Первые обещания и восторг, связанный с социальными сетями – их возможность объединять людей по всему миру и вдохновлять обычных людей на активизм – уступили место страхам перед тем, что они вгоняют нас в депрессию и сеют политический раздор сильнее, чем когда бы то ни было ранее.

Но так ли это на самом деле?

В одном из крупнейших исследований Facebook на социум, Стэнфордские экономисты изучали популярные предположения, связанные с этой платформой и её влиянием на личность и общество.

Среди прочего они обнаружили свидетельства того, что FB делает пользователей менее счастливыми и более беспокойными. Но в целом по их оценке эмоциональное влияние, хотя и существует, оказывается меньше, чем утверждается в других исследованиях, настаивающих на понижении самооценки пользователей.

Их анализ также проливает свет на влияние FB на демократию, и делает предположение, что платформа усиливает политическое разделение, одновременно давая пользователям информацию о происходящем.

Исследование описано в новой работе, одним из авторов которой был Мэтью Генжков, профессор экономики и старший научный сотрудник в Стэнфордском институте исследований экономической политики. Предыдущие исследования, изучавшие подобные темы, либо проводились на меньшей выборке, либо концентрировались на анализе корреляций, а не на случайной оценке причин и следствий.

«Это исследование говорит о том, что рост популярности соцсетей – и в особенности, FB – можно считать палкой о двух концах», — говорит Генжков.

Это напоминание о том, что такая революционная технология, как соцсеть, не может быть полностью хорошей или плохой. Часто это смесь.

«Несколько лет FB не мог сделать ничего плохого, — говорит Генжков. – А последние пару лет он не делает ничего хорошего. FB – либо величайший проект из когда-либо созданных, либо уничтожает человечество. Точно такие же споры шли после появления телевидения. Нам надо начать разбираться в нюансах того, что реально эта технология делает с миром».

Небольшое, но значительное влияние на самочувствие


Генжков и его соавторы – кандидаты в доктора Люка Брагьери и Сара Эйхмайер, а также Хант Алкот, экономист из Нью-Йоркского университета, вовлекли в исследование около 2850 пользователей FB из США. Для участия от пользователей требовалось находиться в FB не менее 15 минут в день. Некоторых из участников добавили в экспериментальную группу, членам которой предложили деньги за то, чтобы они отключили свои учётные записи в преддверии промежуточных выборов в ноябре 2018.

Затем учёные использовали различные метрики, включая ежедневные сообщения, опросы и публично доступную информацию по голосованию и использованию твиттера, чтобы отслеживать поведение как экспериментальной, так и контрольной группы.

Команда сумела изучить широкий спектр точек влияния FB на пользователей. Результаты их работы показывают, что в среднем пользователи, отказавшиеся от FB:
  • Проводят меньше времени в интернете и вовлекаются в широкий спектр различных занятий, в том числе, проводят время с семьёй и друзьями. Они не заменяют FB другой сетевой платформой, вроде твиттера.
  • Сообщили о небольшом, но значительном улучшении уровня счастья в жизни, удовлетворённости жизнью, уменьшении депрессии и беспокойства.
  • Изменения самочувствия происходили вне зависимости от того, были они активными или пассивными пользователями. Чуть больше года назад FB сообщил, что прокрутка новостной ленты – вместо активного участия в соцсети, к примеру, добавления комментариев – ухудшает самооценку пользователей.
  • Хуже ориентировались в текущих событиях и политических новостях.
  • Становились менее радикальными в политических взглядах на проблемы.
  • Стали меньше пользоваться FB по окончанию эксперимента. Спустя четыре недели после окончания, пользователи из экспериментальной группы проводили в мобильном приложении FB на 23% меньше времени, чем контрольная группа.

Генжков говорит, что эти открытия поднимают ряд вопросов касаемо влияния соцсетей на демократию. К примеру, лучше ли будет, если люди будут меньше знать о текущих событиях и с меньшей вероятностью выработают радикальные политические взгляды? Или лучше будет, если люди будут более информированы, но и более фанатичными и агрессивными в своих взглядах?

«Возникает сложный вопрос, не имеющий очевидного ответа», — говорит Генжков, исследования которого связаны с взаимодействием политики и медийных источников.

Сначала усреднение, затем детали


Исследователей особенно удивило то, что по окончанию эксперимента пользователи не стремились поскорее вернуться обратно на FB. Они с большей вероятностью вообще удаляли мобильное приложение с телефона и более рассудительно подходили к вопросу участия в сервисе в дальнейшем.

Результаты говорят о том, что FB, как предполагали многие наблюдатели, можно считать привычкой, формирующейся со временем. То, что пользователи, даже временно отказавшиеся от его использования, меньше хотели пользоваться им в дальнейшем, соответствует теориям пагубного пристрастия, говорит Алкот, адъюнкт-профессор по экономике в Нью-Йоркском университете.

Исследователи также оценили сумму, в которую пользователи готовы оценить отключение своей учётной записи в FB до и после того, как они сделали перерыв в использовании сервиса. Они обнаружили, что медианный пользователь хотел получить $100 за прекращение использования FB на четыре недели. После месячного отпуска средний пользователь говорил, что готов согласиться уже на немного меньшую сумму, чтобы сделать очередной перерыв.

«Оказывается, четырёхнедельный перерыв в использовании позволяет людям оценить то, как они используют FB, но они всё равно готовы платить деньги за то, чтобы оставаться на платформе, — говорит Алкот. – В экономическом отношении FB судя по всему, представляет собой значительную ценность для своих пользователей».

Исследование, по словам Брагьери, подчёркивает нюансы влияния соцсетей. К примеру, то, что пользователи, отключившиеся от FB, меньше знали о происходящем, свидетельствует о том, что платформа является ценным источником информации для людей, которые не интересуются новостями по другим каналам.

«Часто можно услышать, что влияние FB на политику по сути своей является пагубным из-за распространения дезинформации и увеличения радикализации, — говорит он. – Однако данная работа даёт более тонкий подход к пониманию того, что происходит на самом деле, и об этом стоит задуматься».

С учётом этого по окончанию эксперимента исследователи проводят интервью с участниками, чтобы лучше понять различные нюансы результатов. Они также обрабатывают данные, чтобы провести сортировку по возрасту, уровню образования, политической идеологии и другим характеристикам.

«Наше исследование сообщает о средних эффектах, однако для разных людей могут найтись большие отклонения от среднего, — говорит Эйхмайер. – Теперь, когда у нас есть все данные, мы можем начать изучение потенциальных различий».

Комментарии (17)


  1. vydacha
    26.02.2019 11:04

    Зарегистрировался в ФБ в 2008-09
    Удалился в 2016-м
    Ни в чем себя обделенным не чувствую

    Не вижу смысла сидеть в ФБ, если только не по работе.


    1. red_perez
      26.02.2019 13:04

      Примерно так же,
      Из всех соц сетей выпилился, имею только аккаунт на линкед-ин для поиска работы.
      Мешает работать.


      1. tvr
        26.02.2019 14:57

        Из всех соц сетей выпилился

        Совсем из всех, правда-правда?


        1. YemSalat
          27.02.2019 01:07

          А что вас так удивляет?


  1. Revertis
    26.02.2019 14:55
    +1

    Мне кажется, что в любом социальном проекте наступает момент, когда он превращается в мусорку. Именно тогда, когда каждая собака уже имеет там аккаунт.
    Поэтому, людям надо научиться фильтровать контент. Но не все площадки предоставляют такую возможность. Хабр даёт, а именно соц-сетям важнее самим настраивать контент для удержания пользователя. Или правильнее сказать используемого?


    1. Assimilator
      26.02.2019 22:32

      Поддержу вас насчёт свалки и острой необходимости фильтров.


      В FB захожу пару раз в неделю на пару минут только из-за того что посмотрев ленту создаётся впечатление что сам записался в бомжи и копаюсь в мусорке. Удалить не вариант потому что родственники.


  1. eefadeev
    26.02.2019 17:07

    FB — совершенное неудобоваримое г… Система, движимая девизом «Посмотри. Лайкни. Забудь.». Электронный аналог спиннера (только крутить надо не подшипник, а ленту).

    И да, особенно забавно слышать упрёки в «зомбированности телевизором» (шире — СМИ) от тех, кто постоянно сидит в FB :)


  1. Ghool
    26.02.2019 17:10

    Что-то эксперимент и выводы неубедительные

    Убери у человека общение с неопределённым количеством жителей города, оставь ему 2-20 друзей, и он тоже станет счастливее

    И какой вывод: «люди это либо величайшее зло, либо лучшее в мире»?


  1. TechnoMag
    26.02.2019 21:04

    «К примеру, лучше ли будет, если люди будут меньше знать о текущих событиях и с меньшей вероятностью выработают радикальные политические взгляды? Или лучше будет, если люди будут более информированы, но и более фанатичными и агрессивными в своих взглядах?»
    Тут, похоже, завуалирован другой вопрос: эффективна ли информационная война в соц. сетях?..


  1. dYESign
    27.02.2019 00:30
    +1

    ФБ настолько квазимода, что находиться в нем более 5 минут без головной боли невозможно
    Не знаю как дела там сейчас, но год назад приходилось в нем работать и этот кривой интерфейс спалил мне не мало нервных клеток
    А еще изо всех щелей там прут уведомления и предложения сделать что-либо


    1. tvr
      27.02.2019 11:49

      и этот кривой интерфейс спалил мне не мало нервных клеток

      FB разрабатывали Чужие для Хищников, а люди туда попали по недосмотру — это же «клинически доказано» всем давно известно!


  1. borshak
    27.02.2019 00:30

    Небольшое, но значительное

    Противоречие, однако.


  1. alexforgetmenot
    27.02.2019 00:31

    Три года назад положил на эту говносоцсеть, когда они стали требовать сканы с паспорта. Сейчас только твитер как агрегатор новостей от интересных мне компаний, без всяких чатов, «друзей» и прочей мишуры. В тот момент еще была неприятная история у друга с фб, которая окончательно выработала во мне стойкое омерзение к ним. Он пытался как то привлечь внимание к одному некоммерческому проекту, и попробовал покупать какие-то плюшки рекламные в фб. Но у них все так запутанно и мутно, впрочем, как и со всем остальным, короч они сняли 30к с его карты, типа за рекламные услуги (предполагалось не более 1000 руб.) Он написал заявление в банк, деньги вернули через какое то время, но фб выктаил ему персональный гневный баннер при логине после того, мол если такое еще повториться (именно так, без деталей), то они заблокируют его страницу навсегда.


    1. dYESign
      28.02.2019 05:54

      там да, нужно лимиты выставлять. как только привязываешь карту к рекламному кабинету и запускаешь кампании — деньги жрутся и реклама крутится до установленного лимита.
      А установить его забывают многие


  1. NIKOSV
    27.02.2019 00:52

    Как по мне, твиттер самая полезная и влиятельная соцсеть. Площадка, где одним твитом можно обвалить акции многомиллиардной компании на 20%, начать войну, получать мгновенные сводки о происшествиях и событиях, такой себе аггрегатор всего.


    1. eefadeev
      27.02.2019 16:15

      С интересом бы понаблюдал за тем, как вы одним твитом обваливаете

      акции многомиллиардной компании на 20%


  1. oracle_and_delphi
    27.02.2019 06:48

    Это правда, что теперь для получения визы в США необходимо наличие аккаунта в facebook?