На мой взгляд FM-синтезаторы в звуковых картах незаслуженно забыты и поэтому я решил поделиться своими мыслями на этот счет.

image

Сейчас какой-то ажиотаж пошел на ISA звуковые карты — просто бешено раскупают везде, на ebay цены просто космос… Возможно раскупают коллекционерщики, а возможно дело в том, что только на ISA звуковых картах использовались аппаратные FM-синтезаторы (OPL2/OPL3). Сейчас FM-синтезаторы вытеснены полностью программной WaveTable технологий, да и в играх после перехода с DOS на Windows музыка на FM/WaveTable-синтезаторах перестала использоваться в пользу mp3 через ЦАП.

Большинство людей считают, что музыка на FM-синтезаторах (OPL2/OPL3) плоховата, а на WaveTable намного лучше. Это распространенное заблуждение, что звуковые карты с WaveTable-технологией лучше. Да, на WaveTable многие классические инструменты звучат реалистичней, лучше для классических произведений, а для Техно хуже, потому что утрачивается «космическое», «электрические» звучание FM-звучания. В этом легко можно убедиться на примере поиграв в X-COM: UFO Defense на SB AWE32 и AdLib (OPL2 на микросхеме Yamaha YM3812) или послушав на сайте записи звучания Adlib-FLAC.zip. А на реальной звуковой карте музыка ещё сочней, чем на записи в FLAC (убедился на своем ПК с ISA звуковой SB16, который я собрал специально для этой цели). Вы не получите такого наслаждения от музыки через эмуляторы звуковых OPL2/OPL3 в DosBox, как от ISA звуковой карты. Разница такая же, как если сравнить прослушивание песни с mp3 записи и выступления группы на реальных музыкальных инструментах.

И так почему сложилось мнение, что FM-синтезаторы на ПК звучат плохо?

Во-первых, если играет медленная композиция для классических инструментов то тут да, OPL2/3 будет звучать достаточно блекло. А вот если быстрый темп в стиле Techno/RAVE то тут FM-синтезатор расцветает во всей красе. Вы можете убедиться в этом если скачаете Adlib Tracker 2 для современных ПК под Windows — вместе с проигрывателем прилагаются 458 треков. Это трекер-проигрыватель/редактор разработанный компанией Adlib, но в отличии от MOD/S3M он не использует цифровые сымплы, а играет напрямую через FM-синтезатор. Интерфейс программы Досовский, клавишей F3 открыть проводник для загрузки трека из каталога MODULES, F5 — проигрывание, F7 — остановить. Качество эмуляции очень хорошее, но не такое ламповое, как на живой микросхеме.

Во-вторых, по моему мнению компания AdLib в качестве законодателя мод выбрала не самую лучшую микросхему для своей звуковой карты — Yamaha YM3812. За историю DOS-игр я могу припомнить немного игр с потрясающей FM-музыкой — это как уже называл X-COM: UFO Defense, Tyrian, Cybersphere. В DOOM и Duke Nukem 3D уже WaveTable звучит лучше (ну там и не музыка главное). А вот на игровой приставке SEGA на микросхеме Yamaha YM2203 я могу назвать уже гораздо больше игр с потрясающей «космической» музыкой — это и Skeleton Krew, Alien Soldier, Exo Squad, B.O.B. и многие другие. Вот только на SEGA микросхема Yamaha YM2203 использовалась не в полную силу. На Сеге для музыки использовался только 1 блок трёхканальный FM-синтезатор, а 2й блок полный аналог микросхемы General Instruments AY-3-8910 — нет. А микросхема AY-3-8910 — это огромный мир чиптюн музыки на ZX-Spectrum с огромной библиотекой музыки под эту микросхему.

И вот тут у меня завертелась мысль — а не возродить ли FM-синтезаторы на звуковых картах для ПК? Конкуренции нет! Никто не производит новые, старые звуковые карты ISA никак не вставить в современные ПК. Есть один единственный производитель Arstech изготавливает переходник ISA to USB, но у него цена просто космос — $149. Есть другой производитель изготавливает OPL2/3 звуковые карты для LPT-порта. Но они не имеют ЦАП и поэтому полноценными звуковыми картами назвать нельзя.

Изготавливать современную звуковую карту PCI-e с FM-синтезатором только на микросхеме OPL2/3 смысла нет, потому что хорошей музыки в формате мало, а ради 2-3 DOS тоже не интересно. А вот на YM2203 будет интересна всем любителям музыки с SEGA, ZX-Spectrum, а также музыкантам-любителям и есть задел под Chiptune. Кстати на этой микросхеме YM2203 российские разработчики делают звуковую карту Turbo Sound FM, но только для ZX-Spectrum. В качестве DSP можно поставить C-Media MI8786 — для большинства игроманов будет достаточно. Но даже если изготовить звуковую только с простым DSP и звуковым синтезатором на 2х микросхемах AY-3-8910 для прослушивания музыки AY, YM, PT2 на ПК такую карту уже ждут продажи.

Подобные проекты для ПК уже были — до 2000х годов изготавливались ISA звуковые карты «CatWeasel» не совместимые с AdLib на чипах SID 6581 для прослушивания SID-музыки. Такая звуковая карта была бы очень актуальна и сегодня — её бы раскупили, как горячие бургеры (SID музыку слушают тысячи и тысячи людей), но микросхемы 6581/8580 не производятся и аналогов нет, на ebay только продаются штучно по астрономическим ценам.

Вы наверное спросите — зачем я подкидываю идею для Стартапа другим? Потому что я сам это не сделаю, а иметь такую звуковую карту очень хочу, пускай другой хоть обогатится! Если это читает потенциальный производитель, но у вас возникают сомнения, что это окупится, то можно сделать очень просто — запустить проект на Kickstarter. Я уверен, что этот проект заинтересует как минимум десятки тысяч человек по всему миру, а может быть и больше, потому что аналогов на рынке ПК вообще нет!

Я знаю много людей, которые стали программистами потому-что они в юности влюбились в 8-битные игры только из-за Chiptune музыки. Я вот не знаю ни одной DOS игры, которая зацепила бы музыкой на WaveTable! WaveTable — это зло, которое лишило всё компьютерное сообщество прекрасной «космической» чиптюн музыки. Как показала история WaveTable — оказалась тупиковой веткой развития звуковых карт. Сначала вытеснила шикарные FM-синтезаторы, а потом и сама ушла со сцены. Многие хитовые игры прошлого имели как раз чиптюн музыку. Кстати mp3 — это тоже зло. Потому что музыка даже с битрейтом 320 kbps звучит хуже, чем CD! Mp3 — это только для ознакомления, слушать постоянно mp3 — это лишать себя огромного наслаждения. А еще компания Microsoft урезала аппаратные возможности звуковых карт (EAX) после Windows XP начиная с Windows Vista и старше. В общем ухудшение качества звука по всем фронтам и пора исправлять ситуацию…

Комментарии (107)


  1. shiru8bit
    03.10.2018 11:21
    +1

    В Sega Genesis нет YM2203, там YM2612 — совместимый, но несколько упрощённый аналог из того же семейства OPN. В частности, SSG-части (аналога YM2149F, который аналог AY-3-8910) там нет.

    Стартап получится так себе. TurboSound FM был нужен полутора землекопам, их сделали хорошо если пару сотен за всё время. Софта за 11 лет написали полторы штуки. А софт — это решающий фактор. Гипотетическая FM-карта на современном PC практически бесполезна — софта нет, мало кто захочет и тем более осилит его написать, в эмуляторах не применить (они работают не в реальном времени), сами FM-чипы прошлого полностью цифровые и потому могут эмулироваться со 100% точностью (ранее были проблемы с детальным пониманием внутреннего устройства, теперь получены снимки кристаллов и схемы полностью разобраны). У музыкантов и так давно есть выбор — или куча синтезаторов и MIDI-модулей прошлого на тех же чипах (Yamaha DX100, например), или многочисленные же VST-эмуляторы, или куда более крутые железные и софтовые FM-синтезаторы типа DX7 и FM8.

    Ну и касательно космических цен. Карта на FM-чипе, будь она хоть PCIe, хоть USB, при сериях порядка 100-1000 штук просто не будет стоить ниже тех же $150. Для бросовой цены нужны реально большие серии.


    1. zx80 Автор
      03.10.2018 12:05

      TurboSound FM — не пользуется большим спросом только потому что она только для ZX-Evolution. Если ребята сделали бы плату PCI для ПК то их продажи можно было бы помножить на 1000.

      FM-чипы прошлого полностью цифровые и потому могут эмулироваться со 100%
      — это распространенное заблуждение, в которое я тоже верил годами. Вот пример даже с Хабра — Звук на чипе AY-3-8910 на PC через USB, послушайте музыку через самый лучший эмулятор от Бульбы и сравните с аппаратным звучанием — разница просто небо и земля…

      Такой Стартап упирается только в драйвера и проигрыватель музыки AY, PT2


      1. shiru8bit
        03.10.2018 12:14

        TSFM можно подключить к абсолютно любому компьютеру, где штатно есть AY-3-8910. Даже к AY-LPT для PC.

        Разница в звучании эмуляторов и реальных чипов, тем более настолько примитивных, как AY, на 99% заключается в ресемплинге, вносящем определённые артефакты (у AY нет частоты дискретизации как таковой, у FM она сильно не кратна стандартным, типа 57 КГц). Внутреннее устройство этих чипов абсолютно точно можно эмулировать на 100%, если перехватить выход с реальных чипов в цифровой форме, совпадение будет бит-в-бит.

        Оценка разницы звучания в терминах 'лучше-хуже' и 'небо-земля' — это чистой воды аудиофилия. Особенно прикольно предложение оценить разницу через призму MP3-кодирования со средним битрейтом. Чуть-чуть другой звук никакой погоды не делает, он и между экземплярами компьютеров и приставок довольно сильно отличается, разница гораздо заметнее (разные веса смешивания, фильтры и компрессия в цепочке усиления).

        Даже не буду спрашивать, зачем кому-то понадобился проигрыватель конкретно формата PT2, и вообще причём тут AY-музыка, если речь шла про FM.


        1. zx80 Автор
          03.10.2018 12:43

          На мой взгляд звуковая карта с AY-синтезатором будет даже интересней чем с YMF262 OPL3, потому что AY-музыка повкусней и интересней. А в идеале сделать карточку с 2 микросхемами и с YM2149F и YMF262 — и для DOS и для прослушивания AY, как делала подобное Creative в первых версиях SB.
          Цена на такую ЗК не должна превышать 100$ — по российским ценам до 5000-6000руб(а лучше ещё ниже). Можно поставлять через ДНС по всей розничной сети России, а также договориться с немецкими магазинами компьютерной техники.
          Самое главное правило успешного бизнеса — товар должен быть ориентирован на простого покупателя-пользователя, а не на электронщика-профессионала, который должен ещё сам что-то допаять, чтобы заработало…


  1. old_gamer
    03.10.2018 11:33

    AdLib как карта собирается очень легко. Можно даже PCB готовые для них купить, да и ЛУТом ее можно сделать, инструкций в интернете полно.

    http://www.malinov.com/Home/sergeys-projects/isa-opl2-card

    Ямаховские чипы для него продаются на Али и том же ибее занедорого, я сам купил пару лет назад 10 штук про запас:

    https://www.ebay.fr/itm/1-5PCS-YM3812-FM-OPERATOR-TYPE-ORIGINAL-DIP-24/312041441592?hash=item48a71e8938:m:muzCWqwnd8OgyXRRKll_GfQ


    1. atomlib
      03.10.2018 12:14

      8-Bit Guy показывал, что даже продаются готовые клоны. Также он же спаял из набора клон Ad-Lib для параллельного порта.
      https://youtu.be/TUCNDNJHItw
      https://youtu.be/z3DU2mNBa6M


  1. scg
    03.10.2018 12:12

    Мне для AdLib еще нарвится треки из Legend of Kyrandia. Особенно «Brandon's Home» и «Will O' Wisp». На железном клоне от www.malinov.com звучит еще лучше.

    А вот по поводу разбогатеть, то ничего не выйдет. Слишком маленькая аудитория. Например, мой DOS плеер для клона SSI-2001 был скачан раз 20, включая поисковых роботов. А эта карточка на гораздо более поулярном (даже культовом) чипе MOS SID. SID треков вообще завались, но желающих их слушать на PC без эмулятора нифига не толпы.


    1. shiru8bit
      03.10.2018 12:17

      Тут вероятно проблема ниши в нише в нише. SID-музыка на реальном железе интересна узкому кругу лиц. DOS на реальном железе также интересен узкому кругу, но другому. Карточками такого типа обладает ещё более узкий круг. А плеер интересен пересечению этих кругов. Неудивительно, что в нём находятся в основном поисковые роботы.


      1. scg
        03.10.2018 14:49

        На YM2203 тоже не будут за две недели места в очереди покупать. :)


  1. gotz
    03.10.2018 12:18

    А как хранятся оригиналы композиций — в MIDI формате? Их можно послушать на классических синтезаторах, которые есть у музыкантов?


    1. shiru8bit
      03.10.2018 12:28

      Оригиналы есть разве что у авторов. Писали и в MIDI, и в MML, и в кастомных трекерах. В играх в большинстве случаев всегда кастомные форматы. Очень редко MIDI. но для FM это худший вариант, это практически гарантия, что специально аранжировки под FM не делалось, а просто fallback с какого-нибудь MT-32.

      Музыка, которую любители извлекли из игр и которую можно послушать эмулирующими плеерами, сейчас доступна в виде дампов кода оригинального формата (плюс целый зоопарк плееров), либо в виде регистровых дампов. Преобразовать это во что-то, пригодное для воспроизведения на классических синтезаторах, малореально, разве что в простейших случаях.


      1. SADKO
        03.10.2018 16:35

        Просто хранить миди, даже если ты исходно в нём работал не было никакого резона, зоопарка устройств… Многие работали в трэкерах, но опять-же, основная идея была в том, что отдельно музыка, отдельно её воспроизведение, и вывод миди команд был лишь один из многих вариантов. Можно было иметь свои инструменты играя на регистрах FM синтезаторов, можно было пердеть на спикере, и делать это зело по разному…


  1. Busla
    03.10.2018 12:26

    Arstech изготавливает переходник ISA to USB
    наоборот: USB to ISA
    OPL2/3 звуковые карты для LPT-порта. Но они не имеют ЦАП и поэтому полноценными звуковыми картами назвать нельзя
    ну и что? — с точки зрения приложения всё равно это два разных устройства


  1. Zolg
    03.10.2018 12:28

    а чем (именно) вас не устраивает эмуляция? не реализация конкретного эмулятора, а решение в целом?
    FM-синтезатор это не 'музыкант с инструментом' а микросхема. На вход принимает цифру, и по несложным в общем-то алгоритмам генерирует аналоговый сигнал. Эмулироваться должна элементарно.


    1. zx80 Автор
      03.10.2018 12:48
      -1

      Разница в звучании между эмуляторами и аппаратным FM-синтезатором заметна не вооруженным ухом в пользу аппаратных FM! Советую вам тоже послушать и сравнить. Ведь не случайно 8-Bit Guy тоже стал делать свои звуковые карты OPL2/3LPT для современных ПК!


      1. Zolg
        03.10.2018 13:03

        Простите, но это аудиофилией какой-то отдает.

        Список того, что именно затруднительно сэмулировать в рояле огромен — начиная от нажатия на клавишу, заканчивая реверберациями корпуса.

        Список того, что именно затруднительно сэмулировать в простой гибридной микросхеме лично мне не ясен совершенно.


        1. shiru8bit
          03.10.2018 13:17

          Всё просто. До сих пор большая часть эмуляторов платформ с FM-чипами Yamaha всё ещё использует код, идущий аж из 2001 года. В то время про внутреннее устройство чипов было известно мало, почти ничего, т.к. в крайне скудной документации оно освещено очень поверхностно. Если в общих случаях повторить логику было ещё как-то можно (но всё равно, все LUT-таблицы делались примерно и на глазок, типа подбора OPLL инструментов на слух), все пограничные случаи делались чисто методом тыка — предполагали, что может быть вот как-то так, делали, получалось вроде похоже, и оставляли так, пока не возникало предположения получше. Плюс этот код работает на частоте дискретизации звуковой карты — обычно 44100 Гц, а у реальных чипов частота дискретизации своя и очень конкретная, порядка 49-57 кГц (в некоторых случаях ещё * на количество каналов, т.к. нет сумматора выходов, а просто чередуются каналы). Конечно же это заметно отражается на звуке, особенно в предельных случаях, типа генерации шума на FM. Мало того, современные звуковые карты давно уже работают на 48 кГц, значит уже два ресемплинга в цепочке, оба далеко не идеального качества.

          В последние несколько лет ситуация изменилась. Почти все популярные ретро-чипы (процессоры, видеоконтроллеры, звуковые чипы) вскрыли, разобрали по слоям и составили точные схемы. Плюс в случае с FM нашлась редкая японская документация, проясняющая идеи, стоящие за конкретными реализациями разных моментов. Были написаны куда более точные эмуляторы, правильно воспроизводящие детали устройства чипов и работающие на правильной частоте, с одним приличным ресемплером в цепочке. Но пока они остаются в рамках единичных эмуляторов платформ, т.к. мало кто хочет радикально обновлять эмуляторы с 20-летней историей (большинство эмуляторов относительно сложных платформ типа Genesis и SNES базируются на паре изначальных проектов конца 90-х, т.е. это сплошные форки и реверсы, оригинальных разработок с нуля крайне мало).

          К слову, FM-чипы даже не гибридные. У многих из них ЦАП снаружи, отдельной микросхемой.


          1. zx80 Автор
            03.10.2018 13:26

            Хороший комментарий, идеально дополняет статью, а в итоге что мы имеем? Идеальных эмуляторов пока нет!


            1. Zolg
              03.10.2018 14:10
              +1

              Но написание идеального эмулятора — задача более простая, чем разработка и запуск в производство железа. И более полезная с исторической перспективы.
              Тем более что раз

              FM-чипы даже не гибридные. У многих из них ЦАП снаружи, отдельной микросхемой
              то места аудиофильским аргументам не остается вообще.


          1. ValdikSS
            03.10.2018 22:29
            +1

            Пример неправильной эмуляции: youtu.be/yS-F0UFezFA?t=7m41s
            Звучать должно так: www.youtube.com/watch?v=o1QAKVfRFas&t=943s


        1. scg
          03.10.2018 14:55

          Там еще аналоговая часть идет после ЦАП. Видимо, она еще как-то влияет. Но это факт: железный AdLib звучит лучше. Причем, лучше не только симуляторов, но и совместимых аналогов которые Creative включала в свои чипы.


          1. shiru8bit
            03.10.2018 15:06

            Безусловно аналоговая часть влияет, и в том и прикол, что наибольшим образом. Аналоги CT в цифровой части такие же, но часть после ЦАП отличается, и звук несколько другой. Хуже-лучше — это спорно, кто что первым услышал и кому что больше нравится. Есть даже такая тема, Crystal Clear Sound Mod для приставок Genesis, люди переделывают аналоговую часть, и получают гораздо более чистый звук с менее задавленным верхом (но с точки зрения аутентичности уже 'не тот'): www.youtube.com/watch?v=K8SlA-Ml4dQ

            С AdLib была ещё такая штука, что с какого-то момента в середине 90-х, карточки с обратной совместимостью с AdLib/SB начали использовать железную или даже программную эмуляцию OPL3. И каждая её реализация несколько отличалась в звучании, было много вариантов. Забавно, что бывают случаи, когда те, кто слышал звук железной карточки в те времена, доказывают, что она звучит лучше эмуляции в DosBox. Вот только в карточке, которую они считают тру, был так себе эмулятор.


            1. aik
              03.10.2018 15:53

              У меня есть аве32 из первых, ещё с тру opl3. Потом пошла эмуляция креативовским чипом. А ещё были варианты с каким-то ямаховским чипом, но не opl3. Вроде звучали чуть получше, но нельзя было накладывать спецэффекты (хорус, реверберация).


              1. scg
                03.10.2018 17:40

                Хорус и реверберация в AWE32 — это часть синтезатора EMU8000. Ни на OPL3 ни на PCM они не работают.


            1. JerleShannara
              04.10.2018 02:26

              Креатив это ещё номально, вот в варианте от ESS из-за FM кровь не только из ушей течь начинала.


  1. aik
    03.10.2018 13:23
    +1

    ISA раскупают коллекционеры и просто ностальгирующие, сейчас это модно стало. В основном охота идёт за конкретными картами — всякие там awe32/64, GUS и т.п. ESS или какой-нибудь кристал можно взять недорого.

    Волновой синтез не ушел, а просто стал полностью программным — вас уже не ограничивает размер памяти на звуковушке, грузите таблицы любого размера, лишь бы оперативка позволяла. С другой стороны, midi сейчас уже практически не используется в ширпотребе типа игр, потому большинство себе голову и не забивает чем-то, отличным от виндовой реализации GM.

    На счет же самой музыки — там, где начинают употребляться слова вида «космическая», «сочная», «от мп3 не получить наслаждения» — начинает попахивать аудиофилией. Большинство не услышат качественной разницы между звуками на оригинальном чипе или его эмуляцией в досбоксе каком-нибудь. Я не слышу, к примеру. Какая-то разница бывает, но я не могу сказать, что один звук лучше другого.
    А вот качество пиликанье ФМ-синтезатора на воспроизведении мидифайлов звучит ощутимо хуже даже виндового синтезатора.
    Потому страшно далеки вы от народа со своими хотелками. Кому хочется оригинала — давно слушают оригинал. Остальным пофиг, их устраивает мп3.


    1. scg
      03.10.2018 15:03

      А вот качество пиликанье ФМ-синтезатора на воспроизведении мидифайлов звучит ощутимо хуже даже виндового синтезатора.

      FM синтезатор действительно мощная вещь, но только если музыка писалась специально под него. То же самое можно сказать и про другие синтезаторы. На MOS 6581 такое делали, что вообще не понятно как это можно в 3 канала уложить. Адаптация MIDI — да, звучит убого.


      1. aik
        03.10.2018 15:32

        FM синтезатор действительно мощная вещь, но только если музыка писалась специально под него.

        Именно. Так же, как, к примеру, и ямаховское XG Midi в своё время. звучало лучше GM, но на своих инструментах, а нативно это дело мало кто поддерживал.
        А уж сегодня этим никто голову не забивает — потому что в 100 гигов какой-нибудь игрушки можно спокойно напихать эмпэтришек и оно у всех будет звучать одинаково. И на встроенном реалтеке, и на каком-нибудь крутом саундбластере 100500 (ну или какой там актуальный, даже не знаю уже).

        Потому стартапом можно окучить только старпёров, которые и так наверняка уже окучены.


        1. SADKO
          03.10.2018 16:09

          XG — да стандартизация, дополнительные возможности, однако в разные года они звучали по разному, возможно что в нутриях там было что-то аналого-цифровое, во всяком случае, намеренная перегрузка фильтров в старых платах и эмуляторах звучит сильно по разному…
          … ну и по дд, эмулятор суть дешевый сэмплер, а платы на тех же банках куда благороднее, возможно причина в аналоговом микшировании, ведь если вспомнить ALESIS ADAT то сами по себе его каналы — так себе 16 бит — стеклотара, а какой-нибудь ISOвый tripleDAT и того хуже, но замешанное на аналоговой консоли, звучало вполне себе…
          Видимо цифровые микшеры, программисты реализовывали в лоб, не задумываясь о потерях точности…


  1. erkesh
    03.10.2018 13:29

    Спасибо за ссылки на синтетическую музыку. Хотя ввиду дороговизны у меня в детстве не было компа с исашной карточкой, однако навеяла ностальгия по 8 битным приставкам. Эта музыка особенная


  1. UA3MQJ
    03.10.2018 14:17

    Планирую сделать и делаю, и чиптюн синт в том числе. Но не быстро очень, т.к. времени мало. На базе ПЛИС и на МИДИ управлении. Есть даже некоторые результаты про чиптюн. Почитать можно тут. Послушать тут и тут. Но это не FM.

    image


    1. zx80 Автор
      03.10.2018 19:59
      +1

      Звучит не то что сочней, чем на эмуляторах, а вообще как будто это разные синтезаторы. А вы можете записать звучание треков музыканта Fatal Snipe и выложить ссылки — у него крутые треки в стиле Техно, ну как и у Ahim, C-jeff, DJ Denson, Kenotron, Never, Ravager и других. Пускай не знающие люди познают красоту AY-музыки!


      1. UA3MQJ
        03.10.2018 21:53

        Нет такой возможности


  1. Javian
    03.10.2018 14:54

    Разве, что как некое USB устройство в том же классе как HiFi ЦАП т.к. в PCI-E смысла абсолютно нет. И главное действительно софт, как минимум как плагины для Fl-Studio и плееров.


  1. SADKO
    03.10.2018 16:00
    +4

    Ну, не знаю, как человек выводивший каналы 8910 и ковоксы во внешний пульт,
    а в последствии державший в ISOвом слоте плату с OPL и даже использовавший её, не смотря на наличие 5000 акая, нордлида, и наверное первого в Москве новэйшина…
    … замечу что много воды утекло с тех пор, и сейчас такие звуки можно накрутить и в софтовых синтезаторах

    А с точки зрения музыки в игрушках, надо понимать, что дело тут скорее в аутентичности набора звуков, и лучше-хуже тут не зависит от технологии… Если автор писал мидюки играя их на OPL а вы будете слушать их на сэмплере, в не зависимости от набора сэмплов это будет лютая жесть. Когда игра предлагает вам выбрать конкретное устройство, где кроме FM есть ещё какой-нибудь Роланд или Ямаха, отличие буде заключаться в перерасстановке инструментов ибо FM-ные инструменты обычно выбираются исходя из замысла, и какая-нибудь флейта на котроктаве будет играть роль зачётного баса, а иные инструменты вообще выполнять роль перкуссии, так-что миди сэмплер воспроизведёт это как лютый ад…
    … и наоборот, если в композиции живые барабаны, дудки, стринги, то не стоит даже пытаться получить их из FM


    1. JerleShannara
      04.10.2018 02:30

      Из игр я люблю Rise of the Triad — её музыка отлично звучала как на FM синтезе в подмножестве всяких ESS/Creative/Родном OPL2/3, так и на подмножестве WaveTable-овых GUSев и AWEчек, внешние синтезаторы не пробовал, т.к. в наличии не имел, ну и одну плату стандарта Windows Sound System тоже, т.к. не нашел для неё досовских дров.


  1. rasswet
    03.10.2018 16:16

    у меня как раз есть парочка из начала 200х может пригодится кому-то.
    из старых есть еще juli@ но на ней сам слушаю


  1. vindy123
    03.10.2018 17:25

    Боюсь, законы рынка работают и здесь. Никто не наладил выпуск ретро звуковых карт просто потому, что нет потенциального спроса нужного объема. Видимо, достаточного потенциального спроса нет даже на менее затратную задачу выпуска какого-нибудь VST плагина с более тщательной программной эмуляцией FM синтеза (хотя это технически возможно, см комменты выше).


    1. shiru8bit
      03.10.2018 17:34

      Плагинов с эмуляцией старых FM чипов наберётся штук 10. Большая их часть основана на упомянутом выше старом коде с неточностями, но практика показывает, что в таком применении (создание новой музыки) эти неточности роли не играют. Да, если на железе сыграть ту же партию, она прозвучит чуть иначе, но её никто там не проиграет — она прозвучит только на эмуляторе, и только так, как устроило автора. Вопрос 'тру — не тру' просто не поднимается, т.к. в общих чертах характер звука правильный и узнаваемый, а отличия в мелких деталях проявляются только в прямом сравнении.

      Если кому и нужен особо точный VST-эмулятор, или даже железный синтезатор с реальными чипами, то разве что верующим в особую магию железа. А таких мало в принципе, и среди них ещё меньше тех, кто рассматривает полуигрушечные синтезаторы (обсуждаемые FM-чипы изначально делались для low end аппаратуры) как серьёзный инструмент.


      1. vindy123
        03.10.2018 18:02

        Ну да, спасибо за подробные пояснения. Это все похоже на ситуацию с каким-нибудь спектрумом сейчас. Есть своя тусовка, какое-то количество новых демок и игр даже делается на эмуляторах, но разворачивать массовое производство спекки в железе в надежде на какой-то гипотетический спрос дураков нет. Те единицы, кому нужно именно железное воплощение, спокойно покупают б.у. железо на форумах или договаривяются с профильными людьми о штучном изготовлении под заказ с предоплатой. Невидимая рука рынка баланс спроса и предложения отлично регулирует.


        1. Cenzo
          04.10.2018 04:05

          Ничего не скажу про FM синтез, но по поводу спектрумов вы немного ошибаетесь :) retroradionics.co.uk/omni-128-hq-laptop.html


  1. UA3MQJ
    03.10.2018 17:26

    В этом легко можно убедиться на примере поиграв в X-COM: UFO Defense на SB AWE32 и AdLib (OPL2 на микросхеме Yamaha YM3812) или послушав на сайте записи звучания Adlib-FLAC.zip.

    Слушаю. Знакомые с детства треки ) Сразу вспоминаю FLVшки, нападение на землю, провал миссии итд.


  1. icCE
    03.10.2018 18:30
    +1

    Изготавливать современную звуковую карту PCI-e с FM-синтезатором только на микросхеме OPL2/3 смысла нет, потому что хорошей музыки в формате мало, а ради 2-3 DOS тоже не интересно. А вот на YM2203 будет интересна всем любителям музыки с SEGA, ZX-Spectrum, а также музыкантам-любителям и есть задел под Chiptune.


    Человек уже пилит FmMonster — посмотрите видео


    1. shiru8bit
      03.10.2018 18:41

      USB сделать гораздо проще, чем PCI. Это осилит даже продвинутый любитель Arduino, а для PCI нужна квалификация на пару уровней выше. И производить дороже.

      Проблема с DosBox и прочим эмуляторами в том, что они работают не в реальном времени. Игры обновляют состояние звуковой карты раз в N времени, но при эмуляции это время сжимается во время M, гораздо более короткое и неравномерное. Если игра обновляет состояние звука раз в кадр, это ещё работает хоть как-то, но если чаще или асинхронно кадрам, возникает проблема. Можно извернуться, ввести буфер и time stamp (т.е. уже нужен посредник в виде МК), перелопатить эмулятор. но работать всё это будет так себе, да ещё и звук из разных источников — мало кому захочется так страдать ради чуть отличающегося звука.

      Подобные проекты конечно интересны сами по себе, или как мелкосерийные раритеты для узкого круга очень глубоко увлечённых. Но едва ли им светит хоть какая-то массовость. Уж точно плохой кандидат на роль 'стартапа'.


      1. icCE
        03.10.2018 19:07

        в том, что они работают не в реальном времени. Игры обновляют состояние звуковой карты раз в N времени, но при эмуляции это время сжимается во время M, гораздо более короткое и неравномерное


        Ну тут уже подгонять надо будет, но в общем и целом все решаемо.
        По крайне мере у меня нет проблем с одним из устройств с модифицированным PCemu.
        Все работает как мне надо.

        Сам интерфейс usb сделать можно, опять же проблема в драйвер. кто его будет писать?
        На карте и так не планируется PCM звук, а хотя в общем и целом он мог бы там быть. Опять же все упирается в то, кто будет писать драйвера? У нас таких людей нет. Проект не планиуертся монитизировать и уж тем более выходить на кикстартер. В гробу все это видели, кому надо найдут, закажут и купят.


        1. SADKO
          03.10.2018 21:17

          А ты уверен что драйвер нужен вообще?
          Cом-ом не обойдётся?


          1. icCE
            03.10.2018 21:31

            Ну в ISA варианте драйвер не нужен вообще да :)
            Если только не будет варианта PCM, где драйвер по определению все же нужен.
            Для PCI да и USB то же нужен драйвер. Хотя может Макса попросить сделать LPT :D


            1. scg
              04.10.2018 11:29

              libusb не подойдет?


              1. icCE
                04.10.2018 21:54

                проблема не в этом.


                1. scg
                  04.10.2018 22:01

                  А в чем? С libusb в ядро вам лезть не надо. Делайте железку да пишите плеера c плагинами для эмуляторов. Если я ничего не путаю, то для ISA шины AY карта тоже имеет не много смысла без написания софта.


                  1. icCE
                    04.10.2018 22:09

                    про AY-3-8910 для PC я не знаю. Лучше Макса спросить, что и как оно там.

                    Проблема не ползать в ядро. Как минимум надо получить VID PID для устройства. Можно конечно делать костыли и делать аля uart isa или другие вещи, но это как по мне такое себе решение.


      1. zx80 Автор
        03.10.2018 19:34

        Как уже говорил в статье, ещё раз повторю — можно проект поднять на Kickstarter, если 10 000 человек поддержит проект — то можно смело запускать серию в производство. Вы зря думаете, что аудиофилов и ностальгирующих мало. Сейчас ретроштуки вообще в моде на западе!


        1. icCE
          03.10.2018 19:39
          +1

          Что бы что-то поднимать, надо вначале довести все до ума. Welcome как говорится, а там уже будет видно. Сейчас сильно не хватает PCM части + написание драйверов + переделка всего этого для USB. Основная часть уже готова.


        1. shiru8bit
          03.10.2018 19:40
          +2

          Во-первых, для проекта на KS надо быть резидентом США. Во-вторых. чтобы набрать аж 10000 человек, нужно быть интернет-знаменитостью с многомиллионной хотя бы условно целевой аудиторией, чтобы донести информацию до людей. Иначе будет 5-10 поддержавших. Информация 146%.

          Тот же упомянутый в треде 8-Bit Guy с аудиторией в 700K набрал всего-то 2500 человек на свой проект игры, гораздо более понятный и доступный ностальгирующим продукт.


          1. zx80 Автор
            03.10.2018 19:49

            А я тоже хотел купить у него OPL3LPT для современного ПК, но подумав, что моя SB 16 будет лучше собрал для этого второй комп на базе Pentium 2. У его LPT решения есть свои недостатки, поэтому не так много людей поддержало. А я предлагаю создать полноценную звуковую карту.


            1. icCE
              03.10.2018 19:57

              Ну надо отметить, что разработка adlib3lpt не разработка 8bit.
              Если я не ошибаюсь разработал его serdef.

              Ну и цель в общем проста, на ноутах, там где есть LPT или мат платах получить звук в DOS. при всей своей совместимости x86, по железу все пролетают :)


          1. icCE
            03.10.2018 20:00

            Во-первых, для проекта на KS надо быть резидентом США.

            Это вообще не самая большая проблема. Вот найти людей и сделать рекламу, это проблема. При этом реклама играют очень важную роль, набита на своих шишках.


            1. SADKO
              03.10.2018 21:20
              +2

              Как правило люди просто находят ништяки на одной из двух популярных выставок в китае, и через кик пытаются продать уже готовый, или почти готовый продукт, рассказывая байки о том как они его там разрабатывают :-)


              1. icCE
                03.10.2018 21:31

                Это и есть реклама ;)


        1. UA3MQJ
          03.10.2018 22:05

          Я пробовал, кстати. Идея прям отличная: делать платформу для создания любого аппаратного синтезатора на базе ПЛИС. Сейчас уже многие производители стали применять. Но тогда ничего не собралось, правда на Indiegogo. Поэтому собираю сообщество. Но прогресса мало => интереса у людей мало => группа 385 человек за два года. Надо народ уметь искать, завлекать. Ну и в первую очередь — делать дело!


          1. icCE
            03.10.2018 22:22

            делать платформу для создания любого аппаратного синтезатора на базе ПЛИС

            Все цифровые в общем не сложно найти уже в каких-то реализациях на плис. Те народ делает и в общем целом все ок. Другая есть проблема с SID например, а точнее с его аналоговой частью. SID чипов крайне мало и цена на них растет. Было бы очень интересно, что бы хоть кто-то давел все до конца. Был один проект, где почти все было сделанно, но в прямом смысле человека сбил автобус. Все остальные увы не эмулируют аналоговую часть SID.


            1. zx80 Автор
              03.10.2018 22:33

              Какая-то мистика вокруг этой микросхемы, как в фильме Омен


              1. icCE
                03.10.2018 22:59

                Да вообще страшно. При этом уже есть фото sid, есть разбор фото и да же мы знаем где аналоговая часть :) Но увы, я в общем и целом мало силен в этом.


              1. icCE
                03.10.2018 23:23

                тут еще вспомнил, что эта была не первая жертва :)


      1. walti
        03.10.2018 20:06

        Не особо дороже
        prosound.ixbt.com/interfaces/lynxstudio/e44/image002.jpg

        Серийная звуковая карта на FPGA Spartan 6
        PCI-e вполне может быть сторонним IP.


      1. SADKO
        03.10.2018 21:13

        USB сделать гораздо проще, чем PCI. Это осилит даже продвинутый любитель Arduino, а для PCI нужна квалификация на пару уровней выше. И производить дороже.

        Ха-ха, это только если объём передаваемых данных не велик, допустим большой и не стабильный лаг… На практике, качественных аудио интерфейсов с USB не так уж много, E-MU и бэбики от RME сейчас может-быть кто-то ещё подтянулся. Там реализация стека на FPGA и не хитрые драйвера (в своё время на трахались с их реверсом)…
        … а на ISA\PCI без особого геморроя DMA и крохотные буфера решают проблему джиттера как класс, она сведётся к стабильности фазы клока и всё…


        1. icCE
          03.10.2018 21:34
          +1

          у motu еще приличный вариант. Я на него переполз с emu, так как creative положила давно болт на драйвера.

          С usb вообще много проблем, особенно с вариантом usb2. Кто глубоко разработкой занимался, тот в цирке не смеется. Особенно когда надо покупать да хотя бы идентификаторы. С usb3 стало чуть проще конечно и вменяемые доки, но все равно.
          Сложнее только спеки блютус реализовывать, там вообще до 4 версии можно было обнятся и плакать днями на пролет, придумывая очередной кастыль.


        1. shiru8bit
          04.10.2018 00:39

          Человек хочет древний FM-чип, управляемый софтом на современном PC. Причём тут качественные интерфейсы, DMA, джиттер, стабильность клока? Там объёмы данных от силы 15 килобайт в секунду, а сами чипы настолько тормозные, что даже 8088 на 4.77 МГц должен сделать 36 холостых записей в порт выбора регистра OPL2. Там не DMA надо, а FIFO.


          1. scg
            04.10.2018 11:39
            +1

            Там можно только на control пакетах все сделать. Можно вообще на HID протоколе. На fullspeed'е это будет 1000 команд в секунду. В старых компьютерах управление звуковым чипом обычно вешалось на прерывание видеоконтроллера и чаще чем 60 раз в секунду синтезаторы никто не дергал. Ну, может 100, если был отдельный таймер. По идее USB должен подойти.


  1. aleksandros
    03.10.2018 19:10

    Года три назад разбирал хлам на работе и нашёл AWE 64 Gold. Выглядела офигенно! Лет 15 назад такая карта была для меня недосягаемой мечтой, а тогда уже и не особо. Ну, поиграл часик в Дум 2 на старом компе, да выставил на Авито рублей за 300. Правда, через какое-то время пожалел, пусть бы лежала просто как память о мечтах юности)


    1. zx80 Автор
      03.10.2018 19:36

      AWE 64 Gold на Авито сейчас дорого ценится, а вот FM-синтез там основан на Wavetable, в плане синтезаторской музыки не очень…


      1. aleksandros
        04.10.2018 09:31

        Вон что. Кстати, помнится на моей Yamaha YMF754 мидишники звучали вполне пристойно. А то ли в 98-й Винде, то ли в XP внедрили тот самый WaveTable и MIDI играли как-то странновато.


  1. TigerClaw
    03.10.2018 22:42

    Ну opl2/opl3 было откровением только после PC спикера. Дальше хотелось табличный синтез. Но в то время это было трудно доступно. Но стоило один раз услышать, что бы влюбиться в него. Музыка звучала интересней. Но здесь есть свои недостатки. Музыка может звучать совсем по другому в зависимости от таблиц. И да я в ряде редких случаев звучит странно, особенно если мелодии писались под FM синтез. Но насколько это востребовано сейчас? Думаю не многим. Совсем ностальгирующие соберут железку, тем более с платами на чипах ESS проблем нет. Их в свое время много наделали.


    1. shiru8bit
      04.10.2018 00:49

      Тут народ не устраивают современные программные эмуляторы FM-чипов, говорят — небо и земля, хотя они звучат вполне пристойно. ESFM отличается по звуку куда сильнее. А у более поздних карт ESS эмуляция OPL3 вообще программная.


      1. TigerClaw
        04.10.2018 07:59

        Ну тогда можно купить вибру 16, которых тоже очень много продается и они даже подешевле будут. Все что массово продавалось не проблема купить сегодня. И думается мне спрос исключительно коллекционный редких карт, которые у нас многие и не видели. Так как за AdLib уже придется выложить в 5-10 раз больше денег чем за вибру 16.


      1. zx80 Автор
        04.10.2018 09:36

        Я не говорил, что эмуляторы звучат ужасно. Нет, вполне пристойно, но по сравнению с «железом» довольно суховато, потому что в наушниках заметно, как теряется детализация. А вот AY реально на порядок качественней звучит, потому что он вообще не цифровой чип. И следовательно эмоции другие, ощущения другие и конечные впечатления другие, а это главное в нашей жизни. Жизнь без эмоций теряет краски и смысл.


        1. shiru8bit
          04.10.2018 09:45

          Это аудиофилия в чистом виде, потому что в объективной реальности AY полностью цифровой чип, как и все подобные чипы. Аналог в них начинается и сразу же кончается на выходе, на 4-битных ЦАП или аттенюаторах каналов (с 100% известными характеристиками). Вся генерация звука там полностью цифровая и очень примитивная. Из всех чипов только SID выделяется наличием аналогового фильтра, но в остальном и он полностью цифровой, и устроен точно так же, как все другие.


          1. zx80 Автор
            04.10.2018 09:49

            Я вам ссылки выше приводил, как звучит реальный чип и послушайте эмулятор. Вы разве на ухо не слышите разницы? Почему-то другие люди слышат и я в том числе, а вы не слышите, может вам тогда лучше графикой заниматься, а не звуком?


            1. shiru8bit
              04.10.2018 09:55

              Разница на ухо — это крайне субъективный критерий, как и её оценка. Выше я объяснил, откуда она берётся. То, что вы слышите эту разницу и придаёте ей какое-то особенное значение, не делает реальностью ваши заблуждения относительно внутреннего устройства чипа.


              1. zx80 Автор
                04.10.2018 10:03

                То что железо звучит лучше это подтверждают тысячи людей, а не только я, а вы тут пытаетесь опровергнуть. По сути вы ложно утверждаете. Зачем?? Зачем вы пытаетесь ложно утверждать, когда сами выше говорили, что эмуляторы плохого качества:

                До сих пор большая часть эмуляторов платформ с FM-чипами Yamaha всё ещё использует код, идущий аж из 2001 года. В то время про внутреннее устройство чипов было известно мало, почти ничего


                1. shiru8bit
                  04.10.2018 10:11

                  Я опровергаю ваше заявление, что AY — вообще не цифровой чип, т.к. это абсолютное заблужение (заодно ярко демонстрирующее ваш уровень компетенции). И к FM он отношения не имеет (уровень понимания, о чём вообще речь).

                  Апелляция к аудиофилии тысяч людей, которые также понятия не имеют, о чём рассуждают, руководствуясь исключительно собственными эмоциями — слабый аргумент. Каких только чудаков нет на свете, знаете ли. Некоторые слышат разницу в особом расположении кабелей. Есть и такие, которые слышат разницу между AY-3-8910 и AY-3-8912, рассуждая о детализации и глубине и прочих абстрактных параметрах. Только внутри этих чипов стоит ровно один и тот же кристалл, разница исключительно в корпусировке.


                  1. zx80 Автор
                    04.10.2018 10:23

                    А вы сразу с маху за всех тысяч людей расписались «которые также понятия не имеют, о чём рассуждают» — извините, дальше можно с вами не дискутировать…


                  1. zx80 Автор
                    04.10.2018 10:29

                    Может быть я не прав, но я предполагаю, что вы из тех людей у которых мозг воспринимает музыку не так остро, как другие, зато вы логически, технически лучше соображаете, чем другие



                    1. icCE
                      04.10.2018 21:56

                      Может быть я не прав, но я предполагаю, что вы из тех людей у которых мозг воспринимает музыку не так остро


                      Может быть, только shiru8bit на эмуляции собаку съел, при этом не одну :)


                  1. walti
                    04.10.2018 11:28

                    Аналоговая схемотехника не равна цифровой, таже разная корпусировка может дать пару дБ искажений и помех, например из-за близости цифровых выходов к аналоговым.


                    1. shiru8bit
                      04.10.2018 11:33

                      Ещё раз, AY-3-8910 не аналоговый, это элементарный набор программируемых счётчиков-делителей, делящих входную частоту от кварцевого генератора. Сплошная ТТЛ логика. Аналоговые выходы с ЦАП (которые просто задают выходной уровень либо 0, никаких сложных процессов там нет) на кристалле расположены всяко ближе любых выводов корпусировки, какие пару дБ помех?


                      1. walti
                        04.10.2018 13:22

                        Именно по этой голой м/с — некуда.
                        Но народ явно слушал какие-то готовые изделия с разными корпусами на борту.
                        Если это были версии одного и тогоже, то разница сомнительна.
                        А так карта Х, как готовое изделие звучит по другому от карты У.


                      1. zx80 Автор
                        04.10.2018 13:38

                        Это всё правильно, но аппаратный чип AY-3-8910 будет звучать в 2-3 раза лучше, чем на эмуляторе по ряду причин. Ну опять повторять? Что за дурдом вы тут разводите? Хватить троллить!!!
                        AY-3-8910 генерирует звук с частотой до 125 kHz, а звуковые на ПК работают на 44-48kHz, плюс недочеты эмуляторов и т.д. То же самое касается и FM-синтезаторов, просто на AY было проще всего продемонстрировать на записях в mp3 в soundcloud, а в реале звучит ещё чуть по другому, потому что mp3 режет частоты


                        1. walti
                          04.10.2018 13:59

                          Ряд причин сводится с аналоговому дизиренгу (шуму по простому).
                          Некорелированные с сигналом шумы впринципе не напрягают и придаю некой ретровуали.


                        1. SADKO
                          04.10.2018 16:09

                          Постой паровоз, не стучите колёса, я иногда использую 192 килогерца PCM ЧЯДНТ?
                          Человек всё правильно пишет, о потенциальной возможности 100% эмуляции, и правильно пишет, хотя 125 kHz там не потолок, есть-же ещё гармоники, если их не зарезать, и эти гармоники в некоторых случаях будут воздействовать на усилитель…
                          Но это всё симулируется и\или имитируется.
                          … ведь даже если вы способны услышать сигнал с частотой в 125 kHz от сигнала в 50kHz вы его отличите разве что по амплитуде, психоакустика она такая…


                          1. shiru8bit
                            04.10.2018 16:30
                            +1

                            Для эмуляции AY важно, чтобы частота дискретизации была ровно Fclock/8, или хотя бы кратная. Иначе будет алиасинг и соответствующие артефакты передискретизации. Причём для разных платформ точное значение будет разным, для оригинального ZX Spectrum 128K это 3546900/2/8=221681 Гц. Собственно, в этом главная проблема на сегодняшний день, а вовсе не в эмуляции внутреннего устройства чипа. В разных эмуляторах она решается по разному, где-то апсэмплинг до общего кратного и разные фильтры, где-то band limited синтез, где-то вообще не парятся и просто давят алиасинг интерполяцией или фильтром прямо на частоте дискретизации звуковой карты.


                            1. UA3MQJ
                              04.10.2018 16:43

                              Хороший ответ!


                            1. SADKO
                              04.10.2018 17:12

                              Ой, а можно попросить ссылочек где-что?
                              … видимо не достаточный из меня аудиофил, ибо как по мне, так при таком раскладе ИМХО ресэмплинг даже с линейной интерполяцией должен бы быть весьма годен.
                              Я последний раз я использовал реальный спектрум в начале нулевых, тк эмуляторы были так-себе, а мне хотелось того самого интерфейса и тех самых инструментов\орнаментов которые у меня были, ну и запись\оцифровка с ленты басов на биениях придавала им особый шарм…


                              1. shiru8bit
                                04.10.2018 17:29
                                +1

                                Если эмулировать чип на 221 КГц и делать даунсэмплинг в 44100, линейная интерполяция в общем случае звучит более-менее терпимо. Но в пограничных случаях вылезают косяки, а их в продвинутой AY-музыке хватает. Например, так называемая 'тихая огибающая' (тон, создаваемый генератором огибающей, промодулированный ультразвуком для снижения энергии) начинает звучать вообще не так, появляется высокочастотный паразитный тон с биениями. По этой причине в AY Emulator есть выбор метода передискретизации, а в Vortex Tracker выбор порядка фильтра — на момент написания этого софта мощности среднего компьютера не хватало для лучшего метода и нужно было искать компромисс (если комп слабый и редкие трюки не важны, можно было понизить качество ресэмплинга).

                                Где что — я сейчас в деталях уже не вспомню, но вот здесь перечисляется часть известного (раздел 'а что в мире?'): hypr.ru/blog/139.html

                                По смутной памяти могу дополнить, что в Unreal Speccy какой-то хитроумный алгоритм передискретизации, что оверсэмплинг виртуальный, без промежуточного буфера (т.е. рендер идёт на частоте звуковой карты, но как если бы был 64-кратный оверсэмплинг). В Game_Music_Emu band limited синтез. Если отойти от AY, band limited подход таже применяется в FamiTracker. Хотя с точки зрения традиционной эмуляции это не особо аутентично, воссоздаётся не внутреннее устройство, а его выход (подход чёрного ящика), результат очень достойный.


                            1. zx80 Автор
                              04.10.2018 17:32

                              Да лучше взять готовый чип Ay8910 или YM2149, которые стоят по $0.5 за штуку в розницу, а оптом дешевле и прикрутить к такой звуковой как эта C-Media 8738LX. И продавать и развивать производство ПК-комплектующих в России. Контента — тонны музыки, огромная армия поклонников AY-музыки в России, Белоруссии, Украине и в Европе… Рыночная ниша пуста и свободна…
                              Я думаю такую звуковую как C-Media 8738LX собрать сможет любой инженер даже в одиночку, если Макс Крюков смог сделать в одиночку реверс инженеринг Innovation SSI-2001.


                              1. icCE
                                04.10.2018 22:02

                                Опять же вопрос драйверов, кто их будет писать?
                                с FMmonster все просто, там все на стандартных адресах, но все равно нужна будет вторая карта для PCM звука.
                                Да же если мы возмем условно чип возникает следующие
                                1) все же написать драйвер, при этом не только для новых систем но и для старых.
                                2) что делать когда производитель свернет производства чипа?


                                1. zx80 Автор
                                  05.10.2018 12:15

                                  Для драйвера нанять программиста, может найдется такой человек
                                  По поводу сколько чипов потребуется можно будет подсчитать если вывести готовый проект на КС
                                  Помимо звуковой карты с чипом AY можно запустить с сеговским чипом YM2612 или двумя YM2203. Если с картой будет прилагаться плеер и трекер для создания музыки, как сделала Адлиб — успех гарантирован, потому что у сеговской музыки много поклонников. В принципе на AY даже лучше и не делать, а на YM2203 — потому что он содержит в себе AY часть. Например, звуковая ZXM-SoundCard тоже построена на двух YM2203, только нам нужна PCI-e x1

                                  Но если подсчитать сколько можно заработать, например, в магазине ДНС она стоит 3000 — значит ДНС 1000 наварил, остается 2000 — в лучшем случае 1000 прибыли. С 10 000 карт — прибыль 10 млн. не больше, а ещё организация производства. В общем не густо, работа чисто за идею. Гораздо выгодней в плане заработка — разработка мобильных игр и приложений, а тут затраты…

                                  Вкладывать деньги в рекламу не нужно — если есть товар в прайсе крупных магазинов — это уже реклама


                      1. mpa4b
                        04.10.2018 19:51

                        ТТЛ, говорите? Ну-ну, в общем-то и свой 'уровень понимания, о чём вообще речь' вы продемонстрировали.

                        AY-8910, AY-8912 и даже YM2149 сделаны на NMOS техпроцессе.


                        1. shiru8bit
                          04.10.2018 20:12
                          +1

                          Подловил. красавчик. Продемонстрирую ещё кое-что: да, это моя ошибка.

                          Не буду объяснять, откуда она взялась. Сразу к сути: это как-то отменяет остальную аргументацию? Техпроцесс полностью меняет логическую модель чипа и превращает его в аналоговый? Одна ошибка с моей стороны даёт право нести любую дичь с другой? Аудиофилы всё же побеждают здравый смысл?


                          1. mpa4b
                            05.10.2018 17:44
                            +1

                            В те годы техпроцесс сильно определял состав логических элементов и принцип построения логики. Например латчи были сильно дешевле флипфлопов, и пользовались ими по возможности. Динамические латчи были ещё дешевле (это в NMOS проходной транзистор, работающий на затвор следующего, ёмкость которого и выполняла роль латча). Техпроцесс напрямую определял, как именно лог. дизайнеры будут рисовать схему чипа и какие логические элементы стараться использовать. Например nor в NMOS процессе может быть сильно 'разлапистым' — просто ставим параллельно много транзисторов, а с nand их пришлось бы ставить последовательно и из более 3-4 штук уже очень хреновый nand вышел бы. Решение использовать динамические латчи, статические или вообще всё на флипфлопах делать тоже во многом определяет то, какую схему спроектируют (например для латчей типично наличие 2 противофазных внутренних клоков и схема работает по 2 шага за входной такт).

                            В остальном мне не очень интересны аудиофильские споры (сторонников аудиофилии с противникам), но вы в данном случае, как мне кажется, слишком сильно стали давить оппонента 'понтами', из-за чего и пришлось немного охладить ваш пыл :)


                            1. shiru8bit
                              05.10.2018 19:15
                              +1

                              Оппонент после длительного обсуждения внезапно заявил, что AY — вообще не цифровой чип, и потому звучит на порядок (что равно 'в 2-3 раза') 'лучше'. Чип, однако же, именно цифровой. Сообщить об этом человеку — задавить понтами? Да, в форме я погорячился, но это слегка огорчает, когда оказывается, что у оппонента в диалоге вообще нет научно обоснованной позиции, и все технические детали ему не интересны.

                              ТТЛ взялось из давней задумки сделать полноценную реплику чипа на 74 серии. Лет десять (с написания своего программного эмулятора) периодически возвращаюсь к этой идее, и потому часто думаю об устройстве чипа в таком ключе. Предположительно подобное делалось в начале 90-х, но всё, что дошло до наших дней — краткие упоминания в прессе, которые в то время весьма интриговали. В дизайне микросхем на транзисторном уровне я мало что понимаю, это факт. Могу спроектировать несложное устройство из готовых, и оно, возможно, даже будет работать.


                  1. Zolg
                    04.10.2018 13:13

                    Есть еще категория людей, описывающая бездушность софтовой цифры и божественность аппаратного типа аналога.
                    И предлагающая убедиться в ней послушав записи того и другого. В mp3.


              1. UA3MQJ
                04.10.2018 16:39
                +1

                Был тут конкурс — слепое прослушивание. Давалось что-то типа 8 вариантов звучания разных эмуляторов AY. Они по звуку отличались даже друг от друга. Это было слышно даже мне. Я, конечно, все 8 друг от друга не отличил бы, но на 2-3 группы их как-то поделил.
                И вот если эмуляторы разной степени качества отличаются друг от друга, то и от железной АУ почему бы им не отличаться?


                1. SADKO
                  04.10.2018 17:30

                  Выше упомянуто про частоты, а ведь не малую роль играл ещё генератор огибающей, знамениты басы с него получались, но этим не ограничивалось, можно было ещё программно дрючить регуляторы громкости, что в каких-то демах использовалось как спецэффект, в результате выдернутый протрэкерный модуль, играемый тупо по прерываниям звучал иначе чем дема. Да и дема на компах с разной частотой клока звучала по разному, точная настройка происходила вместе с мультиколором…
                  Так-что разница может быть обусловлена самим эмулем, ибо AY8910 и иже с ней суть кончечнные автоматы, по звуку на моей памяти отличалась лишь YM2149F но у неё и потроха немного иные…


                  1. UA3MQJ
                    04.10.2018 17:44

                    Да, согласен. Можно было крутить звук и не по кадровой синхронизации.
                    Есть еще пара статеек по поводу такого тонкого управления. Вдруг заинтересует:

                    Сидоры и Аигреки dlcorp.nedopc.com (ZX-Форум) (21+, запрещено для детей)

                    Немного о скважности, сидсаунде и всём таком

                    Ямаха и AY реально разные — это да (разрядность, логарифм, нагрузочная способность выходов, влияющая на стереоэффект). В эмуляторах даже переключатель есть.


  1. zx80 Автор
    04.10.2018 10:23

    .