Сначала я хотел лодку. Начитавшись отчетов на сайте каякеров, насмотревшись на эту красоту, я представлял, как рассекаю на шервотере по утренней глади, и все такое. Попутно, с целью хоть как-то расшевелить остатки межушного ганглия, я уныло ковырял уроки по КОМПАСу.

Позже добавились видеозалипалочки на Ютубе, чтение форума на cnc-club.ru, и постепенно как-то так получилось, что я захотел станок.

Чтобы пояснить, насколько я на тот момент не владел материалом, а желание получить результат дешевлелучшедаром было настолько сильным, что я всерьез обдумывал строительство фанерного станка с направляющими из профильной трубы с приводом на велосипедной цепи. Из инструмента имелась болгарка и две дрели. В качестве верстака — письменный стол.

Сразу скажу, что я не собираюсь описывать принцип действия шагового двигателя и принципы работы ЧПУ. Об этом уже достаточно написано людьми более подготовленными. Я буду вспоминать свои заблуждения и проблемы, с которыми пришлось столкнуться. Я ни словом, ни намеком не собираюсь утверждать, что теория не нужна, мысль в том, что в Сети уже накоплен достаточный опыт для того, чтобы любитель мог построить дома достаточно работоспособный агрегат для работ по дереву и возможно по мягким металлам. Я отдаю себе отчет, что в статье могут быть неточности, но пишу, как понял. Если будут поправки — с меня спасибо.

Также я не собираюсь выкладывать чертежи своего станка. Во-первых, полных их нет. Во-вторых, нет никаких проблем смоделировать хоббийный станок самостоятельно, получив бонус в виде понимания конструкции своего детища. В-третьих, опубликованных моделей хоббийных ЧПУ с отчетами о строительстве в Сети предостаточно. Гораздо более продуманных и лучше сделанных.

Итак, возвращаясь к нашим нам. Я начал моделировать свой будущий станок. Предполагалась портальная конструкция с рабочим полем 1500х1000х100 мм. Первыми пострадали направляющие из профильной трубы. После того как я построил каретки, которые катались бы по направляющим на шарикоподшипниках, и попытался представить, как собираю их в натуре, я понял, что на коленке их ни за что не выставлю не то что точно, а хоть как-то параллельно.
Цилиндрические SFC не рассматривались изначально, поскольку, чтобы при закреплении направляющих только на концах и отсутствии связи между ними обеспечить хоть какую-то устойчивость фрезера, по данным портала purelogic.ru, диаметр направляющей должен быть не менее 5% длины. Лучше 6-10%. То есть, даже при длине направляющей в полметра диаметр ее должен быть 25-50 мм.

Цилиндрические направляющие на опоре, хотя и значительно лучше, однако, тоже имеют свои недостатки. Во-первых, полированный металлический вал просто прикручен через каждые двадцать сантиметров к дюралевой основе, не обеспечивая достаточной жесткости крепления. Во-вторых, шарик линейного подшипника соприкасается с направляющей только в одной точке, что приводит к повышенному износу. В-третьих, линейные подшипники сами по себе люфтят. Принято считать, что цилиндрическая направляющая на опоре обеспечивает точность в десятые доли миллиметра. Приходилось слышать, что данные направляющие на настоящих станках применяются для защитных экранов.

Ну, и лучший вариант для ЧПУ-фрезера — направляющие HGR. Направляющая привинчивается непосредственно на станину, что увеличивает жесткость конструкции, шарики подшипника движутся по специальному желобу, позволяющему сильно увеличить площадь соприкосновения, вследствие чего сильно уменьшить износ. Каретки для этих направляющих продуманы и выполнены более тщательно, и, как результат, обещают точность в сотые доли миллиметра.

Что до меня, то я тогда выбрал второй вариант: направляющие SBR16. Брать нормальные на тот момент задавила жаба. Сейчас думаю, что надо было месяц подождать и выписать, наверно, их, но что сделано, то сделано. Вырасту большой — поменяю.

Были куплены:

  • 2 штуки SBR16 — 1500 мм 112 USD
  • 2 штуки SBR16 — 1000 мм 65 USD
  • 2 штуки SBR16 — 300 мм + 2 шт подшипники SBR16UU 48 USD

Разумеется, были куплены и линейные подшипники по четыре на ось, но с их приобретением произошла скандальная история, и точную цену сейчас не скажу. Дело в том, что я тогда был очень неопытным и очень жадным покупателем на Али-экспресс, и когда в первый раз искал направляющие, наткнулся на несколько мутным образом составленное предложение комплекта из полутораметровой направляющей и пары подшипников. Очумев от такой халявы, я заказал сразу четыре комплекта, решив, что я всех обхитрил и молодец. Когда принесли коробку, длиной явно не полтора метра, в которой были восемь линейных подшипников, я очумел еще раз и открыл спор. Продавец некоторое время прикидывался дурачком, намекая на мою лоховатость, но перед тем, как в дело вмешалась площадка, предложил вернуть часть денег. Я прикинул, сумма получилась адекватной, и согласился на частичный возврат. Сумму сейчас не помню. А вообще, подшипники стоили около пяти долларов за штуку. То есть 5х12=60 USD.

После того как определился с направляющими, встал вопрос: чем я буду это дело тянуть-толкать. Когда дело дошло до проектирования, все велосипедные фантазии пропали как-то сами собой, и выбор получился между гофрированным ремнем, зубчатой рейкой, винтом с трапециевидной резьбой и шариковинтовой передачей.

Некоторое время рассматривался зубчатый ремень HTD, широко применяемый в любительском станкостроении, но я так и не нашел, насколько он растягивается на длине в полтора метра. Позже наткнулся на метод борьбы с растяжением, но выбор к тому времени уже был сделан. Но тот, кто это изобрел — чертов гений. Без намека на иронию.

image

Винт с трапецеидальной резьбой, во-первых, имеет малый шаг, что замедляет движение каретки по оси, во-вторых, я так понял, что там все не просто с регулировкой гайки для избежания люфтов, и, в-третьих, мне не удалось узнать, какое необходимо усилие для преодоления силы трения между винтом и гайкой. Единственное, что удалось найти — утверждение, что ШВП работает легче процентов на тридцать.

Недорогую рейку я на тот момент просто не нашел. И, в конце концов, остановился на ШВП. Думаю, что данная передача оптимальна для начинающего. Закрепления требует только на концах, редукторы и прижимы изобретать не надо. Жесткость достаточная. На скорости 40 мм/с не вибрирует. Уверен, что и при увеличении скорости до 50-60 мм/с вибрировать не будет.

Затраты на ШВП:

  • 1 штука ШВП SFU1605 — 1000 мм 44 USD
  • 1 штука ШВП SFU1605 — 300 мм 30 USD
  • 2 штуки ШВП SFU1605 — 1500 мм 50 USD
  • 4 штуки муфта с полиуретановой вставкой 16 USD
  • 4 комплекта опор для ШВП BK12+DF12 24 USD

Таким образом, на передачи и направляющие мной было потрачено 450 долларов. Все железо нонейм, бренды брать для строительства на коленке посчитал излишним. Про сверхточность врать не буду (хотя, а кто проверит?), поскольку станок находится в неотапливаемом помещении, но повторяемость нескольких двухсотмиллиметровых кругов из пятнадцатимиллиметровой фанеры составляет, если мне не врут глаза и советский штангенциркуль, одну десятую миллиметра.

На этом вводную часть закончу. В следующей постараюсь рассказать, как я проектировал узлы своего станка и чем при этом руководствовался.

Комментарии (19)


  1. Kriminalist
    13.02.2019 18:21

    А где КДПВ? Плак…


    1. serjmd Автор
      13.02.2019 19:18

      Что такое КДПВ?


      1. vassabi
        13.02.2019 19:49
        +3

        фото агрегата. А то ШВП то, ШВП это, а где можно посмотреть на фото «станок находится в неотапливаемом помещении», т.е. CNC в сборе?
        (и кстати, результат его работы — тоже любопытно увидеть).


        1. serjmd Автор
          13.02.2019 20:05

          Сейчас как раз готовлю картинки со сборками из КОМПАСа. Фото и видео выложу тоже, но поскольку в моем фото и видео полезной информации немного, в первой части сосредоточился на тексте. А вообще, статьи задумывались для того, чтобы рассказать, как я справился с вопросами, решение которых в сторонних источниках я не нашел, или нашел после времени.


          1. vassabi
            13.02.2019 20:17
            +4

            в таких циклах обычно в прологе сразу дают фото итогового результата, а потом, по мере рассказа истории, — иллюстрации и подробности. А тут — одинокая схема ременной передачи, причем: «посмотрите, какая красота. Больше вы ее не увидите, потому что у меня ШВП»…

            UPD: На самом деле мне очень понравилась задумка цикла «Гуманитарий для гуманитариев», не принимайте критику слишком близко к сердцу. Но, я уверен, вы и сами хотели бы иметь более привлекательные заметки, правда? Для этого не нужно много усилий, всего два-три фото (как специи в блюде).


      1. maxzhurkin
        13.02.2019 19:55
        +4

        Картинка Для Привлечения Внимания. Незаменима для людей, воспринимающих мир по бОльшей части визуально
        P.S. Нельзя ли пояснить для непосвящённых, о чём статья, а то для того, чтобы гуглить недостаточно любопытно?
        P.P.S. Только сейчас понял, что вопрос о том, как получилось, что вы не знаете, что такое КДПВ, гораздо более интересный, чем вопрос о тематике статьи


        1. batman12345
          14.02.2019 10:34

          Как обычно и бывает, комменты доставляют сильнее статьи.


  1. safari2012
    13.02.2019 18:32

    Такое ощущение, что статью из черновика случайно запостили…


  1. bobermai
    13.02.2019 18:43
    +1

    Автор, а можно кратко написать итог? А то будет, эм, несколько обидно прочитать 3 статьи ради вывода «в общем, эта конструкция не работает / не годится для заявленной цели / бросил, потому что надоело».


  1. serjmd Автор
    13.02.2019 19:13

    Это моя первая статья на данном ресурсе. И первая из цикла. Всего статей предполагается три. Сейчас пишу, как разрабатывал портал. В третьей части предполагается про то, как соединял двигатели и настраивал ПО.
    Станок работает. Рабочее поле 1320х720х90 мм. Повторяемость в пределах десятки.


    1. vassabi
      13.02.2019 19:52
      +2

      Вам, как автору, для повышения личной кармы (и кармы статей) лучше сразу добавить в текст:
      1) фото станка в целом
      2) фото агрегатов по отдельности (если есть «до соединения» — значит и их) в ракурсах
      3) фото\видео работы


    1. batman12345
      14.02.2019 11:57

      Было бы неплохо дополнительно осветить вопрос с точностью. Как я понял, применённые узлы позволяют обеспечить бОльшую точность. В чём причина относительно невысокой точности? Возможно ли её повысить в вашей конструкции?


      1. serjmd Автор
        14.02.2019 12:06

        В моей нет. Собственно, о точности, в меру понимания, я попробую поговорить во второй главе, но в двух словах, с одной стороны, прелесть использования шагового двигателя в том, что какой бы ты криворукий ни был, он все равно за один шаг поворачивает ось на 1,8 градуса. Что позволяет при использовании ШВП SBR1605 двигать каретку с дискретностью в две сотки. С другой стороны, идеально жестких конструкций не бывает, и при использовании дешевых комплектующих, собирая станок на коленке, особых чудес от него ждать не приходится. С третьей стороны, десятка и даже чуть больше, для дерева более чем достаточно. Вроде как, даже в некоторых случаях достаточно и для мягких металлов.


  1. orion76
    14.02.2019 07:30

    Блин… сразу после прочтения статьи про DNS rebinding, не сразу сообразил, что это за CNC-роутер -)
    Хотя буквально недавно интересовался темой.
    А те, кто знает, что такое роутер в другом контексте, уверен, вообще не поняли о чем статья.

    Действительно, хотя бы картинки добавить.
    И в заголовке к CNC-роутеру добавить пояснение: Фрезерный станок с числовым программным управлением.-)


  1. Tabke
    14.02.2019 08:24

    Вопрос к автору, вы полутораметровые направляющие из Китая покупали или в офлайне? Неужели али шлёт такие длинные посылки?


    1. serjmd Автор
      14.02.2019 09:00
      +1

      Все из Китая. Направляющие, ШВП, шаговые двигатели, фрезер. Часть товаров прибыля Почтой России, некоторая транспортными компаниями. Почта России, кстати, в целом отработала не хуже. К транспортным бывали претензии.
      Когда покупаете что-то дорогое, напишите продавцу, обсудите, как будет выглядеть товар. Как я уже писал выше, была одна попытка обмана. В принципе, продавец тогда мог и не идти на соглашение, поскольку в описании товара направляющие отсутствовали. А так, у вас, если что, будет аргумент.


    1. batman12345
      14.02.2019 10:40
      +1

      Али может прислать хоть контейнер, но тогда растаможивать будете сами. Я так солнечную панель покупал. Причём квест у меня оказался даже не в прохождении таможни, а вывозе огромной панели из Нерезиновой.


      1. serjmd Автор
        14.02.2019 11:25

        Почем брали? Может растаможка еще от цены зависит?
        У меня одна покупка была около тринадцати тысяч, остальные меньше десяти. По размерам только направляющие и ШВП были длинными. Остальное от среднего до маленького размера.


        1. batman12345
          14.02.2019 11:51

          Брал вдвое дешевле, чем в России.
          В моём случае был негабарит, потому и растаможка своими силами. В некоторых случаях выгоднее прибегать к услугам посредников.