Сейчас какой-то ажиотаж пошел на ISA звуковые карты — просто бешено раскупают везде, на ebay цены просто космос… Возможно раскупают коллекционерщики, а возможно дело в том, что только на ISA звуковых картах использовались аппаратные FM-синтезаторы (OPL2/OPL3). Сейчас FM-синтезаторы вытеснены полностью программной WaveTable технологий, да и в играх после перехода с DOS на Windows музыка на FM/WaveTable-синтезаторах перестала использоваться в пользу mp3 через ЦАП.
Большинство людей считают, что музыка на FM-синтезаторах (OPL2/OPL3) плоховата, а на WaveTable намного лучше. Это распространенное заблуждение, что звуковые карты с WaveTable-технологией лучше. Да, на WaveTable многие классические инструменты звучат реалистичней, лучше для классических произведений, а для Техно хуже, потому что утрачивается «космическое», «электрические» звучание FM-звучания. В этом легко можно убедиться на примере поиграв в X-COM: UFO Defense на SB AWE32 и AdLib (OPL2 на микросхеме Yamaha YM3812) или послушав на сайте записи звучания Adlib-FLAC.zip. А на реальной звуковой карте музыка ещё сочней, чем на записи в FLAC (убедился на своем ПК с ISA звуковой SB16, который я собрал специально для этой цели). Вы не получите такого наслаждения от музыки через эмуляторы звуковых OPL2/OPL3 в DosBox, как от ISA звуковой карты. Разница такая же, как если сравнить прослушивание песни с mp3 записи и выступления группы на реальных музыкальных инструментах.
И так почему сложилось мнение, что FM-синтезаторы на ПК звучат плохо?
Во-первых, если играет медленная композиция для классических инструментов то тут да, OPL2/3 будет звучать достаточно блекло. А вот если быстрый темп в стиле Techno/RAVE то тут FM-синтезатор расцветает во всей красе. Вы можете убедиться в этом если скачаете Adlib Tracker 2 для современных ПК под Windows — вместе с проигрывателем прилагаются 458 треков. Это трекер-проигрыватель/редактор разработанный компанией Adlib, но в отличии от MOD/S3M он не использует цифровые сымплы, а играет напрямую через FM-синтезатор. Интерфейс программы Досовский, клавишей F3 открыть проводник для загрузки трека из каталога MODULES, F5 — проигрывание, F7 — остановить. Качество эмуляции очень хорошее, но не такое ламповое, как на живой микросхеме.
Во-вторых, по моему мнению компания AdLib в качестве законодателя мод выбрала не самую лучшую микросхему для своей звуковой карты — Yamaha YM3812. За историю DOS-игр я могу припомнить немного игр с потрясающей FM-музыкой — это как уже называл X-COM: UFO Defense, Tyrian, Cybersphere. В DOOM и Duke Nukem 3D уже WaveTable звучит лучше (ну там и не музыка главное). А вот на игровой приставке SEGA на микросхеме Yamaha YM2203 я могу назвать уже гораздо больше игр с потрясающей «космической» музыкой — это и Skeleton Krew, Alien Soldier, Exo Squad, B.O.B. и многие другие. Вот только на SEGA микросхема Yamaha YM2203 использовалась не в полную силу. На Сеге для музыки использовался только 1 блок трёхканальный FM-синтезатор, а 2й блок полный аналог микросхемы General Instruments AY-3-8910 — нет. А микросхема AY-3-8910 — это огромный мир чиптюн музыки на ZX-Spectrum с огромной библиотекой музыки под эту микросхему.
И вот тут у меня завертелась мысль — а не возродить ли FM-синтезаторы на звуковых картах для ПК? Конкуренции нет! Никто не производит новые, старые звуковые карты ISA никак не вставить в современные ПК. Есть один единственный производитель Arstech изготавливает переходник ISA to USB, но у него цена просто космос — $149. Есть другой производитель изготавливает OPL2/3 звуковые карты для LPT-порта. Но они не имеют ЦАП и поэтому полноценными звуковыми картами назвать нельзя.
Изготавливать современную звуковую карту PCI-e с FM-синтезатором только на микросхеме OPL2/3 смысла нет, потому что хорошей музыки в формате мало, а ради 2-3 DOS тоже не интересно. А вот на YM2203 будет интересна всем любителям музыки с SEGA, ZX-Spectrum, а также музыкантам-любителям и есть задел под Chiptune. Кстати на этой микросхеме YM2203 российские разработчики делают звуковую карту Turbo Sound FM, но только для ZX-Spectrum. В качестве DSP можно поставить C-Media MI8786 — для большинства игроманов будет достаточно. Но даже если изготовить звуковую только с простым DSP и звуковым синтезатором на 2х микросхемах AY-3-8910 для прослушивания музыки AY, YM, PT2 на ПК такую карту уже ждут продажи.
Подобные проекты для ПК уже были — до 2000х годов изготавливались ISA звуковые карты «CatWeasel» не совместимые с AdLib на чипах SID 6581 для прослушивания SID-музыки. Такая звуковая карта была бы очень актуальна и сегодня — её бы раскупили, как горячие бургеры (SID музыку слушают тысячи и тысячи людей), но микросхемы 6581/8580 не производятся и аналогов нет, на ebay только продаются штучно по астрономическим ценам.
Вы наверное спросите — зачем я подкидываю идею для Стартапа другим? Потому что я сам это не сделаю, а иметь такую звуковую карту очень хочу, пускай другой хоть обогатится! Если это читает потенциальный производитель, но у вас возникают сомнения, что это окупится, то можно сделать очень просто — запустить проект на Kickstarter. Я уверен, что этот проект заинтересует как минимум десятки тысяч человек по всему миру, а может быть и больше, потому что аналогов на рынке ПК вообще нет!
Я знаю много людей, которые стали программистами потому-что они в юности влюбились в 8-битные игры только из-за Chiptune музыки. Я вот не знаю ни одной DOS игры, которая зацепила бы музыкой на WaveTable! WaveTable — это зло, которое лишило всё компьютерное сообщество прекрасной «космической» чиптюн музыки. Как показала история WaveTable — оказалась тупиковой веткой развития звуковых карт. Сначала вытеснила шикарные FM-синтезаторы, а потом и сама ушла со сцены. Многие хитовые игры прошлого имели как раз чиптюн музыку. Кстати mp3 — это тоже зло. Потому что музыка даже с битрейтом 320 kbps звучит хуже, чем CD! Mp3 — это только для ознакомления, слушать постоянно mp3 — это лишать себя огромного наслаждения. А еще компания Microsoft урезала аппаратные возможности звуковых карт (EAX) после Windows XP начиная с Windows Vista и старше. В общем ухудшение качества звука по всем фронтам и пора исправлять ситуацию…
Комментарии (107)
old_gamer
03.10.2018 11:33AdLib как карта собирается очень легко. Можно даже PCB готовые для них купить, да и ЛУТом ее можно сделать, инструкций в интернете полно.
http://www.malinov.com/Home/sergeys-projects/isa-opl2-card
Ямаховские чипы для него продаются на Али и том же ибее занедорого, я сам купил пару лет назад 10 штук про запас:
https://www.ebay.fr/itm/1-5PCS-YM3812-FM-OPERATOR-TYPE-ORIGINAL-DIP-24/312041441592?hash=item48a71e8938:m:muzCWqwnd8OgyXRRKll_GfQ
atomlib
03.10.2018 12:148-Bit Guy показывал, что даже продаются готовые клоны. Также он же спаял из набора клон Ad-Lib для параллельного порта.
https://youtu.be/TUCNDNJHItw
https://youtu.be/z3DU2mNBa6M
scg
03.10.2018 12:12Мне для AdLib еще нарвится треки из Legend of Kyrandia. Особенно «Brandon's Home» и «Will O' Wisp». На железном клоне от www.malinov.com звучит еще лучше.
А вот по поводу разбогатеть, то ничего не выйдет. Слишком маленькая аудитория. Например, мой DOS плеер для клона SSI-2001 был скачан раз 20, включая поисковых роботов. А эта карточка на гораздо более поулярном (даже культовом) чипе MOS SID. SID треков вообще завались, но желающих их слушать на PC без эмулятора нифига не толпы.shiru8bit
03.10.2018 12:17Тут вероятно проблема ниши в нише в нише. SID-музыка на реальном железе интересна узкому кругу лиц. DOS на реальном железе также интересен узкому кругу, но другому. Карточками такого типа обладает ещё более узкий круг. А плеер интересен пересечению этих кругов. Неудивительно, что в нём находятся в основном поисковые роботы.
gotz
03.10.2018 12:18А как хранятся оригиналы композиций — в MIDI формате? Их можно послушать на классических синтезаторах, которые есть у музыкантов?
shiru8bit
03.10.2018 12:28Оригиналы есть разве что у авторов. Писали и в MIDI, и в MML, и в кастомных трекерах. В играх в большинстве случаев всегда кастомные форматы. Очень редко MIDI. но для FM это худший вариант, это практически гарантия, что специально аранжировки под FM не делалось, а просто fallback с какого-нибудь MT-32.
Музыка, которую любители извлекли из игр и которую можно послушать эмулирующими плеерами, сейчас доступна в виде дампов кода оригинального формата (плюс целый зоопарк плееров), либо в виде регистровых дампов. Преобразовать это во что-то, пригодное для воспроизведения на классических синтезаторах, малореально, разве что в простейших случаях.SADKO
03.10.2018 16:35Просто хранить миди, даже если ты исходно в нём работал не было никакого резона, зоопарка устройств… Многие работали в трэкерах, но опять-же, основная идея была в том, что отдельно музыка, отдельно её воспроизведение, и вывод миди команд был лишь один из многих вариантов. Можно было иметь свои инструменты играя на регистрах FM синтезаторов, можно было пердеть на спикере, и делать это зело по разному…
Busla
03.10.2018 12:26Arstech изготавливает переходник ISA to USB
наоборот: USB to ISA
OPL2/3 звуковые карты для LPT-порта. Но они не имеют ЦАП и поэтому полноценными звуковыми картами назвать нельзя
ну и что? — с точки зрения приложения всё равно это два разных устройства
Zolg
03.10.2018 12:28а чем (именно) вас не устраивает эмуляция? не реализация конкретного эмулятора, а решение в целом?
FM-синтезатор это не 'музыкант с инструментом' а микросхема. На вход принимает цифру, и по несложным в общем-то алгоритмам генерирует аналоговый сигнал. Эмулироваться должна элементарно.zx80 Автор
03.10.2018 12:48-1Разница в звучании между эмуляторами и аппаратным FM-синтезатором заметна не вооруженным ухом в пользу аппаратных FM! Советую вам тоже послушать и сравнить. Ведь не случайно 8-Bit Guy тоже стал делать свои звуковые карты OPL2/3LPT для современных ПК!
Zolg
03.10.2018 13:03Простите, но это аудиофилией какой-то отдает.
Список того, что именно затруднительно сэмулировать в рояле огромен — начиная от нажатия на клавишу, заканчивая реверберациями корпуса.
Список того, что именно затруднительно сэмулировать в простой гибридной микросхеме лично мне не ясен совершенно.shiru8bit
03.10.2018 13:17Всё просто. До сих пор большая часть эмуляторов платформ с FM-чипами Yamaha всё ещё использует код, идущий аж из 2001 года. В то время про внутреннее устройство чипов было известно мало, почти ничего, т.к. в крайне скудной документации оно освещено очень поверхностно. Если в общих случаях повторить логику было ещё как-то можно (но всё равно, все LUT-таблицы делались примерно и на глазок, типа подбора OPLL инструментов на слух), все пограничные случаи делались чисто методом тыка — предполагали, что может быть вот как-то так, делали, получалось вроде похоже, и оставляли так, пока не возникало предположения получше. Плюс этот код работает на частоте дискретизации звуковой карты — обычно 44100 Гц, а у реальных чипов частота дискретизации своя и очень конкретная, порядка 49-57 кГц (в некоторых случаях ещё * на количество каналов, т.к. нет сумматора выходов, а просто чередуются каналы). Конечно же это заметно отражается на звуке, особенно в предельных случаях, типа генерации шума на FM. Мало того, современные звуковые карты давно уже работают на 48 кГц, значит уже два ресемплинга в цепочке, оба далеко не идеального качества.
В последние несколько лет ситуация изменилась. Почти все популярные ретро-чипы (процессоры, видеоконтроллеры, звуковые чипы) вскрыли, разобрали по слоям и составили точные схемы. Плюс в случае с FM нашлась редкая японская документация, проясняющая идеи, стоящие за конкретными реализациями разных моментов. Были написаны куда более точные эмуляторы, правильно воспроизводящие детали устройства чипов и работающие на правильной частоте, с одним приличным ресемплером в цепочке. Но пока они остаются в рамках единичных эмуляторов платформ, т.к. мало кто хочет радикально обновлять эмуляторы с 20-летней историей (большинство эмуляторов относительно сложных платформ типа Genesis и SNES базируются на паре изначальных проектов конца 90-х, т.е. это сплошные форки и реверсы, оригинальных разработок с нуля крайне мало).
К слову, FM-чипы даже не гибридные. У многих из них ЦАП снаружи, отдельной микросхемой.zx80 Автор
03.10.2018 13:26Хороший комментарий, идеально дополняет статью, а в итоге что мы имеем? Идеальных эмуляторов пока нет!
Zolg
03.10.2018 14:10+1Но написание идеального эмулятора — задача более простая, чем разработка и запуск в производство железа. И более полезная с исторической перспективы.
Тем более что разFM-чипы даже не гибридные. У многих из них ЦАП снаружи, отдельной микросхемой
то места аудиофильским аргументам не остается вообще.
ValdikSS
03.10.2018 22:29+1Пример неправильной эмуляции: youtu.be/yS-F0UFezFA?t=7m41s
Звучать должно так: www.youtube.com/watch?v=o1QAKVfRFas&t=943s
scg
03.10.2018 14:55Там еще аналоговая часть идет после ЦАП. Видимо, она еще как-то влияет. Но это факт: железный AdLib звучит лучше. Причем, лучше не только симуляторов, но и совместимых аналогов которые Creative включала в свои чипы.
shiru8bit
03.10.2018 15:06Безусловно аналоговая часть влияет, и в том и прикол, что наибольшим образом. Аналоги CT в цифровой части такие же, но часть после ЦАП отличается, и звук несколько другой. Хуже-лучше — это спорно, кто что первым услышал и кому что больше нравится. Есть даже такая тема, Crystal Clear Sound Mod для приставок Genesis, люди переделывают аналоговую часть, и получают гораздо более чистый звук с менее задавленным верхом (но с точки зрения аутентичности уже 'не тот'): www.youtube.com/watch?v=K8SlA-Ml4dQ
С AdLib была ещё такая штука, что с какого-то момента в середине 90-х, карточки с обратной совместимостью с AdLib/SB начали использовать железную или даже программную эмуляцию OPL3. И каждая её реализация несколько отличалась в звучании, было много вариантов. Забавно, что бывают случаи, когда те, кто слышал звук железной карточки в те времена, доказывают, что она звучит лучше эмуляции в DosBox. Вот только в карточке, которую они считают тру, был так себе эмулятор.aik
03.10.2018 15:53У меня есть аве32 из первых, ещё с тру opl3. Потом пошла эмуляция креативовским чипом. А ещё были варианты с каким-то ямаховским чипом, но не opl3. Вроде звучали чуть получше, но нельзя было накладывать спецэффекты (хорус, реверберация).
scg
03.10.2018 17:40Хорус и реверберация в AWE32 — это часть синтезатора EMU8000. Ни на OPL3 ни на PCM они не работают.
JerleShannara
04.10.2018 02:26Креатив это ещё номально, вот в варианте от ESS из-за FM кровь не только из ушей течь начинала.
aik
03.10.2018 13:23+1ISA раскупают коллекционеры и просто ностальгирующие, сейчас это модно стало. В основном охота идёт за конкретными картами — всякие там awe32/64, GUS и т.п. ESS или какой-нибудь кристал можно взять недорого.
Волновой синтез не ушел, а просто стал полностью программным — вас уже не ограничивает размер памяти на звуковушке, грузите таблицы любого размера, лишь бы оперативка позволяла. С другой стороны, midi сейчас уже практически не используется в ширпотребе типа игр, потому большинство себе голову и не забивает чем-то, отличным от виндовой реализации GM.
На счет же самой музыки — там, где начинают употребляться слова вида «космическая», «сочная», «от мп3 не получить наслаждения» — начинает попахивать аудиофилией. Большинство не услышат качественной разницы между звуками на оригинальном чипе или его эмуляцией в досбоксе каком-нибудь. Я не слышу, к примеру. Какая-то разница бывает, но я не могу сказать, что один звук лучше другого.
А вот качество пиликанье ФМ-синтезатора на воспроизведении мидифайлов звучит ощутимо хуже даже виндового синтезатора.
Потому страшно далеки вы от народа со своими хотелками. Кому хочется оригинала — давно слушают оригинал. Остальным пофиг, их устраивает мп3.scg
03.10.2018 15:03А вот качество пиликанье ФМ-синтезатора на воспроизведении мидифайлов звучит ощутимо хуже даже виндового синтезатора.
FM синтезатор действительно мощная вещь, но только если музыка писалась специально под него. То же самое можно сказать и про другие синтезаторы. На MOS 6581 такое делали, что вообще не понятно как это можно в 3 канала уложить. Адаптация MIDI — да, звучит убого.aik
03.10.2018 15:32FM синтезатор действительно мощная вещь, но только если музыка писалась специально под него.
Именно. Так же, как, к примеру, и ямаховское XG Midi в своё время. звучало лучше GM, но на своих инструментах, а нативно это дело мало кто поддерживал.
А уж сегодня этим никто голову не забивает — потому что в 100 гигов какой-нибудь игрушки можно спокойно напихать эмпэтришек и оно у всех будет звучать одинаково. И на встроенном реалтеке, и на каком-нибудь крутом саундбластере 100500 (ну или какой там актуальный, даже не знаю уже).
Потому стартапом можно окучить только старпёров, которые и так наверняка уже окучены.SADKO
03.10.2018 16:09XG — да стандартизация, дополнительные возможности, однако в разные года они звучали по разному, возможно что в нутриях там было что-то аналого-цифровое, во всяком случае, намеренная перегрузка фильтров в старых платах и эмуляторах звучит сильно по разному…
… ну и по дд, эмулятор суть дешевый сэмплер, а платы на тех же банках куда благороднее, возможно причина в аналоговом микшировании, ведь если вспомнить ALESIS ADAT то сами по себе его каналы — так себе 16 бит — стеклотара, а какой-нибудь ISOвый tripleDAT и того хуже, но замешанное на аналоговой консоли, звучало вполне себе…
Видимо цифровые микшеры, программисты реализовывали в лоб, не задумываясь о потерях точности…
erkesh
03.10.2018 13:29Спасибо за ссылки на синтетическую музыку. Хотя ввиду дороговизны у меня в детстве не было компа с исашной карточкой, однако навеяла ностальгия по 8 битным приставкам. Эта музыка особенная
UA3MQJ
03.10.2018 14:17Планирую сделать и делаю, и чиптюн синт в том числе. Но не быстро очень, т.к. времени мало. На базе ПЛИС и на МИДИ управлении. Есть даже некоторые результаты про чиптюн. Почитать можно тут. Послушать тут и тут. Но это не FM.
zx80 Автор
03.10.2018 19:59+1Звучит не то что сочней, чем на эмуляторах, а вообще как будто это разные синтезаторы. А вы можете записать звучание треков музыканта Fatal Snipe и выложить ссылки — у него крутые треки в стиле Техно, ну как и у Ahim, C-jeff, DJ Denson, Kenotron, Never, Ravager и других. Пускай не знающие люди познают красоту AY-музыки!
Javian
03.10.2018 14:54Разве, что как некое USB устройство в том же классе как HiFi ЦАП т.к. в PCI-E смысла абсолютно нет. И главное действительно софт, как минимум как плагины для Fl-Studio и плееров.
SADKO
03.10.2018 16:00+4Ну, не знаю, как человек выводивший каналы 8910 и ковоксы во внешний пульт,
а в последствии державший в ISOвом слоте плату с OPL и даже использовавший её, не смотря на наличие 5000 акая, нордлида, и наверное первого в Москве новэйшина…
… замечу что много воды утекло с тех пор, и сейчас такие звуки можно накрутить и в софтовых синтезаторах
А с точки зрения музыки в игрушках, надо понимать, что дело тут скорее в аутентичности набора звуков, и лучше-хуже тут не зависит от технологии… Если автор писал мидюки играя их на OPL а вы будете слушать их на сэмплере, в не зависимости от набора сэмплов это будет лютая жесть. Когда игра предлагает вам выбрать конкретное устройство, где кроме FM есть ещё какой-нибудь Роланд или Ямаха, отличие буде заключаться в перерасстановке инструментов ибо FM-ные инструменты обычно выбираются исходя из замысла, и какая-нибудь флейта на котроктаве будет играть роль зачётного баса, а иные инструменты вообще выполнять роль перкуссии, так-что миди сэмплер воспроизведёт это как лютый ад…
… и наоборот, если в композиции живые барабаны, дудки, стринги, то не стоит даже пытаться получить их из FMJerleShannara
04.10.2018 02:30Из игр я люблю Rise of the Triad — её музыка отлично звучала как на FM синтезе в подмножестве всяких ESS/Creative/Родном OPL2/3, так и на подмножестве WaveTable-овых GUSев и AWEчек, внешние синтезаторы не пробовал, т.к. в наличии не имел, ну и одну плату стандарта Windows Sound System тоже, т.к. не нашел для неё досовских дров.
rasswet
03.10.2018 16:16у меня как раз есть парочка из начала 200х может пригодится кому-то.
из старых есть еще juli@ но на ней сам слушаю
vindy123
03.10.2018 17:25Боюсь, законы рынка работают и здесь. Никто не наладил выпуск ретро звуковых карт просто потому, что нет потенциального спроса нужного объема. Видимо, достаточного потенциального спроса нет даже на менее затратную задачу выпуска какого-нибудь VST плагина с более тщательной программной эмуляцией FM синтеза (хотя это технически возможно, см комменты выше).
shiru8bit
03.10.2018 17:34Плагинов с эмуляцией старых FM чипов наберётся штук 10. Большая их часть основана на упомянутом выше старом коде с неточностями, но практика показывает, что в таком применении (создание новой музыки) эти неточности роли не играют. Да, если на железе сыграть ту же партию, она прозвучит чуть иначе, но её никто там не проиграет — она прозвучит только на эмуляторе, и только так, как устроило автора. Вопрос 'тру — не тру' просто не поднимается, т.к. в общих чертах характер звука правильный и узнаваемый, а отличия в мелких деталях проявляются только в прямом сравнении.
Если кому и нужен особо точный VST-эмулятор, или даже железный синтезатор с реальными чипами, то разве что верующим в особую магию железа. А таких мало в принципе, и среди них ещё меньше тех, кто рассматривает полуигрушечные синтезаторы (обсуждаемые FM-чипы изначально делались для low end аппаратуры) как серьёзный инструмент.vindy123
03.10.2018 18:02Ну да, спасибо за подробные пояснения. Это все похоже на ситуацию с каким-нибудь спектрумом сейчас. Есть своя тусовка, какое-то количество новых демок и игр даже делается на эмуляторах, но разворачивать массовое производство спекки в железе в надежде на какой-то гипотетический спрос дураков нет. Те единицы, кому нужно именно железное воплощение, спокойно покупают б.у. железо на форумах или договаривяются с профильными людьми о штучном изготовлении под заказ с предоплатой. Невидимая рука рынка баланс спроса и предложения отлично регулирует.
Cenzo
04.10.2018 04:05Ничего не скажу про FM синтез, но по поводу спектрумов вы немного ошибаетесь :) retroradionics.co.uk/omni-128-hq-laptop.html
UA3MQJ
03.10.2018 17:26В этом легко можно убедиться на примере поиграв в X-COM: UFO Defense на SB AWE32 и AdLib (OPL2 на микросхеме Yamaha YM3812) или послушав на сайте записи звучания Adlib-FLAC.zip.
Слушаю. Знакомые с детства треки ) Сразу вспоминаю FLVшки, нападение на землю, провал миссии итд.
icCE
03.10.2018 18:30+1Изготавливать современную звуковую карту PCI-e с FM-синтезатором только на микросхеме OPL2/3 смысла нет, потому что хорошей музыки в формате мало, а ради 2-3 DOS тоже не интересно. А вот на YM2203 будет интересна всем любителям музыки с SEGA, ZX-Spectrum, а также музыкантам-любителям и есть задел под Chiptune.
Человек уже пилит FmMonster — посмотрите видео
shiru8bit
В Sega Genesis нет YM2203, там YM2612 — совместимый, но несколько упрощённый аналог из того же семейства OPN. В частности, SSG-части (аналога YM2149F, который аналог AY-3-8910) там нет.
Стартап получится так себе. TurboSound FM был нужен полутора землекопам, их сделали хорошо если пару сотен за всё время. Софта за 11 лет написали полторы штуки. А софт — это решающий фактор. Гипотетическая FM-карта на современном PC практически бесполезна — софта нет, мало кто захочет и тем более осилит его написать, в эмуляторах не применить (они работают не в реальном времени), сами FM-чипы прошлого полностью цифровые и потому могут эмулироваться со 100% точностью (ранее были проблемы с детальным пониманием внутреннего устройства, теперь получены снимки кристаллов и схемы полностью разобраны). У музыкантов и так давно есть выбор — или куча синтезаторов и MIDI-модулей прошлого на тех же чипах (Yamaha DX100, например), или многочисленные же VST-эмуляторы, или куда более крутые железные и софтовые FM-синтезаторы типа DX7 и FM8.
Ну и касательно космических цен. Карта на FM-чипе, будь она хоть PCIe, хоть USB, при сериях порядка 100-1000 штук просто не будет стоить ниже тех же $150. Для бросовой цены нужны реально большие серии.
zx80 Автор
TurboSound FM — не пользуется большим спросом только потому что она только для ZX-Evolution. Если ребята сделали бы плату PCI для ПК то их продажи можно было бы помножить на 1000.
— это распространенное заблуждение, в которое я тоже верил годами. Вот пример даже с Хабра — Звук на чипе AY-3-8910 на PC через USB, послушайте музыку через самый лучший эмулятор от Бульбы и сравните с аппаратным звучанием — разница просто небо и земля…Такой Стартап упирается только в драйвера и проигрыватель музыки AY, PT2
shiru8bit
TSFM можно подключить к абсолютно любому компьютеру, где штатно есть AY-3-8910. Даже к AY-LPT для PC.
Разница в звучании эмуляторов и реальных чипов, тем более настолько примитивных, как AY, на 99% заключается в ресемплинге, вносящем определённые артефакты (у AY нет частоты дискретизации как таковой, у FM она сильно не кратна стандартным, типа 57 КГц). Внутреннее устройство этих чипов абсолютно точно можно эмулировать на 100%, если перехватить выход с реальных чипов в цифровой форме, совпадение будет бит-в-бит.
Оценка разницы звучания в терминах 'лучше-хуже' и 'небо-земля' — это чистой воды аудиофилия. Особенно прикольно предложение оценить разницу через призму MP3-кодирования со средним битрейтом. Чуть-чуть другой звук никакой погоды не делает, он и между экземплярами компьютеров и приставок довольно сильно отличается, разница гораздо заметнее (разные веса смешивания, фильтры и компрессия в цепочке усиления).
Даже не буду спрашивать, зачем кому-то понадобился проигрыватель конкретно формата PT2, и вообще причём тут AY-музыка, если речь шла про FM.
zx80 Автор
На мой взгляд звуковая карта с AY-синтезатором будет даже интересней чем с YMF262 OPL3, потому что AY-музыка повкусней и интересней. А в идеале сделать карточку с 2 микросхемами и с YM2149F и YMF262 — и для DOS и для прослушивания AY, как делала подобное Creative в первых версиях SB.
Цена на такую ЗК не должна превышать 100$ — по российским ценам до 5000-6000руб(а лучше ещё ниже). Можно поставлять через ДНС по всей розничной сети России, а также договориться с немецкими магазинами компьютерной техники.
Самое главное правило успешного бизнеса — товар должен быть ориентирован на простого покупателя-пользователя, а не на электронщика-профессионала, который должен ещё сам что-то допаять, чтобы заработало…