базовой станцией по LoRa

Все желающие могли убедиться, что система исправно перекачивает воду из контейнера в бутылку.



Эта команда проявила наклонности к промышленному дизайну, сделав симпатичные разноцветные корпуса на 3D-принтере. В них поместили конечные устройства «Интернета вещей» из учебного комплекта – микроконтроллерные модули с кнопками (для ручного управления насосом), транзисторы (для коммутации нагрузки).



Старовойтов Вячеслав уже доказал на весеннем хакатоне в МИРЭА, что он талантливый дизайнер интерфейсов. И в этот раз, его дизайн приложения для управления насосами выглядел лаконично и стильно:



Другие проекты


Для статьи я выбрала, с моей точки зрения, самые интересные проекты, «за бортом» остались еще несколько десятков студенческих работ, среди которых можно отметить, к примеру:

  1. Умная баня. Проект отличался оригинальной идеей и вызвал неподдельный интерес и оживление не только у жюри, но и среди гостей конкурса. Наверное, потому, что «баня» — это понятная всем тема. Суть проекта была в том, чтобы сигнализировать о превышении допустимых порогов в помещении, и отслеживать состояние посетителя бани: двигается ли он, или уже лежит без сознания?
  2. Индикатор местоположения сотрудников для начальника отдела, сделанный как программа для «умных часов» Samsung Gear S3. Крепкий учебный проект с большим объёмом самостоятельного изучения веб-программирования на JavaScript.
  3. Система адаптивной вентиляции – практическая задача, идущая из реальной жизни, и интересный работающий прототип — но решение, к сожалению, не проработано с точки зрения системы в целом, и очень энергозатратно.
  4. «Умный магазин» — выстраивание световой дорожки от полки к полке, исходя из текущей загруженности отделов и маркетинговой политики магазина.
  5. Система мониторинга нагрузки на блочных тренажерах: добавляем сенсоры к подвижным частям тренажеров и считаем, сколько раз человек делает упражнение.
  6. Математическая модель предсказания отказа датчика вибрации на фрезерном станке – очень известная задача в мире IoT, которая часто решается с помощью методов машинного обучения. У нас в России практически нет публикаций на эту тему, а вот за рубежом вы сходу найдете штук 20 статей
  7. Построение карты водоема на основании данных с ультразвуковых сенсоров, размещенных на небольших подвижных суднах. Этот проект мы отклонили по причине того, что ребята сосредоточились на решении задачи в рамках компьютерной модели, а мы всё же отдавали предпочтение именно реальным устройствам.

Заключение


Что можно сказать в завершение статьи?

Широкий спектр подходов и разнообразие проектов делает область Интернета вещей крайне интересной. Исторически информатика и инженерия были одной областью знаний: величайшие успехи делали люди, которые одинаково хорошо разбирались в математике и схемотехнике, как, к примеру, мой любимый ученый Клод Шеннон. Такой синтетический курс по Интернету вещей –это способ преодоления ограничений специализации. Вот почему для меня и наших преподавателей этот курс особенно ценен: здесь каждый может найти границу своих знаний и попробовать за неё выйти.

Был замечен следующий факт: проекты студентов каждого вуза имели свое характерное «лицо». Этой весной в МФТИ и МИРЭА проходил свой дополнительный курс по микроконтроллерам. И было интересно со стороны наблюдать, как Физтех в итоге продемонстрировал подход, наиболее приближенный к «железу». Ребята двигались «снизу вверх», то есть изучали микроконтроллер с точки зрения регистров, сложно и глубоко погружаясь в материал. А в МИРЭА изучение шло «сверху вниз», то есть с работы в операционной системе реального времени RIOT на микроконтроллере к погружению «вниз».


На хакатоне по Интернету вещей в МФТИ весной этого года

В итоге это различие отразилось на большинстве студенческих проектах: выпускники нашей программы в МФТИ больше всего внимания уделяли конечному устройству на микроконтроллере, добиваясь максимальной эффективности и скорости работы, тогда как студенты МИРЭА делали более высокоуровневые системы, как правило с более удобным интерфейсом, мобильным приложением, серверной частью.

Каждый из подходов имеет право на существование, потому что может быть полезен для работы в качестве разных специалистов и для разных целей, будь то быстрое прототипирование и производство. В целом мы довольны техническим уровнем работ, программу курса ребята освоили. Всего лишь за год они погрузились в совершенно новую для себя тематику и добрали недостающих по их профилю знаний. В МИРЭА несколько студентов настолько хорошо освоили материал и увлеклись тематикой, что в этом году вызвались ассистировать преподавателям.

И наконец, приятный результат опроса по итогам учебного года:



Для представленных проектов была характерна недостаточная проработанность бизнес-аспектов. Например, некоторые авторы очень смутно представляли, кто мог бы быть продавцом подобного рода устройства, а кто покупателем, как устройство может быть интегрировано с существующими на рынке решениями. Многим недоставало умения презентовать проект.
Справедливости ради надо заметить, что эти системные проблемы характерны далеко не только для проектов студенческого уровня, мои коллеги сталкиваются с этим в своей каждодневной работе.

Прошедший финал конкурса позволил нам увидеть результаты программы и, как лакмусовая бумажка показал те моменты, над которыми стоит поработать. Мы, засучив рукава, примемся за них в наступающем учебном году.

С началом учебного года, товарищи!

Волкова Татьяна
Сотрудник Исследовательского центра Samsung
Автор учебной программы проекта IoT Академия Samsung

Комментарии (78)


  1. iliasam
    07.09.2018 20:49
    +1

    Абсолютный победитель —
    «Прототип представляет собой картонную коробочку, внутри которой: плата STM32 Nucleo L152RE (это плата в Arduino-совместимом форм-факторе, но на базе микроконтроллера STM32 L1), модули акселерометра, GPS-трекера, датчика вибрации и GSM-связи.»
    Все это можно заменить обычным телефоном, который и так есть у большитства, так что концепция специализированного устройства для контроля за безопасностью детей не очень понятна.


    1. j_wayne
      07.09.2018 21:15
      +2

      Моему племяннику 14 лет, и он отключает все, что можно отключить, для экономии батареи, потому, что постоянно высаживает ее игрушками. В частности, GPS и LTE у него включены чуть более, чем никогда. Можно попросить не выключать, но слова — это слова. Да и батарея сесть может. В скутере/мопеде есть практически (для данной цели) неиссякаемый источник энергии.


    1. agat000
      08.09.2018 09:29
      +1

      Наверное потому, что это конкурс программно- аппаратных готовых изделий, а не очередных "супер-приложений для Андроид скачать сейчас бесплатно".
      Для решения конкретных задач узкоспециализированные устройства подходят гораздо лучше, чем одна из функций универсального карманного девайса. Ниже уже писали про питание, есть и другие аспекты — надежность, долговечность,


  1. kibizoidus
    08.09.2018 04:24
    +5

    Только проект с насосами хоть как-то дотягивает до «конкурсного» представления. Остальное — без комментариев даже…


    1. Geeskel
      08.09.2018 08:16

      Ну не знаю. В промышленности обеспечение удалённого управления агрегатом — вполне тривиальная задача. Да и скада так себе нарисована, если честно


      1. NordicEnergy
        08.09.2018 13:40
        +1

        Для студентов нормальный проект. Скада так себе? Все что видел от всяких гОВЕНов, сименсов, шнайдеров, дельта и прочих — выглядело определенно хуже. Тут в плане дизайн вполне себе неплохо, нет вырви глаз лампочек, цветов, ненужных графиков и прочего.


        1. Geeskel
          08.09.2018 14:46

          Весьма странно слышать, что графика, к примеру, в WinCC или WW InTouch/System Platform выглядит хуже чем то, что представили — уж там-то средств, чтобы что-то симпатичное и функциональное нарисовать, достаточно.
          Ладно, черт с ней, с графикой, к базовому функционалу есть за что придраться: какие-то невнятные кнопочки «включить» «выключить» «оптимальный» «выключить» «максимальный» «выключить», отсутствие каких-либо обозначений на мнемосхеме.
          Я так понимаю, времени было дано достаточно, чтобы хоть визуальную часть причесать; курсачи и то получше выглядят
          Что-то не тянет на работу «талантливого дизайнера интерфейсов»


          1. NordicEnergy
            08.09.2018 14:51

            Я не говорю, что это шедевр)) Просто если учитывать, что это студенты и все эти проекты наверняка делались за неделю до конференции из говна и палок подручных средств, то вполне сносно считаю.
            Что касается WinCC и WW, то ключевая фраза «можно нарисовать», но обычно АСУ клепают далекие от прекрасного КИПовцы и приходится наблюдать страшные вещи) Не говорю что везде так, только там где бывал лично. Действительно качественную скаду с приятным дизайном видел 1 раз и то делали немцы во время пуско-наладке как понял.


          1. robofreak Автор
            10.09.2018 13:37
            +2

            Здесь вполне себе интерфейс в привычной стилистике SCADA-систем. Да, выглядит олдскульно, но это ведь жанр такой.

            А про талантливого дизайнера интерфейсов я, кстати, писала в предыдущей статье. Вот его дизайн с хакатона, где они делали систему жизнеобеспечения для космонавтов (такое было условие конкурса):

            image

            Как по мне, так очень круто, учитывая что это просто его хобби и учится человек вообще на промавтоматике. Я бы так не смогла при всем желании.


  1. totuin
    08.09.2018 07:33

    И это так называемое наше инженерное будущее!
    Люди разучились работать руками!

    image

    Техническое совершенство говорите? Ну да, ну да…


    Вот это намного к нему ближе

    Это ещё ближе

    Это совсем близко.
    Это то же самостоятельно изготовленные не проффесионалами устройства. Вот они — да, инженерное будущее, а не эти недоинженеры — программисты, которых на рынке труда девать некуда.


    1. splav_asv
      08.09.2018 08:28

      Да, разучились. В данном случае хоть попытка предпринята. Не забывайте, что это МФТИ, крайне далекий от ручного творчества ВУЗ. Не уверен, что кроме данного курса вообще где-то дают с железом поработать.


      1. xztau
        08.09.2018 08:51
        +1

        Так блин! МФизико-ТехническийИ же ж! И без рук то? Как так то?


        1. splav_asv
          08.09.2018 09:18

          Так не гуманитарный же =)
          Специальности основные — прикладная математика и физика, прикладная математика и информатика. МФТИ готовит учёных. Дальше зависит от факультета и кафедры. Есть чуть более близкие к железу, но их очень мало.
          В большинстве своём, те, кто больше любит руками что-то делать, выбирают другие ВУЗы.


          1. robofreak Автор
            10.09.2018 14:16

            На Физтехе потрясающая подготовка программистов. Наблюдала, как у них происходит процесс обучения: на первом курсе, когда во всех обычных универах программируют сортировку пузырьком и обход графа в глубину — они пишут свой компилятор для своего выдуманного языка программирования. И не забывайте, что студенты Физтеха перегружены учебной программой с крайне сложными дисциплинами, тут для факультатива по IoT выделить время — уже подвиг.


            1. Mogwaika
              10.09.2018 18:00
              +1

              Это на каком факультете такое безобразие? Почему я пузырьком сортировал и машинам тьюринга единички и нолики подсовывал… Или вы имеете в виду пару человек, которые этим и так ради хобби занимаются?
              И никто там не перегружен, погамать/побухать все время находят.


              1. robofreak Автор
                10.09.2018 18:49

                Нет, я про вполне конкретного преподавателя, Илья Рудольфович Дединский. Вот у него такой подход к преподаванию программирования. Выдающийся человек, легендарный.


        1. agat000
          08.09.2018 10:06

          А вот так. Как в анекдоте:


          • Студент Иванов, вы совершенно ничего не знаете и не умеете, как вы собираетесь быть инженером?
          • А я не буду инженером, я буду директором завода.

          Не все так плохо, конечно, но тут больше зависит от личных увлечений, кто хочет руками работать — дома сам мастрячит.


    1. sadr0b0t
      08.09.2018 10:24

      Не распарсил, в чем разница между картинками. Или это сарказм?


      1. robofreak Автор
        10.09.2018 13:58
        +1

        На первой картинке что-то спаянное на скорую руку на макетке — очевидно, музыкальный плеер.
        На второй картинке устройство, собранное из готовых «кубиков» — вижу стабилизатор с Алиэкспресса, и Arduino, опять же на макетке, но здесь, в отличие от прошлой картинки, компонентов больше. Что делает устройство, непонятно — похоже на роутер с каким-то дополнительным функционалом.
        На третьей картинке уже никаких макеток, а разведенная плата, для управления, видимо, какой-то нагрузкой, с таймером.
        Думаю, что три картинки автор комментария привел как некоторую последовательность разработки устройств: одна плата на макетке, дальше — несколько плат, объединенные в корпус, соединенные проводами, и наконец — печатная плата со всем необходимым.
        Я с такой последовательностью согласна, а то, что студенты на конкурсе дошли только до шага 2 — так это исходит из их направления подготовки, они программисты. Если в вузе их не учили разводить платы, то мы и не вправе от них такого требовать. Хотя, конечно, в идеале хотелось бы и этого. Думаю, что в будущем году подтянутся более инженерные специальности и факультеты, и из этого возникнет наконец интересное межфакультетское сотрудничество.


    1. kibizoidus
      08.09.2018 13:35
      +1

      Я сейчас у себя в компании веду курсы по электронике и IoT. И мы в качестве перво готового устройства собрали обычную WiFi-лампочку. Ничего сложного — МК, питание, 3 драйвера на сдвиговых регистрах, 16 RGB-светодиодов. И все это выглядит в итоге вот так:






      И это как раз таки школьная поделка из радиокружка, и IoT во все поля. А тут… Я даже не знаю, я просто не захотел ничего писать — просто колхоз…


      1. robofreak Автор
        10.09.2018 14:07

        Это немного другая компетенция. Мы бы хотели, чтобы наши студенты видели задачу целиком и в комплексе. И решали ее хотя бы на уровне прототипа на макетке, при этом также делая серверную часть, графический интерфейс, мобильное приложение и т.д.

        И, конечно, ключевой вопрос: вы пишете о том, что ведете в компании такие курсы. Сотрудники компании кто по образованию? Если инженеры, это один разговор, если программисты — совсем другой. Разводили ли они плату сами? Сколько времени у вас заняло обучение основам схемотехники, монтажа, ЛУТ?


        1. kibizoidus
          10.09.2018 14:24

          Т.е. простое, но готовое конечное устройство с веб-сервером на борту, интерфейсом управления режимами и яркостью, в корпусе — это не «комплексная» задача?

          Курс длится уже полгода. Учатся программисты. Платы разводили сами, на фото — пример одного из студентов. ЛУТ не использовали — сразу ставили все на фоторезисте (но дальше все-таки лучше заказывать). Обучение основам заняло пару месяцев. Ну и вообще на курс пришли ребята с знанием закона Ома — и только.


    1. NordicEnergy
      08.09.2018 13:42

      Совсем близко? DIP корпуса и ТО-220 прикрученный к плате? Это мусор, уважаемый… Такой же мусор бездарный, как и у студентов из статьи.


      1. robofreak Автор
        10.09.2018 14:19
        +1

        Интересно было бы узнать ваше мнение — полезно ли учить программистов основам IoT, и если да, то как? Что включить в учебную программу?


        1. NordicEnergy
          10.09.2018 15:57

          Как минимум будущим софтописателям с embedded разработкой полезно познакомиться, узнать, что иногда бывает ОЗУ всего 128 кБ вместо привычных 8+ Гб. Если конкретно про IoT, думается минимум это сети и их реализация + шифрование данных опять же в условиях ограниченных ресурсов (МК).

          Сколько это должно быть по объему — большой вопрос, т.к. довольно специфическая тематика. 1-2 семестра, не более.


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 13:49
      +1

      При всем уважении к вашим разработкам, вы ведь пишете только о конечном устройстве. Рассматривайте систему в комплексе. Сейф — лишь часть всей системы. Нужно еще поднять сервер, наладить клиент-серверное взаимодействие, нарисовать графический интерфейс, продумать UX хоть в каком-то виде. На мой взгляд, для студента-программиста, притом первокурсника — это огромная работа.

      По поводу выражения «недоинженеры-программисты». Никто и не пытается переучивать программистов в инженеры. А вот для программиста иметь понимание этой области — очень ценно, чтобы он мог в дальнейшем с инженерами взаимодействовать и говорить на одном языке. Собственно, об этом я и пишу в статье: мне грустно, что есть серьезное разделение и непонимание между инженерами и программистами, оно заметно особенно здесь, на Хабре. Цель — подружить эти два мира.


  1. totuin
    08.09.2018 07:39
    +4

    Ну как и следовало ожидать, основное замечание:

    Для представленных проектов была характерна недостаточная проработанность бизнес-аспектов. Например, некоторые авторы очень смутно представляли, кто мог бы быть продавцом подобного рода устройства, а кто покупателем, как устройство может быть интегрировано с существующими на рынке решениями. Многим недоставало умения презентовать проект.


    То есть основное требование к современному специалисту — "Умение продать" — остальное не важно.

    Сегодня самое главное — уметь всучить лоху свое г…


    1. splav_asv
      08.09.2018 08:23
      +1

      Продавать то как раз никто ничего не просит. Но оценить нужность предложенного решения на рынке дело полезное, если уж решение претендует на практическую применимость.

      А для себя же делать никто не запрещает.


    1. agat000
      08.09.2018 09:58
      +1

      Вообще то в современном мире придумано разделение труда — один производит, другой продаёт. Основы маркетинга конечно знать надо, но основная задача технаря — все таки техника.
      Если уж нужны презенташки — создавайте команды с участием студентов маркетологов, рекламщиков и прочих дизайнеров. Пусть тоже тренируются на конкретных товарах и продают конкретной ЦА — членам жюри.


      1. xztau
        08.09.2018 11:54
        +2

        задача технаря — все таки техника

        Эээ нет! Не только техника.То же что и разница между программистом и кодером. Все же хотят быть программистами и решать инженерные задачи? Так вод технарь, из которых те люди хотят быть (ну или хотя бы стать) инженерами, это грамотное потребление ресурсов на создание полезных благ методом применения умственных и физических усилий. И умение оценить пользу и экономическую эффективность (и экологическую безопасность:)) своего поделия это важно. И это не касается продаж.


        1. agat000
          09.09.2018 05:10

          С назначением и целью как раз все в порядке, они же не абстрактного кибер-коня в вакуумной камере лепят.
          "Я считаю, что девайс контроля обстановки в бане весьма актуален и востребован, даст положительный эффект для упоротых любителей обвариться до обморока, спасёт кого то от инфаркта".
          Ну считает он так, исходя из своего, пусть небольшого, жизненного опыта. Предлагаете проводить полноценные маркетинговые исследования?


          1. robofreak Автор
            10.09.2018 14:22
            +1

            Кстати, как раз с баней ребята провели не то, чтобы маркетинговые исследования, но сводку новостей по смертельным случаям в бане изучили. Уже неплохо.


    1. Helium4
      08.09.2018 10:13
      +1

      Ничего удивительного. Подавляющее большинство разработчиков не имеет собственных финансов/мощностей для реализации задуманного. Мало того, он — разработчик, еще и нехило так загружен по основному своему направлению добычи средств пропитания. Умение объяснить инвестору зачем ему сейчас нужно вложить деньги, чтоб возможно, в будущем получить их обратно — не менее важно, чем способность к разработке.


    1. DaneSoul
      08.09.2018 10:26

      Продавать будут другие люди, но разработчик обязан четко понимать для кого создается его устройство и как оно им будет использоваться, с какими другими решениями может взаимодействовать.
      Без четкого понимания этих вопросов невозможно глубокое понимание решаемой устройством проблемы, а значит и адекватное ее решение. Иначе получаются решения которые внешне вроде как шикарны, но в применении крайне неудобны, так как не учитывают особенности реального применения.


      1. iig
        08.09.2018 11:07

        Разработчик должен в первую очередь уметь разрабатывать по предоставленному ТЗ. Если он дополнительно и ТЗ составляет, и в маркетинг должен уметь, может получиться вещь по своему прекрасная, но никому не нужная. Как соковыжималка из пакета, например.


        1. gbg
          08.09.2018 11:37
          +1

          В составлении ТЗ должен принимать участие разработчик/эксперт. Иначе в ТЗ будет написано «сделать переходник от пылесоса на морозилку». И как быть?


          1. iig
            08.09.2018 11:48

            Дык я то и не возражаю. Но ведь есть разница, заказчик (наверное, он что-то понимает в предметной области) хочет такой переходник, или разработчик его сам себе придумал и сделал. Потому что может.


            1. gbg
              08.09.2018 11:54

              В том-то и закавыка, что заказчик слабо разбирается в предметной области, как правило. Как минимум, ему сложно оценить требуемую квалификацию исполнителей и трудозатраты на его хотелки. Иногда изменение одной хотелки изменяет трудозатраты в сотни раз. А потом возникают вопросы «че так дорого», «за углом дешевле делают».

              Поэтому, заказчик часто выдает ТЗ очень низкого качества, которое разработчик на свой страх и риск вынужден домысливать, а потом идти через многократные итерации правок.


              1. iig
                08.09.2018 12:05

                Картинка_с_качелями.jpg всегда актуальна ;)
                Но тут другое.сами придумали, сами запили. Diy.


              1. robofreak Автор
                10.09.2018 14:24
                +1

                Именно так! Для грамотной инженерии требований необходимо уметь говорить с заказчиком на одном языке. И к сожалению, в вузе этому почти никогда и нигде не учат.


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 12:00
      +1

      Номинация конкурса неслучайно называлась «Бизнес и общество». Речь не только о том, чтобы продать. Речь о том, чтобы понимать назначение, пользу устройства — не только для бизнеса, но и, возможно, общества, государства, науки.

      К сожалению, часто разработчики даже не утруждают себя минимальным обзором аналогов, составлением портрета пользователя, изучения целевой аудитории. В итоге получаются проекты, реально нужные только 2-3 людям, и это грустно: столько сил потрачено, а конечная польза минимальна.

      Поэтому в нашей программе был сделан акцент именно на этом: Какую задачу вы решаете? Чью проблему вы хотите решить?


      1. totuin
        10.09.2018 12:29
        +2

        Не совсем с Вами согласен.
        Разработчик — это прежде всего технарь (в данном конечно случае, в эстраде — это например музыкант и т.д.), а вы пытаетесь из него сделать 3 в одном.
        Вообще анализом рынка, востребованностью, поиском покупателей должны заниматься как говорится «специально обученные люди», бизнес аналитики. При этом он могут быть даже не технарями а именно экономистами. Один великий человек сказал — «Каждый должен нести свой чемодан», и я считаю он был абсолютно правю


        1. robofreak Автор
          10.09.2018 13:19

          В идеале, при грамотном разделении труда и в устоявшейся индустрии — конечно, да, всё так, как вы написали. На практике приходится совмещать. У нас в России рынок IoT только зарождается, и стартапы очень маленькие, у них нет средств нанять себе отдельного бизнес-аналитика. Поэтому, считаю, в сложившейся ситуации для разработчика хотя бы ознакомиться с этой тематикой и понимать, какие нужно задавать вопросы — уже очень полезно. Ведь в вузе таким вещам просто не учат, у меня даже не было такого предмета как «Экономика».


  1. r0mik
    08.09.2018 08:30
    +3

    лично у меня ни единой положительной эмоции чтение статьи не вызвало. потому мне и не удивительна общая картина и характер комментариев и отзывов.
    комментировать практически уже нечего, разве что «чудо-сейф» на ардуине попробую: в начале 80тых будучи школьником средних «классов» я ходил на станцию юнных техников, конструировал там радиоприемнички и прочую дребедень…
    и был там подобный сейф, разве что на комплектующих того уровня — простых логических ИС, транзисторах, релюхах и т.п.
    вот только он заслуживал, как по мне, гораздо больше номинации, нежели чудо из статьи — хотя бы потому, что его спроектировал и собрал карапуз мне по пояс из5го класса, развел и спаял сам на самодельной же плате (и выглядел он в разы лучше и аккуратней), а в те времена — и это самое главное — не было интернета в котором о построении подобного сейфа можно прочесть «на каждом углу по-русски», не то что с цветными TFT-дисплеями на тачскринах — на удаленном RFID-детектировании, с распознаванием по голосу и фото…


    1. gbg
      08.09.2018 09:52
      +1

      Вот это — техническое творчество и уровень. Или вот это.

      Можно же на расслабоне разрисовать плату хоть в Eagle, хоть в другой EDA, отправить в соседний Зеленоград или китайцам и не показывать отладочный бредборд в составе конечного изделия.

      А корпус, так и быть, изготовить на 3D принтере или многоосевом обрабатывающем центре. Но не в картонке от сапог!

      Даже если сказать — он же программист, ему не надо руками работать, только головой — значит, на конкурсе должна быть представлена коллаборация из электронщика, программиста и технолога. Угу, еще можно менеджера притащить, чтобы хоть как-то понял, что стоит за фразой «через две недели сделаем обязательно». И, «тут только баг поправить». А, еще дизайнером разбавить, чтобы он понял, что то, что он нафантазировал нынешняя техника сможет осилить только в 3k18 году.

      Я уверен, что код разработанных «продуктов» является аналогичной фигней, кое как стянутыми кусками костылей без архитектуры. А в тех местах, где костыли не заработали, написаны дикие велосипеды.


      Знаете, что такое «испанский стыд»? Это когда херню творит кто-то, а стыдно почему-то лично тебе. Вот тут этого стыда — два железнодорожных состава.


      1. kibizoidus
        08.09.2018 13:44
        +2

        Тем более плата 100х100 в два слоя на той же JLCPCB стоит 2$ + 7$ доставка. За 600 рублей мы получаем готовый прототип с аккуратной разводкой, а не гору проводов на макетке.

        И это ребята еще не знают про программы бесплатных сэмплов, когда Murata, Maxim Integrated, Coilcraft, TI, Vishay и все остальные тебе, как студенту, с радостью насыпят ВСЕГО что у них есть, от резисторов д FPGA…

        Чувствую, испанский стыд — заглавная часть этого топика.


        1. Meklon
          08.09.2018 23:52

          Оу. Сэмплы! Спасибо))


        1. D_Starikov
          09.09.2018 00:15

          А подробнее можно про семплы для студентов и как их получают? Просто не понятно в чем профит им так помогать студентам.


          1. kibizoidus
            09.09.2018 03:24

            Сэмплы можно и не только для студентов.

            Я сейчас, к примеру, очень проникся Maxim'овскими драйверами, буст-контроллерами и защитными цепями.

            Дальше все просто — регистрируемся под «корпоративным» доменом (.edu, .com, все что угодно за пределами gmail / yandex etc.), идем в поиск запчастей для сэмплов, если нужные микросхемы есть — отлично, добавляем в отдельную корзину для сэмплов.

            Одного наименования можно до 4 штук, всего в корзине — до 4 наименований.

            Дальше — чекаут, краткое описание проекта / компании, и ждете несколько часов. Апрувят или деклайнят достаточно быстро, но у меня еще не было ни одного деклайна.

            Vishay и TI работают точно так же. Другие ограничения, но в общем и целом все то же самое. Coilcraft'у нужно писать отдельно, но у них есть стартовые наборы индуктивностей и трансформаторов для ВУЗов, к примеру.

            Ну и программы поддержки и сэмплов есть у каждого большого производителя. Даже у Intel и Samsung )


            1. Mogwaika
              09.09.2018 11:33

              Вы пробовали уменьшать описание, что бы дойти до порога отказа? А то мне лень сочинять страницу текста, зачем мне пара каких-нибудь драйверов для «умной лампочки» для дома. Или не прокатит и обязательно писать дифирамбы про то, что проект взлетит, его захочет каждая домохозяйка и детали будете покупать вагонами у этой фирмы?


              1. kibizoidus
                09.09.2018 13:52

                Не нужно было дифирамбов никогда, мне всегда хватает пары строк общего краткого описания.


                1. Mogwaika
                  09.09.2018 14:28

                  Мне чот nxp ни разу не прислал, хотя просил с .edu почты…


                  1. kibizoidus
                    09.09.2018 15:34

                    Ваша таможня бережет ваши умы от всякой иностранщины…

                    image


          1. kibizoidus
            09.09.2018 03:32

            И если мы говорим про профит…

            Разработка конечного устройства, которое не выглядит как конченый шлак, работает, представлено как продукт и имеет «товарный» вид — это долгие месяцы упорного, кропотливого труда над каждой деталью и мелочью. Разработка печатной платы здесь — ключевой момент. И это не просто «накидать дорожек» — это сложный и долгий процесс. Вы, как разработчик, вряд ли после упарывания пары месяцев в расчеты импедансов будете «менять коней», т.е. резко переходить с компонентов Maxim на компоненты TI. По факту это просто выкинуть в мусорник месяц-два жизни. Поэтому с деталями вы определитесь в самом начале и уже в этом устройстве от них отступать не будете. Если детали для первого прототипа будут доступны — вуаля, вендор-лок в чистом виде.


      1. robofreak Автор
        10.09.2018 14:45
        +1

        Всё упирается в мелочи. Сделать плату на Резоните в несколько тысяч обойдется. Корпус сделать на принтере — тоже стоит денег. Вы забываете, что речь тут идет про студентов с их стипендией.

        Про коллаборацию — это хорошо срабатывает на хакатонах, вот там мы видели действительно многопрофильные команды. Но там и побеждает команда, на хакатоне мы не оцениваем участника в отдельности. Если говорить об учебном курсе в вузе, то нам необходима аттестация каждого, и есть проблема: в случае с командой сложнее оценить вклад каждого конкретного участника. Со студентами всегда есть риск того, что один работает, а остальные тусуются. В этом году неслучайно победителями стали только индивидуальные проекты, все групповые остались без призов. Может быть, потому, что в команде сразу размывается ответственность. Я думаю, проблема в том, что студентам сложновато делегировать обязанности, их опять же этому никто не учит, и менеджмент уже даже самой маленькой команды из двух человек становится проблематичен. В нашей системе образования оценки, экзамены — всё нацелено на индивидуальные достижения, а работать коллективом редко где приходится, вот и нет такого опыта просто. Мы стараемся это изменить в нашем курсе по мере сил, к примеру — в программе курса есть большой кейс на групповое выполнение.


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 14:31
      +1

      Подождите, а где вы в сейфе увидели ардуину? Её там нет.


  1. smart_alex
    08.09.2018 10:12
    +2

    С одной стороны неплохо, что ребята что-то делают своими руками, пускай не так круто как хотелось бы, но это лучше, чем пить пиво в подворотнях или быть по жизни безрукими «гуманитариями».

    С другой стороны, при таком уровне программы и результатов странно слышать пренебрежение к Ардуино — достаточно пару раз кликнуть мышкой и в поиске вывалятся тысячи реализованных проектов многие из которые на пару порядков превосходят представленные проекты.

    У меня вопрос к организаторам программы: когда и как предполагается преодолеть разрыв между этим «убожеством» и профессиональным уровнем будущих инженеров IoT?


    1. iig
      08.09.2018 11:17
      +3

      Так никто (в том числе и жюри, и будущие инженеры) не знает, что такое iot и зачем оно нужно. Вот и получаются поделки уровня школьного радиокружка.


      1. robofreak Автор
        10.09.2018 14:47
        +1

        Если вы знаете, что такое IoT — поделитесь мнением, будет интересно услышать что-то принципиально новое


        1. iig
          10.09.2018 17:16
          +1

          Это когда в электрический чайник добавляют датчик температуры (с точностью до 0.1С), bluetooth (чтобы можно было управлять приложением из смартфона), WiFi (чтобы можно обновлять прошивку), социальные сети (чтобы все были в курсе, чай из какого пакетика вы предпочитаете в это время суток)…


          1. robofreak Автор
            10.09.2018 18:51
            -2

            Хороший, годный троллинг!


    1. NordicEnergy
      08.09.2018 13:47

      В РФ профессиональных схемотехников и конструкторов можно пересчитать по пальцам. Смотри на мир реально:

      — после ВУЗов выходят не инженеры, а такие же гуманитарии, только с претензиями на «инженерность». Инженерами 99,9% никогда не станут, а 0,1% с высокой долей вероятности уедут за пределы страны или будут работать удаленно НЕ в российских компаниях, а в Азии или Штатах.

      — нынешний уровень iot в РФ сводится в лучше случае к энергоучету. Все. Остальное бесполезные для большинства мусор, типа gps маячка для собак или детей, которые к iot особо и не относятся. Кто будет учить мастерству выпускников? Правильно, никто.


      1. DaneSoul
        08.09.2018 14:40
        +3

        Остальное бесполезные для большинства мусор
        ИМХО, это не только Российская проблема, а в целом шумиха вокруг IoT намного больше чем его реальная востребованность. Как и с блокчейном — идеи сами по себе интересные, но вот реальная востребованность чаще сильно притягивается за уши…


        1. NordicEnergy
          08.09.2018 14:43

          Полностью согласен. Рынок появился, но относительно небольшое и его специально раздули, чтобы собирать инвестиции легко. На практике же кроме мелкого мониторинга iot никуда массово не пошел, зато стартапов наплодилось)


          1. agat000
            09.09.2018 05:46

            Ну там не только мелкий мониторинг. В отдельных сферах применяется весьма массово. Например охранная сигнализация "пультовая" — в каждом магазине, офисе, банкомате и квартире стоит lot- девайс (правда нигде прямо это обозначение не указано), отечественного производства, связь через 3g с пультом охраны. Так что для конкретных задач, востребованных рынком, и разработки ведутся бодро, и производство местное и сбыт.
            А пилить очередной кофейник — да, удел стартаперов.


            1. robofreak Автор
              10.09.2018 14:49
              +1

              Как раз мы в нашей учебной программе больше хотим, чтобы студенты делали проекты наподобие сигнализации. Про «умные кофейники» мы рассказываем, но в качестве примера — как делать не нужно.


  1. KonBez
    10.09.2018 10:42

    Вот честно, мы в период обучения разрабатывали некоторые концепты, новое. Некоторые продолжали темы предложенные от руководителей. А тут какое-то ощущение вторичности, из «говна и палок» собрали уже существующие системы. Ничего нового.


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 12:23
      +1

      Одно из требований к конкурсантам было провести обзор аналогов и доказать, что проект не является уже существующей системой. К примеру: проект MotoGuard — да, в продаже есть много китайских трекеров, но нет именно такого, который бы отправлял данные об ударе, вибрации, экстренном торможении и пр. Или проект с умной лампочкой: да, есть много умных лампочек на рынке, но здесь девушка задумалась о том, чтобы сделать полноценную «комнату рекреации» на предприятии. Можно спорить о разумности идеи, но вторичной я бы ее не назвала. Те проекты, которые слишком явно дублировали имеющиеся на рынке решения, мы до конкурса просто не допустили.


  1. RuK
    10.09.2018 10:42
    +2

    Картонная коробка вместо корпуса устройства на презентации «IoT Академия Samsung», вы серьёзно?
    Это как же нужно не уважать участников конференции и вообще слушателей, чтобы опуститься до такого?
    (И как нужно не уважать себя устроителям, чтобы за подобное дать «Абсолютный победитель»…)
    Очередное дно было пробито, имхо.


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 12:10

      По сумме всех остальных достоинств проект был крепкий и проработанный. Вы учтите, что делал его студент-программист. Он сделал прошивку микроконтроллера на RIOT OS, продумал архитектуру приложения в облаке, разработал мобильное приложение. Рассматривайте не только конечное устройство, но всю систему в целом. Думаю, что потенциального инвестора, увидевшего такой работающий прототип, не смутила бы картонная коробка.


      1. gbg
        10.09.2018 12:38

        Пластмассовая коробка из магазина электронных компонентов стоит максимум 10$ с доставкой до квартиры.


      1. RuK
        10.09.2018 13:23

        Тем печальнее, что человек проработавший архитектуру просто поленился придать ей некий приличный вид.
        (Кстати говоря, фанерный плохо покрашенный «сейф» тоже доставляет ;-) )


  1. LiderMaximum
    10.09.2018 10:42
    +1

    Неплохо! Было бы неплохо на основе этих разработок собрать систему для удаленного мониторинга и управления питанием 12в для СКУД и систем видеонаблюдения. Дешевой и доступной


    1. robofreak Автор
      10.09.2018 12:25
      +2

      Вполне звучит как задача для студенческого проекта! Если не возражаете, пришлите описание задачи в личку, а мы ее предложим на будущий учебный год как один из вариантов.


      1. kibizoidus
        10.09.2018 14:28

        Если вам интересны «учебные» задачи…
        Когда-то собрал небольшую IR-приставку к домашнему кондиционеру.

        Задача — «сделать дома прохладно» перед приездом домой с работы. Датчик с термометром, подключенный к вайфаю, опрашивал телефон на предмет геопозиции, и если я выезжал из офисной зоны — кондиционер включался на полчаса на оптимальной для меня температуре (если температура уже не была такой, как нужно). Если я не появлялся дома — кондей выключался.

        Думаю, для обучения — самое то.


  1. sami777
    10.09.2018 15:46

    Макетирование это конечно хорошо. Но почему все на макетках, что студентов совершенно не учат разрабатывать платы? Хороший внешний вид снаружи-это конечно хорошо. Но и внутри конструкция должна иметь законченный вид. Сплошные поделки.


    1. splav_asv
      10.09.2018 16:12

      Ваши требования логичны и справедливы для студентов более радиоинженерных ВУЗов. В МФТИ паять точно не учат. И платы разводить не учат. И даже схемотехнике базовой, тоже не учат. Учить и их в рамках данного курса (3 месяца на обучение на примерах + еще 4 на свой проект) цели не стоит. Зато есть уровни выше. В итоге общая структура: макет, прошивка mcu, связь с облаком/базой, обработка, ui на конечном устройстве. Бизнес аспекты в виде удовлетворяемой потребности, себестоимости, потенциальных покупателях.
      И кроме умения программирования на C, C++, Python большинство студентов ничего на входе не знает. В таком ракурсе совсем по-другому смотрится.


      1. Mogwaika
        10.09.2018 18:12

        Смотря какой факультет…