Два года impetus ждёт материал про культурную разницу в восприятии игр в разных странах. Я всё ещё не претендую на полноту и консистентность, но кое-что уже могу рассказать. Добро пожаловать в подборку ограниченных культурных стереотипов про настолки и бизнес.

Начнём с Японии. На первый взгляд они там упоротые наглухо и постоянно как дети радуются странному. В будку от телефона они налили воду и пустили рыбку, из зелёного чая делают шоколад, создали больше всего странной фигни, рисуют аниме и так далее. Культурная разница внушает. Но потом за всем этим начинает прослеживаться стройная логика.

К играм они подходят как к своим вещам дома: у них очень маленькие и компактные квартиры, маленькие дворики и так далее. Они стараются уменьшить всё, что можно. И отобрать вещи так, чтобы их было не очень много, но каждая прямо радовала своим видом, была наполнена впечатлениями. Почти никогда у японца дома не будет нагромождения вещей — всё только самое ценное. Это значит одну парадоксальную вещь: почти нет корреляции между размером коробки и ценой игры.

У нас в России она прямая, в Европе — прослеживается менее выраженная закономерность, а у японцев всё не так. Например, как вам игра за 600 рублей размером чуть больше спичечного коробка, где лежит вот это?


Для профессионала рынка самое удивительное тут — ложемент

Правила простые: вам надо запрятать где-то дома снежного человека и сделать расфокусированный смазанный снимок на сотовый телефон. Потому что обычно так и снимают снежного человека. Потом дать фотографию всем в компании, чтобы они нашли фигурку. А прикол в том, что если они вместо йети найдут его след — вы выиграли раунд. За этими двумя строчками стоит целая прекрасная стратегия, которая разворачивается в несколько слоёв, просто представьте. И фигурки вырезаны красиво. Их приятно держать в руках. Вот что такое японская игра.

Сами они говорят, что обожают игры на ловкость и баланс. Как сказал знакомый японец:
«Понимаешь, вы большие неуклюжие люди. А мы очень любим точность и аккуратность. Поэтому у нас много игр, где надо что-то делать руками. И вы не сможете играть в наши игры на равных с нами, потому что вас руки больше. Мы, возможно, будем делать для вас компоненты крупнее».
В целом, отражает суть. Единственный момент: про больших и неуклюжих — скорее всего, он про рынок США, потому что они с ним наиболее знакомы. Но это не точно.


Одна из их игр, надо отпускать шар на подвесе, который сейчас сверху-справа

Как люди и партнёры — очень открытые, позитивные, дружелюбные. Такие добрые гики-очаровашки. Но они очень жёсткие переговорщики в том плане, что обладают неимоверным терпением и гибкостью. Добиться от них определённости — долго.

Если хотите погрузиться в прекрасный мир переговоров с японцами, почитайте книгу «Гайдзин» Клавелла (это которая вторая после «Сёгуна», не связана с ним сюжетом).

Если вы можете чуть свободнее смотреть на мир, то очень быстро начинаете их понимать. А они начинают понимать вас.

Да! А ещё там встречаются люди, которые совершенно дико иррационально любят нас как страну. Если японец был во Владивостоке или проезжал по Транссибу — всё, это как для нас торговать с настоящими живыми марсианами.

Китай


Про Китай опыт неоднозначный, потому что на самом деле Китай — это несколько стран в одном кластере. У нас богатый опыт общения по вопросам производства. В бизнесе есть ощущение, что у них там Базар-на-Деве. Очень важно чётко контролировать каждый шаг, потому что сюрпризы возникают где угодно, как угодно и не всегда в легальном поле. Сначала нам казалось, что обхитрить потенциального противника — это часть их стратегии, но потом выяснилось, что они ещё и друг с другом так же обходятся. Скорее всего — они просто невероятно прошаренные в вопросах разных лайфхаков при поставках, и делают всё это не со зла, а просто потому, что это среда с высокой конкуренцией. В целом, лучше договариваться только в бумагу с подписью. Если всё хорошо — обязательно иметь план Б. Вообще, даже лучше несколько планов Б.


Даже бабушки у них очень спортивные


Игры довольно технологичные


Когда мы решили запустить воздушного змея в Пекине на одной из площадей, сразу подошло человек 20, и среди них нашёлся особый эксперт. Радовало это всех без меры.

При этом тот же Гонконг или часть Шанхая — это уже другой регион, там всё куда более чётко, скажем так, в американском духе.

В переговорах очень любят групповые встречи и большие обеды. Сильны в команде, питаются энергией друг от друга. Как правило, чем ниже человек в структуре подчинённости, тем менее определённые ответы он даёт и чаще меняет мнение. Если начальников над ним нет — становится открытым и доброжелательным, как только поймёт, что ты «свой».

По играм — у них производится очень много очень дешёвых вещей для внутреннего рынка, они торжественно следуют идеалам флибустьеров в отношении всего, что увидят из интеллектуальной собственности, и у них есть многовековая традиция разных настольных игр. Дети играют на улицах старых городов, взрослые играют в кафешках — но почти всё традиционное, то есть не меняющееся последние пару сотню лет точно, разве что иногда вместо дерева пластик.

В последние годы у них поменялась модель потребления: они стали зарабатывать больше и полюбили дорогие вещи и дорогие бренды.

ОАЭ и регион рядом


Арабские народы стали очень зажиточные. Условно, представьте, что у вас бесконечное количество денег, и волнует вас не столько цена, сколько то, что вас не обманут. Отсюда следствие — хотят работать только с лучшими во всём. Для них нет смысла работать с №2, просто это нерационально. Им очень нравится всё новое и интересное, хотят быть впереди планеты всей. Если вы показываете что-то, что станет трендом в следующем году, либо что находится на bleeding edge технологий — радостно рассмотрят.

Они достаточно не то чтобы добрые, но расположенные, учтивые. Есть шарм, который распространяется и на деловые отношения. Очень вежливые на переговорах, всё выслушают и услышат. Но при этом чётко будут стоять на своей позиции. Достаточно рациональны, любят играть в «чётко обозначь свою позицию, мы скажем свою», но с этого обычно не начинают. Софья, наш специалист по контактам со внеземным разумом, считает, что если они озвучили позицию, то дальше строго её держатся, и их сложно переломить от неё. Мой опыт говорит, что их можно «подустать» за примерно полуторачасовой раунд переговоров, после чего начинается, собственно, самое интересное.

На любом уровне кульминации переговоров могут прерваться на молитву, если настало время.

Софью один шейх по ходу переговоров позвал замуж: сказал, что будет она ему любимой женой, хоть и третьей.


Соня перестала считать билеты на самолёт после тысячного. Многое из этого рассказа — её опыт работы на Земле.

В играх — любят шик. У них когда-то исторически была популярна Калаха, только играли они в неё не ракушками, а драгоценными камнями. Вроде бы логика подсказывает, что если нельзя пить и публично держать за руку женщин, то игры под кальян должны быть очень популярны. В целом — примерно так и есть, но точнее я тут не скажу, у нас реализованных деловых контактов почти не было.

Европа


Самые крутые, потому что понятные для нас в регионе — немцы. Недаром они были очень дружественным нам народом (правда, до Великой Отечественной). Педанты, которые всё делают ровно и по скрипту. Чётко отлажено, всё просчитано. Кучка к кучке. Консервативны. Их игры — абстрактные еврогеймы. Очень любят вещи вроди Квёркла. Но при этом эти же люди оказались способными создать прекраснейший Кухандель, который сочетает точный расчёт и дичайший блеф. В общем, нет-нет, но могут очень отчудить. Прекрасны как партнёры.

Их магазины настолок выглядят так, как будто понятие «спонтанная покупка» — это жанр научной фантастики.

В KaDeWe в секции настолок есть даже отдельные компоненты, чтобы покупать фигурку взамен утерянной. Обычно такое бывает только в специализированных магазинах, а тут почти в книжном. Мы у них это подсмотрели, кстати, у нас тоже можно купить фигурку.


Угадайте страну по фото

В бизнесе очень любят ровные графики. За стабильность удавят: например, если вы бурно растёте, они не будут вам доверять, пока не стабилизируетесь. Потому что что-то вы шумите странно.

Очень обязательные и надёжные, причём работают надёжно по устным договорённостям. Со всего мира, пожалуй, они и американцы наиболее близки к нашим культурным стандартам понимания и бизнес-этики.

Потом испанцы и итальянцы. Они ни разу не похожи, но ведут себя примерно одинаково (просто по разным мотивам, с разным уровнем эмоций и в разном стиле). Сухой итог — они клёвые расслабленные по жизни чуваки. Всё делают легко, весело, но с ними можно договориться о чём-то, а потом они вдруг вернутся и скажут, что передумали. Что-то накатило. Могут тянуть, могут не тянуть. Зависит от настроения. В целом — очень, очень дружелюбные, и приятные в работе.

Греция — страна сиесты. На первый взгляд вообще непонятно, как там всё работает, потому что такие термины как «дедлайн» и «чёткая договорённость», кажется, не имеют аналогов в языке. По крайней мере, их там не всегда понимают. Но если грека уважать и хвалить, как он круто сделал что-то, у него взыграет гордость, и он сделает: «А я ещё круче могу!» и поддержит свою репутацию. Когда настроение зайдёт, они сверхэффективны.

Французы достаточно беспорядочные, но при этом со стилем. В деловом мире похожи на немцев, в игровом — очень любят красоту. Но у них мир более энтропийный и внезапный, совсем даже не квадратно-гнездовой. Ощущение, что они хотят делать всё по порядку, а получается в итоге сюжетный твист. В этом есть красота и свой шарм. Всё, что делают французы, становится романтической балладой.

Чехи — это почти «наши» люди из СССР, только более готические что ли. У них красивые магазины, отличные продавцы внутри, много самобытных игр, есть своя звезда — Владя Хватил из CGE. В переговорах понятные. Про наши особенности будет в конце, многое относится и к этому рынку.

Британцы — снобы в хорошем смысле этого слова. Как и многие другие нации на островах (где людей куда меньше, чем работы), стараются делать мало, но очень хорошо, как следствие — селективны. При этом их молодёжь очень много путешествует и так получалось, что в дороге именно британцы первыми часто достают настолки. У них же очень командная культура: если договорились действовать вместе, то будут спокойно делать это до победы.

Самые безумные парни в Европе — это голландцы. О градусе их неадеквата говорит хотя бы то, что когда они приехали в Москву, то решили провести несколько тестов своих игр на улице. И одни из первых, до кого они докопались, оказались полицейские на Тверской. Потому что они стояли со скучающим видом, и их явно надо было порадовать голландскими играми. Они же играли в метро, пока ехали (мы только отвернулись, а они уже нашли мужика-сварщика и что-то ему жестами объясняют). Мы с ними долго и плодотворно работаем.

Как правило, европейские рынки следуют за немецким или французским. Например, в Испании нет особых различий в списках хитов: стабильно мир влияет на них. Но где-то что-то прорывается, например, где-то больше любят военные игры, где-то фанатеют от вечериночных (Латвия), разная роль популярности новинок.

США


Самый крупный в мире рынок настолок — это США. И он продолжает расти. Потом интересен немецкий рынок, дальше уже остальные.

Всё зависит от того, в каком штате партнёр. Страна большая, у каждого региона свои особенности. Нью-Йоркцы супердвижовые, всё похоже на Москву, с ними понятно, есть общие интерфейсы. Не суперчётко, но всегда понимаешь, что происходит. Это вообще очень характерно для них: как бы ни шла сделка, всегда понятно, что и как, какой статус. Очень вселяет уверенность.

В Калифорнии более расслабленные и более счастливые люди. Там ядро ИТ-движения, и поэтому больше процент людей, которые готовы откликнуться на новинку, быстро её протащить через свою голову и выкинуть. Такое общество бета-тестеров с кучей новых штук в очереди. Вообще, у каждого региона своя особенность, например, Техас патриотичный. В целом же Америка близка по бизнес-менталитету к нам. Важное отличие в том, что у них есть семейный доктор и семейный юрист: для них абсолютно нормально судиться, и в этом нет агрессии. Документы надо читать как не в себе. Ещё одна особенность — их деловой фреймворк куда более очевиден и система чётко даёт люлей за все неверные действия. У нас в этом плане люли потом через случайное время, либо сразу и много, либо вообще не будет — никогда не угадаешь заранее. А у них куча правил и регламентов — и надо сразу всё соблюдать точно с первого дня. Например, если кому-то продавать позицию — вряд ли на переговорах получится изменить их список критериев к продукту, только сам продукт.

Играют они во всё подряд, но очень любят хорошие сеттинги. Наверное, именно сеттинг для них определяет класс игры.

Ещё разное


Были редкие контакты со Вьетнамом (там компартия!), Тайванем (хитрость китайцев плюс целеустремлённость японцев). В целом развивающиеся азиатские страны — это довольно честные бизнесмены, которые из-за развития часто идут на уступки. Хотят нарастить экономику, готовы на компромиссы для выхода на новые рынки. Если же вдруг вы что-то хотите взять у них, то для них это прорыв в мир. Но любые международные отношения для них хорошо.

В Африке есть свои игры, но рынок следует за британским примерно.

В Микронезии — примерно за американским.

В Австралии есть свои бунтари (ну ещё бы), но рынок похож на европейский усреднённый.



Теория


Майкл Мижаль (Варшава) в работе «Cultural Determinants of Board Game Preferences» различает пять осей:

  • Разница во власти (насколько игроки становятся равными в игре — то есть насколько менее сильным членам сообщества разрешена свобода действия в рамках игр). На Филиппинах до финала боёв петухов допускался только «высший свет» деревни. Нельзя просто так взять и принести петуха, нужно быть представленным.
  • Индивидуализм против коллективизма: это как раз стратегия сильного хищника против кооперативной игры. Пример — стиль игры европейцев против американского.
  • Избегание неожиданностей — это когда игроки любят необычные ситуации или не любят их. Например, склонность к случайностям или возможность отработать другую модель взаимодействия в игре (не как в реальном мире). Один край — это игры немецев (предсказумые как шахматы, игры с полными данными), другой — многие корейские вещи, где главное — движуха, а не результат.
  • Половая разница: во что допустимо играть мужчинам и женщинам, и насколько они равны в игре. В культурах, где различие есть, выявляются явные мужские и женские игры.
  • Долговременный фокус против кратковременного — ориентация на будущее, настоящее или прошлое, глубина тактики. Например, игры про строительство сети (вроде «Космических дальнобойщиков») не зайдут в культурах с фокусом на короткое планирование.

Россия


Мы фанаты больших коробок и красиво, то есть с хорошим вкусом оформленных игр. В смысле, что отличиная игра с кучей компонентов, но в коробке, где нет «воздуха» будет воспринята как переоценённая. Есть прямо чёткая корреляция: маленькая коробка — до 500 рублей, средняя — до 800, большая — 1000-1500, очень большая — до 2500, ультрамегапафосная — дороже. Про арт — у нас почти не заходят игры без хорошего оформления.

У нас довольно мало распространены игры на ловкость в сравнении с японскими (из-за культурного кода) и в сравнении с общеазиатскими — потому что традиция игр на ловкость начинается где-то на уровне детсада, и все подобные игры а-ля классики, «банки» и дальше по списку не требуют компонентной базы. Мы вот часами могли играть в палку в песочнице в детстве, что тем же американцам почти не понять.

У нас довольно неконкурентный рынок, отсюда большие тиражи хитов: ему ещё развиваться, поэтому дичайшей конкуренции нет. С другой стороны, он не самый большой, поэтому находится под влиянием европейского и американского. Мала пока роль детских настольных игр и небольшой сегмент кооперативных. Но при этом для нас очень важны дети: ради них родители готовы пойти на очень-очень многое. Без такого фанатизма как в Китае в регионах с контролем рождаемости, правда. Осталось рассказать родителям про детские игры, собственно.

Да, мы индивидуалисты по сравнению с европейцами. Редко когда ставим возможность договориться всем со всеми как ценность, редко идём на компромиссы в играх. Для европейцев игры — протокол общения, для нас в первую очередь — подарки. У нас очень крепкая культура «Мафии» и разных логических игр начиная от шахмат (это особенно ярко видно в городах, где есть школьные занятия по настольным играм — например, в Элисте), поэтому мы чуть (но ненамного) легче просчитываем то, для чего нужна теория игр.

Вот примерно так. Это всё — субъективная точка зрения (моя и отдела развития). Вот так, например, это видят коллеги (там очень много хороших пруфов). Ну а я вас приглашаю поделиться своим опытом общения с зарубежными коллегами.

Комментарии (57)


  1. rjhdby
    20.12.2018 10:52

    В смысле, что отлчиная игра с кучей компонентов, но в коробке, где нет «воздуха» будет воспринята как переоценённая.
    Не совсем понял вот эту фразу.
    Если коробка набита плотно, без пустых пространств, то люди будут считать, что она должна стоить дешевле? Или что-то другое имелось в виду?


    1. Milfgard Автор
      20.12.2018 10:55
      +1

      Берём две коробки с одинаковым составом. Одну делаем без пустот, вторую — с большим ложементом и геометрически больше. В Японии цена не будет зависеть от габарита коробки (ну, если не учитывать увеличение расхода материалов и обёмного веса для логистики). У нас — будет зависеть очень сильно.

      То есть надо следить ещё за тем, чтобы количество компонентов соответствовало размеру коробки и не брать лицензии в работу, где компонентов мало, но они дорогие.


      1. Newbilius
        21.12.2018 08:13

        Не уловил… Цена будет сильно зависеть же, потому что издатели так решают же, нет?
        Или вот реально есть опыт, что если игрокам дать на выбор за одну и ту же цену меньшую коробку, но без удобных органайзеров и большую коробку, но более удобную — все будут выбирать меньшую? Или тут что-то про восприятие?


        1. Milfgard Автор
          21.12.2018 09:43

          Цена в 750 рублей отпугивает от коробки, меньшей, чем психологически допустимый порог для этой цены. Опыт есть. Увы.


      1. APaMazur
        21.12.2018 15:40

        Мне, как человеку, у которого счет настолок дома идет на десятки, хочется жестокой физической расправы над всеми теми людьми, кто заставляет издателей следовать этому принципу
        Выхода два: либо повыкидывать красивые, но слишком большие коробки и мастерить кастомные упаковки (кстати, для игр, которые часто берутся с собой, это даже неплохая идея, у меня так Каркассон выполняет роль домино), либо терпеть и отводить под настолки, по факту, отдельный небольшой склад

        Мне, вот, думается, что можно пойти дальше продажи отдельных фигурок в сторону клиенториентированности: дайте мне возможность доплатить 100-200-300 рублей и получить еще одну компактную коробку сравнимого с родной полиграфического качества
        Люди, которые приходят за настолкой случайно получат все то же самое, а фанаты получат возможность не превращать квартиру в склад игрового клуба


        1. Am0ralist
          21.12.2018 15:54
          +1

          Мне, как человеку, у которого счет настолок дома идет на десятки, хочется жестокой физической расправы над всеми теми людьми, кто заставляет издателей следовать этому принципу
          Извиняюсь, массовые расстрелы в текущей эпохе уже не пользуются популярностью.
          дайте мне возможность доплатить 100-200-300 рублей
          Есть целый отдельный бизнес — органайзеры для конкретных настолок. Изредка от самих разработчиков (с бонусом в виде доп.расширения к настолке).


          1. APaMazur
            21.12.2018 18:03

            Извиняюсь, массовые расстрелы в текущей эпохе уже не пользуются популярностью
            Странное заявление от человека с вашим ником )
            И потом, расстрел мне представляется слишком мягким решением в такой ситуации

            Есть целый отдельный бизнес — органайзеры для конкретных настолок. Изредка от самих разработчиков
            Это я встречал, но тут всплывает многовато «но» и «если», касательно каждого конкретного тайтла


            1. Am0ralist
              21.12.2018 21:58

              Странное заявление от человека с вашим ником )
              Так я ж и не обсуждал их моральную недопустимость? ;)
              Это я встречал, но тут всплывает многовато «но» и «если», касательно каждого конкретного тайтла
              А они будут возникать и если производитель будет делать подобное под игру, потом под доп и так далее…


    1. Am0ralist
      20.12.2018 13:48

      Из-за того, что за маленькую коробку (а считай за две-три колоды карт обычных) платить даже 500 руб — людям кажется много, то все дополнения того же манчкина изначально продавались в коробках, в которых можно хранить раза в три больше всего (потом все же часть стали в мелких выпускать, но более толстых и прочных).
      Этим страдают куча всего: манчкины, замесы, какой-нибудь кингсбаунти, каркассоны из нескольких допов.
      В проекте Манхэттен хотя бы коробка под формат поля плюс отдельные планшеты игроков, зато все остальные компоненты успешно в бокс из под внешнего диска умещаются.

      После чего берешь банально Серп, тикет ту райд и вот там как раз ситуация такая, что при той же норме воздуха — коробки должны были бы быть раза в два больше) А для цивилизации с дополнением один человек не долго думая купил ящик пластиковый для инструмента, чтоб всё влезло, так ещё и замок на него повесил.


  1. worldmind
    20.12.2018 11:15

    Оси видимо уходят корнями к Хофстеде.


  1. aamonster
    20.12.2018 11:16
    +2

    Открыл в ожидании, что для иллюстрации будет моя любимая цитата про культурные различия в геймдеве. Но раз её нет — процитирую сам:
    — Приехал его коллега с китайского конвента разработчиков ММО РПГ. Делился впечатлениями. Вышел на сцену китайский-китайский разработчик и давай жаловаться на нелегкую жисть девелоперов, работающих на европейский рынок, причем, жаловаться с картинками. Разные, говорит, у нас идеалы красоты. На Востоке мужской идеал красоты выглядит вот так: и показывает во весь экран пафосного Сефирота: плащ, хвост длиннее… опы, взгляд томный и мрачный, черты лица такие тонкие, что порезаться можно. А на Западе, продолжил грустный китаец, вот так: и на экране мужик с бицепсами больше мозга, автомат на бычьей шее как кулончик, лоб низкий, вся кость ушла в челюсти — этот не то что орехи, стальную проволоку раскусит. Народ посмеялся.
    Женский идеал красоты на Востоке, продолжил китайский разработчик, выглядит вот так: и летит через экран легкая, почти воздушная дева в этнических одеяниях, с глазами как зернышки миндаля, с лентами в волосах. А на Западе, вздохнул разработчик, женский идеал красоты выглядит так: и снова профиль Сефирота. Зал лег… и долго не вставал.
    ---


    1. Milfgard Автор
      20.12.2018 15:24
      +2

      Важное отличие всегда в легальном поле, кстати. У нас вот защита детей от информации появилась, в Японии скелетов нельзя — это ню. Они их в лохмотья заворачивают в арте.

      На европейском рынке критично делать игры без слов на картах, чтобы печаталось одним принтраном с правилам на 6 языках.


  1. Taiserisa
    20.12.2018 11:47

    А посоветуйте игру для всей семьи, которую можно купить в Германии?
    Хочу с детьми на Новый год поиграть, время заказать еще есть. «Монополию» не люблю, мне скучно. Возраст — начиная с 10 лет. С сюжетом, фигурками, на пару-тройку (или больше) часов. Зашла пару дней назад в магазин — грустно… Альгамбра заинтересовала, остальное или для младших, или на ассоциации/разговоры/слова и прочее. Не то.


    1. Milfgard Автор
      20.12.2018 11:58

      Квёркл, наш Kids Go Wild, может, зайдёт 5 seconds rule или Абраказам.


      1. Taiserisa
        20.12.2018 12:09

        Спасибо, пойду гуглить.


    1. amartology
      20.12.2018 12:35

      Попробуйте Small World. Он без фигурок, но там столько крутых и разных картинок и вариантов соотношений рас и классов, что хоть садись фэнтези-роман писать после каждой партии. Детям должно быть очень круто.


      1. Milfgard Автор
        20.12.2018 13:16

        Вот, кстати, да. Очень хороший совет.


      1. Newbilius
        21.12.2018 08:23

        Но реально крутой он становится после нескольких партий, когда уже более-менее помнишь способности и особенности каждой стороны. Без этого первые партии идут очень, кхм, хаотично.


    1. kababok
      20.12.2018 23:04

      А попробуйте вот это:


      https://de.m.wikipedia.org/wiki/Mister_X_–_Flucht_durch_Europa


      Она несколько "математично-шахматная", но с любопытной "спецагентовской" атмосферой, записями и подсчётами.


      Мне, кажется, было бы в 10 лет интересно. :)


      Покупал в одном из сетевых "Muller" у нас в Эрлангене.


  1. bkar
    20.12.2018 11:53
    +1

    Есть какие-то наблюдения за тем, насколько в разных культурах правила игры додумывают, изменяют под себя?

    У меня есть компании, где, когда в новой игре непонятно как играть (забыли), чаще всего
    не лезут в правила, а додумывают свои, обсуждают, и договариваются какое же правило будет работать у нас. В следующий раз встречаемся – обговариваем правила до начала игры, моем опробовать новые.

    Вот, могу предложить из последних удачных находок. Игра «Это мая рыба» (вроде). Пингвины бегают на одну клеточку по полю, сложенном из шестиугольников, на каждом поле от одной до трёх рыбок, пройденные поля снимаются – каждый пингвин остаётся на своём «острове». Нужно ухитриться чтобы у твоего пингвина оказалось самое богатое кормовое место.

    Новое правило: Пингвин, который первым доедает свой остров – может пересесть в любое другое место и присоединиться к чужому счастью. Стратегия становится богаче, больше азарта (но труднее расчёты), игроки заканчивают более одновременно.

    В эту же игру можно играть пару на пару. Или парой своих пингвинов. Вдвоём иначе и не интересно. Стратегия и тактика разительно отличаются.

    А есть компании, в которых до истерики – как это играть не по напечатанным правилам!


    1. darthslider
      20.12.2018 15:44
      +1

      Мне кажется зависит от сложности игры. В действительно сложных иногда хомрулят вещи, которые влияют на баланс. В тех же сумерках империи (117 страниц полная версия правил) по умолчанию, кажется, расы раздаются случайно. У нас же случайно выдаётся по 2 с правом выбора из. У знакомых — случайная раса с правом сбросить и взять другую (случайно же) без права отказа. Потому что расы могут довольно сильно отличаться по играбельности.
      А в фановых играх, где суть в процессе, а не в результате можно хоть стоя на голове играть, если все согласны и всем весело :)


  1. kravtsov_dim
    20.12.2018 12:19

    … дико иррационально любят нас как страну.
    Если японец был во Владивостоке или проезжал по Транссибу — всё, это как для нас торговать с настоящими живыми марсианами.

    Ни черта не понял, что вы хотели этим сказать.
    Часто с марсианами торгуетесь?


    1. kravtsov_dim
      20.12.2018 13:40
      -1

      Странные минуса, я, действительно, не понял, о чем пишет автор и попросил у него уточнения.
      Минусующие могут объяснить свою позицию?


    1. Newbilius
      20.12.2018 16:44
      +2

      Я кстати тоже не понял, что автор хотел сказать.


      1. Milfgard Автор
        20.12.2018 17:05

        Мне было бы интересно торговать с марсианами. И я бы сделал многое, чтобы продолжать этот процесс.


        1. Newbilius
          21.12.2018 08:15

          Я таки дико извиняюсь, но правда не улавливаю метафору. Шанс встретить японца, который проехал по Транссибу столь же велик, как встретить марсианина (читай — нулевой), поэтому они приравнены?


          1. artoym
            21.12.2018 09:23

            Нет, потому что отношение японцев, бывших в России, к русским такое же, как у русских к марсианам (если бы мы их встретили).


            1. 9660
              21.12.2018 18:08
              -2

              Не у русских а у автора. Не думаю что любовь к марсианам (тем более торговля с оными) есть отличительная черта русского человека.


  1. prs123
    20.12.2018 13:18
    +1

    Японские игры нравятся своей изящностью, а ещё люблю, что многие деревянные


  1. Am0ralist
    20.12.2018 13:27
    +1

    Смотрю на фотку шахмат и понимаю, что не корректно они сделали.
    Т.е. фигуры — ок, но я б ферзя сделал из ладьи и слона (вместо верхней части), короля просто с круглым основанием снизу, у коня букву Г уменьшил бы относительно квадратного основания (ходит в 4 стороны же).
    А вот пешки — это фиаско, ибо маленькие ладьи получились, как будто в 4 стороны типа ходят. Надо было в основании — трапецию делать, или квадрат с усеченными углами (бьет по диагонали)…


    1. iks_so
      20.12.2018 18:31

      Напомнило
      twitter.com/managore/status/1029398867408650240
      Там в ответах есть даже материальный набор.


      1. Am0ralist
        20.12.2018 18:37

        Да, там тоже близкие варианты есть.
        Но тут хитро в том, что квадрат основания у ладьи, у слона (из квадрата выпилили букву х), у коня и т.п. не ставят вопрос о том, как фигурка располагается на поле, т.е. более явная связь между формой и направлением движения.


        1. Milfgard Автор
          20.12.2018 18:41

          Мне кажется, они шли по этому пути, а потом убрали весь визуальный шум с поля. Что очень хорошо объясняет, почему эти шахматы окзались в музее Баухауса. Кажется, я их там снял.


          1. artoym
            21.12.2018 09:38
            +1

            Скорее всего, потому что это шахматы дизайна Йозефа Хартвига, созданные им в Баухаусе. Одна из вещей, которые вспоминают, когда говорят о Баухаусе. Нагуглилась статья хорошая у кого-то.

            Заголовок спойлера
            image
            image


          1. Am0ralist
            21.12.2018 11:29

            Ну тут больший вопрос именно к пешкам, что не отражают сути фигуры)
            Уж сделать два скошенных угла визуально не сильно бы шум увеличили, как по мне)


  1. Rast1234
    20.12.2018 13:54

    кстати, у нас тоже можно купить фигурку

    Недавно спрашивал, можно ли купить насекомое из Hive взамен утерянного, ответили что нельзя :(


    1. Milfgard Автор
      20.12.2018 14:42

      Не любую. Вот такую, например.


      1. Am0ralist
        20.12.2018 15:28
        +1

        А теперь можете подсказать, в каком разделе сайта (Настольные игры-ходилки, Игры с фишками и кубиками, IT-специалисту и т.п.) это лежит и есть ли рядом с ними ещё что интересное? Например, ну не знаю, монетки?
        А то может стоит завести всё таки отдельный пункт, куда те же кубики и наборы кубиков вынести, а так же прочие аксессуары, как протекторы для карт?
        Причём, данная фишка — это «настольная игра», как следует из подписи под заголовком.

        А протектор — это аксессуар, но вот по слова аксессуары находятся ровно 4 пункта: два набора красок для вархамера, пус и доп.аксессуар для энгрибердс.

        В итоге поиск «а что еще для игр у них есть» можно провести исключительно просмотрев все 3к позиций на сайте… либо приходить точно зная, что мне надо и что у вас это точно есть.

        Вот всё это меню сбоку (с подпунктами моисгра, моисгрушка, люить и ямочки, из которых не понятно, что это какие-то категории разбивки товаров, а не тоже самое, что и 6 ссылок выше) и категории снизу — они настолько общие и ни о чём, хотя и креативные… что так и хочется кнопку «нормальное дерево разбиения товаров».


        1. Milfgard Автор
          20.12.2018 15:32
          +1

          Нам тоже хочется. Пока проблема в том, что мы все важные фичи записали в ТЗ к новому сайту, и текущий только хотфиксим.


  1. Bas1l
    20.12.2018 18:57
    +1

    Кстати говоря, у немцев есть аналог мафии, Оборотень, Werwolf, называется. Оказывается, вот и настолка на английском есть, так что она не только немецкая, возможно. Идея та же, но роли и их особенности чуть другие. Вместо города и мафии, очевидно, деревня и оборотни, а специальные роли—ведьма, провидец, любовники и т.п. Тут они немного расписаны. Лично мне такой сеттинг больше нравится. В одной компании знакомых ребята играли, вот точь в точь как у нас в мафию, то есть долгие обсуждения в несколько раундов, последнее слово подозреваемых и т.п. В другой компании знакомых, как ни странно, по-другому: очень короткие обсуждения, каждый просто говорит, как он думает, кто оборотни, еще может пара фраз для объяснения, и все, потом на раз-два-три все голосуют, указывая пальцем. Как ни странно, игра становится от этого как минимум не хуже, больший акцент на мимику друг друга, жесты, невербальную коммуникацию. Притом действия фракций становятся не менее согласованными. Ну и намного бодрее игра протекает. Лично мне такой вариант намного больше понравился.


    1. Milfgard Автор
      20.12.2018 19:12

      Посмотрите One Night. Она в том числе в этой линейке выпускалась. Как Мафия в один ход. Очень крутая.


      1. Bas1l
        20.12.2018 22:35

        О, спасибо


  1. Stannis
    20.12.2018 19:44
    +1

    * KaDeWe (Kaufhaus des Westens)


  1. uSasha
    20.12.2018 21:50

    А меня вот удручает тема с огромными коробками.

    Покупаешь, например, эволюцию — отличная игра, но по сути это просто колода карт, а места занимает в 8 раз больше чем нужно. Все это напоминает самоварное золото, смотрится «богато».

    С другой стороны бывают такие компактные «безвоздушные» издания, что прям душа радуется и чувствуется что покупаешь вещь а не воздух.


    1. Newbilius
      21.12.2018 08:21

      Потом покупаешь аддоны, помещаешь карты из него в основную коробку — и радуешься, что не нужно хранить отдельные коробки.

      Кстати, мне показалось, или и правда на фотках «подарочное издание» имеет коробку по размеру один в один как обычное, просто сразу включает в себя аддоны?)


      1. Am0ralist
        21.12.2018 12:23

        Потом покупаешь аддоны, помещаешь карты из него в основную коробку — и радуешься, что не нужно хранить отдельные коробки.
        Неа, находишь коробку из под микротика, делаешь перегородки из картона и складываешь туда игру плюс пару допов, а те коробки куда-нибудь прячешь или выбрасываешь, потому что в оригинальных коробках органайзер делать не удобно, а места всё равно излишне занимают.


    1. Gryphon88
      21.12.2018 13:08

      Такие вещи удобно распихивать по пакетикам-зипперам: можно носить без коробки, а если в коробке, то не перемешиваются и можно быстрее начать игру. Не совсем понимаю, почему карточки и мелочёвка бывают в запрессованном пакете, который надо рвать или резать, но почти никогда в зиппере. Время упаковщика экономят, или для автоматизации упаковки?


      1. Milfgard Автор
        21.12.2018 14:27

        Термоусадка автоматизируется и дешевле, чем изготовление такого пакета. Пакеты оставляют люфт и позволяют колоде расформироваться, а термоусадка — нет. Рассыпуха (фишки, маркеры) пакуют и так, и так.


        1. Gryphon88
          21.12.2018 15:38

          Как упаковка выглядит на низком ровне: упаковщик-человек засовывает колоду в термоусадку, а потом сваривает горячей «гильотиной» открытый конец, или на и под колоду кладётся по листу полиэтилена, а потом опускается нагретая сетка/ячейка, которая листы сваривает?


  1. kababok
    20.12.2018 23:07

    Кстати, Milfgard — а вы на Нюрнбергской игровой выставке бываете?


    https://www.spielwarenmesse.de/language/1/


    https://www.spielwarenmesse.de/worldwide/russia/vystavke-igrushek-v-njurnberge/language/4/


    Они себя позиционируют как самую большую выставку игрушек (наверное, плюс игры) в мире. :)


    1. Milfgard Автор
      21.12.2018 09:45

      Конечно. Нюрнберг — это B2B чистый.


  1. Ockonal
    21.12.2018 01:29

    Очень люблю японскую «Предельное погружение». Настолько элементарная, приятная и красивая игра и такое большое разнообразие в тактике. Плюс партии «легкие» и быстрые. Можете что-то такое же еще из японского посоветовать?


  1. LoadRunner
    21.12.2018 01:57

    В бизнесе есть ощущение, что у них там Базар-на-Деве.
    И как, много выгодных сделок совершено в Китае?


  1. artoym
    21.12.2018 09:48
    +1

    Работаем с индусами. Во-первых, они конечно очень неоднородны конечно же по национальному составу, так что и в общении могут быть отличия. Во-вторых, конечно же все знают английский, хотя шутки про их акцент наверно известны всем. В-третьих, сложилось впечатление, что за последние лет 50 они много приглашали к себе зарубежных компаний для организации производств или просто смотрели на то как устроено у других и занимались импортозамещением. В целом качество может быть как не очень, так и на уровне хороших европейских компаний. Бывает сложно добиться ответов или необходимых действий — то ли им пофигу, то ли они сами не знают, а выяснять… пофигу) На самом деле кажутся близкими к нам по менталитету, разве что немного более открытые и дружелюбные чем средний россиянин.


  1. asher_sutton
    21.12.2018 11:52

    Как-то незаслуженно (?) обойден Израиль… Там играют?
    Правда, интересно.


  1. scifinder
    22.12.2018 18:00
    +1

    Статья безумно интересная, но меня, как всегда, зацепило не по теме:

    Софью один шейх по ходу переговоров позвал замуж
    Так она согласилась или нет?)


    1. Milfgard Автор
      22.12.2018 22:01

      Ну, тогда бы не случилась куда более интересная история. Но рассказывать я её не буду.