Мы обобщили базовые основы в одну шпаргалку для себя и делимся с вами:
- Какие бывают требования и чем они характеризуются,
- Типы задач и порядок их описания в Issue tracker,
- Как оформлять User story и Tech story,
- Как описывать баги,
- Настройка конвейера развертывания.
Опытные инженеры вряд ли узнают из статьи что-то новое, но надеемся, что начинающим специалистам эта информация пригодится.
Какие бывают требования и чем они характеризуются
Перед каждым проектом стоит ряд требований. Важно все их понимать и не путать.
Бизнес-требования определяют, что система должна делать с точки зрения бизнеса.
Например: приложение должно позволять пользователю осуществлять продажу билетов и дополнительных услуг с целью увеличения продаж агентов.
Пользовательские требования описывают цели и задачи пользователей, которые будут осуществлять работу в системе для реализации бизнес-требований. Пользовательские требования часто представляют в виде User cases.
Например: как пользователю, мне необходимо осуществлять продажу услуг за мили.
Функциональные требования — что система должна делать. Определяют функциональность (поведение) системы, которая должна быть создана разработчиками для того, чтобы пользователи смогли выполнить пользовательские требования.
Нефункциональные требования — как система должна работать. Сюда входят требования к производительности, качеству, ограничения, usability и т. д.
Типы задач и порядок их описания в Issue tracker
Итак, мы описали виды требований. Теперь разобьём их на типы задач, расшифруем каждый тип и расскажем, как правильно его описывать.
Начнём с самой эпичной, то есть с Epic.
Epic — это общая задача, в которой собраны все User Story с учётом времени разработки сервиса. Он описывает главную цель продукта или сервиса. Основная цель Epic — собрать задачи и хранить их в одном месте независимо от того, какие новые требования выдвигаются к продукту. Epic всегда больше user story и может даже не умещаться в одной итерации.
Решение Epic-задачи позволяет создать MVP (Minimal Viable Product) — минимальный жизнеспособный продукт. Другими словами, то, что необходимо выпустить, чтобы изучать и адаптировать продукт по откликам от конечных пользователей.
Чем Epic отличается от User Story?
- Epic — это просто большая история пользователя, отличительной особенностью которой является наличие явной ценности для пользователя.
- Начиная формировать истории пользователей, т. е. собирая требования к проекту, мы обычно движемся от общего к частному — сначала определяемся с концепцией проекта, выделяем основные персоны (пользователей системы), формируем перечень основных фич, и дальше эти фичи детализируем в отдельные пожелания — User story.
Порядок описания Epic таков:
- Название / Summary Title — название нового функционала.
- Описание / Description — пишется по шаблону:
Роль пользователя (как такой-то пользователь, я…) / Действие пользователя (хочу сделать что-то…) / Результат действия (чтобы получить такой результат, который…) / Интерес или выгода (позволит мне получить такие-то выгоды…). - Примерный план реализации или краткое описание основных User Stories, которые будут выполнены в рамках Epic с учетом MVP.
- Вложения / Attachments — прикрепляем переписку, технологии и другую необходимую информацию.
Как оформлять User story и Tech story
Отличие User story и Tech story в том, что Tech Story относится к функциональным требованиям, которые нужно учесть и описать в задаче при разработке продукта. И в роли потребителей здесь выступают части системы.
Описывать их несложно. Главное помнить, зачем все это делается.
Порядок описания User story вполне стандартный:
- Название / Summary / Title — краткое описание нового функционала или доработки на языке, понятном заказчику.
- Описание / Description включает в себя основную цель и желаемый результат. Как, <роль пользователя>, я <хочу получить>, с целью <результат действий>.
- Критерии приёмки / Acceptance Criteria — это список приоритетных критериев продукта. То есть измеримое определение того, что следует сделать с продуктом, чтобы он был принят заинтересованными сторонами проекта.
- Технические заметки, модели, макеты, структурные схемы страниц.
- Вложения / Attachments — все необходимые технологии, документы, переписка с заказчиком.
Как описывать баги
Какую информацию нужно указывать, когда депортим баг:
1. Название / Summary / Title кратко описывает суть ошибки и указывает на место, где находится проблема.
2. Описание / Description содержит следующие шаги:
• как воспроизвести ошибку / шаги по воспроизведению,
• текущий результат,
• ожидаемый результат.
3. Вложения / Attachments — все необходимые логи, скриншоты, ссылки на Kibana и другие файлы.
4. Среда / Environment — отметка, в какой среде воспроизводится ошибка, и категория, к которой относится проблема. Например, ошибка на UI, ошибка CORE, ошибка SWS и т. д.
5. Приоритет / Priority позволит каждому члену команды оценить серьёзность проблемы, а менеджеру — увидеть её в списке первых кандидатов в sprint.
И не забывайте ставить корректный уровень приоритета :)
Теперь, когда разобрались с общими принципами работы, расскажем, как организовали конвейер развёртывания.
Настройка конвейера развертывания
Чтобы ускорить поставку наших сервисов до продакшна, мы внедряем новый конвейер развертывания и используем GitFlow для работы с кодом.
Чтобы делать это быстро и динамически, мы развернули несколько GitLab-раннеров, которые запускали все задачи по пушу разработчиков. Благодаря подходу GitLab Flow, у нас появилось несколько серверов: Develop, QA, Release-candidate и Production.
Continuous Integration начал собирать и прогонять тесты по каждому комиту, прогонять unit-тесты и интеграционные тесты, складывать артефакты с поставкой приложения.
Разработка происходит так:
- Разработчик добавляет новый функционал в отдельной ветке (feature branch). После этого он создает запрос на слияние его ветки с магистральной веткой разработки (Merge Request to Develop branch).
- Запрос на слияние смотрят другие разработчики, принимают его (или нет) и исправляют замечания. После слияния в магистральную ветку разворачивается специальное окружение, на котором выполняются тесты на поднятие окружения.
- Когда все эти этапы закончены, QA инженер забирает изменения к себе в ветку “QA” и проводит тестирование.
- Если QA инженер согласовывает проделанную работу, изменения переходят в ветку Release-Candidate и разворачиваются на окружении, которое доступно для внешних пользователей. На этом окружении заказчик производит приемку и сверку технологий. Затем мы перегоняем всё в Production.
Если на каком-то этапе находятся ошибки, то именно в этой ветке мы их и решаем, после чего выкладываем результат в Develop.
Также мы сделали небольшой плагин, чтобы Redmine мог сообщать нам, на каком этапе находится фича. Это помогает тестировщикам оценить, на каком этапе нужно подключаться к задаче, а разработчикам — править ошибки. Так они видят, на каком этапе произошёл сбой, могут пойти в определенную ветку и воспроизвести её там.
Надеемся, вам было полезно.
Комментарии (10)
qwertyRu
22.10.2018 12:20Можно подробностей,
Используете контейнеры (чем оркестрируете) или отдельные виртуальные сервера?
Есть ли что то интересное в действиях ранеров?
Как именно тестировщики идут в ветку для воспроизведения ошибок?eastbanctech Автор
22.10.2018 12:32Используете контейнеры (чем оркестрируете) или отдельные виртуальные сервера?
Используем отдельные виртуальные севера.
Есть ли что то интересное в действиях ранеров?
Уточните ваш вопрос, пожалуйста. Вы рассматриваете возможность перехода на Gitlab CI, и вам нужно понять стоит это делать или нет?
Как именно тестировщики идут в ветку для воспроизведения ошибок?
Тестировщики не "ходят" в ветку. Руками тестируется магистральная ветка, созданая специально для этих целей с очевидным названием QA. Мы руками не тестируем каждый фича бранч отдельно.
qwertyRu
22.10.2018 12:56Используем отдельные виртуальные севера.
Конфигурация ПО на них определяется динамически (например есть файл описания среды в ветке), или есть статический файл конфигурации, который обновляется по мере необходимости?
Вы рассматриваете возможность перехода на Gitlab CI, и вам нужно понять стоит это делать или нет?
Нет, уже перешли, теперь настала стадия «А правильно ли все сделано? может есть более лучший способ, практики?»
Например. После принятия кода в магистральную ветку запускаются тесты (окружение поднимается тоже ранером или уже готово? это пересекается с вопросом о динамическом окружении)
Так они видят, на каком этапе произошёл сбой, могут пойти в определенную ветку и воспроизвести её там
Думал что это про тестировщиков, ошибся.eastbanctech Автор
22.10.2018 13:35Конфигурация ПО на них определяется динамически (например есть файл описания среды в ветке), или есть статический файл конфигурации, который обновляется по мере необходимости?
Вся конфигурация находится в гите. При деплойменте выгружаем на сервера. Разработчик, выполняющий задачу, отвечает за то, чтобы в настройках всех окружений стояли правильные настройки, которые он добавляет или меняет.
"Нет, уже перешли, теперь настала стадия «А правильно ли все сделано? может есть более лучший способ, практики?»"
Мы на нескольких проектах используем Gitlab CI и с контейнерами, и без. То есть опыт у нас довольно обширный. Но без предмета обуждения сложно сказать. Если приведете пример вашего файла, то сможем прокомментировать.
Сейчас ждем новую версию Gitlab CE, в которой будет доступна возможность разделить .gitlab-ci.yml на несколько файлов.
Мы все запускаем ранером. Он деплоит, ждет, чтобы все запустилось, выполняет тесты и т.д.
chemtech
Можно ли опубликовать ваши схемы в более хорошем качестве? Заранее спасибо.
eastbanctech Автор
Спасибо, перезалили схемы в статье. Увы, Хабр ужимает картинки. Если каждую схему открыть в новом окне — видно лучше.
chemtech
Можно ли получить оригинал «Внедрения конвейера разверывания»?
Хочу поправить шрифты и повесить на стенку на работе
eastbanctech Автор
Конечно. Напишите вашу почту в ЛС?
chemtech
Еще скажите пожалуйста кто входит в «Царство Tech»?
eastbanctech Автор
Это люди, которые осуществляют приемку. В нашем случае — технологи заказчика.