В общем доступе оптические компакт-диски появились в 1982 году, прототип увидел свет еще раньше — в 1979. Изначально компакты разрабатывали в качестве замены виниловым дискам, как более качественный и надежный носитель. Считается, что лазерные диски являются результатом совместной работы команд двух технологических корпораций — японской Sony и голландской Philips.
При этом базовая технология «холодных лазеров», которая и сделала возможной появление лазерных дисков, была разработана советскими учеными Александром Прохоровым и Николаем Басовым. За свое изобретение они были удостоены Нобелевской премии. В дальнейшем технология развивалась, и в 70-х годах Philips разработала способ записи компакт-дисков, который и положил начало CD. Сначала инженеры компании создали ALP (audio long play) в качестве альтернативы виниловым пластинкам.
Диаметр ALP-дисков составлял примерно 30 сантиметров. Чуть позже инженеры уменьшили диаметр дисков, время проигрывания при этом снизилось до 1 часа. Лазерные диски и воспроизводящее устройство для них впервые были продемонстрированы Philips в 1979 году. После этого компания стала искать партнера для дальнейшей работы над проектом — технология виделась разработчикам как международная, а развить ее до необходимого уровня и популяризовать своими силами было сложно.
Начало всего
Руководство приняло решение попробовать установить контакты с технологическими компаниями из Японии, в то время эта страна находилась на острие hi-end технологий. Для этого в страну отправились делегаты Philips, им удалось встретиться с президентом Sony, который заинтересовался технологией.
Почти сразу была сформирована команда инженеров Philips-Sony, они и разработали первые спецификации технологии. Вице-президент Sony настоял на увеличении объема диска, ему хотелось, чтобы компакт мог вместить девятую симфонию Бетховена, для чего объем диска расшили с 1 часа до 74 минут (есть и мнение, что это просто красивая маркетинговая история). Объем данных, которые умещаются на такой диск, составил 640 Мбайт. Инженеры разработали и параметры качества звука. Например, частота выборки стереосигналов регламентировалась на уровне 44,1 кГц (для одного канала 22,05 кГц) c разрядностью каждого в 16 бит. Так появился стандарт Red Book.
Название новой технологии появилось не вдруг — его выбрали из нескольких вариантов, включая Minirack, Mini Disc, Compact Rack. В итоге разработчики совместили два названия, получив гибридное Compact Disc. Не в последнюю очередь это название было выбрано из-за растущей популярности аудиокассет (технология Compact Cassette).
Philips и Sony также сыграли важнейшую роль в разработке спецификации первых цифровых компакт-дисков, которая получила название Yellow Book или CD-ROM. Новая спецификация дала возможность хранить на дисках уже не только аудио, но и текстовые и графические данные. Определение типа диска производилось в автоматическом режиме при чтении заголовка. Проблема была в том, что компакт-диск, соответствующий стандарту Yellow Book, мог работать только с определенным типом накопителей, которые не были универсальными.
17 августа 1982 года на фабрике Philips в немецком Городе Лангенхаген был выпущен первый CD. На нем был записан альбом The Visitors группы ABBA. Стоит отметить, что лаковое покрытие первых дисков было не слишком качественным, так что покупатели компактов часто их портили. С течением времени качество дисков улучшилось. Первые несколько лет они использовались исключительно в hi-fi аппаратуре, их использовали в качестве замены виниловым пластинкам и кассетам.
Начиная с 2000 года в продаже стали появляться диски объёмом 700 Мбайт, которые давали возможность записывать аудио с общей продолжительностью до 80 минут. Они полностью вытеснили с рынка диски объемом 650 Мбайт. Есть и носители объемом в 800 МБ, но они подходили не для всех приводов, так что такие диски не получили особого распространения. Увеличить объем доступного для хранения данных пространства удалось благодаря снижению расстояния между дорожками. Так, к примеру, у дисков емкостью в 650 МБ расстояние между дорожками равно 1,7 мкм, а у 800 МБ дисков этот показатель снижен до 1,5 мкм. Также у первых скорость составляет 1,41 м/с, а у вторых 1,39 м/с.
Как это работает
Диск состоит из нескольких слоев. Подложка — поликарбонатная, ее толщина 1,2 мм, диаметр — 120 мм. На подложке размещается еще один слой — металл (это может быть золото, серебро или, чаще всего — алюминий). Далее металлический слой защищается при помощи лака, на который наносится графика. Подложка надежно защищает металлический слой, так что считыванию мешают уж очень глубокие царапины. Диаметр отверстия в диске — 15 мм.
Формат хранения данных для дисков — Red Book (о нем говорилось выше). Ошибки при считывании корректируются при помощи кода Рида-Соломона, так что легкие царапины не снижают читаемость диска.
Данные на диск записываются в виде спиральной дорожки из так называемых питов (углублений), которые выдавливаются в поликарбонатной основе. Глубина каждого пита составляет примерно 100 нм, ширина — 500 нм. Длина пита от 850 нм до 3,5 мкм. Питы рассеивают или поглощают свет, подложка — отражает. Таким образом, записанный диск является отличным примером отражательной дифракционной решетки.
Считывается диск при помощи лазерного луча с длиной волны 780 нм, который излучается полупроводниковым лазером. Принцип считывания заключается в регистрации изменения интенсивности отраженного света. Так, лазерный луч сходится на информационном слое, диаметр светового пятна в этом случае составляет 1,2 мкм. Максимальный сигнал регистрируется между питами. В случае попадания на пит регистрируется меньшая интенсивность света. Изменения интенсивности преобразуются в электрический сигнал, с которым и работает аппаратура.
Как создается диск
- Первый этап заключается в подготовке данных для запуска в серию;
- Фотолитография — второй этап, это процесс создания штампа диска. Сначала создается стеклянный диск, на который наносится слой фоторезистивного материала, на него и записывается информация. Материал изменяет физико-химические свойства под действием света;
- Запись данных производится с использованием лазерного луча. При увеличении мощности лазера (когда нужно создать пит) химические связи молекул фоторезистивного материала разрушаются, и он застывает;
- Фоторезист травят (разными способами, от плазмы до кислоты), с матрицы удаляются области, не затронутые воздействием лазера;
- Диск помещается в гальваническую ванну, где на его поверхность осаждается слой никеля;
- Диски штампуются литьем под давлением, в качестве исходника используется изначальный стеклянный диск;
- Далее на информационный слой напыляется металл;
- На внешнюю сторону наносится защитный лак, на котором уже наносят графическое изображение.
А что насчет CD-RW?
CD-RW представляет собой разновидность компакт-диска, которая появилась в 1997 году. Изначально стандарт назывался CD-Erasable (CD-E, стираемый компакт-диск).
Это был настоящий прорыв в сфере записи и хранения информации. Ведь получить недорогой и емкий носитель информации было мечтой тысяч инженеров и пользователей. CD-RW похож по структуре и принципу действия на обычный CD, но вот записывающий слой другой — это специализированный сплав халькогенидов. Чаще всего используется серебро-индий-сурьма-теллур. При нагреве выше температуры плавления такой сплав переходит из кристаллического состояния в аморфное.
Фазовый переход в данном случае обратим, что является основой для процесса перезаписи. Толщина активного слоя диска составляет всего 0,1 мкм, так что лазером легко воздействовать на вещество. Процесс записи происходит при воздействии лазерного луча, активный слой в этом случае переходит в расплав (те его области, на которые подействовал лазер). Далее тепло диффундирует в подложку, и расплав переходит в аморфное состояние. У аморфных отрезков меняются такие характеристики, как диэлектрическая проницаемость, коэффициент отражения и, следовательно, интенсивность отраженного света. Она несет информацию о записи на диске. Считывание производится при помощи лазера меньшей мощности, который не может оказать влияния на активный слой. При записи активный слой нагревается до 200 градусов Цельсия, что позволяет ему снова совершить фазовый переход в кристаллическое состояние.
Многократное использование CD-RW приводит к механической усталости рабочего слоя. Поэтому инженеры, разрабатывавшие технологию, использовали вещества с низким коэффициентом накопления усталости. CD-RW может выдержать около тысячи циклов перезаписи.
DVD — еще больше емкости!
Первые DVD появились в Японии в 1996 году, они появились как ответ на запрос пользователей и бизнеса, которым нужны были все более емкие носители. Изначально диски высокой емкости разрабатывались сразу несколькими компаниями. Появилось два независимых направления разработки: Multimedia Compact Disc (Philips и Sony), — Super Disc (8 крупных корпораций, включая Toshiba и Time Warner). Чуть позже оба направления слились в одно под влиянием корпорации IBM. Она убедила партнеров не повторять события времен «войны форматов», когда шла битва за приоритет между стандартами видеокассет «Video Home System» и «Бетамакс».
Технология была анонсирована в сентябре 1995 года, в том же году разработчики опубликовали спецификации. Первый пишущий DVD-привод увидел свет в 1997 году.
Увеличить емкость записи при сохранении прежних размеров удалось за счет использования красного лазера с длиной волны 650 нм. Шаг дорожки при этом в два раза меньше, чем у CD и составляет 0,74 мкм.
Blu-Ray — самый современный оптический носитель
Еще одна разновидность оптического носителя с гораздо более высокой плотностью записи данных, чем у CD или DVD. Стандарт был разработан международным консорциумом BDA. Первый прототип появился в октябре 2000 года.
Технология предусматривает использование коротковолнового лазера (длина волны 405 нм), откуда и произошло название. Букву «е» убрали, поскольку выражение blue ray является общеупотребительным в английском языке и не может быть запатентовано. Использование синего (сине-фиолетового) лазера дало возможность сузить дорожку до 0,32 мкм, увеличив плотность записи данных. Скорость считывания носителя увеличена до 432 Мбит/с.
UDF — универсальный дисковый формат
UDF — это спецификация формата файловой системы, которая не зависит от ОС. Она разработана для хранения файлов на оптических носителях — как СD, так и DVD и Blu-Ray. У UDF нет ограничения в 2 и 4 ГБ для записываемых файлов, так что этот формат идеально подходит для дисков повышенной емкости — DVD и Blu-Ray.
Оптические диски и интернет
Технологические компании продолжают совершенствовать оптические диски. Так, Sony и Panasonic еще в 2016 году смогли увеличить емкость оптических носителей до 3,3 ТБ. При этом работоспособность дисков сохраняется, по словам представителей Sony, вплоть до 100 лет.
Тем не менее, все типы оптических дисков постепенно теряют популярность — с развитием интернета пропадает потребность для пользователей в накоплении данных на дисках. Информацию можно хранить в облаке, что гораздо удобнее (насколько это безопаснее — другой вопрос). Компакт-диски уже далеко не так популярны, как несколько лет назад, но полное забвение (как в случае аудиокассет) им, скорее всего, не грозит — их будут использовать для создания архивов важной для бизнеса информации.
Если терабайтные оптические диски пойдут в серию, то их применение будет ограничено — может быть, с их помощью будут распространять фильмы в 4К и современные игры с набором самых разных бонусов. Но активнее всего они будут использоваться для создания бэкапов. И если в Sony говорят правду о вековой сохранности записанных данных, то бизнес будет использовать новую технологию весьма активно.
Комментарии (47)
Victor_koly
17.02.2019 21:10+2Например, частота выборки стереосигналов регламентировалась на уровне 44,1 кГц (для одного канала 22,05 кГц) c разрядностью каждого в 16 бит.
Про стерео не знаю, но всегда думал, что 44.1 кГц — это необходимая частота дискретизации для передачи полной полосы шириной 22.05 кГц. Может конечно и выйдет задать хитрый сигнал, когда в таком узком промежутке времени свой сигнал разрядностью 16 бит выдает только «1 колонка из пары».
В принципе вот тут упомянуто, что полосы 22.05 кГц хватает для записи звука по радио.
Так что снимаю свой вопрос, не берите на радио певцов, способных издать звук 11 кГц. Басы пройдут, фортепиано Вам не выдаст даже 5500 Гц.TPertenava
17.02.2019 23:14+1Вы правы, в статье либо фактическая ошибка либо неверная формулировка, каждый канал имеет частоту дискретизации 44.1кГц, что даёт полосу пропускания в пределах всего слышимого диапазона.
Victor_koly
18.02.2019 00:16Вот ещё про выбор частоты 44.1 кГц с точки зрения аналогового телевидения:
Выбрано Sony из соображений совместимости со стандартом PAL, за счёт записи 3 значений на линию картинки кадра ? 588 линий на кадр ? 25 кадров в секунду
Но. В теории можно было бы создать гибридный стандарт — чересстрочная развертка (294 линии в каждом кадре и по яркости, и по цветоразности), каждый кадр подает изменение звука только на 1 канал звука (в том смысле, что у нас целую 1/25 секунды звук из одного канала как бы равен звуку в предыдущем кадре и запоминается в буфере скажем). Режутся высокие частоты правда.Vitalley
18.02.2019 01:15ПРименили бы современную модуляцию, в стандарт бы поместилось 48кГц, т.е. студийный стандарт, а так на плёнку влезло только 44.1
konstwww
18.02.2019 11:40Тоже глаз резануло, сразу полез коменты почитать…
согласен, что44.1 кГц — это необходимая частота дискретизации для передачи полной полосы шириной 22.05 кГц.
deee
17.02.2019 21:16+1Следовало бы упомянуть сайт DutchAudioClassics.nl.
Вот первый прототип CD проигрывателя — Philips Pinkeltje (1979) — www.dutchaudioclassics.nl/Philips_Pinkeltje_prototype_cdplayer_march_1979_joop_sinjou
Там же раздел про первую публичную демонстрацию рабочего прототипа CD и проигрывателя CD приводит фото диска с «Временами года» Вивальди.deee
17.02.2019 22:04+1При этом пишут, что звучал Шуберт: «The demonstration room was filled with Schubert’s Unfinished Symphony.»
sterr
17.02.2019 23:03Непонятна упертость и тупость производителей. Я от дисков во всех вариациях отказался году эдак в 2004. Меня всегда бесила неповоротливость и недальновидность концернов. Когда изобрели USB флешки, нужно было чуть-чуть поднапрячься, сделать USB ROM и USB RAM достаточной емкости, а весь этот механический утиль списать. И перевести все устройства на эти носители. Они маленькие, компактные. Все устройства были бы аккуратными, а не как дисковые или кассетные плееры. И экономичными к тому же. У меня в то время была карта RAM PCMCIA на 512 кб с батарейкой 2032. Так вот информация на ней была вечна. В инструкции на карте (!) было написано, что у меня есть 15 минут для смены батарейки. Но я вытаскивал и на пол часа, информация не терялась. Почему сейчас такого нет?
DmitrySpb79
18.02.2019 01:10О. Я еще школьником, во времена когда были дискеты, думал почему не делают быстрых дискет на основе RAM с батарейкой, а оказывается, похожее было придумано все же :)
stetzen
18.02.2019 02:34Оптические диски, кмк, хороши тем, что они сами по себе ничего не стоят. Даже сейчас цена флэшки объемом с DVD получается (очень сильно на глазок, потому что флэшек на 4 гигабайта сейчас уже не найти в продаже) сопоставима со стоимостью этого самого DVD с контентом, с учетом того, что себестоимостью самого диска можно пренебречь получается, что переход с DVD на одноразовые флешки приведёт к росту цены на условное кино на носителе раза в два. Собственно, цена за гигабайту флэшек была выше, чем у оптики, примерно всё время существования этой самой оптики, а преимуществ у них было примерно три — перезаписываемость (для распространения контента она абсолютно не важна), скорость (опять же, для кино скорости DVD хватало без проблем, более того, скорость USB1/USB2 флешек, кмк, не превосходит скорости DVD) и отсутствие механики — но от механики проблемы возникают только в портативных проигрывателях, и как раз они-то от дисков отказались как только появилась такая возможность. А по поводу RAM с батарейкой — а зачем она сейчас нужна? Кажется, что по цене оно будет дороже флешки, возможно, будет выигрыш по скорости (хотя не факт — оно скорее всего упрётся в скорость интерфейса при том, что даже современным SSD не хватает скорости даже SATA3), но насколько многим реально нужна такая скорость на переносном устройстве?
NetBUG
18.02.2019 13:03RAM с батарейкой была нужна, пока Flash-память стоила конски или была недоступна. Начиная с 1998-1999 годов, когда появились карты памяти (и они стоили меньше, чем сравнимый объём RAM), это перестало быть актуальным.
Карточки памяти формата PCMCIA с 512 кб SRAM и батарейкой я видел, стояли в HP 200LX, Стоили как крыло от самолёта.Victor_koly
18.02.2019 13:49Очень давно купили родители 2 флешки по 512 МБ. А оперативки 15-16 лет назад в компе было 256 МБ только.
Сейчас Вы легко купите флешку на 128 ГБ, а скажем оперативки 3 модулая по 64 ГБ Вы конечно купите, но поймет столько не самая плохая Винда. Скажем только 128 ГБ поймет Windows 8 «обычная», которая не Prof/Ent; или Windows 10 Home.
stetzen
18.02.2019 14:25Ну, да, я именно про «Почему сейчас такого нет?» писал — потому что сейчас флэш-память дешевле, чем RAM. Мне, кстати, интересно, почему в условном конце девяностых-начале нулевых не получили распространения внешние жесткие диски. Кажется, что технические проблемы (типа подвода питания, например) можно было бы решить, если бы их начали решать.
BD9
18.02.2019 22:44Всё было. Например: Microdrive, HP Kittyhawk.
Microdrive был дорог, поэтому в РФ и СНГ их было мало. HP Kittyhawk стоил дорого даже для стран Запада.
deee
18.02.2019 02:11Для этого в страну отправились делегаты Philips, им удалось встретиться с президентом Sony, который заинтересовался технологией.
Вообще-то пишут, что 14-23 марта 1979 года делегация Philips была в Японии, где она провела демонстрации Compact Disc для JVC, Sony, Pioneer, Hitachi, Matsushita и DAD (Digital Audio Disc Committee). Это уже в последний день визита делегации Philips в Японию Joop van Tilburg, глава Philips Audio получил звонок от А.Мориты о согласии на сотрудничество Sony с Philips.
Ещё подробности есть в докторской работе Jurgen Lang “Das Compact Disc Digital Audio System” (1996, RWTH, Aachen, ISBN 3-00-001052-1) — http://publications.rwth-aachen.de/record/95066/files/3940.pdfsirrosh
18.02.2019 18:51Вы правы, статья кишит подобными домыслами и отсебятиной.
ИМХО, плохая, негодная статья.
vladkorotnev
18.02.2019 03:41Про то, что питы рассеивают или поглощают, а подложка отражает, тоже не совсем корректно написано. ЕМНИП, глубина питов подобрана так, что при наличии пита отражённый от его дна свет лазера оказывается в противофазе с приходящим и гасит его, а при отсутствии пита — нет. Таким образом сенсор в считывающей головке имеет достаточный диапазон значений, чтобы однозначно определить, «1» или «0» записан в конкретном месте диска.
Про ЧД 44.1кГц уже сказали, да, это именно из-за видео. Недавно наткнулся в продаже на VHS-видак, который помимо обычного моно и HiFi умеет ещё и в 8 каналов PCM, малость удивился :-)
Вообще, на тему CD и оптических носителей есть весьма познавательный цикл статей у канала Technology Connections на ютубе, где расписано и на уровне физики, и почему выбраны те или иные значения частот и битности, как кодируется информация о треках, и т.д.Victor_koly
18.02.2019 13:11Про «питы поглощают» — согласен. Подобрать противофазу — наверное сложно. Даже если мы точно выжгли выемку глубиной четверть длины волны, она не выйдет у нас по всей площади такой глубины.
vladkorotnev
18.02.2019 13:29Просто есть распространённое ещё заблуждение о том, что считывается отклонение луча от некоей дефолтной точки — такое тоже есть, но оно участвует лишь в системе поддержания фокусировки
Victor_koly
18.02.2019 13:55Нужно прикинуть, как действует отражение света длиной волны 850 нм и дифракция на такую маленькую штуку:
Глубина каждого пита составляет примерно 100 нм, ширина — 500 нм. Длина пита от 850 нм ...
Может это действительно будет выглядеть как «отклонение луча», то есть вместо отраженяи от чистого поликарбоната «вверх» дифракция «отразит» свет «во все стороны» под углом порядка lambda/d.
mistergrim
18.02.2019 06:37Объем данных, которые умещаются на такой диск, составил 640 Мбайт.
Это уже куда более поздняя история. А CD-DA вмещает около 740 Мбайт цифровых аудиоданных.
igrushkin
18.02.2019 09:34Немногие знают, что SPDIF расшифровывается как Sony Philips Digital Interface
mcsimm
18.02.2019 12:18Как-то пропущены типы CD-R и DVD-R.
Кстати, проводил описанный в интернете эксперимент с записью на диски, потом хранение их в течение года где-нибудь в сейфе. а затем проверки чтения. Диски забил одинаковым содержанием из кучи MP3. Всё считалось нормально с Verbatim и Mirex-а, TDK и Fuji с ощутимыми потугами привода, но в итоге считало, а с технологических болванок процентов 30-40 не получилось списать. Так что нет надёжности этих дисков для бэкапов. Один плюс — оформляли их тогда красиво, стараюсь собирать по мере возможности.Дискиstriver
18.02.2019 12:41В свое время думал купить Блю-рей привод и кучу дисков… по рекомендации знакомого взял внешний жесткий диск. По цене — почти одно и тоже, однако, в плане записи и хранения — на голову проще.
Alexsandr_SE
19.02.2019 07:44Тоже смотрел на блю-рей. Но там же бардак был. Конкурирующие форматы, защита…
Последнее скорее всего эти диски и погубило.Victor_koly
19.02.2019 10:01BD выжили, HD-DVD загнулись. 30 ГБ не хватило на BD-3D?
Alexsandr_SE
19.02.2019 10:38Выжили, но конкуренция испортила спрос как таковой, а следом и инет быстрый подтянулся.
Victor_koly
19.02.2019 13:05Ну конечно. Я DVD-Rip качал на «почти безлимитном» инете 2 Мбит/с.
На инете 20 Мбит/с («лимит 2 ТБайт») правда продолжал качать 720x400, так как 2 ТБайт на винте под сериалы отвести не мог, а удалять ещё не начал.
Ну а совсем бредовая идея — на анлиме смотреть сериалы (старые очень) с Ютуба.
striver
19.02.2019 10:31Ну не то что бы бардак, я выбирал среди Блю-рей....1-4 слоя. Меня смутила очень сильно цена, если бы я «запорол» запись. 100 ГБайт записи… это 2-4 часа… Выбирал недели 2-3, а потом спросил знакомого — как быть. Выше я написал как поступил… через 2 дня у меня уже был внешний привод. Я еще вовремя купил, до повышения цен.
Victor_koly
19.02.2019 13:111-4 слоя — это по 2 с 2 сторон? Скорость записи на «второй» слой хотя бы превышает скорость DVD 16x?
Внешний привод BD-ROM/R/RW — это скажем до 15x хватит интерфейса USB 2.0 или у юсб 540 МБит/с делятся на «upload» на «download»?striver
19.02.2019 13:47Внешний привод BD-ROM/R/RW — это скажем до 15x хватит интерфейса USB 2.0 или у юсб 540 МБит/с делятся на «upload» на «download»?
Внешний HDD.Victor_koly
19.02.2019 13:51Лучшее решение. Только чтобы по питанию USB 2.0 хватило желательно.
striver
19.02.2019 14:14К сожалению не хватает… но было уже поздно.
Victor_koly
19.02.2019 14:24Вот у меня скажем ноут 2013 года без USB 3.0, а в десктопе (непного новее) порты 3.0 только на задней стороне.
Был винт на 2 ТБ, но он с полноценным БП идет. А «был» потому, что видели его последний раз чуть ли не в июле 2017 года, потом потеряли.
GBK
Что-то не вериться, что обычные граждане будут покупать диски. Легче будет скачать с интернета, ещё и бесплатно. А бэкапы — вполне возможно. Лазерные диски меньше места занимают, чем харды. Ещё и долговечность.
VBKesha
Victor_koly
А вот много лет назад хард на 600 МБайт был фантастикой, а CD уже были. Но был ли у кого-то из читателей комп с таким старым хардом?
VBKesha
На 600 рабочего компа не было, но на 1Гб были. У друга на работе.
Но как это связано?
Victor_koly
Я о том, что CD в древности обогнали по объему жесткие диски. Например, обычная игра «Star Craft» не идет без диска просто потому, что объем установленной игры меньше объема диска и игре необходимы файлы на диске. Кажется до 200 МБ занимает игра на винте. Вы на винт объемом 1 ГБ (ну или это скажем раздел «под игры для меня/ребенка») такую поставите?
Потом все пошло не так, скажем «Rome: Total War» весит более 2 ГБ (не более 2 CD для сетапа). А игра 2008 года с 1 DVD занимает 20 ГБ.
VBKesha
Да про раньше то никто не говорит. Раньше это имело смысл. Но сейчас, это уже не актуально, если что то выпустят новое, тогда будет видно.
Alexsandr_SE
Хард у меня был на 200мегабайт. СД привод был сказкой.
eStellar
В 2007 году начал архивировать музыку на диски, купил колбасу на 100 шт (700р) Verbatim. Приводы Pioneer (4 разные модели). В 2010 в лучшем случае треть прочиталась. В то время как HD ноутбучные купленные в 2009 и посаженные в USB коробки, работают и по сей день. Цена вопроса покупки HDD была раза в 2 выше чем сотня болванок. Более того, музыкальная коллекция изменчива, я удаляю музыку, которая мне не нравится, меняется каталогизация, некоторые песни апгрейдятся с MP3 на Loseless. Бекапить на хард намного удобнее. Тоже самое с фото обстоят дела.
Victor_koly
— в далеком 2007 году болванками у Вас были CD (700 МБ) или DVD (4.7 ГБ)? То есть это выходит хард объемом либо 140 ГБ (вопрос — у дисков CD «честные» гигабайты?), либо 1 ТБ («фальшивый» объем винта).
Ноутбуку хард на 1 ТБ, а ещё и на 7200 об/мин — это и сейчас может немало стоить. Зависит от толщины винта — 7 мм (легко найдешь только 500 ГБ) или 9.5 мм (найдешь и на 1 ТБ в ноут).
Бекапить на хард удобно, но я наверное единственный человек, который смог потерять внешний хард на 2 ТБ.
Alexsandr_SE
Могу ошибаться, но пионеры помнится не очень были. Плохо писали и читали. На важные данные я ещё делал тест на качество записи. Благо некоторые ДВД выдавали "сырые" данные.