Тягач доставил ракету «Ангара» на стартовый стол и установил ее в горизонтальном положении. Специальный кран-подъемник соединил ее с мачтой обслуживания и привел в положение для взлета. Лунный модуль был выведен на лунную орбиту и состыкован с кораблем «Федерация». Затем их посадили на поверхность спутника Земли. А кратер неподалеку на всякий случай исследовали на наличие льда.



Это не завязка отечественного блокбастера. Это сценарии проектов для учебного комплекта «Лунная Одиссея», который знакомит учеников 5-9 классов с российской программой покорения ближнего космоса. Причем знакомит не как детишек в песочнице, а через программирование и полную автоматизацию с помощью MINDSTORMS EV3 и кастомных элементов.

В комплект «Лунная Одиссея» входят базовые наборы LEGO MINDSTORMS Education EV3 с зарядными устройствами, тематический и тренировочный маты для проведения проектов, методические пособия с 8 тематическими и 12 учебными миссиями, а также дополнительный набор из 1334 деталей — с его помощью собирается ракета-носитель «Ангара», стартовая площадка для её запуска, корабль «Федерация», луноход, лунный модуль, антенны и даже кратер.


Собрали всю комплектацию на одной из стадий работы. Слева в коробке — MINDSTORMS EV3, в середине собранная ракета «Ангара» и несобранные дополнительные элементы пособия. Справа частично собранная стартовая площадка. В белой коробке много дополнительных деталей, рядом — лунный кратер. Завершает композицию тубус с картами.


Разложили черную коробку. На фото один из модулей EV3 с кучей всего интересного.


Одна из двух карт для проектов

На основе «Лунной Одиссеи» разработан учебный план из 12 миссий и 8 тематических проектов, рассчитанный на 72 академических часа. По ссылкам даны полные версии материалов. В них входят инструкции, интересные исторические, технические описания и даже небольшие тесты — так что на одной сборке все не заканчивается, обучение получается всесторонним. Практически у каждой миссии есть несколько решений — конструктор позволит нескольким командам школьников самостоятельно придумать свой вариант.

Например, нам нужно поднять в вертикальное положение ракету «Ангара», доставленную на стартовую площадку. Эффектней всего направить робота к стартовой площадке и поднять «Ангару» с помощью специального манипулятора. Ракета на площадке поднимается и опускается с помощью большой шестерёнки. Можно это делать руками, а можно манипулятором робота. И это одна из задач для школьников — спроектировать такого робота, который сможет поднять ракету в вертикальное положение. Гироскоп, установленный на ракете, можно использовать для того, чтобы вовремя остановить её подъём. Или же можно экспериментальным путем просчитать, что манипулятор должен совершить ровно 50 оборотов для установки «Ангары» на старт, и запрограммировать робота на эти 50 оборотов.


Или же можно подключить двигатель, предназначенный для движения колеса робота, напрямую к стартовой площадке и выполнить ту же самую манипуляцию другим способом.


Большинство задач решаются на двух тренировочных картах. Одна из них предназначена для работы с цветовыми полями и моделирования полёта искусственного спутника Земли. На поле размером 120 х 120 см нанесено изображение нашей планеты и градусная шкала.



«Лунная Одиссея» знакомит с историей первого искусственного спутника Земли, первого человека (и вообще живого существа) в космосе, рассказывает о круговой и эллиптической орбите, о спутниковой навигации. В первой учебной миссии нужно будет собрать луноход на основе MINDSTORMS EV3. О нем чуть ниже. Кроме этого, можно собрать еще один, олдскульный луноход — он хорошо позирует на фоне кратеров.



На этом этапе строительства по материалам «Лунной Одиссеи» ученикам рассказывают о значении манипуляторов. Зачем они вообще нужны, чем помогают в космосе, как их использует луноход. Программирование MINDSTORMS EV3 начинается не сразу, но все равно занимает большую часть курса.


«Федерация» — многоразовый пилотируемый космический корабль, который придет на смену «Союзам» и «Прогрессам». По одному из сценариев его нужно будет выводить на орбиту

Основная модель, выполняющая роль лунохода, основана на программируемом модуле MINDSTORMS EV3. Восемь портов позволяют подключить к нему двигатели и разные датчики. Цель первого этапа — собрать луноход: робота, который опирается на два колеса с независимыми моторами и металлический шарик. Такая схема опоры обеспечивает большую мобильность — помимо поворотов и движения, этот луноход может крутиться на месте.



В набор деталей также входят разные сенсоры — гироскоп, сенсор цвета, расстояния и так далее. Они позволяют программировать работу робота по сценариям, зависящим от условий внешней среды. Например, в углах одного тренировочного поля есть цветные квадраты: робота можно запрограммировать на выполнение действий после попадания на каждый из этих квадратов. Датчик определяет зеленый цвет под роботом — робот говорит «Green» — поворачивает направо — едет вперед на три оборота колеса —  берет манипулятором кубик LEGO — возвращается на три оборота колеса назад — кладет кубик. Так мы смоделировали орбитальный перелет и вывод на орбиту некоего модуля.


Внешне более замысловатая модель — это стартовая площадка для «Ангары». Вполне собирается за час. Главное — сразу разложить все детали по цветам и типам, чтобы потом не перебирать их в поисках «вот такой вот маленькой синей втулки с крестовиной с одной стороны».



В комплект «Лунная Одиссея» входит множество шестеренок разного размера. С ними можно сделать разные манипуляторы для нашего робота. Причем для разных нагрузок — от нескольких кубиков LEGO до ракеты-носителя «Ангара». Простейший вариант манипулятора собирается за пару минут, но можно изучить тему подробнее и сделать манипулятор с разной силой и скоростью движения.


Все блоки LEGO MINDSTORMS EV3 программируются через стандартную среду. Некоторые этапы программирования проверяются с помощью тестовых вопросов в материалах для учеников.



Комплект «Лунная Одиссея» разработан в сотрудничестве с группой московских педагогов, корпорацией «Роскосмос» и ОРКК (Объединенной ракетно-космической корпорацией). Он не только знакомит с российской космической программой и основами робототехники, но также помогает закрепить навыки исследовательской деятельности и работы в команде. И, как мы надеемся, возбуждает у школьников интерес к космосу и робототехнике.

Комментарии (15)


  1. gopotyr
    17.12.2018 11:29
    +1

    Нет ключевого элемента: попа с дымящейся барсеткой.


    1. mechatroner
      17.12.2018 18:54

      И батута тоже нет почему-то.


  1. Sterpa
    17.12.2018 12:00

    У нас в школе, к сожалению, не используется LEGO Education. Можно ли такой набор купить в розницу для своего ребенка?


    1. LEGOEducation Автор
      17.12.2018 12:16

      Добрый день! Решения LEGO Education можно приобрести только у официальных дистрибьюторов, подробнее по ссылке education.lego.com/ru-ru/support/find-distributor


  1. VIPDC
    17.12.2018 12:09

    Вообще «5-9 класс», как то слишком. Лучше 2-5 класс.
    У меня старший ещё в садике собирал робота едущего по линии. У него на секции все 6-9 лет.
    В седьмом по сложнее надо.


    1. Areso
      17.12.2018 14:31

      У некоторых информатика только в средней школе появляется, где они впервые знакомятся с компьютером.
      А в тех школах, где информатика раньше начинается, там да, к этому возрасту надо что-то посложнее.


    1. GeMir
      17.12.2018 16:02

      Вообще «5-9 класс», как то слишком.
      Зависит от того, на чём программировать. Если блок-схемы заменить на текстовый язык, 7-8 класс как раз и окажется подходящей возрастной категорией.


      1. VIPDC
        18.12.2018 04:46

        Согласен, в принципе это не сложно есть куча вариантов:
        Вот здесь подробно описывают варианты


  1. jrthwk
    17.12.2018 12:31
    -3

    Вот оно — будущее отечественной космонавтики. Ракеты из кубиков, да.


  1. EOShipnyagov
    17.12.2018 12:46

    Эта программа годится для дошкольников и 1-2 класса максимум. Начиная с третьего уже нужно программировать и строить гораздо более сложные механизмы, главное хорошо разложить как это устроено и для чего используется.

    А так — очень скудные возможности для строительства и программирования с этим «DLC».


    1. LEGOEducation Автор
      17.12.2018 17:51

      УМК «Лунная Одиссея» — это комплект заданий, который предоставляет педагогу еще один вариант использования очень популярного решения LEGO MINDSTORMS Education EV3. Рекомендуемый возраст использования EV3 — от 10 лет, что подтверждено педагогами, которые имеют опыт работы с детьми соответствующего возраста. Причем мы говорим в данном случае о среднем уровне подготовки детей или немного выше среднего.
      Также следует добавить, что основная цель УМК «Лунная Одиссея» не сводится к развитию у учащихся навыков конструирования из ЛЕГО, поэтому в заданиях чаще всего нет необходимости создавать какие-то сложные конструкции, что также экономит время на уроке.
      Задания рассчитаны на развитие у детей навыков составления алгоритмов, программирования, инженерного проектирования, проектной командной работы и т.п. В части заданий на практике нужно применить знания из предметов средней школы, такие как теорема Пифагора (8 класс) или Теории автоматического управления релейным и пропорциональным регулятором. Приведем в пример еще одно из заданий УМК: нужно по отслеживанию скорости изменения мощности двигателя или значений встроенного энкодера определить размер объекта захватываемого манипулятором. Очевидно, что это задачка не для ученика начальной школы.
      Советуем ознакомиться с учебными материалами «Лунной Одиссеи», все они находятся в открытом доступе, а также с целями и задачами УМК, чтобы составить объективное мнение об учебно-методическом комплекте.


      1. EOShipnyagov
        18.12.2018 11:51

        Не соглашусь с тем, что EV3 это 10+, он хорошо заходит уже с 7-8 лет, если знать «как готовить» и не ударяться в программирование. На WeDo тесновато в этом возрасте уже.

        По поводу идеи с размером захватываемого объекта — это круто и прикольно, согласен.

        Скачал УМК — непонятно почему внутри zip архива еще архивы (ну это ладно), но половина из них — RAR. Презентации не смотрел — увы, «офиса» на компьютерах не держу) Для школьных преподавателей, вероятно, это действительно хорошее подспорье. Но для хороших частных школ это такой себе уровень. Абсолютно нет интересных механизмов, конструкторских решений, хотя можно было бы сделать, раз строим по инструкции. Зачем вот эти вот листочки с вопросами? Разве ради этого ребята ходят на робототехнику? Преподаватель должен это проводить в интерактивном режиме с учащимися. Сложность заданий по программированию — максимум 4й класс школы, да. А натягивать сложность до 8-го применяя математику без подкрепления механикой — такое себе.

        Если хотите, давайте пообщаемся, у меня есть наработки по программам обучения. Надо бы уже как-то расти нашей сфере…

        vk.com/video-116953109_456239041

        P.S.: вот чего действительно не хватает майндсторму, так это стоковых сервоприводов.


  1. bugdesigner
    17.12.2018 20:55

    Заголовок как бы намекает…
    А конструктор отличный. В моём детстве такого не было. Вот дождусь внуков — обязательно им куплю и наиграюсь!


  1. balsoft
    18.12.2018 07:28

    Вопрос не совсем в тему, но… Почему такие старые процессоры в Mindstorms? Половина софта даже не компилируется под них, свежие ядра поддерживаются очень плохо. Ломается иддилия линуксоеда «собрал из лего, накодил в чем-нибудь знакомом типа джавы, заработало».


  1. differentlocal
    18.12.2018 20:09

    Чем прекрасно ЛЕГО — из этих кубиков, как и из бюджета российской лунной программы, вполне можно собрать люксовый автомобиль, особняк на теплом острове или частный самолет.