Когда заказчик впервые обозначил идею своего проекта — Роснацздрав, она показалась очень интересной. Собственно, так оно и было.

Только представьте, федеральная ассоциация, которая объединит в себе медицинские организации со всей России, позволит простым пациентам из любой точки страны, получить онлайн-консультацию профильного специалиста, скажем, из Москвы, а при необходимости записываться и на реальный прием.

На начальной стадии могло немного насторожить, что описанная выше концепция и была сутью ТЗ. Но проект интересный и амбициозный — поэтому принять участие в формировании более адекватного ТЗ было даже интересно.

В итоге оно было сформировано. Предполагалось создать максимально понятную оболочку продукта в виде сайта, где клиент, предоставив минимальный набор параметров, попадал в личный кабинет, который и был основной проекта.

Помимо этого для привлечения организации в ассоциацию предлагалось участие последних в законотворческой инициативе. Проще говоря, если собрать несколько крупных организаций в одну ассоциацию, вполне можно лоббировать законы, которые помогут осуществлять их деятельность.

Заказчик, правда, очень боялся использовать слово “лоббировать”, хотя в нём нет ничего негативного, и даже попросил исключить его из презентации проекта, но об этом позже.

Личный кабинет, точнее личные кабинеты, представляли собой многоуровневую систему взаимодействий между врачом, пациентом, организацией, а также между врачами разных организаций.

Когда ТЗ было утверждено — началось создание прототипов и логической структуры проекта, работа была поистине огромная — сотни страниц прототипов, которые, помимо того, что должны были отображать визуальное структуру — так ещё являлись и своего рода ТЗ для будущего программирования.

О том, что ТЗ было предварительным, мы на тот момент не знали. К счастью (ну, как выяснилось позже, к несчастью) заказчик предпочитал личные встречи для обсуждения проекта. Обычно — это даже лучше, позволяет ускорить процесс, и согласовать отдельные детали в режиме “plug&play”.

Но, увы, каждая встреча становилась не рубежом, после которого должен был начаться следующий этап разработки, а мозговым штурмом, в духе: “А давайте вот так сделаем!”, “А вот мне тут идею подкинули”. В итоге уже готовые прототипы приходилось переделывать, причем, учитывая достаточно прямую взаимосвязь всех элементов кабинета — небольшая, по виду, правка, могла привести к тому, что изменять приходилось практически всё. Наверное, и не стоит говорить — что заказчик считал правки такого рода обычным рабочим процессом, и увеличивать смету целесообразным не считал.

Практически на каждой встречи выяснились новые обстоятельства, вроде невозможности определенных видов консультаций, например консультации “врач-пациент” по законам Российской Федерации, и необходимости для пациента идти к врачу в своём городе, и в его присутствии проводить онлайн-консультацию. Причём последний должен был быть членом ассоциации для непосредственной возможности использования личного кабинета и самого ПО для проведения сеанса TrueConf, интегрированную в личный кабинет.

Отдельно стоит упомянуть про экспертность, и ее значимость при разработке проектов. Первое время, на встречах присутствовал достаточно известный врач-кардиолог, он, что называется, ратовал за продукт, а не за его оболочку. Предлагал действительно интересные идеи, и что важнее — считал более важным реальный запуск проекта, чем его бесконечную переделку «на коленке». Учитывая, что он настоящий врач, казалось бы, к его советам надо прислушаться. Но, судя по тому, что после 3-ей встречи он из проекта выбыл — экспертность посчитали не самым важным параметром при разработке. Что забавно — вместо кардиолога, на одну из следующих встреч, пришёл уже стоматолог.

В итоге было подготовлено две итерации дизайна, согласование которых, к счастью, прошло без особых проблем.
А дальше начался самый настоящий треш и угар, заказчик, видимо не понимая как именно происходит процесс программирования, решил связаться с программистом сам, в обход нас, и не просто связаться, но и начать давать ему новые вводные напрямую, а позже решил и вовсе платить ему напрямую, но при этом, продолжая работать с нами.

В итоге, сверстанный и выкаченный проект оказался в стазисе, потому что программная часть была построена на новых неожиданных идеях, которые никто до нас не донес. Программист, видимо, посчитал, что это сделал заказчик — а заказчик посчитал, что всё автоматически интегрируется и будет работать, какие правки не давай.

Несмотря на то, что мы продолжали сотрудничество, подготовили полноценную презентацию проекта, макеты визиток сотрудников и компаньонов заказчика (которые, по ходу работы, менялись два раза) — огромный проект так и не смог взлететь.

Ещё на начальном этапе мы предлагали добавить проект на ФРИИ (Фонд Развития Интернет-Инициатив), проработать слабые места, узнать дополнительные экспертные мнения — но заказчик эту идею отверг. Он и так знает, что делать. Примечательно это тем, что несколько месяцев спустя, в общем чате мы увидели сообщение в духе: «А почему мы ФРИИ не использовали?»

В итоге, в каком-то отчаянном шаге, заказчик нашел дизайнера, который сделал абсолютно странный, и не соответствующий логике дизайн, а после, так и вовсе нанял компанию (мы так и не выяснили какую), которая превратила огромный федеральный проект в небольшой сайт-визитку на тильде, в котором даже не потрудились подобрать качественные изображения, а кнопка «Личный кабинет» в углу экрана так и осталась кнопкой ведущий в никуда.

Всегда печально, когда интересный проект не доходит до реализации, но еще печальнее, когда уже почти реализованный проект умирает, потому что заказчик так и не смог понять, что он хочет, а новых замечательных идей, с каждым разом было всё больше.

Как итог, сайт-визитка вместо федерального многофункционального портала.

Комментарии (60)


  1. alexsibtone
    04.11.2018 21:12
    +2

    «Слезы радости» застили глаза после прочтения. Полезно знать, что род подобных заказчиков не только занимается недвижимостью и доставкой грузов, а и пробует себя в медицине. Дас, все грустно.


  1. poloart
    04.11.2018 21:19
    +3

    Я бы вообще не стал работать с государственными организациями.
    Для меня это как табу.

    Странно, что некоторые себе позволяют видеть «Роснац...» в виде «заказчика».

    Шли бы они в пень, себе потом будет дороже с такими работать.
    Слишком много вокруг примеров, господа.


    1. roboqueer
      04.11.2018 22:33
      +1

      Это не государственный заказчик. Это какая-то мутная «ассоциация» с названием, похожим на что-то «государственное».


      1. poloart
        04.11.2018 22:39
        +1

        Да тем более.
        Мы столько секса поимели с «интерсекьюритифорум», что никому такого не пожелаю.
        Оно даже гуглится — можете посмотреть.

        Всё, что косит под государственную структуру, всё, что в составе заказчиков имеет государственные структуры — ровным строем идёт в пень.
        Иначе, у вас будет секс на каждом этапе согласования, создания и внедрения.

        Проще частникам сделать интернет-магазин керамической плитки.


    1. DrPass
      05.11.2018 04:17

      Да и среди негосударственных таких миллион. Но как по мне, тут и разработчик наделал ошибок со своей стороны. Заказчику-то несложно сказать «а давайте всё переделаем нафиг». Но разработчик в ответ на это не должен всё переделывать нафиг (ещё и без увеличения сметы), а объяснить заказчику, сколько и почему это ему будет стоить, и по деньгам, и по срокам.
      А ещё, пункт о разрешении таких ситуаций (а-ля «в случае изменений уже разработанного функционала такие работы выполняются как дополнительные, за отдельную плату»). необходимо изначально включать в договор с заказчиком. Благо, он обычно даже с самыми сложными заказчиками не вызывает вопросов.


    1. AquiHostStrider
      05.11.2018 09:18
      +5

      «Если вы не любите людей — значить вы просто не умеете их готовить»(с)Людоед.
      Нет, государственный заказчик — это особенный заказчик типа «араб», к которому нужен особенный подход. Особенность в том, что с ним ни в коем случае не надо пытаться «дружить», надеясь на дальнейшее сотрудничество и партнёрство (ибо сами знаете насчёт страны...), а стараться брать оплату за каждый взбрык. Переделка макета — столько-то, реализация идеи — столько-то, реализация глупой идеи — в двойном размере, ложный вызов менеджера по работе с клиентами — гоните оплату, барин. Итоговый проект не взлетит с вероятностью 90%, это нужно просто принять как данность. Но главное — самим в пролёте не остаться по деньгам.


    1. valis
      05.11.2018 15:05
      +1

      Тут нужно понимать специфику.
      У этих людей нет ни капли заинтересованности в выпуске продукта. Большие дяди собрались и решили запилить проект, выбили бюджет и спустили задачу более мелким дядям (задачу спустили а цели, что важно, так и остались в голове у больших дядь, если вообще не были забыты).
      А далее стандартный сценарий — есть бюджет, есть задачи и есть люди, которым сказано копать от забора до обеда они и капают от забора до обеда. Их главная цель (если не разводить холивары про откаты) — соблюдать спущенные с верху сроки и деньги + получать ЗП. Интереса в запуске продукта уже нет.
      Тоесть если Вы хотите заработать относительно легкие деньги и у вас команда чуть ниже среднего (там явно не нужны супер звездная команда разработки, дизайнеры от бога или не спящие ночами продакт овнеры) велкам на тендеры к гос сектору или внутренние проекты крупных корпораций (там примерно творится тоже самое что и в гос структурах)


  1. Imbecile
    04.11.2018 21:25

    1. От постоянных правок помогают гибкие методологии. А вы, похоже, решили всё и сразу задизайнить, а потом реализовать.
    2. Не совсем понятна ваша роль. За что отвечали в проекте?


    1. mekhaga Автор
      04.11.2018 21:29

      Можно узнать подробнее про гибкую методологию? Мы сначала сделали кучу прототипов, а потом дизайн.

      Я и проджект и дизайнер проекта


      1. Imbecile
        04.11.2018 21:51
        +1

        https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкая_методология_разработки

        Исходя из вопроса, я начинаю догадываться о причинах описанного развития проекта.


        1. roboqueer
          04.11.2018 22:38
          +1

          Собственно, статья не просто про провал проекта, а про некомпетентность всех сторон — и прежде всего, автора статьи.


          1. mekhaga Автор
            04.11.2018 22:41

            Очень интересно на чем основан ваш аргумент? В каком месте мы были некомпетентны? Все было в срок, соответствовало все ТЗ, все этапы были согласованы. А оценивать уровень компетентности по постоянным доработкам заказчика, это как-то… глупо


            1. Imbecile
              04.11.2018 22:49
              +2

              Есть такое понятие: управление ожиданиями заказчика. И вот тут вы похоже не справились, как ПМ. Потому как работа ПМ, в том числе, заключается в том, чтобы предложить такой подход, который бы учитывал постоянные правки. Я не зря упомянул гибкие методологии. Они действительно могут помочь. И когда человек, который называет себя ПМ, с одной стороны, спрашивает: что это такое, agile? А с другой стороны, сваливает неудачу проекта на заказчика, который постоянно приносит правки, возникают резонные сомнения в его компетентности.


              1. mekhaga Автор
                04.11.2018 22:52

                Ну в статье написано, что на все наши идеи были категоричные отказы. Какое бы вы решение могли предложить?


                1. TimsTims
                  05.11.2018 10:14
                  +3

                  Самый правильный вариант в таком случае — каждое изменение или отступление от ТЗ — это деньги+время. Если заказчик и на такие ваши «идеи» отвечает категоричным отказом, то сразу очевидно, что ничего не получится.


              1. Delphinum
                05.11.2018 13:13

                Гибкие методики это не серебренная пуля, они никак не помогут при работе с заказчиков вида — а давайте все переделаем. Вы неделю пилите пачку мелких функциональностей, а на следующем совещании вам говорят — вы ничего из того, о чем мы договаривались не сделали, мы обратимся в другую компанию, а с вами посоветуем никому дел не иметь.

                В данном случае только метод «каждая работа должна оплачиваться» без попыток «подружиться» с клиентом.


                1. Imbecile
                  05.11.2018 13:58

                  1.

                  Гибкие методики это не серебренная пуля

                  Да, согласен, agile — не серебряная пуля. Но, он может сильно помочь в описанной ситуации, если уметь им пользоваться.

                  2.
                  они никак не помогут при работе с заказчиков вида — а давайте все переделаем.

                  Они как раз на такое и рассчитаны. Закончили спринт (допустим, здесь и далее у нас Scrum). А дальше — хоть с нуля, хоть переноси с веб на десктоп. Главное, спланировать на следующий спринт.

                  3.
                  Вы неделю пилите пачку мелких функциональностей, а на следующем совещании вам говорят — вы ничего из того, о чем мы договаривались не сделали, мы обратимся в другую компанию, а с вами посоветуем никому дел не иметь.

                  «Гибкая методология» — не равно «отсутствие требований, плана и т.п.». Нельзя работу работать в спринте и в итоге сделать не то, что было поставлено, как цели на спринт, а что-то другое. И договорённости все фиксируются. И закзачик сам принимает участие в определении целей.

                  4.
                  В данном случае только метод «каждая работа должна оплачиваться» без попыток «подружиться» с клиентом.

                  Одно другому не мешает. Работа должна быть оплачена всегда.


            1. tommyangelo27
              04.11.2018 23:03

              На доработки заказчика можно соглашаться только с подписанным Change Order. Все остальное (включая чаты, емейлы, личные разговоры) — это не документы, к делу не подошьешь. Соглашаться на доработки бесплатно и не задокументированно — путь к закономерному провалу.


              1. mekhaga Автор
                04.11.2018 23:06

                Да нет же, все это было за доплату, естественно. Каждая доработка оплачивалась и подписывались промежуточные акты.


            1. roboqueer
              05.11.2018 20:13

              С девятого абзаца и далее везде.


      1. ganqqwerty
        05.11.2018 16:23
        +1

        Вот это неправильно. В любой момент времени у вас должна быть готовая версия сайта, которую можно взять и использовать на производстве. Бесконечные не работающие прототипы и ковыряние в стадии пре-релиза — это плохо.


    1. tushev
      05.11.2018 01:23
      +1

      С некоторыми заказчиками гибкие методологии вам не помогут. Например с гос заказом вы по закону обязаны работать только по waterfall с четкими этапами и никак иначе. Внутрениие процессы организуйте как вам угодно, но с заказчиком извольте только через waterfall.
      Ну и если заказчик крупный и не гибкий, то он будет навязывать свой подход мотивируя это «мы так не работаем», «у нас так не делается», «так нам не согласуют сверху»… Некоторые корпорации еще менее гибкие чем гос структуры.


      1. Imbecile
        05.11.2018 14:10

        Я, как бы, и не спорю. Гибкие методологии — не панацея. Где-то WF работает. Ничего плохого в этом нет.
        Просто у ТС описана ситуация, когда в проекте идут постоянные правки и изменения по инициативе заказчика. И да, в комментариях всплыло, что заказчик оплачивал изменения. А вот ПМ не смог работать в таком режиме.


  1. Imbecile
    04.11.2018 21:50
    +1

    Дел


  1. Sovetnikov
    05.11.2018 00:42
    +2

    Вопрос один — вам заплатили за вашу работу?


    1. mekhaga Автор
      05.11.2018 01:02
      +1

      Да


      1. YemSalat
        06.11.2018 11:11

        А выкладывание дизайнов в паблик — это ОК с юридической точки зрения после завершения проекта? Правда интересно.


        1. mekhaga Автор
          06.11.2018 11:14

          Ну это не исходники, это просто картинки, превью макетов + никаких NDA и никакой передачи исключительных авторских прав не было. Поэтому — это ОК.


  1. tushev
    05.11.2018 01:00
    +1

    По моему опыту, в таких проектах надо сначала внимательно выслушать и опросить представителей стороны заказачика, провести с ними несколько встреч. Но потом уже писать ТЗ самому, никого больше не слушая, давить авторитетом, и говорить что ты лучше знаешь как реализовать такой проект. Конечно, по ходу написания ТЗ нужно задавать заказчику появляющиеся вопросы, но ни в коем случае не давать ему влезать в составление проекта. Включайте режим «Мы вас выслушали, мы профессионалы, теперь мы объясняем что и как надо делать.»
    В противном случае проект практически гарантированно утонет в обсуждениях, новых «гениальных» идеях, и бесконечном потоке псевдоэкспертов со стороны заказчика.


    1. Delphinum
      05.11.2018 13:36
      +1

      Это создает другой риск — после сдачи проекта вам говорят «проект не отвечает нашим потребностям», а на все ваши возражения вы услышите «ну мы же вам говорили, а вы не слушал»


  1. xFFFF
    05.11.2018 02:57

    Заказчик бабло отмыл)


    1. Thoth777
      05.11.2018 04:43

      Все это похоже на имитацию бурной деятельности с последующей передачей проекта в карманную фирму с откатом.


  1. Mimus_spb
    05.11.2018 05:11

    Когда ТЗ было утверждено — началось создание прототипов и логической структуры проекта, работа была поистине огромная — сотни страниц прототипов, которые, помимо того, что должны были отображать визуальное структуру — так ещё являлись и своего рода ТЗ для будущего программирования.

    О том, что ТЗ было предварительным, мы на тот момент не знали.


    суть (с) ТМ


  1. Wandy
    05.11.2018 06:12

    Стандартная история любого государственного проекта в "информатизации здравоохранения". Система была как бы предназначена для врачей и пациентов. Так надо было делать её для врачей и пациентов. Второй исполнитель абсолютно правильно понял, что систему надо делать для заказчика и идеально справился.


  1. TimsTims
    05.11.2018 10:09

    потому что заказчик так и не смог понять, что он хочет
    ничего личного, но у вас тоже не хватило ума рассказать заказчику, что каждое изменение требует времени и денег. Каждая его хотелка о которой не договаривались — аналогично. У вас были отличные возможности сделать это на личных встречах — рассказывать такое проще лично, чем в почте. Но переговоры с заказчиком и разговор на языке заказчика — это такая же важная часть проекта как и само программирование.
    А в вашем случае оно(переговоры) было даже важнее чем само программирование, потому что вы с заказчиком друг друга не поняли. Можно было даже не напрягать программиста.
    И проблема как в статье не зависит — государственный ли заказчик, или нет. Везде есть такие самодуры, которые «всё знают как надо», но к ним тоже нужен подход чтобы всё объяснить на его языке, на крайняк на языке денег.


  1. SelectVim
    05.11.2018 10:29
    +1

    Я так понимаю, что ТЗ по договору должны были вы сделать. Это нормально, за это часто даже отдельная строка в смете существует. Но в итоге вы его сделали? Пишите, что оно было утверждено, но судя по рассказу им никто не пользовался. Или предполагалось, что оно будет оформлено окончательно, когда будет сделан проект? ТЗ — это гарантия баланса интересов обеих сторон. Если оно утверждено, то за оплату допработ можно уже не беспокоиться. Даже за оплату доработки ТЗ, потому что это отдельная работа. А иначе заказчик лишь воспользуется ситуацией. Причём «не со зла». Он же не профессионал, он не знает как это работает. А вы профессионалы. И позволили ему вообще всё за бесплатно.


    1. customtema
      05.11.2018 10:36

      Вы абсолютно правы. И это работает, когда заказчик адекватный.

      А когда персонаж маскирует паранойю развитым интеллектом, при этом он сам ее не ощущает, и считает свои мысли и действия последовательными, свое мнение — истиной в последней инстанции. Тут ТЗ мало помогает. Сразу в суд.


      1. SelectVim
        05.11.2018 17:38

        Не стоит так уж судов бояться. В России это просто часть бизнес-процессов. Некоторые платят только по суду. Некоторые не понимают либо не идут на компромисс, пока иск не получат. С госзаказчиками в этом плане есть фича. Если идёт где-нибудь третий квартал года уже, то можно неплохо так шантажировать. У них должен быть освоен выделенный им бюджет, то есть все деньги должны быть закрыты выполнением до конца года. Что осталось — должны вернуть обратно в бюджет. За это их накажут, а повторно выклянчивать очень сложно. Поэтому они становятся очень сговорчивыми, когда явно не правы.

        Из личного опыта. Сейчас, возможно, правила игры поменялись, но несколько лет назад в ходу была следующая схема. Стройка. Сроки никогда не соблюдаются. Но если напишешь реальные сроки, то тендер не выиграешь, а госзаказчику деньги на долгострой не выделят. В общем, под конец года «обнаруживается», что сдать объект в ближайшем будущем не получится. Подписывается допник с подрядчиком, по которому ему закидывают дополнительный аванс на десятки/сотни миллионов, но с условием, что если он их не отработает в ближайшие три месяца (а он их не отработает физически чисто), то он аванс вернёт обратно. Все счастливы: госзаказчик освоил бюджет, а подрядчик получил халявный многомиллионный кредит на несколько месяцев. Вин-вин.

        К чему этот пример… Если госзаказчик неадекват и явно не прав, а близится конец года, то можно рубить концы (разумеется, правильно рубить, и подстраховавшись правильными бумажками), прекращать работы и идти в суд. Чем ближе к концу года, тем больше будет истерики. Но зато компромисс найдётся быстро.


    1. mekhaga Автор
      05.11.2018 13:18

      нет, тз утвердили, начали делать, в ходе работ возникали уже доработки, за которые заказчик естественно платил


      1. krylov_sn
        06.11.2018 06:53

        Специфика работы с врачами в чистом виде тут( Мне пришлось разрабатывать для врачей несколько программ (заказчик — частная компания). Как правило, лишь отдельные специалисты (часто кстати кардиологи) ставят адекватные задачи и способны понять, когда им говоришь, что так делать нельзя. Остальным надо говорить «это технически невозможно» — так вы сбережете себе нервы и время. В итоге пришел к тому, что проводил несколько встреч с обсуждением деталей ТЗ, которое затем писал сам, а заказчик знакомился и подписывал. После этого вмешиваться в разработку он не мог.
        Это имхо из личного опыта


  1. customtema
    05.11.2018 10:30

    Знаю таких двоих. Один из Москвы, другой из Питера. Проекты идентичные, не сговариваясь, оба мне кровушки попили и нервушки изрядно потрепали, 2014-2016.

    Интересно, вам попался один из этих двух, или третий?..


  1. lagudal
    05.11.2018 10:55

    Гос не гос, равно как и страна, мне кажется, роли не играет. Определенный тип заказчиков.
    У меня в начале 2015 года была ситуация. Германия, маленькая семейная фирма, очень интересный на первый взгляд проект — нужет вебшоп в очень специфической тематике.
    Я на тот момент между работами, хозяин хочет все только чтобы я был штатной единицей его фирмы, 40 часов в неделю. Так как «ты должен быть всегда рядом, потому что у меня столько идей всегда, что я должен их незамедлительно озвучивать».
    Все это вылилось в то, что после нескольких прототипов и его многочисленных и постоянно меняющихся хотелок я уже не мог этого всего выносить, и предложил ему промежуточный вариант, что то вроде лендинга, пока все его пожелания не сформируются в четкий задокументированный проект…
    В результате, спустя почти 4 года, у него, кроме того самого лендинга, что я сваял за пару недель и что должен был просуществовать не дольше года, ничего так и нет. Как уже почти 3 года нет и меня у него на фирме…
    А идею до сих пор считаю очень даже неплохой.


  1. Alesh
    05.11.2018 11:22

    Хороший урок, для вас.


  1. Vlad_fox
    05.11.2018 11:50
    +1

    Роснацздравнадзор…
    сколько же их расплодилось этих Абырвалгов…


  1. teemour
    05.11.2018 11:51

    Исходя из описанного, думаю, вы были неготовы к изменениям. Ну сделали бы вы вашу систему и она в тот же день умерла, потому что вы не можете её развивать. Это с точки зрения архитектуры. С точки зрения управления проектом и контрактных отношений, видимо, не там была проведена граница ответственности. Вмешиваться в детали заказчик, может быть, и может, но вы должны быть готовы оба.
    Это независимо от того как отжигал заказчик


  1. fotofan
    05.11.2018 12:21
    +2

    Заказчику просто нравится ковыряться в проекте собственными руками. Так он себя ощущает творцом, не будучи таковым. Ведь чем больше он него лезет, включая технические моменты реализации, тем больше у него появляется ощущение, что проект он выносил буквально на руках (о чем и будет рассказывать друзьям в бане). Для этого подобным заказчикам нужен определенный тип исполнителя


  1. docadept
    05.11.2018 13:07

    Судя по всему, это должен был получиться клон diagnose.me, дизайн очень даже неплох был в прототипах, но вот идея… Ах да, еще прием к врачу планировалось реализовать, кроме консультаций, но и такое уже есть — агрегаторы всяческие с записью.


    1. mekhaga Автор
      05.11.2018 13:08

      да, есть, но ключевая особенность нашего проекта была возможность получать консультации не как инфо услугу(яндекс здоровье, док док и тп) а как медицинскую услугу.


  1. mSnus
    05.11.2018 14:52
    +1

    Если заказчик вам за все заплатил — он вообще лапочка. И имеет право все наработки выкинуть. Если бы прокидал — другая история!


    А вот то, что он явно вынужден был пойти на отчаянные меры, и в результате ему оказалось проще рулить програмером самому, а потом и вовсе пилить Тильду — значит, где-то вы в общении сильно накосячили, перестали его слушать или не смогли прийти к согласию.


    По дизайну — извините, это не дизайн. Это довольно детально проработанный прототип, или начальная стадия, но готового дизайна там не видно. Плюс несколько серьезных косяков: вы делаете сайт, достаточно большой частью аудитории которого будут люди с не лучшим зрением, но набираете большое количество текстов мелким шрифтом. Или, например, что будет с дизайном личного кабинета, если понадобится достаточно вероятное действие — добавление оплаты через Яндекс.Деньги?


    Ну и в целом, засветить вот так заказчика — очень другой тон.


    Если он выполнил перед вами все финансовые обязательства, а других не было, и решил переделать проект у других дизайнеров — чтобы продать идею инвесторам или отчитаться перед министерством, например — да мало ли! — то вы им можете таким образом довольно сильно подгадить.


  1. lotse8
    05.11.2018 15:08

    это жалобная книга?


  1. mekhaga Автор
    05.11.2018 15:13

    А вот то, что он явно вынужден был пойти на отчаянные меры, и в результате ему оказалось проще рулить програмером самому, а потом и вовсе пилить Тильду — значит, где-то вы в общении сильно накосячили, перестали его слушать или не смогли прийти к согласию.



    Проще рулить? А может дешевле платить напрямую программисту, чем агентству? Вы об этом подумали? В обход нас заказчик написал программисту не ради общения, а ради экономии. Это во первых. Во вторых, общение у нас было более чем адекватное, за всю работу было порядка 20 встреч в разных местах где мы обсуждали не только проект, но и вели многие другие разговоры. Если вы сомневаетесь в нашей компетентности(к слову говоря да, местами были некомпетентны), то что вы скажите на то, что в ходе работы сменились 2 эксперта в медицинской сфере? Они тоже были некомпетентны?

    По дизайну. Странно что его не оценили только вы, ведь другие комментаторы говорили об обратном.

    Добавление яндекс.денег причем тут вообще? Оплата внедрена была в момент заключения и подтверждения консультации.

    Проект от частного лица а не государственного заказчика, просто размах на проект федерального уровня. Мы поделились лишь кейсом о нашем проекте, где реальный опыт. У нас нету цели очернить кого-нибудь или подгадить.


    1. DrPass
      05.11.2018 15:18

      Проще рулить? А может дешевле платить напрямую программисту, чем агентству? Вы об этом подумали? В обход нас заказчик написал программисту не ради общения, а ради экономии.

      А что значит «в обход вас»? Вы были третьей стороной, программиста привлекали в проект не вы? В моём понимании программист должен был послать заказчика, кхм, обратно к вам. Это fair play любого сотрудничества.


      1. mekhaga Автор
        05.11.2018 15:21

        на ошибках учатся, что я могу сказать, мы многое вынесли из этого проекта


    1. mSnus
      05.11.2018 17:53
      +1

      Простите, если вы. агентство, то откуда у клиента вообще контакты программиста? Тем более, если это не ваш программист? На то и менеджеры, чтобы с клиентом общались только те, кому можно, и те, кто это умеет.


      Про "экспертов в медицинской сфере" я вообще не очень понял, при чем они тут. Вы сайт для экспертов-медиков делали? Если нет, то вам скорее нужна помощь не кардиолога или стоматолога, а главврача. Зачем их меняли — из вашего описания неясно.


      По дизайну вообще не хотел придираться, т.к. вы об этом не просили. Поэтому написал только в общем, с точки зрения заказчика — на готовый дизайн это не очень тянет, я бы такую работу не принял.


      Про "подгадить" — получается, что вы засветили и имя, и идею заказчика до полной реализации. Странно, что у вас никакого NDA не подписано, видимо, заказчик не очень опытный. Но, даже если он не запретил это прямо через NDA, хороший тон — заменить логотипы, а лучше — ещё и заменить врачей на, например, сантехников или репетиторов. Статья от этого ничего не потеряла бы.


  1. ganqqwerty
    05.11.2018 16:30
    +2

    У меня ощущение, что заказчик вас просто подавил своей властью, которая при этом сочеталась с расхлябанностью с обеих сторон. Гибкость гибкостью, а новых требований по ходу проекта должно становиться меньше, а работающего продакшен кода — больше. Если не становится — нужно проявлять волю и указывать на проектировочные документы, брать и отказывать в новых фичах.
    «Совещания становились брейнстормом» — ну дык, а кто делал план совещания? Кто стукал линейкой по рукам всех, кто идет не по плану совещания?
    Аналогично с вашими идеями — ну что это значит, «категорический отказ». Отказ бывает мотивированным чем-то.
    Ну и оплата программисту в обход компании — это просто цирк, всецело лежащий на совести руководителя проекта. Руководитель не только не наладил коммуникации, у него в команде просто отсутствует субординация.

    В чем вы большие молодцы — это в том, что правильно организовали схему оплаты и получили свои денежки. Иначе было бы совсем обидно.


  1. AGARTY
    05.11.2018 23:09

    Как же это знакомо.

    Помнится портал делал, очень крупный, с превосходной заявкой на будущее. Он начал зарабатывать еще до того, как был готов сайт. Многие были в нем заинтересованы. Но вот вместо запуска малой версии, руководство решило менять все и вся. Дошло до того, что во вт. я получал задание, просто забивал на него, а в чт. это задание отменялось и перерабатывалось в другое. И не потому, что я забивал. Оно бы изменилось в любом случае, и я решил не тратить время на бесполезный код. И так практически каждую неделю.

    Посчитал свои затраты, сказал «ребята я все», передал полностью управление другому разрабу, получил гонорар, где полезный выхлоп составил чуть более 7к (остальное это приезды, обеды и прочее), и удалился восвояси. Потом тоже сделал второй разраб. Третий…
    Проект умер.


    1. mekhaga Автор
      06.11.2018 14:40

      Знакомая ситуация. Сейчас ровно то же самое с этим проектом… к сожалению


  1. achekalin
    06.11.2018 14:03

    Почему я дергаюсь, видя префиксы «рос» и «нац»? Ладно, что американская калька (все эти «национальные» штуки), так еще и в голове подсознательная четкая уверенность, что это нифига не официально серьезное дело, а очередное очковтирательство.
    Рад бы ошибиться и увидеть обратный пример!

    Про «заказчика» как-то вскользь все время, но все же интересно, за чей счет работы-то велись — это мы же с вами из налогов оплатили, или это коммерческое начинание?


    1. mekhaga Автор
      06.11.2018 14:38

      К счастью это не гос.заказчик. Это физическое лицо и ничьих налогов тут не было:)


  1. dag_tech
    06.11.2018 14:37

    По моему мнению, исходно в статье очень корректно и мягко (и, возможно, с обидой от того, что не оправдались несколько наивные ожидания) описан подход российских окологос- и гос-заказчиков, тем более в сфере здравоохранения, к реализации ИТ-проектов.
    (Сразу примечание-оговорка — нужно делить гос- и окологос-. Для представителей гос-заказчиков существуют хоть какие-то формы контроля и вероятность ответственности за «суммарно понесенный эффект» — выговор в личном деле пожизненно не приятен, также можно и под горячую руку попасть (никто же не знает, какая жалоба и по какому вопросу «выиграет лотерею», например, на прямой линии). Для окологос- о какой-либо ответственности речь не идет, потому что комплексные договоренности о «вертикали» распределения бюджета размывают понятие ответственности, распределение бюджета уже согласовано задолго до того, как менеджеры Исполнителя провели 1-ую встречу с представителями окологос-.

    Попробую систематизировать некоторые взаимодополняющие проблемы реализации ИТ-проектов в таких заказчиках:
    1) Бесконечный цикл уточнения и «переосмысления» требований — с многократными (через квартал-полгода) возвратами к аспектам, которые раньше эти же люди категорически отвергли;
    2) Пункт 1 дополняется категорическим нежеланием (или неспособностью?) не то что читать, а хотя бы просматривать документацию — то что бюрократически называется «согласовать в рабочем порядке» принципиально не работает, а кроме этого, принципиально не работают и попытки согласовать (и попросить документ, решение о согласовании, протокол....) документацию в официальном порядке — направлением официальных писем, получением номеров входящих, напоминаниями назначенным исполнителям, что нужно бы рассмотреть документацию и т.п.;
    Насчет нежелания работать с документацией — много ярких примеров с просьбами сделать выжимки из выжимок из выжимок — … «все равно больше двух абзацев читать не будем...»
    3) Подчеркнуто-наигранно-выставляемое-на-показ отсутствие элементарных представлений об информационных технологиях. Например, когда после полугодовых итераций наконец-то хоть как-то договорились об основных сущностях и процессах, демонстрируемый прототип интерфейса (сделанный чтобы хоть как-то зафиксировать договоренности) вызывает неадекватный восторг — «о! все работает! отлично ребята — долго запрягали, но наконец-то сделали...» и попытки сказать что еще конь не валялся в части детализации схемы данных, бизнес-логики, оценок нагрузки, и прочих аспектах, наталкиваются на аргумент — «ну да ладно, за пару недель сделаете? а мы вам уже не нужны...»;
    4) Еще один очень важный момент — в таких заказчиках цикл принятия решений в большинстве случаев оказывается длиннее цикла смены лиц, принимающих решения
    — что дополнительно усугубляет п. 1.

    Ну и так далее — об этом можно написать отдельную статью.

    Справедливости ради необходимо отметить, что:
    1) все реальные проекты в области здравоохранения и социальной сферы отличаются высокой сложностью (сущность «пациент» гораздо сложнее сущности «гражданин», высокая противоречивая зарегулированность и т.п.)
    2) подобные проблемы есть не только у нас — пример с провалом ИТ-проекта Обамы известен всем; еще подобрана информация здесь www.cnews.ru/articles/2018-04-25_velikobritaniyasshaavstraliya_samye_epichnye_provaly_zarubezhnyh