Это была славная охота.

Моя жизнь была посвящена ИТ-сфере. Я был инженером, создававшим интересные продукты для больших промышленных компаний. Моей географией была вся Россия, я вживую видел цеха КАМАЗа, ВАЗа и других автогигантов. Но всему в нашей судьбе настаёт предел, и я выгорел. О причинах расскажу как-нибудь в другой раз. Главное, что я, опытный разработчик и техник, ушёл на вольные хлеба и, поскольку у меня появилась семья, решил сделать бизнес — свой магазин товаров для детей, по особым принципам. В общем, как многие из программеров, сделать то, чего не достаёт мне среди предложений на рынке. И знаете, что? Я выяснил, что найти простейших, базовых, нужных профессионалов-подрядчиков очень сложно. Миллион фрилансеров и фирм, а выхлоп… Это был квест, и о нём я должен поведать миру. Не ходите по моим граблям.


Это самое лучшее, что описало моё состояние

Важные дисклеймеры.

  1. Я заморозил сайт, да и ссылка на него нарушит правила Хабра относительно рекламы. Думаю, однажды я найду способ сообщить о нём миру.
  2. В статье будут упомянуты компании и сервисы, которые мне смогли помочь. Портить репутацию тех, кто не смог, я не буду — вероятно, я тоже где-то оказался плохим заказчиком. Думаю, эти ссылки в помощь таким, как я, не сочтут рекламой.
  3. Предвижу вопрос, на что я живу. Пока я устроился на работу программистом в тёплый и уютный проект плюс беру задачи на заказ (иногда). И это очень неплохо — согласитесь, IT не даст голодать.

Итак, как я создал интернет-магазин, был дурнем, искал подрядчиков и считал себя почти Безосом, но в итоге пока остались потёртые джинсы, работа и мечта.

Моя личная история игрушек


Естественно, идея родилась раньше, чем я ушёл с работы. Что меня не устраивало в существующих ста миллионах магазинах детских товаров?

Конечно, качество поставок. Если дёшево, то почти всегда плохо, если дорого — не гарантия качества. Я изучил систему цен, выявил наценки, пообщался с оптовиками, понял закон рынка: навар с дешёвого товара выше. Бизнес есть бизнес, но мне бы хотелось, чтобы низкодоходный и средний сегмент родителей могли не сидеть сутками по сайтам, а раз — и купить, доверяя качеству. Почему? Молодые родители находятся в состоянии суеты, психоэмоциональной нагрузки, многое из товаров нужно вот прямо щас, поэтому они просто расстаются с деньгами. И это при том, что финансы и так поистощились: медицина, коляска, кроватка, коврики, одежда, памперсы, присыпки и творожки с пюрешками.

Технические аспекты: жуткие колл-ту-экшены в половину экрана, слезливые розовые интерфейсы, куча сопутствующей рекламы, плохой поиск, невнятные системы отзывов (неужели нельзя срисовать с гигантов и облегчить выбор!), сложные и небыстрые фильтры и т.д.

Эти два фактора засели в мой инженерный мозг, и я разработал первый прототип — ручкой на бумаге. Бумага полетела в корзину. Но через месяц был концепт, и он нравился мне и всем, с кем я делился мыслями. Нужен был дизайнер. Я связался с десятком фрилансеров, чьи портфолио мне казались наиболее симпатичными, рассказал об идее, предлагал даже стать партнёрами. Что выяснилось?

  • Как только фрилансер понимает, что вы делаете не просто проект, а «мутите» бизнес, он немедленно меняет русло разговора и называет такой ценник, как будто только что ушёл из студии Лебедева.
  • Некоторые фрилансеры выдают чужие работы за свои. Вышло забавно — двое на одном ресурсе прислали ссылки на одно и тоже портфолио, которое по факту принадлежит третьему. Ещё один дал ссылку на работы, которые я не поленился найти и увидел, что это делало агентство, к которому парень никогда не имел отношения. Совет простой: как только видите портфолио, пробивайте по названиям сайтов. сервисам картинок и т.д. Такая ложь на старте свидетельствует о заведомо провальной работе.
  • Фрилансеры в большинстве своём не готовы к договорам, распискам и прочим свидетельствам вручения им предоплаты. Я слышал одно: «У вас будет в мобильном банке выписка о том, что вы мне перечислили деньги». Ну вы же понимаете, что это юридически несостоятельно.
  • Фрилансеры активно «допродают»: мне сразу предлагали и дизайн, и дядю-программиста PHP, и девушку-директолога, и брата-SEOшника. Семейный подряд! Конечно, это не входило в мои планы.

Итак, с дизайном дело застопорилось, хотя за время этих перипетий я успел написать неплохой бэкенд сайта на чистом PHP, сделал некрасивый, но работающий фронтенд, купил симпатичный домен…

Кстати, о домене. Обязательно проговаривайте все варианты вслух и пробивайте английские переводы выбранного названия — представьте, как будет звучать название домена для сайта «Щит и кольчуга». У меня было много смешных моментов, особенно с учётом того, что слова «детка», «игрушка», «крошка» имеют такое интересное двойное дно, что хоть историю браузера чисти. А ещё поразило, что даже самые, казалось бы, извращённые варианты, уже заняты.

Вернёмся к сайту и горе-дизайну. Дизайнера я не нашёл, а денег на крутую студию у меня не было (на не очень крутую тоже). Поэтому я согрешил против человечества и сделал свой интернет-магазин на весьма приятной и, как оказалось, вполне удобной CMS 1С-Битрикс. Получился, конечно, не сайт ритейлера Эльдорадо, но вполне хорошее решение, похожее на то, что я хотел.

Внимательный читатель наверняка подумал: «Стоп, а как же сайт, который уже был написан — какой-никакой, а сделанный разработчиком, большой труд? Почему он был брошен?» Откровенно говоря, в тот момент я сам задавал себе эти вопросы. Но у меня были мотивы, и это ещё один важный урок.
Сайт был некрасивым. Вероятно, продавать на таком микросхемы или товары для гиков было бы вполне возможно: фотка, описание, обсуждение, цена, скидка, доставка. Но я отдавал себе отчёт, что ядром моей аудитории будут девушки, молодые мамы, которые избалованы яркими интерфейсами и привыкли к каким-то стандартным ходам с корзиной и карточкой. Это был первый посыл выбрать готовое, отточенное решение.
На моём сайте были баги и я их видел. С некоторыми не мог справиться, городил костыли. И я понимал, что всё это нагромождение может рухнуть. Была проблема в том числе с безопасностью — я сам сломал тестовую базу с помощью несложной SQL-инъекции. Веб-разработка не была моим профилем, и я боялся запускать в продакшен сайт с ошибками дилетанта.
Мне понравился Битрикс. Я пересмотрел ещё несколько вариантов, всё было не то. Да, он тоже несовершенен, и даже на Хабре есть рассказы о многочисленных проблемах с этой CMS, но из кучи зол…

Отказаться от кастомного кода была тяжело — появилось ощущение, что за меня решают, я не влияю на каждую строчку кода, но зато я был уверен в стабильности и стандартности решения. Компромисс. Увы, но нужно уметь отказаться от своего решения в сторону профессионального, не мнить себя королём мира и богом разработки. К тому же, я нашёл возможность применения своих опытов — можно писать модули для своего магазина, например, сложные калькуляторы. Мне это было не так нужно, но для строительного бизнеса или оптовой торговли — отлично.

К тому моменту я уже уволился и работал с частичной занятостью, писал код для одной зарубежной компании. Время казалось прекрасным: мечта всё ближе, деньги есть, интересные коллеги со всего мира есть, а главное, я дома и не трачу время на эти #@$# пробки.

На сайте появились хорошо оформленные карточки товаров c прекрасными описаниями и даже советами опытных молодых родителей (меня, жены, брата и семьи друга). Первые заказы из Китая, США, России и Киргизии ехали «на склад». В то же время девушки настояли на создании раздела товаров для мам и совместной закупки. Идея мне понравилась, но я не спешил — прикручивал систему оплаты, открывал ИП (в итоге выбрал-таки ООО) и готовил рекламу в Директе к скорому размещению.

Старт состоялся. С первой рекламы (20 000 р. в неделю — и это копейки, детская тематика адово дорогая) я смог распродать почти всю первую партию товара, получить кучу отзывов, две рекламации, один мощный баг в системе регистрации (сам дурак). Все полученные деньги было решено поделить на заказ нового товара и продвижение — тем более, что я понял, что некоторые типы товаров идут лучше других и лучше пока расширить именно их ассортимент. Кое-что из нераскупленного ушло в распродажу с минимальной маржой.

Продвижение


Часть, ради которой замышлялась эта статья. Потому что создать интернет-магазин на Битриксе или разработать всё по силам многим умным парням и девчонкам с Хабра, а вот как продвигать — лес лесной и дремучий. Я прошёлся по этому лесу с мачете, получил ветками по лбу и готов стать вашим проводником.

Итак, реклама бывает оффлайн и онлайн. И для интернет-магазина тоже.

Онлайн


Чаты и догонялки — простите, но компромисс


Итак, вы уже поняли, что сайт вышел простым и внятным. Мне это нравилось и совершенно не хотелось обвешивать его don’t leave pop-up, просьбами оставить телефон и окошками, сулящими скидки и вымогающими адрес электронной почты для рассылок. Но был нюанс: я — мужчина с инженерным мышлением, который на дух не выносит все эти рюшечки и окошечки, а сайт по большей части был рассчитан на женщин. И я пошёл на компромисс:

  1. Оставил окошко, которое бы всплывало при уходе с сайта. На нём была просьба остаться и получить скидку 10% и шоколадку на выбор. Всё это предлагал милейший и смешной медвежонок (выбранный на Depositphotos). В общем, я горжусь этим баннером, который смог сотворить без помощи дизайнера. Ну а встроить в сайт — дело айтишное. И да, на удивление, это многих останавливало от выхода с сайта, купон на скидку работал. Думаю, тут опять же дело в специфике аудитории.
  2. Подключил чат Jivosite, в котором не было ботов, а были две живые девушки — моя жена и жена друга. Чуть позже я планировал развивать социальные сети (ну святое для моей тематики!) и подключить живые линии от Битрикса, но до этого не дошло, я не успел купить их систему.
  3. Создал не просто преследование рассылкой по типу «Вы забыли в корзине», а поставил на контент и присылал полезное письмо с ценной скидкой (второй раз), а первый раз — полезное с напоминанием. Конверсия была 10%. Неплохо, поверьте.

Реклама в социальных сетях и группах — атака ботов?


Я отдавал себе отчёт в том, что тематика детских и недорогих женских товаров требует плотной работы с социальными сетями: Instagram, Фейсбук, ВКонтакте, Одноклассники. Сам я в них даже не был зарегистрирован, поэтому моё представление ограничивалось мыслями о сообществах, котиках и каких-то невнятных сегментах. Каюсь, был стар и глуп — социальные сети для B2C это сильнейшие рекламные площадки, охватывающие все сегменты: от очень бедных людей до очень богатых. Кстати, ввязаться в рекламу ВКонтакте меня сподвигла и вдохновила рекламный евангелист ВК Александра Черкас, а точнее, её видео — вот это было первым. И я думаю, что эти площадки могли бы быть интересны хабровчанам, делающим игры, софт для частных лиц, приложения и т.д., поэтому кратко их охарактеризую.

  • ВКонтакте — хорошая, живая и, что удивительно, довольно-таки взрослая аудитория. Я бы оценил её как платёжеспособную, лет 23-35. Реклама работала неплохо, встречались настолько быстрые покупки, что даже не приходилось искать их по аналитике: было понятно, что вот человек пришёл из паблика и сразу купил, нет необходимости отслеживать путь к цели (конверсии) в Google Analytics. В паблике активности не было, только ленивые лайки. Ботов хватает, но при определённой сноровке и правильном таргетинге вы о них быстро забудете.
  • Facebook — совершенно особенное явление. Здесь аудиторию зацепить очень сложно, почти нереально. Может, она более деловая или менее популярная у целевой аудитории. Какие-то мемы в рекламных объявлениях заходили, но в целом я особого эффекта не ощутил.
  • Instagram, хоть и дело «подфейсбучное», сработал очень даже неплохо. Это довольно «женская» социальная сеть с кучей рекламных возможностей. Картинки с текстом на них шли лучше всего, видео — не очень. Хотелось попробовать интегрироваться в блогерские аккаунты, но это было как-то очень дорого, а доказать эффективность или показать результативность на цифрах выбранные мной персонажи были не готовы. Лапша в виде «Да у меня сам Л’Этуаль размещался» на старого инженера не вешается, я не Летуаль, у меня столько денег на риск нет.
  • Одноклассники — если коротко: да пошли эти боты по заданному направлению! Реальное ощущение полумёртвого ботнета. Может, я плохо старался.

Реклама в Яндексе и Google — эффективно


Я вам скажу подсмотренной однажды на Хабре же фразой: если вас нет в Директе, вас нет в России. Да, он дорогой, немного жадный до денег начинающего рекламодателя, но он реально работает. Значит, если вам нужен рынок РФ, берём ноги в руки, вешаем Метрику и оплачиваем Директ. Кстати, Метрику лучше вообще вешать в момент создания сайта — так вы будете иметь все данные с первого клика.

Что важно помнить?

  • Некоторые товары требуют гарантийного письма — озаботьтесь списком заранее. Я так напоролся с некоторыми мазями и присыпками, которые лекарством не являются, но модераторами были отклонены. После письма всё работает как часы.
  • Читайте справку Яндекс.Директа перед тем, как начать — это лучшее, что есть по данной теме. И вот ещё школа Директа. В принципе, это всё, что нужно, но можно посмотреть сторонние ролики на YouTube — там есть инсайты про заголовки, URL и т.д.
  • Начинайте на малых оборотах, ставьте очень низкие ставки (цену за клик). Даже если рекомендация 879 рублей, ставьте 20-30 (ну или сколько вам не жалко), проверите все гипотезы и убедитесь, что вас немного мотивируют повышать ставки.
  • Ограничивайте дневной бюджет.
  • Следите за площадками (РСЯ), а лучше отключайте их, пока не вникнете в работу площадки до конца — деньги уходят влёт.
  • Отключайте ДРФ — дополнительные релевантные фразы, особенно в расплывчатой тематике. Иначе вы узнаете, что такое слитый впустую бюджет. Это знание стоило мне 23 000 рублей.
  • Разделяйте объявления по регионам — в столицах цена за клик выше, вы так сэкономите.
    Используйте минус-слова (например, подумайте, какое слово должно быть первым «минусом» к запросу «купить игрушку». И да, используйте модификаторы и конкретизируйте поисковые запросы.
  • Используйте оффлайновый Директ-коммандер, это очень удобно: можно загружать кампании и группами вносить изменения (например, во время акций).

Google AdWords только кажется сложным в настройке — через месяц настроек и создания групп объявлений я к нему безумно привык, привык к удобству и логике (кстати, тоже есть оффлайновый редактор). Правила примерно те же, с той разницей, что поддержка работает ну очень долго. И, судя по общению с другими предпринимателями, я тут не одинок. У Google потрясающая онлайн-школа AdWords, которую стоит смотреть и пересматривать — там много честных и полезных инсайтов. Также есть огромное коммьюнити с вопросами и ответами на русском языке. С опытом приходит глубокое понимание логики и вы сможете этим даже подрабатывать :-)

Кстати, мне помогли списки от сервиса Calltouch: для Google AdWords, для аналитики, для Яндекс.Директ.

Реклама в тематических блогах и на форумах


Форумы мертвы, а те, что не мертвы, ломят бешеные деньги и условия за право просто быть там упомянутым.

Блоги и сайты живы, но дороги. Нам удалось бесплатно интегрироваться в пару местных благодаря исключительно классному контенту. Вообще, я должен вам сказать, что продвижение экспертными текстами — это самое крутое, что есть среди рекламы сегодня, но для этого нужны либо деньги, либо огромная экспертиза. Учитесь писать, причём работайте именно над содержанием.

SEO, мать его


Я хотел начать именно с этой болезненной темы, но она настолько меня подавила, что даже здесь я прокрастинировал неделю, чтобы дописать эту часть. Я понимаю, что SEO до сих пор движет миром, осознаю, что оно бывает разным и хотел играть по-честному в ну очень занятой категории сайтов. Тогда я ещё не знал, что меня ждёт.

Первую помощь мне оказал отличный знакомый копирайтер — он работал с крупнейшими компаниями России и сам не делал SEO, но писал оптимизированные тексты по техническим заданиям. Из текстов ТЗ он сделал выводы — по пунктам, которые неизменно совпадали в технических заданиях от разных компаний:

  • контент больше не для роботов, контент — для людей
  • ключевые слова — в заголовки, подзаголовки и в первое предложение
  • метатеги keywords и description не очень-то и нужны, но пусть будут (у меня они изначально были)
  • в тексте желательны любые списки: нумерованные, маркированные, с тире
  • не нужно напихивать ключевые слова с максимальной плотностью
  • объём текста — 4-7 тысяч знаков без пробелов (для обзоров в статьи и блог). Для категорий зачастую текст вообще не нужен или хватит несколько сотен символов.

Исходя из этих принципов мы начали с создания описания для эксклюзивных товаров (которые я доставлял по низким ценам) и с ведения блога, к которому с радостью подключились «совместные закупщицы» на добровольной основе (но мне было стыдно и я как бонус отменил для них ряд ограничений и организационный сбор, также для них доставка одиночных посылок была за наш счёт).

Эффект SEO был по 7 товарам из нужных хотя бы 50, блог, разумеется, не мог пробить многочисленные мамофорумы и тематические сайты. Но трафик вырос до 100 человек в день — в 2 раза, для меня это было очень неплохо. Но вы же понимаете, что для Интернет-магазина это кошкины слёзы? Понимал и я.

Мне нужен супер SEO-шник решил я и отправился плакать, колоться и есть кактус, а именно обратился к фрилансерам. Откликов было просто море, я не успевал отсеивать уже знакомые мне слизанные под копирку портфолио и людей без портфолио. Однако оставшиеся не могли предложить что-либо путное, все их стратегии отдавали нафталином — даже я это уже научился понимать.

Поскольку параллельно идущая онлайн-реклама принесла мне продажи, я был готов заплатить за SEO компании. Поэтому я стал искать свою. Надо сказать, некоторые компании удивили меня тем, что в какой-то момент исчезали, не выходили на контакт или не слышали меня, а тупо пытались втюхать свои услуги. Те, кто не пытался составить ТЗ или провести опрос, а радостно кричали, что через месяц я проснусь в топ-3 тоже были отвергнуты — я не верю в сказки. Кто остался и помог?

  • Rookee — удобнейший сервис по закупке ссылочной массы. Я очень боялся купленных ссылок и пессимизации со стороны поисковиков, но ребята делают всё чисто, качественно, классно. Я давно слышал про них, даже не касаясь этой сферы и это тоже внушало доверие. Цены не вышли слишком дорогими, особенно порадовала прозрачность — я понимал, что к чему.
  • Дальше, как истинный житель Питера, я сунулся в RealWeb — а кто не мечтает, чтобы именно они работали с любым продвижением, не только SEO? Они были на слуху, мне их рекомендовали, но оказалось слишком дорого. Хотя средним и крупным компаниям это то, tчто нужно — все услуги и вдумчивая команда. Зато мне помогли посты из их блога на Хабре, там много крутого про онлайн-рекламу и аналитику. Профи will be профи.

Итак, у меня были ссылки, текстовое SEO на коленке и не хватало на топовое агентство (ну неудивительно). Я стал ходить на сайты питерских студий и методично вычитывал, обзванивал, сравнивал прайсы — благо знал, что искать. Решение пришло откуда и не ждали: в то же время я искал систему управления проектами и на Хабре натолкнулся на огромное сравнение таковых. Читая его, я как раз пришёл к бесплатной версии Битрикс24, коей и пользовался, но, как сказал выше, к платной не пришёл. И всё бы ничего, но в профиле автора я увидел надпись «SEO». Конечно, я подумал, что это опечатка и должно быть CEO, ведь это корпоративный блог, но чем чёрт не шутит… Чёрт не шутил. Я написал автору и спустя несколько дней получил ответ — что SEO и не просто SEO, а в Питере, только компания называется не Ptysh, а DFaktor и у них есть ещё два крутых поста на Хабре: чек-лист про SEO в Яндексе и чек-листы для онлайн-рекламы. Иной раз как читатель скажу: Хабр, ты — космос.

Меня немного смущала простота их сайта, но профессиональный и простой подход Дмитрия (так зовут автора) склонил меня, уже недоверчивого к тому, чтобы посмотреть прайс. Мне подходило. Последний клин в мой мозг забила маркетинговая, но не бестолковая и актуальная среди современных услуг фишка: все основные работы делаются за один месяц и не требуется ежемесячная абонентская плата. Конечно, после всех метаний я был уверен, что мало что выйдет. И напрасно: мой сайт за месяц не попал в топ, но из жопы Рунета с четвёртой страницы перебрёл повыше. Но для меня, конечно, более значимым показателем был тот факт, что вырос трафик и выросло количество лидов. Кстати, по Метрике я на тот момент уже знал, что мои посетители на 71% — яндексофилы. По ходу мы поправили кучу багов и недостатков юзабилити в моём уже набравшем статистику просмотров и переходов интернет-магазине.


Как-то так выглядел мой рост в Яндексе

Кстати, надеюсь, Дмитрий меня простит, но после работы с ним я понял, что имея много времени и толковую голову, можно настроить SEO самостоятельно. К тому же, когда я начинал, вот этого раздела на сайте про то, что важно для SEO в e-commerce, не было, а сейчас можно о многом догадаться самому. Не ленитесь работать головой, в Интернете всё тайное почти явное!

Оффлайн


В оффлайне отлично отработали флаеры и реклама в лифтах. Раскладывали везде: в поликлиниках (быстро убирали), в парках, на площадках, по почтовым ящикам. Совет простой: если у вас массовое, но всё же интернет-предложение, везде лепите QR-код, его сканировать проще, чем запомнить адрес сайта.

Через пять месяцев я закрыл свой интернет-магазин — просто потому что я никогда так много не работал и так сильно не уставал. Я был дома, но меня там не было: звонки, переписка, встречи, круглосуточные беседы с поставщиками из США и Китая в других часовых поясах, кидки этих поставщиков. При этом чистыми я имел немногим больше своей бывшей заработной платы, когда мог к 19:00-20:00 добраться домой и покатать на себе дочь, выпить нарзанчику с братом, поговорить с женой, позвонить родителям. Не знаю, вернусь ли я к своему делу и создан ли я для бизнеса. Мне поступали предложения продать свой интернет-магазин как готовый бизнес — я отказывался и буду отказываться, потому что это мой концепт, моя история ошибок и кто знает… жизнь длинная.

Сейчас я Senior Java Developer, тимлид в небольшой компании на большой зарплате. Я потихоньку отхожу от того стресса и наслаждаюсь жизнью на работе и вне неё. У меня больше нет коряво говорящих китайцев и коряво говорящего с американцами меня. У меня есть опыт самостоятельного плавания, и он круто помогает общаться с людьми. Я долго писал этот пост, может, он местами и рваный, но он должен быть на Хабре — для тех, кто думает, что бизнес это просто и красиво. Нет, это адский, непрерывный труд.

На прощание я хочу повторить основные выводы, которые я сделал — обязательно учитывайте их перед тем, как макнуться в российский диджитал рынок.

  • Готовьте всё заранее. Возникла идея, открывайте ИП, заводите счета, проектируйте, пока вы где-то работаете. Занимайтесь своими делами в свободное время, но не лишайте себя источников дохода на первое время. Увольняйтесь в момент, когда почувствуете, что больше не можете совмещать.
  • Осторожно работайте с фрилансерами: обе стороны юридически беззащитны, а на человеческую порядочность рассчитывать не приходится. Старайтесь составить ТЗ, заключить договор, получить более одного контакта для связи.
  • С компаниями та же история — не работайте без договора на доверии! Кстати, неплохой индикатор: если вы начали взаимодействие с компанией-подрядчиком, а она общается вяло, мало заинтересована и забывает о вас — бегите. Сейчас фирмы прекрасно знают, что сервис решает. И, если он не решает, вероятно, компании не очень интересно то, чем она занимается.
  • Полностью контролируйте процессы: создание продукта, сайта, рекламу. Вы должны в этом всём разбираться и быть готовым подхватить любое направление. Да, это гадский микроменеджмент, но таковы судьбы малого и микро бизнеса — кроме вас самого, вы, по сути, никому не нужны.
  • Не делайте ставки на видео и баннеры, если не уверены, что это прямо ваш надёжный канал — баннеры не работают вообще, а над продвижением в YouTube работать дорого, долго и много. Даже 10 приличных роликов вас не спасут.
  • Имейте надёжную команду из близких людей. Хотя бы для моральной поддержки.
  • Пытайтесь побороть в себе стандартное ИТ-мышление. Свой бизнес, даже супер технологичный, это мир коммерции, рекламы, маркетинга и всего того, что мы в обычной жизни так остро ненавидим.
  • И, наверное, самое главное. Не держитесь за бизнес. Если вы чувствуете, что на корпоративных хлебах вам лучше или доходнее, закрывайте дело и гордитесь своим опытом и своими факапами. Идите работать в компанию и получайте стабильную зарплату, время, силы, здоровье.
  • Последнее в списке и первое по сути: здоровье не купишь. Берегите его, берегите нервы и силы, вам ещё долго жить.

Вот такая, немного нервно-пафосная история у меня получилась. Надеюсь, всё было не зря. По крайней мере, всё было хотя бы ради этой статьи.

Комментарии (93)


  1. timkovik
    04.12.2018 11:44
    +1

    Я сейчас впахиваю сильно больше, чем на корпоративных хлебах. Держит лишь гордость за то, что никогда не рекламировался и клиенты идут исправно, зазывываемые сарафанным радио.

    Ну и бизнесовые задачи оказались весьма себе интересными.


    1. medotkato
      04.12.2018 17:32

      Над чем работаете?


      1. timkovik
        05.12.2018 16:39

        Веб-разработка, маркетинг, мобильные приложения, боты, автоматизация бизнес-процессов


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:46

      Сарафанное радио — это мечта любого бизнеса, но его, как говорится, нужно заслужить, нужно «провариться» в своей клиентской базе и сделать так, чтобы она в тебя верила, причём во всех сегментах.


    1. svkanet
      05.12.2018 19:41

      Однозначно спасибо за статью. Опыт — да, несравним ни с каким другим, знания, уверенность и еще куча всего. Жаль, что рынок выносит из этой «Охоты» правильных и грамотных людей… или деньги… )))


  1. EvgeniiR
    04.12.2018 12:40
    +1

    Спасибо большое! Прекрасная, поучительная история.


  1. mclander
    04.12.2018 13:14
    +1

    Всё что нас не убивает… делает нас опытнее.

    Спасибо за статью. У жены тоже был бизнес — выматывалась в ноль, чтобы тащить в ноль.

    Сейчас отдохнула несколько лет пробуем другой. Уже спокойнее продуманнее и без фанатизма. Я говорю — относись к бизнесу, как к опыту и развлечению. Тогда оно будет в радость. Не всегда получается)))


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:48

      Абсолютно. Я так и не смог воспринять бизнес как развлечение, хотя пытался начать ещё в 18 лет — продавал огнетушители, вот где был опыт, но история, конечно, не публичная ;-)


    1. Sad_Bro
      05.12.2018 10:58

      >Всё что нас не убивает…
      Так то да, но в таком темпе оно может и не убьет сейчас, но в перспективе может сказаться на здоровье к сожалению, это надо помнить, ресурсы организма не бесконечны.


  1. gerashenko
    04.12.2018 14:01
    +1

    Есть особый вид бизнеса — ебизнес) Если бизнес приносит меньше чем 2.5*ЗП, тогда нет смысла, нервы, усталость и т.д.


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:49
      +1

      О да. А у поставщиков чаще всего ебизнес с приставкой «на»… Это придаёт бизнесу особую пикантность. Вообще, о логистике и закупках можно три книги написать :-)


    1. gerashenko
      05.12.2018 04:50

      Я не указал еще один важный аспект — время, которое тратится на бизнес. При расчете надо учитывать время, которое вы тратите на работу/бизнес.


      1. ainoneko
        05.12.2018 10:00

        Я не указал еще один важный аспект — время, которое тратится на бизнес.
        В первом приближении «Если бизнес приносит меньше чем 2.5*ЗП, тогда нет смысла» означает примерно 20 часов в сутки «обычной работы»?


        1. SaturnTeam
          05.12.2018 11:08

          я думаю еще учитывалось корректировка на почти отсутствие отпуска, и работа по выходным


          1. gerashenko
            05.12.2018 11:30

            Вообще все зависит от случая. Есть много примеров, когда небольшой семейный бизнес по продаже шмотья приносить прибыль, которая позволяет не работать пару месяцев летом. Или наоборот работаешь пару месяцев в году, а потом ждешь следующего сезона. Надо за год оценку брать.


  1. mishast
    04.12.2018 14:14

    Отличная статья!
    Да, как сделать, чтобы в твой интернет-магазин приходили — самый большой вопрос.
    Сделать-то сайт не проблема.


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:49

      Маркетинг решает. Хоть ненавидь его, хоть нет, но он решает и при этом жрёт много денег.


      1. mishast
        05.12.2018 12:52

        Я, честно говоря, в шоке в хорошем смысле слова от такой статьи.
        Совсем другой уровень чем обычно «я сделал лендинг, теперь продаю фигню и зарабатываю тысячи» или «долгая история, как я искал инвестора»…
        Видно, что работа проделана серьезная и качественная. И статья тоже серьезная и качественная.
        И все-таки, я сказал бы успешная.
        Я думаю, вы все делали правильно, просто «не вывезли». Не хватило ресурсов. Думаю, что если бы, например, на финальном этапе, когда вы многому уже научились появился бы партнер, готовый вложить, например, 2млн. руб., за 50%, то через года 3 он бы их отбил в итоге и вы вышли бы в прибыль.
        Знал я одного человека, который начинал с 1 магазина в офлайне, потом раскрутился до целой сети. Говорил, что в начале было очень тяжело и т.п.
        Я так вижу, что есть две стратегии развития: развиваемся сами, работаем по 12 часов. Или ищем инвестора / берем кредиты, но отдаем солидную долю (часто контрольный пакет) в руки инвестора, но живем легче.
        Согласны?
        Очевидно, от ниши, конечно, зависит результат. Где-то нужно солидное вложение денег и сил, где-то нет. Где-то будет бешеная отдача, где-то нет. Честно, я сейчас не знаю ниши, где можно было бы без особого труда получить бешеную отдачу. Как было, когда в самом начале, когда появились iPhone / Android. Можно было влезть, начать писать игры, будучи одиночкой, и зарабатывать большие деньги. Сейчас уже нет. Ниши пока не вижу. Криптостартапы сейчас бурно растут, но я не вижу ценности в крипте.
        Вообще, советую найти партнера в следующий раз или толкового работника, или работника + опцион. Недавно, кажется в статье в коммерсанте про Алишера Усманова, было написано, что он всегда работает с партнерами, хоть у него и много денег (ресурсов).
        По поводу сложностей с делегированием.
        Прекрасно понимаю вас! У самого есть такая проблема, но вынес я вот какие мысли:
        Делегировать мешает мысли «если хочешь, чтобы было хорошо, сделай сам». На самом деле действительно, некоторым нельзя доверить даже авторучки! Надо тщательно подбирать кому делегировать. Кому-то надо научиться, а кто-то не способен вообще и надо с ним расстаться. И надо вовремя понять, что за человек.
        Во вторых, надо осознать, что люди разные и будут действовать не так как вы. И решить для себя, что вам «шашечки или ехать». Вам нужен результат или чтобы все было сделано в точности, как вы хотите. Нужно какое-то понимание цели, какая-то пусть внутренняя, не формальная метрика. Если человек соответствует метрики, то расслабится и получать удовольствие. Абсолютно все так, как вы хотите он все равно не сделает, главное чтобы выполнял задачу, которая требуется.


  1. inspekd
    04.12.2018 14:17

    Мне кажется у вас был очень удачный проект. После такого объема задач вы просто перегорели, но проделали отличную работу!

    Я бы вам рекомендовал вернуться к тому, что уже сделано и придумать как упростить/автоматизировать эту кучу процессов.
    В разных малых бизнесах наблюдал одну и ту же ошибку — «Захватим весь рынок!».
    Даже если у вас куча ресурсов и сил самое страшное это распыление внимания. Честно не знаю по какой причине, но вложение в один канал рекламы (когда вы уже понимаете какой из них работает) может принести гораздо больше результата.
    Обратите внимание на Совместные закупки — это постоянные клиенты и они будут возвращаться к вам снова и снова за мелко-оптовыми заказами.

    Спасибо за статью, очень поучительно!


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:50

      Спасибо! Может, когда-то вернусь, но сейчас пока как-то не готов. Хочется работать, а не дергаться.


  1. tuxi
    04.12.2018 14:20

    Всякий раз отдирая промокшую и примерзшую к лобовому стеклу листовку-флаер, я строю в голове кровожадные планы "как я поймаю и буду медленно пытать огнем и раскаленным железом разносчика этих флаеров" :)


    Статья хорошая. Спасибо. Имхо если расширить разделы "таможенная очистка", "логистика" и "складские проблемы", она была бы еще более интересней для многих


    1. mclander
      04.12.2018 15:17

      Тут нам раскрыли страшную тайну — эти флайеры работают. Медленно пытать огнём надо тех, кто покупает по флайеру.


      1. tuxi
        04.12.2018 15:25

        Флаеры далеко не во всех тематиках работают. Чаще — это деньги на ветер. Это личный опыт.


        1. mclander
          04.12.2018 15:59

          В космическом пространстве, где скорости были колоссальны, а расстояния — невообразимы, эта тактика никогда не срабатывала, что, однако, не мешало обеим сторонам применять ее при каждом удобном случае.

          Френк Рассел. Ближайший родственник


          1. tuxi
            04.12.2018 16:43

            лучше бы сразу такие флаеры раздавали
            image


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:52
      +2

      Я спокойно отношусь к флаерам, особенно к тем, которые суют в руки. Я знаю, что получают эти девочки и мальчики, как их дрючат и контролируют. Поэтому всегда беру, никогда не кидаю в близлежащие урны (их проверяют), потом просто вытряхиваю из карманов.

      О да, логистика — это песня. Не знаю, насколько формат Хабра, но может и напишу некоторые вещи.


      1. tuxi
        04.12.2018 21:33
        +2

        Ну кто мешает девочкам и мальчикам, не засовывать флаеры под щетку на лобовом стекле, а сворачивать и класть под дверную ручку?

        «Прологистику»: есть три вещи которые человек может делать вечно:
        — смотреть на огонь
        — смотреть как течет вода
        — пытаться сделать логистику 100% надежной и не зависящей от человеческого фактора :)


      1. Newbilius
        05.12.2018 10:01

        Мосигра писала про логистику — сообществу зашло. Пишите)


  1. alatushkin
    04.12.2018 14:25

    Добро пожаловать в "клуб")
    Следующая попытка уже будет веселее.


    На каждом заборе "самопровозглашенные гуры" сейчас пишут про то что 9 из 10 бизнесов закрываются в первые 3 года.


    Но шансы что ничего не получится из 5 попыток — уже всего 0.6.
    Так что нужно просто продолжать пытаться, но стараться делать этомаксимально "дёшево" дабы фейлы обходились дешевле.


    А магазин не списывайте пока в утиль -все ведь получилось. Делегируйте и масштабируйтесь:
    Магазин работает и приносит денег — вполне сможете нанять 2 клерков в офис. Возможно удаленно. С английским и китайским. Они будут заниматься продуктом и логистикой. Вы работая разработчиком — сможете продолжать играться в контекст и таргет + заниматься неоперативными бизнесовыми вопросами. К деньгам от магазина, добавите ещё немного из ЗП и начнёте увеличивать масштабы. Все получится.


    1. kinall
      04.12.2018 14:48

      закрываются в первые 3 года.
      Но шансы что ничего не получится из 5 попыток — уже всего 0.6.

      3 года * 5 попыток = 15 лет :)


      1. alatushkin
        04.12.2018 15:17

        Верно, именно поэтому — нам, подняв пенсионный возраст, дали дополнительных 5 лет, на продуктивные поиски).

        Ну а если серьезно — в этих поисках важно помнить «лошадь сдохла? слезь!». Ставить цели и планируемые показатели. И если ясно что проработав 1.5 года и цели по показателям не достигнуты и динамики нет — «слезь» (это еще одна причина делать максимально «дешево» — чтобы не так жалко было признать «очевидное»)


      1. yvm
        04.12.2018 18:50

        del


  1. sirrosh
    04.12.2018 15:09

    Вы молодец, вы реально попробовали, сделали для себя выводы и вынесли уроки.
    Мое ИМХО — работать на себя надо не сравнивая, как советовали выше, «выхлоп» с возможной зарплатой, а примеряя на себя стиль жизни бизнесмена (или «бизнесмена») против стиля жизни наемного работника.

    Лично для меня ответ стал очевиден ровно десять лет назад, когда уволился с неплохой должности в большой компании и начал с нуля (тогда еще не знал, что начать с нуля придется в жизни не один раз, но об этом в другой раз и в другом месте). Владеть и управлять компанией — это в корне другой стиль жизни, другой уровень проблем, другой (обычно, значительно более высокий) уровень участия во всех без исключения процессах вашей компании.

    P.S.: Сказанное относится к компаниям с достаточно пологой кривой развития, типа «сделал сам», создаваемые и развиваемые не деньгами папы инвесторов.


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:55

      Владеть и управлять компанией — это в корне другой стиль жизни, другой уровень проблем, другой (обычно, значительно более высокий) уровень участия во всех без исключения процессах вашей компании.
      Я ужасный микроменеджер и не умею делегировать, для меня это большая проблема даже на работе. В своём деле тотальный контроль отнимал много времени и колоссально сматывал нервы.


  1. shvez
    04.12.2018 15:57

    Статья хорошая, спасибо. Но обидно, что ничего не выгорело. Действительно хотелось бы иметь место, где можно купить и быть уверенным в качестве. Это молодых родителей в возрасте особо актуально ;)


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:56

      Да полно, на самом деле, таких мест. Изучали рынок, конкуренция острая, но и рынок огромный — мне кажется, сотню открой и сотня выживет. Но хорошие места, они разные — то ozon, то amazon, то профильные магазины.


  1. rinaty
    04.12.2018 16:44
    +1

    Спасибо, очень интересно. Один совет от моего друга, "профессионального предпринимателя", больше делигируйте и нанимайте сотрудников. Удачно нанятый помощник может решить половину проблем и разрулить половину звонков. И кстати самое удивительное что эффективность не зависит от зп… Слышал реальные случаи когда на вакансию с зп в 30 тыс. руб. в Москве приходили люди потом чуть ли не во всем подменявшие владельца.


    1. fpir
      05.12.2018 10:24

      И ещё 30 «украдёт» и будет этим гордится. И, упаси Вас б-г, поймать его на этом, придётся нанимать другого за 120, который, всё равно, попытается украсть ещё 120.


  1. starvit15
    04.12.2018 18:13

    Возникла идея, открывайте ИП, заводите счета…
    Имея похожий опыт, я бы это не рекомендовал, с нашими налогами, легализовываться нужно в последний момент, а если позволяет бизнес оттягивать до последнего…


  1. Zarf
    04.12.2018 18:13

    Спасибо за замечательную статью. Сам прошел похожий путь длиною в три года, и, по итогу, всё закрыл и всех уволил.

    Оглядываясь назад, мне кажется что будь у меня больше денег на старте, я мог бы не тратить столько времени на поиск дешево-и-качественно или хочешь-хорошо-сделай-сам, а фокусироваться непосредственно на развитии бизнеса. Я думаю, что это приносило бы куда больше удовлетворения, и не выжгло бы во мне такую дыру. Согласны?


  1. Ingref
    04.12.2018 18:52

    Собственно, бизнес — это не когда ты один что-то делаешь, а когда ты организовываешь команду людей и вы вместе что-то делаете. В противном случае это не бизнес, а ремесло. Соответственно, если есть команда, то в ней есть и дизайнер, и сеошник, и программист. А ты (бизнесмен) их организовываешь. Можешь в свободное время писать код, если есть настроение.

    Если команды нет, то и бизнеса никакого быть не может.


    1. Merkulog Автор
      04.12.2018 19:58

      Мог бы с вами поспорить, это целый пост, а не ответ выйдет. И считается ли командой жена, друг, его жена?


      1. Ingref
        04.12.2018 20:38

        Считается, если на них держится бизнес. Я к тому, что один в поле не воин. А отношения «на договорах и расписках» — это не команда, это просто сотрудники, которым бизнес до лампочки.


      1. agarus
        05.12.2018 00:44
        +3

        Imho, только если вы готовы расстаться с одной и другим.


        1. Merkulog Автор
          05.12.2018 10:48

          Есть такой момент. Хочешь потерять дружбу — ввяжи в неё деньги. У меня до этого не дошло, но определённые межличностные проблемы были.


    1. tuxi
      04.12.2018 21:11
      -1

      Собственно, бизнес — это не когда ты один что-то делаешь, а когда ты организовываешь команду людей и вы вместе что-то делаете.

      Плюсы ставить не могу, а подписаться +100500 очень хочется под этим утверждением


    1. progchip666
      04.12.2018 21:39

      Полностью согласен. Необходимо создавать команду, заинтересовывать людей, делиться как полномочиями так и ответственностью. Пытаясь контролировать всё сам никогда не сможешь построить бизнеса, приносящего приличный доход, просто загонишь себя. Собственно именно этот случай мы и наблюдаем в этой статье.
      К тому же выйти на прибыль за пол года — очень хороший результат, особенно для сегодняшнего дня.


  1. darthmaul
    04.12.2018 20:16
    +1

    А кто занимался движением товаров? Т.е, забирал у поставщиков о отправлял покупателю? Склад какой-то арендовали?


    1. Merkulog Автор
      05.12.2018 10:57

      Да всем я занимался, поэтому и «сдох» на дистанции быстро. У меня были два кладовщика, когда я уже арендовал склад (а ля ангар, очень небезопасная история). До этого я использовал первый этаж своего гаража — обделал его стеллажами и забивал товарами, которые шли массово. С некоторыми немассовыми была схема «под заказ» (но клиентам я её не транслировал). Например, у меня случилась мини-партия сказок Пушкина на французском языке изумительной красоты. Купили быстро и стали писать запросы. Я собрал запросы и заказал мелкую партию под них. Но люди думали, что «мы вам сообщим, когда товар появится в продаже».

      Проблем с логистикой было много, но что удивительно, я не могу пожаловаться на Почту России и на неё же в лице EMS. Ещё пару доставок пользовал для документов и для двух больших партий питания и конструкторов. Но я же обещал не писать негативных отзывов, однако потери были, да.


  1. enjoykaz
    04.12.2018 20:57

    Программисты всегда думают, что они царь зверей в мире высоких технологий, пока не приходится столкнуться с маркетингом, продажами, PR и всеми выходящими. И как результат больно часто «цари» убегают с поджатым хвостом в родную савану.


    1. darthmaul
      04.12.2018 22:29
      +4

      А по — моему, автор как раз доказал, что все эти продажи на порядки проще нормального программирования. Человек с нуля рванул в бизнес и таки смог выйти в плюсы, просто суеты много (делегировать надо было), в программировании таких случаев я не знаю. Там учиться надо.


      1. enjoykaz
        04.12.2018 23:07

        Смог выйти в плюс или смог окупить собственные затраты? Я думаю если посчитать стоимость часа его работы и сколько он вложил времени в этот проект, то все станет на свои места.

        Ну и если мы говорим о «нормальности», то нормальный предприниматель дает работу десятку программистов, дизайнеров, маркетологов. А здесь человек не смог даже выйти на уровень самозанятости.


        1. darthmaul
          04.12.2018 23:08

          Если считать по стоимости часа работы — то по ставкам джуна т.к. человек ринулся в незнакомую область без опыта и подготовки. В айти вообще никак без опыта и знаний же.


          1. enjoykaz
            04.12.2018 23:14

            Спорно. Ставка джуна, если бы он нанял джуна и делегировал ему задачи. А так человек устроил себе «отпуск» и недополучил прибыль.


            1. darthmaul
              04.12.2018 23:18

              Ну в продажах у него опыта нет, так что он в них — джун. А считать недополученную прибыль по его заработкам в айти некорректно т.к. сфера деятельности практически не пересекается.


              1. enjoykaz
                04.12.2018 23:23

                Так а в чем смысл пересекается или нет?
                Человек мог заработать за период времени X денег, а заработал 0,05X.
                Какой ROI его затеи и можно ли считать ее успешной? Вот вы говорите «вышел в плюс», а я вижу что просто потерял деньги.


                1. darthmaul
                  04.12.2018 23:26

                  Если так считать то да ROI меньше 1. Но корректно сравнивать если бы он этот бизнес развивал не полгода, а столько, сколько программистом работал (и учился программировать)


                  1. enjoykaz
                    04.12.2018 23:33

                    То есть все таки оказывается, что продажам тоже учиться нужно? А не все продажники и маркетологи тупые и сейчас папка-программист покажет как надо?


                    1. mayorovp
                      05.12.2018 09:38

                      Простите, но где вы нашли таких программистов, которые считают что продажам учиться не надо?


                      1. enjoykaz
                        05.12.2018 12:22

                        А по — моему, автор как раз доказал, что все эти продажи на порядки проще нормального программирования


                        «На порядки» это как минимум в 100, если что


                        1. mayorovp
                          05.12.2018 12:44

                          Я не вижу в этой цитате утверждения что продажам не надо учиться. Я вот программировать учился 20 лет — а автор продажам за полгода выучился, совмещая кучу должностей, то есть чистыми продажами он занимался месяц от силы. Вот и считайте что тут проще…


    1. AlexTest
      05.12.2018 04:11

      Программисты всегда думают, что они царь зверей в мире высоких технологий, пока не приходится столкнуться с маркетингом, продажами, PR и всеми выходящими. И как результат больно часто «цари» убегают с поджатым хвостом в родную савану.
      Ага — расскажите это Гейтсу, Брину, Цукербергу, Маску и т.д.
      Если вы еще не поняли — именно программисты создали большинство самых успешных топовых компаний в мире!


      1. DrPass
        05.12.2018 04:20

        Если вы не еще поняли — именно программисты создали большинство самых успешных топовых компаний в мире!

        Программистов в мире многие миллионы, а миллиардеров среди них единицы. Чтобы создать успешную технологическую компанию, нужно быть в первую очередь организатором, уметь коммуницировать, иметь коммерческую чуйку и т.д. Это всё обязательные качества. А вот быть при этом программистом не обязательно, достаточно иметь друга-технаря, который сделает продукт, или стартовый капитал, чтобы нанять специалистов со стороны. Джобс, Гейтс и Маск, например, пошли как раз этим путём. Брин и Цукерберг из тех редких исключений, когда коммерческие таланты сочетаются с техническими в одном человеке.


        1. AlexTest
          05.12.2018 05:27

          Я про Джобса не упоминал, а вот все остальные упомянутые мною, если мне не изменяет память, начинали свою профессиональную деятельность именно с программирования, так что их вполне можно квалифицировать в первую очередь именно как программистов. Да — быть программистом не обязательно, чтобы создать успешную компанию. Но вот такая, скажем так, сравнительно высокая концентрация программистов среди создателей таких компаний как бы намекает на некую взаимосвязь успешности этих людей, как основателей, и их первоначальной профессии. И именно это я пытаюсь показать enjoykaz в моем первом посте.

          Что касается бизнеса интернет продаж и сравнительно небольших достижений автора статьи, то его проблема не в том, что у него нет вышеупомянутых вами качеств, а в том, что он выбрал высококонкурентный и мало маржинальный сегмент рынка, где многое зависит еще и от везения. И в отличи от большинства скажем так «не программистов» — у него вполне получилось сделать и «поднять» интернет магазин своими силами, вот только он остался недоволен доходами по сравнению со своим трудом, хотя опять таки — для большинства «не программистов» это было бы большим достижением и они ни за что не отказались бы от такого бизнеса.

          В свое время у меня тоже был небольшой интернет-магазин товаров для релоадинга патронов. Продажи шли вполне успешно т.к. на этом сегменте рынка практически не было конкуренции и приносили определенный чистый доход (примерно одну-две тысячи долларов в месяц), но мне такой бизнес тоже надоел, т.к. потолок продаж был достигнут довольно таки быстро (не так много охотников заморачиваются релоадингом и не так уж много им нужно инструментов и расходников для этого), а соотношение доход/время, которое я тратил на этот проект, было намного хуже чем если бы я просто занимался разработкой по контракту или чем-то другим.

          Так что самостоятельно запустить интернет магазин и выйти на собственный чистый доход в пару тысяч долларов в месяц вполне по зубам любому квалифицированному программисту, вот только по факту лично мне, как «царю зверей в мире высоких технологий» — гораздо легче и проще заработать намного больше «в родной саване», так что я тоже забросил тот свой магазин, о чем ни капельку не жалею — это был очень полезный опыт в моей предметной области.


    1. Merkulog Автор
      05.12.2018 10:59

      Я люто с вами согласен. И я расписался в своей беспомощности тем, что закрыл дело и признаю, что в бизнесе программирование одно решить не может. Родная саванна прекрасна, но и опытом своим я тоже горжусь.

      К чести программистской части нашего мира, знаю ребят, кто смог.


  1. Kutak
    04.12.2018 21:43
    +1

    Одно удовольствие читать такой текст. Чётко, грамотно, структурированно. Автор — молодец!
    С выводами статьи согласен. Предпринимательство (а особенно в РФ) — не для всех. Видал я своих друзей-предпринимателей и пришёл к тому же выводу: лучше работать в конторе и получать стабильную и высокую зарплату. Тот ущерб здоровью (сначала ментальному, а затем и физическому), который наносится в процессе мелкой предпринимательской деятельности (в результате взаимодействия с мудаками, который автор отлично живописал) никакими доходами от этой деятельности не перекрывается.


  1. divanus
    04.12.2018 22:41

    18 лет пашу на себя — уже один раз побывал в реанимации. А работал бы на дядю, уже бы в газпроме был тимлидом с зарплатой лям в мсяц или в сбертехе херней страдал или где за бугром на тесле катался. Но я выбрал путь мазохизма — свое дело. Не идите туда. НИКОГДА! Будьте умнее… Гендальф Серый


    1. darthmaul
      04.12.2018 23:19

      А работал бы на дядю, уже бы в газпроме был тимлидом с зарплатой лям в мсяц или в сбертехе херней страдал или где за бугром на тесле катался
      или на галере аутсорсовой на 100к ЗП с кучей овертаймов и проблем со здоровьем от сидения 12 часов в сутки. Тут как повезёт. А Вы правильно все делаете)


      1. divanus
        04.12.2018 23:49

        По сути за 18 лет я три раза прогорел, угробил сильно здоровье и каждый месяц кассовый разрыв на протяжении этих 18 лет выживания. Параллельно пробовал «работать», все это было печально. А свои прожекты не выстреливают — т.к. все делаешь сам, самозанятый, без делегирования и пр., т.к. на делегирование нужны бюджеты, которых нет, а появление партнеров с бюджетами всегда приводило либо к отжиму либо к краху. В итоге ты и не спец для дяди и в своем деле ты обыденность, хотя Джобсы никогда не были иконой примера успеха. Не пожелаю врагу :) Поэтому продолжаю — т.к. самозанятость уже как наркотик.


        1. darthmaul
          05.12.2018 00:11

          появление партнеров с бюджетами всегда приводило либо к отжиму либо к краху
          вот это да, отсутствие нормального рынка инвестиций катастрофически вредит мелкому бизнесу в СНГ.


    1. engine9
      05.12.2018 07:21

      Ох уж эти универсальные советы основанные на субъективном опыте…
      А вы когда нибудь допускали мысль, что делаете что-то раз за разом неверно?


  1. godfather
    04.12.2018 22:51

    У меня было подобное с eurecable.com, но сейчас открывается второе дыхание (если кто хочет принять посильное участие — милости прошу в личку), плюс есть несколько других проектов.


  1. AlePil
    04.12.2018 22:55

    Хорошая статья, интересный и полезный кейс.
    Меня сейчас родня пытается втянуть в эту гонку и я очень сомневался, сейчас сомневаюсь ещё больше…


  1. wirtwelt
    05.12.2018 01:57
    +1

    Категорически хочу поблагодарить автора за описание реального опыта, по роду занятий постоянно нужно искать подряд и исполнителей, фрилансеры на протяжении года создают отвратительное впечатление каких-то призраков, жадных до денег и крайне ленивых на заработать эти деньги (( Причем на моем опыте это ощущение не зависит ни от площадки, ни от ценника, ни даже от портфолио или проплаченности аккаунта. Я был уверен, что проблема во мне, плохой заказчик/субзаказчик (опыта исполнителя гораздо больше, каюсь), все дела… А тут вон оно что ) Наверное общая психология такая у «работников ножа и топора, фрилансеров с большой дороги»

    Merkulog, скажите, за период поиска дизайнера и так далее у вас сформировался некий чеклист (возможно), по которому вы отсеивали персонажей? В статье упомянуто кратко, я еще перечитаю на свежую голову завтра… Но вдруг есть ) Спасибо. Нужен рациональный подход, а я по человечески отношусь и хочу сделать чтобы хорошо всем было, в итоге фигня получается раз за разом

    Желаю вам здоровья и благополучия. Крайне рад, что есть настолько самокритичные и взрослые/состоявшиеся люди, которые не только рискуют делать что-то кроме нытья и рутины (и комментирования), но еще и не отчаиваются после фейла, рассказывают о нем на публичном ресурсе (без намека на заказ или извлечение выгоды). Замечательно. Поразительно. Будьте здоровы, еще раз )


    1. engine9
      05.12.2018 07:37
      -3

      Повальная некомпетентность, «ленность» (которая при анализе окажется недоверием к клиенту и желанием быстрого заработка) это следствия рыночной парадигмы мышления. В которой все нацеленно на заработок бабла, а не на улучшение качества жизни человека.

      Если вы глубоко задумаетесь над этим, то откроете источник большинства проблем человечества, начиная от возрастающего экономического неравенства, заканчивая беззаконием, войнами и чадащими диоксинами свалками, по площади сопоставимыми с небольшими странами. Ну и конечно же глючного говнософта, жрущего ресурсы железа и шпионящего за пользователями.

      В мире, где общество воспринимается как средство заработка иначе быть и не может. Enjoy.


    1. Merkulog Автор
      05.12.2018 11:02

      Сейчас уже на работе, отвечу вам позже и тегну вас + в личку маякну.


  1. DrPass
    05.12.2018 02:01
    +1

    Через пять месяцев я закрыл свой интернет-магазин — просто потому что я никогда так много не работал и так сильно не уставал

    Есть маленький лайфхак. Берете на работу молодого задорного администратора магазина, и он с радостью вас заменит во всём этом деле, за половину от среднерыночной зп Senior Java Developer. И у вас будет и постоянный источник доходов, и время на его развитие и/или на новые проекты и/или на то, чтобы работать Senior Java Developer.


  1. SuperKozel
    05.12.2018 02:54

    Я занимаюсь интернет-магазинами, поддерживаю бизнесы трёх людей. Разработку и СЕО делаю полностью сам, контент через парсеры и импорт, этим троим сильно повезло на меня наткнуться.

    Так вот, дизайном приходится заниматься самому, но я, блин, программист, и совсем не хотел это делать. Пытался найти дизайнера, но после двух попыток я сдался: один просто взял предоплату и ничего не сделал буквально за три недели, один сделал так, что я бы и сам сделал лучше, но заплатить пришлось.

    Мой вывод: поиск хорошего исполнителя — это боль, особенно если ограничен в бюджете. Да и если не ограничен, никто не отменяет возможность получить т.н. «конча за 500».

    Если кто-то ищет опытного разработчика в ecommerce, велкам в личку. Расскажу и покажу как я работаю. Если бы я был владельцем интернет-магазина, я бы сам с собой работал)


    1. SuperKozel
      05.12.2018 03:29

      кстати, в статье речь идет скорее всего о Дмитрие Красноруцком.


      1. Merkulog Автор
        05.12.2018 11:01

        Не припомню сейчас фамилию, а договор искать лениво, но кажется, нет, другая.


  1. xdtb
    05.12.2018 05:33

    Не сдавайтесь! Мне понадобилось почти 10 лет чтобы довести дело до почти идеального состояния, когда оно почти само работает — но оно того реально стОит.

    Попробуйте брать отдельные сферы где есть наибольшее кол-во проблем и решать их до полного идеала. Даже если это не будет вам увеличивать конверсию, главное чтобы они сами работали. Если вы перфекционист, то это легко сделать.

    Когда множество мелких аспектов станут работать отлажено, вы получите качественный скачок, в том числе и по конверсии. Удачи!


  1. egorovlive
    05.12.2018 06:44

    Очень интересная статья, спасибо!
    Не был раскрыт вопрос непосредственной продажи и доставки товара конечному покупателю. Самовывоз? Платная доставка? Почта России? Сколько уходило на это времени?

    У меня сейчас свой небольшой магазинчик, вроде как всё отлажено и работает. Основная работа также есть. Доставку осуществляю сам. Но я понимаю, что если увеличить трафик на сайт, зарядить хорошую рекламу и т.д., то я не вывезу физически…


  1. achekalin
    05.12.2018 09:36

    Fuck Up story

    Теперь "Hug Up" же!

    За статью спасибо!


  1. johnklymenko
    05.12.2018 10:19

    Отличная статья, спасибо большое!
    Написано очень толково и интересно!


  1. kalexe
    05.12.2018 10:19

    Основная проблема предпринимателей, начинающих с нуля — недостаток образования. Предпринимательству, как и любому делу, надо учиться, а не в омут с головой. Почему-то в лечебном деле, программировании или юриспруденции мы сначала учимся, а потом делаем, а в предпринимательстве считаем, что можно с наскока всему научиться по ходу дела. Да, можно. Но какой ценой и до какого уровня?

    Автор, на мой взгляд, не продумал бизнес-модель, не спланировал делегирование и, как следствие, не сохранил самое ценное — время и энергию предпринимателя. Я сам начинал с полного нуля, но как только появлялись деньги — нанимал людей или компании.

    Так и тут — можно было нанять нанять менеджера для общения (или удаленный колл-центр, даже удаленный ассистент бы подошел), нанять переводчика, нанять разработчика сайта (а уж на Битриксе-то базовый сайт на заказ делается быстро и недорого). Судя по всему, идея-то была работающая, решала какую-то «боль», а значит можно отдохнуть, пересмотреть подход к кадровому вопросу и запускаться заново, но строго ограничив свое участие, скажем 1-2 часами в день (можно почитать базового Майкла Э. Гербера «Малый бизнес: от иллюзий к успеху»).

    Спасибо за статью!


  1. OstJoker
    05.12.2018 10:32
    +1

    Уже лет 7 совмещаю работу сисадмином и торговлю железом с которым сисадмины обычно сталкиваются. Бизнесменом себя не называю, я скорее само занятый, поскольку я это закупки, продажи, реклама, бухгалтерия, колл центр и курьер все в одном лице. По доходу выходит от х1.5 до х4 моих зп сисадмина в месяц. С удивлением обнаружил, что проблемно найти исполнителя в моем регионе, который сделает адекватный Интернет магазин на нужном мне движке по довольно аскетичному ТЗ. С еще большим удивлением наблюдаю ценообразование в своей нише, по сравнению с западными рынками. На некоторых позициях можно попасть в минус, на некоторых сделать +600% процентов. ИМХО, к бизнесу и к торговле в частности нельзя относится слишком серьезно, это приведет к ошибкам и бессонным ночам. Если переживаете через каждый факап или потерю денег, лучше все таки работать на дядю.


  1. slamon
    05.12.2018 10:58

    Я потихоньку отхожу от того стресса и наслаждаюсь жизнью на работе и вне неё.
    Но знаете, что произойдет через год? Вам жутко захочется вернуться в этот омут вновь :)


    1. Merkulog Автор
      05.12.2018 11:00

      Ох) Не знаю. Если вернусь в дело — напишу пост.


  1. WeltRogg
    05.12.2018 11:38
    +2

    «называет такой ценник, как будто только что ушёл из студии Лебедева»
    Студия Лебедева — это был бы минус как раз, работа там на редкость не приятная контора с зазнавшимся персоналом и скотским «отношением» внутри коллектива, даже ИТ-ишники, которые не общаются с людьми и то так не зазнаются, как дизайнеры работающие там. График работы жуткий, на да с 12-00 до 21-00 и больше. Атмосфера этой конторы чувствуется уже на собеседовании. Кто может выйти из такого коллектива не испорченным через год-два работы (если продержится), того всё равно бы я шарахался, как выходца из неблагополучного, криминального гетто.


  1. Aversis
    05.12.2018 12:06
    +1

    продать свой интернет-магазин как готовый бизнес — я отказывался и буду отказываться, потому что это мой концепт
    — всё-таки монетизировать опыт надо было, со временем ценность интернет-магазина упадет в ноль.
    А вообще, кошмар кидка поставщика, заказчика, сотрудников, партнеров, банкиров, бандитов, ментов, пожарников, электриков, сэс, налоговиков, кругом враги и ты мечешься от проблемы к проблеме и никто тебе не помощник, ты же «бизнесмен-олигарх» — да пошли вы все на ...! Банкротство и в голове тихо тренькает, как остывающий мотор на морозе.


  1. IvanhoeLab
    05.12.2018 12:15
    +1

    *-надцать лет назад друг открывал точку по продаже развивающих детских игрушек (не е-бизнес).
    Место было хорошее, продажи шли неплохо.
    Через полгода закрыл, потому что тупо ухандокался… жизни не видел… Всё время уходило на магазин, а чистая прибыль была невысокой.


  1. Desper777
    05.12.2018 12:21
    -1

    Вот если бы Вы были окулистом, и не переучиваясь пошли сразу делать операции на сердце? Напряжение, нервные срывы, неудачные операции, все это от того что Вы где-то в сфере медицины, не будучи хирургом решили заняться не своим делом. Все так же и в бизнесе, от сферы IT до бизнеса ой как далеко. Пробуйте, учитесь, будьте упорными, и все получиться. А может вы просто окулист, подумайте.


  1. shurricken
    05.12.2018 19:52

    «В оффлайне отлично отработали флаеры и реклама в лифтах. Раскладывали везде: в поликлиниках (быстро убирали), в парках, на площадках, по почтовым ящикам.»
    замечание с другой стороны прилавка… — Как же я ненавижу рекламный мусор везде… от звонков на городской телефон, до мусора в парке… в такие места я точно не пойду, для меня это антиреклама… Воспринимаю как полумошенников, разводящих лохов.