Космический корабль Crew Dragon (Источник: ТАСС)
На днях агентство НАСА вынесло предупреждение как SpaceX так и Boeing о недоработках в космических кораблях этих компаний. Проблемы найдены как в общей конструкции, так и в системах обеспечения безопасности астронавтов.
Агентство имеет полное право выносит предупреждения своим партнерам, поскольку обе компании работают с НАСА по контракту. SpaceX ранее получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд. Обе компании обязались разработать ракету и капсулу для того, чтобы США вновь получили возможность запускать астронавтов на МКС своими силами. Последний раз это было сделано в 2011 году.
Каждый год агентство инспектирует ход выполнения программ партнерами, этот и прошлый год не является исключением. В ходе инспекции агентство выявило проблемы у капсулы Boeing — она подвержена влиянию внешних факторов выше нормы после того, как приводится в действие тепловая защита.
Для SpaceX проблема состоит в уязвимости баков ракеты (в НАСА не забыли о взрыве, произошедшем в 2016 году), а также в процессе заправки ракеты «на ходу», в момент нахождения астронавтов на своем «рабочем» месте. Обычно ракеты заправляются без людей, поскольку существует ненулевая угроза взрыва во время процесса заправки топливом. Но в SpaceX решили по-другому, частично для ускорения процесса, чтобы охлажденное топливо не слишком нагревалось в процессе подготовки ракеты к запуску.
Кроме того, у НАСА есть замечания к парашютной системе капсул обеих компаний, как SpaceX, так и Boeing. «Выявлены серьезные проблемы, которые могут повлиять на выполнение рабочего плана как у SpaceX, так и у Boeing», — говорится в отчете.
По словам источников Reuters у НАСА гораздо больше замечаний, чем отмечено в отчете. К каждой из компаний-партнеров агентство сформулировало около трех десятков замечаний. К сожалению, о том, что это за проблемы, неизвестно — ни НАСА, ни партнеры агентства пока что не комментировали ситуацию. Тем не менее специалисты заявляют, что обе компании должны решить все проблемы до момента запуска астронавтов (и космотуристов) в околоземное космическое пространство.
Корабли, о которых говорится в отчете — CST-100 StarLiner (корабль Boeing) и Crew Dragon (корабль SpaceX). На второе марта был запланирован первый беспилотный запуск Crew Dragon, причем он должен был состояться еще раньше, но его постоянно переносили из-за разных проблем. Полетные испытания CST-100 StarLiner тоже изменили, график сдвинули с марта на апрель. Пилотируемые запуски SpaceX должна была начать осуществлять с июля этого года, Boeing — с августа. Кроме самих кораблей, партнеры НАСА разрабатывают и скафандры для команды. Не так давно компания Boeing представила свою разработку, которая получила название «Boeing Blue».
По условиям контракта с НАСА, космические корабли должны вмещать экипаж в составе не менее четырех человек. Также в отсеках, по требованиям НАСА, должна быть возможность разместить и 100 кг полезного груза. Аппарат должен иметь возможность оставаться пристыкованным к станции в течение 210 дней для того, чтобы обеспечить доставку астронавтов и космонавтов на Землю, а в случае необходимости выполнить экстренную эвакуацию команды. НАСА считает, что работа с новыми кораблями Boeing и SpaceX позволит увеличить экипаж станции вплоть до семи человек. Благодаря этому увеличится и количество времени, которые можно уделить научным исследованиям.
Представитель Boeing выступил с заявлением о том, что компания «закрыла» риск уязвимости капсулы корабля, таким образом, программа испытаний, проведенная в январе, выполнена успешно. По мнению экспертов этой компании, корабль Boeing и все его элементы не только соответствуют требованиям безопасности НАСА, но даже превосходят их.
Примерно с таким же комментарием публично выступил представитель SpaceX Джеймс Глисон. Он заявил, что его компания разработала «одну из самых безопасных и передовых систем пилотируемых полетов в космос из когда-либо существующих».
Комментарии (60)
Skykharkov
23.02.2019 23:16+5Как всегда, Boeing и SpaceX в "жутко извращенной форме изнасиловали журналиста". Есть список вопросов, они вполне рабочие, типа "А астронавты форточку смогут открыть на 100 км? А если надавят? А если кувалдой? А вот этот штангенциркуль на палубе зачем?". А не тридцать полностью отменяющих запуски проблем. Священные традиции журналистики…
UPD: Всегда восхищает разница между чиновниками некоторых стран, особенно в частности публичных высказываний. Одни открыты, понятны, даже на неродном, для слушателя, языке, четко дают понять — "Мы оценили риски и готовы лететь. Есть вопросы, но в принципе, все зашибись.". Чиновники из другого лагеря, независимо от темы беседы — "Та нее! Они там все аферисты, зато мы в 2080 году, запустим такое, что ого-го!!!".tyderh
24.02.2019 18:47Насчёт той же проблемы с топливными баками: заправка с людьми на борту это не проблема, а решение проблемы. Если во время заправки произойдет проблема, сработает система аварийного спасения и люди будут спасены. Если же помещать людей в уже заправленную ракету, потенцильный взрыв может убить их.
Короче, очередная позорная желтушная ализарная статья, высосанная из пальца.Valerij56
24.02.2019 19:44+1Ну, в данном случае Ализар не при чём, заправка ракеты до размещения экипажа на корабле — общепринятая практика, хотя, по моему мнению, заботиться надо не только о безопасности полётного экипажа, но и о безопасности наземной команды тоже. А вот она как раз рядом с заправленной ракетой в классической схеме часами крутится, и, если что, ей ни стенки корабля, ни САС не поможет.
Skykharkov
24.02.2019 20:03Вот кстати, да. Даже читал где-то, то ли у NASA то ли у еще кого то (не могу с ходу найти ссылку, может вообще по NASA TV смотрел), что уже заправленная\заправляемая ракета может гавкнуть в любой момент посадки людей. Минут 40-50 по времени, в зоне гипотетического поражения. И нет шансов на спасение, если находишься близко к ракете. А если в ракете, то шансы на то, что САС сработает штатно, весьма высоки. Но с другой стороны, я не в курсе сколько тот-же Falcon 9 заправляют. Если люди будут сидеть в ракете часов двенадцать, во "взлетном" положении, они от скуки сами "катапульту" дернут.
striver
24.02.2019 20:35А если в ракете, то шансы на то, что САС сработает штатно, весьма высоки. Но с другой стороны, я не в курсе сколько тот-же Falcon 9 заправляют.
Что-то в районе получаса.Skykharkov
24.02.2019 20:42Спасибо, теперь я в курсе. Тогда получается вообще не проблема и размещение экипажа в ракете перед заправкой действительно безопаснее, как не крути.
А есть ссылки на регламенты заправки или видео? Я что-то с ходу не нашел. Нет, я вам верю. :) Было-бы интересно самому глянуть для общего развития. Вроде как Союзы вообще около суток заправляют...striver
24.02.2019 20:55spaceflightnow.com/2018/08/09/nasa-signs-off-on-spacexs-load-and-go-procedure-for-crew-launches
SpaceX proposed using its normal countdown timeline, which calls for propellant loading to commence at T-minus 35 minutes with the company’s Falcon 9 Block 5 rocket, the same model that will be used for crewed launches.
Skykharkov
24.02.2019 20:58Благодарю. Действительно, редкость в наше время, ответ по существу вопроса. :)
striver
24.02.2019 21:01На реддите есть таймлайн запуска. Как раз за 35 минут до пуска — начинается заправка.
Skykharkov
24.02.2019 21:07T-1 Hour. Not too long now…
Как обычно SpaceX умеют "в добрую шутку". :)
Спасибо. Весьма развернутый ответ. Теперь я тоже специалист по предстартовой подготовке Falcon'ов.striver
24.02.2019 21:13Ну, я ни разу не специалист, особо не интересовался точными цифрами, примерно знал/слышал. Просто нужные слова вписал в гугле.
SomaTayron
25.02.2019 12:11Маленький вопрос — а вы знаете, что в момент заправки САС на Дрегоне (по Боингу не интересовался) не функционирует еще?
Нет, разумеется можно сделать так, чтобы она функционировала, только вот САС Дрегона это не твердотопливные движки, а значит предварительно на них надо дать наддув, плюс время выхода на рабочую мощность у ЖРД повыше РДТТ. Если переводить САС в режим готовности заранее, то безопасность экипажа это конечно повысит, но растет вероятность аварии самого носителя в момент заправки.striver
25.02.2019 12:23Маленький вопрос — а вы знаете, что в момент заправки САС на Дрегоне (по Боингу не интересовался) не функционирует еще?
Вы это точно знаете?SomaTayron
25.02.2019 12:43Естественно. Об этом изначально и в отчете было, который Лозга ссылался
(В смысле отчет комиссии сената)striver
25.02.2019 13:00NASA’s Commercial Crew Program Target Test Flight Dates
To meet NASA’s requirements, the commercial providers must demonstrate that their systems are ready to begin regular flights to the space station. Two of those demonstrations are uncrewed flight tests, known as Orbital Flight Test for Boeing, and Demo-1 for SpaceX. After the uncrewed flight tests, both companies will carry out spacecraft abort tests to demonstrate their crew escape capability during an actual on-pad, or ascent emergency. The final test flights for each company will be crew flight tests to the space station prior to being certified by NASA for crew rotation missions. The following target dates reflect the current schedule as of Thursday, Jan. 10.
SomaTayron
25.02.2019 13:22Из отчета счетной палаты Конгресса (Report to Congressional, NASA COMMERCIAL CREW PROGRAM Plan Needed to Ensure Uninterrupted Access to the International Space Station, Июль 2018):
CommitteesShould any issues arise during integration and test or the flight tests, the contractors may have to complete rework on the spacecraft already under construction.
Поясню:
blogs.nasa.gov/commercialcrew/2019/02/06/nasa-partners-update-commercial-crew-launch-dates
То есть беспилотный полет Dragon 2 назначен на 2 марта
Тест САС Dragon-2 в ходе полета состоится в июне 2019 года (то есть во время пилотируемого уже).
Конгресс надавил и САС в полете будет тестироваться уже с людьми, САС на старте не предусмотрен, (11 страница), упрощен то старта с имитации взлета ступениstriver
25.02.2019 13:44Описание на сайте Спейсов
www.spacex.com/news/2015/05/04/5-things-know-about-spacexs-pad-abort-test
Сам тестSkykharkov
25.02.2019 12:29Я не специалист, но вот тут, например, не очень похоже на запуск ЖРД… Или какие-то очень специальные ЖРД.
UPD: Сорри. Мне википедию читать надо. :)
The SpaceX-designed Dragon V2 uses a hypergolic liquid-fueled launch abort system integrated to the capsule to minimize spacecraft costs.
Ну и как я понял, SuperDraco в заправленном состоянии всегда ready to use. Ничего делать не надо. "Капу нажал" и полетели.
SomaTayron
25.02.2019 12:53В САС 8 ЖРД SuperDraco, 8x68кH=544кН (76тс или 745 кН РДТТ на Союзе)
1метилгидразин+тетраоксид
tyderh
25.02.2019 14:31Маленький вопрос — а вы знаете, что в момент заправки САС на Дрегоне (по Боингу не интересовался) не функционирует еще?
Фунционирует. ЕМНИП одним из обязательных требований CCP было обеспечение безопасности на всех стадиях.
только вот САС Дрегона это не твердотопливные движки, а значит предварительно на них надо дать наддув, плюс время выхода на рабочую мощность у ЖРД повыше РДТТ.
Зато их много. В итоге нужно чуть больше секунды для разгона до 160км/ч. Точных цифр не нашел, но на вид старт мгновенный.
KonkovVladimir
24.02.2019 06:52NET March 2Falcon 9 • Crew Dragon Demo 1
A SpaceX Falcon 9 rocket will launch a Crew Dragon spacecraft on an uncrewed test flight to the International Space Station under the auspices of NASA’s commercial crew program. Delayed from December 2016, May 2017, July 2017, August 2017, November 2017, February 2018, April 2018, August 2018, November 2018 and December 2018. Delayed from Jan. 7, Jan. 17, Feb. 9, Feb. 16 and Feb. 23 — сбился со счета какой перенос.
Слабо надеюсь на пуск в марте.Nordosten
24.02.2019 13:28Стоит читать более актуальные источники. НАСА в Твиттер написало, что по результатам заседания дали зелёный свет и определили дату и время пуска на второе марта.
REPISOT
24.02.2019 14:00Как можно предупреждать о недоработках? Можно найти, выявить, поставить в известность о недоработках… Но «предупреждать»…
Типа:
— Мы предупреждаем, у вас будутпроблемынедоработкиSergeyMax
24.02.2019 17:39— Мы предупреждаем, у вас будут проблемы недоработки
Время на present continuous поменяйте, и всё получится)
SomaTayron
25.02.2019 12:15-2По сути на НАСА надавили, они подготовили себе страхование тылов. Если бы хоть один из подрядчиков уложился, то ко второму бы проявили принципиальность. Но так — корабль для США нужен, поэтому на риски решили закрыть глаза, в расчете, что потом исправят
Valerij56
25.02.2019 14:51+1Голимое враньё.
Цель программы коммерческой доставки экипажа чётко сформулирована — иметь не менее двух разных космических кораблей, запускаемых не менее, чем на двух разных носителях, не менее, чем двумя независимыми фирмами. Давление на «неудачника» могло быть оказано только одно — после двух (беспилотного и пилотируемого) испытательных полётов у него могли заказать только два полёта с доставкой экипажа на МКС.
Почему «могли»? Потому, что уже заказано по четыре. Но ещё не вечер — восемь полётов хватит до 2023 года, а уже сейчас известно, что МКС будет эксплуатироваться в 2024 году, а возможно и позже.SomaTayron
25.02.2019 18:01-1и как это противоречит моим словам?
Программа была озвучена, исполнители есть, но сдвигают сроки вправо. При том, что на доставку «Союзами» и базовые контракты и «резервы» Боинга (кажется 5 мест, которыми расплатились по доле за Морской старт) закончились, НАСА уже не уложилось и хочет купить у Роскосмоса еще 2 места.
Для НАСА вообще не важно, кому заказывать доставку космонавтов, но это важно Конгрессу. Поэтому сначала Конгресс попытался переложить принятие решение на НАСА, а теперь уже НАСА перекладывает риски на Конгресс. Оба хотят доставки на МКС, но только Конгрессу важно, чтоб доставлял американский подрядчик.
В чем именно, как вы считаете, я лгу?
PS не из моего лексикона, но все же пишется «гАлимый», а не через «о»Valerij56
25.02.2019 20:29+1Ни черта вы не знаете.
Программа именно Сенатом в течении трёх первых лет финансировалась как из чайной ложечки. Это можно увидеть, так как все документы бюджетного процесса открыты и опубликованы. Это вызвало срыв сроков, и теперь Конгресс пытается перевести стрелки с больной головы на здоровую.
encyclopedist
На сегодняшней пресс-конференции NASA опровергло эту статью от Reuters. Вопрос от Рейтерс и ответ тут https://youtu.be/AkOHE-LCT_s?t=2340