Год назад компания Starship Technologies начала в США дорожные испытания самоходных роботов-курьеров для доставки продуктов питания от ресторанов прямо к дверям покупателей. Кто-то увидел в такой технологии перспективы на будущее, но было и немало недовольных, не желающих делить тротуар со снующими туда-сюда роботами-мультиварками. Машинки переворачивали, заливали соусом барбекю, даже пытались украсть. Тем не менее стартап успешно распространил свою деятельность более чем на сто городов, и на днях объявил о выходе на следующий большой этап развития. Цель-максимум: догнать Amazon.
Если раньше Starship Technologies задумывалась именно как фирма по быстрой доставке еды от локальных кафе и ресторанов к голодным клиентам, то теперь планируется большое расширение сферы деятельности. Компания начинает доставлять любые товары и посылки – например, от онлайн-магазинов. Она говорит, что это первый в мире реальный работающий сервис по доставке посылок роботами. СЕО компании Лекс Бэйер в пресс-релизе Starship объясняет:
Мы рассчитываем, что вам никогда больше не придется пропустить доставку товаров на дом. Не нужно будет отпрашиваться с работы, перепланировать встречи, ехать на почту или связываться с курьером из-за неудобного времени доставки. Робот привезет вам товар ровно тогда, когда вы захотите.
Сервис уже запущен в городе Милтон-Кинс в Великобритании, плюс планируется расширение на Вашингтон и Сан-Франциско в ближайшие недели. Этой весной из Сан-Франциско проект изгнали, запретив роботам перемещаться по тротуарам вместе с пешеходами. Но компания верит в скорое возвращение: с тех пор ей удалось обосноваться во многих других городах, и доказать безопасность своей технологии.
Как это работает
Starship Technologies была создана двумя сооснователями Skype в 2014 году в Эстонии. Сейчас стартап работает в двадцати странах, сотрудничая с местными компаниями, желающими доставлять свои продукты покупателям при помощи роботов. Шестиколесные машинки способны развивать скорость до семи километров в час и определять препятствия с десяти метров. Они ездят полностью автономно, основываясь на информации, поступающей от девяти камер и нескольких десятков датчиков. Ник Хэндрик, один из руководителей разработки новых роботов, с гордостью рассказывает:
Наша машина может проехать через что угодно. Если она увидит, что пути что-то преграждает – палка или бордюр – она принимает решение, объезжать или перелезать через объект. Она без проблем взбирается на небольшие холмики или бордюры. Если кто-то не убрал за собакой, робот обойдет «опасный участок». А если он видит, что тротуар впереди ремонтируют, он может принять решение полностью изменить свой маршрут.
Пока что машины почти всегда сопровождает человек. Его задача – отвечать на вопросы, ну и, конечно, следить, чтобы какой-то баг в алгоритмах не привел к чему-то непоправимому. Пока что, по словам Starship, никаких проблем с поведением роботов замечено не было. Они спокойно путешествуют по тротуарам, прилежно ждут красного света на светофорах и умеют переходить дорогу по зебре, виляя своим флажком, чтобы их все заметили.
Роботы еще не получили названия (Starship хочет выбрать для них «что-то милое»), но уже набрали немало недоброжелателей. От бомжей и обычных прохожих, которые привыкли, что тротуары им приходится делить только с другими людьми, – и до государственных организаций, поднимающих вопросы приватности и прав на использование публичного пространства. От последних Starship отбивается при помощи технологий, позаимствованных у Google. Мол, да, их роботы постоянно записывают всё вокруг себя, прокладывая маршрут. Но лица людей автоматически определяются и размываются, а сами данные недоступны никому, кроме других роботов в системе.
Что касается использования публичного пространства – компании пока что приходится получать персональное разрешение у каждого из городов, в котором она хочет работать. В Америке это были Вашингтон и Сан-Франциско, а больше всего роботов у фирмы в Таллине (где находится центр разработки) и Милтон-Кинс неподалеку от Лондона, где мэр пошел стартапу навстречу.
Как для такого амбициозного стартапа, Starship работает в условиях довольно ограниченных финансов. За четыре года она получила вложений на $42 млн. При этом ей приходится соперничать с компаниями уровня Amazon, Google и UPS, которые тоже хотят контролировать «доставку последней мили» от складов к конкретным пользователям.
На эти последние несколько километров приходится больше половины всех затрат на доставку (по данным Business Insider), даже если товар путешествовал в контейнерах с другой стороны света. Чтобы как-то сократить расходы, все крупнейшие игроки сейчас делают ставку на дронов. Им в любом случае приходится платить меньше, чем людям-курьерам. Самая успешная и известная программа – Amazon Prime Air. По ней выбранные поселки в США и Британии в рамках теста получают посылки дронами уже почти два года.
Как ни странно, но у воздушной доставки меньше правовых ограничений, чем у наземных роботов. Многие штаты обязывают, чтобы такие роботы обязательно пилотировались человеком, который и будет отвечать за возникающие правовые ситуации. Исключения в своих законах пока что сделали только Флорида, Висконсин, Айдахо и Вирджиния. Но и они требуют, чтобы робот весил не более 80 фунтов (36 кг).
Преимущества рободоставки
До последних недель Starship Technologies интересовалась только доставкой еды, и рекламировала себя среди кафе и ресторанов (например, с 2017-го её услугами начала пользоваться сеть пиццерий Domino's). Но теперь, видимо, компания поняла, что рынок можно серьезно расширить. Даже если её роботы ездят только в пределах нескольких километров, за счет повсеместных хабов время доставки по городу составляет не больше 15 минут. А грузоподъемность автономных машин – до 22 кг. Ни один дрон столько не повезет.
Другое преимущество наземных роботов-путешественников – защищенность посылки. Открыть устройство может только склад (ресторан) и покупатель, которому в приложение на смартфоне приходит код. Взломать его не получится, и робот умеет подавать сигналы, если он чувствует, что кто-то пытается его похитить.
На улицах Таллина
К сожалению, пока что недостатка в желающих нет. Тут в точности повторяется та же история, что и с электросамокатами в Кремниевой долине. Бесхозный робот? А заброшу-ка я его к себе в машину, потом разберемся. Чтобы как-то защитить себя от вандалов или воров, аппарат оснащен гироскопами, плюс внутри есть микрофон и динамик. Почувствовав что-то неладное, робот посылает сигнал оператору, который может взять контроль над его управлением, направить запрос в полицию или через динамик объяснить людям, что они нарушают закон.
Объявляя о переключении на доставку любых товаров, Starship Technologies ссылается на статистику Wakefield Research. По этим данным, 3 из 10 американцев, живущих в домах или таунхаусах, за последний год хотя бы раз сталкивались с воровством своих посылок. И 53% американцев знают кого-то, у кого так что-то украли. Многим даже приходится брать дело в свои руки, поскольку стоящие снаружи камеры не помогают. Но если товар вам к дому доставляет персональный робот, который еще и приезжает с точностью вплоть до минуты, о воровстве посылки с крыльца можно не волноваться. Кому бы вы, скажем, доверили доставку дорогого ноутбука – дрону, который привезет товар и улетит по своим делам, или прочной машинке, которая будет сидеть и ждать вас у двери?
Пока что подписка на сервис доставки со Starship в выбранных городах будет стоить $10 в месяц. Для пользователей создают адрес ячейки на складе, куда направляются любые посылки и товары, например, с Amazon. О прибытии товара сообщает приложение в смартфоне, и клиент может выбрать, когда роботу следует отправиться к нему с поручением. Десять-пятнадцать минут – и можно открывать дверь, вводить в робота код и забирать свою вещь.
Когда в парке Starship будет больше машин, компания предсказывает, что стоимость каждой доставки упадет примерно до $1. Пока что цену определяет Postmates, от которой к Starship приходит большая часть заказов, и там за доставку еды или товара берут от $3.99 до $20, в зависимости от дистанции.
Сейчас роботы Starship катаются по Эстонии, Англии, Германии, Швейцарии и США (Вашингтон). Уже 100 городов и 125 тысяч пройденных километров. Фирма надеется, что это только начало, и в будущем их сеть станет не хуже, чем у Amazon. Главное – преодолеть законодательные барьеры, и показать, что доставлять вещи наземными роботами удобнее и выгоднее, чем дронами или людьми-курьерами. Ну и хорошо бы, чтобы тротуары в городах строили поровней, это да.
P. S. Pochtoy.com тоже доставляет товары – правда, самолетами. Из Америки в Россию. От $8.90 за полкило. Читатели Хабра после регистрации получают скидку 7% по коду HABR.
Комментарии (31)
anonymous
06.11.2018 14:05Ну как бы это пока стартап живущий исключительно на финансировании инвесторов.
Т.е как бы убыточный пока, судя по данным серьезно он нафиг никому не нужен(100 городов и 125 тысяч)
125/100 = 1.25 км на город — это значит что никакой массовости нет и в помине, может пару контор согласились поигратьсяLoki3000
06.11.2018 16:05125000 / 100 = 1250 км на город.
anonymous
06.11.2018 16:12ну да нолики забыл, но 1250 это все равно очень мало
Loki3000
06.11.2018 16:38С другой стороны, и расстояния у них небольшие: написано что в пределах 15 минут от ближайшего хаба. Так что если говорить о востребованности, то корректнее было бы рассматривать количество доставок, а не пробег.
OnelaW
06.11.2018 16:04Закат профессии курьера.
Будущее уже здесь, увы мы проиграли в не начавшейся битве.u-235
06.11.2018 20:11Таких роботов могут запретить после пары терактов.
Hardcoin
06.11.2018 21:14И автономные автомобили. И каршеринг на всякий случай тоже (можно же скататься в гараж, а потом оставить в людном месте). В России допускаю, могут всё подряд запрещать. В мире в целом — вряд ли, слишком выгодная технология в перспективе.
roscomtheend
07.11.2018 17:46Если посмотреть фильмы, то там и без каршеринга справляются — фургон с бомбой, угнанный или взятый на прокат кем-то левым (или смертником, которому уже всё равно). Надо запретить всё — не ошибёмся.
perfect_genius
07.11.2018 17:25А могут обязать проверять посылку.
u-235
08.11.2018 01:03Посылки и так во многих случаях проверяют. Можно сам робот начинить взрывчаткой.
Kostello-irq
06.11.2018 22:56+1Даже если отбросить экономическую эффективность (зарплата курьера в какой-нибудь Яндекс.Еде около 100 рублей в час) я бы не стал говорить, что проиграли. Представим доставку лично в руки на 8-й этаж бизнес-центра, например.
Ну и не раскрыта проблема воровства посылки вместе с роботом.Polaris99
07.11.2018 15:35Во-во, тоже сразу подумал про воровство и вандализм. У нас в окрестностях (несколько близлежащих небольших городов) летом закрылась сеть проката велосипедов по причине несовместимых с прибылью убытков, вызванных вандализмом. И у нас — это не какой-то суровый Челябинск, а центр Германии. Так что отпускать стоящего тысячи баксов робота в свободный полет я бы не рискнул.
Hardcoin
06.11.2018 17:15Кому бы вы, скажем, доверили доставку дорогого ноутбука
Смешной вопрос. Снижение стоимости доставки имеет смысл для соды и батареек (озон привозит бесплатно в пункт выдачи через дорогу), потому что платить за заказ в 300 рублей столько же за доставку клиент не будет. А для ноутбука в 1500$ заплатить сверху 5$ за доставку человеком — ноль проблем. При нем можно и осмотреть на предмет механических повреждений. А если робот упавший ноут привезет — как вы его вернёте? "Негарантийный случай".
Stas911
06.11.2018 22:09Там, где их ЦА никто не заморачивается осмотром при доставке давно, тк это бесполезно — вы можете спокойно сдать товар в магаз просто если не понравится, не говоря уже про брак.
Hardcoin
06.11.2018 22:35В Эстонии (где тоже этот стартап присутствует) можно сдать разбитый ноутбук и его без вопросов примут обратно? Допускаю, что так может быть, но вы можете как-то подтвердить это? В течении какого срока можно сдать?
exnce
08.11.2018 09:21Поскольку подразумевается, что доставка лаптопа роботом, значит, куплен он в онлайне. Действует закон о возврате в течение 14 дней по абсолютно любому поводу, включая «я хотела не такой красный, а вот тот красный!». Разбитый с пояснением «вот, приехал уже такой» примут без лишних вопросов. Если не затягивать. Если же купили в оффлайн-рознице, но по каким-то причинам заказали доставку на дом, то могут уже обратно и не взять. Наши магазины букву закона стараются не нарушать, но и излишней благотворительностью не страдают. Но даже если в Эстонии не возникает проблем с возвратом в рамках закона, Вы по-своему правы — в других странах ситуация может быть значительно хуже. Что увеличивает риски — как для продавца, так и для клиента.
CAJAX
06.11.2018 17:20В Западной Европе решение последней мили оказалось гораздо проще и эффективнее — практически все магазины предлагают доставку в точки выдачи/сбора посылок. А точки эти — магазины, прачечные, кафе, парикмахерские,… В итоге доставка оказывается дешевле процентов на 30 и воровство посылок если и может случится, то оно точно никак не коснется клиента, пока он не распишется в бланке.
Hardcoin
06.11.2018 21:16+1В Москве выдают без росписи в бланке в половине точек. Что будет в случае воровства — не знаю, мои пока не воровали.
voicetranslator
08.11.2018 06:13Ага, начинают и заканчивают ;)
https://www.youtube.com/watch?v=mbK0WRMdWTg
maikus
08.11.2018 20:25Понятно, что они умеют ждать зелёного света на светофоре, а как они переходят дорогу по нерегулируемым переходам? Умеют они посмотреть налево, дойти до середины улицы и посмотреть направо? В ПДД же нет такого, что беспилотные механические транспортные средства пользуются теми же преимуществами на зебре, что и пешеходы. Как будет решаться вопрос, если на эту штуку, например, налетит невнимательный мотоциклист и сломает себе шею?
KevlarBeaver
«Пока что машины почти всегда сопровождает человек.»
Почему нельзя посадить операторов в офисе, чтобы они управляли (можно не всегда, а в критических ситуациях, т.е. подстраховывали) аппаратами через Интернет? Так и технологию отработать/доработать можно и добиться того, чтобы окружающие привыкли к роботам, разъезжающим по городу в одиночестве. А если рядом идёт кто-то — это уже не так воспринимается окружающими.
Pochtoycom Автор
Они и управляют — в критических ситуациях.
Сопровождающих вроде бы убирают, постепенно. Но что если машина совсем выйдет из-под контроля, выскочит куда-нибудь на проезжую часть, вызовет аварию? На успехе компании можно будет ставить крест.
Онлайн-операторы никак не спасут от механической неисправности. И у них слишком много машин, так что переключаются на контроль они только если те подают им сигнал. Если на каждую машину ставить по оператору, проще того же человека послать работать курьером…
exnce
Оператор а-ля диспетчер подключен постоянно. Сопровождающих в Таллине уже убрали — мы года два наблюдали, как по улицам ходят студенты, уткнувшись в телефон, а их сопровождает этот робот. С весны этого года ездят роботы сами, под колеса не суются, знаки светофоров распознают адекватно (особенно забавно наблюдать, как робот дисциплинированно останавливается на красный, а люди шустро перебегают дорогу прямо перед носом твоей машины). Вероятно, как и любая инновация, восприятие горожан — вопрос привычки. У нас тоже сначала оглядывались, фотографировали, а сейчас даже бабушки перестали плеваться в их сторону. :) Воспринимается, как абсолютная норма. И по сравнению с дронами, имхо, безопаснее эта тема — в случае сбоя этот робот хотя бы на голову не упадет. И посылку не уронит. К тому же, он более терпим к погодным условиям — сильный ветер ему не так критичен, как дрону, а снег, грязь и слякоть он проезжает довольно спокойно. Живу возле университета, где этот стартап базируется, поэтому роботов видел на стадии тестирования во всех возможных сезонах и погодных условиях. :)
Hardcoin
Что б люди какое-то время привыкли, что роботы ездят. Полгода с людьми покататься и почти все привыкнут, можно постепенно людей убирать.
Stas911
Вроде раньше с машинами так же было на заре 20го века — технология отработанная